Мастер и маргарита тема любви аргументы. Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку (по роману М.А

Общее вступление по направлению «Искусство и ремесло».

Тема искусства и мастерства всегда волновала М.А. Булгакова , а в романе «Мастер и Маргарита» – это одна из центральных, ключевых тем. Какими должны быть произведения искусства (любых жанров, в данном случае — литературы)? В чём ценность того или иного творения? Как отличить искусство от обычного ремесла? Над этими вопросами размышляет автор. Попытаемся понять, что именно ценит писатель в творчестве. Каким, по его мнению, должен быть деятель литературы?

В романе показано несколько героев, занимающихся литературной деятельностью. Среди них – литератор, председатель МАССОЛИТа (вымышленной писателем организации), редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз. Фамилия героя ассоциируется с другой – фамилией известного композитора 19 века – Г. Берлиоза. Однако герой словно противопоставлен своему однофамильцу, так как никакого таланта у него нет. Он занимает высокий пост в литературных кругах, один из героев так и называет его – «генерал» в мире литературы. Берлиоз, хотя и начитанный человек, часто демонстрирующий свою эрудицию, приводящий в свое речи примеры из истории, далёк от понимания истинности искусства. Можно предположить, каков уровень журнала, редактором которого является герой. Он прекрасно пользуется всеми привилегиями, которые ему положены по должности: имеет элитную дачу в литературном посёлке, обедает в престижном ресторане на Грибоедова. Это типичный бюрократ, не дающей возможности продвинуться в литературе истинному таланту. Не без его поддержки был буквально затравлен критикой Мастер. Не могут принять такие бездарные люди, как Берлиоз, талант другого, желание правдиво высказывать свои мысли, быть честным с читателями. Трагична судьба героя – он погибает под колёсам трамвая (смерть его была предсказана Воландом, словно это наказание за неверие в Бога и дьявола). Да и ресторан «Грибоедов» сгорает в конце романа, что словно символизирует неприятие халтуры, зависти, отсутствия таланта в литературе. Этим автор выражает своё отношение к людям, для которых писательство стало лишь «ремеслом», способом хорошо устроиться в этой жизни. Часто по руководителю можно судить и о самой организации. Берлиоза окружают подобные же люди.

К сожалению, Берлиоз не одинок в романе. Сколько ещё бездарных людей показал автор! Это и поэт Иван Бездомный , который всё же под воздействием Мастера осознал отсутствие таланта в себе, прекратил писать «стишки» и занялся другим видом деятельности. Он становится профессором истории и философии. Кстати, герой и псевдоним свой сменил на настоящую фамилию – Понырев. Псевдоним Бездомный тоже был данью моде, желанием подчеркнуть свою близость с народом (даже это было заигрыванием с читателями).

Это и критик Латунский , так резко высказавшийся о романе Мастера, что началась буквально травля автора, приведшая его в сумасшедший дом. Его статья «Воинствующий старообрядец» была написана в духе атеизма, в ней осуждались мысли Мастера о Боге. Латунский живёт в роскошном доме в Москве. Именно её квартиру разгромит Маргарита, превратившись в ведьму.

А «бездарность Сашка» — поэт Александр Рюхин ! Все понимают отсутствие таланта в нём, однако и он хорошо устраивается в литературной среде. Он тоже маскируется под пролетария, хотя ничего общего с рабочим классом не имеет. Бездарный сам, Рюхин позволяет себе критиковать самого Пушкина, считая, что ничего особенного нет в его поэзии и лишь тому случайно повезло. Зависть и злоба, душевная пустота – вот сущность характера этого человека.

Завершает «галерею» заместитель Берлиоза — Желдыбин , который может лишь заниматься организационными вопросами, например, похоронами. О его творчестве вообще ничего не сказано.

И это – «цвет» литературы! О какой свободе творчества, о каком таланте можно говорить, когда «элита» литературной среды так ограниченна и бездарна!

Трудно пробиться настоящему таланту в такой среде. Мастер – это истинный творец, создающий настоящее произведение искусства. Случайно выиграв деньги в лотерею, он бросает прежнюю работу в музее, снимает небольшую квартиру, покупает необходимые книги и пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Это философское произведение, в котором автор размышляет о лжи и правде, об истине, о страхе и трусости, о гибели невиновного человека и муках совести. Кончено, такое произведение члены МАССОЛИТа просто не могли ни понять, ни оценить по достоинству. Писать правдиво, искренне они уже давно разучились, да и не хотят, боясь потерять привилегии, почёт. Новое творение даже пугает их, и они решают «извести» автора критикой, полной злобы и обвинений, доводя героя до сумасшествия. Мастер просто не смог противостоять этой несправедливости. Автор оказался слабее своего героя. Если Иешуа не отрёкся от своих идей, пройдя нечеловеческие муки, то он решил сжечь роман, который принёс ему столько страданий. Но… «рукописи не горят!» Эта фраза, ставшая афоризмом, подчёркивает, что истинное творение всегда найдёт своего читателя, переживёт своё время, будет волновать души и сердца людей. В конце романа Мастер и Маргарита обретают долгожданную свободу.

Таким образом, проблема истинного искусства, несущего правду людям, созданного талантливыми мастерами, и ремесла, противопоставленного искусству своей бездарностью, бесталанностью, желанием угодить толпе и иметь почёт и славу – одна из основных в романе «Мастер и Маргарита». Автор уверен, что человек, посвятивший себя писательскому труду, должен осознавать важность своего дела, ответственность за созданные произведения. Только наличие таланта, высоких нравственных качеств могут позволить создавать высокохудожественные произведения. А если этого нет, то лучше просто не заниматься литературным трудом (как это сделал Иван Бездомный), а в другой области довести ремесло до совершенства, до искусства.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент – суждение, подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность, жизненность нравственных постулатов (охраняйте природу, любите родину, берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать структуру текста-рассуждения:

    тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);

    доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть утверждения);

    микровывод (итог сказанного).

Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного, но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы, затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом. Так, например, после вдумчивого чтения и тщательного разбора романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» у учеников в тетрадях остается добротный материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку:

Проблемы, поднятые

Аргументы, подготовленные обучающимися

Проблема веры

1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера – это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза – героя романа, известного литератора, председателя правления МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и расплачивается своей головой. Берлиоз уходит в никуда, в небытие, потому что, по мнению М. А. Булгакова, каждому воздастся по его вере. (Лесина Е., 11 класс.)

2. Что такое вера? К чему приводит человека безверие? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Судьба Берлиоза – нелепая, внезапная смерть – вот то, что ожидает неверующего человека, убеждённого атеиста. Он ни во что не верил и был наказан ничем – небытием. Иными словами, неверие приводит человека в пустоту, туда, где нет ничего, совсем ничего, а вера, наоборот, ведет его к свету, к лучшей жизни. (Бураншин А., 11 класс.)

3. Может ли вера спасти человека? Над этой проблемой задумывается автор романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Его главная героиня надеется на спасение своего возлюбленного, верит в торжество справедливости, в то, что настоящие «рукописи не горят». Преодолевая трудности, не задумываясь о собственной жизни, она смело идет на все ради возвращения дорогого ей человека. После долгих мучений и бессонных ночей, заключив сделку с Дьяволом и побывав королевой бала Сатаны, она обретает счастье, которое дарит ей Воланд за её безграничную веру и неугасимую надежду. (Салимгареев Б., 11 класс.)

4. Эта проблема раскрывается, по моему мнению, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере двух героев: Берлиоза и Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз, которому от известного композитора досталась лишь фамилия, не верит в Бога, отрицает его существование, «проповедует» ложные истины, за что и прощается с жизнью. А бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, напротив, утверждает, что Бог есть. Определяющей для него является вера в добро. В свое время он сделал то же самое открытие, которое совершил Мастер, написав роман: «Злых людей нет на свете». Рисуя этих героев, автор доносит до нас мысль о том, что вера (это может быть вера не только в Бога, но и в любовь, в справедливость, в свои силы, в добро) у человека обязательно должна быть, потому что она наполняет жизнь смыслом, помогает преодолевать трудности, справляться с невзгодами. (Поддубов А., 11 класс.)

Проблема добра и зла

1. На страницах романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков решает проблему взаимодействия добра и зла. Воланд, мистический князь тьмы, вместе со своей свитой попадает в Москву, чтобы испытать людей и покарать взяточников, предателей, жуликов. Дьявол борется с ними силами зла: кто-то умирает, кто-то сходит с ума. Грань между добром и злом очень тонка, поэтому не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты. (Ширко А., 11 класс.)

2. На протяжении всего романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ярко отражается борьба между добром и злом. Воланд, как представитель темной силы, явившись в Москву, убеждается, что зло, алчность, зависть создали вокруг себя мир, похожий на ад. Население погрязло в пьянстве и разврате. Жадность побеждает разум. На сеансе черной магии в московском варьете он в прямом и переносном смысле раздевает граждан, позарившихся на дармовое «добро», и делает вывод, что люди, как и прежде, любят деньги и только иногда милосердие стучится в их сердца. Зло призвано уничтожать зло, чтобы торжествовало добро. (Закирова А., 11 класс.)

3. Своеобразно решает конфликт добра и зла в своем произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве, в которой существуют ложь, недоверие к людям, зависть. Фантастическое зло в романе, представленное в образе Воланда, наказывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, Никанор Босой, Александр Рюхин. Мы узнаем, что Лиходеев, хорошо известный в культурных высоких кругах Москвы, - опустившийся бездельник, пьяница и развратник; Босой - буфетчик варьете – плут и вор; поэт Рюхин – «балбес и бездарность». Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. (Гадыльшина Э., 11 класс.)

4. Будет ли зло в нашем мире наказано? Восторжествует ли в нем добро? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В одном из эпизодов произведения мы сталкиваемся с журналистом Алоизием Могарычем, который пишет донос на Мастера, стремясь «переехать в его комнаты». На некоторое время он действительно поселяется в подвальчике своего бывшего приятеля. Но вскоре Могарыч лишается неправедно нажитого имущества. Зло наказывается. Подтверждается мысль, высказанная еще в Библии: каждому воздастся по делам его. (Бураншин А., 11 класс.)

Проблема любви

1. Проблему истинной любви не раз поднимали в своих произведениях русские писатели. Ярким примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем мы видим двух любящих друг друга людей, именами которых названо произведение. Однако их светлое чувство раскрывается автором по-разному. Мастер не готов бороться за свою любовь. Попав в психиатрическую больницу, он надеется, что Маргарита забудет его, нищего и больного. Главное для него - это благополучие любимой. Он не хочет обременять ее. Маргарите же гораздо важнее быть рядом с возлюбленным. Она, несмотря ни на что, борется за свое счастье и побеждает. (Копнина А., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков поднимает проблему любви. Он показывает истинную любовь Мастера и Маргариты. Для любящих не важны материальные блага, они ценят духовные отношения, совместное творчество. Счастье любимой для Мастера главнее всего. Маргарита продает душу дьяволу ради Мастера, делает все возможное во имя любви. Воланд, сатана, вознаграждает Маргариту за милосердие к Фриде, несчастной женщине, удушившей своего ребенка, и возвращает ей Мастера, подарив им вечный покой. (Артамонова Т., 11 класс.)

Проблема ответственности

1. В «закатном» романе М. А. Булгаков поднимает важную проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству. Так, председатель МАССОЛИТа Берлиоз, человек образованный и неглупый, вяло плывет по течению жизни, так как боится потерять свою должность и общественные привилегии. Его не интересует ничья судьба, кроме своей собственной, он не верит ни в Бога, ни в дьявола, и за это несет наказание. «Каждому будет дано по его вере», - говорит Воланд и лишает жизни Берлиоза за его самоуверенность и атеизм. (Бикбулатова В., 11 класс.)

2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков говорит об ответственности. Его герой, могущественный прокуратор Иудеи Понтий Пилат, считающий себя не только жестоким, но и справедливым, проявляет слабость и трусость, отправив на казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимает, что Иешуа несет людям добро, видит в нем целителя душ, но из-за боязни потерять власть идет против самого себя, против своей совести. Пилат мог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого, поэтому ответственен за свой выбор и наказан за него высшими силами. (Ишимбаева Е., 11 класс.)

3. Ответственность – та черта характера человека, которая облагораживает его, делает духовно прекрасным. Именно ее лишен Понтий Пилат, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Он, прокуратор Иудеи, побоялся взять на себя ответственность за отмену смертного приговора Синедриона Иешуа Га-Ноцри. Именно попытка избежать ответственности привела к тому, что странствующий философ, несущий добро, был несправедливо казнен. Ответственность – вот краеугольный камень всего лучшего, светлого, праведного. (Уразбаев Р., 11 класс.)

Таким образом можно организовать работу по любому произведению, а если начинать её с пятого класса, то к окончанию одиннадцатого у школьников будет солидная база аргументов для подготовки к ЕГЭ.

Умение связно мыслить, а также выразительно говорить или писать, пригодится ученикам не только на уроках литературы и русского языка, но и на всех других предметах без исключения. Понадобятся и навыки компрессии (представлены в таблице) – сжатия текста. Все эти умения необходимы на ЕГЭ по любой дисциплине, относятся к метапредметным и составляют деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции.

Произведение «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать итоговым в жизни Булгакова. Автор работал над ним на протяжении 12 лет. Не случайно этот роман является любимой книгой многих людей. В нем сочетаются представления автора о добре и зле, справедливости и любви. Однако, безусловно, тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - основная.

Начало романа. Знакомство с представителями пишущей братии

В самом начале своего произведения автор знакомит нас с главой объединения литераторов МАССОЛИТ, Михаилом Александровичем Берлиозом, и поэтом Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова поднимается уже на первых страницах романа. Автор показывает читателю свое ироничное отношение к Берлиозу, однобокость его образования и узость кругозора. Именно он главный противник издания романа, созданного Мастером.

Истинное и ложное творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (сочинение с таким названием часто пишут школьники) является одной из самых главных. Произведение содержит в себе конфликт истинного и ложного творчества. Автор относился к этому вопросу очень болезненно. Не случайно исследователи полагают, что Мастер - прототип самого Булгакова.

Главной достопримечательностью Москвы был огромный ресторан, в котором подавали судачков, стерлядь, яйца-кокот. Члены МАССОЛИТа заботились главным образом о своей сытости, а не о качестве духовной пищи.


Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Образ мастера

Мастер изображен автором как истинный творец, который, как это обычно бывает, не может найти понимания среди заурядных писателей, поэтов и редакторов. Произведение Мастера очень психологично, оно показывает тонкости взаимоотношений карающей стороны и осужденного человека, который невиновен, прокуратора. Гениальный роман Мастера не встретил поддержки со стороны МАССОЛИТа. Гонители автора, движимые завистью, пишут обличительные статьи. Критика доводит Мастера до сумасшедшего дома.

Вмешательство высших сил в судьбу Мастера

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита», а если быть точнее, тема истинного творчества, связана с образом Мастера. Произведение, созданное им, находит поддержку помогает восстановить справедливость. Они расправляются с Берлиозом, в конце произведения горит дом Грибоедова.

Любовь и творчество

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» связана с темой любви. Чувство Маргариты помогает побороть разочарование в жизни, придает силы. Она верит в то, что роман Мастера - действительно гениальное творение.

Встреча с Воландом превращает Маргариту в ведьму. Чтобы спасти Мастера, она летит на бал Сатаны, который предстает перед читателями как справедливый судья. Он помогает Маргарите вернуть возлюбленного и делает все, чтобы жизненные невзгоды последних дней не волновали их: Мастер больше не числится в клинике, их гнездышко, подвал, снова свободно, пять сгоревших экземпляров рукописи теперь у него в руках.

Кроме того, наверху было решено подарить влюбленным вечный покой и возможность наслаждаться жизнью.

Завершение романа

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» пронизывает все произведение. Книга заканчивается очень счастливо для Мастера и его возлюбленной. Подлинное творчество одерживает победу над ложным. Мастер и Маргарита покидают то время, в котором они жили, и обретают вечный покой. Мастер находит то, что очень важно для истинного художника, - свободу, не ограниченную рамками политического строя.

Итак, освещена тема творчества в романе «Мастер и Маргарита». Кратко в этой статье мы уже рассказали, как она прослеживается в этом произведении. Теперь обратимся к истории создания романа.

Об истории создания романа

Знаменитое было опубликовано лишь в шестидесятые годы. Временем начала работы над романом следует считать 1928-1929 годы, так как сам автор датировал первые рукописи то одним, то другим годом. Первоначально произведение получило несколько вариантов названий: «Копыто инженера», «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом», «Гастроль».

Булгаков сжег свой роман весной 1930 года, оповестив об когда получил известие о том, что была запрещена пьеса «Кабала святош». Работа над произведением была возобновлена в 1931 году. Именно тогда в книге появились Маргарита и её спутник, который в последующем был назван Мастером. У Воланда появилась свита. Редакция 1936 года, вторая по счету, была озаглавлена как «Фантастический роман».

Третья редакция изначально носила название «Князь тьмы». Произведение было озаглавлено как «Мастер и Маргарита» в 1937 году. В начале лета 1938 года впервые был полностью напечатан текст романа, который редактировался практически до последних дней жизни писателя.

Герой Мастера очень автобиографичен, что лишний раз подтверждается информаций о его возрасте, сообщенной в романе. Согласно тексту произведения Мастер был человеком примерно тридцати восьми лет. Столько же было Булгакову, когда он начал работать над этой книгой.

Считается, что на создание образа сатаны автора вдохновила опера Шарля Гуно, сильно впечатлившая его еще в детстве, а также поэма И.В. Гете «Фауст». Интересно, что на Булгакова произвел сильное впечатление роман Чаянова А.В., главный персонаж которого носит фамилию Булгаков. На страницах книги он сталкивается с дьявольской силой. Совпадение фамилий сильно взволновало писателя.

Примечательно, что Воланд в первых редакциях носил имя Астарот, но в последующем это имя было заменено.

Как сообщила вдова писателя, последние слова Булгакова о произведении «Мастер и Маргарита» были: «Чтобы знали…»

Сейчас в Москве на Большой садовой есть «Булгаковский дом». Это музей, который рассказывает о творчестве и жизни писателя. Довольно часто там проходят небольшие театральные постановки, импровизации на произведения писателя.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» (аргументы для этого были приведены выше) является главной. Кроме того, первоначально автор планировал поднять в романе множество общественных проблем, среди них и вопрос о сложностях работы русских писателей в России, которые подвергались настоящей травле со стороны государства. В известной нам редакции автор пишет о судьбе одаренного человека в условиях господства тирании, что, впрочем, сильно перекликается с первоначальным замыслом.

Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» - ключевая, ведущая. Она тесно переплетается с темой любви героев этого великолепного произведения. Чувство Маргариты спасает Мастера. Творение, созданное Булгаковым, впечатляет современников, как ни одно другое. Роман пользуется дурной репутацией у кинематографистов, однако находятся смельчаки, в которых желание снять фильм по этому произведению побеждает суеверный страх. Последняя экранизация романа в 2005 году потрясла зрителя подробностью, количеством спецэффектов, мастерством актерского состава.

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше .

Мастер и Маргарита проблемы

Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно.

Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным.

Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы.

Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло.

Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова.

Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры.

Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная.

«Месть и великодушие» — одно из самых выгодных направлений, ведь все мы знакомы с этими понятиями и помним немало примеров из литературы, которые могут раскрыть каждое из них. Поэтому важно запастись несколькими аргументами на каждый случай.

  1. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» месть сатаны, на первый взгляд, кажется правосудием. В Москве гуляли литератор Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Они обсуждали антирелигиозную поэму. К ним присоединился неизвестный, по виду иностранец, которого насмешило и даже, кажется, обидело утверждение о том, что бога и дьявола нет, а человек сам своей жизнью управляет. Незнакомец рассказал им историю о том, как Понтий Пилат послал на смерть Иешуа Га-Ноцри за то, что тот высказывался против власти. Потом иностранец предсказал, что Берлиоз лишится головы. Вскоре мужчина попал под трамвай, и пророчество сбылось. Иван Бездомный заподозрил во всём иностранца, пытался поймать его и свиту, но угодил в психбольницу, где у него диагностировали шизофрению. Так, Воланд отомстил людям, которые усомнились в его существовании, и нам не жаль их, потому что они и вправду заслужили наказание за то, что превратили творчество в политическую пропаганду. Но правосудие – это когда все виновники наказываются, а не только те, кто нагрубил судье.
  2. Месть, которую вполне можно оправдать, описывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Незнакомец, который представился Воландом, поселился в квартире Берлиоза, отправив в Ялту сожителя по фамилии Лиходеев, который был директором театра Варьете. Председателя жилищного товарищества дома, где они жили, Никанора Ивановича Босого стали осаждать граждане, желавшие заполучить комнату покойного. Мужчина отправился в квартиру, взял у переводчика Волонда Коровьева взятку рублями и ушёл. Потом Коровьев позвонил в полицию и сообщил, что Никанор Иванович спекулирует валютой. У мужчины нашли доллары вместо рублей и его арестовали. Сатана отомстил герою за заносчивость и корыстолюбие, и давно пора, ведь Никанор всегда пользовался своим служебным положением ради достижения выгоды, и при этом умудрялся презирать своих просителей, которые занимались тем же. Этот урок пошел председателю на пользу, поэтому в данном случае месть может быть оправдана.
  3. Месть может застать человека врасплох, даже если он и не думал, что дал ей повод появиться. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз описывается подобный случай. Степан Лиходеев, которого сатана отправил на другой конец СССР, стал посылать телеграммы из Ялты в театр с просьбой подтвердить, что это он, но финдиректор Римский и помощник Варенуха сочли это за шутку, так как тот человек несколько часов назад находился в Москве. Варенуха хотел идти в милицию, но ему позвонили и сказали этого не делать. Мужчина пообещал, но не послушался, тогда его схватили и потащили в «нехорошую квартиру», где обнаженная женщина пыталась его поцеловать. В итоге его превратили в вампира, и он вынужден был скитаться с шайкой Воланда. Этот пример доказывает, что нельзя всяческими ухищрениями избежать мести. Она может нагрянуть даже в связи с тем, что нельзя считать достаточным основанием для контрудара. Единственный метод миновать возмездия – не делать того, что может его за собой повлечь.
  4. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» демонстрируется пример мнимого великодушия напоказ, в которое люди, тем не менее, охотно верят. Воланд начал сеанс чёрной магии. Он сказал, что люди изменились внешне, и хотел проверить, остались ли они такими же внутренне. Сперва наколдовал дождь из денег, потом кот оторвал голову конферансье, который назвал происходящее фокусом, и вернул её обратно. Далее Воланд организовал магазин, где можно было оставить старую одежду и взять новую, причем, дорогую иностранную обновку. Под переполох и звук марша маг со свитой исчезли, а потом прямо на разодетых дамах испарилась прекрасная одежда. Деньги со временем тоже превратились в то, что едва ли может походить на червонец. Поздно граждане поняли, что подлинное великодушие не кланяется со сцены, не ищет сотен любопытных глаз. Оно преподносится скромно и неприметно, чтобы человек, принимающий его, не чувствовал себя сконфуженным и обязанным.
  5. Настоящее великодушие проверяется в беде. Так, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герой попадает в сумасшедший дом, причем его же друзья и коллеги обвиняют его в помешательстве и спешат поскорее избавиться от него. Никто из них, товарищей и знакомых, не усомнился в правильности подобных мер. Никто не протянул руку помощи. Однако нашелся один незнакомец, душу которого можно назвать великой. В то время как Иван Бездомный разговаривал сам с собой, к нему в окно вошёл человек, который представился мастером и сказал, что утащил ключи у фельдшерицы, но при этом не убегает из больницы, потому что у него нет дома. Поэт рассказал ему свою историю. Мастер сообщил, что Иван встречался с сатаной. Также рассказал о себе: писал роман о том прокураторе и любил замужнюю женщину. В беседе с другим человеком, понимающим и вежливым, Бездомному стало как-то легче на душе, он уже не так боялся своего заточения. Мастер не побоялся прийти и помочь новой жертве прийти в себя. Именно такие поступки являются примерами настоящего великодушия.
  6. Люди далеко не всегда могут оценить подлинное великодушие. Зачастую человек незаслуженно страдает из-за него. Например, в книге М. А. Булгакова прокуратор приговорил к смертной казни молодого философа, который помог ему излечиться от головной боли. Этой страшной участи он был обязан своим высказываниям о Боге, который стоял, в его понимании, выше Кесаря. Понтий Пилат понимал, что Иешуа не виновен, но побоялся пойти против местного духовенства и позволил несправедливости свершиться. Толпа жадно наблюдала за казнью Иешуа и двух разбойников на Лысой горе. А ведь этим людям Иешуа ничего не сделал, более того, кому-то он даже помог. Тем не менее, люди с удовольствием издевались над ним и смотрели, как он истекает кровью. Лишь один верный ученик Га-Ноцри, Левий Матвей, выкрал тело учителя, заодно отвязал и остальные. К сожалению, великодушие подчас обезоруживает человека, и он не может даже себя защитить. А толпа глуха и слепа к истинной добродетели.
  7. Нередко великодушие просыпается в человеке под влиянием любви. Например, М. А. Булгаков описал подобный случай в своем знаменитом романе. Героиня потеряла любимого человека и больше всего на свете хотела его вернуть, но не знала, где его искать. С Маргаритой познакомился Азазелло, намекнув на то, что он знает, где искать Мастера, и пригласил ее на прием к Воланду, дав ей волшебный крем. Конечно, ей было очень страшно, но она храбро превозмогла колебания ради любви. Она намазалась, стала невесомой, и полетела на половой щётке к Воланду. Там Маргарита провела бал, и сатана вернул ей Мастера с его квартиркой и целым романом, который автор до этого сжег. Но чего стоил ей этот бал? Боль, страх, отвращение и жалость – вот чувства, которые едва не разорвали ей сердце. Она даже отказалась от своего желания, чтобы облегчить загробную жизнь Фриды. Теперь героине, убившей своего ребенка, больше не подносили платок – орудие убийства. Воланд оценил великодушие гостьи и вознаградил королеву своего бала. Таким образом, любовь к Мастеру раскрыла в женщине ее добродетели.
  8. Интересно? Сохрани у себя на стенке!