Изменения социальных отношений в нашем обществе.

Существует два похожих понятия, люмпены и маргиналы. Хоть они и схожи между собой тем, что обозначают людей самого низшего слоя общества, однако это все равно не позволяет ставить знак равенства между ними.

В русский язык слово маргинал пришло из немецкого языка, в немецкий из французского, во французский – из латыни. На латыни слово маргинал обозначает «находящийся на краю». Маргиналом может считаться личность, которая была изгнана из одной группы, но по определенным обстоятельствам не была принята в другую. Самый яркий пример – человек, бежавший со своей страны в другую страну, не смог адаптироваться к новому обществу, принять традиции нового государства, особенности его социума и так далее.
Такое состояние неопределенности довольно опасно, особенно если речь идет о группе людей. Чаще всего маргинализация общества происходит вследствие революций, вследствие резкого изменения социальной, политической и экономической ситуации в государстве.

Люмпен (из нем. «лохмотья») — человек, который не старается заработать, не занимается каким — либо общественно полезным трудом, ведет губительный образ жизни. Живут люмпены чаще всего за счет государства, родственников, знакомых, либо за счет незаконной деятельности (пиратство, ограбления, мошенничество) . Нельзя назвать так простого рабочего, который изо всех сил пытается заработать, но достигает весьма скромных результатов. Речь идет именно о бандитах, нищих, пиратах и т.д. Которые либо ничего не делают для улучшения своего финансового положения, либо делают это незаконным путем, именно эту категорию можно смело назвать люмпенами. Также люмпенами называют людей с алкогольной, наркотической зависимостью, которые могут работать, но не работают. Или представителей низшего слоя общества, которые работоспособны, но живут за счет пособий государства.

В чем отличие маргиналов от люмпенов

Главное различие в том, что маргиналы могут быть весьма состоятельными людьми, которые по различным причинам утратили свое предыдущее положение в обществе. Они могут заниматься полезной общественной деятельностью, но по каким — либо причинам не признаются обществом. Люмпены же наоборот, чаще всего не имеют собственного жилья, перебиваются случайными заработками и имеют для жизни только самый необходимый набор вещей. Нередко бродяжничают и становятся социально опасными, поскольку всегда ищут способ быстрого заработка.

Люмпены чаще всего подчиняются более сильной и влиятельной группе лиц, считают, что только сильные в определенный исторический момент времени смогут что — либо изменить. Не имеют собственных нравственных устоев и трусливо подчиняются лицам, которые обладают большей властью.

Маргиналы, в отличие от люмпенов, которые служат бездумно действующей силой, выполняющей приказы более сильных, чаще всего становятся жертвой в таких случаях.

Соц. Дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разное положение. Свойственна любому обществу.

    Экономическая

    Политическая

    Профессиональная

Термин «стратификация » ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Наиболее универсальным является понятиестрата - соц.слой в критерии выделения положены доход, образование, профессия и т.д.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Рабство . Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи (у евреев), и классическое (Рим Греция), при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз.

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Сословия - группы людей с определенными правами, обязанностями и социальным статусом, предающимся по наследству. Из одного сословия в другое сложно, но можно перейти, что нельзя сказать о кастах. Привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные.

Классы . В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально‑образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож‑дение.м человеческого общества.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

Распределительная теория(Смит, Гизо)

Собственник земли - рента

Владелец капитала - прибыль

Рабочий заработная плата

Социальная мобильность

Социальная мобильность -переход людей из одних общественных групп в другие.

Соц. Мобильность:

Горизонтальная (из одной группы в другую но на том же уровне)-учитель истории стал преподавателем литературы, переход на др. фабрику но на такую же должность, смена гражданства.

Вертикальная :

Восходящая – из более низшей в более высшую группу (из грязи в князи)

Нисходящая - из более высшей в более низшую (из президента в премьер-министры)

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности.

    образование

    система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

    изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки.

    воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

    различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Соц. Лифты - институты способствующие перемещению человека из одной соц.группы в другую.

По мнению Сорокина 3 основных соц.лифта – это церковь, армия, школа (образование),собственность (часто в виде денег).

Люмпены и маргиналы

Люмпен (с нем.-лохмотья) – бомжи, бродяги ит.д.

Маргиналы - люди находящиеся между устойчивыми слоями общества и люмпенами (выходцы из сел, мигранты из др. страны, студенты приехавшие в др. город).

Семья

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Партнерская семья (демократическая) - тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Функции семьи:

    репродуктивная

    воспитательная

    хозяйственно‑экономическая

    рекреационная (снятие стрессовых ситуаций)

    поддержка членов семьи друг друга.

    социализациия детей.

    Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во , в свою очередь, из . С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

    Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

    Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это , что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

    Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

    В чем разница между люмпенами и маргиналами

    Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

    Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

    Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

    Источники:

    • Люмпены и маргиналы

    В каждом обществе бок о бок с социально адаптированными гражданами есть люди, потерявшие свои социальные корни, которым чужд нравственный кодекс, они понимают лишь язык грубой физической силы.

    Люмпены

    Обычно к люмпенам относят людей, у которых социальные корни отсутствуют, у которых также не имеется никакой собственности, а живут они за счет разовых заработков. Но чаще их источником существования являются различные виды социальных и государственных пособий. В целом к этой категории нужно относить бомжей, а также граждан, подобных им. Если объяснять более просто, то люмпен – человек, не ведущий трудовой деятельности, он нищенствует, бродяжничает, другими словами – бомжует.

    В переводе с немецкого слово «люмпен» означает «лохмотья». Это своего рода оборванцы, которые опустились на «дно» жизни, выпали из своей среды. Чем больше в обществе становится люмпенов, тем большую угрозу обществу они представляют. Их среда является своеобразным оплотом различных экстремистски настроенных личностей и организаций. Марксистская теория использовала даже выражение, как Lumpenproletariat, характеризуя этим словом бродяг, преступников, нищих, а также отбросов человеческого общества в целом. При советской власти это было ругательным словом.

    Маргиналы и люмпены не одно и то же понятие, хотя между этими группами людей много общего. Само понятие «маргинальность» в социологии означает человека, который находится между двумя различными социальными группами, когда от одной из них гражданин уже откололся, а ко второй еще не прибился. Это так называемые яркие представители низов, или социального «дна». Подобное общественное положение очень сильно влияет на психику, калеча ее. Часто маргиналами становятся люди, прошедшие войну, иммигранты, не сумевшие приспособиться к условиям жизни на новой родине, которые не смогли вписаться в социальные условия современной для них среды.

    Во время проводившейся в СССР коллективизации, в 20-30 годах, сельские жители массово мигрировали в города, но городская среда принимала их неохотно, а с сельской средой все корни и связи были разорваны. У них рушились духовные ценности, рвались налаженные социальные связи. И именно этим слоям населения требовалась «твердая рука», установленный порядок на уровне государства, и именно этот факт послужил социальной базой антидемократическому режиму.

    Как видно, люмпены и маргиналы – это не тождественные понятия, хотя и имеют много общего. В современной действительности словом «люмпен» практически не пользуются, называя бомжей маргиналами. Хотя этим словом можно охарактеризовать и людей, имеющих жилье, но ведущих асоциальный образ жизни.

    Источники:

    • Маргиналы и люмпены

    В современной культуре можно встретить не только отдельных индивидов, но даже целые группы людей, не вписывающихся в устоявшуюся социальную структуру общества. Это не всегда представители социального «дна», они могут иметь высокий уровень образования и подобающий статус. Отличие таких маргинальных от других людей состоит в особом мире ценностей. Кто же такие маргиналы?

    Маргинальность как социальное явление

    Википедия называет маргиналом того, кто оказывается на границе противоположных социальных групп или культур. Такие люди испытывают на себе взаимное влияние различных систем ценностей, которые часто противоречат одна другой. В времена синонимом «маргинал» было «деклассированный элемент». Так часто называли людей, скатившихся в самый низ социальной иерархии. Но понимание маргинальности следует считать односторонним и не вполне корректным.

    Понятие «маргинальность» встречается и в . Здесь оно обозначает промежуточность социального положения, в котором оказывается . Первые упоминания о маргинальных личностях и группах появились в американской социологии, которая описывала адаптации иммигрантов к непривычным для них социальным условиям и порядкам, свойственным для жизни на чужбине.

    Маргиналы отрицают ценности той группы, из которой они вышли, и утверждают новые нормы и правила поведения.

    За чертой привычной жизни

    Маргинальность в обществе усиливается, когда начинаются катаклизмы. Если общество регулярно лихорадит, его структура теряет прочность. Появляются совершенно новые социальные группы и слои населения, имеющие собственный уклад жизни. Не каждый человек в подобных условиях способен адаптироваться и пристать к определенному берегу.

    Переход в новую социальную группу нередко связан с необходимостью перестраивать поведение и принимать новую систему ценностей, что почти всегда становится источником стресса.

    Выйдя из своей привычной социальной среды, человек нередко сталкивается с ситуацией, когда новая группа его не принимает. Так и появляются маргиналы. Вот один из примеров такого социального перехода. Обычный инженер, оставивший работу по найму и решивший заняться предпринимательством, терпит неудачу. Он понимает, что бизнесмен из него не получился, а к прежнему образу жизни уже невозможен. К этому могут добавиться финансовые и другие материальные потери, в результате которых человек оказывается за бортом жизни.

    Но далеко не всегда маргинальность связана с потерей достаточно высокого прежнего социального . Нередко к маргиналам относят вполне успешных людей, чьи взгляды, привычки и система ценностей не вписываются в устоявшиеся представления о «нормальности». Маргиналами вполне могут быть достаточно состоятельные люди, добившиеся успеха в своей сфере деятельности. Вот только их воззрения на жизнь оказываются столь непривычными для среднего обывателя, что таких людей просто не принимают всерьез или вытесняют из социальной общности.

    Видео по теме

    Понятие маргинальности – социологический термин, возникший в науке в 1920-х годах. Но сами маргиналы – люди, составляющие особую социальную группу, существовали задолго до того, как ученые ввели данный термин. Это люди, по каким-то причинам не вписавшиеся в социально-культурную систему общества. Большие группы маргиналов начали образовываться в начале ХХ века. Но, вероятно, первый маргинал появился еще в первобытную эпоху.

    Термин «маргинальность» ввели американские социологи для того, чтобы охарактеризовать наблюдаемый ими общественный феномен: создание иммигрантами замкнутых сообществ из-за неспособности сразу вписаться в американский образ жизни. Для нового термина было выбрано латинское слово marginalis, что в переводе означает «находящийся на краю». Тем самым иммигрантские сообщества характеризовались как группы, выдернутые из родного культурного пласта и не прижившиеся на новой почве.

    Для маргинальной группы характерна своя особенная культура, часто вступающая в противоречие с господствующими культурными установками в обществе. Типичный пример – итальянская мафия в Америке. Дон Корлеоне и его семья – маргинальные элементы для американского общества.

    Так что, в строгом значении социального термина первые маргиналы появились в конце XIX – начале ХХ веков в бурлящем котле американской иммиграции. Это были люди двух культур, одновременно принадлежащие двум мирам. Не только в США, разумеется, наблюдались подобные явления: например, Бразилия примерно в то же время пригласила на плантации итальянских иммигрантов, которые не сразу вписались в существующее общество на равных с потомками португальцев, и часто воспринимались как «белые ».

    Маргинальные группы могут появляться и в результате крупных социальных потрясений. Например, революция в России привела к появлению большого числа маргиналов – людей, выдернутых из рамок своего класса и с трудом находящих себе место в новом обществе. Например, беспризорники 20-х годов – типичная маргинальная группа.

    Постепенно понятие маргинальности в науке расширялось. Появилось понятие «индивидуальной маргинальности». Оно более широкое, чем маргинальность как общественный феномен. И.В. Малышев в книге «маргинальное искусство» характеризует маргинальность как «внесистемность». Маргиналами могут быть люди, консервирующие прошлое; опережающие свой век; просто «заблудившиеся» и не находящие себе места в социуме и его культуре.

    В этом смысле маргиналами можно назвать, по словам Виктора Шендеровича, и Сахарова, и Томаса Манна, и даже Христа.

    Так что, первый маргинал, скорее всего, появился еще на заре человечества. Возможно, первые хомосапиенсы были именно маргиналами!

    Поскольку общество к маргиналам относится настороженно, жизнь «внесистемных» людей на протяжении всей истории человечества была сложной и, увы, обычно короткой. Некоторые из них становились социальными люмпенами, отверженными париями, но многие успели двинуть вперед культуру, наметить новые ориентиры развития общества.

    Эпатажные деятели искусства, к примеру, часто были маргинальны. Они смело отбрасывали традиционные ценностные установки, создавая свои собственные. К примеру, маргиналом был Диоген. Маргиналами были декаденты. Маргинальны были советские стиляги.

    В конце ХХ – начале XXI веков маргиналов стало намного больше, чем в любую другую историческую эпоху. Различные неформальные движения – это, как правило, маргиналы. Толерантность современного общества позволяет представителям маргинальных слоев жить в своей собственной системе координат более свободно, чем раньше.

    Наша речь постоянно обогащается новыми словами, привносимыми в нее из других языков, из научной лексики и прочих источников.

    Так, все чаще в разговорной речи стали встречаться слова «маргинал» и «люмпен» , употребляемые в основном для обозначения личности, ведущей асоциальный образ жизни. Но кто такие на самом деле маргиналы и люмпены?

    Маргиналы – люди, оторванные от среды

    Слово «маргинал» , как и многие другие научные определения, заимствовано из латинского языка, где «marginalis» означает «находящийся на краю» . В социологии маргиналами принято называть людей, вырванных из привычного социального слоя и образа жизни, но еще не нашедших места в новых условиях.

    Такие люди чувствуют себя очень неуверенно, так как не имеют опоры, лишены поддержки семьи и не знакомы с обычаями других слоев общества.

    Наибольшее число маргиналов появляется в ходе социальных потрясений, войн и конфликтов. Сельские жители, прибывающие в город, становятся в нем маргиналами, так как не знакомы с городским образом жизни, не имеют специальности, обеспечивающей достаточно высокий доход, и часто даже лишены нормального жилья.

    Беженцы, оказавшиеся в другой стране, становятся маргиналами из-за плохого владения языком, незнания местных обычаев и отсутствия материальной базы для существования. Люди, оставшиеся без работы, нередко пополняют маргинальные группы даже без смены места жительства.


    В условиях спокойного существования общества в нем всегда присутствует некоторое количество маргиналов – людей, у которых разорвана связь с привычной социальной средой.

    Вверх или вниз?

    С точки зрения социологии, маргиналов можно разделить на три основные группы:

    — стабилизирующая группа, в которую входят люди консервативного склада, со сменой места жительства не меняющие образа жизни, сохраняющие свою специальность и социальный уровень;

    — понижающая группа, представители которой, будучи вырванными из привычных условий существования, быстро скатываются в нижние слои общества, не желая приобретать новых навыков и новую профессиональную квалификацию;

    — повышающая группа, к которой принадлежат люди, готовые бороться за улучшение условий существования, в том числе приобретать новую, более востребованную и доходную профессию, перенимать новые привычки и обычаи новой среды обитания.

    Легко заметить, что представители стабильной и повышающей группы так или иначе встраиваются в жизнь общества, тогда как понижающая группа является источником формирования нижнего слоя общества. Из понижающей группы обычно приходит пополнение социального слоя тех, кто выпал из общества, т.е. люмпенов.

    Кто такие люмпены?

    Слово «люмпен» происходит от немецкого «Lumpen» — лохмотья. Впервые понятие люмпен-пролетариата было введено К. Марксом и обозначало низший слой пролетариата, людей без достаточной квалификации, выполняющих самые тяжелые, грязные и несложные работы.

    Сегодня в терминологии социальных наук люмпенами принято называть представителей социальных низов, не имеющих собственности и постоянной работы, перебивающихся случайными заработками и не стремящихся улучшить свое положение. В странах СНГ люмпен может обладать собственным жильем, которое, как правило, было получено его родителями во времена СССР.

    Основное отличие люмпенов от других беднейших слоев населения заключается в асоциальном образе жизни. Люмпен не имеет постоянной работы и не стремится ее найти. Он не обладает квалификацией, достаточной, чтобы обеспечивать , не хочет и не имеет возможности освоить новую профессию.


    Источник его заработка – случайные подработки, нередко граничащие с криминалом, и/или социальные выплаты, пособия от государства или благотворительных фондов. Как правило, люмпены – это бездомные бродяги, нищенствующие, проститутки, алкоголики и наркоманы.

    В условиях социального неравенства попадание в слой люмпенов практически всегда означает приговор для человека, так как повысить он уже не сможет никогда.