Причащение русской словесности. Создано общество русской словесности

Первый Съезд Общества русской словесности открылся 25 мая, в День филолога, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Делегатами и гостями съезда стали видные ученые, члены Российской академии наук и Российской академии образования, политические деятели, преподаватели ведущих российских вузов, школьные учителя из регионов России, писатели и деятели культуры, представители родительского сообщества, общественных организаций, студенчества и духовенства.

26 мая года в Колонном зале Дома Союзов пленарное заседание съезда возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с президентом РАО, президентом МАПРЯЛ и РОПРЯЛ Л. А. Вербицкой.

Заседание посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин. Говоря о русском языке и литературе, Президент подчеркнул, «что речь идет о сохранении - ни больше, ни меньше - национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить историческую преемственность и связь поколений. Для русских это означает быть и оставаться русскими».

На съезде была представительная делегация от МПГУ: проректор, директор Института филологии и иностранных языков Л.А. Трубина, зав. кафедрой русского языка Н.А. Николина, зав. кафедрой методики преподавания литературы В.Ф. Чертов, зав. кафедрой общего и прикладного языкознания О.Е. Дроздова, зав. кафедрой довузовского преподавания РКИ Е.А. Хамраева, профессора А.Д. Дейкина, С.А. Зинин, Е.Г. Чернышова, К.П. Смолина, Е.В. Гетманская, В.Н. Базылев, доценты Е.Л. Ерохина, Л.Ю. Комиссарова, М.В. Сарапас, Л.Г. Латфуллина, Н.А. Попова.

Рассказать друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

27 / 05 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

Комментариев пока нет




15 / 03 / 2019

14 марта 2019 года в Российском университете дружбы народов состоялся Второй Всероссийский научно-практический семинар для учителей образовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся. В нем приняли участие учителя...

14 / 03 / 2019

13 марта доцент кафедры русской литературы ХХ-ХХI вв. Наталья Юрьевна Богатырёва приняла участие в педагогическом марафоне, который ежегодно проводит Троицкая православная школа. Лекцию на тему “Тенденции современной детской и юношеской...

14 / 03 / 2019

27 февраля в Центре русского языка и культуры им. А. Ф. Лосева Института филологии МПГУ состоялась встреча с Шавкатом Сафаровичем Шариповым – ректором Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами, связанная...

13 / 03 / 2019

В начале марта профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии МПГУ Янина Викторовна Солдаткина приняла участие в передаче «Гик Zona» на радио Теос, активно сотрудничающем с МПГУ в вопросах...

12 / 03 / 2019

6 марта 2019 года на базе Института филологии МПГУ прошел международный онлайн вебинар на тему “Признанный миром Абай”, посвященный Абаю Кунанбаеву (1845-1904) – великому поэту казахского народа, философу-гуманисту, композитору,...

11 / 03 / 2019

Центром русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии в рамках Программы обмена Культурно-образовательного проекта «Россия – Италия» (ПРИЯ) Департамента образования г. Москвы был проведен ставший уже традиционным круглый...

05 / 03 / 2019

2 марта в Центре русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева состоялся круглый стол, посвященный 120-летию со дня рождения Юрия Карловича Олеши. В живой беседе участвовали преподаватели Института филологии...

05 / 03 / 2019

22 февраля в Главном корпусе МПГУ состоялся круглый стол, посвящённый столетию со дня рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера (1 января 1919 – 27 января 2010), в котором приняли участие...

04 / 03 / 2019

28 февраля – 1 марта студенты и магистранты Института филологии Московского педагогического государственного университета провели вместе с профессором кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Ириной Георгиевной Минераловой в Брестском государственном университете...

04 / 03 / 2019

28 февраля – 1 марта 2019 г. состоялась XXIII Международная научно-практическая конференция «Языкознание для всех» на тему «Серьезное и занимательное в языке разных сфер жизни». Участниками конференции стали более 150...

04 / 03 / 2019

27 февраля 2019 года в Национальном Евразийском университете им. Л.Н. Гумилева (Астана, Республика Казахстан) открылась международная конференция молодых ученых, которая проходила в режиме видеоконференции. Московский педагогической государственный университет, Институт филологии,...

28 / 02 / 2019

27 февраля 2019 года в Государственном музее истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), в Доме И.С. Остроухова в Трубниках в рамках выставочно-исследовательского проекта “Литературные войны 1920-1930-х годов:...

28 / 02 / 2019

В конце февраля состоялся рабочий визит делегации Института филологии в Университет Яна Кохановского в г. Кельце (Польша). В составе делегации – директор института, зав кафедрой русской классической литературы доктор филологических наук Е.Г. Чернышева...

27 / 02 / 2019

Видеоканал МПГУ поставил очередной рекорд – количество его подписчиков превысило 30 000 человек! Таким образом, наш YouTube-канал вошел в тройку лидеров среди официальных видеоканалов вузов России.

25 / 02 / 2019

Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии организовал и провел интерактивные площадки в рамках празднования Дня родного языка. По доброй традиции 21 февраля в Московском педагогическом государственном университете...


25 / 02 / 2019

В сборнике собраны статьи участников IV научно-практической конференции молодых ученых «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы», прошедшей в Московском педагогическом государственном университете 12 мая 2018 года.

25 / 02 / 2019

17 февраля 2019 года доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания МПГУ, специалист Центра русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Андрей Владимирович Григорьев в эфире радио «Маяк» рассказал о...

22 / 02 / 2019

Отмечать Международный день родного языка ярко и широко стало в Московском педагогическом государственном университете доброй традицией. Как и во многих странах мира, 21 февраля в главном педагогическом вузе России говорят...

21 / 02 / 2019

16 февраля в Институте филологии состоялась встреча с прозаиком Татьяной Меньщиковой, приуроченная к выходу ее книги “Мой отец зажигал звезды” в издательстве “КомпасГид”. Дебютная повесть молодой талантливой писательницы адресована подросткам...

21 / 02 / 2019

21 февраля весь мир отмечает День родного языка. Студенты Подготовительного факультета РКИ поучаствовали в общеуниверситетском празднике и провели одну из площадок – «Мы говорим на разных языках, но планета у...

21 / 02 / 2019

20 февраля в Институте филологии прошла IV студенческая научно-практическая конференция «Педагог XXI столетия», организованная кафедрой методики преподавания литературы. В работе конференции приняло участие более 200 студентов 2-5 курсов бакалавриата и...

21 / 02 / 2019

21 февраля 2019 года в рамках празднования Дня родного языка в МПГУ (Корпус гуманитарных факультетов) студенты университета участвовали во многих культурно-просветительских мероприятиях. Большой интерес вызвала интерактивная лингвистическая игра-викторина «Словарный запас»,...

19 / 02 / 2019

16 февраля в Институте филологии состоялась лекция-форум “Фонвизин – Грибоедов – Гоголь: драматурги – наши современники” Участники лекции-форума под руководством Минераловой Ирины Георгиевны, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы...

18 / 02 / 2019

15–16 февраля 2019 г. в МПГУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного», организованная кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении Института филологии...

16 / 02 / 2019

Профессор Института филологии МПГУ Ирина Георгиевна Минералова на канале "Красная линия" в программе «Телесоскоб. Мориц и Бушин - глыбы, "Архипелаг ГУЛАГ" - плохая книга».

13 / 02 / 2019

9 февраля в рамках мероприятий Всероссийской школы поэзии в институте филологии состоялось третье заседание научно-творческого семинара ОПОЯЗ-2, возобновившего свою деятельность после почти 20-летнего перерыва. Заседание в форме Полудня Рождественской поэзии...


12 / 02 / 2019

9 февраля 2019 г. в Корпусе гуманитарных факультетов МПГУ Отдел краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ провел для студентов московских вузов и школьников образовательный квест «Лабиринт эпох»....

11 / 02 / 2019

9 февраля в Институте филологии состоялась лекция “Современная детская литература: имена, традиции, тенденции” Богатырёва Наталья Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI веков Института филологии, на лекции, посвященной...

11 / 02 / 2019

5 февраля 2019 г. специалист отдела краеведения и историко-культурного туризма Дирекции изучения истории МПГУ Э.Р. Полатханова вместе со студентами Института истории и политики, Института Филологии и Института Детства провели...

07 / 02 / 2019

Кафедра риторики и культуры речи в полном составе прошла обучение в Библиотеке МПГУ по составлению списка литературы к рабочей программе дисциплин. Заведующая справочно-библиографическим отделом Мария Николаевна Свирина научила преподавателей эффективно...

06 / 02 / 2019

Литература Древней Руси: материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева; Эпическая традиция в русской литературе ХХ–ХХI веков: материалы XXIII Шешуковских чтений.

04 / 02 / 2019

31.01.2019 – 02.02.2019 в Новосибирском государственном университете прошла VII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке», в которой приняли участие профессор кафедры русского языка Института филологии...

04 / 02 / 2019

1 февраля 2019 года в Московском педагогическом государственном университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Мифологическое и историческое в русской литературе XX-XXI веков. XXIV Шешуковские чтения».

02 / 02 / 2019

Московский педагогический государственный университет был представлен на Международной научной конференции «Диалог культур X» в Чехии 15–16 января 2019 г. В работе конференции, проходившей в Университете Градец Кралове, приняли участие преподаватели...


01 / 02 / 2019

Русский центр в Берлине при поддержке фонда «Русский мир» провел с 28 по 30 января 2019 года Международную конференцию по работе с русскоязычными детьми «Формула счастливых каникул», в которой приняли...

30 / 01 / 2019

Международная научно-практическая конференция «Мировая словесность для детей и о детях», под патронатом которой проходит раз в 2 года международный форум в МПГУ и совместный с Крымским федеральным университетом им. В.И....

23 / 01 / 2019

21 января 2019 года Центр русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии МПГУ провел вебинар, посвященный подведению итогов Всероссийской универсиады «Великий, могучий», в организации дистанционного тура которой принимал...


17 / 01 / 2019

Ректор МПГУ, профессор Алексей Владимирович Лубков на канале «Россия 1» в программе “Утро России”.

17 / 01 / 2019

15 января в Центре русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии МПГУ состоялось совещание по вопросам, связанным с открытием Центров русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева в...

15 / 01 / 2019

27 декабря 2018 года на кафедре русского языка как иностранного в профессиональном обучении прошёл новогодний вечер, направленный на изучение традиций празднования Нового года в России. В нём приняли участие студенты...

14 / 01 / 2019

Подготовительный факультет РКИ Института филологии поздравляет всех со старым Новым годом! И вспоминает новогодний праздник для иностранных студентов факультета. Он состоялся 27 декабря в холле корпуса гуманитарных факультетов. Настоящие Дед...

10 / 01 / 2019

27 декабря в фойе Главного корпуса МПГУ прошла Новогодняя елка для детей преподавателей, организованная Лабораторией студенческих инициатив Института филологии и студенческим советом филфака при поддержке Первичной профсоюзной организации МПГУ. Каждый...

09 / 01 / 2019

В рамках разрабатываемого Институтом мировой литературы им. М. Горького (ИМЛИ РАН) проекта «РУССКАЯ УСАДЬБА В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ» 26 декабря 2018 года в бывшей усадьбе кн. Трубецких «Узкое» (ныне ФНКЦ РР...

09 / 01 / 2019

Ютюбовский канал МПГУ, который все больше набирает активных и неравнодушных сторонников, преодолел новый важный психологический рубеж: количество его подписчиков превысило 25.000 человек, а число просмотров канала составило более 4 млн. 100 тыс. посещений.

25–26 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд Общества русской словесности, возглавляемого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Общество призвано объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей в деле сохранения лучших традиций русского языка и литературы.

1 /

9 марта 2016 года было создано Общество русской словесности, председателем которого стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 25–26 мая в Москве прошел первый съезд этой организации, которая призвана объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей, деятелей культуры.

Президент поставил задачи

Выступая на пленарном заседании съезда, которое состоялось в Колонном зале Дома Союзов, президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что «сбережение русского языка, литературы и нашей культуры – это вопросы национальной безопасности, сохранения своей идентичности в глобальном мире».

По мнению главы государства, Общество русской словесности должно «стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной литературы, помощи молодым и талантливым писателям и, конечно, решения проблем филологического образования».

Как пояснил Владимир Путин, речь идет «не только об обеспечении общественной и экспертной оценки учебных и учебно-методических материалов, но и об участии в доработке федеральных государственных образовательных стандартов в части русского языка и литературы, в подготовке профильных программ обучения и списка литературных произведений, которые обязательно должны знать подрастающие поколения».

«Мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество», – подчеркнул президент.

Реально ли решить эти задачи? Патриарх Кирилл смотрит в будущее с оптимизмом. По его словам, мнение о том, что «молодежь мало читает – факт весьма спорный». Во-первых, глава РПЦ констатировал, что не все молодые люди читают мало, во-вторых, неразрешимой эта проблема не является, если рядом находится умный наставник, педагог, способный привить вкус к чтению и стремление извлекать важные для жизни уроки.

Поэтому, по убеждению Патриарха, «педвузы должны стать интеллектуальными и культурными центрами», нельзя принимать туда абитуриентов по остаточному принципу, а престиж педагогов должен быть сравним с престижем ученых и спортсменов.

Затронул Его Святейшество и такие насущные проблемы, как вариативность школьных и вузовских программ. По его мнению, вариативности не надо бояться – следует говорить об интеллектуальном и духовном наполнении программ школьного обучения, о разумном балансе обязательного и вариативного компонентов. То же самое касается и списка литературы, предназначенной для чтения учащимися: должен быть некий «золотой канон», который включает проверенные временем произведения русской классики, из которых учитель-словесник мог бы выбрать лучшие, на его взгляд, книги.

Не обошел вниманием Патриарх Кирилл и вечно актуальную тему ЕГЭ, подвергнув критике тестовую часть с выбором ответов. Правда, президент РАО Людмила Вербицкая поправила его, что теперь уже такие задания исключены из ЕГЭ по русскому языку и литературе и даже поделилась любопытной новостью: в 2017 году планируется ввести устную часть в контрольно-измерительные материалы по этим предметам.

Выступление министра образования и науки Дмитрия Ливанова впечатления на участников съезда не произвело. Причина в том, что он говорил о достижениях и успехах (об увеличении часов на изучение русского языка и литературы; о росте числа детей, принимающих участие в конкурсах сочинений; о предстоящем обновлении фондов школьных библиотек), в то время как люди собрались для анализа накопившихся проблем, требующих неотложного решения.

Учителя приняли решение

Об этом свидетельствовали дискуссии, развернувшиеся на заседаниях рабочих секций, состоявшихся накануне пленарного заседания.

Самые бурные обсуждения прошли на секции, посвященной преподаванию русского языка и литературы в школе.

Модератор секции, абсолютный победитель конкурса «Учитель года» (2012), директор «Гимназии №1520 им. Капцовых» г. МосквыВита Кириченко с самого начала задала тон обсуждению, поставив вопрос «ребром»: как относиться к недавно разработанным документам – Концепции преподавания русского языка и литературы и Примерной основной образовательной программе для старшей школы по этим дисциплинам?

На выбор ведущая секции предложила три варианта: 1. Эти документы – данность, которую надо принять. 2. Расценивать эти документы как временные, в которые педагоги вправе вносить изменения по своему усмотрению. 3. Эти документы не окажут существенного влияния на жизнь школы, их можно игнорировать в своей повседневной деятельности.

Собравшиеся приняли за основу второй вариант. Как выяснилось, многих не устраивает концепция преподавания русского языка и литературы: причина в том, что, несмотря на длительное профессиональное и общественное обсуждение, в окончательной версии были учтены не все мнения учителей. Но поскольку документ рамочный, в него еще можно вносить коррективы, и на данном этапе важно включиться в обсуждение плана мероприятий по реализации концепции.

Что же касается Примерной основной образовательной программы для старшей школы, то участники секции приняли решение отложить ее одобрение ввиду необходимости доработки.

Кроме того, специалисты намерены провести экспертизу всех учебников по русскому языку и литературе, входящих в Федеральный перечень.

Наконец, всеобщую поддержку получила идея организовать съезд учителей-словесников в 2017 году.

Родители захотели вернуться в прошлое

Не менее бурное обсуждение состоялось на заседании секции «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», на которой собрались представители Национальной родительской ассоциации из 48 регионов. В ходе дискуссии можно было услышать самые разные предложения. Например, о необходимости возвращения в современную школу единых учебников и программ; о введении курса русской словесности вместо двух отдельных предметов – русского языка и литературы. Кто-то из родителей предложил учить детей в начальной школе писать перьевыми ручками с чернилами – дескать, только так можно выработать каллиграфический почерк...

Подводя итоги работы секции, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных традиций» Алексей Гусев отметил: опрос более 1000 родителей показал, что подавляющее большинство недовольно качеством преподавания и учебников. Выход многие видят в возвращении модели советской школы, традиционных принципов обучения.

Как с сожалением констатировал Алексей Гусев, родители не имеют достаточной компетентности для мотивации детей к изучению русского языка и литературы, для экспертизы учебников, поэтому просвещение родителей – одна из приоритетных задач Общества русской словесности на ближайшее время.

Предварительные итоги

Кстати, учителя в кулуарах съезда жаловались на то, что родители в последнее время воспринимают образование как сферу услуг, оказывают давление на педагогов, требуя высоких результатов в плане текущей успеваемости и итоговой аттестации.

Как рассказала нам учитель русского языка и литературы московской школы №825 Юлия Уварова, ЕГЭ из инструмента, проверяющего уровень знаний, превратился в самоцель обучения. При нехватке часов на полноценное изучение русского языка и литературы колоссальное количество времени тратится не на развитие и воспитание детей, а на всевозможные диагностики и мониторинги, измерение метапредметных результатов, пробные экзамены, составление отчетов.

Бюрократический вал пожирает школу: неслучайно участники секции «Русский язык и литература в школе» обратились к Министерству образования и науки с требованием взять под свой контроль целесообразность сбора данных от учителей различными организациями.

Кроме того, по мнению педагогов, неоправданная погоня за высокими баллами, на основе которых составляются рейтинги школ, приводит к еще большему расслоению и неравенству в системе образования, увеличивая разрыв между массовыми и элитными школами.

Наконец, как считают педагоги, при подготовке таких мероприятий, как съезд Общества русской словесности, следует оставлять больше времени для живых дискуссий – как в реальном, так и виртуальном пространстве. У многих в ходе напряженных заседаний не было возможности высказать свое мнение, а организация форума в Сети могла бы значительно расширить круг участников.

По мнению директора филологического центра объединённой издательской группы «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ» и кандидата филологических наук Ларисы Савчук, на съезде были заявлены очень важные и актуальные проблемы – такие, например, как падение речевой культуры в обществе или создание специальных программ и учебников для обучения русскому языку мигрантов; повышение роли русского языка в межнациональном общении; поддержка русистов и русскоязычных граждан ближайшего зарубежья, но при этом остается открытым вопрос, каким образом все это будет реализовано на практике, какие полномочия и финансовые ресурсы получит на эти цели Общество русской словесности.

Что касается решений, принятых участниками съезда, то не все они могут быть оценены однозначно, полагает Лариса Савчук. Например, намерение специалистов отложить одобрение Примерной основной образовательной программы для старшей школы может обернуться большой проблемой как для авторов учебников, так и для издательств, которые уже к сентябрю этого года должны подготовить учебники для нового Федерального перечня.

Если же говорить о Концепции преподавания русского языка и литературы, то, по мнению Л. Савчук, критика не совсем правомерна: по её словам, это довольно взвешенный документ, в котором представлено разумное сочетание обязательной и вариативной частей, соблюден баланс научного и практического компонентов.

Как она пояснила, оппонентов не устраивает то, что разработчики сделали акцент на коммуникативном аспекте изучения русского языка, на формировании практических навыков (умении говорить, писать тексты в разных жанрах и стилях), якобы приуменьшив значимость принципов научности и системности. Но следует учесть, что хороший уровень коммуникативной компетенции на сегодня является требованием времени и одним из главных запросов общества, нашедших отражение в школьных стандартах. При этом от квалификации авторов учебников и учителей зависит соблюдение баланса между знанием теории языка и развитием умения его использовать в своей речевой практике.

«Учебники по русскому пишут известные ученые-лингвисты и филологи, в этой сфере отмечается преемственность и сохранение лучших традиций, – констатирует Лариса Савчук. – Единственное, о чем действительно стоит сожалеть, это утрата такой важной процедуры, как апробация новых учебников. Но в нашем издательстве мы постоянно поддерживаем обратную связь с учительским сообществом и оперативно реагируем на их замечания и рекомендации в процессе переиздания учебников».

Обновление мира начинается в школе

В целом первый съезд Общества русской словесности прошел успешно. Он продемонстрировал гражданскую активность профессионального сообщества, его заинтересованность в решении насущных проблем изучения русского языка и литературы. Это вселяет надежду на то, что Общество русской словесности станет такой же авторитетной организацией, как уже действующие Российское историческое и Русское географическое общества, как Королевское литературное общество Великобритании, немецкий Институт Гёте и китайский Институт Конфуция. Все они играют существенную роль в популяризации науки и обновлении образования.

И как тут не вспомнить слова выдающегося ученого Дмитрия Менделеева о том, что «обновление мира начинается в школе» ...

Ольга Дашковская

Фото: информационный портал фонда «Русский мир»

25-26 мая в Москве состоялся Первый съезд Общества русской словесности (ОРС) - недавно созданной общественной организации, которую возглавил патриарх Кирилл. В первый день съезда работа была организована по секциям, пленарное же заседание прошло в Колонном зале Дома союзов во второй день.

Первый съезд Общества русской словесности: в ожидании резолюции

ОРС относится к такому роду общественных организаций, которые рождаются сверху, причем с самого «верху»: возглавить Общество патриарха просил лично В.В.Путин , он же выступил с приветствием на самом съезде. В Колонном зале, помимо участников и делегатов съезда, были министры, помощники президента, депутаты Думы и Совета Федерации (большей частью уехавшие после отъезда президента). Такой организационный ресурс делает полномочия этой общественной организации весьма широкими. Это и сила, и слабость Общества - внезапно обретенная власть искушает, к ней нужно быть готовым. Как распорядится этой властью ОРС, президиум которого насчитывает более 70 человек, будет ясно уже в ближайшее время.

Патриарх Кирилл - лицо новой организации. Именно его речью открылось пленарное заседание - и именно она стала самой взвешенной, яркой и точной речью съезда. Его Святейшество рассказал о том, как он видит положение дел с преподаванием литературы и русского языка в школах и вузах. Говорил он просто и образно, самые обыкновенные вещи ему удавалось формулировать так, что они наполнялись весомым смыслом. По мнению патриарха, при разговоре о литературе в школе происходит не только обмен информацией, важно знание, идущее от сердца к сердцу, знание, преломленное через человека. Поэтому фигура наставника здесь - ключевая. Именно учителю удается (или не удается) привить любовь к чтению книг - и это формирование любви и интереса к литературе должно стать главной его задачей. Ему мешают многочисленные бюрократические вещи - но талантливый педагог и поверх этих барьеров может послать ученику мощный эмоциональный сигнал.

Патриарх призвал не бояться вариативности в литературном образовании. Главный вопрос в том, чтобы выбор шел между лучшим и лучшим, а не лучшим и посредственным. Поэтому на повестке дня стоит определение «золотого канона» (внутри которого, однако, возможна своя вариативность) и нахождение разумного баланса между базовой, обязательной и вариативной частями программы. Главное, как сказал патриарх, иметь хорошую голову и доброе сердце - тогда и выбор будет правильным.

Признавая перегруженность школьной программы, патриарх предложил не спешить отказываться от классики. Она вневременна. Ориентация только на современное, понятное, включенное в нынешний контекст опасна, потому что контекст схлынет, забудется, окажется сиюминутным - «а Пушкин-то останется навсегда». При этом патриарх призывал не застывать в одной точке и не бояться перемен. Он рассказал, как во время концерта на Красной площади разговорился с незнакомой девочкой, сидевшей рядом. Она учится в пятом классе - и совершенно поразила патриарха глубиной знаний и свободой суждений. «Мы не были такими, я в ее возрасте не то что с патриархом, я с директором школы испугался бы говорить». Дети другие, время другое - и школа должна быть другой. Но все изменения должны быть продуманы очень хорошо. Говоря о реформах, патриарх особо остановился на ЕГЭ: поддержав идею единого экзамена в принципе, он тем не менее резко высказался против тестовых замеров знаний и призвал ввести в ЕГЭ устный компонент.

Говоря о болевых точках нынешнего гуманитарного образования, патриарх подчеркнул, что ОРС намерено заниматься как раз ими. И для решения назревших проблем необходима консолидация разных сил.

Об этой консолидации, о том, что сделано за последнее время в области русского языка и литературы говорили и другие выступавшие: президент РАО Л.Вербицкая, председатель Госдумы С.Нарышкин , министр образования Д.Ливанов . Затем съезд на короткое время посетил В.Путин, который приветствовал создание Общества.

Затем перешли к докладам руководителей рабочих секций съезда. И тут стало понятно, что до реальной консолидации еще очень далеко. А моменты консолидированных аплодисментов во время выступления популистских экспертов-манипуляторов или возмущенных топаний ногами - ну куда же на съезде без них? - скорее вызывают печаль, напоминая иные съезды иных времен…

Рекомендации секций, которые должны будут войти в итоговую резолюцию съезда, зачастую противоречили друг другу, что соответствует картине реального состояния профессионального сообщества гуманитариев. Одни предлагали запретить принятую правительством концепцию преподавания русского языка и литературы, другие начать работу над комплексом мер по ее реализации. Одни требовали переделки примерных программ и превращения их в единые и обязательные, другие говорили, что это невозможно и не нужно. Секция культуры и искусства просила сделать ЕГЭ по литературе обязательным, секция родителей - вернуть всё, как было в советской школе, увеличив, например, долю «нормативной торжественной, пафосной речи» в окружении ребенка… Звучали призывы ввести экзамены по русскому языку для журналистов и работников телевидения и радио и увольнять за ошибки (в скобках скажем, что на стендах в коридоре Колонного зала Иван Алексеевич Бунин был назван Андреевичем, а представитель МГУ в своей речи назвала его Александровичем - и, кажется, никто своих постов не лишился...) И - так далее. Предложений масса, создать по ним резолюцию съезда на месте было никак невозможно - поэтому решено все материалы собрать, обобщить и разместить на сайте ОРС.

Какой вид в результате примет итоговая резолюция - неведомо. Съезд состоялся, и это отрадно, что о проблемах словесности говорили в эти дни на самом высоком уровне. Но основная проблема в том, что комитетов, советов и обществ, занимающихся русским языком и литературой, у нас множество. И разговоров -- множество. Станет ли ОРС реальной силой, способной проблемы не только обсуждать, но и решать? И не будет ли оно источником проблем новых? Как обустроится жизнь такой большой организации и как она наладит связи с государственными структурами и обществом? Будут ли ему доверять? Вопросов много, и первые ответы на них мы получим, когда увидим резолюцию и сравним с тем, что говорилось и предлагалось на съезде.

Сергей Волков

Общество русской словесности возглавили не писатели и филологи, а священнослужители одной из религиозных организаций России. Фото с сайта www.patriarchia.ru

В нашей стране создано Общество русской словесности. Об этом объявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл 9 марта с.г., открывая заседание Патриаршей комиссии по культуре на территории исторического парка на ВДНХ. Фасад павильона, где размещается исторический парк «Россия. Моя история», украшают портрет Александра III и знаменитые слова императора о том, что у России есть только два союзника - армия и флот. Современная Россия добавила к числу союзников русскую словесность. Видимо, меткое русское слово, по мысли Кремля (патриарх сообщил, что идея создания общества исходит от Путина), поможет сплочению страны.

Глава РПЦ напомнил, что в XIX и XX веках уже действовало Общество любителей российской словесности при Московском государственном университете. Однако дореволюционное общество возглавляли литераторы и академики, а не иерархи, несмотря на то что Церковь тогда была государственным институтом. «Я принял это предложение именно потому, что речь идет о гуманитарном измерении нашей жизни, личности, общества, государства, а гуманитарное измерение есть часть духовной ответственности Церкви» – так патриарх объяснил предложение президента возглавить новое общество именно ему, лидеру религиозной организации. К слову сказать, Общество любителей российской словесности существовало и после революции, до 1930-х годов, в демократической России было воссоздано и существует до сих пор. Патриарх Кирилл в своем докладе на заседании 9 марта упомянул о параллельной структуре, однако считает, что ее деятельность «практически прекращена» в 2010 году.

Учредительное заседание Общества русской словесности приняло резолюцию, в которой обозначены цели: «консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности». Основным направлением деятельности общества будет работа, связанная с рекомендациями по преподаванию литературы в средней школе. Одной из таких рекомендаций, по сообщениям СМИ о прениях, развернувшихся после объявления патриарха о создании общества, станет формирование списка литературы для чтения школьниками. Проблема общего списка давно занимает умы чиновников, и ее обсуждение поднималось даже на президентский уровень.

«История со списком произведений длится не первый год: началась она еще в конце 90-х годов, когда во имя ЕГЭ – для удобства проверки – широкий рекомендательный список произведений для школьного изучения был сужен и стал «Обязательным минимумом», – напоминает доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец, участвующий в группе по разработке «Примерных основных образовательных программ», которую курирует Минобрнауки России. – Затем появились так называемый «путинский список 100 книг», которые должен прочитать каждый выпускник российской школы, несколько альтернативных списков от разных организаций и персон, наконец список в «Концепции школьного филологического образования», которая разрабатывалась Ассоциацией учителей русского языка и литературы (АССУЛ), собравшей под свое крыло в основном консервативную часть отечественных словесников. Та «Концепция» вопреки желанию ее создателей так и не получила официального, нормативного статуса, но если внимательно почитать списочный состав создаваемого Общества русской словесности, то в нем мы обнаружим большинство имен, связанных и с АССУЛ, и с «Концепцией», и с тем самым списком».

По мнению Павловца, РПЦ сама не будет составлять никаких списков, но она выступает в качестве покровителя группы экспертов, придав определенный административный вес их наработкам. «Хотя определенные пожелания скорее всего будут высказаны, – добавляет эксперт, – прежде должны быть усилены позиции писателей, которые еще в позднесоветское время усилиями деятелей так называемой русской партии в советской культуре и образовании были записаны в «охранители» и «консерваторы»: в этом смысле Достоевский имеет преимущество перед Толстым, Шмелев перед Булгаковым (к «Мастеру и Маргарите» которого много вопросов у части верующих – но не к его «Белой гвардии»), Есенин перед Маяковским и т.д. При этом вряд ли какие-то значимые имена из списка выпадут: создатели такого рода списков знают, что из любого автора можно сделать сторонника любой идеологии, в том числе и православно-охранительной: не случайно в контексте списка вспоминается опыт советской школы, в которой поэма Блока «Двенадцать» преподавалась как апология революции, а «Мертвые души» Гоголя – как обличение крепостничества».

Действительно, на учредительном собрании патриарх Кирилл не раз вспоминал добрым словом советскую школу и даже признался, что во время недавнего посещения Антарктиды чуть ли не вслух декламировал «Буревестника» Горького.

Ранее христианские Церкви составляли списки запрещенных книг. Известен католический Index librorum prohibitorum. Однако и Российская православная церковь имперских времен способствовала запрещению «душевредных» сочинений, как то: «О причинах и характере унии в западной России» Костомарова, «Народные русские легенды» Афанасьева, 6-й том собрания сочинений от 1889 года Лескова (о жизни духовенства), «Воскресение» Толстого и т.д. Уже в наши дни ведется борьба то с Набоковым, то со «Сказкой о попе и работнике его Балде» Пушкина.

Сразу после объявления о создании Общества русской словесности в церковной Комисии по делам семьи прозвучало предложение убрать из школьной программы некоторые рассказы Чехова, Бунина и Куприна. Это высказывание появилось так некстати, что председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда поспешил представить его как сугубо частное мнение.

С созданием Общества русской словесности РПЦ обращается к формированию своего «позитива» русской и советской классики. Павловец говорит: «Смыслов у обязательного списка несколько: во-первых, ему придается государственный смысл «духовной скрепы» «единого образовательного пространства России» – чтобы, условно говоря, в удмуртской школе Татарстана на уроках литературы читали ту же «Войну и мир», что и в русской школе Калининграда или Сахалина. Это подчеркнет государствообразующую роль РПЦ, поддерживающей единый список».

Несложно предположить, по какому принципу Церковь станет формировать свои рекомендации. «Наша цивилизация во многом выросла из христианского понимания сущности бытия, из православной веры, воспитывающей ту красоту народной души, которая запечатлена в русской литературе и искусстве», – сформулировал эту позицию патриарх Кирилл.

«Словесность представляет в глазах Церкви ценность только в том случае, если она отвечает целям христианской проповеди, – считает культуролог Роман Багдасаров. – Попробуем представить себе, что сегодня «Толковый словарь живого великорусского языка» (который некогда опубликовало Общество любителей российской словесности) выходил бы под редакцией патриарха Кирилла. Ему пришлось бы включать туда такие слова, как «мазафака», «хавчик», «шмаль», а также бессмертное выражение «замочить в сортире». Готов ли он к такому повороту? Вряд ли. Между тем словарь Даля стилистически подобные слова и выражения содержал с избытком, потому что ставил задачу показать актуальный на тот момент лексический состав в целом. Так было задумано Владимиром Далем. Только так возможно всерьез судить о тенденциях развития языка, тем более пытаться как-то влиять на них».

«Вероятно, поэтому патриарх Кирилл и его соратники решили основать другое общество, а не воссоздать прежнее, – продолжает Багдасаров. – До заявления Кирилла в состав патриаршего совета по культуре не входил ни один ученый-филолог, даже на уровне почетных членов». Эксперт напомнил, что предисловие к словарю Даля писал в свое время не рядовой специалист по филологии, а лингвист с мировым именем – Иван Бодуэн де Куртенэ.

Подобные опасения в тенденциозном подходе, но уже к литературному наследию и актуальному литпроцессу высказывает Михаил Павловец: «Русская культура (и литература в частности) чересчур богата – и продолжает активно пополняться в последние десятилетия (в том числе и за счет прежде запрещенных или забытых произведений): никакой обязательный список не сможет дать представления о всем многообразии – художественном, этнокультурном, идейно-философском – нашей словесности, но зато он может часть этого многообразия оставить за бортом, а другую, куда более меньшую часть – через образовательные институты выдать за главную, вершинную». Эксперт напоминает, что в соответствии со сложившейся в советское время традицией это прежде всего литература реализма. Участие в обсуждении РПЦ, по его мнению, дополнительно выделит произведения, в которых значимы христианские мотивы.

«Единый список облегчит участь тем учителям, у кого просто нет ресурса или желания расширять свой профессиональный кругозор: раз и навсегда освоив некий обязательный список, можно из года в год работать по нему, опираясь на наработки прежних лет: отсюда участие в проекте членов учительской ассоциации. Ну и наконец, современное образование становится все более вариативным, его содержание обновляется вслед за успехами современной науки и культуры, из-за чего страдают учебные издательства: учебники перестают быть основным источником информации, в частности – в литературе многообразие изучаемых книг в разных классах и школах убивает саму идею учебника, и тут единый список станет большой подмогой (поэтому в истории со списком активны представители некоторых издательств). Главная проблема, которую не решит, а, напротив, усугубит такой список, – это проблема «алексии», нечтения современных детей и молодежи. Но сторонники списка в этом большой проблемы не видят: они борются с «гедонистическим» подходом к чтению (путая эстетическое наслаждение с физиологическим), говорят о чтении «классики» прежде всего как о тяжелом духовном труде, к которому следует принуждать: религиозная мысль о спасительности страдания также входит в идейный арсенал адептов списка. Таким образом, классика воспринимается как нечто вроде древних языков, которые прежде изучали в гимназиях: у этих языков мертвый ствол – но живые корни, они никак не востребованы современностью – но причащают человека к вечности и к традиции. Данный подход не очень востребован современной системой образования, нацеленной на то, чтобы адаптировать человека к текучей современности и подготовить его к неопределенному будущему: налицо системный подход, конфликт двух культурных моделей, двух систем ценностей, двух пониманий назначения образования. И у одной из них при активной поддержке государства есть шанс на некоторое время утвердиться в нашей стране, притом что в исторической перспективе она скорее всего обречена», – подводит итог Павловец.

Создание Общества русской словесности позволит РПЦ расширить свое присутствие в системе образования. Московский патриархат давно и регулярно напоминает, что существующий формат «духовно-нравственного воспитания» в школах, а именно плюралистический курс «Основ религиозных культур и светской этики», его совершенно не удовлетворяет. Кроме предложений расширить ОРКСЭ на все годы обучения, от которых Минобрнауки пока успешно отбивается, Церковь пытается вторгнуться и в другие области знания. Недавно добилась признания теологии в качестве научной дисциплины.

Обоснование подобной стратегии можно услышать из уст патриарха Кирилла. «Отечественное образование предполагало развитие, как говорили в старину, «разума и способностей души» при помощи, с одной стороны, точных наук, особо выделяя математику, а с другой – русского языка, классической литературы, истории, древних и новых языков, Закона Божьего», – заявил глава РПЦ. Московский патриархат как раз в эти дни обсуждает проект «Образовательной концепции РПЦ», в которой сказано, что «Церковь на протяжении всей своей истории стремилась к воцерковлению культуры, включающей различные аспекты духовного и социального бытия человека, преображая ее и наполняя христианским содержанием».

РПЦ ищет все новые способы «воцерковления» образования и культуры – и находит их. Государство, кажется, готово отдать на «окормление» клерикалам всю гуманитарную сферу. Польза для Церкви от этого в комментариях не нуждается, но польза для общества остается темой дискуссионной.