История развития статуй древнего египта. Статуя фараона Хасехема из известняка

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца… Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают…

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.



Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей

И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.

Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме

А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.

ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.

Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал’ со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.

Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Своему появлению и дальнейшему развитию обязана религиозным убеждениям. Требования культовой веры явились основанием для возникновения того или иного вида статуй. Религиозные учения обусловили иконографию скульптур, а также места их установки.

Скульптура Древнего Египта, основные правила создания которой окончательно сформировались в период Раннего царства, обладала фронтальностью и симметричностью фигуры, четкостью и спокойствием линий. Все эти характеристики соответствовали ее непосредственному назначению, а также были обусловлены местами ее расположения, которыми являлись в основном ниши в стенах.

Скульптура отличается преобладанием определенных поз. К ним относятся:

Сидячая - руки при этом лежат на коленях;

Стоячая - левая нога выдвинута вперед;

Поза писца, который сидит на скрещенных ногах.

Для всех скульптур был обязателен ряд правил:

Прямая постановка головы;

Наличие атрибутов профессии или власти:

Определенный вид раскраски для женских и мужских тел (желтая и коричневая соответственно);

Инкрустация глаз камнями или бронзой;

Преувеличение мощности и развитости тела, что способствовало сообщению фигуре торжественной приподнятости;

Передача индивидуальных умерших (считалось, что статуи наблюдали за жизнью людей через специальные отверстия, сделанные на уровне глаз).

Скульптура Древнего Египта стала одним из средств в овладении портретным искусством. При помощи гипса пытались спасти труп от разложения, получая подобие маски. Однако для изображения живого человека требовалось, чтобы глаза у скульптуры были открыты. Для того чтобы добиться этого, маску дополнительно обрабатывали.

Скульптуры Древнего Египта находят при вскрытии гробниц. Их основным предназначением являлось отображение различных аспектов заупокойного культа. В некоторых гробницах исследователи нашли статуи из дерева. Над ними, по всей вероятности, совершали определенные культовые обряды. Во времена в гробницах размещали и фигурки работников. Их предназначением являлось обеспечение умершего. При этом скульпторы изображали людей в момент занятия самой разнообразной деятельностью.

Архитектурное оформление производилось с использованием статуй. Скульптуры стояли вдоль ведущих к ним дорог, во дворах и внутренних помещениях. Те статуи, основной нагрузкой которых было архитектурно-декоративное оформление, отличались от культовых. Их фигуры имели большие размеры, а в очертаниях отсутствовала детализация.

Статуи, которые передавали изображения царей, содержали молитвы, в которых у бога просили здоровье и благополучие, а иногда и содействие в политических делах. Период, который длился после того, как пало Древнее царство, охарактеризовался коренными изменениями в идеологической области. Фараоны, стремившиеся прославить себя и свое могущество, повелевали ставить свои статуи в храмах, рядом с фигурами различных божеств. Основным предназначением таких скульптур являлось прославление здравствующего правителя. В связи с этим данные статуи должны были максимально точно быть схожи с портретом фараона.

Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.

Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.

Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.

Погребальный комплекс

Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза - это не только археологический памятник, но и религиозный.

Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу и многие туристы считают его одним из самых красивых.

Немного исторических фактов о загробной жизни

В невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.

Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь - это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.

Право на бессмертие

Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.

Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.

Правитель Египта Хефрен

Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.

В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.

Священное плато

Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.

Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.

Пирамида, ставшая канонической

Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.

Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.

Что включал заупокойный комплекс?

Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.

Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.

В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много - менее 0,01 процента.

Что находится внутри пирамиды?

Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, - несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.

Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.

Гробница жреца и его родственников

Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.

Многочисленные статуи фараона

На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.

Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.

Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.

Самое известное изваяние из диорита

Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.

Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.

Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе

За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора - главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.

Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.

Мировой шедевр

Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.

Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?

Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.

Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса

Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.

Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона

Стражник пирамид

Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.

Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.

У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.

Загадки, волнующие ученых

Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.

К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.

А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.

Исходящая от изваяния энергия

Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.

На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.

Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…

Статуя царя Хасехема

Около 2720 года до н.э. (2 династия)

Высота 62 см, известняк

Из Гиераконполя. Ныне - Оксфорд. Эшмолеанский музей

Находилась в гробнице.

Произведения искусства предназначались исключительно для погребательных функций, и при жизни их никто не видел. Изображениям приписывались магические свойства.

Силуэт более плавный из-за особенностей материала.

Царь сидит на троне; на его голове - венец Верхнего Египта. На передней поверхности трона изображена связанная и пронзенная стрелой фигура - персонификация Нижнего Египта. По периметру трона изображены поверженные враги (указано их число - 47209!). У статуи есть двойник (на случай повреждения).

Гробница фараона Мена (объединителя Египта):

Вырезан фрагмент убийства фараоном поверженного врага+иероглиф, обозначающий дворец. Пропорции фигуры нарушены, но канон уже формируется.

Появление проблематики портретирования.

Проблема эта вырастает из погребального культа

Барельеф 1 из принцесс 1 династии:

Изображение принцессы+продуктов для гробницы.

Иероглифы ярко раскрашены.

Скульптор уделял внимание тщательной проработке лица – зарождение портрета.

12.Погребальные сооружения эпохи Древнего Царства. (3 тысячелетие до н. э.) Комплекс Джосера. Пирамиды в Медуме и в Дашуре.

Древнее царство – эпоха сооружения великих пирамид. Усиление централизации страны привело к установлению полной и неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому времени апогея. Весь Египет с его населением считался собственностью фараона.

Мастаба – гробница знати древнего царства, состояла из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Имела вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Затем к нему стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устаивались уже внутри надземной части. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые



Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Необходимо помнить, что царские гробницы были и местом культа умершего фараона.

Комплекс Джосера

Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали.

Пирамида фараона 3 династии Джосера построена около 3 тыс. до н. э. Зодчий Имхотеп. Пирамида Джосера - центр сложного ансамбля из молелен и дворов.

Ансамбль расположен на искусственной террасе,

Площадь – 600 на 300

Террасу окружала облицованная камнем стена

Высота пирамиды – 60 м, состояла из 7 мастаб, поставленных одна на другую (нижняя скрыта песками).

В молельнях широко применен в качестве основного материала камень

Богата и разнообразна декорировка усыпальницы

Интересны формы колон и пилястров: четкие величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса.

Стены залов облицованы алебастровыми плитами, в подземных покоях – блестящими зелеными фаянсовыми изразцами.

Пирамида Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. осуществено основное - здание начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского монументального зодчества.

Усыпальницы царя 4 династии Снофру (около 2900 год до н.э.)

1. в Медуме- квадрат в основании, крутые ступенив, намечается форма правильной пирамиды, не закончена

2. в Дашуре ромбоидальная – воспроизводит форму священного камня (метеорит). Верхушку венчал позолоченный пирамидион

3. в Дашуре «красная» - имеет правильную форму - предшественница знаменитых пирамид в Гизе

Появляется новый вид зданий – солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечным храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

13.Архитектурный ансамбль в Гизе .

29-28 вв. до н. э.

Предшественница – пирамида в Дашуре.

Причислены к семи чудесам света.

Их построили себе фараоны 5 династии Хуфу (греки называли его Хеопс), Хафра (Хефрен), Менкаура (Микерин).

Пирамида Хеопса.

Наиболее грандиозная.

Построена, вероятно, зодчим Хемиуном.

Самое большое каменное сооружение мира.

Её высота 146,5 м, длина стороны её основания – 233 м, угол наклона граней 51 градус.

Была сложена из точно отёсанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый; на пирамиду пошло свыше 2 300 000 таких блоков. Были блоки и по 30 тонн.

С северной стороны – вход, который соединялся длинными коридорами с расположенными в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя.. Над погреб камерой царя – 5 пустых камер, чтобы не раздавило тяжестью. Камера и часть коридора облицованы гранитом, остальные коридоры – известняком. Снаружи пирамида облицована плитами известняка.

Её массив четко выделялся на голубом небе, является монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя и выражением того огромного социального расстояния, которое отделяло фараона от народа его страны.

Каждая пирамида окружена архитектурным ансамблем; но план комплекса более чёткий и уравновешенный.

Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчёркивает особое положение пирамиды и отделяют её от окружающих зданий. В пределах этого двора располагались маленькие пирамидки цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединяющийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, к востоку от них – орошаемые Нилом поля, к западу – пустыни, поэтому ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг четко распланировано, располагались мастаба придворных фараона. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хефрена.

Пирамида Хефрена . Стоит на некотором возвышении к юго-востоку от пирамиды его отца Хеопса.

Высота 145, 5 м.Она представляла собой прямоугольное здание, сложенное из массивных известняковых блоков. Входом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы - фантастические существа в виде льва с головой человека, олицетворявшие мощь фараона. Высотой 15 м, длиной более 20 м. Голове приданы портретные сходства фараона Хефрена. Внутри нижний заупокойный храм имел зал с четырехгранными гранитными колоннами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня. Мегалитическая постройка, но в отличие от первобытных храмов – прекрасно отесанные камни – розовый гранит.

Пирамида Микерина

Нижняя часть пирамиды М и его поминальный храм были облицованы гранитом, симвилом вечности и нерушимости в эпоху Д Ц.

В отличие от пир Хеопса, здесь коридоры ведут не вверх, а вниз.

Отличительной чертой архитектуры пирамид в Гизе является полное освоение конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней.

14. Скульптура эпохи Древнего царства. Круглая статуя и рельеф (материалы древнеегипетской скульптуры).

Скульптура монументальна, подчинена архитектуре. Строгие фронтальные позы заупокойных статуй знати однообразны, раскраска этих скульптур условна. Поставленные в нишах молелен мастаба или в особых небольших закрытых помещениях позади молелен.

Появляется проблема портретирования. Статуи кажутся неразрывно связанными со стеной молельни, причем за спиной многих из них сохраняется в виде фона часть того блока, из которого они были высечены. У всех статуй прямо поставлены головы, почти одинаково расположены руки и ноги, одни и те же атрибуты. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех черные, одежды белые. Статуя должна была передать сходство с умершим человеком, тело которого она заменяла (отсюда раннее возникновение египетского скульптурного портрета), торжественная же приподнятость образа была вызвана стремлением подчеркнуть высокое социальное положение умершего. Однообразие поз статуй отчасти объясняется их зависимостью от архитектуры гробницы, но главным образом - их ритуальным назначением. Статуи должны были оставаться одинаковыми из поколения в поколение.

Ск-ру в Д Ц стали делать из вечных материалов – твердых пород камня: гранит, диорит, базальт, абседиант.

Позы человека по ег канону:

1. восседающий на троне

2. восседающий в позе писца со скрещенными ногами

3. коленопреклоненный

4. стоящий в рост

5. делающий канонический шаг.

Статуя пирамиды Джосера : лицо портретно, массивный парик, покрытый сверху клафтом. Статуя строго фронтальна, прочитывается связь с блоком камня, из которого изваяна.

Статуя фараона Хефрена. (168 см). Взгляд фараона устремлен в вечность. Все его статуи расположены воль стен. Изображен сидящим на троне с царскими знаками. Символ единства- папирус и лотос, сзади на его плечах сидит бог покровитель- Гор, который обнимает его голову. Канон запрещал изображать фараона с признаками возраста. Фигуры обработаны большими плоскостями.

Триада Микерина . (95см), барельеф найден в нижнем храме, серый сланец. Триада богов- в центре МИКЕРИН, а по бокам две богини (Хатхор и покровительница нома). Идеально сложенный человек, фараон доминирует, богини находятся сзади, на голове фараона белая корона южного Египта.

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет (белый известняк). Раскрашены темперными красками по сухой основе. Царевна окутана покрывалом, руки сложены на груди. Тело Рахотепа покрыто коричневой краской. Волосы и брови черной. Нофрет покрыта желтой краской, на голове диадема, на шеи ожерелье из лепестков лотоса.

Портрет Хемиуна. Нет идеализации. Один из наиболее высоко стоявших в обществе людей - царский родственник, руководитель строительства пирамиды Хеопса. Явно портретное лицо трактовано обобщенно и смело. Резкими линиями очерчен нос с характерной горбинкой, веки прекрасно поставленных в орбитах глаз, маленький, но энергичный, жесткий рот. Слегка выступающий подбородок, волевое, быть может, даже жесткое лицо. Очень хорошо показано и тело Хемиуна - полнота залитых жиром мускулов, правдиво переданные складки кожи на груди, на животе, особенно на пальцах ног и рук.

Портрет писца Каи. Статуя царского писца Каи, воплотившая, однако, образ человека совсем иного характера. Скульптор мастерски передал образ царского писца, сидящего поджав ноги перед своим владыкой и записывающего все, что диктует ему фараон. Перед нами - лицо человека, привыкшего молча, беспрекословно исполнять волю господина. Плотно сжатые тонкие губы большого рта и внимательный взгляд - смешанное выражение сдержанности, готовности повиноваться с хитростью ловкого и умного царского приближенного. Поражает правдивость проработки всего тела Каи- ключиц, дряблых мускулов груди и живота. Великолепна и моделировка рук с длинными пальцами, колен, спины. Следует отметить прием изображения глаз, столь оживляющих лицо Каи.

Статуя царевича Каапера. (122 см дерево 3тыс. до н.э. 25в) Был царским жрецом и писцом. Фигура была покрыта грунтом и расписана. Он изображен с выдвинутой ногой. Инкрустированные глаза(полудрагоценные камни). Древнее царство- расцвет скульптуры.

Скульптурная группа (семейство карлика Семнепа со своей женой и у подножия дети). Придворный карлик. Исполнен достоинства, не вызывает насмешек, жалости – гуманистические принципы египетского общества.

Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс , находящийся у нижнего заупокойного храма Хефрена. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала. Размеры Сфинкса огромны: его высота - 20 м, длина - 57 м. На голове Сфинкса - царский полосатый платок, на лбу высечен урей - священная змея (охраняет фараонов и богов), под подбородком - искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра.

Ушепти - жанровое изображение слуг – небольшие фигурки из дерева, глины. Художник может позволить себе изобразить что угодно.

Гончар -13 см – раскрашенный известняк.

Развивается рельеф.

1. Горельеф

2. Барельеф

3. Контррельеф – углубленный или врезанный

Рельеф раскрашивался, максимально приближен к живописи, главное – выразительность линий, цветовых пятен.

Деревянный барельеф с изображением царевича Хесира (придворный архитектор) – фигура во весь рост, контур очень выразителен, рельеф подчеркивает стену. Голова и ноги в профиль, туловище в фас. 2 треугольника, развернутые друг к другу. Создается твердое равновесие. В руках жезл и пенал с кисточками.

Барельеф из гробницы Ти (пастухи, гоняющие стадо)

Государство Древнего Египта было богатым и могущественным. Именно в Египте зародились монументальная архитектура, реалистически правдивый скульптурный портрет, произведения художественных ремёсел.

Одним из достижений египтян стало создание человеческого образа вместе с другими людьми. В искусстве Древнего Египта утвердился интерес к личности и индивидуальным особенностям человека.

Всё древнеегипетское искусство подчинялось культовым канонам. Рельеф и скульптура здесь не были исключением. Мастера оставили потомкам выдающиеся скульптурные памятники: статуи богов и людей, фигуры животных.

Человек был вылеплен в статической, но величественной позе стоя или сидя. При этом левая нога была выдвинута вперёд, а руки либо складывались на груди, либо прижимались к туловищу.

От некоторых скульпторов требовалось создать фигуры работающих людей. При этом для изображения конкретного занятия существовал строгий канон – выбор момента, характерного именно для данного вида работы.

Религиозное назначение статуй

У древних египтян статуи не могли существовать отдельно от культовых сооружений. Их использовали сначала для оформления свиты умершего фараона и ставили в гробнице, находящейся в пирамиде. Это были сравнительно маленькие фигурки. Когда царей стали хоронить вблизи храмов, то дороги к этим местам заставляли множеством огромных по размеру статуй. Они были настолько большими, что никто не обращал внимания на детали изображения. Статуи ставились у пилонов, во внутренних дворах и имели уже художественное значение.

В представлении египтян человек имел несколько сущностей. Соединение их в одно целое давало ему надежду на обретение вечной жизни. Следовательно, в рельефе и скульптуре создавали не те образы, которые видели воочию, а то, что хотели видеть или находили самым подходящим для счастья и вечного покоя в потустороннем мире.

Во времена Древнего царства в египетской скульптуре устанавливается круглая форма, и возникают основные типы композиции. Например, статуя Микерина изображает стоящего человека, выдвинувшего левую ногу и прижавшего руки к телу. Или статуя Рахотепа и его жены Нофрет представляет сидящую фигуру с руками, положенными на колени.

В скульптуре Египта можно увидеть не только одиночное изображение человека, но и групповые композиции, где людские фигуры располагаются на одной линии. Главная фигура превосходит другие по величине в 2-3 раза. Общее правило – создавать преувеличенную статую царя - соблюдалось и в плоскостных изображениях.

Из каких материалов делали скульпторы свои изваяния? Камень, дерево, бронза, глина, слоновая кость. Многие громадные статуи высекались из гранита, базальта или диорита. Статуи в реальный рост человека лепились из песчаника и известняка и покрывались краской.