Каковы жизненные ценности писателей в романе. Истинные и ложные ценности в романе М
В образе Маргариты раскрывается непобедимая сила женской любви. Именно любовь героини, ради которой она превратилась в ведьму, спасает духовно покалеченного Мастера. Это настоящие чувства, которые не в состоянии убить ни разлука, ни давление со стороны агрессивного социума, ни страх за собственную судьбу.
Истинность этой любви отмечается также в описании того, как эта любовь зародилась, насыщенном совершенно неожиданными и экспрессивными сравнениями. Такая же экспрессия просматривается и во всем поведении и характере Маргариты.
Тем не менее, главным свидетельством безграничной любви Маргариты к Мастеру является моральное начало. Оно проявляется в по-своему героической преданности женщины любимому, ее желании спасти его любой ценой, ее готовностью разделить с ним и жизнь и смерть.
Верность моральному закону, которую сохраняет героиня и в тоталитарном обществе, где уничтожаются все ростки человечности, и в эпицентре «дьяволиады», где ей пришлось сыграть роль королевы грандиозного бала человеческих пороков и грехов всех времен, придает ее духовному портрету возвышенные и трогательные черты, природную женственность и моральную мужественность, сочувствие к тем, кто страдает, и беспощадность к тем, кто пытался уничтожить ее любимого. Маргарита стала одним из приятнейших женских образов в литературе ХХ века.
Образу Мастера отдана самая дорогая для Булгакова, лейтмотивная в его творчестве идея бессмертия настоящего искусства. Также, образ Мастера во многом автобиографический. Главным является то, что булгаковский Мастер изображен как обобщенный образ творца, его сравнивают с Фаустом Гете и Г. Сковородой.
Мастер открыто выражает отвращение к примитивной и бездарной литературной продукции, которую выдают на-гора подпевалы советской власти. А после подачи рукописи на суд арбитров советского красного писательства он становится объектом для уничижительной критики коллег по литературному цеху. Отличает Мастера среди отряда «берлиозов» и его так называемый «непрофессионализм». Однако, главным доказательством истинности искусства Мастера, является то, что написанный им роман доподлинно отображал реалии ершалаимских событий.
Тема истинности романа о трагедии Ершалаима создает простор для множественных параллелей между Мастером и Иешуа. Так же, как Иешуа, Мастер становится носителем вечной истины, так же он посредством этой служения этой истине вступает в конфликт со властью и проходит свой крестный путь.
Впрочем, в отличие от Иешуа, Мастеру не хватает духовных сил выдержать тяжелые испытания. Временный отказ от творчества означает для героя отказ от жизни: он находит приют в психиатрической больнице и верит в собственное сумасшествие. По этой причине после смерти Мастера его душа, которая испытала трагический срыв, попадает не в «Царство света», а в «Царство покоя».
Финал романа, в котором Мастер и Маргарита находят покой только в смерти, подчеркивает мысль о фатальной обреченности носителей вечных ценностей в тоталитарном обществе.
В целом следует отметить, что к концу романа первостепенную важность принимает тенденция, тяготеющая к гармоничной развязке, трагически запутанных узлов в судьбах некоторых персонажей каждого из трех миров.
Едва ли не самое важное проявление указанной тенденции наблюдается в мире Ершалаима, когда с Понтия Пилата снимается его тягостная кара. Это финальное событие имеет всеобъемлющее значение. Важным также является то, что освобождает Пилата от его мук не Воланд и не Иешуа, а сам Мастер, как создатель художественного образа прокуратора, как творец, что утверждал в своем романе наивысшую ценность морального закона, в конце концов, как человек, который в собственной жизни познал горькие плоды отречения истины, и в какой-то мере переживает грех Пилата, как свой собственный… Таким образом сюжет романа «Мастер и Маргарита» движется от тем морального суда и расплаты, к идеям прощения, иллюстрируя, древнюю мудрость, согласно с которой милосердие стоит выше справедливости.
- Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
- «Мастер и Маргарита» - особенности жанра и структуры романа
- Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
Михаил Афанасьевич Булгаков потратил на создание романа «Мастер и Маргарита» десять лет. Он начал писать его в 1929 году, а закончил в 1938 году. На протяжении всего романа мы видим, как менялось сознание писателя, его мысли. Мы можем проследить в произведении и страх, и горе, и радость, и множество других эмоций. Но одно на протяжении всего романа остается неизменным – это отношение автора к человеческим ценностям.
В своем произведении М. А. Булгаков с первых страниц заставляет читателя задуматься об истинных и мнимых ценностях, но что такое ценности? Я считаю, что это человек считает наиболее важным в своей жизни, чему придает большее значение. Для многих людей огромную важность имеют любовь, дружба, семья, вера. Однако в своем романе М.
А. Булгаков показывает нам, что это не всегда так. Есть и люди, ставящие превыше всего деньги, славу, престиж. Я считаю, что конфликт между людьми с мнимыми и людьми с истинными ценностями является одним из главных в произведении.
В первой главе романа Берлиоз с Иваном Бездомным гуляют по патриаршим прудам. Они обсуждают поэму, которую сочиним Иван Николаевич. Редактор «Заказал у поэта большую антирелигиозную поэму», однако в его произведении Иисус получился «как живой», что и не понравилось Берлиозу. Вся эта сцена призвана обличать искусство. Творчество писателей «МАССОЛИТа» является ложным, сделанным на заказ, а это противоречит цели искусства – свободному самовыражению автора, его честному общению с читателем.
Другая ложная ценность, занимающая главное место в романе – деньги.
Равнодушными к ним остаются только Воланд с его свитой, а также Мастер и Маргарита. При выступлении Воланда в Варьете люди ловили деньги, бегали за одеждой. Каждый пытался забрать себе больше, чем другие. За это они и были наказаны: деньги превратились в простую бумагу, а одежда исчезла.
Но ошибочно полагать, что у героев романа нет истинных ценностей. Главными из них в романе являются любовь и вера. Пример Мастера и Маргариты показывает, что любовь способна на многое. Ради Мастера Маргарита терпит мучения на балу, даже не будучи уверенной в том, что ей вернут ее любимого. Ради того, чтобы быть с Мастером, она продает свою душу дьяволу. Маргарита обладает поразительной силой духа, а ее любовь к Мастеру настолько сильна, что, кажется, нет ничего, что могло бы помешать им быть вместе. И даже смерть не может разлучить влюбленных.
Итак, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ключевых произведений писателя. Он показывает нам, что в мире множество ложных ценностей, и только человек, обладающий истинными ценностями, может справиться с любыми трудностями. Так, Маргарита, сумела отправиться на бал Сатаны ради встречи с Мастером, справиться с болью и страхом и в конце концов обрести счастье и покой со своим любимым.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2018-04-30
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Среди ценностей, которые человек часто считает для себя высшими, существуют как истинные, так и ложные.
В романе " Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков предлагает читателю поразмышлять о том, какие идеалы следует считать истинными, а какакие -- ложными, при этом не давал поямого ответа на этот вопрос. Каждому из героев этого произведения присущи свои ценности и идеалы (причем некоторые из героев в процессе развития сюжета меняют свое мировоззрение).
Например, в начале книги поэт Иван Николаевич Бездомный ни о чем не думает в своей жизни кроме написания бездарных "антирелигиозных" стихов.
(В тринадцатой же главе он "обещает" и "клянется" мастеру больше не писать этих "чудовищных" стихотворений).
Единственными ценностями для завсегдатаев Грибоедова приходится красивая жизнь с вкусными обедами, танцами и отдыхом на море. Особой важностью для них обладает решение "квартирного вопроса". В дверь с такой надписью, по словам автора " ежесекундно" "ломится" народ.
Отдельной темой в романе выступает признание денег самой главной человеческой ценностью. Как заметил Воланд в двенадцатой главе,
--Ну что же... они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. " Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя именно из -за них.
Адмитнистрация Варьете отличается алчностью и жадностью. На протяжении всего развития действия в романе постоянно фигурируют деньги как основная ложная ценность человечества: будь то "ершалаимские" главы или события, происходящие в Москве. Всюду деньги являются объектом вожделения, а целью жизни многих является достижение богатства.
Автор дает понять, насколько далека от истинных моральных, нравственных, человеческих ценностей. Вся эта мишура: шикарная жизнь, красивая одежда. Во всем этом много фальши, неискренности и заблуждения. Жажда наживы порождает много других пороков, таких как лживость, коварство Все эти качества присущи как администрации Варьете, так и критику Латунскому, Алоизию Могарычу и Иуде. Зачастую люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе дорожат своей престижной должностью и ради ее сохранения готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. Это касается и героев московских глав, но в основном стоит вспомнить поступок героя романа мастера Понтия Пилата. "Трусость -- самый страшный порок" -- так скажет Иешуа Га -- Ноцри, и этому пороку был подвержен прокуратор Иудеи.
Решение о казни Иешуа было продиктовано ничем иным, как страхом потерять свое положение и должность.
Итак, большинство героев Булгакова первоначально обладают ложными представлениями о ценностях. Но это сделано для того, чтобы создать еще больший контраст между ними и теми, кто с самого начала окажется на стороне правды. Единственными такими героями становятся Иешуа, Мастер и Маргарита. Иешуа проповедует любовь к людям, называя их добрыми. Главные же герои романа провозглашают основными ценностями силу любви и творчества.
Эти высшие ценности автор считает истинными и вечными. Ради любви Маргарита жертвует многим, она принимает помощь от сатаны, за что ей пришлось участвовать в его бале.
Мастеру приходится многое терпеть за свое творчество. Его произведения подвергаются гонениям, поэтому он страдает, а затем попадает в психиатрическую больницу, где всречается с Иваном Бездомным, который подобно ученику Иешуа, Левию Матвею, поговорив с "учителем" понимает истинную жизненную ценность. Для Мастера это сила творчества. Осуществить мечту Мастера и Маргариты помогает "нечистая сила" в лице Воланда и его свиты. Они дают им возможность получить покой, который они заслужили... Герои получили свободу любви и творчества.Прощается и Понтий Пилат. Его мечта -- оказаться рядом с Иешуа -- осуществилась благодаря Маргарите, которая крикнула: "Отпустите его" Любовь дает мастеру и Маргарите силу и является свидетельством других светлых качеств, которые у них присутствуют: доброта, отзывчивость, честность и многих других.
Таким образом, переплетая совершенно разные миры, Булгаков хочет выделить ценности, которые остаются во всех временах и даже существуют вне времени, то есть являются вечными. А избавится от ложных ценностей, по мнению автора, до конца не возможно. В эпилоге говориться, что Алоизий Могарыч "не только был, но и сейчас существует, ... в должности финдиректора Варьете".
1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
2) Имя простой крестьянской девушки Жанны д"Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, наконец, смогли победить захватчиков.
Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.
3) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, температура понизилась до минус шести. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека жертв, полной самоотдачи.
4) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бовари » рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, запутавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».
5) Верность своему призванию не может не вызывать уважения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве!» - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.
6) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпеливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22 минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».
Проблемы:
Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира
Роль личности в истории
Нравственный выбор человека
Конфликт человека и общества
Человек и природа
Утверждающие тезисы:
1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
Цитаты:
1. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).
2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).
3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель)
4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Конфуций, древнекитайский мыслитель).
6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христианский мыслитель).
7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).
8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).
Аргументы:
У каждого в руках судьба мира
1) В боевой операции под Первомайском бойцы, отбивавшие атаку боевиков, бросились к ящику с гранатами. Но когда они открыли его, то обнаружили, что у гранат нет взрывателей. Упаковщик на заводе забыл их положить, а без них граната это просто кусок железа. Солдаты, неся тяжелые потери, вынуждены были отступить, а боевики прорвались. Ошибка безымянного человека обернулась страшной бедой.
2) Историки пишут, что турки смогли захватить Константинополь, пройдя через калитку, которую кто-то забыл закрыть.
3) Двадцатый век - век первый в истории человечества мировых войн, век создания оружия массового поражения. Складывается невероятная ситуация: человечество может само себя уничтожить. В Хиросиме, на памятнике жертвам атомной бомбардировки, написано: «Спите спокойно, ошибка не повторится». Чтобы та и многие другие ошибки не повторялись, всечеловеческий характер приобретает борьба за мир, борьба против оружия массового поражения.
4) Посеянное зло оборачивается новым злом. В средние века появилась легенда о городе, который заполонили крысы. Горожане не знали, куда от них деться. Один человек пообещал избавить город от мерзких существ, если ему заплатят. Жители, конечно же, согласились. Крысолов заиграл на дудочке, околдованные звуками крысы пошли за ним. Чародей увлек их к реке, сел в лодку, и крысы утонули. Но горожане, избавившись от напасти, отказались платить обещанное. Тогда колдун отомстил городу: он вновь заиграл на дудочке, со всего города сбежались дети, и он утопил их в реке.
Роль личности в истории
1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав светлые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми как скотом. В стране началось широкое движение за отмену крепостного права.
2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горькая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации.
3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантатором. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. Потом говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.
4) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изобразил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.
Человек и природа
1) Человек на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего производства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара Кумы - очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек лишает самого себя в ближайшем будущем последних необходимых ресурсов питания.
2) В русских народных сказках часто прославляется бескорыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - положит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь - этому учит народная мудрость.
3) Вмешательство человека в сложную жизнь природы может привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и скоро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, освоились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.
4) Глобальное потепление, о котором все настойчивее говорят в последнее время, чревато катастрофическими последствиями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разумном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.
5) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую слепоту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предупреждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.