Не хочу учиться, хочу жениться, или как менялось образование в россии. "Не хочу учиться, хочу жениться!" (Недоросль Д.Фонвизина)

Не хочу учиться, хочу жениться. Ср. Часъ моей воли пришелъ: не хочу учиться, хочу жениться. Ты жъ меня взманила, пеняй на себя. Фонвизинъ. Недоросль. 3, 7. Митрофанъ … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Не хочу учиться, хочу жениться. См. УЧЕНЬЕ НАУКА …

Ср. Час моей воли пришел: не хочу учится, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Фонвизин. Недоросль. 3, 7. Митрофан … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

- (хочу, хочешь) что, чего. хотить (хочу, хотишь) южн., зап., костр. желать, волить, иметь охоту, охотиться, стремиться, побуждаться к чему, намереваться, собираться. Хочу половина могу, твердая воля. Не хочу есть, сыт. Не хочу учиться, хочу… … Толковый словарь Даля

Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… …

Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Идти в науку терпеть муку. Без муки нет и науки. Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Кто по толкам, а кто по складам.… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Недоросль Жанр: комедия

Юмористический поэт и сотрудник разных журналов. Род. в Ярославской губ. 15 июля 1841; ум. в Москве 26 окт. 1891 г. Потомок старинного дворянского рода, он за заслуги отца, состоявшего членом Комитета о раненых, был после его смерти помещен… … Большая биографическая энциклопедия

Фонвизин Д.И. Фонвизин Денис Иванович (1744 1792) Русский писатель, драматург, публицист. Афоризмы, цитаты Фонвизин Д.И. биография Слава Богу, что на вранье пошлин нет! Ведь куда бы какое всем нам было разорение! Начинаются чины перестает… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • Недоросль: пьесы, проза , Фонвизин Денис Иванович. Ничего обидного в слове "недоросль" в России Х VIII века не было - так именовали несовершеннолетних дворян, еще не поступивших на государеву службу. Но вот написал Денис Иванович Фонвизин…
  • Недоросль (аудиокнига МР 3) , Д. И. Фонвизин. "Недоросль" - шедевр русской драматургии, бессмертная комедия, знакомая нам еще со школьных лет. В ней прямо указан корень всех бед России - крепостное право и общественное невежество.…

Перед тем, как вступить в брак, у меня была перед глазами примерно следующая картина. Главное, правильно жениться, то есть выбрать хорошую жену. Если выбор правильный, то дальнейшая семейная жизнь будет счастливой. Если же неправильный, то жизнь в браке у людей не получается и они разводятся, так как «не сошлись характерами».

Однако на практике правильный выбор жены оказался достаточно важным, но не основным. (О том же, как правильно выбрать мужчину, если вы хотите выйти замуж, читайте в статье «Как выбрать мужчину. Совершайте правильные действия с правильными мужчинами») . А что же может быть важнее правильного выбора партнера? Этим самым важным элементом оказалось обучение в отношениях.

Обучение семейной жизни не так сложно, как кажется и даёт потрясающий эффект в виде хороших отношений, семейного счастья, спокойствия и еще много чего хорошего.

Чему же нужно учиться?

Первое. Тому, как доставить удовольствие партнеру.

Как я уже писал, ничего сложного в освоении таких знаний нет. Однако бывает, что эти очевидные вещи не соблюдаются и по прошествии многих лет совместной жизни. А ведь всё достаточно просто. Записывайте то, что и как хочет ваш партнер, а кроме этого запишите то, что хотите вы и объясняйте так же вашему партнеру. Таких правил поведения может накопиться с несколько десятков. Постарайтесь их соблюдать, и когда они войдут в привычку, можно сказать, что какое-то обучение семейной жизни пройдено.

Правда же не сложно? Я, конечно же, делаю что-то, что для жены важно. Если за пару лет узнать и выработать пару десятков таких маленьких привычек, то я обещаю, что ваша жизнь изменится к лучшему.

Второе, что нужно усвоить в семейной жизни – это то, что у вашего партнера является болевой точкой .

Все мы люди. И практически у каждого человека есть несколько слабых мест, на которые если задеть, то он чувствует себя очень дискомфортно. Соответственно, нужно по возможности запоминать эти болевые места и не затрагивать их без крайней необходимости.

Люди все индивидуальны, я не знаю, какие болевые точки есть у вашего партнера. Возможно, он не может общаться на повышенных тонах, возможно, он не переносит молчания и игнорирования, а возможно не выносит каких-то обидных слов в отношении себя, возможно ему(ей) не нравится ирония и шутки в отношении себя (а они никому не нравятся).

Запомните эти болевые моменты и не употребляйте их в жизни. Даже если вы перестали давить на своего партнера, а он продолжает, то не нужно в ответ так же делать – это ни к чему хорошему не приведет. Не нужно пытаться ему «отомстить». Перестаньте общаться с использованием болевых моментов, объясняйте своему партнеру, что и вам какие-то его слова неприятны или еще что-то. Постепенно вы сможете научиться общаться без использования слабых мест вашего партнера.

Этот пункт очень важен во взаимоотношении мужа и жены. Ведь какой-то один некрасивый поступок в течение 1 года может перечеркнуть 365 хороших поступков каждый день в течение того же года. Такова жизнь. Поэтому может быть даже прежде, чем думать о том, чтобы сделать для своего партнера что-то хорошее, подумайте над тем, чтобы перестать делать что-то, что делает очень больно вашему партнеру. Этому бывает проще научиться, а эффект бывает значительно больше, чем от каких-то подарков или сюрпризов.

К примеру, моя жена не выносит, когда я молчу во время ссоры. Я, соответственно, был раньше любителем во время ссоры замолчать. Если я молчу, то ссора вместо 10 минут может затянуться намного дольше и быть намного сильнее. В тот момент, когда я научился не молчать во время выяснения отношений в семье, то больше 20 минут мы уже никогда не выясняем отношения (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо).

Третье. Учитесь выделять время для того, чтобы побыть наедине друг с другом .

Сегодняшняя жизнь не способствует тому, чтобы мужчина и женщина побыли вместе и спокойно
поговорили хотя бы 1 час в день. Что-то постоянно происходит, что-то отвлекает их от общения друг с другом. Дети требуют внимание и заботы. Плюс постоянно кто-то звонит, то нужно что-то сделать, то по телевизору интересная передача идет, то еще что-нибудь.

И, бывает, получается так, что супруги вроде много времени проводят вместе, по 3-4 часа в день, а из жизни исчезает какая-то близость. А во многом дело в том, что у людей не может возникнуть или сохраниться близость в отношениях, если они общаются 10 раз в день по 15 минут. Вроде бы и времени достаточно, ведь это в сумме 2,5 часа, а ощущение близости не возникает, а если оно и было, то может куда-то незаметно исчезнуть.

Если понимать важность такого общения, то это обычно не так уж и сложно организовать. Если телефон звонит непрерывно, то выключите телефон и попросите супруга. Если отвлекает телевизор, то выключите телевизор. Если отвлекают дети, то если они достаточно взрослые, попросите их 1 час не отвлекать вас, или включите им мультики. В общем, как-то найдите 1-1,5 часа, когда вы будете только вместе и посидите вместе, никуда не торопясь и обсуждая какие-то события в вашей жизни.

Конечно, совсем не обязательно составлять план того, что нужно обсудить. Может быть, вам захочется помолчать какое-то время, а может обсудить что-то, что кажется не совсем важным. Может быть, обсуждение чего-то простого или даже воспоминания о прошлом нужны для того, чтобы почувствовать общность в семье. А важные дела можно обсуждать и потом, когда отношения опять вернутся к близости.

Четвертое. Осваивайте что-то, что напрямую не связано с взаимоотношениями мужа и жены, но сильно влияет на них .

Что я подразумеваю под этими навыками? Для разных семей это могут быть разные умения. Наиболее часто встречающиеся я перечислю ниже, а вы от себя можете добавить какие-то навыки, без которых, по вашему мнению, сложна счастливая семейная жизнь.

Первый навык – это умение вести семейный бюджет. Казалось бы, очень простой навык. Нужно всего лишь расходовать деньги так, чтобы расходы покрывали все основные потребности семьи и не превышали доход. Однако в реальности, если навык ведения бюджета не был привит с детства в семье родителей, то с этими, казалось бы, простыми задачами возникает много трудностей.

В этой статье я не буду описывать, как эти трудности решать, так как об этом есть целый раздел о семейном бюджете на сайте «Солнечные руки» . На нем можно прочитать о наиболее часто встречающихся сложностях и методах их решения.

Второй навык – это освоение психологии мужчин или женщин. В первых двух пунктах статьи я рассказывал о том, как важно осваивать то, что важно для вашего супруга(супруги) и то, что доставляет ему боль. Конечно, самым лучшим способом для того, чтобы понять вашего супруга – это расспрашивать его, запоминать, пробовать вести себя по-другому. Однако, несмотря на все старания, иногда невозможно понять другого человека, если он с вами другого пола. Слишком непонятно его поведение и даже кажется иногда совершенно неадекватным. Часто проще сначала понять в теории, чем отличается психология мужчин от психологии женщин. А уже потом, с помощью теории, пытаться понять своего партнера. На нашем сайте есть много статей и о том, что хочет мужчина и так же целый раздел о том, что хочет женщина, что для неё важно, что ей приятно и так далее. Читайте, пробуйте и становитесь счастливее.

Я, к примеру, раньше никак не мог понять, почему моя жена обижается на то, когда я после поездки куда-то в довольно односложных выражениях рассказывал о том, как я съездил. Например: «Хорошо съездил. Ничего нового по нашим делам пока нет и т.д.» Как не пыталась мне жена объяснить свою обиду, я никак не мог понять, что нужно-то? И уже после того, как я прочитал в какой-то книге, что для женщин важен не только результат, но и сам процесс в подробностях, я стал разговаривать с женой совершенно по-другому. И обиды по этому поводу ушли из нашей семейной жизни. (Например, «Я встретил там того-то, ну помнишь, работал с ним там-то. Когда я его встретил, то то-то и то-то и т.д.)

Третий навык – это приобретение какой-то минимальной квалификации в том, чем интересуется ваш партнер, чтобы можно было легко поддерживать с ним беседу как минимум на уровне слушателя.

Как вы, наверное, понимаете, рассказывать что-то другому человеку и обсуждать с ним какие-то дела, бывает очень сложно и неинтересно, если этот другой человек совершенно не разбирается в той области, о которой идет разговор. Однако, если другой человек обладает хотя бы минимальными базовыми познаниями в области разговора, то обсуждение какой-то темы значительно упрощается и становится интересным.

Поэтому желательно, чтобы вы и ваш партнер интересовались тем, что составляет предмет интересов другого партнера и могли как минимум поддерживать беседу в качестве слушателя. В своей семейной жизни я за 10 лет достаточно много узнал о тех предметах, о которых не будь я женат, мне бы что-то узнавать не пришло в голову даже в страшном сне. А если конкретно, то это выращивание цветов, живопись, кулинария и еще пару тем. Оказалось, что узнавать что-то новое, важное для моей жены, не так уж сложно, и не занимает много времени, а эффект от этого довольно хороший.

Соответственно и моя жена знает очень много о моих интересах, с ней очень интересно обсуждать мои дела. Мне кажется, я даже иногда злоупотребляю её терпением, но что поделаешь.

Четвертый навык, сугубо для женщин – чётче говорите о своих желаниях.

Нарушу немного логическую структуру текста. Но говорят, что последние слова запоминаются в статье лучше всего, поэтому я поставил этот пункт напоследок.

Самая грубая и часто встречающаяся ошибка женщин в отношениях с мужчинами, особенно в начале семейной жизни, заключается в том, что женщины не говорят мужчинам о своих желаниях. Они предполагают, что мужчины догадаются о них, как это делают другие женщины, например подруги, матери и коллеги женщины. Однако в 99 % случаев мужчины в силу того, что они мужчины, НИКОГДА о желаниях женщины не догадываются. Только от одного мнения женщин о том, что мужчины догадываются о желаниях женщины, но специально назло не делают как надо, рождается как минимум половина семейных проблем.

И, конечно, это относится не только к молодым семьям. Недавно гуляли с женой и услышали диалог мимо проходившего мужчины с женщиной: «Скажи, чего ты хочешь. Объясни, что мне нужно сделать? Объясни, я не понимаю». В ответ женщина, идущая молча, ответила: «Ничего».

Что еще хотел сказать в конце этой статьи. Учитесь семейной жизни. Ей не так уж сложно научиться, как иногда кажется. Я уверен, что это может сделать любой человек, приложив совершенно минимальные усилия.

С уважением, Рашид Кирранов.

« Не хочу учиться, а хочу жениться»
(Для учащихся 9 класса)

(Современная пародия на пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Действующие лица:
Госпожа Простакова – крутая бизнесменка
Митрофанушка – сын г-жи Простаковой, 16-летний подросток, очень крупный, упитанный подросток, почти юноша, очень глупый, уверен, что маменькины денежки выручат его из любой ситуации, ходит в сопровождении двух охранников, которых наняла ему мать в целях безопасности.
Господин Простаков – отец Митрофанушки, бессловесное существо.
Скотинин – молодой дядя Митрофана, брат госпожи Простаковой.
Софья- дальняя родственница госпожи Простаковой, девушка 18 лет, находилась под опекой до совершеннолетия, а теперь должна жить самостоятельно
Стародумов – родной дядя Софьи, жил за границей, накопил 1 миллион долларов и хочет Софью сделать наследницей
Директор школы – хочет любыми способами вывести школу в лучшие в городе
Зам. директора по воспитательной работе
Учитель математики
Учительница русского языка и литературы,
Учительница химии и биологии
Учитель географии
Учитель физического воспитания
Учитель технологии
Учительница пения
Корреспондент местного радио
Дежурный по коридору с повязкой на рукаве и надписью «Дежурный»
Два охранника – крепкого телосложения, с непроницаемыми лицами

Живая афиша перед началом спектакля:

Ведущий:
- Сегодня мы вам покажем современную пародию на известную пьесу Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», недорослями в 18 веке называли великовозрастных, малообразованных, даже малограмотных сынков поместного дворянства, которых воспитывали в уверенности, что они всегда будут владеть поместьями, крестьянами и которые умели распоряжаться, но ничего сами не умели делать. Нашу пьесу мы назвали словами главного, но глупого героя «Не хочу учиться, а хочу жениться». Сейчас все герои скажут вам самое главное о себе.
(Далее называет героев, которые стоят на сцене полукругом в определённом порядке. Каждый из названных выходит на шаг из ряда и произносит свои слова, после чего возвращается на место.)
Ведущая:
- Госпожа Простакова – крутая бизнесменка!
Простакова:
- Целый день как за язык подвешенная, то бранюсь, то дерусь, тружусь рук не покладая. Весь дом на мне держится, всё семейное благополучие. Магазин тоже на мне. Муж мой вообще не может сообразить, как обмануть, как выкрутиться, как сыну обеспечить безбедную жизнь. (Произносит всё громко, решительно. В конце речи берётся обеими руками за голову, качает ею.)
- Господин Простаков!
Простаков:
- Я в чём виноват?
- Митрофан – любимый сын госпожи Простаковой.(С иронией) «Упитанный, а невоспитанный».
Митрофан:
- Единожды один – один, единожды нуль – нуль. Нуль да один (задумывается, поднимает глаза вверх, с этим отступает на место)
- Скотинин – молодой дядя Митрофана. Хочет жениться на Софье.
Скотинин:
- Жениться, в наше врем, нужно по расчёту! (подмигивает зрителям)
- Директор школы!
Директор:
- Чтобы школа стала лучшей в городе, следует привлечь средства бизнесменов. Надо дружить с ними. Да, ещё одно забыл – ввести новейшую технологию – информатизацию учебно- воспитательного процесса. Но для этого нужны деньги, а деньги у бизнесменов.
- Зам. Директора по воспитательной работе!
Зам. директора:
- Не забудьте, что наши выпускники должны не только иметь сумму знаний, но и быть воспитанными. А у некоторых наших учащихся, не будем показывать пальцем, ни того, ни другого нет. (Смотрит дерзко на директора, а он ей показывает кулак).
- Учитель Математики!
Учитель математики: Проценты и дроби для таких, как Митрофан - непроходимый лес!
- Учительница русского языка и литературы!
Учительница:
- Аз есьмь червь, а не человек- вот что должен понять о себе Митрофанушка!
- Учительница химии и биологии!
Учительница:
- Лучше бы он не ходил на мои уроки!
- Учитель географии!
Учитель:
- Да он же не отличает глобус от мячика!
- Учителя Физкультуры, труда и музыки и пения!
Учителя:
- Только у нас нет проблем с Митрофаном!
- Охрана Митрофана.
Охранники:
- Защитим, отобъём, спасём!
- Домработница в доме Простаковых!
Просто выходит и кланяется
- А теперь положительные герои: Софья – 18 – летняя дальняя родственница, находится под опекой Простаковой, но должна уже выйти из-под неё! И её дядя, разбогатевший за границей Стародумов.
Софья:
- Как мне хочется вырваться из этой семейки!
Стародум:
-Хотелось бы мне, прежде всего дать Софье лучшее образование! Вот хорошее вложение капитала.
- Корреспондент нашего радио!
Кореспондент:

Я часто бываю в школах и люблю беседовать с детьми. Они дают всегда интересную и правдивую информацию.

Действие 1

В коридоре школы. На авансцене. Проходит несколько учащихся и дежурный
Сцена 1
Корреспондент с микрофоном в руках и аппаратурой в сумке на плече, подходит к дежурному

К.:
- Я корреспондент местного радио. Скажите, как дела в вашей школе? Любят ли ребята учиться?
Д.: Конечно, большинство любят.
К.:
- А можно мне побеседовать с вашими учащимися!
Д.:
- Конечно. Я сейчас позову.
К. :
- А что это за ученик в сопровождении?(В это время выходит Митрофан в сопровождении охранников. Идёт по дороге давая щелбаны, жуёт жвачку, хохочет громко).
К. :
- Вот с ним я и побеседую. Очень интересный и странный тип.(Митрофан приближается. Корреспондент- к нему. Охранники выдвигаются вперёд. Но он делает знак, что всё в порядке и подходит ближе).
М. :
- А я Вас знаю. Вы корреспондент.
К. :
- Можно с Вами побеседовать?
М. :
- Конечно. Тут больше не с кем беседовать. Только со мной. Моя мама – бизнесменка. У нас есть собственный магазин.
К. :
- Ну, а учиться Вам нравится. Что Вам нравится в школе?
М.:
- Нравится. В столовой такие обеды! Потрясающие.
К. :
- А можно мне задать Вам вопрос по программе.
М. :
- Да, пожалуйста. Моя мама спонсор школы. Сами понимаете, я тут на виду!
К. :
- Не можете ли Вы быстро определить: слово «дверь» - это прилагательное или существительное?
М.:
- Котора дверь?
К. :
- Ну, хоть эта?
М. :
- Эта? Прилагательная, потому что приложена к своему месту.
К. :
- Как интересно! Значит слово «дурак» тоже прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку?
М.:
- Само собой!
К.:
- Послушайте, а головой-то работать приходиться?
М.:
- Конечно. Я же ею ем. (уходит, охрана за ним)
Д.:
- Не обращайте внимания. Таких у нас немного.
К.:
- Немного. Но всё-таки они есть! (Уходит) Что ж, до свидания. Любопытно, любопытно.
Д.: Пойду, доложу, что в школу приходил корреспондент.

Сцена 2

Педсовет в школе. Учительская или кабинет директора, длинный стол. Директор в центре, остальные рассаживаются по обе стороны стола, в руках у учителей журналы, тетради, глобус, линейка с циркулем, в зависимости от предмета, который они преподают.

Директор школы:
- Сегодня школу посетил корреспондент нашего радио. Взял интервью у Митрофана. Этот ученик опозорил нас: он не ответил на вопрос, какой частью речи является слово «дверь». А на вопрос, работает ли он головой, ответил: «Я ею ем».
Зам директора:
- А я давно говорю, что нечего его переводить в следующий класс, надо опять задержать в пятом классе, хотя ему надо учиться в 10. Его пора исключить из школы! А мы нянчимся с ним, нянчимся. И всё из- за того, что мать – спонсор школы. Достал уже всех этот Митрофан. А он у нас даже победителем интеллектуальных игр становится, потому что мама этого требует.Пора прекратить это враньё!
Директор: Я собрал вас совсем с другой целью. Да, мать Митрофана - наш спонсор. Она давно просит не третировать ребёнка. Я ставлю вопрос об индивидуальном подходе к этому ученику. Его не оставлять, а обязательно перевести нужно в следующий, шестой класс, и тогда в школе прибавится ещё один компьютерный класс.
Зам. директора:
- Ему всё равно, что сейчас аттестат дать, что ещё пять лет продержать в школе. В голове у него не добавится.
Директор:
- Интересная мысль. Не выпустить ли нам его сразу из 11 класса? Хочу послушать других учителей.
Учитель математики:
- Мне его не научить. Спрашиваю: Тругольник – это какая фигура? А он: Круг. Вчера придумал ему задачу, всё на основе индивидуального подхода. Твоя мама, говорю, получила прибыли за день в кондитерском отделе магазина 10 тысяч рублей. Сколько она должна заплатить налогу, если он составляет 20% от прибыли. А он Мне: Не будет моя мама платить налоги. Ещё чего не хватало! Ну, ладно, говорю: Ваша мама заплатила с 10 тыс. прибыли 2 тыс. налога. Сколько у неё осталось прибыли. Небось, говорит, моя мама с остатком не останется – 10 тысяч и останется. Я не научу этого ученика никогда!
Учитель химии и биологии:
- А у меня на уроках биологии ни разу не ответил правильно. Как ответ, так открытие. Класс угорает над его ответами: Газообмен в организме происходит через нос, рот и анальное отверстие. Ухо состоит из молоточка, седла и наковальни. В цветах не надо считать пестики и тычинки, цветы надо нюхать.
Учитель географии: География вообще не для него. Он даже слово «география» выговорить не может. Он говорит еоргафия. Нет, не могу я ему поставить 3.
Директор школы:
- Не пойдёт, господа учителя! Мы внедрили в школе индивидуальный подход, а у вас Неуспевающий.
Давайте послушаем передовых учителей. Вот послушайте, как с этой проблемой справляются преподаватели труда, музыки и пения, физкультуры!
Учителя встают по очереди.
Трудовик:
- Я заставляю его ломать то, что другие сделали плохо. Он всегда приходит ко мне в конце урока и с удовольствием выполняет мою просьбу.
Преподаватель музыки и пения:
- А мне он помогает переставлять пианино. Всегда присутствует в начале урока. Потом уходит.
Физрук:
- А я использую его в качестве разных спортивных снарядов: конь, козёл, штанга ворот. Он уже сам различает, в какой роли ему быть.
Директор:
- Ну, Вот. А вы, математик, проанализируйте его ответы с точки зрения индивидуального подхода.
Треугольник, круг. В слове круг 4 буквы, а в слове треугольник есть эти же четыре буквы, да ещё сверху семь букв. Ну, перевыполнил же 100% - ный ответ дал!
Математик: И что? Пятёрка что ли?
Директор: Ну, вот, видите, какой вы догадливый. Можете же, когда захотите! А географ. Что за придирки, переставил буквы, одну букву пропустил всего…НУ?
Географ: Четыре?
Директор: Естественно! А биолог. Чего это вы придираетесь к ребёнку? Вон сколько научных терминов знает. Ну, не знает, куда их вставить в речи, но знает же? Ну, что?
Биолог:
- Ну, не больше тройки же?
Директор:
- Ну вот, всем всё ясно
Учительница русского языка и литературы хочет сказать что –то.
Директор останавливает её.
- А о русском и литературе я вообще не говорю. Он сам, Митрофан Простаков – герой великой комедии. Классика! Какие тут могут быть двойки?
Резко покидает комнату.
Учителя расходятся, переговариваясь: «Ну, вот, всё в пользу Митрофана. Какие же мы бессильные перед глупостью. Вот так работаешь, работаешь. А авторитет не сохранишь свой».

ДЕЙСТВИЕ 2
СЦЕНА 1
Происходит в доме госпожи Простаковой, в гостиной.

Входит Митрофан. Потягивается:
- Наконец-то я дома. В школе, конечно, интересно, но дома делай, что хочешь, свобода.
(Очень быстро входит госпожа Простакова.она одета безвкусно, но ярко и дорого)
- Сыночек мой дорогой, пришёл уже. Устал?
Митрофан:
- Ещё бы. Знаешь, сегодня я давал интервью для нашего радио.
Г – жа Простакова:
- Наконец –то, обратили внимание, что ты в этой школе единственный, у кого надо брать интервью.
Умница моя. Как уроки прошли?
Митрофан:
- Есть хочу! Уроки? Нормально. На математике решил две задачи. На еоргафии у доски стоял, указку брал, но озеро Байкал не нашёл. И Китай не нашёл. Да на всех уроках работал. На физкультуре был козлом. Физрук говорит, что это полезное для меня упражнение.
Г-жа Простакова:
- Как это утомительно – занятия в школе. Садись в кресло. Пойду распоряжусь насчёт обеда. А ты пока отдохни! (уходит)
Входит Софья. (В руках у неё книжка и письмо. С Митрофаном разговаривает насмешливо, с иронией)
-Ну, как дела, Упитанный?
Митрофан:
- А чо смеяться-то? Мама говорит, что я просто в теле. Хорошего человека должно быть много.
Софья:
- Небось обеда ждёшь? Я думала, что после вчерашнего обеда неделю кушать не будешь.
Митрофан:
- А чо я и съел. Тарелочку мант, да блюдце салата. Ну выпил бутылку квасу. Нормально для молодого организма.
Софья:
- Мант тазик, салата – блюдо. Да ещё и булочки… Надо есть, чтобы жить, а не наоборот.
(В это время она уже читает про себя письмо.) вскрикивает от радости: Дядюшка Стародумов едет, обещает, что я буду учиться в университете, не меньше. (Оставляет письмо). Поеду встречать его на вокзал.(Быстро уходит)
Появляется г-жа Простакова:
- Ну, всё готово, иди в столовую. А это что за письмо?
Митрофан:
- Софья от дяденьки своего получила.
Г- жа Простакова:
- Интересно.(Берёт письмо, читает) Уже пять лет сиротка живёт у нас. Правда, дяденька платит за неё немалые денежки. Жаль будет терять валюту. Хотела договориться, чтоб Софью оставили на второй год в 11 классе. Куда там, все учителя в голос: «Она такая способная, такая одарённая». Придётся смириться. Пусть забирает её. Вскрикивает в удивлении…(что-то вычитала в письме)
Митрофан:
- Пусть, пусть забирает. Надоела уже. Смеётся надо мной: «Упитанный, а невоспитанный!».
Г-жа Простакова:
- Стой! Не будет она над тобой смеяться! Ах, ты! Вот ведь какой дядюшка –то у нас. Сыночек. Он хочет Софью сделать наследницею миллиона долларов! Вот это да! Это же капитал! Мой бизнес столько никогда не даст! Надо тебе жениться на Софье.
(Митрофан смотрит, не понимая)
Митрофан:
- Да, ну её! Она смеётся надо мной!
Г-жа Простакова:
- Выйдет за тебя замуж – смеяться не будет.
- Миллион долларов мне нравится, а с Софьей мне не очень…
Г-жа Простакова:
- Я обещаю, что что – нибудь придумаю! Надо так сделать, чтобы Сам Дядюшка понял, что надо вас поженить. А она дядюшку слушается. Вот и получится всё!
Митрофан:
- Да, ма, у тебя не голова, а дом советов. Ты придумаешь, я знаю.
Г-жа Простакова:
- Пойду посоветуюсь с гадалкой! А ты… а ты.. помечтай пока! У меня голова – дом советов.

2 сцена
Митрофан один:
- ФУ! Даже вспотел от волнения! Даже аппетит пропал…Вот это да …миллион баксов. На миллионе можно и жениться. А учиться мне надоело. Не понимаю я эту Софью, всё с книжками да с книжками. А когда бегать, гулять, отдыхать, есть, наконец?
Входит Скотинин:
- Привет, племянничек. О каком это миллионе ты тут мечтаешь? Уж не сестра ли развернулась в бизнесе?
Митрофан:
- Нет, дядюшка, это Софьин дяденька обещает сделать её наследницей такого капитала. Письмо прислал, да и сам вот-вот будет здесь.
Скотинин(хлопает себя по лбу)
- Вот это я хорошо зашёл. А мне –то девчонка давно нравится. Только сирота, думаю, бесприданница. Хотелось найти невесту побогаче! А теперь! Чего искать? Вот оно счастье, само в руки плывёт. (Опять хлопает себя по лбу) Это я хорошо зашёл!
Митрофан:
- Э, дяденка, ты того…Я сам хочу на ней жениться…
Скотинин:
- Тебе ещё школу надо закончить! А мне, мне -то в самый раз…
Митрофан:
- Нет, нет, дяденька. Не хочу учиться, а хочу жениться. Маменька сама меня взманила! А теперь…
Скотинин:
- АХ, ты, чушка! Я тебе покажу. Ишь ты, как распланировали с сестрицей! Я вам не дам эту аферу провернуть. (Щёлкает несколько раз Митрофана по лбу, по голове)
Митрофан:
- Охрана!
Вбегают охранники и выталкивают Скотинина, который яростно сопротивляется.

3 сцена
Входит Простакова
- Что, что случилось? Почему ты такой нервный, душа моя?
Митрофан:
- Дядюшка приходил.
Г-жа Простакова:
- И ты ему рассказал про Софьины денежки?
Митрофан:
- Рассказал, рассказал. Как я мог догадаться, что он тоже захочет на Софье жениться!
Г-жа Простакова:
- Так я и знала! Уж мой братец своего, да и чужого, не упустит! Мимо него не проплывёт! А ещё, что ты ему сказал?
Митрофан:
- Не хочу учиться, а хочу жениться. Хочу, мол, я на ней жениться!
Г-жа Простакова:
- А он?
Митрофан:
- А он давай меня по голове бить. Чуть в волосы не вцепился!
Г-жа Простакова:
- А ты?
Митрофан:
- А я охрану позвал. Они его и вывели. Страшно было! Как он ощетинился, как он бросился на меня. Я даже поесть не успел со всеми этими делами. Живот от голода уже урчит.
Г- жа Простакова:
- Ладно. Иди всё – таки пообедай, а потом я тебе всё расскажу! Миллион будет наш!
(Победно, с поднятой головой, выходит из комнаты. Митрофан - за нею).

З действие
Всё совершается в доме Простаковой.
Та же комната.
Входит Софья, ищет и не находит письма. Приговаривает «Да, где же оно? Да куда же оно подевалось?»
Входит Митрофанушка, поглаживая живот. Тяжело усаживается в кресло.
Митрофан:
- Твоё письмо у мамы.
Софья:
- А зачем брать чужие письма?
Митрофан:
- Маменька моя здесь хозяйка. Что хочет, то и берёт.
Софья:
- Она его читала?
Митрофан:
- Само собой!
Софья:
- Вот я глупая. Сейчас от неё что угодно можно ожидать. Пойду, предупрежу дяденьку. А ты сиди тихо. Не включай музыку. Дяденька с дороги отдыхает.
Митрофан (примиряющим тоном):
- Да ладно. Сонь, чо мне трудно что ли. Я и сам хочу подремать после обеда.
Софья:
- Подремли, подремли, братец. (С иронией)
Софья уходит.
Митрофан:
- А я полежу, помечтаю, как буду Софьины денежки тратить! А главное – в школу уже ходить не буду. Не хочу учиться, а хочу жениться! Это чистая правда! (Полулежит в кресле с мечтательным выражением лица, потом начинает из ваз на столе есть конфеты, печенье, фрукты.)

Сцена 2

В комнату входит через некоторое время г-жа Простакова
Г-жа Простакова:
- Ну, всё, всё будет в наших руках. Какая эта гадалка хитрая, умная. Какой мы с ней план
обмозговали, лучше не придумаешь!
Митрофан:
- Ну, и что будем делать? (А сам продолжает жевать)
Г-жа Простакова:
- Нужно, чтобы Софьин дяденька застал вас с Софьей целующимися. Он подумает, что всё, тянуть нельзя. Если даже она будет отнекиваться, я знаю, что сказать. Я скажу, что это не первый поцелуй, но, мол, дети стесняются. И что молодым надо помогать. Тем более что лучше пары просто не бывает.
Я вот ещё папу твоего подготовлю, чтобы он поговорил по - мужски с дяденькой. Тут ещё вот какой расчёт – мужчины мало что понимают в отношениях, заморачиваться на эту тему не любят. Всё в этом вопросе в руках женщин.
Митрофан:
- И всё-таки я не представляю, как это она захочет меня поцеловать?
Г-жа Простакова:
- Ты сейчас притворишься, что тебе плохо, что ты чуть ли не умираешь. А я так обо всём расскажу, что Софья тебя, как больного или умирающего, поцелует. Давай прорепетируем. Да перестань есть!
Митрофан: Не могу я перестать есть, когда еду вижу.
Г-жа Простакова:
- Ничего ради миллиона можно пять минут и потерпеть. Ну-ка, как ты будешь изображать обморок.
(Отодвигает от него вазы, а Митрофан тянется за ними. Тогда мать бьёт его по руке.
Митрофан закатывает глаза, откидывает голову, вытягивает ноги так, что чуть не роняет мать).
Г-жа Простакова:
- ОЙ,ой,ой. Осторожно. Почти хорошо. Только губы вытри, жирные почему-то. Ты мой талантище!
Ну, всё, пойду приготовлю мужа, чтобы он обработал дядюшку и привёл его вовремя., да и Софьюшку приведу! Ну, будь готов.
Митрофан - Всегда готов!(Приставляет руку к голове, наподобие военного приветствия).
Простакова уходит.

Сцена 3

Митрофан притворяется больным. Но пока нет матери, успевает засунуть в рот печенье или кусок булки, жуёт с закрытыми глазами.
Потом говорит:
- Ну вот лежу, как дурак, и жду поцелуя. Хотя, если это получится, какая у меня будет жизнь! Лучше, чем сейчас! (Слышит шум).Кажется, кто –то идёт!
Слышатся причитания Простаковой, которые приближаются и, наконец, она входит, ведя за руку Софью.
Г-жа Простакова:
- Ой, Софьюшка! Это так внезапно произошло. Умирает мой Митрофанушка. Я вызвала скорую, сейчас придёт. (Дальше говорит, громко причитая.) Как же я, бе-е-едная, буду без него-о-о жи-и-ить? Смотри, не ест, не пьёт, Глаза открыть не может, говорить не может.
Софья:
- И что это с ним сделалось? Переел, наверное. Помните, когда пять или шесть подовых пирогов съел и протосковал до самого утра. Ещё рассказывал, что всю ночь какая-то дрянь в глаза лезла «То ты, матушка, то батюшка».
Из-за двери слышится голос Простакова:
- Вот сюда, дядюшка, проходите. Тут у нас гостиная. (Нарочито говорит громко, чтобы было слышно в комнате).

Г-жа Простакова:
- Ах, Софьюшка, поцелуй его последний раз. Он умирает, умирает. (Видя, что Софья медлит, сама закатывает глаза…)О, и я сейчас умру рядом с ним. Сы-ы-ыночка мо-о-ой! (Рыдает и падает без чувств. Рядом с Митрофаном. (А дальше слабым голосом) Да, поцелуй же его, Софьюшка!
Софья:
- Да что это такое! Сама – в обморок! Ну раз вам кажется, что это его оживит, пожалуйста. Наклоняется и целует Митрофана в лоб или щёку.
(В комнату входят Простаков и дядюшка Стародумов)Простаков что-то негромко поясняет ему.
Простакова вскакивает:
- Вот так, дядюшка, Софьюшка любит Митрофанушку! Надо их поженить. И миллион отдать.
Простаков, как эхо повторяет за женой:
- Надо поженить! Миллион отдать.
Стародумов:
- А что разве речь уже и о свадьбе?
Софья:
- Я поняла, дядюшка. Они всё подстроили. Это г-же Простаковой хочется сына - недоросля пристроить. А мне рано замуж. Учиться пойду.
Стародум:
- Вот хорошее вложение капитала. Я согласен с тобой. И о тебе, дружок, я наслышан. Весь город над прилагательным «дверь» смеётся. А Вы, мамаша, к чему сына готовите в жизни?
Врывается Скотинин:
- Ну, что уже и сговор. Уже и сватовство? Дядюшка, вы подумайте, лучше меня жениха для Софьи здесь нет! А у Ваших ворот, сестрица, полиция стоит: говорят, что Вы налогов не платите, арестуют вас!
Простакова:
- Ах, боже мой, боже мой! Что ж это ничего не получается с моей-то хитростью. Мир перевернулся что ли?
Стародум:
- Ваш мир перевернулся, а наш, как стоял, так и стоять будет. Пойдём, Софьюшка, я увожу тебя из этого гнезда. Славно, что таких по России немного!
(Уводит Софью)
Митрофан бросается на мать с кулаками:
А ты, дура, меня без ничего оставила. Образования нет. Женить – не женила. И денег лишила последних. Даже я, Митрофан Простаков, понял, что не на том жизнь держится, о чём ты говорила. Нет! Она держится совсем на другом!9Поднимает указательный палец)

Митрофан в центре сцены, вокруг растерянные другие герои.
Занавес

Заключительная сцена

В коридоре школы
Несколько детей и дежурный в коридоре. Входит корреспондент.

Корреспондент: Не дадите ли вы мне интервью.
Дежурный: Пожалуйста.
Корреспондент: Как дела у вас в школе. Что нового произошло за последнее время?
Дежурный: О, у нас куча перемен. Во - первых, Митрофана взяли в отряд для трудных подростков.
К.:
- Неужели взяли. И чем он там будет заниматься?
Д.:
- Говорят, учиться и работать физически. Такая система перевоспитания.
К.:
- А вы верите, что его можно перевоспитать?
Д:
- Конечно, можно. Тем более, что мамы рядом нет. Она потеряла свой бизнес и ищет работу.
К.:
- Вот какие изменения произошли в школе! Замечательно. Но я знаю, что это ещё не всё. Вон, видите, идёт новый директор. (Идёт зам директора). Уж этот не пойдёт на поводу у спонсоров.

Не хочу учиться, а хочу жениться — ставшая символом спесивости, лени и капризности реплика Митрофанушки — героя комедии русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина (1745 — 1792) «Недоросль»

«Недоросль», действие 3, явление 7

Г-жа Простакова . Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан . Ну! А там что?

Г-жа Простакова . А там и женисся.

Митрофан . Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сего дни ж быть сговору.

Г-жа Простакова . Придет час воли божией!

Митрофан . Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться . Ты ж меня взманила, пеняй на себя

    Имя Митрофанушки стало синонимом тинейджера-лентяя и балбеса

Д. И. Фонвизин (1745 — 1792)

На самом деле фамилия автора «Недоросля» von Wiesen. Фонвизиным он стал благодаря филологу и литературоведу XIX века Тихомирову, обозначевшему его так для удобства русских читателей. Денис Иванович происходил из семьи обрусевших немцев, перебравшихся в Россиию ещё при Иване Грозном. Учился в Московской дворянской гимназии при университете, затем два года был его студентом. Служил в иностранной коллегии переводчиком. Видимо. имея большой досуг, переводил и литературные произведения: датского баснописца Гольберга, Вольтера, аббата Террасона, французских поэтов и драматургов, Овидия. Отслужив в министерстве иностранных дел, Фонвизин получил место секретаря графа Никиты Ивановича Панина, который в свою очередь был воспитателем наследника престола Павла. В 1777-1778 годах Фонвизин жил во Франции. В русскую литературу он вошел комедиями «Бригадир» и «Недоросль». Фонвизин по существу был одним из первых русских писателей-реалистов, непосредственным предшественником Грибоедова, Пушкина, Гоголя.

«Недоросль»

Премьера комедии состоялась в 1782 году, опубликована была в 1783-м. В ней Фонвизин остро критикует современные ему помещичьи нравы, крепостное право. Даже фамилии действующих лиц говорят сами за себя: Скотинин, Стародум, Простакова, Правдин. Мнение о комедии Д. Писарева: «… Фонвизин стремился к обобщению, типизации действительности. В отрицательных образах комедии ему это блестяще удалось… Положительным персонажам «Недоросля» явно недостает художественной и жизнеподобной убедительности… Созданные им образы не облеклись живой человеческой плотью и, действительно, являются своего рода рупорами для «голоса», «понятий» и «образа мыслей» как самого Фонвизина, так и лучших представителей его времени».

Эту фразу мы знаем с детства, а откуда она, многие уже хорошенько подзабыли.Давненько не освежали мы в памяти бессмертное произведение Фонвизина "Недоросль", которое с таким интересом читали и изучали еще в школе. Современным детишкам - школьникам повезло - оперетта-водевиль А. Журбина по пьесе Д. Фонвизина "Недоросль" поставлена и идёт в Московском Государственном музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва. И как мастерски и с огоньком поставлена!

Немного о создании пьесы написано в . Сюжет же намного превосходит авторский замысел. В спектакле показано, как граф Правдин (Олег Зимин), помощник Екатерины II (Засл.артистка Анна Альт), российской императрицы, читает ей произведение некоего сочинителя, Дениса Ивановича Фонвизина - комедию "Недоросль".

На фоне беззаботно пляшущих с птичками крестьянок, патриархальных видов деревенского быта, всё на первый взгляд вполне себе достойно. Но постепенно происходит понимание бесправия и полной зависимости людей от прихоти их владелицы, помещицы Простаковой. Автор подверг осуждению в комедийной высмеивающей форме традиционное дворянское воспитание, проявления «злонравия», «дикости» провинциального дворянства.

Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан - «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья - «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Под воздействием чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей нынешние школьники находились во время спектакля в оцепенении. Некоторые были очень поражены, все безотрывно следили за действием. В зале были курсанты военного училища в красивой форме, как девочки, так и мальчики. Благодаря живости музыкального диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды») действие перекликалось с современностью. Имена Митрофанушки (Сергей Каныгин) и Простаковой (Ирина Химина) давно стали нарицательными. Многие пороки (лень, жадность, злобность) и сейчас стараются искоренить.

Однако, никто не ожидал, что забитый, не имеющий права голоса, муж помещицы, Простаков (Евгений Башлыков) в конце пьесы исполнит целую арию с признанием в любви к супруге и пропоет, как она была хороша и мила в юности. Вот откуда берутся злобные стервы!

Все персонажи были понятными, прекрасными танцорами и певцами. Учителя Митрофанушки, Цыфиркин (Юрий Красов) и Кутейкин (Наталья Кармелюк), а также бесподобный Вральман (Григорий Захарьев) доставили много удовольствия и смеха своим видом, игрой. Особенно парочка Вральман и Еремеевна(Засл.артистка России Наталья Замниборщ), нянька Митрофанушки со своей как бы любовной историей заставили посмеяться от души не только школьников, но всех до одного взрослых в зале. Вральман выделывал такие коленца в задорном сумасшедшем танце с Еремеевной, что хотелось тоже пуститься в пляс.

Колоритной личностью, даже более симпатичной, чем отвратительной оказался Скотинин (Сергей Рязанов), такой он был обаятельный, что к нему я прониклась симпатией, несмотря на отрицательность его роли. Его любовь к свиньям
воплотилась в веселый танец, над которым мы тоже от души повеселились.

В танце участвовали все актеры - крестьяне Простаковых, среди которых был и Тришка, пошивший Митрофанушке прекрасный кафтан, который тут же злобная помещица объявила негодным и Тришку наказали. О костюмах надо сказать отдельно - таких великолепных платьев в народном стиле, сделанных из восхитительного материала, очень похожего на домотканый лён, я не видела ни в одном театре. А эти льняные волосы героев комедии, косы до пола девушек и буйные бороды мужчин - просто восторг. Такая находка и мастерство костюмеров и художников по костюмам! Льняные стёганые сарафаны и смоделированные из различных тканей рубахи и камзолы были чудесны.

Еще очень понравились музыкальные партии героев комедии. Все слова были понятны, голоса подобраны с большим вкусом. Несмотря на то, что в первом отделении пели без микрофонов под аккомпанемент фортепиано (что-то случилось со звуком), было слышно и понятно каждое слово. Особенно мне понравились женские голоса всех актрис - начиная с императрицы и всех-всех-всех, включая Еремеевну, которая была просто великолепна.

Прекрасные голоса молодой влюбленной пары Милона (Константин Скрипалёв) и Софьи (Жанна Андреева), которая заливалась соловьём, заставили меня прослезиться, когда они исполняли свой лирический дуэт. Комедия заблистала новыми оттенками в руках коллектива театра. Во втором отделении включился оркестр, доставивший своей игрой большое удовольствие. Особенно мне понравились духовые с их бархатным, мягким звуком.

Конечно, во времена Фонвизина не могли и мечтать о такой оперетте, которую подарил нам Театр под руководством Геннадия Чихачёва, иначе бы не посмели запретить такую роскошную вещь. Постановка тогда была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина - К. И. Гамбуров, Цыфиркина - А. М. Крутицкий, Скотинина - С. Е. Рахманов.


Иван Афанасьевич Дмитревский (1734–1821), актер, драматург, переводчик, в роли Стародума в спектакле «Недоросль». Портрет работы неизвестного художника. 1780-е годы /

О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса. Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок. В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам.

Вскоре Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. Она надолго запретила к постановке произведения автора.

О предстоящей премьере я узнала в сообществе