Газета «Сельская новь. «Есть три основные проблемы защиты прав детей на федеральном уровне


Бабушкин Андрей

«Есть три основные проблемы защиты прав детей на федеральном уровне»

Главный показатель защищенности прав ребенка – насколько вся правовая система страны лояльна к детям, насколько любой закон, принимаемый в стране, соответcтвует их интересам. Но довольно часто получается так, что права детей понимаются как особая, отдельная область права. Есть Конституция, есть законы, есть подзаконные и другие нормативно-правовые акты, которые, условно говоря, регламентируют «взрослую» жизнь – государственное устройство, экономику, социальную сферу. А есть права детей – этакая юриспруденция в коротких штанишках; если все право в целом называют правовым полем, то права детей – правовая лужайка, где им дозволено резвиться.
Но один шаг за ее границы – и право ребенка должно уступить праву взрослого; это можно понять и в бытовом, и в юридическом смысле.
Возьмем, к примеру, памятный всем 122-й закон, цель которого – разграничение межбюджетных отношений. Казалось бы, где вопрос полномочий бюджетов различных уровней, а где права детей?
Но именно по этому закону в ведение регионов были переданы ПТУ, из-за чего часть из них закрылась и многие подростки оказались ущемленными в своем праве на образование. Именно 122-й закон сделал борьбу с беспризорностью задачей региональных органов власти, вследствие чего затруднена выработка общей государственной политики в этой области.
Из-за поправок, внесенных 122-м законом в Закон «Об образовании», дети-инвалиды и дети-сироты утратили право льготного приема в муниципальные образовательные учреждения. И это далеко не полный список примеров отрицательного действия только одного, пусть и весьма масштабного по правовым последствиям, закона. Таким же образом можно проанализировать и новый Жилищный кодекс, и новые изменения в Закон «Об опеке и попечительстве».
Итак, права детей – это не отдельная область права, а совокупность правовых норм, зафиксированных
во всех отраслях законодательства. И правовые же гарантии исполнения этих норм...

Сегодня, накануне Дня защиты детей, мы обратились к экспертам, юристам, правозащитникам с просьбой проанализировать ситуацию с защитой прав детей в России, указать главные факторы риска и правовые «белые пятна» в этой области.
Свой комментарий «ПС» дал Андрей Бабушкин, председатель общественной правозащитной благотворительной организации Комитет «За гражданские права», член Общественного Совета при министре юстиции РФ.

Ведомственный подход

– Первая проблема – это ведомственный, а не программно-целевой подход к решению задач. Он состоит в том, что определяются ведомства и организации, которые будут заниматься тем или иным вопросом, они получают финансирование, и эффективность их работы оценивается по тому, как ведомства освоили эти средства и как за них отчитались.
Численность аппарата высшего и среднего звена в государственных органах, занимающихся проблемами детства, по сравнению с советским периодом выросла в тридцать–сорок раз. А никакой достоверной статистики деятельности этих ведомств нет. Ведется только та статистика, которая позволяет получать деньги, дополнительные штаты и так далее.
Например, я хочу узнать, какой процент воспитанников детских колоний совершили повторные преступления? Выясняется, что этот параметр перестал включаться в статистические сводки еще в 92-м году.
Впрочем, по некоторым позициям статистика есть: по абортам, детской смертности, разводам – но это те данные, которых требуют всевозможные конвенции. Как можно отчитываться перед ЮНИСЕФ, не говоря о младенческой смертности? А ту статистику, которую можно не вести, ведомства не ведут.
Как, например, учитывается число беспризорников? В силу 122-го закона борьба с беспризорностью является задачей не федеральной, а региональной. Следовательно, существуют только региональные базы данных, которые не сведены в единую федеральную.
Допустим, у нас есть некий мальчик Вася Иванов, тридцать раз убегавший из детского дома. Это один мальчик или тридцать разных мальчиков? Здраво рассуждая – один. Но на него одного нельзя выделить столько денег, сколько выделяется на тридцать детей. И поэтому статистика засчитывает Васю Иванова за тридцать разных мальчиков – потому что он тридцать раз задерживался милицией, помещался в больницу, оказывался в спецприемнике и отправлялся к месту жительства.
Вот результат ведомственного подхода: точно сказать, сколько у нас беспризорников, невозможно. По нашим оценкам, на январь 2003 года, когда президент Путин озаботился этой проблемой, их было от 200 до 400 тысяч. Ведомства заявляют, что их от 2 до 5 миллионов, однако эта цифра никаких реальных оснований под собой не имеет.
Есть целый ряд сугубо федеральных задач, с которыми пытаются справиться на региональном уровне, где это заведомо невозможно. И пока будет царить ведомственный подход, пока не будет оценки усилий ведомств на уровне общественного мнения, целый ряд проблем, связанных с защитой прав детей, в принципе не решаем.

Отсутствие необходимых организаций

– Вторая проблема – это, как ни странно, проблема нехватки организаций, занимающихся поддержкой детей. К примеру, какой сегодня орган отвечает за выявление детей, не получающих образование, если эти дети не имеют регистрации?
У нас на сегодняшний день из 31 миллиона детей за пределами места регистрации проживают примерно 5 миллионов, а вообще не имеют регистрации – 500 тысяч. Если прийти в отделение милиции, где хорошо поставлена работа отдела по делам несовершеннолетних, то начальник скажет – мы выявили 40 детей, которые у нас не прописаны, но реально проживают, и смогли их устроить на учебу. Милиционеры молодцы, как специалисты они прекрасно понимают: сегодня этих ребят не устроишь на учебу, а завтра будешь выяснять, какие грабежи эти дети совершили. Но учреждения, которое бы отвечало за эту работу, просто не существует в природе.

Правовая некомпетентность

– Третья, самая главная проблема – это проблема законодательного регулирования прав детей и понимания правовых норм со стороны следователей, судей, работников органов опеки. Возьмем конкретный пример.
Два ребенка по фамилии Григорьевы проживали в столичном районе Отрадное. Мама с детьми выписалась с этой жил-
площади к своей матери, эту квартиру приватизировал отец, потом он попал в тюрьму и, чтобы оплатить гражданский иск, продал квартиру в Отрадном, а в тюрьме скончался. Сегодня на эту квартиру дети никакого права не имеют.
Дети все это время жили с мамой у бабушки с дедушкой, которые просто не успели их прописать – погибли в автокатастрофе. И теперь Управление жилищной политики Северо-восточного округа Москвы подает иск в суд о выселении этих детей из квартиры их бабушки и дедушки на ту самую жилую площадь, которую продал их отец. Фактически же судебный пристав- исполнитель выселяет их на улицу.
Мы видим здесь целый ряд проблем, с которыми сталкиваются и законодатель, и простой гражданин. Хотя в статье
40-й Конституции говорится, что право на жилье имеет каждый, суд этой статьи не понимает и говорит: почему дети живут в квартире, на которую формально не имеют прав? Мы их выселим!
Сегодня за собственником признано право продажи жилплощади, на которой проживают другие люди. Но ведь реализация всех прав в России завязана на жилье, человек, его утративший, выпадает из системы социальных отношений. Он становится изгоем, человеком незащищенным, как будто он сам лишил себя этого жилья, а не потерял его в силу часто непреодолимых обстоятельств.
Если еще пять лет назад было невозможно выселить ребенка на улицу, то сегодня это массовая практика судов.
Государство приняло ряд законодательных актов, которые вступают в противоречие с реализацией прав ребенка. В первую очередь это новый Жилищный кодекс. Но и не только в жилищной сфере есть эти проблемы, они здесь просто ярко проявляются. Мы видим ущемление прав ребенка и в сфере образования, и в здравоохранении, социальной политике, нравственности.

...А еще – жесткая регламентация

– Кроме перечисленных, существует и проблема поддержки организаций, которые занимаются работой с детьми. Возьмем случай с общественной организацией в Нагатине, которая занимается помощью детям с заболеванием сердца – организует курсы изучения английского, кройки и шитья, работы с компьютером. Из тридцати детей там только у трети есть заболевания сердца. Дело в том, что специалисты не могут сказать ребенку – у тебя есть болезнь, мы тебя берем, а у твоего друга нет заболевания, мы его не возьмем, пусть сначала заболеет. Это не педагогический, не человеческий подход. А к ним приходит проверка и спрашивает: почему вы выходите за пределы своей уставной деятельности?
Сама политика государства направлена на формализацию деятельности таких организаций, на максимально жесткую регламентацию их деятельности и создание таких условий, чтобы они вписались в схему отчетности, когда внешние признаки работы важнее результата.
То есть государство само с этой проблемой не справляется, помочь тем, кто ее решает, – не желает и не может и внятной политики в отношении детей не имеет. Чтобы сформулировать эту политику, надо ответить на три вопроса: как сделать так, чтобы детей стало больше, как сделать, чтобы им жилось лучше, и как сделать так, чтобы не повторялись ошибки предшествующих десятилетий?
На эти вопросы государство ответа не имеет, и вся работа обычно сводится к трем вещам: кому какие деньги дать, как перетасовать немногочисленную колоду специалистов и как потом хорошо отчитаться. А эти вопросы вообще не должны нас волновать сегодня.

У него возникает желание скорее включиться во взрослую жизнь и принять активное в ней участие. Много изменений принес XXI век в нашу жизнь — в науке и технике, образе жизни, законах. Но это не только положительные изменения. Наверное, каждый из нас видит, что кризис правовой, семейный, духовный, ставит наше будущее под угрозу. Вопрос о правах ребёнка становится все более и более актуальным. Дети находятся в опасности, об этом нам свидетельствуют средства массовой информации. Каждый день миллионы детей во всем мире подвергаются насилию, что наносит физический и психологический вред ребенку. Это свидетельствует, что необходимо активнее защищать права каждого ребенка. Трудно сказать, кто же виноват в такой ситуации — семья, общество или государство?

Ребёнок приходит в этот мир чистым, непорочным и беззащитным. А мир взрослых делает его жестоким, способным к насилию. Основной причиной детской безнадзорности и беспризорности, ухода ребёнка на улицу из семьи является грубое, жестокое, в некоторых случаях даже насильственное отношение к ребёнку. То есть родители абсолютно не заинтересованы, где и как ребёнок проводит свое время. Вместо этого нецензурно выражаются и срывают свою злость на маленьком гражданине. В настоящее время для защиты ребёнка от жесткого обращения его родителей существует множество органов, начиная от районного и до федерального уровня. Каждый ребёнок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд, в организации, где есть социальные работники, психологи, юристы, одним словом, специалисты, обладающие большим набором способов воздействия на ситуацию в семье.

Учитывая нравы современных детей, нужно найти подход к ним, соблюдая законодательство, не ущемляя их права и интересы. Дети — это будущее нашей страны. И каким оно будет — зависит только от них.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них: Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.), Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., в нашей стране вступила в законную силу 02.09.1990г.), Конституция РФ (глава 2, Права и свободы человека и гражданина, принята 12.12.1993г.) и Семейный кодекс РФ (принят 15.11.1997г.).

Вопрос о защите прав ребёнка становится все более и более актуальным, требующим большего внимания, разработки новых подходов, модернизации уже имеющихся норм, призванных защитить детей. И все же, чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге — важно, чтобы сам человек умел их защитить. Необходимо довести до сведения каждого ребёнка содержание Конвенции о защите прав детей, если они ещё не знают о существовании такового нормативного документа.

Семейный кодекс Российской Федерации сегодня пополнился рядом поправок и изменений, которые в значительной степени облегчают взаимоотношения детей и родителей, но в то же время обеспечивают условия человечного и правильного воспитательного процесса ребенка.

Все родительские права предоставляются обоим родителя в равной степени — как матери, так и отцу. Причем совершенно неважно, вместе ли проживают родители или отдельно. К сожалению, сейчас появилось много нерадивых родителей, которые жестоко, халатно и с каким-то пренебрежением относятся к детям, унижая их достоинство.

Среди обязанностей родителей первое место занимает их обязанность воспитывать детей. Поэтому родители не должны передавать воспитание ребенка другому лицу (дедушке, бабушке, родственникам). Чтобы воспитывать детей, надо проживать с ними вместе, общаться с детьми, оказывать на них личное влияние. К сожалению, далеко не во всех семьях дело с воспитанием детей обстоит благополучно.

Ребёнок, окружённый поддержкой, — учится защищать.
Ребёнок, окружённый ожиданием, — учится быть терпеливым.
Ребёнок, окружённый похвалами, — учится быть уверенным.
Ребёнок, окружённый честностью, — учится быть справедливым.
Ребёнок, окружённый безопасностью, — учится доверию.
Ребёнок, окружённый одобрением, — учится уважать себя.
Ребёнок, окружённый любовью, — учится любить и дарить любовь.
Ребёнок, окружённый свободой выбора, — учится быть ответственным за свои решения.
И ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ СЛОЖНО СЛОМИТЬ.

Поэтому делайте жизнь ваших детей светлее, воспитывайте достойными! Дети — надежда и будущее человечества.

Татьяна РУБЦОВА,

юрисконсульт МБУ КЦСОН Березовского района

На заседании правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 25 сентября 2013 года было принято решение о ежегодном проведении 20 ноября Всероссийского дня правовой помощи детям.
В нашем районе в нынешнем году в этот день проводился «круглый стол». Его тема «Правовая помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей». Были приглашены: С. Н. Валинкина, заместитель Главы администрации района, Н. А. Исаков, глава администрации городского поселения г. Красный Холм, Н. А. Жолобова, директор центра занятости района, А. В. Беляков, директор Краснохолмского колледжа и психолог этого учебного заведения Е. В. Писанова, И. Г. Филимонова, заведующая районным отделом образования, О. Н. Сизова, помощник прокурора района, Н. Н. Степанова, инспектор по делам несовершеннолетних МО МВД России «Краснохолмский», врач-педиатр А. Б. Мачулин, приемные родители, опекуны, попечители и кандидаты в них.
Открывая заседание «круглого стола», начальник территориального отдела социальной защиты населения С. А. Проскурникова предложила приемным родителям, опекунам, попечителям (люди, которые заменяют родителей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей - ред.) задавать волнующие их вопросы, поскольку все вместе собираются нечасто.
Большая часть несовершеннолетних, проживающих в замещающих семьях нашего района, — школьники или посещают детский сад. О дополнительных гарантиях права на образование за «круглым столом» говорили заведующая РОО И. Г. Филимонова и директор колледжа А. В. Беляков.
Второй вопрос, который обсуждали участники «круг-лого стола», — дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение. Его озвучил врач-педиатр А. Б. Мачулин.
Ребенок родился. И уже с момента своего появления на свет он имеет право на имущество и жилое помещение. Дети, которые проживают в семьях, понятно обеспечиваются мамами и папами. А как быть с теми, которые остались без попечения родителей? Об их правах говорили помощник прокурора О. Н. Сизова, заместитель Главы администрации района С. Н. Валинкина и глава администрации городского поселения Н. А. Исаков.
По словам С. Н. Валинкиной, в 2014 году на приобретение жилья для детей-сирот были получены деньги на 9 квартир. Финансирование идет из федерального и областного бюджетов.
Директор службы занятости Н. А. Жолобова сказала, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в службе занятости стоят в особой категории. Впервые ищущие работу получают пособие в размере среднеобластной зарплаты, а это более 20 тыс. рублей. В 2014 году двое трудоустроены, двое отправлены на учебу.
На что обратить внимание по вопросам профилактики безнадзорности, совершения правонарушений подростками рассказала инспектор ПДН Н. Н. Степанова.
О. Г. Добрякова, главный специалист-эксперт территориального отдела социальной защиты населения рассказала о финансовом обеспечении дополнительных гарантий, которые являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Подводя итоги работы за «круглым столом», С. А. Проскурникова отметила, что состоявшийся разговор в рамках правовой помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, затронул все стороны жизни и быта детей, воспитывающихся в замещающих семьях и находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях.