Молдова и взаимное влияние культур народов мира на современном этапе. Молдавско-российские отношения на современном этапе (исследование)

Основным видом молдавской литературы являлось устное художественное творчество. Вековое рабство не сломило жизненных сил молдавского народа, не убило в нём воли к борьбе и победе, не задушило его творческого дара. Героические народные песни из цикла борьбы с турецкими феодалами проникнуты идеей защиты родины от врагов-захватчиков. Тяжёлое историческое прошлое молдавского народа наложило свой отпечаток на его песни (дойны), которым нередко присущ грустный, протяжный напев. Широко известен национальный танец молдаван жок или хора.

Из фольклора других народов Молдавии останавливает на себе внимание фольклор болгарских колонистов. Болгарские певцы-импровизаторы в XIX в. хранили в своей памяти большой, разнообразный и интересный репертуар героических песен из эпохи турецкого ига и болгарских войн за независимость.

Из городов Молдавии наиболее важное культурное значение в первой половине XIX в. получил Кишинёв - центр Бессарабской области. Основную массу населения города составляли молдаване и болгары. Но тут же жили греки, турки, украинцы, сербы, караимы, немцы, французы, итальянцы и др.

Общий культурный уровень молдавского боярства начала XIX столетия был невысок. Но накануне национального движения в придунайской Молдавии и Валахии (в начале 20-х годов) в Кишинёве наблюдалось заметное пробуждение культурно-общественной жизни. В доме М. Кацика была устроена масонская ложа, связанная с тайным обществом декабристов; главным мастером ложи одно время являлся русский генерал-майор декабрист П. С. Пущин. Он же учредил в Кишинёве дивизион­ную ланкастерскую школу. Наиболее образованная и передовая часть кишинёвского общества 20-х годов XIX в. собиралась в домах князей Александра и Георгия Матвеевичей Кантакузенов, членов греческой гетерии и участников национально-освободительного движения 1821 г. К числу постоянных посетителей Кантакузенов принадлежали будущие руководители греческого восстания, оба брата Ипсиланти.

Большое значение для культурной жизни Кишинёва в 20-х годах XIX в. имело пребывание там штаба 16-й пехотной дивизии, принадлежавшей к 6-му корпусу второй русской армии. Командиром 16-й дивизии в июле 1820 г. был назначен декабрист М. Ф. Орлов. Он уделял большое внимание вместе с декабристом В. Ф. Раевским организации ланкастерских школ. Кишинёвский дом Орлова сделался средоточием культурной жизни и центром передовой политической мысли Кишинёва. Его постоянным посетителем был отбывавший в Кишинёве ссылку А. С. Пушкин. В Кишинёве бывал и П. И. Пестель.

Значительным событием в культурной жизни Бессарабии было трёхлетнее (1820-1-823 гг.) пребывание там А. С. Пушкина. В ряде своих произведений великий русский поэт воспользовался мотивами молдавского фольклора. Песня молодой молдаванки Мариулы легла в основу стихотворения Пушкина «Чёрная шаль». В кишинёвских боярских домах пользовались большой популярностью и приглашались на все балы хоры крепостных цыган боярина Варфоломея. Поэт наблюдал быт цыган, прислушивался к цыганским песням и воспроизвёл их в своей поэме «Цыганы». Исследователи считают, что в поэме «Братья-разбойники» в какой-то мере отразились впечатления Пушкина от молдавской действительности и от личности знаменитого Урсула; по просьбе поэта для него было переписано полностью судебное дело об Урсуле.

Знакомство с передовой русской литературой имело благо­приятное значение для деятельности молдавских писателей К. Негруци, А. Донича, К. Стамати.

На культурно-идеологическую жизнь болгарских колоний в Молдавии оказало серьёзное влияние пробуждение национального самосознания среди болгарской интеллигенции. Одним из крупных и наиболее ранних деятелей болгарского возрождения был известный учёный, близкий по своему мировоззрению к славянофилам, Ю. И. Венелин. Сын украинского священника из Галиции, он учился в Львовском университете, а в 20-х годах XIX в. переехал в Кишинёв, где близко ознакомился с бытом болгарских колонистов. Результатом этого знакомства явилась выпущенная им в 1829 г. книга «Древние и нынешние болгары в политическом и религиозном отношениях», вызвавшая сильный интерес к болгарскому вопросу в России.






Краткая информация

Небольшую Молдову часто просто не замечают на карте Европы. Почему-то считается, что Молдова – это своего рода «Румыния в миниатюре». Отчасти, это, конечно, верно. Но, тем не менее, Молдова – самостоятельное уникальное государство, которое понравится любому путешественнику. В Молдове есть средневековые монастыри, церкви, крепости, и другие интересные достопримечательности. Кроме того, в этой стране есть несколько бальнеологических курортов и, конечно же, много вина.

География Молдовы

Молдова находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Румынией, а на севере, юге и востоке – с Украиной. Общая площадь Молдовы составляет 33 846 кв. км., а общая протяженность границы – 1 389 км.

Около 13% территории Молдовы занимают леса, самая высокая точка страны – гора Баланешты, чья высота достигает 430 метров.

Столица

Столицей Молдовы является город Кишинев, население которого сейчас насчитывает более 730 тыс. человек. Поселение людей на территории современного Кишинева появилось в первой половине XV века.

Официальный язык

В Молдавии официальный язык – молдавский, относящийся к романской языковой семье.

Религия

Подавляющее большинство населения Молдовы (более 93%) исповедует православное христианство. Однако, в стране есть также незначительное количество протестантов (более 1,9%).

Государственное устройство Молдовы

Согласно Конституции 1994 года, Молдова – это парламентская республика, главой котярой является Президент, избираемым депутатами местного Парламента. Молдавский Парламент состоит из 101 депутатов.

Депутаты молдавского Парламента избираются прямым всеобщим голосованием на 4 года.

Климат и погода

Климат в Молдове умеренно-континентальный с мягкой и сухой зимой и теплым летом. Средняя температура воздуха в январе от -4C, а летом +20C. Что касается осадков, то на севере Молдовы их в среднем за год выпадает 600 мм, а на юге – 400 мм.

Реки и озера

В Молдове есть несколько больших рек. Это, прежде всего, Днестр, Прут, и Реут. Кроме того, Молдова имеет 600 метров береговой линии Дуная.

Что же касается озер в Молдове, то их в этой стране насчитывается почти 60. Самые большие из них – Белеу, Драчеле, Манта, и Ротунда.

История Молдовы

Первые люди на территории современной Молдовы появились примерно 6 500 лет назад. В период энеолита в Молдове жили племена трипольской и гумельницкой культур. Затем на территории современной Молдовы жили киммерийцы, фракийцы, и даже скифы.

В начале VI века в Молдове появились славяне, а в X веке – половцы. Затем значительная часть Молдовы вошла в состав монголо-татарской Золотой Орды.

Только в 1359 году было образовано Молдавское княжество, которое находилось в зависимости от Польши. В 1456 году Молдавское княжество стало вассалом Османской империи.

В XVIII веке Молдавия попадает в сферу интересов Российской империи. В результате длительных войн с Османской империей, после Кючук-Кайнарджийского мира, Молдавское княжество фактически вошло в состав Российской империи.

В соответствии с Бухарестским мирным договором 1812 года Молдавия официально вошла в состав России, имея при этом большую автономию. В 1871 году Молдавия была преобразована в Бессарабскую губернию в составе России.

В январе 1918 года Бессарабия провозгласила свою независимость от России. В результате бурных событий первой половины XX века часть Молдовы (Бессарабия) была присоединена к Румынии, а на остальной территории страны образовали Молдавскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, в составе СССР.

В 1940 году Румыния, под давлением СССР, была вынуждены согласиться с присоединением Бессарабии к Молдавской ССР.

В 1970-80-х годах Молдавская ССР получала значительные средства из бюджета СССР на развитие промышленности, науки и для строительства жилья. В это время уровень жизни в Молдове был одним из самых высоких во всем СССР.

В августе 1991 года Молдова объявила о своей независимости. После этого в Тирасполе создали Приднестровскую Молдавскую Республику, которую относят сейчас к т.н. «непризнанным» республикам.

Культура

Молдова расположена на пересечении славянской и латинской (католической) культур. Благодаря этому молдавская культура является очень самобытной и неповторимой.

Самые популярные праздники в Молдове – Новый год, Рождество, День независимости, День национального языка, «Мэрцишор» (встреча весны), Пасха, Троица, и Национальный день вина.

Праздник «Мэрцишор» отмечается в Молдове каждый год 1 марта. В этот день молдаване дарят друг другу цепочки, украшенные цветами – Мэрцишоры. Это означает, что Весна побеждает Зиму.

Кухня Молдовы

Молдавская кухня очень похожа на кухню Румынии. При этом, на молдавскую кухню заметное влияние также оказали русские, украинские, и турецкие кулинарные традиции. Основные продукты молдавской кухни – мясо (говядина, свинина), картофель, капуста.

Туристам в Молдове мы обязательно рекомендуем попробовать суп «Зама», чорбу из баранины, борщ с кукурузными зернами, шницель по-молдавски, мамалыгу (каша из кукурузы), «оливанку» (блюдо из кукурузы, овечьей брынзы, свинины и муки), плацинду с самыми разными начинками (выпечка), сарали с творогом (напоминают пирожки), и многое другое.

Молдавия знаменита своими винами. Вообще в Молдавии существует своего рода культ вина. Каждый год во второе воскресенье октября в Молдове празднуют «День вина». Кроме того, молдаване изготавливают несколько хороших марок коньяка.

Достопримечательности Молдовы

Многовековая история Молдовы нашла свое отражение в большом количестве самых разных достопримечательностей. В десятку лучших молдавских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Ново-Нямецкий монастырь
  2. Триумфальная арка в Кишиневе
  3. Винные подвалы в Милештий Мичь
  4. Крепость Сорока
  5. Памятник Стефану Великому в Кишиневе
  6. Монастырь Кэприяна
  7. Мемориальный комплекс «Шерпенский Плацдарм»
  8. Монастырь Хынку
  9. Монастырь Ципова
  10. Кэушенская церковь.

Города и курорты

Самые большие города в Молдове – Рыбница, Бельцы, и, конечно же, Кишинев.

В Молдове есть много термальных и минеральных источников. Возле некоторых из них построены бальнеологические курорты. Так, минеральные источники молдавского города Кагул были известны еще во времена СССР.

Сувениры/покупки

Часы работы учреждений

Своеобразие молдавской средневековой культуры

Возникновение молдавской средневековой культуры, являвшейся одной из форм общественного сознания народа, восходит к культуре волохов --предков всех восточнороманских народностей. Она формировалась в условиях всесторонних контактов Днестровско-Карпатской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением, в процессе взаимодействия с культурами остальных народов региона. Следствием этого стало влияние византийско-южнославянской письменности на славяно-молдавские летописи, польской историографии на официально^ летописание, архитектуры и искусства других народов на зодчество и живопись молдаван.

Развитие молдавской культуры формировалось начиная с XIV в. и развивалось на протяжении нескольких столетий в классовом феодальном обществе. В ней сочетались культура господствующего класса, представленная письменными памятниками, и культура народных масс, создавших памятники фольклора. То же самое прослеживается и в материальной культуре.

Формирование идейной направленности молдавской средневековой культуры (имеется в виду ее духовный аспект) определяется двумя основными этапами в историческом развитии молдавского народа: доос- манским (XIV-первая половина XVI в.), характеризующимся идеологическим обоснованием необходимости создания сильного централизованного государства и борьбы за его независимость, и османским, основной идеей которого были борьба за свержение турецкого господства и возврат к независимости. Обе эти идеи проводились, с одной стороны, в письменных литературных памятниках, а с другой -- в памятниках устного народного творчества, что идейно сближало эти жанры культуры.

Необходимо отметить, что, невзирая на восприятие в процессе своего исторического развития многих черт культуры соседних народов, молдавская культура обладает только ей присущими специфическими чертами, своеобразием форм, выражением самобытных стилей, проявившихся в культурном наследии.

Быт и устное народное творчество

Быт народаю Общая особенность территории Молдавии в эпоху средневековья состояла в том, что, имея огромные лесные массивы, она считалась страной дерева. Все молдавские поселения в средние века располагались в изобилующих лесами предгорьях и ямистых зонах, что способствовало развитию деревянной архитектур вообще и строительству деревянных жилищ в частности.

Села представляли собой небольшие селения: от 10-20 (XV-XVI вв.) до 40 и более (XVII-XVIII вв.) жилищ. В них центральное место занимала деревянная церковь, рядом с которой находилось сельское кладбище. В родовых боярских селах важное место занимала боярская усадьба, также деревянная, которая, естественно, по своим размерам и облику выделялась на фоне невзрачных крестьянских жилищ.

г.. Молдавский средневековый город характеризовался в отличие от западного отсутствием крепостных стен, что приводило к растянутой ват- ре при относительно небольшом количестве населения. Крупные общественные каменные (господарские дворы и церкви) и деревянные (дома Городской аристократии) здания располагались обычно у городской площади, которая являлась общественным центром города.

5 Далее находились усадьбы горожан, между которыми оставались свободные пространства, используемые под огороды, сады, выпасы. В открытых дворах располагались хозяйственные постройки, погреба, кладовые, колодцы, внешние печи для выпечки хлеба.

* Количество домостроений в городах было различным: от нескольких сотен (Орхей, Бырлад, Сирет) до нескольких тысяч (Белгород, Килия, Сучава, Яссы). В XVII в. в столице -- Яссах -- жилища и мастерские строились по профессиональному признаку: известны улицы портных, башмачников, мясников и др.

Вплоть до XVIII в. города были неблагоустроенными. Питьевой воды было мало, ее доставляли на подводах. Первый водопровод и первая мощеная деревом улица в столице были построены в XVIII в.

Традиционные молдавские жилища, как сельские, так и городские, Состояли из наземных деревянных срубов или углубленных в землю сооружений с различными вариантами деревянной обшивки стен. Отапли-вались жилища реже очагами, но чаще всего глинобитными сводчатыми печами, расположенными в одном из ближайших от входа углов. Зачастую к жилищам пристраивались тамбуры входа, позже превратившиеся в фоишор или притвор, крыши были деревянными или камышовыми. В самом жилище иногда находились ямы для хранения припасов, а за его пределами -- зерновые ямы. В XVII в. появляются двухкамерные наземные жилища, состоящие из тиндэ, где хранились припасы и хозяйственный инвентарь, и кэмарэ -- жилой комнаты, а в XVIII в. возникает трехкамерный дом, состоящий из тиндэ, кэмарэ и каса маре.

Усадьба феодала состояла тоже из деревянного многокамерного дома, хозяйственных построек, скотного двора, погреба для хранения вина и припасов.

Богатые горожане жили в деревянных многокамерных домах, обогревались печами из красногаиняных или поливных изразцов. Эти дома обычно сооружались на больших деревянных подвалах, где хранились вино и различные товары.

Внутренее устройство было традиционным вплоть до XIX в. и состояло из расположенных вдоль стен деревянных скамей, сундука, стола посередине помещения. В постельные принадлежности входили ковры и полотняные ткани. На стенах -- ковры и полотенца, на полках -- всякого рода посуда.

Отличительным элементом материальной культуры молдаван была глиняная посуда, широко использовавшаяся в каждой семье. Молдавская керамика XIV--XVII вв., известная по материалам раскопок из Сучавы, Байи, Орхея, Стынкэуць, Пояны и др., характеризуется прежде всего сохранением в XIV-XV вв. форм посуды дофеодальной традиции, изготовленной на медленном гончарном круге, а главное тем, что основным типом молдавской керамики является горшок обычно серого цвета, усеченно-конической формы без ручки, с широким устьем, приспособленным под коническую крышку, покрытый рифленым орнаментом.

Характерным элементом молдавской материальной культуры являются серебряные височные серьги, почти неизвестные за пределами Молдавии, состоящие из шаровидной оправы, поверхность которой покрыта кругами из витой нити, трехгранными пирамидами из зерни и пластинчатыми серебряными трубочками.

Летняя одежда молдавских крестьян была из домотканой льняной или конопляной ткани, а зимняя -- из домотканой шерстяной ткани или из овчины. Общенациональным комплектом одежды молдаван считается: у женщин -- белая орнаментированная рубаха, шерстяная юбка и пояс, на голове -- платок; у мужчин -- рубаха, узкие белые штаны, широкий пояс, шапка или шляпа. Молдавские бояре, городской патрициат и купечество носили дорогую одежду, иногда из привозных тканей. С конца XV- начала XVIII в. под влиянием турок в одеждах бояр преобладают ближневосточные элементы.

Молдавский фольклор формировался на протяжении многих веков, уходя своими корнями в культуру этнической общности волохов. В XII-XIV вв., когда шел процесс складывания молдавской средневековой народности в результате всесторонних контактов Карпато-Днестровской ветви волохов с восточнославянским, древнерусским населением начался и процесс формирования собственно устного молдавского народного творчества.

Система фольклорных жанров, передававшихся в устной форме из поколения в поколение, охватывает поэзию календарных и семейных

Обычаев, пословицы, поговорки, народные баллады и героические поэу», дойны, сказки.

р В основе молдавского фольклора лежит деятельность народа, его 1§ыт, борьба с поработителями за независимость страны против социального гнета и др. В них бичуются бояре, ненавистные фанариоты. Любимыми народом темами являются борьба с татарскими и турецкими поработителями, воспеваются подвиги народных мстителей, гайду- ури, но наиболее любимым героем является Стефан Великий, славятся;вго победы над иноземными захватчиками.

Одним из наиболее древних жанров молдавского фольклора является поэзия календарных и семейных обычаев. Главное место в ней занимают новогодние колинды и урэтуры. Колинды исполнялись в канун рождества или нового года, но они были мирского содержания. Существуют цолинды для пастухов, парней, девушек, молодых супругов, землевладельцев и т.д. Некоторые из них выражают пожелания благополучия дому или членам семьи. Основную идею колинды обычно выражает ее концовка «Ла мулць ань ку сэнэтате!» Особой популярностью у народа пользуется новогодняя орация -- плугушорул -- история хлеба от пахоты р. посева до его выпечки. Ее назначение -- вселить в человека веру в Свои силы, пожелать ему успешного труда и процветания.

Поговорки и пословицы отражают жизненный опыт народа, его мудрость. К периоду турецких вторжений относится поговорка: «Май ынчет кэ ну дау турчий», к турецкому господству -- «Туркул те бате, туркул те жудекэ», к историческому прошлому -- «Водэ да ши Хынку ба», «Ку огожина ын кап ши ку жалба ын процап».

Народные сказки отражали лучшие черты народа: веру в добро, сочувствие к обездоленным. Излюбленными персонажами сказок были Фэт- !фрумос -- мужественный герой и красивая и добрая Иляна Косынзяна.

Персонажами сатирических повествований -- сноаве -- выступают бояре и служители церкви, но чаще всего не унывающие труженики Пэ- калэ и Тындалэ.

Особое место в молдавском фольклоре занимают баллады и героические поэмы. Одна из самых древних пастушеская баллада «Миорица», впервые удостоверяющая название народа: «уну-й молдован», повествует о самом раннем периоде расселения волохов в Восточном Прикарпатье и о распрях между племенами во время образования Молдавского государства, показывает любовь к жизни, к родному краю молдавских пастухов.

К историческим балладам, воспевающим борьбу с угнетателями -- татарами и турками -- относятся «Фынтына жерулуй», песня о сражении у Тереблечи, патриотические песни о Стефане Великом, а также песни о гайдуках XVIII в.: баллада о Войкице, «Тобулток», «Груя

Грозован», «Вулкан», «Бадиул», «Дончилэ», «Кодряну», «Бужор».

Особое место в молдавском фольклоре занимают лирические песни- дойны, в которых отражена тяжелая жизнь народа, его страдания и лишения, борьба на различных этапах истории, его готовность к сопротивлению угнетателям, уверенность в победе над ними.

Основными чертами эпических произведений молдавского фольклора являются вера в победу народных героев, в непобедимую силу народа, а также конкретность обстановки, где проходят события: леса, горы, долины, поля, Буджак, Яссы и др.

, Украина и России , а также других соседних с Молдовой стран.


1. История

Развитие культуры Молдавии тесно связан с историей страны. На нее повлияло румынские корни, что эпохе II века нашей эры, период Римской колонизации Дакии . Вследствие этого большинство населения Молдовы, молдаване , имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становления собственно молдавской культуры произошло в средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским и древнерусским населением, а также соседства и владычества Османской империи . Течение XIX века территория современной Молдавии была освобождена от османского и включена в Бессарабскую губернию , что наложило свой ​​отпечаток на культуру. После Октябрьской революции Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего время развитие культуры в них складывался по-разному. В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия "Молдова-фильм", развивалась наука и т. д. Развал СССР и обретения независимости привели к выходу на первый план национальных мотивов в современной культуре Молдовы.


1.1. Средние века

В течение многих столетий после ухода римлян в году нашей эры, население сегодняшней Молдовы не обладало собственной государственностью, находилось под влиянием Византийской империи и соседних славянских , а также венгерских народов, а позже и под длительным турецким игом.

Местное население начало идентифицировать себя под названием "Молдова" до четырнадцатого столетия, но продолжило поддерживать близкие культурные связи с другими Дунайских княжеств. Одним из древних источников, удостоверяющих появление этнонима "Молдаванин" , является пасторальная баллада "Миорица". Другим примером молдавской средневековой творчества является "легенда об основании Молдавского княжества". Были распространены дойны, Колинда, уретуры, сноавы, многие из которых сохранилось и до наших дней. Большинство населения средневековой Молдовы исповедовали православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, которые проживали на территории современной Украина . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи, Польский же историография оказала влияние на официальное летописание, что осуществлялось под патронатом молдавских хозяев.

Церковь монастыря "Хинку"

Поскольку развитие культуры проходил в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшая отражение в фольклоре и в обустройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдовы проходило в два этапа. В первый, доосманський период (XIV - первая половина XVI в.) В культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкой централизованной и независимого государства. Период империи характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретения независимости.

С средневековых молдавских летописцев известные Григоре Уреки, Мирон Костин и Николай Костин.

Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдове в середине XVII столетия при хозяине Василии Лупу с участием митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киев и Львова , откуда было завезено оборудование для книгопечатания и бумага.


1.2. XIX века

Начиная с девятнадцатого века, начинается офранцуження румынской литературы и искусства, обогатило культуру и приблизило ее к общеевропейской. Такой процесс проходил и в Запрутский Молдове , входившей в состав Румынии , однако в Бессарабии он происходил значительно медленнее.

После присоединения Бессарабии к России связь с Запрутский Молдовой, оставшейся под владычеством Османской не был полностью прерван. Например, это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки, Александру Донич, Константин Негруцци, Алику Руссо, Михай Когелничану, Василе Александри, Константин Стамати и многие другие. Молдавском языке были переведены произведения Державина, Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .

Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ, Михай Эминеску, Богдан-Петричейку Хашдеу.


1.3. Бессарабия в составе Румынии

После присоединения к Румынии образование была реорганизована на основе румынской системы. С по год количество начальных школ выросла с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое - с 76 в году до 39 в 1940 году. К середине -х годов наблюдался рост количества профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в году до 43 в году. В по румынским переписи неграмотными оставались более 72% населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02%), выше - 10,8 тыс. (0,3%).


1.4. Молдавская АССР

Из негативных тенденций межвоенного периода следует отметить закрытие церквей, что сопровождалось уничтожением или потерей многих церковных документов. Была распространена критика буржуазного национализма, проводились преследования части писателей, ученых и деятелей культуры, объявленных буржуазными.


1.5. Молдавская ССР

Хотя Советская власть развивала образование, она также делала все, чтобы разорвать культурные связи региона с Румынией. Много этнически румынских интеллектуалов или эмигрировали, или были убиты , или сосланы во время или после Немецко-советской войны , безусловно привело к ухудшению культурной ситуации в Молдове. Чтобы восполнить потери, советская власть развивала городские, культурные и научные центры и учреждения, которые были впоследствии заполнены российскими и другими не-румынскими этническими группами.

Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение общей бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К года в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70% из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940-41 гг более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей выросла за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперную студию. В 1940 году было выдано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн - на молдавском языке. Получалось 56 газет и 3 журнала.

Развитие культуры был прерван Немецко-советской войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.

Именно во времена МССР началось становление кинематографа в Молдове. Была создана киностудия "Молдова-фильм", выпускавшей несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.

В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдовы. Была создана азбука на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: "Легенданин изи" (Следует легенд ), "Узун керван" (Длинный караван ), "Жанавар йортулары" (Святая волка ) и многие другие.


1.6. Музыка

В 1940 году в Кишиневе были открыты государственная консерватория, филармония, музыкально-драматический театр, средняя музыкальная школа. В состав филармонии вошли симфонический оркестр, хоровая капелла "Дойна", а также группа эстрадных артистов. Осенью того же года была проведена первая олимпиада художественной самодеятельности. В 1940 году был организован джазовый оркестр под руководством Шико Аранова в годы Немецко-советской войны выступал в воинских частях и госпиталях. На годы войны пришелся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Нягы. В году он написал симфоническую сюиту "Молдавия", в 1943-44 гг - "Дойна" для колоратурного сопрано в сопровождении фортепиано и концерт для скрипки и симфонического оркестра, в - "Поэму о Днестре", посвященную борьбе молдавского народа против захватчиков. Ему же принадлежат хоровые произведения на стихи Емелиана Букова "Хора победы" и "Несем на знаменах победу". В жанре патриотической песни работали Д. Г. Гершфельд, С. Б. Шапиро и другие.

После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Штефан Няга создает кантаты "Штефан Великий" (1945), "Бессарабке" (1947), "Юбилейная" (1949), ораторию "Песнь возрождения" (1951). Евгений Кока создает струнные квартеты, симфоническую поэму "Кодры" (1948), ораторию "Песнь о Котовском" (1950), композицию "Новая Дойна" для голоса с оркестром народных инструментов. Приобретают популярность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобеля, В. Р. Загорский, В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис, Н. И. Маковый, Т. В. Кирияк.

В жанре инструментального концерта работают Д. Р. Гершфельд, Д. Р. Федов, А. Б. Муляр, С. М. Ткач, Е. Д. Дога. Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.

Не обойдены стороной жанры оперы и балета. Популярность приобрела молдавский историко-легендарная опера "Грозован" () Давида Гершфельда на либретто В. А. Руссо. Опера Гершфельда "Аурелия" (1958) посвящена защитникам родины в Великой Отечественной войне. Опера А. Г. торчу "Сердце Доминики" () повествует о борьбе подпольщиков Бессарабии за воссоединение с Советским Союзом. Е. Л. Лазарев создает оперы "Клоп" (1963) по пьесе Владимира Маяковского , "Революцией призванный" (1970), "Дракон" (1976) по сказке Евгения Шварца, радиооперу "Голуби в косую линейку" (1976). Признание публики получают балеты "Рассвет" В. Г. Загорского (1959), "Сломанный меч" (1959), "Призраки" (1959), "Антоний и Клеопатра" (1965), "Арабески" (1970) Е. Л. Лазарева, "Радда" Д. Г. Гершфельда (1975), "Перекресток" В. Г. Загорского (1974).

В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу, работали три музыкальные училища, более 50 детских музыкальных школ, средней специальной музыкальной школы-интерната.

Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца "Жок" , оркестр молдавских народных инструментов "Флуераш", ансамбль "Кодру", группы "норок", "Контемпоранул", "Оризонт", "Плай".


2. Современная Молдавия

2.1. Исторический очерк

Развал СССР и обретения независимости сопровождались объявлением румынского языка как единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса "Истории румын" в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужили причиной приднестровского конфликта. В году был опубликован декрет президента, согласно которому в году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причем экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об освобождении любого работника. Позже парламент Молдовы отложил языковую аттестацию. В году была принята новая конституция, согласно которой официальным языком страны объявлялась молдавский, а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.


2.2. Строительство церквей

Конец XX - начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовський монастырь, Каприянський, Хинку , Кафедральный собор Кишинева и многие другие. Одновременно с приходом к власти были восстановлены и снесены ранее памятники Ленину в ряде населенных пунктов страны, реставрируется и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.

Большой наиболее


2.3. Кинематограф

После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии "Молдова-фильм" резко сократилось. Новые фильмы после года практически не выпускаются. Если и выпускаются, то обычно это малометражные короткие фильмы.

2.4. Музыка

Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для нее характерно использование таких народных музыкальных инструментов как наиболее, флуер и др.. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за ее пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы "Zdob СИ Zdub" и "Гиндул Мицей", а также поп-певцы Аура, Рики Артезиан и др.. Клеопатра Стратан - дочь молдавского певца Павла Стратан, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая молодая эстрадная певица. Начала выступать на сцене в году в возрасте трех лет. В последние годы Молдова активно участвует в конкурсе европейской песни - "Евровидении" . В году за Молдову выступала группа "Zdob СИ Zdub", в 2006 - Наталья Гордиенко и Арсениум.

Первое, что приходит на ум при упоминании Молдавии, — великолепное вино и бесконечные виноградники. Даже взглянув на карту страны, можно увидеть очертания виноградной грозди. Здесь Праздник вина в начале октября — национальное торжество.

В этот день, который проводится под патронатом самого президента, проходят народные гуляния. Народ поет, танцует, смотрит выступления фольклорных коллективов, веселится и, конечно же, пьет вино с изумительным вкусом.

С виноградом и аистами (еще одним из символов Молдовы) связана красивая древняя легенда. Когда турецкие янычары пытались завоевать крепость Городешты, защитники родины стояли насмерть. Силы были на исходе, провизия и вода кончились, но гордые молдаване сражались до последнего. И вдруг в небе появились белые аисты, их было видимо-невидимо, и каждый нес в клюве виноградную гроздь.


Удивленные завоеватели замерли, а воины — защитники крепости — насытились виноградом и с удвоенной силой продолжили сражение. Крепость отстояли, а белокрылый аист с гроздью винограда в клюве превратился в символ свободы и счастья.

Молдова — аграрная страна, здесь на каждом подворье есть свой виноградник и подвальчик для хранения вина. Возделывание виноградников и изготовление вина — это и источник дохода, и сохраненная на протяжении многих веков традиция. Фетяска Албэ, Фетяска Регалэ, Рарэ Нягрэ — самые знаменитые сорта вина, которые страна производит на экспорт.


Песенные и танцевальные традиции Молдовы

Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.


Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).

Одной из красивейших традиций Молдовы считается весенний праздник Мэрцишор. Отмечается он в первый день весны и также связан с народной легендой. Весна, вступая в свои права, расчищала землю от снега, чтобы помочь пробиться первому цветку — подснежнику. Зима, не желая уступать место, рассердилась и напустила метель на красавицу Весну. Та, защищая от ветра подснежник, оцарапалась о колючки терновника. Капли крови упали на снег.


Символом праздника считаются сплетенные из нитей красного и белого цвета украшения — мэрцишоры. Их в честь наступления весны дарят друг другу жители Молдавии. Эти нежные украшения носят целый месяц, а в конце марта развешивают их на деревьях в лесу, загадывая при этом заветные желания. Считается, что они всегда сбываются.


Народные ремесла

Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.


Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.


Ковры и национальная вышивка — еще один вид рукоделия, которым гордятся жители страны. Ковры, украшенные цветами, на ощупь совершенно гладкие. Это говорит о высоком мастерстве молдавских рукодельниц. Вышитые изделия — настоящие произведения искусства. Полюбоваться на них можно в кишиневском музее краеведения.

Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.