Культура России в ХIХ веке. Сергей Андреевич Вишняков Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности. Чтобы понять, что такое русская культура, надо сначала разобраться в исторически сложившихся, традиционных ценностях русского народа, осознать ментальную систему ценностей русского человека. Ведь русскую культуру создают именно русские люди со своим мировоззрением и душевным укладом: не являясь носителем русских ценностей и не обладая русским менталитетом невозможно создавать или воспроизводить её в своем , а любые попытки на этом пути будут подделкой.

В основе Русской культуры лежат русские национальные ценности.

Наиважнейшую роль в развитии русского народа, русского государства и Русского мира сыграла земледельческая крестьянская община, то есть истоки генерирования русской культуры были заложены в системе ценностей русской общины . Предпосылкой существования русского индивида является эта самая община, или как раньше говорили "мир". Следует учесть, что значительную часть своей истории русское общество и государство формировались в условиях военного противостояния, что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения русского народа в целом, как самостоятельного этноса.

У русских, цели и интересы коллектива всегда выше личных интересов и целей отдельно взятого человека - все индивидуальное легко приносится в жертву общему. В ответ же, русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего мира, своей общины. Такая особенность приводит к тому, что русский человек легко откладывает свои личные дела и полностью посвящает себя общему делу. Именно по-этому являются государственным народом , то есть таким народом, которые умеет формировать что-то общее, большое и обширное. Личная выгода всегда следует после общественной.

Русские являются государственным народом потому, что умеют формировать что-то общее для всех.

Истинно русский человек безапеляционно уверен - сначала надо устроить общие социально-значимые дела, а уже потом это единое целое станет работать на всех членов общины. Коллективизм , потребность существовать вместе со своим социумом - одна из ярчайших черт русского народа. .

Еще одна базовая русская национальная ценность - это справедливость , так как без ее четкого понимания и воплощения не возможна жизнь в коллективе. Суть русского понимания справедливости заключается в социальном равенстве людей составляющих русскую общность. Корни этого подхода лежат в древнерусском экономическом равенстве мужчин по отношению к земле: изначально члены русской общины наделялись равными земледельческими долями из того чем владел "мир". Именно по-этому, внутренне, русские стремятся к такой реализации понятия справедливости.

В русском народе спор в категориях правды-истины и правды-справедливости побеждать всегда будет справедливость. Русскому не так важно как было когда-то и как есть на данный момент, куда важнее что и как должно быть в будущем . Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму вечных истин поддерживающих постулат справедливости. Внутреннее стремление к ним гораздо важнее пользы конкретного результата.

Поступки и мысли отдельных людей всегда оценивались через призму справедливости.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано стем, что исстари, в земледельческих общинах люди наделялись равными наделами, периодически производились переделы земли, то есть человек не был собственником земли, не имел права продавать свой кусок земли или менять культуру возделывания на нем. В такой ситуации было нереально проявить индивидуальное мастерство , которое на Руси ценилось не слишком высоко.

Почти полное отсутствие личной свободы сформировало у русских привычку к авралам, как эффективному способу коллективной деятельности во время сельскохозяйственной страды. В такие периоды феноменальным образом сочетались труд и праздник , что позволяло до известной степени компенсировать большое физическое и эмоциональное напряжение, а также отказаться отличной свободы в хозяйственной деятельности.

Общество основанное на идеях равенства и справедливости не смогло утвердить богатство как ценность: к безграничному увеличению богатства. В тоже время жить зажиточно до определенной степени было вполне почитаемо - в русской деревне, особенно в северных регионах, простые люди уважали торговцев, которые искусственно затормаживали свой торговый оборот.

Просто став богатым нельзя заслужить уважение русской общины.

Подвиг у русских это не личное геройство - он всегда должен быть направлен "на вне человека": смерть за свое Отечество и Родину, подвиг за други своя, на миру и смерть красна. Бессмертную славу получали люди жертвовашие собой ради других и на глазах у своей общины. В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти и уж потом - ненависть к врагу. Вот это презрение к возможности погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата лежит презрение к смерти.

Широко известная привычка русских пострадать - не мазохизм. Посредством личностного страдания русский человек самоактуализируется, завоевывает личную внутреннюю свободу. В русском понимании - мир устойчиво существует и непрерывно движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения. В этом кроется причина русского долготерпения: настоящий если будет знать, зачем это нужно...

  • Список русских ценностей
  • государственность
  • соборность
  • справедливость
  • терпеливость
  • неагрессивность
  • готовность страдать
  • уступчивость
  • нестяжательство
  • самоотверженность
  • неприхотливость

Главным стержнем ценностей русской культуры всегда выступал примат духовного над материальным, соборность, православие, труд, справедливость, свободолюбие, любовь к земле, любовь к женщине – матери и супружнице, любовь и служение Отчизне, готовность к защите Отечества, вплоть до самопожертвования, приоритет государства над личностью.

Характеризуя традиционные ценности, присутствующие в сфере современного российского общества, нельзя не выделить существование религиозных ценностей. Сегодня религиозность воспринимается многими россиянами как необходимая часть духовности, как социально -исторический феномен, имеющий важное мировоззренческое значение. Следует отметить, что российское общество в настоящее время, как и прежде, остается не только многонациональным государством, но и многоконфессиональным. В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом. Для российских граждан патриотизм был всегда одним из показателей их ценностно-мировоззренческой духовности. Россиянам издавна было свойственно трогательное отношение к своей Родине, в истории России совершено немало подвигов и героических поступков во имя любви к своей Отчизне, ради сохранения независимости и целостности государства. Русский человек привык любить свою Родину не за материальное вознаграждение, а потому что она дана ему от Бога, и потому, что он здесь родился, вырос, обрел дорогих сердцу людей. Патриотизм трактуется как чувство национальной гордости, как ценность, определяющая основные жизненные позиции. На вершине, по -прежнему, находится традиционные ценности – ценность семьи, дружбы и любви; за последние годы их положение в иерархии ценностей не только не ослабло, а еще более утвердилось. Такая высокая позиция в ценностной иерархии российского общества традиционных ценностей объясняется тем, что всегда семья, частная жизнь была и остается для большинства россиян основным средоточием их душевных и физических сил, и часто является тем единственным спасительным островком, где возможно найти защиту от постоянно усиливающегося социального и психологического напряжения. На одном из центральных мест в иерархии ценностей в общественном сознании россиян находится ценность свободы: до 70% россиян называли свободу в качестве жизненно необходимой ценности.

Объективный факт нахождения на вершине ценности свободы объясняется тем, что мечта о свободе издавна жила в русском народе, обреченном историей на многовековую зависимость. Следует заметить, что свобода осознается россиянами как ценность, в силу существующих традиций и особенностей российского менталитета. Атрибут свободы – необходимость и способность индивидуального, внутреннего и ответственного выбора. Свобода по -русски понималась (и понимается) большинством населения как воля, своеволие, анархия, произвол.

Традиционное и инновационное принято считать двумя сторонами существования культуры. С одной стороны, именно в традициях многообразные элементы культурного наследия – всевозможные ценности, нормы, обычаи, идеи, мифы, обряды, фольклор и т.д. – сохраняются и передаются от одного поколения к другому. С другой – никакие культурные инновации не возникнут, если они не найдут опору в традиционных ценностнях. Новацией может считаться только то, что реально освоено в культуре, приводит к изменению составляющих элементов человеческой деятельности.

Литература

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX века, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм - стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе на долго утвердился культ социального, гражданского искусства.

Живопись

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Многие передвижники обращались к русской истории, ища в ней приметы духовной мощи народа.

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста"). Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты - например, П.М. и С.М. Третьяковы, передавшие свою галерею в дар Москве: так проявлялся возросший культурный уровень и общественный вес молодой русской буржуазии.

В 80-е годы усилилась тяга к осмыслению религиозных идей. Это ярко выразилось в картинах М.В. Нестерова - "Видение отроку Варфоломею", "Юность Сергия Радонежского". В 1884-1896 гг. М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым и М.А.

Архитектура

Индустриально-технический прогресс вел к изменениям в градостроительстве - возводятся заводские корпуса, вокзалы, банки, многоэтажные доходные дома. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества ХVII в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов).

Театр

В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства" Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены прежде всего петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Музыка

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862) и Москве (1866) открылись первые русские консерватории.

К церковной музыке в 80-е годы обращались Балакирев, Римский-Корсаков, Чайковский. Творчество П.И. Чайковского - балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик", опера "Евгений Онегин" - стало одной из вершин не только русской, но и мировой музыки.

Пореформенная эпоха стала временем высоких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа ХIХ - ХХ вв. - "серебряного века" русской культуры.

А вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.

№10. Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.
Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.

Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Длина моста - 260 метров, ширина - 27,8 метра. Средний из пяти пролетов - разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов - 2800 тонн.

Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) - самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 - 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.

С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.

№8. Большой Петергофский Дворец

Большой Петергофский дворец - основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.

Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг. был перестроен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада - 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока - Церковным корпусом.

В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

№7. Казанский Кремль

Казанский кремль - это древнейшая часть Казани. Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.
Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Казанский Кремль - официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

№6. Дворцовая Площадь

Дворцовая площадь - это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 - первой половине19 веков. Главная площадь Санкт-Петербурга.

Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

№5. Екатерининский дворец и парк

Царское Село - это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник "Царское село". Екатерининский дворец и парк - это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.

Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) - бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей.

Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны. Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком. Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой.

№4. Собор Василия Блаженного

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) - православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.

Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.

Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа. По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.

Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№3. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) - крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.

Исаакиевский собор - построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).

Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина - 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний - 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.

№2. Красная площадь

Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь "сердцем столицы". Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая.

Площадь Красной площади - 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах.

№1. Храм Спаса на Крови

Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге - православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.

Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.

Храм Спаса на Крови - одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 - природные.

Сергей Андреевич Вишняков

Культура России в историческом ракурсе: архитектура, литература, живопись, музыкальное искусство, театральное искусство, кинематограф, современное культурное пространство

Тема 1. Архитектура

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов. Получил распространение крестово-купольный тип, имевший следующую схему построения: внутреннее пространство храма расчленялось четырьмя массивными столбами, образуя крест. На этих столбах, соединённых арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом.

Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведённая в Киеве в конце X века греческими мастерами. В начале XI века в городе Чернигове было воздвигнуто ещё одно каменное строение – Спасо-Преображенский собор. Вершиной русской архитектуры этого времени является Софийский собор, построенный в 1037–1054 годах в Киеве греческими и русскими мастерами. Многоглавие куполов прежде в храмовой архитектуре не встречалось. Храм символизировал не только величие церкви, но и мощь княжеской власти.

С XII века начался новый этап в развитии архитектуры. Зодчество XII–XIII веков отличается меньшими масштабами строений, более простыми, но в то же время красивыми формами, простотой отделки. Наиболее типичным стал кубический храм с массивной главой башнеобразной формы. Ранними примерами этого архитектурного стиля являются собор Спасо-Евфросиниева монастыря е Полоцке, собор Михаила Архангела е Смоленске.

Заметно становится влияние романского стиля, которое не затрагивало основ древнерусской архитектуры, но сказалось на внешнем оформлении построек: группы полуколонн, причудливая каменная резьба по внешней поверхности стен. Использование элементов этого стиля распространилось в Смоленском княжестве, а затем во Владимиро-Суздальской Руси (Успенский собор, церковь Покрова на Нерли). Успенский собор воздвигли на высоком берегу, чтобы он доминировал над всем видимым пространством. Он отличался величественностью и изяществом форм. Помимо каменного пояса из колонн, разделявшего храм на две части, в его оформление вводятся скульптурные рельефы. Этот собор сохранился до настоящего времени, хотя перестраивался после пожара 1185 года, когда он был значительно расширен и стал пятиглавым.

Церковь Покрова на реке Нерль восхищает безукоризненностью и чистотой форм. Архитектурные детали многократно подчёркивают её вертикальный ритм, знаменуя связь этого храма с воздушной стихией. Фасады церкви украшены белокаменной резьбой.

В области архитектуры вторая половина XIII–XIV веков характеризуется возобновлением каменного зодчества, которое началось в Новгороде и Пскове раньше, чем в других землях. В этих городах были возведены значительные архитектурные сооружения, при постройке которых использовались традиции прошлого. Среди них церкви Спаса на Ильине (1374) в Новгороде, Василия на Горке (1410) в Пскове. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность характерны для этих построек.

Первые каменные здания в Московском княжестве относятся к XIV–XV векам. Это сохранившиеся до наших дней Успенский собор (1400) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря (1427) в Москве. При создании этих соборов продолжались традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт в сфере градостроительства позволил создать могучий, полный величия и силы Московский Кремль, первые белокаменные стены которого были возведены при Дмитрии Донском в 1367 году. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в архитектурной сфере Европы, завершилось созданием в конце XV века ансамбля Московского Кремля, существующего и поныне. Это была одна из крупнейших крепостей, построенная по всем правилам тогдашней фортификационной науки.

Сердце Кремля – Соборная площадь, на которую выходят главные соборы. Центральным сооружением Кремля является колокольня Ивана Великого. В 1475–1479 годах был построен главный собор – Успенский, где цари венчались на царство, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481–1489 годах возведён Благовещенский собор домовая церковь московских государей, а неподалёку была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор (1505–1508). Тогда же была построена Грановитая палата (1487–1491), получившая своё название от «граней», украсивших наружные стены, и являвшаяся частью царского двора, его тронным залом, где царю представляли иностранных послов, проводили приёмы.

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры XVI века было строительство шатровых храмов, которые не имеют внутри столбов и держатся на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор, или, как его ещё называют, собор Василия Блаженного в Москве, сооружённый в честь взятия Казани.

Церковь Вознесения стала прообразом собора Василия Блаженного (1555–1561). Архитекторы собора Барма и Постник строили его по заказу царя и церкви. Центральный храм должны были окружать семь приделов в честь семи святых, чьи праздники выпадали на дни Казанского похода русского войска. Но архитекторы поступили не так, как повелевали всемогущие заказчики, а по своему разумению, как мастера, лучше разбирающиеся в законах творчества. Воля царя и митрополита отступила перед красотой. Основа собора – круг. В него вписаны два квадрата, получился восьмерик, по углам которого поставили приделы, а в центр – главный Покровский храм. Восемь башен храма, поставленных на высокий цокольный этаж, увенчаны фигурными многокрасочными главами, которые окружают центральную башню, завершённую высоким шатром. Вокруг собора идёт перекрытая сводом обходная галерея, которая отделяет первый этаж от второго, подчёркивая разнообразие архитектурного декоративного убранства. Богатое и своеобразное соотношение частей создаёт удивительную гармонию.

Другим направлением в архитектуре XVI века было строительство пятиглавых монастырских соборов. Такие соборы были построены во многих монастырях крупнейших русских городов. В частности, это Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве, соборы в Туле, Суздале.

Продолжалось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI столетия часть Московского Кремля была обнесена с восточной стороны кирпичной стеной, названной Китайгородской. В самом конце века архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены вокруг Белого города (современное бульварное кольцо в Москве) длиной девять километров. Каменные крепости – кремли построены в Поволжье (Казани, Астрахани), на северо-западе России (в Новгороде, Пскове, Печоре) и даже на далёком севере (на Соловецких островах).

Ещё одним направлением в архитектуре было строительство небольших каменных храмов. Они являлись центрами слобод – районов, населённых ремесленниками разных специальностей, и посвящались конкретному святому – покровителю того или иного ремесла.

Следует заметить, что среди всех видов искусства архитектура в XVI веке получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперёд, что определило последующее развитие зодчества в XVII веке. Как и другие сферы русской культуры XVII века, архитектура обнаружила тенденцию к усилению светских мотивов, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, – отход от средневековой простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала.

Одним из наиболее заметных светских зданий первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском Кремле , построенный архитекторами А. Константиновым, Т. Шарутиным и Л. Ушаковым. Два пояса многоцветных изразцов, золочёная кровля, красочные узоры на стенах придавали дворцу сказочный вид. Изменил свой облик и сам Московский Кремль, где Спасская башня, а затем и другие башни были украшены белокаменными узорами и изразцами.