Первое произведение а н островского. Биография — Островский Александр Николаевич

Александр Николаевич Островский 12 апреля 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве). Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери Александра отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал cклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

А. Н. Островский.

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» (Александр Островский) и «Д. Г.». Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись», написанная в 1852 г. и поставленная впервые в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 г.

Более тридцати лет, начиная с 1853 года новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

А. Н. Островский, 1856 г.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья

  • Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но будучи женщиной умной, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество

«Колумб Замоскворечья»

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала ее смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.»

- «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я <…> в этом произведении выхожу на новую дорогу»; о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал жемчужиной творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке - Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Память

  • Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.).
  • Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Уральский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
  • Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Ивановская обл.).
  • Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А. Н. Островского.
  • Улицы в ряде городов бывшего СССР.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
  • В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург - памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина - Дом-музей А. Н. Островского.
  • Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
  • Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
  • Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывш. Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
  • Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на который в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
  • Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
  • К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли - Г. Вицин).
  • Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
  • В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет» ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“ » (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли - оперная певица Любовь Казарновская).

В филателии

Почтовые марки СССР

Портрет А. Н. Островского - почтовая марка СССР. 1948 год.

Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.

Почтовая марка СССР, 1959 год.

Драматург А. Н. Островский (1823-1886), актёры М. Н. Ермолова (1853-1928), П. С. Мочалов (1800-1848), М. С. Щепкин (1788-1863) и П. М. Садовский (1818-1872). Почтовая марка СССР 1949 год.

Пьесы

  • «Семейная картина» (1847)
  • «Свои люди - сочтёмся» (1849)
  • «Неожиданный случай» (1850)
  • «Утро молодого человека» (1850)
  • «Бедная невеста» (1851)
  • «Не в свои сани не садись» (1852)
  • «Бедность не порок» (1853)
  • «Не так живи, как хочется» (1854)
  • «В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.
  • «Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.
  • «Праздничный сон до обеда» (1857)
  • «Не сошлись характерами!» (1858)
  • «Воспитанница» (1859)
  • «Гроза» (1859)
  • «Старый друг лучше новых двух» (1860)
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
  • «Тяжёлые дни» (1863)
  • «Грех да беда на кого не живёт» (1863)
  • «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
  • «Шутник» (1864)
  • «На бойком месте» (1865)
  • «Пучина» (1866)
  • «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
  • «Тушино» (1866)
  • «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
  • «Горячее сердце» (1869)
  • «Бешеные деньги» (1870)
  • «Лес» (1870)
  • «Не всё коту масленица» (1871)
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Комик XVII столетия» (1873)
  • «Снегурочка» (1873) текст. В 1881 году состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра
  • «Поздняя любовь» (1874) текст 22 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Трудовой хлеб» (1874) текст 28 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Волки и овцы» (1875)
  • «Богатые невесты» (1876) текст 30 ноября 1876 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст 18 ноября 1877 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Последняя жертва» (1878)текст 8 ноября 1878 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля
  • «Бесприданница» (1878) текст 10 ноября 1878 состоялось первое представление драмы в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Добрый барин» (1879)
  • «Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Сердце не камень» (1880)
  • «Невольницы» (1881)
  • «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина.
  • «Без вины виноватые» (1881-1883)
  • «Таланты и поклонники» (1882)
  • «Красавец мужчина» (1883)
  • «Не от мира сего» (1885)

Экранизации произведений

  • 1911 - Василиса Мелентьева
  • 1911 - На бойком месте (фильм, 1911)
  • 1916 - Без вины виноватые
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге )
  • 1933 - Гроза
  • 1936 - Бесприданница
  • 1945 - Без вины виноватые
  • 1951 - Правда - хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
  • 1952 - Волки и овцы (телеспектакль)
  • 1952 - На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
  • 1952 - Снегурочка (мультфильм)
  • 1953 - Горячее сердце (фильм-спектакль)
  • 1955 - На бойком месте (фильм-спектакль)
  • 1955 - Таланты и поклонники (фильм-спектакль)
  • 1958 - Пучина (телефильм, экранизация спектакля Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина).
  • 1964 - Женитьба Бальзаминова
  • 1968 - Снегурочка
  • 1971 - На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль)
  • 1971 - Весенняя сказка (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  • 1972 - Светит, да не греет (фильм-спектакль)
  • - Таланты и поклонники (телеспектакль)
  • 1973 - Таланты и поклонники
  • 1975 - Последняя жертва
  • 1978 - Красавец-мужчина
  • 1980 - Лес
  • 1981 - Бешеные деньги
  • 1981 - Вакансия - фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  • 1982 - Попечители (телеспектакль по пьесе «Последняя жертва»)
  • 1983 - Поздняя любовь
  • 1984 - Жестокий романс (по мотивам пьесы «Бесприданница»)
  • 1985 - После дождичка в четверг (фильм-сказка)
  • 1989 - Сердце не камень
  • 1998 - На бойком месте
  • 2001 - Дикарка
  • 2005 - Анна (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
  • 2006 - Снегурочка (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  • 2008 - Без вины виноватые
  • 2008 - Русские деньги (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
  • 2008 - Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  • 2009 - Банкрот (по мотивам пьесы «Свои люди - сочтёмся»)
  • 2011 - Бесприданница

Творчество Александра Николаевича Островского заслуженно является вершиной русской драматургии середины XIX века. Оно знакомо нам еще со школьных лет. И несмотря на то что пьесы Островского, список которых очень велик, были написаны еще в позапрошлом столетии, они сохраняют свою актуальность и теперь. Так в чем же заслуга знаменитого драматурга и как проявилось новаторство его творчества?

Краткая биография

Александр Островский появился на свет 31 марта в 1823 году в Москве на Детство будущего драматурга прошло в Замоскворечье - купеческом районе Москвы. Отец драматурга, Николай Федорович служил судебным стряпчим и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Поэтому Островский несколько лет проучился на юриста и после этого по воле отца поступил в суд в качестве писца. Но уже тогда Островский начал создавать первые свои пьесы. С 1853 года произведения драматурга ставят в Петербурге и Москве. У Александра Островского было две жены и шесть детей.

Общая характеристика творчества и темы пьес Островского

За годы своего творчества драматург создал 47 пьес. «Бедная невеста», «Лес», «Бесприданница», «Снегурочка», «Бедность не порок» - все это пьесы Островского. Список можно продолжать очень долго. Большая часть пьес - комедии. Недаром Островский остался в истории как великий комедиограф - даже в его драмах присутствует смешное начало.

Огромная заслуга Островского заключается в том, что именно он заложил принципы реализма в русской драматургии. В его творчестве отражается сама жизнь народа во всем своем многообразии и естественности, герои пьес Островского - это самые разные люди: купцы, ремесленники, учителя, чиновники. Возможно, произведения Александра Николаевича по сей день близки нам именно потому, что его персонажи так реалистичны, правдивы и так похожи на нас самих. Давайте проанализируем это на конкретных примерах нескольких пьес.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди - сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации и самих человеческих отношений.

Анализ пьесы Островского «Гроза»

Пьеса «Гроза» стала переломным и одним из лучших произведений в работах Островского. В ней тоже показан контраст между старым патриархальным миром и принципиально новым укладом. Действие пьесы происходит на берегу Волги в провинциальном городке Калинове.

Главная героиня Катерина Кабанова живет в доме своего мужа и его матери, купчихи Кабанихи. Она страдает от постоянного давления и гнета со стороны свекрови - яркой представительницы патриархального мира. Катерина разрывается между чувством долга по отношению к своей семье и нахлынувшим на нее чувством к другому. Она в смятении, потому что по-своему любит своего мужа, но не может совладать с собой и соглашается на свидания с Борисом. После героиня раскаивается, ее стремление к свободе и счастью сталкивается с устоявшимися нравственными устоями. Катерина, неспособная на обман, признается в содеянном своему мужу и Кабанихе.

Она больше не может жить в обществе, где царит ложь и самодурство и люди не способны воспринимать красоту мира. Муж героини любит Катерину, но не может, подобно ей, восстать против гнета своей матери - для этого он слишком слаб. Возлюбленный, Борис, тоже не способен что-либо изменить, так как сам не может освободиться от власти патриархального мира. И Катерина совершает самоубийство - протест против старого уклада, обреченного на разрушение.

Что касается этой пьесы Островского, список героев можно условно разделить на две части. В первой будут представители старого мира: Кабаниха, Дикой, Тихон. Во второй - герои, символизирующие новое начало: Катерина, Борис.

Герои Островского

Александр Островский создал целую галерею самых разнообразных персонажей. Здесь чиновники и купцы, крестьяне и дворяне, учителя и артисты - многоликие, как сама жизнь. Примечательной особенностью драматургии Островского является речь его героев - каждый персонаж говорит своим языком, соответствующим своей профессии и характеру. Стоит отметить умелое использование драматургом народного творчества: пословиц, поговорок, песен. В качестве примера можно привести уже хотя бы название пьес Островского: «Бедность не порок», «Свои люди - сочтемся» и других.

Значение драматургии Островского для русской литературы

Драматургия Александра Островского послужила значительнейшим этапом становления национального русского театра: именно он создал в теперешнем виде, и в этом заключается несомненное новаторство его творчества. Пьесы Островского, список которых был коротко приведен в начале статьи, утвердили торжество реализма в русской драматургии, а сам он вошел в ее историю как неповторимый, самобытный и яркий мастер слова.

Театр как дело серьезное и народное
начался у нас тоже недавно,
начался настоящим образом с Островского.

А.А. Григорьев

Детство и юность

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию, окончил ее в 1840 г. Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет. "Я с молодости бросил все и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда чиновником по "словесному столу", т.е. по приему от просителей устных просьб.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

1847–1851 гг. – ранний период

Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" – первого варианта комедии "Свои люди – сочтемся!", – комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".

В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди – сочтемся!".

В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.

В пьесе "Свои люди – сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря н необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

1852–1855 гг. – «Москвитянский период»

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.

В 1850 году Островский становится членом так называемой "молодой редакции" славянофильского журнала "Москвитянин". Но отношения с главным редактором Погодиным складываются непросто. Несмотря на выполняемую огромную работу Островский все время оставался в долгу перед журналом. Погодин платил скупо.

1855–1860 гг. – предреформенный период

В это время происходит сближение драматурга с революционно-демократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в "Современнике".

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

1860–1886 гг. – пореформенный период

В 1862 г. Островский посетил Германию, Австро-Венгрию, Италию, Францию и Англию.

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы. "Исписал всю русскую жизнь" – от доисторических, сказочных времен ("Снегурочка"), и событий прошлого (хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук") до злободневной действительности. Произведения Островского и в конце XX века остаются на сцене. Его драмы часто звучат так современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя.

Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д. Его творчество охватывает огромный период: от 40-х гг. – поры крепостничества и до середины 80-х гг., отмеченных быстрым развитием капитализма и ростом рабочего движения.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983 г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывал глаза на плохое и не упуская из виду самое дорогое и важное.

14 июня 1886 г. Александр Николаевич Островский умер в своем любимом заволжском имении Щелыково, что в костромских дремучих лесах, на холмистых берегах маленьких извилистых речек.

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал:

"Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I, Аванта+ , М., 1999


Александр Николаевич Островский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1823 года в Москве.

В детстве Александр получил хорошее домашнее образование - изучал древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии - английский, итальянский, испанский языки.

В 1835-1840 годах Александр Островский учился в Первой Московской гимназии.

В 1840 году поступил в Московский университет на юридический факультет, но в 1843 году из-за столкновения с одним из профессоров оставил учебу.

В 1943-1945 годах служил в Московском совестном суде (губернский суд, рассматривавший гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные).

1845-1851 - работал в канцелярии Московского коммерческого суда, уйдя в отставку в чине губернского секретаря.

В 1847 году Островский опубликовал в газете "Московский городской листок" первый набросок будущей комедии "Свои люди - сочтемся" под названием "Несостоятельный должник", затем комедию "Картина семейного счастья" (впоследствии "Семейная картина") и очерк в прозе "Записки замоскворецкого жителя".

Признание Островскому принесла комедия "Свои люди - сочтемся" (первоначальное название "Банкрот"), которая была окончена в конце 1849 года. До публикации пьеса получила одобрительные отзывы писателей Hиколая Гоголя, Ивана Гончарова, историка Тимофея Грановского. Комедия была напечатана в 1950 году в журнале "Москвитянин". Цензура, усмотревшая в произведении оскорбление купеческого сословия, не разрешила ее постановку на сцене - впервые пьеса была поставлена в 1861 году.

С 1847 года Островский сотрудничал как редактор и критик с журналом "Москвитянин", публикуя в нем свои пьесы: "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850), комедии "Бедная невеста" (1851), "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854).

По прекращении издания "Москвитянина", Островский в 1856 году перешел в "Русский Вестник" , где во второй книжке за этот год была напечатана его комедия "В чужом пиру похмелье". Но в этом журнале он работал недолго.

С 1856 года Островский - постоянный сотрудник журнала "Современник" . В 1857 году им были написаны пьесы "Доходное место" и "Праздничный сон до обеда", в 1858 году - "Не сошлись характерами", в 1859 году - "Воспитанница" и "Гроза".

В 1860-е годы Александр Островский обратился к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра. Он создал цикл исторических пьес : "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861), "Воевода" (1864), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866), психологическую драму "Василиса Мелентьева"(1868).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Островский – русский драматург, внесший огромный вклад в развитие русского театра. Ему удавалось мастерски работать в любых жанрах, мастерски передавая судьбы своих героев.

Наиболее известными пьесами в его стали «Бесприданница» и «Гроза», которые до сих пор успешно ставятся на сценах.

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Островского .

Детство и юность

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 г. в . Отец будущего драматурга, Николай Федорович, рос в семье священника. Однако по стопам своего отца он не пошел.

Вместо этого отец Островского начал работать в судебных учреждениях, в результате чего дослужился до титулярного советника. Мать Александра, Любовь Ивановна, умерла, когда ему было всего 7 лет.

Еще в раннем детстве мальчик любил проводить время за чтением . Он с интересом читал русскую литературу, а в будущем мечтал стать писателем. Однако отец не разделял взгляды юного Островского, поскольку хотел, чтобы тот был юристом.

Образование

В 1835 г. Александр Островский поступил в Московскую гимназию, в которой проучился 5 лет. После этого он продолжил учебу в Московском университете на юрфаке, куда он поступил в 1940 г.

Однако окончить его он не смог из-за серьезного конфликта с преподавателем. Провалив экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе, проучившись всего 3 года.

В конечном счете, отец трудоустроил сына в суд, где будущий драматург начнет писать свои первые работы.

Творчество Островского

Первая пьеса в биографии Островского называлась «Свои люди – сочтемся!» (1850 г.). После ее прочтения и оставили о ней положительные отзывы.

Однако она понравилась далеко не всем. Когда московские чиновники увидели в пьесе самих себя, выставленных в негативном свете, они пожаловались государю.

В результате император Николай 1 уволил Александра Островского со службы и определил его под надзор полиции. Только спустя 11 лет пьесу начнут снова ставить в театрах.

Когда на престоле оказался Александр 2 он снял надзор с драматурга, после чего тот смог свободно заниматься писательской деятельностью.

В 1856 г. в биографии Островского появляется постоянная литературная занятость: он начинает сотрудничать с изданием «Современник», основанным .

33-детний Островский, 1856 г.

Через 3 года Островский публикует первый в своей биографии сборник произведений в 2-х томах.

В 1865 г. им была написана пьеса «Гроза», которую литературный критик Николай Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве».

Такое сравнение Добролюбов сделал потому, что до выхода данной пьесы он называл Островского изобразителем «темного царства». Стоит заметить, что в «Грозе» присутствовало множество эпизодов из биографии Островского.

Интересен факт, что на сегодняшний день Островский входит в тройку лучших драматургов, по мнению зрителей:

  • Александр Островский

Если вы были хоть на одном спектакле Островского – то вы наверняка согласитесь с этим утверждением.

Колыбель талантов

С каждым годом Александр Николаевич становился все более популярным писателем, и в 1863 г. был удостоен Уваровской премии. Вскоре его приняли в состав Академии наук Петербурга.

В 1865 г. он создал Артистический кружок, который впоследствии стал колыбелью многих талантов. В его доме часто бывали Достоевский, Тургенев, и другие писатели.

В 1874 г. Островский образовал Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, став его председателем. На этой должности он провел ряд серьезных реформ, благодаря которым артисты улучшили свое положение и получили больше прав.

В 1881 г. Островскому удалось побывать на опере «Снегурочка». Особый восторг у него вызвало музыкальное сопровождение. Позже писатель признавался, что музыка к его «Снегурочке» была удивительно живой и эмоциональной.

Личная жизнь

Первой любовью в биографии Островского была актриса Любовь Косицкая, которая также относилась к нему неравнодушно. Однако поскольку они оба состояли в браке, влюбленные не решились создавать семью.

На протяжении 20 лет драматург сожительствовал с Агафьей Ивановной, которая была простой и малообразованной девушкой. Несмотря на это, она с полуслова понимала Островского и была надежной опорой в его жизни.

У них рождались дети, но все они умирали еще в младенчестве. Затем скончалась и сама Агафья Ивановна.

В 1869 г. в биографии Островского появилась еще одна женщина. Он вступил в брак с Марией Бахметьевой, с которой он проживет до конца жизни. У них родилось 4 мальчика и 2 девочки.

Последние годы

В 1885 г. Александр Островский руководил репертуарной частью московских театров, а также возглавлял театральное училище.

При этом стоит заметить один интересный факты из биографии Островского. Несмотря на то, что он имел большую известность и находился на высоких должностях, он все время сталкивался с материальными трудностями.

Во многом это объяснялось тем, что драматург много вкладывал в творческие проекты, поскольку был полностью поглощен литературным и .

Он днями и ночами работал без отдыха, что впоследствии негативно отразилось на его здоровье.

Смерть Островского

Александр Николаевич Островский умер 2 июня 1886 г. в возрасте 63 лет, в усадьбе Щелыково. На сегодняшний день это имение представляет собой музей Островского.

На его погребение русский император Александр 3 выделил из государственной казны 3000 рублей. Кроме этого он позаботился о том, чтобы вдове и детям драматурга выплачивалась пенсия.

По произведениям Островского до сих пор снимаются фильмы и телеспектакли. В советское время Эльдаром Рязановым была снята великолепная картина «Жестокий романс» по мотивам пьесы «Бесприданница».

В общей сложности, после смерти Александра Островского было экранизировано более 40 его произведений.

Если вам понравилась биография Островского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!