Открытое занятие вокалу в доп образовании. Конспект занятия по эстрадному вокалу
Комплексные конспекты
Конспект открытого занятия по развитию
певческих навыков на тему «Сочетание интонационной
выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»
для детей подготовительной к школе группы
Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.
Задачи:
- Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
- Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
- Воспитывать у детей интерес к пению.
Методическое обеспечение:
Дидактические средства: сшитый из ткани нотный стан, нотки-бусинки разного цвета (7 штук) , коробочка с кусочками фольги.
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки П. Грейджера «Загородные сады».
Мотивация: музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь ему собрать рассыпавшиеся нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности) .
План занятия:
- Вход детей в зал. Музыкальное приветствие «Добрый день», музыка К. Андреаса.
- Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Ладошки» с музыкальным сопровождением.
- Артикуляционная гимнастика: «окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки» («Загородные сады», муз. П. Грейджер) .
- Вокально-интонационные упражнения: «паровоз» - вибрация губ, «мотор ревет» - «р»(до-ре-ми-фа-соль) . Упражнения транспонируются по полутонам вверх и вниз.
- Вокальная скороговорка «Тридцать три трубача трубят тревогу», муз. Т. Зебряк. Пение в разных темпах (Lento, Moderato, Allegro, Precto) .
- Песенка «Паучина», м. д. фольклор.
- Попевочка «Светлячок» д. ф.
- «Украл котик клубочек», р. н. к.
- Разучивание песни «До чего же грустно», муз. С. Соснина.
- Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!», муз. Е. Соколовой.
Методика проведения :
Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие «Добрый день», муз. К. Андреаса.
Музыкальный руководитель приглашает детей подойти к столу, на нем нотный стан с нотками-бусинками.
М. Р. : Ребята, посмотрите!
На волшебных ниточках
Бусинки висят.
Не простые бусинки –
Все они звучат.
Ожерелье славное –
Нотное оно.
Мной для вас припасено!
Из этих нот-бусинок складываются разные песенки. Вот эту Песенку я вам спою.
М. р. берет «ноты» - они падают на стол.
М. Р. : Ой! Бусинки рассыпались прямо на столе. .
И наверно музыки больше не звучать.
Помогите мне бусинки нотные собрать?!
Ответы детей.
М. Р. : Но чтобы нотки-бусинки «запели» надо выполнить определенные упражнения. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Вот ладошка, вот кулак.
Ты умеешь делать так?
Упражнение «Ладошки».
А сейчас, молчок, пусть попляшет язычок.
Артикуляционная гимнастика.
«Окошко», «обезьянки», «конфетка», «часы», «лошадки».
Вокально-интонационные упражнения.
Нас веселый паровозик в путешествие увозит.
«Паровоз» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит: «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р».
Звучит труба (фонограмма).
М. Р. : Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Lento.
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача»- в темпе Moderato.
Услышал тревогу и мотылек.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Allegro.
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Т. Зебряк «Тридцать три трубача» - в темпе Precto.
После исполнения скороговорки раздается звук.
М. Р. : Это одна бусинка хочет вернуться в свой домик.
М. р. прикрепляет одну бусинку на нотный стан.
М. Р. : А вот перед нами (по мелодии дети угадывают песенку) Паучок плетет свою паутину.
Песенка «Паучина» - пение с работой кистей рук (удар третьего пальца о пятый) в медленном темпе.
Звучит еще один звук – дети угадывают: «Сколько?».
Бусинка прикрепляется на нотный стан.
М. Р. : В кулачке моем спряталась загадка:
Огонек его не ярок, но в ночи он как подарок.
Станет капельку светлей этой ночью на земле.
Удивительный жучок – свет нам дарит. (светлячок) .
Давайте представим, как вспыхивают и гаснут светлячки в темноте.
М. Р. подбрасывает кусочки фольги вверх, они опускаются на пол.
М. Р. : Выберите себе светлячка и попросим его, чтобы он вновь зажег свой фонарик.
Пение песенки «Светлячок» д. ф. в разных тональностях.
Звучат два звука – дети угадывают.
Две бусинки возвращаются в домик.
М. Р. : Бусинка одна катилась да в клубочек превратилась.
В этой сказке хитрый кот. Кто нам песенку споет?
Работа над песенкой «Украл котик клубочек».
Звучит один звук. Прикрепляется еще одна бусинка.
М. Р. исполняет вступление к песне «До чего же грустно!» - дети угадывают.
Работа над песней «До чего же грустно!».
- Проговаривание текста в ритме музыки шепотом.
- С 17 такта - пропевание в медленном темпе.
- Работа над интонацией с 29 такта.
- Исполнение с самого начала.
Звучат два звука – дети отгадывают, бусинки прикрепляются на нотный стан.
М. Р. : И вот теперь получилась песня. Вот какая!
Звучат семь нот – это начало песни «Сказка, сказка, приходи!».
Исполнение песни «Сказка, сказка, приходи!» (с солистами) .
М. Р. : Вот и все бусинки вернулись домой.
Трудно нам без музыки петь и танцевать
Мы сложили бусинки в нотную тетрадь.
Снова чудной музыки рады все друзья
И терять те бусинки больше нам нельзя.
М. Р. : Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».
Дети дают оценку своей работе. Поют «До свидания!», выходят из зала.
К онспект первого занятия по вокалу
«Путешествие в город пения».
Цель: Введение детей в мир пения.
Задачи:
Обучающая: Познакомить с элементами программы «Зеркало».
Развивающая: Способствовать развитию музыкально–певческих навыков и формированию сценической культуры.
Воспитательная: Создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии.
Оборудование, дидактический материал :
музыкальная аппаратура,
видеоролик,
проектор,
бумажные сердечки,
карандаши,
коробка,
воздушные шарики.
Методическая литература:
Е.М.Пекерская "Вокальный букварь",
Дмитриев Л.Б. "Основы вокальной методики",
Скороговорки для развития дикции у вокалистов,
Эффективные распевки.
План музыкального занятия :
1. Организационный момент (знакомство с детьми)
2. Изучение новой темы.
3. Творческая часть.
4. Подведение итогов занятия.
Конспект занятия по вокалу
«Путешествие в город пения»
1. Организационный момент (2 мин.)
Педагог: Здравствуйте, друзья мои!
Ответ детей.
Педагог: Я очень рада вас видеть, но прежде, чем начать наше занятие давайте с вами познакомимся.
Проводится «Откроем сердце другу».
Каждый ребенок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Педагог идет с шляпой по кругу. Дети громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого педагог второй раз проходит по кругу. Теперь задача детей - достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
Педагог: Спасибо. Я вижу, после проведения игры у вас хорошее настроение. И я предлагаю вам отправится в интересное приключение под названием: «Путешествие в город Пения».
А чтобы ничего не омрачило наше занятие, хочу вам напомнить, что нужно:
быть вежливыми и аккуратными на занятии;
не включать и не трогать никакую аппаратуру самостоятельно.
в розетку не вставлять ручки, заколки, скрепки и прочие посторонние предметы.
не пользоваться электроприборами, если замечено повреждение провода.
2. Изучение новой темы (35 мин.)
Педагог: Теперь мы с вами готовы к «Путешествию в город пения». А хотите узнать, какой будет маршрут (ответы детей)?
Педагог: Тогда я вам предлагаю внимательно посмотреть небольшой ролик про путешествие.
Педагог: Ребята, вы посмотрели видеоролик. Согласны ли вы на такое путешествие (ответы детей).
Педагог: Я думаю, что везде, где мы с вами побываем, вы постараетесь чему-нибудь научиться. А как же мы туда доберёмся (ответы детей)?
Педагог:Очень хорошо у вас работает фантазия. Я вам предлагаю взять по шарику и представить, что летим мы на большом воздушном шаре. Полетели (звучит музыка, под которую дети отправляются в полёт)!
Педагог: Приземляемся на бульвар «Звуков», оставляем свои воздушные средства на стоянке и начинаем пешеходную прогулку через бульвар. Мы идем, и поём обо всём хорошем и видим, что перед нами вырастают старые . Поднимите, пожалуйста, руки вверх, пальчики раздвиньте. Покачались всем корпусом в разные стороны. Замечательно. А теперь продолжаем качаться и в это же время открываем широко рот и на букве «А» кряхтим, хрипим – это упражнение помогает расслабить связки в горлышке (дети изображают старые деревья на фоне звучащей музыки).
Педагог: А теперь ручки поставьте на пояс, в таком положении наклоняемся вперёд. Вдох делаем носом, а выдыхаем через рот, имитируем дыхание ветра (дети имитируют шум ветра на фоне звука ветра).
Педагог: Продолжаем держать руки на поясе, только теперь поворачиваем корпус влево, а теперь вправо. Губы делаем трубочкой и говорим букву «У».
Дети имитируют сову, звучит звуки напоминающие .
Педагог: А теперь мы с вами представим, что мы чайки и покричим, чередуя динамику громче – тише и наоборот (дети кричат как чайки на фоне музыки).
Педагог: И мы как чайки вылетаем из бульвара «Звуков» и перед нами вырастает район «Язычка». Я предлагаю вам удобно сесть на стульчики, закрыть глаза. Мы готовы к работе на занятии по вокалу. Сделайте глубокий вдох и выдох (дети повторяют это упражнение 2-3 раза). Откройте глаза, еще раз глубоко вдохните и выдохните. Начинаем зарядку не простую, а для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. Вы внимательно смотрите на меня и повторяете.
Начинаем (фоном звучит музыка):
поднимаем язычок до носа и опускаем до подбородка (растягивается нижняя часть язычка, и укрепляются мышцы нижней челюсти), каждое упражнение повторяем 10 раз
сворачиваем язычок в трубочку и делаем вдох через нос, а выдох осуществляем через язычковую трубочку (упражнение на твёрдость формы)
облизываем верхнюю и нижнюю губы по часовой, а затем против часовой стрелке (упражнение на подвижность язычка)
Педагог: Ребята у вас всё прекрасно получается. Продолжаем нашу работу и переходим к развитию и укреплению артикуляционного аппарата. И у меня к вам вопрос. Что это такое и для чего он нам нужен (ответ детей)?
Педагог: Совершенно верно вы ответили на мой вопрос. Мы переходим к следующему ряду упражнений:
верхнюю губку тянем вниз и возвращаем в исходное положение
нижнюю губку вытягиваем вперед, а затем прячем под верхнюю губку
вытягиваем губы вперед и делаем движения вверх-вниз, вправо-влево
вытянутыми губками делаем круговые движения в разные стороны
упражнение «Поцелуй»
растягиваем широко губы в улыбке так, чтобы были видны все зубы.
упражнение «Рыбка»
упражнение «Машинка»
Педагог: Мы с вами завершили зарядку на районе «Язычка» и продолжаем нашу прогулку на проспект «Скороговорок». А как вы думаете, чем же мы здесь будем заниматься (ответы детей)?
Педагог: Вы очень догадливы, мои маленькие друзья. Совершенно верно – проговаривать скороговорки. А кто знает, что это такое и для чего это нужно (ответы детей)?
Педагог: И на этот вопрос вы правильно ответили. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат.
Может кто-то из вас хочет самостоятельно проговорить скороговорки (ответы детей)?
Педагог: Замечательно. Одну из них мы возьмём в работу. Говорим в медленном темпе скороговорку «Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап». Сначала говорю я, а вы потом за мной повторяете (работаем над скороговоркой до тех пор, пока не получиться).
Педагог: Молодцы. А теперь давайте с вами начнём говорить очень тихо скороговорку, постепенно увеличивая звук, а в завершении скороговорки будем говорить очень громко. И потом сделаем наоборот.
Педагог: Отлично. Вам понравилось (ответы детей)?
Педагог: А скажите мне какое у вас настроение (ответы детей).
Педагог: Давайте улыбнёмся друг другу. Сначала я вам, потом вы друг другу. А потом вы все мне (дети улыбаются друг к другу и потом к педагогу).
Педагог: Какие же мы с вами молодцы. А перед нами открывается прекрасная улица «Распевания». Ребята, кто из вас знает, зачем нужны распевания или как их ещё называют вокальные разминки? А может совсем не обязательно распеваться на каждом занятии (ответы детей)?
Педагог: Правильно ребята. Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и уже поющие люди с улыбкой смотрят на мир и на других людей. Давай улыбнёмся с вами друг другу и продолжим наше занятие.
Начинаем с распевок-попевок:
Упражнение № 1
На одной ноте поём «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» (восходящее и нисходящее движение по хроматизму). Упражнение № 2
Поём по слогам «Я пою» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 3
По восходящему и нисходящему хроматическому движению поём песенку «Едет, едет паровоз».
Упражнение № 4
Поём по слогам «Мы идём» по звукам T53 при нисходящем движении.
Упражнение № 5
Поем «Вот иду я вверх, вот иду я вниз» (дети поют все вместе, потом разделяются на две команды».
Упражнение № 6
До-ре-до; до-ре-ми-ре-до; до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до. Распевка поётся вверх по хроматизму.
Упражнение № 7
Поём попевочку «Горошина» вверх по хроматизму.
Упражнение № 8
По звукам T53 при восходящим движении поём да-дэ-ди-до-ду; бра-брэ-бри-бро-бру; за-зэ-зи-зо-зу.
Педагог: Напомните мне, с чего начался наш маршрут (ответы детей)?
Педагог: Правильно. И мы с вами не заметили, как оказались на площади «Песен». И сегодня здесь праздник новой песни, давайте в нём поучаствуем и выучим новую песню. Чтобы приступить к её разучиванию, я предлагаю вам её послушать. Дети с педагогом слушают, а потом переходят к разучиванию песни «Шарики воздушные».
3. Творческая часть (6 мин.)
Педагог: Я предлагаю вам выступить с новой песней на площади им. Артистов. Кто из вас желает объявить название песни (ответы детей)?
Педагог: Хорошо. А теперь исполняем песню под фонограмму. Помните, что песня должна быть исполнена эмоционально, с движениями. Ведь вы выступаете как настоящие артисты перед зрителями!
4. Подведение итогов занятия (2 мин.)
Педагог: Спасибо вам мои маленькие певцы, вы выступили очень хорошо. Вам понравилось в городе Пения. А кто напомнит, какой был маршрут (ответы детей)?
Педагог: Я очень вами горжусь ребята. Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, и вам было интересно на занятии. Если это действительно так, то давайте ещё раз улыбнёмся друг другу. Я думаю, что не раз еще заглянете на бульвар «Звуков», район «Язычка», проспект «Скороговорок», улицу «Распевания», будете мурлыкать выученную сегодня песню. А может кто-то из вас станет постоянным жителем города «Пения». И мы его увидим на концертной площадке парка им. Артистов.
А теперь мы отправляемся домой на своих маленьких воздушных шариках (звучит музыка).
Педагог: Спасибо ребята.
На этом занятие по вокалу «Путешествие в город пения» завершается.
СВЕТЛАНА ТАНКЛАЕВА
Конспект открытого занятия по вокалу «Введение в образовательную программу» для детей 6–7 лет
Составитель :
Танклаева Светлана Таймуразовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом творчества» г. о. г. Выкса
Количество детей : 7
Аннотация на образовательную программу , в рамках которой проводится открытое занятие «» .
Данное занятие проводится согласно учебно-тематическому плану дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности «Мелодии детства» (далее – Программа ) . Программа , рассчитана на 3 года обучения. Участники программы дети в возрасте от 7 до 17 лет, занятия организуются в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Обучение по Программе приобщает учащихся к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей , активный вид музыкальной деятельности. В основу обучения положена постановка голоса, включающая в себя :
Тренировку дыхательной системы с помощью специальной гимнастики :А. Н. Стрельниковой;
Артикуляционную гимнастику по методики В. В. Емельянова,
Дыхательные упражнения по методике Б. С. Толкачева.
Активизация дикции – комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;разогревание голосовых связок округление вокального звука и владение им , а также озвучивание природных резонаторов;интонационно - фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.
Тема занятия : «Введение в образовательную программу »
Описание занятия и практическая значимость :
Используются элементыздоровьесберегающих технологий;
Предлагаемый на занятиях комплекс упражнений универсален, его можно применять как в вокальных детских коллективах , так и в дошкольных образовательных учреждениях в целях музыкального развития детей и профилактики заболеваний органов дыхания.
Предлагаемый конспект демонстрирует пример проведения первого занятия по вокалу для детей 7 лет . Он может быть полезен учителям музыки, руководителям вокальных студий , педагогам дополнительного образования .
Количество учащихся : 7 человек
Цель :знакомство с Программой объединения посредствомвокальныхупражнений .
Задачи :
Познакомить учащихся с упражнениями на дыхание, развитие звуковысотного слуха, развитие артикуляционного аппарата;
Развивать музыкальное восприятие, памятьчерез игровые приемы;
Сформировать на мотивацию через игровые приемы
Обучить фокусированию звука в резонаторы;
Обучить правильному вокальному дыханию
Методы и приемы, используемые на занятии :
по источнику знаний :
Наглядные – личностный показ;
Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;
Практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технологии : развивающего обучения, здоровьесбережения;
Форма организации учебного занятия :игра-путешествие.
Приемы : диалог, сообщение информации, игра.
Форма организации занятия : индивидуальная, групповая
Средства обучения :
Наглядные пособия : карточки для игры «Музыкальный словарь» , слайды с текстом скороговорки, с текстом песни «Дорога добра » , с портретами композитора Марка Минкова и поэта Юрия Энтина, цветик-семицветик из бумаги с открепляющимися лепестками .
Оборудование : фортепиано, стулья, мультимедийное оборудование, ноутбук (компьютер) .
План занятия :
1. Вводная, организационная часть (3 мин) :
Приветствие;
Постановка цели занятия .
2. Основная часть (15 мин) :
введение образовательного материала ;
Обобщение. Систематизация и закрепление материала.
3. Заключительная часть (2 мин) :
Подведение итогов занятия .
Этапы занятия Ход занятия
Организационный Педагог :Здравствуйте, друзья! Я приглашаю Вас побывать в чудесной стране «Королевство Пения?»
Ответы детей .
Педагог :Для того чтобы отправиться в страну «Королевство пения» , нам надо познакомиться. А поможет нам в этом песня (Педагог поет свое имя, ребенок свое) .
Педагог :Молодцы, вы прекрасно справились,ребята, а на чем мы отправимся в страну «Королевство Пения» ? (ответы детей )
Педагог : Для волшебного путешествия нужны иволшебные помощники – это сказочный экран, и необыкновенный поезд. Сказочный экран у нас есть, необыкновенный поезд мы с вами создадим сами – Я буду паровозом, а Вы будете вагонами . Давайте сейчас построимся, возьмемся за руки и попробуем погудеть как настоящий поезд.
Игра «2 поезда»
Цель игры : развитие звуковысотного слуха.
Результат : развитие легких, умение различать высоту звука.
Встретились 2 поезда - большой и маленький.
Большой говорит :"У!" (очень низко) .
Маленький тоже умеет разговаривать :"У!"(очень высоко) .
Большой приветствует маленького : "У-У-У!"(3 раза коротко, низко,
Маленький тоже приветствует большого :"У-У-У"(3 раза коротко,высоко) . Большой удивляется,почему он такой маленький?"УУУ" (делаем глиссандо (почти до визга, а на самом верху открываем широко рот , получается "УУУУУА").
"Не маленький я!"- обиделся маленький!"УУУ"портаменте!тот же принцип,что и с глиссандо, внизу открываем рот .
Педагог : Молодцы, у вас отлично получается!
Педагог одевает фуражку железнодорожника, берет флажок и свисток. Дети изображают поезд .
Педагог :- Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей, я буду петь песенку, а вы попробуете запомнить не сложные слова и петь вместе со мной.
Итак, приготовились. Поехали…
песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Педагог :Ребята, нашим путеводителем по «Королевству Пения» будет цветик-семицветик. Вот он! (на экране появляется цветик - семицветикбез лепестков)
Педагог :Но почему он без лепестков-помощников? Без них песенка не сложится…Случилась беда - Королева Молчунья похитила поющие лепестки.
И наверно музыке больше не звучать. Помогите лепестки - помощники собрать !
Но Королева Молчунья их просто так не отдаст. Она будет задавать нам определенные задания. А задания мы будем получать на каждой станции. Только тогда Королева-Молчунья вернет их нам. Вы готовы их выполнить?
Ответы детей
Педагог :Ну, а для того, чтобы не устать за время путешествия, нам нужно размять свои плечи.
Выполняем упражнение «Пиджачок» . («Надеваем пиджачок» – плечи проводим вперёд, и «снимаем пиджачок» – плечи проводим назад) повтор 2 р.
Теперь спинки у нас прямые и мы готовы к путешествию.
Давайте скорее сядем в поезд и найдем их!
Итак, приготовились. Поехали…
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается. На экране Надпись «Дыхание»
Педагог :Вероятно, для того, чтобы вернуть первого помощника, надо научиться правильно дышать. В этом нам поможет дыхательная гимнастика. Итак, Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнение : Надувала кошка шар (собачка, комар)
Вот идет сердитый ёж (Дети вместе с Педагог : Ф ф…ф….ф (нужно обхватив руками грудь)
Педагог :Где же носик не поймёшь (свернувшийся в клубок ёжик)
Дети : ф. ф. ф. ф…. ф. ф. ф. ф. ф
Педагог :Вот веселая пчела зззззззззз (кружат головой следя за пчелой поднимаются)
Высоко летит она (Дети вместе с Педагог :ззззззззззззззззззз (звук помогает при болезненных ощущениях в горле)
Села к нам на локоток зззззззззззззззззззззз
Полетела на носок зззззззззззззз
Пчелку ослик испугал (Дети вместе сПедагог : иаиаиаиа (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал иаиаиаиа
Гуси по небу летят, гуси ослику гудят (Дети вместе с Педагог :Гу –у-у-у, гу-у-у-у-у (Медленно идут, руки крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком) .
Дыхание»
Педагог :Ребята! Вот мы и познакомились с первым лепестком цветика –семицветика. Мы с ним еще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.
Нас веселый поезд в путешествие увозит.
«поезд» - вибрация губ.
Словно пес мотор рычит : «Остановка» - говорит.
«Мотор рычит» - вибрация звука «Р» .
Поезд останавливается.
На экране
Надпись «Дикция,артикуляция»
Упражнение «Скороговорки»
Проговаривание скороговорки , начать в медленном темпе, далее продолжать с ускорением.
«Мы перебегали берега»
«От топота копыт пыль по полю летит» на глухие согласные;
«На мели лениво лосося ловили» - на работу кончика языка. Проговариваются по 2 раза на одном дыхании.
Цель использования : развитие артикуляционного аппарата.
Результат : отчетливая дикция.
Звучит труба (фонограмма) .
Педагог :
Трубачи трубят тревогу – все скорее на подмогу.
Мы по берегам гуляли, черепаху повстречали
Медленно, не зная страха, поет нам черепаха.
«Мы перебегали берега» - протяжно
Чуть быстрее – жучок, жучок-паучок.
Мы перебегали берега - сдержанно
Услышал тревогу и мотылек.
Мы перебегали берега» - скоро,ускоряя
Самый торопливый – муравей, еще быстрей.
Мы перебегали берега» - быстро
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Дикция,артикуляция»
Педагог :Вот к нам вернулся и второй Лепесток цветика-семицветика. У вас все получается,мои друзья!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Распевание»
Педагог :Распевание - очень важный этап работы певца в Королевстве Пения. Надо разогреть голос,подготовить наши горлышки к пению. Для этого мы выполним несколько упражнений. И, возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными и смешными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса. К тому же, они помогут нам вернуть следующего помощника!
3. Основной этап
Рассказ Упражнение
Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так. Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко) .
Лошадка жила со своей мамой - доброй и красивой Лошадью. Ходила она так. Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко) .
И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки. Поочередно высоко – низко, быстро – медленно «щелкать» языком.
Но однажды подул сильный ветер. Активный долгий вдох через рот 4 раза.
Лошадка подошла к своей маме и спросила : «Можно мне погулять?» От нижнего звука «у» до верхнего «о» . «У» - «о» ?
«Да куда же ты пойдешь? – ответила мама, - на улице сильный ветер» . От верхнего «о» к нижнему «у» . «О» - «у» ?
Но Лошадка не послушалась и побежала «Щелкать» высоко.
Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть» , - подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать. Вдох через нос – легкий, бесшумный, выдох – через рот со звуком «а» медленно 4 раза.
Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А Лошадка поскакала дальше. «Щелкать» высоко.
Вдруг Лошадка услыхала странный звук. Долгий звук «ш – ш – ш» .
«Подойду-ка я поближе» , - решила Лошадка. «Щелкать» высоко.
Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку. Звук «ш» короткий по 4 раза.
Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик. Звук «ф» по 4 раза.
Застрекотал кузнечик. Звук «ц» по 4 раза.
Пролетел жук. Звук «ж» продолжительный.
За ним комар. Звук «з» продолжительный.
А ветер дул все сильнее и сильнее. Продолжительный выдох.
Лошадка замерзла. Звук «брр» 4 раза.
И побежала домой. «Щелкать» высоко.
Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама . «Щелкать» низко медленно.
Она стала согревать Лошадку. Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза .
Упражнение : №1 Ммм… (зевок)
Упр. №2 И-Э-А-О-У (с наклоном)
Упр. №3 МИ-МЭ-МА-МО-МУ
Упр. №4 Трель губами…
Упр. №5 7 «Вот иду я вверх
Упр. №6 Я пою, хорошо пою.
Педагог :
А сейчас я вас познакомлю с замечательной песней из телефильма «Приключения маленького мука» . Музыку к этой песне написал современный композитор Марк Минков, а слова - поэт Юрий Энтин. Название песни я называть не буду, я думаю, вы мне его скажете сами, после прослушивания песни.
Педагог :Исполнение песни «Дорога добра »
Педагог :
Как бы вы назвали песню?
Что такое добро?
Дети отвечают.
Педагог :
Да, это всё самое хорошее, что происходит в нашей жизни. Например : солнце, весна, улыбка, мама, папа. Добро - это когда люди помогают друг другу.
Педагог :
Добрый человек - это тот, кто :
Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Любит природу и бережет ее.
Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее.
Стихотворение :
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.
Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.
Разучивание мелодии 1 куплета
Педагог : Молодцы! Вот мы выучили мелодию песни, слова. Но чтобы слушателям понравилось наше исполнение, петь нужно очень выразительно.
Давайте проанализируем, какое настроение в музыке песни? Каким звуком нужно петь?
Дети отвечают.
Педагог :Давайте поиграем в игру «Подбери слова» .
Мы разделимся на 2 группы. Каждой группе я выдам карточку со словом, которое описывает характер звучания музыки. Например : торжественно или нежно…
Ваша задача, по одному участнику команды подойти к столу и выбрать карточку со словом подходящим по значению к слову вашей группы. Например
к слову, описывающему Торжественную музыку подходят слова :
1. величественно
2. грандиозно
3. победно и т. д.
к слову, описывающему нежную музыку подходят слова :
1. трогательно
3. ласково и т. д.
После того как вернутся первые игроки, в игру вступают вторые и так далее.
Время для игры 3 минуты.
Игра «Подбери слова»
Подведение итогов игры.
Давайте подберем слова подходящие к нашей песне (благородно, серьёзно, доброжелательно и светло)
Исполнение песни(1.2.) (1.3.) (3.2.) (3.1.)
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Распевание»
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
Прежде всего каждый певец должен беречь свой голос :
Не кричать
Не злиться
А ещё есть особые правила для певцов.
Например, нельзя кушать надо за 2 часа до занятия пением .
Повторить правила пения (спросить детей )
Если хочешь сидя петь
Не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Гигиена голоса»
Ура! Совсем скоро все помощникипоющего Цветика-семицветика будут собраны и зазвучит песня ! Продолжаем наше путешествие!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Поезд останавливается
На экране
Надпись «Ритмика»
Игра : «Ритмическое эхо» .
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение : вводится притоп ногой, обеими ногами.
Раз, два, три, повтори! Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, шлепками, щелчками и т. Д
Да дэ ди до ду
Шлепки по коленям
Звучит сигнал, на экране появляется Лепесток с надписью «Ритмика»
Ребята, мы выполнили уже 6 заданий Королевы Молчуньи, осталось последнее. Не устали? Тогда вперед!
Дети вместе с педагогом начинают движение по аудитории. Звучит музыка, педагог поет песенку :
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья. Поезд останавливается
На экране
Надпись «Сцена» «Микрофон»
Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одно из самых главных мест страны «Королевство Пения» - «СЦЕНА» . Все кто попадает сюда, становятся настоящими артистами. И верным другом им становится Микрофон. Как со всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно . Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать в середину микрофона.
На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное обращение с микрофоном .
Педагог :Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами. Если мы с вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление маленьких артистов.
Педагог раздает всем детям микрофоны. Звучит музыка. Дети, вместе с педагогом исполняют песню «Мы едем, едем, едем в далекие края» .
Звучит сигнал, на экране появляется Цветик-семицветик
Педагог :Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в стране «Королевство Пения» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным творчеством , вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше. Понравились ли вам наши приключения?
Ответы детей
Педагог :А вы знаете, мы так понравились Королеве Молчунье, что она нам передала подарок.
Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается . Звучит волшебная музыка.
Педагог :В этой шкатулке Лепестки, которые мы искали! Возьмите из шкатулочки Лепесток такого цвета, какого цвета у вас настроение на нашем занятии и прикрепите на цветик-семицветик. Если ваше настроение веселое, пусть эти лепестки будут красного или желтого цвета, а если ваше настроение грустное, то пусть эти лепестки будут синего или зеленого цвета.
Дети берут лепестки и прикрепляют на цветик-семицветик
Педагог :Посмотрите, вот какой путеводитель Цветик-семицветик у нас получился. Да, от общения с музыкой и мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее. Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом новой песни.
домашнее задание : - К следующему уроку проработай так же 2 куплет, а первый выучи наизусть.
Вы были замечательными попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну «Королевство Пения» . Я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Спасибо вам большое. До новых встреч, друзья!
Список используемой литературы :
1. В. В. Емельянов. «Фонопедический метод развития голоса» .
2. О. В. Кацер. «Игровая методика обучения детей пению » .
МБУ ДО «Дом детского творчества №4»
Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ
Певческая установка. «Волшебные правила пения»
Разработчик:
Арышева Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования,
вокально-эстрадная студия «Орфей»
г. Новокузнецк
Направленность: художественная.
Тема занятия: Певческая установка. «Волшебные правила пения».
Цель: Формирование представлений о понятии «Певческая установка» и практическое применение на занятиях вокалом.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «Певческая установка».
Познакомить с правилами певческой установки.
Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:
Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.
Воспитывать интерес к вокальному искусству.
Форма проведения: занятие-репетиция.
Оборудование занятия:
Фортепиано;
Музыкальная аппаратура;
Наглядные пособия;
Сборник нот;
Фонограммы.
Способ организации деятельности учащихся: групповой.
Ход занятия
Организационный момент, введение в тему:
Музыкальное приветствие.
(Педагог поёт: «Здравствуйте, ребята!», дети поют: «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»)
Педагог: Сегодня мы займемся очень важным делом - познакомимся с «волшебными правилами пения», без которых нельзя обойтись. Если вы будете их соблюдать, то обязательно научитесь красиво петь. Но сначала я расскажу вам о певческой установке. Ребята, как вы думаете, что это такое?
Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.
Педагог: Правильно.
Основная часть
Певческая установка - это правильное положение корпуса (туловища) при пении. Чтобы голос звучал свободно и легко, ему ничего не должно мешать: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать). От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно.
Правильная певческая установка это и есть «волшебные правила пения», и этих правил много. Давайте посчитаем сколько их. Я буду их называть, а вы считайте (педагог показывает наглядное пособие, на котором изображено правильное положение при пении стоя и сидя).
1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.
2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.
3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.
4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.
5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.
7. Широко, вертикально открывать рот.
8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Сколько насчитали правил?
Дети: 8 правил
Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?
Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.
Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.
Распевка про сову:
Сова на дереве сидела,
И песню свою пела У-У-У,
Что за странные слова,
Это ухает сова!
Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?
Дети: да!
Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.
Вокально-хоровая работа над песней «Далеко от мамы», разучивание второго куплета.
3. Итог занятия. Рефлексия
Педагог : Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?
Дети : Мы познакомились с волшебными правилами пения.
Педагог : Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?
Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).
(Педагог поёт: «До свидания!», дети поют: «До свидания!»).
Используемые Интернет-ресурсы:
http://vocalmuzshcola.ru-ресурсы:
Используемая литература:
М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.