Субкультура неформалы. Неформал


лФП ФБЛЙЕ ОЕЖПТНБМЩ?
йИ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ЗДЕ ХЗПДОП. оБ ХМЙГЕ, Ч НБЗБЪЙОЕ, Ч ЛЙОПФЕБФТЕ, Ч РПДЯЕЪДЕ... йИ ДПЧПМШОП НОПЗП. пОЙ ОПУСФ ЮЕТОЩК ГЧЕФ, ПВЧЕЫЙЧБАФ УЕВС ГЕРСНЙ, ДЕМБАФ УФТБООЩЕ РТЙЮЕУЛЙ Й ОЕОБЧЙДСФ цБООХ жТЙУЛЕ. йИ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ Ч ЛПТОЕ ПФМЙЮБЕФУС ПФ ПВЭЕРТЙОСФПЗП. пОЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБРТБЧП, Ч ФП ЧТЕНС ЛБЛ ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ ЙДХФ ОБМЕЧП.
оЕЖПТНБМЩ Ч УПЧТЕНЕООПН ПВЭЕУФЧЕ ДЕМСФУС ОБ ОЕУЛПМШЛП ЛБФЕЗПТЙК: РБОЛПЧ (ЧЕЮОЩЕ РПЖЙЗЙУФЩ), ЗПФПЧ (РТЕУМЕДХЕНЩ НЩУМСНЙ П УНЕТФЙ), ьнп (ЗМХВПЛП ТБОЙНЩЕ МЙЮОПУФЙ), УФТЕКОДЦЕТПЧ (РБОЛЙ, УПВМАДБАЭЙЕ РТБЧЕДОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ: ОЕ РШАФ, ОЕ ЛХТСФ Й РПЮФЙ ОЕ ТХЗБАФУС), МАДЕК ПУПВП ОЕ ЪБГЙЛМЙЧБАЭЙИУС ОБ ФПН, ЛЕН ЦЕ ЙНЕООП ПОЙ СЧМСАФУС, Й УПЧУЕН ЮХФШ-ЮХФШ ЕЭЕ ПУФБМПУШ ИЙРРЙ. чУЕ ЬФЙ ОБРТБЧМЕОЙС ПВЯЕДЙОСЕФ ПДОБ ПВЭБС ФЕНБ: НХЪЩЛБ. тПЛ. лБЛ УЛБЪБМ ПДЙО НПК ИПТПЫЙК ДТХЗ: #171;тПЛ ЧППВЭЕ ОЕМШЪС РТПУФП УМХЫБФШ, ЛБЛ УМХЫБАФ ТЬР, РПРУХ, ЙМЙ ЛМХВОСЛ. тПЛ #8211; ЬФП УБНБ ЦЙЪОШ, Й ЙН ОХЦОП ЦЙФШ. тПЛ #8211; ЬФП ОБЙЧЩУЫБС ЖПТНБ УЧПВПДЩ. уЧПВПДЩ УМПЧБ, НЩУМЙ, УПЪОБОЙС Й ЮХЧУФЧ#187;. ьФЙН ОЕЖПТНБМЩ Й ПФМЙЮБАФУС ПФ ЧУЕИ РТПЮЙИ ЛХМШФХТ. чУЕ ЛХМШФХТЩ, МАВПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ ЧРЙУЩЧБЕФУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩЕ ТБНЛЙ Й ЗТБОЙГЩ. рПФПНХ ЮФП ФБЛ ХУФТПЕО НЙТ. оЕЖПТНБМЩ ЦЕ ОБ ЬФПФ НЙТ РМЕЧБМЙ. б НЙТ РМЕЧБМ ОБ ОЙИ... рЕЮБМШОП, ОП ЬФП ФБЛ. рПФПНХ ЮФП ОЕМШЪС УФБФШ УПЧЕТЫЕООП УЧПВПДОЩНЙ. чУЕЗДБ ВХДЕФ ЛБЛБС-ФП ЗТБОШ, ЪБ ЛПФПТХА ОЕМШЪС ВХДЕФ РЕТЕУФХРЙФШ.
ч бЮЙОУЛЕ ОЕЖПТНБМПЧ НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ВПМШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ бЧБФХ Й 3-ЗП НЙЛТПТБКПОБ, НЕОШЫЕ ЧУЕЗП Ч ТБКПОЕ рТЙЧПЛЪБМШОПЗП. оЕЖПТНБМЩ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ТЬРРЕТПЧ Й ЗПРОЙЛПЧ. б ТЬРРЕТЩ Й ЗПРОЙЛЙ ОЕДПМАВМЙЧБАФ ОЕЖПТНБМПЧ. уПЧЕТЫЕООП ЪТС, С ЧБН УЛБЦХ.
с ЧЩЪЧПОЙМ ПДОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ДМС ФПЗП ЮФПВЩ ЧЪСФШ Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША. юЕМПЧЕЛБ ЪЧБМЙ уБФБФБОПН. пО ЦЕ бОБОБУ. рП ТПЦДЕОЙА ВЩМ ОБТЕЮЕО ЙНЕОЕН чБМЕТЙК. нЩ УЙДЕМЙ Ч РБТЛЕ рПВЕДЩ Й РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РПЗМСДЩЧБМЙ ОБ ОЕВП. б ФПЮОЕЕ ОБ ФХЮЙ, ЛПФПТЩЕ РП ЬФПНХ УБНПНХ ОЕВХ ИПДЙМЙ.
- уЛБЦЙ ЧПФ НОЕ, ЛБЛ ФЩ ДПЫЕМ ДП ФБЛПЗП УПУФПСОЙС?
- ч УНЩУМЕ?
- оХ, ЛПЗДБ ФЩ ОБЮБМ УМХЫБФШ ТПЛ, ЛПЗДБ РТЙПВЭЙМУС Л ОЕЖПТНБМШОПНХ ДЧЙЦЕОЙА... оБЮЙОБМПУШ ЧУЕ У ЮЕЗП?..
- бББ... уОБЮБМБ С УМХЫБМ БМШФЕТОБФЙЧЛХ... #171;Linkin Park#187; Й ФПНХ РПДПВОПЕ... рПФПН ТЬР УМХЫБМ. нЕУСГЕЧ ЫЕУФШ... дБЦЕ УБН ЛПЕ-ЮФП РЙУБМ. ъБФЕН ЛБЛ-ФП УТБЪХ РЕТЕЫЕМ ОБ #171;лПТПМС Й ыХФБ#187;, #171;Koсn#187;...
- б УЛПМШЛП ФЕВЕ МЕФ ВЩМП ФПЗДБ?
- мЕФ 14...
ч ЬФП ЧТЕНС УФБМЙ РПДИПДЙФШ ПУФБМШОЩЕ. рПМФЕТ, NeedLZ, рШАЭБС уПМОГЕ Й РТПЮЙЕ... рП-ЪДПТПЧБЧЫЙУШ УП ЧУЕНЙ, С ЧЕТОХМУС Л уБФБФБОХ:
- рПЮЕНХ ЙНЕООП ТПЛ? юФП ФЕВС Ч ОЕН РТЙЧМЕЛБЕФ? юФП ФЩ Ч ОЕН ЧЙДЙЫШ ДМС УЕВС?
- тПЛ - ЬФП ОЕ ФХРБС НХЪЩЛБ. ч ТЬРПЧУЛЙИ РЕУЕОЛБИ НПЦОП РПМПЦЙФШ ВЙФ, ОБЗПЧПТЙФШ Ч НЙЛТПЖПО ЧУСЛПК ЖЙЗОЙ Й ФТЕЛ ЗПФПЧ. рПРУБ - ЬФП ФПЦЕ РТПУФП ЧПРМЙ РПД ЖБОЕТХ. ч ТПЛ-НХЪЩЛЕ ЦЕ ЕУФШ ДХЫБ. ьФП ЧУЕ ДЕМБЕФУС ОЕ ТБДЙ #8220;ВБВПЛ#8221;. мАДЙ ЧЩЛМБДЩЧБАФУС. ч ЛПОГЕ ЛПОГЕТФБ ЧУЕ НХЪЩЛБОФЩ РПФОЩЕ Й ЗТСЪОЩЕ.
ч ФПМРЕ УМЩЫЙФУС ПДПВТЙФЕМШОЩК УНЕИ. оЕУНПФТС ОБ ДПЦДШ, МАДСН ЧЕУЕМП.
- рПОСФОЕОШЛП... еЭЕ ЧПРТПУ. чПФ ЧЕДШ ОЕЖПТНБМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ, Ч ГЕМПН, Ч ПУОПЧЕ УЧПЕК, ПОП ПЮЕОШ ВПМШЫПЕ. й ПОП УБНП РП УЕВЕ ДЕМЙФУС ЕЭЕ ОБ ЛХЮХ ЧУСЛЙИ ОБРТБЧМЕОЙК. л ЛБЛПНХ ОБРТБЧМЕОЙА ФЩ УЕВС ПФОПУЙЫШ?
- юФП-ФП УТЕДОЕЕ НЕЦДХ ЗПФПН Й РБОЛПН. фБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК dark-РБОЛ.
- уЛБЦЙ НОЕ, ФЩ УПЗМБУЕО У ФЕН, ЮФП ОЕЖПТНБМЩ - ЬФП ОЕ РТПУФП НПМПДЕЦОПЕ ОБРТБЧМЕОЙЕ, ОП ГЕМБС ЛХМШФХТБ, ГЕМЩК УПГЙБМШОЩК УМПК?
- дБ, ЛПОЕЮОП.
- фПЗДБ ТБУУЛБЦЙ НОЕ П УЧПЙИ РПМЙФЙЮЕУЛЙИ ЧЪЗМСДБИ. лБЛ ФЩ ПФОПУЙЫШУС Л ФПНХ, ЮФП УЕКЮБУ РТПЙУИПДЙФ Ч УФТБОЕ? юФП ФЩ ПВП ЧУЕН ЬФПН ДХНБЕЫШ?
- с ДХНБА, ЮФП ВЩ ОЙ РТПЙУИПДЙМП, ЛБЛ ВЩ ОЙ НЕОСМУС УПГЙБМШОЩК УФТПК, ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИТЕОПЧП, Й ЧУЕЗДБ ВХДХФ МАДЙ, ЛПФПТЩН ВХДЕФ ИПТПЫП. б ЛФП-ФП ЧППВЭЕ ВХДЕФ Ч НЕДХ ХНЩЧБФШУС.
- еЭЕ ТБЪ ПВ ПВЭЕУФЧЕ... лБЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ Ч ОЕН ЪБОЙНБАФ ОЕЖПТНБМЩ? лБЛ ЛХМШФХТБ?
фХФ ТЕЫЙМБ ЧЩУЛБЪБФШУС NeedLZ:
- чЕТИОАА УФТПЮЛХ.
уБФБФБО ПФЧЕФЙФШ ОЕ ХУРЕМ. ч ЬФП ЧТЕНС рПМФЕТ ОЕПЦЙДБООП ДПЗБДБМУС П ФПН, ЮФП ЪДЕУШ ОБ УБНПН ДЕМЕ РТПЙУИПДЙФ:
- фЩ ЮФП, Х ОЕЗП ЙОФЕТЧША ВЕТЕЫШ? пО ЦЕ ВЕЪНПЪЗМЩК!!!
ъБ УЙН ЪБСЧМЕОЙЕН РПУМЕДПЧБМБ ПФЧЕФОБС ТЕБЛГЙС уБФБФБОБ, ДБМЕЕ ПВНЕО МАВЕЪОПУФСНЙ, РМБЧОП РЕТЕЫЕДЫЙК Ч ЛТПЧБЧХА ТБЪВПТЛХ. рПОБВМАДБЧ ЪБ ЬФПК ЛБТФЙОПК ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, С ТЕЫЙМ, ЮФП У уБФБФБОБ ОБ УЕЗПДОС, РПЦБМХК, ИЧБФЙФ. рТЙЫМПУШ РЕТЕЛМАЮЙФШУС ОБ NeedLZ, ЛПФПТБС СЧМСМБУШ ьнп:
- фЕРЕТШ ФЧПС ПЮЕТЕДШ. тБУУЛБЦЙ НОЕ РТП БЮЙОУЛЙИ ьнп.
- юЕЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ?.. рПЪЕТЩ.
рПМФЕТ:
- мАДЙ У ОЕДПУФБФЛБНЙ, РПУФПСООП РМБЮХФ Й РХУЛБАФ УПРМЙ.
оБТПД ЪБУНЕСМУС, ОБЮБМ ЮФП-ФП ПВУХЦДБФШ. уФБМП ЫХНОП. с РТПДПМЦБМ ДЙУЛХУУЙА У NeedLZ:
- фП ЕУФШ ьнп - ЬФП НПДБ?
- оЕФ... иПФС Х ОБУ Ч ЗПТПДЕ, ДБ.
нЕЦДХ ФЕН УП ЧУЕИ УФПТПО ХЦЕ УЩРБМЙУШ ФЕПТЙЙ, РТЕДМПЦЕОЙС Й ЧЕТУЙЙ... лФП ФБЛЙЕ ьнп, ПФЛХДБ РПСЧЙМЙУШ, ЪБЮЕН ПОЙ ЧППВЭЕ ОХЦОЩ Й ЮЕН ЙЪЧЕУФОЩ. оЕТПМЙ ЮФП-ФП ХРТСНП ВПТНПФБМБ РТП СРПОУЛЙИ ЗПФПЧ, рПМФЕТ - РТП ЪБЛПОЮЕООЩИ ОЕХДБЮОЙЛПЧ, Й ФБЛ ДБМЕЕ... уФБМП РПОСФОП, ЮФП ФЕНХ ьнп РТЙДЕФУС ПУФБЧЙФШ ЪБ ЛБДТПН.
уТЕДЙ ЧУЕК ЬФПК ЫХНЙИЙ ФПМШЛП ПДЙО ЮЕМПЧЕЛ УПИТБОСМ ПФОПУЙФЕМШОПЕ УРПЛПКУФЧЙЕ. рТЙЕЪЦЙК ОЕЖПТНБМ ЙЪ оПЧПУЙВЙТУЛБ. ъПЧХФ бОФПОПН. ч НЙТХ ВПМЕЕ ЙЪЧЕУФЕО ЛБЛ оЕоПТНБМ. пО Й УФБМ НПЕК УМЕДХАЭЕК #8220;ЦЕТФЧПК#8221;.
- бОФПО, ТБУУЛБЦЙ НОЕ П ОПЧПУЙВЙТУЛПК ОЕЖПТНБМШОПК ФХУПЧЛЕ...
- юФП ЙНЕООП?
- оБЮОЙ У ФПЗП, УЛПМШЛП ЧБУ ФБН ЧППВЭЕ... ч бЮЙОУЛЕ, ОБРТЙНЕТ, ФПМШЛП ПДОБ ОЕЖПТНБМШОБС ЛПНРБОЙС. зПТПД НБМЕОШЛЙК, ЧУЕ ДТХЗ ДТХЗБ ЪОБАФ. оПЧПУЙВЙТУЛ РПВПМШЫЕ, ФБН УЙФХБГЙС ДПМЦОБ ЧЩЗМСДЕФШ РП-ДТХЗПНХ. уЛПМШЛП ФБН Х ЧБУ РПДПВОЩИ УВПТЙЭ?
- чУЕ ПФ ЧТЕНЕОЙ ЪБЧЙУЙФ. дОЕН ОБ РМПЭБДЙ мЕОЙОБ УПВЙТБЕФУС ПДОБ ЛХЮЛБ. чЕЮЕТПН, ФБН ЦЕ, ХЦЕ ДТХЗБС... й ТСДПН ФПЦЕ ПФДЕМШОЩНЙ ЗТХРРБНЙ УФПСФ. фПМШЛП ЛПЗДБ ДПЦДШ ЙДЕФ, ЧУЕ УПВЙТБАФУС РПД ЛТЩЫЕК пРЕТОПЗП ФЕБФТБ. рПМХЮБЕФУС ПДОБ ВПМШЫБС ЛПНРБОЙС. с ФБЛ ПДЙО ТБЪ 200 ЮЕМПЧЕЛ ОБУЮЙФБМ...
дПНБ ЧПЪОЙЛМБ РТПВМЕНБ У ЪБЛМАЮЕОЙЕН. с ЪБДБМУС ЧПРТПУПН: ЮЕЗП ЦЕ ОЕЖПТНБМЩ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ? ч РПЙУЛБИ ПФЧЕФБ ПВТБФЙМУС Л УЧПЕНХ ДТХЗХ уЕТЗЕА. пО ЦЕ Air. пФЧЕФ НЕОС ЧРПМОЕ ХУФТПЙМ. #171;оЕЖПТНБМЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ ПФ ЦЙЪОЙ. пОЙ ФПМШЛП РЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ ЕЈ... рЩФБАФУС ЙЪНЕОЙФШ МАДЕК, ПВТБЪХНЙФШ ЙИ, ЧЕТОХФШ Ч ЙИ ДХЫЙ ЧПМА, ОБУФПСЭЙЕ ЮХЧУФЧБ... чТПДЕ ФБЛ.#187;
оХ ЮФП ФХФ ДПВБЧЙЫШ?..

Мн. разг. 1. Неформальные, не утвержденные в законном порядке объединения, молодежные движения и группировки. 2. Представители таких объединений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

Неформалы - сокращение от «неформальное объединение молодежи» общее название молодежных группировок, не состоявших в комсомоле и выпадавших своим поведением, образом жизни, внешним видом из общепринятых социальных норм, в официальной советской прессе второй… … Альтернативная культура. Энциклопедия

Неформалы социальная группа; общее название для представителей различных молодёжных движений в СССР и России c 1980 х годов по настоящее время. Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Р Клуб (значения). Р Клуб (также R Club) московский клуб под руководством Александра Трофимова. В репертуар клуба включались исполнители музыки в стиле рок и рок н ролл (только живая музыка).… … Википедия

Александр Владленович Шубин Дата рождения: 18 июля 1965(1965 07 18) (47 лет) Страна … Википедия

Юлия Вишневская, Людмила Алексеева, Дина Каминская и Кронид Любарский. Мюнхен, 1978 … Википедия

Буддийскому монаху бреют голову для подготовки к его посвящению Бритьё головы один из способов принудительного или добровольного удаления волос с головы. Содержание … Википедия

Генеральный директор ЗАО "Редакция газеты "Санкт Петербургские ведомости", главный редактор газеты "Санкт Петербургские ведомости"; родился 10 апреля 1953 г. в г. Ленинграде; окончил математико механический факультет… … Большая биографическая энциклопедия

М. разг. см. неформалы 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Прил. 1. Не утвержденный в законном порядке, не признанный официально (об объединениях людей по каким либо признакам или интересам). 2. Связанный с неформалами [неформалы 2.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • , А. Шубин. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне стремилась к "правильному" социализму, затем столь же искренне увлеклась - реконструируя себе…
  • Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 , А. Шубин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Это книга в жанре свидетельства. Демократическая среда 80-х - неформалы - сначала искренне…

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОУ СПО

На тему: «Неформалы»

Дисциплина: «Социальная психология»

Выполнил: ст.гр. 23ПВ

Худоян Роза Амаровна

Проверил:

г. Белогорск


I. Основная часть.

1). Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они?

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. ФОРМАЛЬНОЙ обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. С моей точки зрения, наиболее адекватным представляется термин "самодеятельное движение". И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Вот почему употреблявшийся первоначально термин "неформалы" является не совсем точным и может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как "Хиппи", "Панки", "Металлисты" и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, спонтанный, неорганизованный, нестабильный характер.

"Любителями" же по традиции называют людей, посвятивших себя творчеству в непрофессиональной форме, будь то сценическое или изобразительное искусство, коллекционирование, изобретательство, общественная деятельность. Поэтому термин "самодеятельные организации" по отношению к таким объединениям представляется более оптимальным и может быть отнесен ко всем видам и направлениям молодежной активности. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Все эти три функции органически взаимосвязаны и не могут быть искусственно отменены.

Таким образом, я думаю, что мы уже немного разобрались с вопросом: " Кто такие "НЕФОРМАЛЫ"? Хотя это довольно короткое объяснение данного понятия, все же я думаю, что суть более или менее ясна. Можно сказать еще более коротким определением, которое постараюсь сформулировать сам: "НЕФОРМАЛЫ" - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.

Может быть, мое определение не совсем полное и точное. Я просто попытался выразится кратко.

А). Экстернальная культура.

Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол.

Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества.

Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат."externus"-чужой).Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и.т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

Если представить общество в целом как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то "Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от англ."undeground" - подполье),контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр-", "под-","не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр-"),не видимом и скрытном (под-),неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется и с собственно "Системным" мировосприятием.

Необходимо дать характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что бы можно было представить, о чем идет речь. Но сделать это оказывается непросто. Привычных черт сообщества здесь, кажется, нет. Сама "Система" категорически отвергает попытки свести ее к какой-либо социальной схеме. Типичный пример ее самоопределения - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового) хиппи из Талина:

"Движение, а его несравненно правильней было бы назвать сдвигом, не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объявивших священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи ортодоксии, наконец не подвело под эту несуществующую ортодоксию никакой специальной хипповской философии, идеологии или религии. Вместо идеологии с самого начала были заземлены идеалы, формирующиеся достаточно просто - мир и любовь".

Действительно, "Систему" нельзя определить ни как организацию или партию, ни как общину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как ее определить?

Вне общества.

Существует способ определения сообщества через его место в социальной структуре. Что касается "Системы", то ее типичный представитель находится в промежутке между позициями социальной структуры. Скажем, один "олдовый пипл" из Пскова так говорит о себе:

" На счет работы: я работал на многих предприятиях, но понимал, что это не мое... Есть одна работа, на которую я хочу попасть, она - моя.

Это - археология. Там я мог бы работать даже бесплатно".(ЛенТВ, передача" Взгляд ",25 февраля 1987г.)

Характерно, что он, с одной стороны, рабочий на заводе (это место, которое отвело ему общество), но сам он себя с этим статусом не идентифицирует: " Это не мое". С другой стороны, он считает " своим" делом археологию, но такое самоопределение не санкционировано обществом. Соответственно этот "пипл" оказывается в неопределенном положении и в отношении норм трудовой деятельности, ведь нормы связаны со статусом. В общем, типичный пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций.

В "Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теоретика: " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

Все без исключения "пиплы" настаивают на своей непринадлежности к обществу, или иначе - независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания. В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным сообществам ",то есть возникающим и существующим в промежуточных областях социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В. Тернера,Т. Парсонса,Л. Фойера.

По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У М. Мид это выглядит так: " Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

Новое поколение ступает в пустоту. Не они выходят из имеющейся социальной структуры (как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контркультур. На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.

В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает, чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Ни одна "Система" не может охватить все без остатка. Неизбежно, что-то из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в сфере экстернальной культуры.

Неопределенность и самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус неопределен. Состояние неопределенности играет особую роль в процессах самоорганизации.

Сфера неопределенности - те социальные пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ, превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

Множество людей, предоставленных самим себе, взаимодействуя, формируют схожие коммуникативные структуры. Л. Самойлов, профессиональный археолог, волею судеб оказался в исправительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой. Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда в плоть до мелочей:

"Я увидел - пишет он, и опознал в лагерной жизни целый ряд экзотических явлений, которые до того много лет изучал профессионально по литературе, явлений, характеризующих первобытное общество"!

Для первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.

У уголовников это "прописка". Для первобытного общества характерны различные "табу". Абсолютное соответствие этому находим в лагерных нормах определяющих, что "западло"... Но главное сходство - структурное:

"На стадии разложения - пишет Л.Самойлов, многие первобытные общества имели трехкастовую структуру, как наше лагерное ("воры" - элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры - "опущенные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами, собиравшие дань (как наши отбирают передачи) ".

Схожая структура известна в армейских подразделениях под названием "дедовщина". То же и в молодежной среде больших городов. Например, когда в Ленинграде появились металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: четко выраженная элита во главе с общепризнанным лидером по кличке "Монах", основная масса металлистов, группировавшихся вокруг элиты, и наконец - случайные посетители, забредавшие в то кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти последние не считались настоящими металлистами, оставаясь в статусе "гопников", то есть ни в чем не разбирающихся, чужих. Именно "исключенные" сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключенное сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном же коллективе трудно выделить те процессы, которые идут в самом сообществе спонтанно, то есть относятся собственно к самоорганизации.

Б) Поле символики.

А. м. греч. сокращенье, перечень, полная власть символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ св. Троицы.

Б. (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета),

1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.

2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

В. Греч. слово to sumbolon (sun - с, boloV - бросание, метание; sumballein - совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот или иной знак (sumbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий- государственных, общественных или религиозных. Слово "С." в житейской речи заменило более древнее слово shma (знак, знамя, цель, небесное знамение). Еще позже в Греции sumbolon называли то, что на Западе наз. lagritio - номер или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни.

Существует еще другой способ определения (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через символику. Именно так обычно происходит на уровне обыденного сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы, прежде всего, описываем их знаки.

А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской газете" изображает тусовку волосатых:

" Лохматые, в залатанной и сильно потертой одежде, иногда босые, с холщовыми торбами и рюкзаками, расшитыми цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и девушки прохаживаются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов, поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживленно беседуют, поют в одиночку и хором, закусывают, покуривают "...

Если присмотреться, то оказывается, что это " непосредственное впечатление " на самом деле целенаправленно вычленяет из наблюдаемой реальности символику тусовочного общества. Практически все, что упоминает А.Петров, служит у волосатых опознавательными знаками " своих ". Здесь символика внешности: лохматая прическа, потертая одежда, самодельные сумки и.т.п. Затем графическая символика: вышитые цветы (след Цветочной революции, породившей первых хиппи), антивоенные лозунги, типа:" Любите, а не воюйте"! - знак важнейшей ценности этой среды - пацифизма, ненасилия.

Поведение, описанное в приведенном пассаже: неторопливые прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринужденность - то же знак. Это все форма, а не содержание общения. То есть первыми в глаза бросаются знаки принадлежности к сообществу. И именно их описывают, желая это сообщество представить. И действительно, наличие особой символики, расцениваемой как " своя ", есть уже безусловный знак существования коммуникативного поля, некоего социального образования.

А.Коэн, например, вообще определяет сообщество, как поле символики:

" Реальность сообщества в восприятии людей,- пишет он,- заключается в их принадлежности... к общему полю символов ". И далее:" Восприятие и понимание людьми их сообщества...сводится к ориентации по отношению к его символизму ". Наличие своей символики создает возможность образования общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.

Насколько это справедливо для Системы? Сложилось ли на базе ее символики социальное образование? Как уже говорилось, Систему нельзя назвать в полном смысле группировкой: в ее недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают одни объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это, скорее, некая среда общения. Тем не менее, Систему можно рассматривать как сообщество, поскольку присутствуют такие признаки, как общий язык (сленг и символика), сеть коммуникаций - личные связи, поверхностные знакомства (лица на тусовке примелькались так, что уже подсознательно узнаешь "своих").

Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и формы взаимоотношений. Присутствует и Системное самосознание, которое выражается, в частности, в самоназваниях. Их есть несколько. " Системными " или " системщиками " ее представители называют себя редко, да и то с иронией. Чаще всего - " пипл " (от англ."people"-люди, народ).Иногда просто люди:

" Мне один человек вчера сказал...",- понимать надо так, что именно Системный сказал.

Сленг и символика составляют основу внутренней коммуникативной среды Системы, отделяя ее от внешнего мира. При этом символика системы чрезвычайно эклетична, в ее фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп (например, от кришнаитов или баптистов), молодежных и рок течений (атрибуты панк-рока или тяжелого метала), а также различных общественно-политических движений: пацифизма, анархизма, коммунизма и проч.

Система обладает особенностью впитывать чужую символику и, перекодируя, включать в свой фонд. Надо различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не принадлежащих к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи, и панковские группировки вне ее. Последние совсем не причисляют себя к Системе и даже, бывает, приходят бить " пиплов ".Точно так же есть Системные и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч.

Итак, наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим ее собственным языком, а также общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о сообществе (еще не зная его структуры).

Традиция.

Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества сложилась своя традиция, основная главным образом на устных механизмах передачи. Каждый два-три года в Системе сменяются «поколения» на арену выходит новая когорта молодежи. Люди меняются, а традиции Системы остаются: воспроизводятся те же основные нормы отношений и ценности, такие как "свобода", "любовь" (в кавычках, потому что этим понятиям предается особый, Системный смысл); новички осваивают сленг и используют Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются от своих предшественников. Воспроизводятся фольклорные формы: поговорки, анекдоты, частушки, легенды, и предания. Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к самовоспроизводству. Существует не только система коммуникативных связей на синхронном уровне, но и диахронные каналы коммуникации. Носители традиции определяют ее возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Это точка отсчета, конечно, мифологическая (считается, что первое июня 1667 года первые хиппи вышли в Москве на Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия):

"Они, - рассказывает один из олодовых хиппи вышли, и сказали: Вот мы - представители этого движения, это будет система ценностей и система людей". Тогда возникло слово "Система". Не случайно выбрана и дата - День защиты детей: "Было, - продолжал тот же олодовый, - сказано: Живите как дети, в мире, спокойствия, не гонитесь за призрачными ценностями... Просто приход был человечеству дан, что бы могли остановиться и задуматься, куда мы идем... "Живите как дети" - это суть системного мировосприятия, и многое в ее символике связанно с образами детства. "Поколения" здесь меняются через два- три, иногда четыре года. С приходом каждого из них Системная традиция пополняется новой символикой. Каждое поколение приходит как новая волна: в начале были хиппи, они составляли ядро Системы теперь их последователей чаще называют волосатыми или «хайрастые» (от англ. hair-волосы);пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и др., отмеченные так же символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна приносит свои атрибуты

Небольшой группы со стороны. 8) Представляют альтернативу государственным структурам. 9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации. 2. История неформального движения. Причины возникновения. За период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38% т.е. в три раза. К неформалам можно отнести средневековых Вагантов, Скоморохов,Дворян,Первые дружинники. 1) ...

В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует. Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн. Так, распространенной нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в...

При слове «неформал» у людей возникают различные ассоциации. Кто-то вспоминает о готах, панках и т. д. У всех этих есть общие характеристики.

Общие сведения

Итак, неформал - кто это? В обобщённом понятии к таким людям относятся те, чьё мышление, поведение, привычки и внешность отличаются от общественно принятых норм. По сути, любой человек, который выделяется из общей массы людей, даже просто своим стилем в одежде, уже принимается за неформала. Для этого достаточно будет ярких шнурков на обуви или длинных волос молодому человеку. Все. Готово! В глазах общества вы уже неформальная личность. Но быть не таким, как все, - это необязательно выделение из общей массы за счет неординарной внешности. Вполне достаточно иметь то, что делает неформала таковым - мышление и взгляды, которые кардинально отличаются от общепринятых норм. Отсутствие рамок, которые люди рисуют себе сами, - характерная особенность рассматриваемых представителей различных субкультур и просто неординарных личностей.

Подростки-неформалы - это не просто юношеский бунт против общества. Это разрыв рамок, противопоставление себя предпочтению большинства людей. Они отрицают бывший опыт поколений. Их цель - эпатаж, поиск нового, переворачивающего сознание. Авангард и устремлённость в будущее - лучшие черты неформальной среды.

Неординарных течений существует огромное количество. Причем одни из них характерны для определённых стран, а другие приобрели мировой характер.

Готы

Гот, несомненно, тоже неформал. Кто это? Готическая субкультура появилась в семидесятых годах прошлого века. Своими корнями она вышла из панк-культуры. Так что же получается? Эти два течения одинаковы?

От панков готы отличались более утонченными манерами поведения и Также разница еще и в том, что готы более усердны. Они могут гордиться своей успеваемостью в учебных заведениях. Часто такие люди имеют склонности к искусству. При появлении рассматриваемого течения стала развиваться готическая рок-музыка.

Самих представителей субкультуры часто обвиняют в пропаганде суицида и смерти. Но так кажется тем людям, которые смотрят на них невооруженным глазом. Психологи же в своих высказываниях отмечают, что готы - это потенциальные суициденты. И, собираясь вместе, они помогают друг другу адаптироваться к социуму.

Одежда для неформалов, которые причисляют себя к готам, имеет соответствующий их мировоззрению стиль. Представители этой субкультуры предпочитают черный цвет, иногда сочетая его с белым, красным. Основными материалами для их вещей выступают козий мех, замш, атлас, бархат. Обязательной является декоративная часть - корсеты, бижутерия, кружева, воланы, шнуровка. При нанесении макияжа у готов обеих полов практикуется чрезмерное осветление кожи лица. Характерная особенность - подведённые черным карандашом глаза. По этим основным параметрам можно узнать гота в любое время. Допустимы какие-то дополнения в образе. Например, стрижка с

В данное время существуют даже марки Наиболее известны следующие фирмы:

1. Spiral Direct.

Неформалы эмо

Слышали ли вы о таком течении? Эмо - тоже неформал. Кто это? Данное направление пришло к нам в восьмидесятых годах с Запада. Последняя волна была примерно лет 5 назад. Стоит отметить, что в ходе своих возрождений движение приобрело яркие отличия от эмо-культуры запада.

Западные неформалы (фото см. ниже), входящие в течение эмо, - это подростки, которые предпочитают пастельные или природные тона в одежде. Представители указанного течения не приемлют татуировки и пирсинг. Такие подростки позиционируют себя как дети с гиперэмоциональностью. Представители рассматриваемой субкультуры западных стран кардинально отличаются от эмо с Востока.

Среди наших подростков обязательной атрибутикой считают татуировки и пирсинг. А девушки-неформалы у нас практически не отличаются от парней. Нет, вы не подумайте, что они одеваются как мужчины. Скорее, наоборот, парни очень похожи на девушек. Они так же подводят глаза, красят ногти, носят такие же прически. В одежде эмо можно выделить преобладание черного и розового цветов, клетки, полосок. Также неотъемлемым атрибутом является великое множество браслетов и большая сумка через плечо с неимоверным числом значков. Эмо позиционируют себя как бисексуалы. Наверное, этим объясняется схожесть парней и девушек, а также то, что они пропагандируют мир на всей планете.

Эмо слушают музыку, в которой отражена печаль, грусть, апатия.

Гопники

Да, совершенно верно, гопники - это тоже неформальная молодёжь, которая существовала во все времена. Почему они считаются отдельной субкультурой? Ответ прост. У них есть свой стиль одежды, взгляды, сленг, особенности поведения и музыкальные предпочтения. Поэтому и получается, что гопники - это тоже неформалы (фото представлено ниже).

Увидев представителя этой субкультуры, узнать его можно безошибочно по спортивному костюму, бейсболке и кроссовкам (или туфлям). Причем классическую обувь парни носят всё под тот же спортивный костюм. У продвинутых гопников могут быть при себе чётки и барсетка. У этих неформалов имеется репутация задир и хулиганов. Также они имеют личную визитную карточку: пиво с семечками. Причиной такой репутации является их неприятие инакомыслия. Жертвами гопников могут стать не только представители других неформальных групп, но и интеллигенция.

Основную часть субкультуры составляет молодёжь из семей рабочего класса.

Панки

Панк - тоже неформал. Кто это? Панки появились ещё в СССР. Они пугали взрослое поколение своей численностью, поведением и Сейчас это движение поутихло. Панков, оставшихся верными своим вкусам и взглядам, сегодня не так уж и много.

Данное движение не признаёт никакой власти и законов. Панки отвергают общепринятые социальные нормы. Если коротко, то они предпочитают анархию каким-либо рамкам.

Панки носят потёртую одежду, красят волосы в яркие цвета или выбривают узоры, присутствует пирсинг, цепи, татуировки и напульсники. Среди них есть и девушки. Неформалы этого течения предпочитают рок.

Как появляются течения?

У каждого из тех, кто стал приверженцем одной из субкультур, есть свои причины на это. Наиболее распространенные из них перечислены ниже.

1. Осознание своей уникальности.

2. Проблемы во взаимопонимании со сверстниками или родителями.

3. Желание признания.

4. Одиночество.

Что делать родителям таких детей?

Чтобы этот период прошёл быстро и безболезненно, необходимо действовать не воинственно.

1. Обойтись без скандалов.

2. Узнать о субкультуре максимальное количество информации.

3. Найдите положительную сторону в этом (может быть, ваш ребенок научится играть на гитаре).

5. Расскажите о своей молодости и о том, какими были вы. Возможно, если он поймёт, что вы похожи, то у вас получится найти общий язык.

6. Позвольте сыну или дочери разместить атрибутику своей субкультуры у себя в комнате.

Заключение

В завершение хотелось бы отметить, что принадлежность к какой-либо группе неформалов не всегда дает возможность охарактеризовать личность. Чаще всего эти предпочтения являются временными. Человек находит свое «Я», осознает, что он уникален. Для этого ему необязательно чем-либо ярко выделяться из общей массы.

Серьёзно обсуждать эту статью не имеет смысла. А помещаю я её, как и большинство подобных статей, лишь из-за культурологического интереса. Только два вопроса возникло – а что это за «дарк метал» в 89 году? И что такое «московская сатанинская церковь»?

Статья была оформлена двумя безвкусными коллажами из фотографий каких-то рок-звёзд и их фанатов. Помещу один из двух, т.к. они плохого качества, да и вообще, статья не про музыку.

Источник: «Наука и религия» , №7 за 1989 год.

В статье говориться о четырёх группах с названием «ПАМЯТЬ». Я знаю о существовании двух организаций под этим названием: православная «ПАМЯТЬ» Дмитрия Васильева и менее известная про-языческая «ПАМЯТЬ» Валерия Емельянова.

Сегодня мы предлагаем читателям беседу нашего корреспондента Сергея БАРСУКОВА с социологом Андреем БЫСТРИЦКИМ. Андрею 28 лет, и молодёжные «неформальные» объединения, часть из которых называет себя «Системой», – основной предмет его исследований.

– Классическое начало беседы требует обозначить предмет разговора, а именно основные типы неформальных объединений.

– Для меня и некоторых моих коллег более приемлема типология построенная на отношении той или иной группировки к личности как таковой, к познанию окружающего мира и тому, что называется «общественно значимым действием». Мы выделяем группы, где коллективное начало «мы» явно превалирует над личностным началом «я». К ним относятся в основном экстремистские объединения как правого, так и левого толка. Здесь личность – некое производное от родового целого, рассчитывать на самостоятельное значение она не имеет права. Есть группы, в которых наблюдается уравновешенность и личностного и коллективного начала. Это хиппи, панки и им подобные. И есть группы, где личностное усилие необходимо.

Говоря о типологии групп, нужно сказать, что само слово «неформал» подразумевает большой набор самых различных характеристик, которые трудно свести к единому целому, поскольку, к примеру, ставить в один ряд «люберов» и «Демократическую перестройку» просто немыслимо. Есть иная типология, основанная на возрастном цензе, при которой неформальные группировки подразделяют на подростково-юношеские и взрослые. Первые – это хиппи, панки, кришнаиты, люберы, «Ремонт», «Внуки Дзержинского» и многие другие. Вторые – это в основном общественно-политические группы, от «Демократического союза» до «Памяти». Их принято делить на «левые» и «правые» – в зависимости от политической установки, часто даже неосознаваемой.

– А как вписываются сюда религиозные группы?

– Дело в том, что сознание очень многих людей не религиозно в привычном смысле этого слова, но и не атеистично. Можно сказать, что оно мифологическое. Мы еще вернемся к этому определению, пока же скажу, что религиозность так или иначе пропитывает многие неформальные группы. Скажем, «металлисты». Казалось бы, просто музыка. Однако если мы будем подниматься по ступеням «хэви-метал-рока», то столкнемся с группами «трэш-метал», «дарк-метал», «спид-метал» и т. д. Многие из них связаны с восточной биоэнергетической символикой. У подростков популярны значки с изображением символов «Инь» и «Ян», хотя, как правило, они не понимают до конца этих значений.

В группах экологического типа наряду с декларацией неких общегуманитарных ценностей занимаются оккультно окрашенной медитативной практикой. Что касается, скажем, групп «Память» (только в Москве их сейчас четыре), то там можно встретить самые разные религиозные течения: неоязычников , ортодоксальных христиан (в основном православного толка), биоэнергетиков. Я столкнулся, например, с одной группой, члены которой занимаются борьбой с силами Шамбалы. Что такое Шамбала, они знают весьма смутно, поскольку сведения о ней почерпнули из книг , сочинений некоего Андрея Томашевского (он же Эндрю Томас) и каких-то отдельных текстов, связанных с супругами Рерих.

В столице есть даже «московская сатанинская церковь» .

– И чем занимаются ?

– По моим сведениям, преимущественно «черной» медитативной практикой. Немного упростив, можно сказать, что среди «сатанистов» существует установка: взять с собой на тот свет как можно меньше греха. А поскольку серьёзный грех совершить непросто, если принять во внимание Уголовный кодекс, то требуется определённого рода компенсация, особого рода состояние, при котором человек внутренне переживает совершение этого греха. Поскольку же в состояние грехопадения тоже войти не так-то просто, то используются различные медитативные направления, получившие распространение на Западе: переживание сиюминутных парадоксальных ситуаций, дзэновские игры самого различного свойства и т. д.

– А что такое «православные хиппи»?

– Это группы вполне хипповского мировоззрения, которые разделяют общие евангельские установки на всеобщую любовь, отказ от насилия, сориентированные на религиозность православного толка. Они часто занимаются весьма своеобразной миссионерской деятельностью, например пытаются лечить наркоманов посредством приобщения к вере христовой, делая упор на богоспасаемость души и её очищение. Деятельность порой бывает довольно успешной.

– Кстати, а используют ли наркотики как медитативное средство?

– Такие группы есть. Как правило, там курят гашиш, употребляют кохнар.

– Думаю, что нет. Многим участникам молодёжного неформального движения просто не по силам целостное религиозное мировоззрение. И те группы молодежи, которые ориентируются на христианскую идею, обычно группируются вокруг священнослужителей. Скажем, у евангельских христиан-баптистов – свой молодёжный клуб.

Некоторые группы интересуются русской религиозной философией, изучают труды Н. Фёдорова, П. Флоренского, Вл. Соловьева. С. Булгакова. Но это группы, сформировавшиеся по индивидуальным интересам и стоящие вне стихийного течения.

– Где же проходит некая опознавательная грянь между сознанием религиозным и мифологическим, вернее, неомифологическим?

– Религиозное сознание ориентируется на сакральные, нематериальные ценности, существующие за рамками «мира дольнего» в «мире горнем». Для него характерно понятие «мира нашего» и «мира иного». Мифологическое сознание нерасчлененное, у него сакральный смысл может придаваться самым обыденным вещам. Для религиозного сознания характерны свои понятия о добре и зле. Есть силы зла и добра, причём силы зла сами по себе не столько мирские, сколько потусторонние: они могут входить в человека, могут выходить из него. Сознание же мифологическое просто делит реально живущих людей на «своих» (добрых) и «чужих» (злых), и у «чужих» огульно отрицаются все человеческие качества. «Чужого» можно убить, зарезать – для мифологического сознания он не человек, тогда как для целостного религиозного сознания, особенно христианского – люди одинаковы.

– А как же тогда «басурманы», иноверцы?..

– На мой взгляд, это и означает отсутствие целостного христианского мировоззрения. Поиски «неформалов» по-своему подтверждают такое предположение. Мне кажется, появление протестантизма на Западе знаменовало принципиально новое отношение к вере. В России протестантизма не было, в России был раскол. Это качественно другой процесс. Я не могу сказать, что Россия по-настоящему не знала христианства, поскольку оно само по себе глубоко неоднородно: в нём смешались самые различные направления. Но развитого религиозного сознания, без напластований языческого мифологизма, в России все-таки было немного. Возможно, только сейчас мы переживаем ситуацию, когда мифологическое сознание начинает изживаться. Например, возьмём наши споры о том, что такое «социализм». Сам «социализм» не является здесь предметом рационального познания, а, скорее, вопросом веры. Городская культура предполагает большую степень плюрализма, личностного самостоятельного выбора, тогда как патриархальной культуре свойственна гораздо меньшая выделенность личности из мира. Поэтому именно патриархально-эпигонские группы в большей степени ориентированы на синкретическую (нецелостную) религиозность, при которой зачаточное религиозное и устоявшееся мифологическое сознания смешиваются между собой. Различия, наблюдаемые в этих группах, весьма поверхностные, кажущиеся. Недаром такая организация, как «Память», являясь фундаменталистской реакцией на вестернизацию России, объединяет в себе совершенно разных людей. Казалось бы, что общего у неохристианина с человеком, считающим язычество наивысшим достижением русской культуры? Тем не менее общее есть. Страх перед самостоятельным развитием личности, стремление переложить ответственность на какого-нибудь вождя, отца, мудреца.

– То есть это предпочтение общинной модели?

– Да, это сходно с тем, что многие люди боятся самостоятельно жить в таком мире, где бы они полностью отвечали за себя. Даже самые казалось бы продвинутые неформальные группы ещё далеки от настоящего понимания личности и от настоящей цивилизованности. Патриархально-общинное сознание, к тому же не отвечающее новым условиям жизни, рождает искажённые формы мышления. Они и питают так называемую «неформальную» религиозность. Я не намерен трогать чувства верующих, по-настоящему религиозных людей – это их личное дело. Я говорю о том, что та религиозность, которая сейчас складывается в самых разных слоях нашего общества,– это религиозность вторичная, мифологическая и архаичная по своей форме, и эта её архаичность выливается в пугающие результаты.

– Вы имеете в виду «казанский вариант»?

– И его. Но дело в том, что так называемый «казанский вариант» реализуется не только в Казани. Сходные процессы наблюдаются в Астрахани, в Павлодаре. Если подростковые драки всегда были присущи механизму молодёжной социализации, то этого не скажешь о степени жестокости, забвения всех гуманистических ориентиров, которые в этих местах переходят все возможные границы. В моем представлении «казанский вариант» имеет прямое отношение именно к такой синкретической, неорганической религиозности. Ситуация в Казани характерна тем, что город жестко поделен группировками на районы, и за считанные часы может быть выставлена тысячная армия боеспособных единиц. Здесь нет ни спонтанности, ни стихийности: организация этих подростков ничуть не слабее армейских подразделений.

Такая жесткая социализация связана с тем, что две трети жителей Казани мигрировали в 70-е годы из сельской местности, и одновременно с этим началась массовая застройка города. Двор всё-таки сдерживал социальную агрессивность, предписывал определённые поведенческие ритуалы: «драться до первой крови», «один на один» и т. д. Теперь старая клановая структура Казани распалась. В подобных ситуациях естественна тяга подростков к сплачиванию в жёсткие замкнутые группировки. По существу, они воспроизводят модели патриархальных «паханских» структур. И если подростками ещё не руководят уголовники, то это лишь случайность, поскольку место для уголовных лидеров там припасено: оно подготовлено патриархально-общинной мифологией. Как ни парадоксально, всё это происходит на некой полурелигиозной основе вторичного мифологического сознания. Если сюда добавить совершенно невероятную политизацию, то эта картина может вызывать серьезное беспокойство. С одной стороны, десоциализованная молодёжь, с другой – «паханские» структуры. С третьей – какая-то полууголовная идеология, и с четвертой – глобальная политизация с утопиями социальной справедливости, возможности достижения всеобщего социального блага жёсткими насильственными действиями. Может быть, покажется натяжкой связывать это с религиозностью, но если всерьёз говорить о мифологическом сознании, которое очень развито в нашей стране, то это всего лишь один из факторов распадающегося мифа.

Другой несомненный симптом нашего времени – это переживаемый нами распад того, что принято называть имперским сознанием. Идеи мессианства, что были свойственны людям в 20–40-е и даже 50-е годы, сейчас, в общем-то, умерли. Очень мало молодых людей теперь открыто заявляют, что идеи социализма должны распространиться на весь мир. Но это не значит, что мессианская идея всеобщего насильственного благодетельствования исчезла окончательно. Выбросы её могут быть самыми поразительными. Это ведь тоже форма своеобразной мифологической религиозности.

– И попахивает культовой магией...

– В какой-то мере. Если говорить о сегодняшнем религиозном сознании, то картина возникает довольно размытая. Нельзя сказать, что вот эти люди – религиозные, а эти – убеждённые атеисты. На самом деле есть множество людей, живущих среди мифов, слухов, предвзятых мнений, болезненных установок и болезненных разочарований. Всё это во многом и определяет духовную атмосферу сегодняшнего дня, и не только молодежную, но, скорее всего, всеобщую.

– Получается, что деление на «формалов» н «неформалов» происходит сейчас по принципу: «формалы» – это некое социальное добро, а «неформалы» – социальное зло?

– Вы правильно отметили этот мифологический водораздел: «формалы» – социальное добро, «неформалы» – зло. Дело в том, что общественное мифологическое сознание склонно к полярным противопоставлениям, когда мир четко делится на «чёрное» и «белое», «злое» и «доброе», а заодно на «неформальное» – как некое общественное зло, и «формальное» – некое «правильное» добро. Это одна из утопий, как и другие представления обыденного сознания – скажем, противопоставление социализма капитализму (примечательно, что такие демократические страны, как Швеция, Англия, Бельгия, Голландия, Монако сохранили формальный монархический строй).

– Андрей, а «митьки» это группа или общественное движение?

– Ситуация складывается такая: с одной стороны, мы осваиваем культуру нынешнюю, с другой – культуру прежних времён. А «митьки» представляют собой некую промежуточную группу, пытающуюся осваивать культурный контекст. Они ведут игру с культурными символами и через уподобление им стремятся освоить ту культуру, от которой мы так отстали. Они пишут картины, рассказы, музыку. Есть такая картина, на которой «митьки» дарят свои уши Вен Гогу. То есть налицо попытка посмотреть на мировую культуру не снизу вверх, а на равных. Но попытка эта не во всех «митьках» реализуется одинаково. У них тоже достаточно патриархально-общинных заморочек: щеголяние ватником, тельняшкой, кирзовыми сапогами. В определённом смысле «митьки» – это альтернативное культурное движение.