Обеспечение жильем сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Какие есть дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В школах-интернатах и учреждениях профессионального образования, особенно начального профессионального образования, обучается достаточно много лиц из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав.

Действующее законодательство устанавливает обязанности государства по предоставлению им жилых помещений, однако реализация прав на жилье детей-сирот на практике может быть затруднена. И помогать своим воспитанникам обязана администрация образовательного учреждения, предпринимая меры для получения ими жилых помещений согласно действующему законодательству. О правовых основаниях предоставления жилья детям-сиротам пойдет речь в настоящей статье.

Регламентация предоставления жилья сиротам на федеральном уровне

Основным нормативным актом, регламентирующим жилищные правоотношения, является Жилищный кодекс. Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона 159‑ФЗ .Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, федеральное законодательство, помимо внеочередного предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также то, на кого возлагается обязанность предоставления жилых помещений - на органы исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом №  48‑ФЗ ,а также ст. 121 СК РФ ,определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом исходя из положений Федерального закона №  131‑ФЗ органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В то же время расходы на предоставление жилья детям-сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 №  167 .

Субсидии перечисляются в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства (ОФК), открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом высший орган исполнительной власти субъекта РФ (местная администрация) вправе выбрать между получением указанных субсидий в порядке, предусматривающем учет этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных ОФК (а в случае их передачи в местные бюджеты - на лицевых счетах, открытых получателям средств местных бюджетов в территориальных ОФК), или получением этих субсидий в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильем на органы исполнительной власти субъектов РФ, которые могут своими законами передать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение. Из федерального бюджета предоставляются субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Регламентация предоставления жилья на уровне субъектов РФ

В субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты (как правило, законы), которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам. Рассмотрим, как это осуществляется в некоторых регионах.

В Нижегородской области действует Закон Нижегородской области №  147‑З , устанавливающий на территории данной области порядок предоставления мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 5 Закона Нижегородской области №  147‑З определяет следующий порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления, обеспечиваются органами местного самоуправления жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм однократно.

Законом Нижегородской области №  116‑З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Более детальная регламентация предоставления жилья детям-сиротам осуществлена в Приморском крае, при этом полномочия по приобретению жилья не передаются органам местного самоуправления. Закон Приморского края №  125‑КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

На органы местного самоуправления возложен учет нуждающихся в приобретении жилья детей-сирот. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), подают заявление. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то оно подает заявление самостоятельно. Такое заявление подается в органы местного самоуправления по месту установления опеки (попечительства), заключения договора о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа либо по месту нахождения учреждений, воспитанниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, либо воспитанниками которых являлись лица из их числа.

В Тамбовской области пошли по пути монетизации льгот: вместо приобретения жилья детям-сиротам стали выдавать субсидию на данные цели. Положение о порядке предоставления субсидии на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также отдельным гражданам, находящимся в исключительно трудной жизненной ситуации предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется субсидия на приобретение жилья.

Субсидия может быть использована гражданами на приобретение готового жилья по их выбору. Жилые помещения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пригодным для постоянного проживания жилым помещениям применительно к условиям выбранного населенного пункта. Допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого меньше нормы предоставления жилого помещения на человека, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в месте приобретения жилого помещения.

Граждане, претендующие на получение субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением по установленной положением форме, одновременно представляя пакет документов:

Документы, подтверждающие отношение к данной категории лиц (копию решения суда о лишении родителя(ей) родительских прав или копию свидетельства о смерти родителя(ей), копию решения органа местного самоуправления об установлении опекунства);

Справку о составе семьи;

Справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности (если имеется семья - на каждого члена семьи);

Копию постановления органов местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании представленных документов органы местного самоуправления определяют право гражданина на получение субсидии или мотивированно отказывают в ее предоставлении.

В какой срок предоставляются жилые помещения?

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного cуда рассмотрела дело по заявлению прокурора Саратовской области о признании недействующей ч. 7 ст. 6 Закона Саратовской области от 02.08.2007 №   150‑ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, в Саратовской области» (Определение ВС РФ от 26.12.2007 №  32‑Г07-26 ).

Прокурор оспаривал норму данного закона, устанавливающую не пре-
дусмотренный федеральным законодательством срок предоставления жилого помещения, а также допускающую возможность непредоставления указанной категории граждан жилых помещений после наступления предусмотренного федеральным законодательством момента возникновения права на их получение (непосредственно после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ).

Решением Саратовского областного суда от 07.11.2007 такая норма была признана недействующей со дня вступления данного решения в законную силу. Верховный cуд указал на то, что оспариваемые положения областного закона устанавливают не предусмотренный федеральным законодательством срок предоставления жилого помещения, а именно не позднее одного года со дня утверждения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области. В силу Федерального закона № 159‑ФЗдети-сироты после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ .

В судебной практике имели место случаи, когда по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов РФ об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц. Большинство судов, рассматривая такие дела, исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона №  159‑ФЗ , предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что удовлетворение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Также ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства. Верховный суд указал на то, что правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких‑либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.

Внеочередное обеспечение жилой площадью должно осуществляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа 23‑летнего возраста. Однако при этом социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому Верховный суд указывает на то, что достижение возраста 23 лет лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Поэтому достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Если жилье не предоставляют

К сожалению, положения действующего законодательства не всегда выполняются органами власти, ответственными за предоставление жилья. С учетом финансово-экономического кризиса сложности с предоставлением жилья детям-сиротам могут усилиться. В случае обращения в органы прокуратуры по поводу нарушения прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно обращение органов прокуратуры с исковым заявлением в интересах несовершеннолетнего с требованием к органам исполнительной власти субъекта РФ или органам местного самоуправления предоставить ребенку-сироте жилое помещение.

Так, например, решением районного суда г. Н. Новгорода от 22.12.2008 было удовлетворено исковое заявление прокурора Советского района г. Н. Новгорода в интересах М. к Правительству Нижегородской области, Администрации г. Н. Новгорода.

Прокурор обратился в суд в интересах М., воспитанника ГОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии», за которым не было закреплено какое‑либо жилое помещение и который в 2004 году был поставлен в очередь лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ответчики возражали против удовлетворения иска и приводили следующие аргументы:

Приобретение квартир за счет средств областного бюджета производится администрацией города в соответствии с очередностью;

Обязательство по предоставлению жилого помещения является расчетным обязательством субъекта РФ, в связи с чем администрация города считает себя ненадлежащим ответчиком;

Жилые помещения должны предоставляться лишь после окончания обучения, в то время как М. после окончания обучения поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения еще не наступила.

Суд сделал вывод о том, что в соответствии с положениями областной целевой межведомственной программы «Дети-сироты» на 2006 - 2010 годы обеспечение жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, возложено на министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Таким образом, жилое помещение М. должно быть предоставлено органом местного самоуправления за счет средств Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере 13 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При этом суд подчеркнул, что ст. 57 ЖК РФ предусмотрено: жилое помещение детям-сиротам предоставляется вне очереди. Данная норма является нормой прямого действия на всей территории РФ и подлежит непосредственному применению, поэтому предоставление жилья М. не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.

Нижегородский областной суд, рассматривая кассационную жалобу Министерства жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области, не желавшего выделять деньги на предоставление жилого помещения М., оставил принятое Нижегородским районным судом решение без изменений.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48‑ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Закон Нижегородской области от 10.12.2004 № 147‑З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области».

Закон Нижегородской области от 30.09.2008 № 116‑З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений».

Закон Приморского края от 14.08.2007 № 125‑КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Приморского края».

Утверждено Постановлением Администрации Тамбовской области от 22.05.2007 № 553.

Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10).

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года» («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

Жилищное законодательство

Мнения

Аноним , Вы писали:
"Здравствуйте я сирота. Мне 20 лет. Есть ребёнок. Стою в очеред. 6 лет. Сегодня был суд. Мне предоставили 33 кв.метра. хотя должны 42. Почему так? И ещё я собирала все документы в том числе и св.о.рождении ребёнка. Три раза приносила и всё равно свидетельства на суду не было. Мой номер 89878843150

"Предоставляют минимум от 33 кв.метров. Больше могут,но не меньше

700 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Леканцев Артём

    Юрист

    • 245 ответов

      Сейчас порядок принципиально изменился. Но изменился он пока в общих чертах, на уровне федерального закона. Конкретный порядок устанавливается на уровне субъекта РФ, Красноярского края.

      Изменения внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ в полной мере распространяются и на Вас.

      В отличие от прежней редакции закона, закон в новой редакции включает в перечень лиц, которым предоставляется жилье, и тех, за кем закреплено жилье ранее, если в имеющемся жилье не хватает метража по учетной норме или если в квартире живут родители, лишенные родительских прав, то есть, если жить в такой квартире не возможно (п. 4 ст. 8 указанного закона). В соответствие с п. 1 той же статьи признание невозможности осуществляется органом власти субъекта. Субъекты, как правило, перепоручают эту функцию местным органам власти - жилищным отделам Администрации города.

      Для признания невозможности достаточно одного из оснований, например, этого: «общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Учетная норма в Красноярске составляет 12 кв. м. общей площади на одного человека. Исходя из того, что квартира 30 кв. м. и в ней зарегистрировано 5 человек, на каждого приходится менее учетной нормы, а значит Вы можете быть признаны нуждающимся.

      Очевидно, что вот это основание Вам подходит меньше всего: «проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии
      вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 ЖК РФ)» Потому как необходимо для его реализации получать указанное в нем решение суда.

      Достаточно одного из указанных в статье оснований.

      После признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, край однократно предоставит Вам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Предоставление осуществляется в порядке живой очереди лиц, имеющих право на эту льготу.

      В то же время, по некоторым субъектам РФ (краям, областям, республикам) не приняты нормативные акты, устанавливающие порядок в связи с новыми изменениями в закон. Но не зависимо от этого, можете уже сейчас обращаться в жилищный отдел Администрации города для признания нуждающимся и постановки в списки.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Адвокат, г. Оренбург

      Общаться в чате

      Здравствуйте!

      Правовое регулирование отношений,
      связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
      родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской
      Федерации, ФЗ «О
      дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
      без попечения родителей», ФЗ «Об
      основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными нормативными
      правовыми актами.

      В соответствии с п.ж ч.1 ст.72
      Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в
      совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По
      предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
      Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
      законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы
      и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут
      противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным
      законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
      закон.

      Ст.5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет полномочия органов
      государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
      субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в
      Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской
      Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к
      полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов
      социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся
      без попечения родителей.

      В силу ст.5 Федеральный закон от
      21 декабря 1996 г.
      № 159-ФЗ указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся
      без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов
      Российской Федерации.

      Ст.8 Федерального закона от 21
      декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся
      без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой
      (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания
      пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального
      обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,
      либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо
      после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
      обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди
      жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

      Дополнительные гарантии прав этой
      категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются
      законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.


      В Вашем случае необходимо обратиться в муниципалитет по основаниям ст.72 ЖК РФ-Вы не имеет возможность нормально проживать с лицом, лишенным в отношении Вас родительских прав. Если будет отказ или бездействие органов необходимо будет обращаться в суд. Если необходима будет помощь в подготовке доказательств и документов обращайтесь, могу оказать содействие.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист

      Общаться в чате

      добрый день! конечно можете. Ваше право на получение жилого помещения закреплена в ст 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

      Согласно указанной норме, детям -сиротам и детям-оставшимся без попечения родителей,… которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.., в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, устанавливаемым законодательством субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения сиециализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

      Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договору социального найма они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в случае, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Учитывая, общая площадь квартиры, в которой Вы зарегистрированы составляет 30 кв.м., в квартире зарегистрированы пять человек, соответственно общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного человека составляет менее учетной нормы.

      согласно Рекомендациям по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, отавшимся без попечения родителей, утв. Министерством образования и науки от 8.12. 2012 г., основная ответственность за решение жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти субъектов РФ.

      вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми попещениями (в том числе, установление наличия оснований для предоставления жилых помещений, формирование списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями) возложены на органы исполнительной власти субъекта РФ по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей-органы опеки и попечительства.

      Таким образом, Вам необходимо обратиться в территориальный отдел органа опеки и попечительства по месту регистрации с заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения в связи с невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении.

      На основании заявления и документов, подтверждающих невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, органы опеки и попечительства проводят проверку и выносят акт о возможности либо невозможности проживания в жилом помещении, а также о включении либо отказе во включении в список лиц, которым предоставляется жилое помещение.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате
      • 8,5 рейтинг

      Уважаемая Елена!

      Согласно п. 4. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ
      (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

      Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях , нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным , если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
      1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
      лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
      страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
      2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации ;
      3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения , в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
      4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

      В Вашем случае все 3 обстоятельства могут иметь место. Правда, при первом нужно наличии вступившего в законную силу решения суда, а поскольку квартира находится в антисанитарном состоянии и площадь ее 30 кв.м., то два других обстоятельства, в той или иной мере, касаются Вас.
      Согласно ст. 1, положения вышеуказанного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из их числа до достижения ими 23-летнего возраста . В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от
      27.09.2006) отражен следующий момент:

      Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

      Вам нужно обратиться в местную администрацию с заявлением . К заявлению нужно приложить необходимые документы, перечень Вы можете уточнить в администрации. Постановка на учет в качестве нуждающегося осуществляется на основании соответствующего постановления, при этом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на учет в отдельный льготный список на внеочередное получение жилья. Кроме того, это обстоятельство не препятствует постановке такого гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список общей очереди. С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, . Так, типовой договор социального найма жилого помещения утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315.
      При отказе в предоставлении жилья, что маловероятно, Вы вправе обратиться в суд.

      С детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается договор социального найма жилого помещения без установления срока его действия .

      Пункт 6 ст. 8 закона: «срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет». Затем он перезаключается еще на пять лет, если есть необходимость «содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», после чего переоформляется в обычный договор соцнайма. Если нет необходимости, то сразу перезаключается.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Постановление администрации Воскресенского муниципального района МО от 26.09.2013 N 2045

      В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", руководствуясь Уставом Воскресенского муниципального района Московской области, постановляю:

      1. Утвердить Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение N 1).

      2. Утвердить форму договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 2).

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя администрации Воскресенского муниципального района Верникова В.М.


      Руководитель администрации Воскресенского муниципального района В.Н. Кондрашов


      Приложение N 1 к постановлению муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 26 сентября 2013 г. N 2045

      ПОРЯДОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРАМ НАЙМА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

      Настоящий Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок) разработан в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, Законом Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий при социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" с последующими изменениями и дополнениями, постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" и определяет организацию работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, имеющих место жительства на территории Воскресенского муниципального района Московской области.


      1. Общие положения


      1.1. Порядок распространяется на обеспечение жилыми помещениями детей сирот по договорам найма специализированных жилых помещений имеющих место жительства в Воскресенском муниципальном районе, если они:

      1.1.1. Не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

      1.1.2. Являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

      1.2. Невозможным признается проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

      1.2.1. Проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

      лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

      страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

      1.2.2. Жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

      1.2.3. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.

      1.3. Факт невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается в порядке, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (далее - постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 N 75/5).


      2. Формирование специализированного жилищного фонда


      2.1. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот формируется специализированный жилищный фонд из жилых помещений, являющихся собственностью Воскресенского муниципального района.

      2.2. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд, отнесение жилого помещения специализированного жилищного фонда к виду "жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот", изменение вида специализированного жилого помещения, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании постановлений администрации Воскресенского муниципального района.

      Подготовку проектов постановлений осуществляет отдел муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений администрации Воскресенского муниципального района Московской области.

      2.3. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется, как правило, за счет приобретения в собственность Воскресенского муниципального района жилых помещений.

      2.4. Уполномоченным органом по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот является отдел муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений администрации Воскресенского муниципального района Московской области.


      3. Предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения


      3.1. Для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот помещения приобретаются на территории Воскресенского муниципального района на первичном либо вторичном рынке жилья в собственность Воскресенского муниципального района.

      Приобретенные жилые помещения включаются в специализированный жилищный фонд Воскресенского муниципального района.

      Уполномоченным органом по управлению специализированным жилищным фондом для детей-сирот по заключению договора найма специализированного жилого помещения является администрация Воскресенского муниципального района в лице отдела муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений администрации Воскресенского муниципального района Московской области.

      3.2. Специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, включенным в сводный список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Сводный список), формируемый ежегодно Министерством образования Московской области в порядке, установленном Правительством Московской области.

      3.3. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по месту жительства в границах Воскресенского муниципального района.

      По заявлению в письменной форме лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

      3.4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

      3.5. Отсутствие лица, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка, на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 1 января 2013 года не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот.

      3.6. Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения принимается в виде постановления администрации Воскресенского муниципального района только в отношении лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенных в выписку на очередной финансовый год из Сводного списка.

      3.7. В случае неоднократного (два и более раз) письменного отказа лица, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка, от подписания договора найма специализированного жилого помещения администрация Воскресенского муниципального района в течение 5 рабочих дней после получения такого отказа направляет в Министерство образования Московской области ходатайство об исключении из Сводного списка и включении его в Сводный список на следующий финансовый год.

      3.8. Жилые помещения, предназначенные для проживания лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

      3.9. При расторжении или прекращении договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случаев заключения с проживающим лицом договора социального найма, жилое помещение предоставляется иному нуждающемуся в обеспечении жилым помещением лицу, включенному в Сводный список.

      Прекращение, расторжение договора найма специализированного жилого помещения, выселение из специализированных жилых помещений, предоставление других благоустроенных жилых помещений осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации по предварительному согласованию с Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Воскресенскому муниципальному району.

      3.10. Предоставление детям-сиротам жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения является основанием их исключения из Сводного списка.


      4. Договор найма специализированного жилого помещения и основания его расторжения


      4.1. Договор найма специализированного жилого помещения лица, указанного в пункте 1.1 настоящего Порядка, заключается на основании постановления администрации Воскресенского муниципального района о предоставлении специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

      4.2. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в соответствии с типовой формой (приложение N 2 к настоящему Порядку) и подлежит регистрации в Реестре договоров найма специализированного жилого помещения.

      По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - Воскресенский муниципальный район в лице администрации Воскресенского муниципального района, от имени которой действует руководитель администрации Воскресенского муниципального района, обязуется передать другой стороне - нанимателю (лицу, указанному в пункте 1.1 настоящего Порядка) специализированное жилое помещение во владение и пользование для временного проживания в нем с указанием срока, на который предоставляется жилое помещение.

      В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

      4.3. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

      В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.

      4.4. Не позднее чем за 10 дней до дня окончания действия первоначального договора найма специализированного жилого помещения администрация Воскресенского муниципального района на основании решения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Воскресенскому муниципальному району заключает договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.

      4.5. Договором найма специализированного жилого помещения устанавливаются правила пользования предоставленного специализированного жилого помещения.

      4.6. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут по соглашению сторон, в связи с отказом нанимателя, а также в судебном порядке по требованию при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.

      4.7. Оплата коммунальных услуг лицами, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка, занимающими жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, производится по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту расположения жилого помещения.


      5. Финансирование обеспечения жилыми помещениями


      5.1. Обеспечение лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения осуществляется за счет субвенции, перечисляемой из бюджета Московской области в бюджет Воскресенского муниципального района, в соответствии с порядком, установленным Правительством Московской области.

      5.2. Расходование субвенции на приобретение жилого помещения осуществляется исходя из размера фактически предоставленной по договору найма специализированного жилого помещения общей площади жилого помещения, но не более чем за 33 квадратных метра общей площади помещения на одного человека и стоимости 1 квадратного метра общей площади приобретенного помещения по заключенному муниципальному контракту, но не более предельной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Московской области при исполнении бюджета Московской области, установленной для Воскресенского муниципального района в порядке, утвержденном Правительством Московской области, на дату размещения муниципального заказа.


      6. Контроль и отчетность использования субвенций


      6.1. Средства бюджета Московской области, предоставляемые на реализацию государственных полномочий по обеспечению лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

      6.2. Должностные лица администрации Воскресенского муниципального района несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий по обеспечению лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.

      6.3. Администрация Воскресенского муниципального района ежеквартально представляет отчетность, связанную с осуществлением государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, на основании данных отдела муниципальной собственности управления муниципальной собственности и земельно-правовых отношений администрации Воскресенского муниципального района Московской области.

      6.4. Контроль за использованием средств бюджета Воскресенского муниципального района и средств бюджета Московской области, предоставляемых на реализацию государственных полномочий по обеспечению лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, специализированными жилыми помещениями осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Московской области и Воскресенского муниципального района.


      Приложение N 2 к постановлению муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 26 сентября 2013 г. N 2045


      ДОГОВОР найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей N _______________ г. Воскресенск "___" _____________ 20__ г. Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" в лице руководителя администрации Воскресенского муниципального района Московской области __________________, действующего на основании ________________________________ с одной стороны, именуемый в дальнейшем "Наймодателем", с одной стороны, и гражданин(ка) ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) именуемый(ая) в дальнейшем "Нанимателем", с другой стороны, на основании решения ___________________________________________________________________ (наименование органа исполнительной власти ___________________________________________________________________________ субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) о предоставлении жилого помещения от "___" ___________ 20__ г. N __________ заключили настоящий договор о нижеследующем. I. Предмет договора 1. Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от "___" ____________ г. N ___________, состоящее из квартиры (жилого дома) общей площадью ____________ кв. метров, расположенное в ______________________, д. ____, корп. ______, кв. _______, для временного проживания в нем. 2. Характеристика предоставляемого жилого помещения, его технического состояния, а также санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, указана в техническом паспорте жилого помещения. Жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям __________________________________________________________________________. (наименование населенного пункта) 3. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения ___________________________________________________________________ (наименование органа, осуществляющего управление жилищным фондом, ___________________________________________________________________________ дата и номер решения) 4. Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: 1) _______________________________________________________________________; (фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним) 2) _______________________________________________________________________; (фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним) 3) _______________________________________________________________________. (фамилия, имя, отчество члена семьи Нанимателя и степень родства с ним) 5. Срок действия договора составляет 5 лет с "___" ____________ 20__ г. по "___" ____________ 20__ г. 6. По окончании срока настоящего договора при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен с Нанимателем однократно на новый 5-летний срок.

      II. Права и обязанности Нанимателя и членов его семьи


      7. Наниматель имеет право:

      1) на использование жилого помещения для проживания, в том числе с членами своей семьи (супругой(ом) и несовершеннолетними детьми);

      2) на пользование общим имуществом в многоквартирном доме;

      3) на неприкосновенность жилища и недопустимость произвольного лишения жилого помещения. Никто не вправе проникать в жилое помещение без согласия Нанимателя и членов его семьи иначе как в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Проживающие в жилом помещении Наниматель и члены его семьи не могут быть выселены из жилого помещения или ограничены в праве пользования иначе как в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;

      4) на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке и на условиях, установленных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации;

      5) на предоставление в соответствии с частью 5 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации другого благоустроенного жилого помещения в границах __________________________________________________________________ (наименование населенного пункта) в случае расторжения настоящего договора и выселения Нанимателя и членов его семьи;

      6) на заключение договора социального найма в отношении занимаемого жилого помещения после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения с Нанимателем договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

      Наниматель может иметь иные права, предусмотренные законодательством.

      8. Наниматель обязан:

      1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным Российской Федерации;

      2) соблюдать правила пользования жилым помещением;

      3) обеспечивать сохранность жилого помещения;

      4) поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение. Самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения не допускаются;

      5) проводить текущий ремонт жилого помещения;

      6) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи). Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения настоящего договора. Несвоевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги влечет взимание пеней в размере и порядке, которые предусмотрены статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации;

      7) допускать в жилое помещение представителя Наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых работ;

      8) при обнаружении неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, немедленно принимать возможные меры к их устранению и в случае необходимости сообщать об указанных неисправностях Наймодателю или в соответствующую эксплуатирующую либо управляющую организацию;

      9) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

      Наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.

      9. Временное отсутствие Нанимателя и членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по настоящему договору.

      10. Наниматель не вправе осуществлять обмен жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

      11. Члены семьи Нанимателя имеют право пользования жилым помещением наравне с Нанимателем.

      12. Члены семьи Нанимателя обязаны использовать жилое помещение по назначению и обеспечивать его сохранность.

      13. Дееспособные члены семьи Нанимателя несут солидарную с Нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между Нанимателем и членами его семьи.


      III. Права и обязанности Наймодателя


      14. Наймодатель имеет право:

      1) требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

      2) требовать соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

      Наймодатель может иметь иные права, предусмотренные законодательством.

      15. Наймодатель обязан:

      1) передать Нанимателю свободное от прав иных лиц, пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, являющееся благоустроенным применительно к условиям __________________________________________________________________________; (наименование населенного пункта)

      2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится жилое помещение;

      3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

      4) информировать Нанимателя о проведении капитального ремонта или реконструкции дома не позднее чем за 30 дней до начала работ;

      5) принимать участие в своевременной подготовке жилого дома, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, к эксплуатации в зимних условиях;

      6) обеспечивать предоставление Нанимателю коммунальных услуг;

      7) соблюдать при переустройстве и перепланировке жилого помещения требования, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации;

      8) заключить договор социального найма в отношении занимаемого жилого помещения без выселения Нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора при отсутствии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

      Наймодатель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством.


      IV. Расторжение и прекращение договора


      16. Настоящий договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

      17. Расторжение настоящего договора по требованию Наймодателя допускается в судебном порядке в случае:

      1) невнесения Нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев;

      2) разрушения или повреждения жилого помещения Нанимателем или членами его семьи;

      3) систематического нарушения Нанимателем или членами его семьи прав и законных интересов соседей;

      4) использования Нанимателем или членами его семьи жилого помещения не по назначению.

      18. Настоящий договор прекращается:

      1) в связи с утратой (разрушением) жилого помещения;

      2) по иным основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

      По истечении срока действия настоящего договора Наниматель и члены его семьи не подлежат выселению из жилого помещения, в отношении занимаемого жилого помещения с Нанимателем заключается договор социального найма либо в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" однократно договор найма специализированного жилого помещения на новый 5-летний срок.

      Об утверждении примерной формы договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и типовой формы распоряжения о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
    • Постановление главы Воскресенского муниципального района МО от 12.09.2006 N 808 О мерах по реализации Закона Московской области от 17.01.2006 N 4/2006-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Московской области от 18.01.2006 N 26/53 "Об утверждении норм материального и денежного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения Московской области, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... Об утверждении административного регламента предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области в рамках переданных государственных полномочий государственной услуги "Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений"
    • Решение Совета депутатов Луховицкого муниципального района МО от 04.06.2013 N 613/66 О внесении изменения в Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
    • Постановление администрации Солнечногорского муниципального района МО от 08.07.2014 N 1696
    • Постановление главы Подольского муниципального района МО от 05.12.2014 N 1639 Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений