Маргинализация и люмпенизация в социальной структуре общества. Изменения социальных отношений в нашем обществе

Люмпен И МАРГИНАЛЫ

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, что выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого lumpen - лохмотья. К люмпенов относят людей, опустившихся на "дно" общественной жизни, - нищих, бомжей, бродяг. Как правило, это выходцы из разных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасна для общества, так как она служит питательной средой для различных экстремистских организаций. Другое положение и другая социальная роль в маргинальных слоев (с лат. Marginalis - тот, кто находится на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х - в тридцатые pp. XX в. в нашей стране. Индустриализация, развернувшейся требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с сельским укладом жизни, с трудом принимались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, "неукоринени", с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленного государством порядка, к "сильной руке". Это создавало социальную базу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидания изменений.

Приведенный пример показывает один из негативных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ

Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, больше зримо проявляются в социальной сфере. их характер очень сложный и противоречивый. Рассмотрим некоторые проблемы.

Одной из особенностей последних лет стал рост социальной дифференциации населения. Это выражается, в первую очередь, в существенном увеличении разрыва в доходах различных социальных групп, а следовательно, в уровне потребления.

Многие усматривают здесь очевидное нарушение принципа социальной справедливости и даже потерю в этом плане позиций, которые мы имели в годы застоя. Действительно, если обратиться к статистическим данным периода 60-х - середины 80-х гг. XX в., То соотношение между минимальным и максимальным окладами составляло 1:10. При этом, однако, необходимо учитывать, что определенная часть населения (по имеющимся данным, 5-6 млн.) Имела так называемые "нетрудовые доходы", источники которых скрывались и которые не учитывались никакой статистикой. К этой группе социологи относили правящий класс, управляющих специалистов в сфере услуг, обслуживающий персонал. Таким образом, разрыв в доходах был и в те годы очень значительным, хотя, возможно, и не таким явным. Официальная пропаганда прилагала огромные усилия для доказательства тезиса о сближении социальных групп и неуклонном движении нашего общества к полной "социальной однородности". При этом учитывалось, что в общественном сознании социальная справедливость рассматривалась как одна из высших ценностей. В отличие от первых лет советской власти, когда преобладало понимание этой справедливости как равенства в потреблении (уравнительность), в дальнейшем подчеркивалась равенство возможностей трудиться по способностям и получать по труду.

Вместе с тем, в нашем обществе и сегодня существует традиционное уравнительное понимание социальной справедливости. Правда, никто не говорит, что все должно делиться поровну, но что дифференциация должна быть ограничена, без больших разрывов - в этом люди убеждены. Те же, кто проникся идеей распределения по труду, возмущены "нечестным", нетрудовым путем увеличения доходов богатых "новых богатых". В этих условиях нарастания социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что, в свою очередь, может стать источником социальной и политической нестабильности.

Острой проблемой остается значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. Известно, что в странах Запада эти профессиональные группы входят в средний класс, а профессура относится к социальной элите. В Украине, например, зарплата преподавателя еще очень низкая.

Это заставляет многих людей высококвалифицированной умственной труда отказываться от специальности и заниматься деятельностью, которая не требует высокого уровня образования.

Актуальной остается проблема "утечки мозгов": многие специалисты ищут применение своим силам за рубежом. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СЛЕДУЕТ и сокращением Вооруженных сил.

Тяжелое положение сохраняется в наименее защищенных групп населения, так называемых "группах социального риска". К ним относятся многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Итак, социальная сфера сегодня - тугой узел острых социальных проблем. Источники их, по всей видимости, лежат не только в экономике, но и в массовом сознании, психологии людей. А это значит, что глубокие положительные сдвиги в данной сфере - задача долгосрочной перспективы.

Но вместе с тем очевидно, что достижение или просчеты именно в этой области во многом решат судьбу реформ в Украине. Поэтому уже сейчас социальная политика становится приоритетной в деятельности государства.

Необходимые правовые предпосылки для решения социальных проблем создает Конституция, а также законы, конкретизирующие его положения. Каждому гражданину Украины Конституция предоставляет широкие социальные права.

Так, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются государством. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного государственным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Основной закон предусматривает право на жилье, но пока эта проблема трудно решаема.

Сохраняются определенные проблемы с правом на охрану здоровья, хотя в Конституции указывается на его бесплатность. Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В такого же типа учреждениях каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование. Вместе с тем, ряд острых социальных проблем еще ждет своего решения на основе указанных правовых норм.

В заключение подчеркнем, что, осуществляя текущую социальную политику, важно не упустить из виду магистральное направление социальных изменений. Сегодня в рамках социальной структуры у нас переплелись три группы отношений, принадлежащих к различным цивилизационных типов: традиционного, индустриального и постиндустриального. Трудности прорыва в постиндустриальную эпоху связаны со столкновением интересов различных социальных групп, которые тяготеют к каждому из этих типов отношений.

Переход на новый уровень развития станет возможным, если укрепятся и займут лидирующее положение в обществе группы, связаны не с торгово-распределительными отношениями, а непосредственно с материальным и духовным производством и ориентированные на максимально передовые достижения.

Основные понятия

Социальная сфера. Социальная дифференциация. Социальное неравенство. Класс. Смертная казнь. Социальная мобильность. Семья как социальный институт. Социальная политика.

"Социальный лифт". Люмпенство. Маргиналов. "Утечка мозгов".

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная дифференциация?

2. преодолим социальное неравенство?

3. В чем отличие класса (в марксистском понимании) от казни?

4. в социологии понимается под социальной мобильностью?

5. Какие "социальные лифты", по мнению П. Сорокина, способствуют социальным перемещением человека?

6. Какова роль семьи в современном обществе?

7. Какие тенденции в развитии социальных отношений характерны для различных групп стран?

8. В чем отличия маргиналов от люмпенов?

9. Какие основные социальные проблемы нашего общества?

1. Проанализируйте различные точки зрения на проблему социального неравенства. Обоснуйте свою позицию.

2. Один немецкий исследователь проводит следующую отличие между классами и казнями: "Стратификация предполагает некоторую упорядоченность членов общества на основе какого-либо критерия, например, дохода, образования, образа жизни, этнического происхождения... Классы... являются конфликтными группами, объединяясь, отрицают существующее распределение власти, преимуществ и других возможностей ".

Проанализируйте это утверждение. Согласны ли вы с ним?

3. Приведите примеры социальной и горизонтальной мобильности. Какие еще, кроме указанных в учебнике, "социальные лифты" существуют в современном обществе?

4. Цифры свидетельствуют, что в индустриально развитых странах падает доля "синих воротничков" в составе населения (то есть тех, кто занимается физическим трудом) и растет численность "белых воротничков" (к ним относятся работники, занятые в сферах торговли, юриспруденции, медицины, образования, технические служащие). Какие причины и возможные социальные последствия этого явления?

5. По данным одного исследования, украинская стратификационная сетка сегодня выглядит так: "старые богатые" (бывшая номенклатура) "новые богатые" (экономическая и политическая элита, столичная бюрократия, коммерческий класс);

отечественный средний класс (большинство инженерно-технических работников (ИТР), квалифицированные рабочие, служащие, интеллигенция) "база" (большинство крестьян, население малых городов, менее квалифицированные рабочие) "социальные иждивенцы" (пенсионеры, рядовой состав армии). Отражает, на ваш взгляд, приведенная схема реальную социальную структуру общества? Есть ли такие группы населения, которые не нашли отражения в ней? Назовите их. Социальные группы, по вашему мнению, будут определять будущее развитие страны?

6. Известно, что маргинализация, переход в новое социальное качество, связанная с социально-психологическим стрессом. Во многих странах для его смягчения используются различные средства: пособия по безработице, фонды помощи мигрантам и беженцам, центры профессиональной переподготовки и тому подобное. Что еще, на ваш взгляд, можно использовать в этих целях?

7. Существует точка зрения, согласно которой именно работающие классы (крестьянство, рабочие) способствуют общественному прогрессу.

Приведите факты, подтверждающие или опровергающие данную позицию.

8. Термин "класс" происходит от латинского слова, означающего буквально "разряд". Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю СервиюТуллию (VI в. До н.э.). Он разделил общество на пять классов, разрядов, в соответствии с тем, какое количество войска (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них.

Признак была положена в основу классового деления? Сохраняет он свое значение и сегодня?

1 Многие из нас, гуляя по красивым и нарядным улицам своих городов, не раз замечали людей, которые одеты в грязную одежду, от них несёт сильным перегаром, они издают нечленораздельные звуки, и могут спать на земле. Некоторые называют таких граждан Бичами, но на самом деле общее название подобных личностей "Люмпен". Что значит Люмпен ? Что значит Маргинал? Прежде чем вы продолжите, я хочу познакомить вас с несколькими познавательными публикациями на тему тюремного жаргона, например, кого называют Грачом , как понять слово Гнобить , кто такой Глиномес , что называют Гвоздём и т. п. Слово Люмпен было заимствовано из немецкого термина "Lumpen" и переводится, как лохмотья. Данное понятие придумал популярный у коммунистов деятель, Карл Маркс. Этим термином он обозначал людей из низших слоёв общества.
Спустя какое-то время Люмпенами стали называть все деклассированные элементы, такие, как уголовники, бродяги, нищие, бездомные , бичи и др.

Люмпен - это человек, перебивающийся не постоянными заработками, и не имеющий своей собственности


Когда используют термин "Люмпенизация общества ", то это означает увеличение процентного соотношения данных слоёв среди населения и повальное распространение люмпеновской психологии во время социального и экономического кризиса.

Что значит Маргинал?

Термин "Маргинал" произошёл от латинского слова "margo" и переводится, как "край" . Этим понятием обозначают людей, находящиеся, как бы между различными социальными группами, культурой, системой и испытывает их влияние, которое подчас сильно противоречит между собой.

Маргинал - это человек, отвергающий некоторые традиции и ценности той культуры, в которой она появляется, при этом создающие свою собственную систему ценностей и норм

Чем отличается Люмпен от Маргинала?

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Люмпены - это тот, кто утратил связь со своей социальной группой и самое главное, распрощался с работой. Тогда, как Маргинал - это человек, который болтается, "как г... в проруби ", ни туда ни сюда. От своей социальной группы он отдалился, но не собирается примыкать ни к какой другой. То есть он человек, потерявший свои "корни". Например, всю жизнь прожил в городе, но внезапно переехал в деревню, где для него всё незнакомо. По

Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги , нищие , уголовные элементы и другие). В большинстве случаев Люмпен - это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Люмпен - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса , готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью. (ТГиП, учебник для вузов, проф. В. М. Карельский и проф. В. Д. Перевалов)

Люмпенизация общества означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Люмпен" в других словарях:

    Пролетариат, бродяга, босяк Словарь русских синонимов. люмпен см. бродяга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    А, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЛЮМПЕН, а, муж. (разг.). Деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также (разг.), человек, принадлежащий к такому слою. | прил. люмпенский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    люмпен - пролетарии деклассированные, выпавшие из жизни общества люди бродяги, нищие, мелкие уголовники и т.п … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    люмпен - ПРОЛЕТАРИАТ – Сыйнфый җәмгыятьтә үзләренең сыйнфый йөзләрен югалткан кешеләр катлавы (сукбайлар, хәерчеләр һ. б.) … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    люмпен - ЛЮМПЕН, а, м Разг. Человек, отчужденный от собственности, нищий, опустившийся, лишенный нравственных принципов и критериев (первоначально о представителях пролетариата). В трудах прошлого века люмпен пролетариат осуждался разве только за… … Толковый словарь русских существительных

    М. 1. Представитель деклассированного слоя общества, оказавшийся отчужденным от собственности, оторванным от производственной деятельности, утративший профессиональную квалификацию, лишившийся нравственных принципов; нищий, бродяга, опустившийся… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    люмпен - л юмпен, а … Русский орфографический словарь

    люмпен - (2 м); мн. лю/мпены, Р. лю/мпенов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Теория диктатуры люмпен-пролетариата , Сергей Светуньков. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Изучая литературу об истории СССР и современной России, можно узнать мно-гочисленные подробности…

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во , в свою очередь, из . С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это , что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

В чем разница между люмпенами и маргиналами

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Источники:

  • Люмпены и маргиналы

В каждом обществе бок о бок с социально адаптированными гражданами есть люди, потерявшие свои социальные корни, которым чужд нравственный кодекс, они понимают лишь язык грубой физической силы.

Люмпены

Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков. Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им. Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций. Марксистская теория использовала даже выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом. При советской власти это было ругательным словом.

Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился. Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее. Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны. У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи. И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего. В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

Источники:

  • Маргиналы и люмпены

В современной культуре можно встретить не только отдельных индивидов, но даже целые группы людей, не вписывающихся в устоявшуюся социальную структуру общества. Это не всегда представители социального «дна», они могут иметь высокий уровень образования и подобающий статус. Отличие таких маргинальных от других людей состоит в особом мире ценностей. Кто же такие маргиналы?

Маргинальность как социальное явление

Википедия называет маргиналом того, кто оказывается на границе противоположных социальных групп или культур. Такие люди испытывают на себе взаимное влияние различных систем ценностей, которые часто противоречат одна другой. В времена синонимом «маргинал» было «деклассированный элемент». Так часто называли людей, скатившихся в самый низ социальной иерархии. Но понимание маргинальности следует считать односторонним и не вполне корректным.

Понятие «маргинальность» встречается и в . Здесь оно обозначает промежуточность социального положения, в котором оказывается . Первые упоминания о маргинальных личностях и группах появились в американской социологии, которая описывала адаптации иммигрантов к непривычным для них социальным условиям и порядкам, свойственным для жизни на чужбине.

Маргиналы отрицают ценности той группы, из которой они вышли, и утверждают новые нормы и правила поведения.

За чертой привычной жизни

Маргинальность в обществе усиливается, когда начинаются катаклизмы. Если общество регулярно лихорадит, его структура теряет прочность. Появляются совершенно новые социальные группы и слои населения, имеющие собственный уклад жизни. Не каждый человек в подобных условиях способен адаптироваться и пристать к определенному берегу.

Переход в новую социальную группу нередко связан с необходимостью перестраивать поведение и принимать новую систему ценностей, что почти всегда становится источником стресса.

Выйдя из своей привычной социальной среды, человек нередко сталкивается с ситуацией, когда новая группа его не принимает. Так и появляются маргиналы. Вот один из примеров такого социального перехода. Обычный инженер, оставивший работу по найму и решивший заняться предпринимательством, терпит неудачу. Он понимает, что бизнесмен из него не получился, а к прежнему образу жизни уже невозможен. К этому могут добавиться финансовые и другие материальные потери, в результате которых человек оказывается за бортом жизни.

Но далеко не всегда маргинальность связана с потерей достаточно высокого прежнего социального . Нередко к маргиналам относят вполне успешных людей, чьи взгляды, привычки и система ценностей не вписываются в устоявшиеся представления о «нормальности». Маргиналами вполне могут быть достаточно состоятельные люди, добившиеся успеха в своей сфере деятельности. Вот только их воззрения на жизнь оказываются столь непривычными для среднего обывателя, что таких людей просто не принимают всерьез или вытесняют из социальной общности.

Видео по теме

Понятие маргинальности – социологический термин, возникший в науке в 1920-х годах. Но сами маргиналы – люди, составляющие особую социальную группу, существовали задолго до того, как ученые ввели данный термин. Это люди, по каким-то причинам не вписавшиеся в социально-культурную систему общества. Большие группы маргиналов начали образовываться в начале ХХ века. Но, вероятно, первый маргинал появился еще в первобытную эпоху.

Термин «маргинальность» ввели американские социологи для того, чтобы охарактеризовать наблюдаемый ими общественный феномен: создание иммигрантами замкнутых сообществ из-за неспособности сразу вписаться в американский образ жизни. Для нового термина было выбрано латинское слово marginalis, что в переводе означает «находящийся на краю». Тем самым иммигрантские сообщества характеризовались как группы, выдернутые из родного культурного пласта и не прижившиеся на новой почве.

Для маргинальной группы характерна своя особенная культура, часто вступающая в противоречие с господствующими культурными установками в обществе. Типичный пример – итальянская мафия в Америке. Дон Корлеоне и его семья – маргинальные элементы для американского общества.

Так что, в строгом значении социального термина первые маргиналы появились в конце XIX – начале ХХ веков в бурлящем котле американской иммиграции. Это были люди двух культур, одновременно принадлежащие двум мирам. Не только в США, разумеется, наблюдались подобные явления: например, Бразилия примерно в то же время пригласила на плантации итальянских иммигрантов, которые не сразу вписались в существующее общество на равных с потомками португальцев, и часто воспринимались как «белые ».

Маргинальные группы могут появляться и в результате крупных социальных потрясений. Например, революция в России привела к появлению большого числа маргиналов – людей, выдернутых из рамок своего класса и с трудом находящих себе место в новом обществе. Например, беспризорники 20-х годов – типичная маргинальная группа.

Постепенно понятие маргинальности в науке расширялось. Появилось понятие «индивидуальной маргинальности». Оно более широкое, чем маргинальность как общественный феномен. И.В. Малышев в книге «маргинальное искусство» характеризует маргинальность как «внесистемность». Маргиналами могут быть люди, консервирующие прошлое; опережающие свой век; просто «заблудившиеся» и не находящие себе места в социуме и его культуре.

В этом смысле маргиналами можно назвать, по словам Виктора Шендеровича, и Сахарова, и Томаса Манна, и даже Христа.

Так что, первый маргинал, скорее всего, появился еще на заре человечества. Возможно, первые хомосапиенсы были именно маргиналами!

Поскольку общество к маргиналам относится настороженно, жизнь «внесистемных» людей на протяжении всей истории человечества была сложной и, увы, обычно короткой. Некоторые из них становились социальными люмпенами, отверженными париями, но многие успели двинуть вперед культуру, наметить новые ориентиры развития общества.

Эпатажные деятели искусства, к примеру, часто были маргинальны. Они смело отбрасывали традиционные ценностные установки, создавая свои собственные. К примеру, маргиналом был Диоген. Маргиналами были декаденты. Маргинальны были советские стиляги.

В конце ХХ – начале XXI веков маргиналов стало намного больше, чем в любую другую историческую эпоху. Различные неформальные движения – это, как правило, маргиналы. Толерантность современного общества позволяет представителям маргинальных слоев жить в своей собственной системе координат более свободно, чем раньше.

Соц. Дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разное положение. Свойственна любому обществу.

    Экономическая

    Политическая

    Профессиональная

Термин «стратификация » ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Наиболее универсальным является понятиестрата - соц.слой в критерии выделения положены доход, образование, профессия и т.д.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Рабство . Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи (у евреев), и классическое (Рим Греция), при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз.

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Сословия - группы людей с определенными правами, обязанностями и социальным статусом, предающимся по наследству. Из одного сословия в другое сложно, но можно перейти, что нельзя сказать о кастах. Привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные.

Классы . В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально‑образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож‑дение.м человеческого общества.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

Распределительная теория(Смит, Гизо)

Собственник земли - рента

Владелец капитала - прибыль

Рабочий заработная плата

Социальная мобильность

Социальная мобильность -переход людей из одних общественных групп в другие.

Соц. Мобильность:

Горизонтальная (из одной группы в другую но на том же уровне)-учитель истории стал преподавателем литературы, переход на др. фабрику но на такую же должность, смена гражданства.

Вертикальная :

Восходящая – из более низшей в более высшую группу (из грязи в князи)

Нисходящая - из более высшей в более низшую (из президента в премьер-министры)

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности.

    образование

    система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

    изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки.

    воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

    различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Соц. Лифты - институты способствующие перемещению человека из одной соц.группы в другую.

По мнению Сорокина 3 основных соц.лифта – это церковь, армия, школа (образование),собственность (часто в виде денег).

Люмпены и маргиналы

Люмпен (с нем.-лохмотья) – бомжи, бродяги ит.д.

Маргиналы - люди находящиеся между устойчивыми слоями общества и люмпенами (выходцы из сел, мигранты из др. страны, студенты приехавшие в др. город).

Семья

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Партнерская семья (демократическая) - тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Функции семьи:

    репродуктивная

    воспитательная

    хозяйственно‑экономическая

    рекреационная (снятие стрессовых ситуаций)

    поддержка членов семьи друг друга.

    социализациия детей.