Описание свадьбы герой нашего времени. Цитатная характеристика Бэлы из «Героя нашего времени

Первая часть романа «Герой нашего времени» поведает читателю о трагичной и прекрасной судьбе юной горянки Бэлы. Восточная красавица в романе Лермонтова олицетворяет собой любовь к свободе, невинность чувств, чистоту помыслов и страсть до последнего вздоха. Главной героине всего шестнадцать лет, она дочь мирного князя. Бэла высокая и тонкая, как тростинка, грациозная и темноглазая, как дикая серна. Девушка умеет вышивать золотом, а в песне и танце ей нет равных.

Бэла и Печорин

Лишь единожды взглянув на красавицу, Печорин не смог забыть её глаз и задумал выкрасть девушку из отчего дома. Осуществить задуманное ему помог родной брат Бэлы Азамат, в обмен на помощь в присвоении ему чистокровного коня ещё одного поклонника сестры Казбича. После похищения гордая Бэла замкнулась и холодно отвечала на попытки Печорина расположить её к себе. Свободолюбивая горянка тосковала по родным краям в русской крепости, участь пленницы её тяготила. Но после того, как Печорин пообещал отпустить Бэлу домой, она раскрылась ему и полностью отдалась страсти. К несчастью, Печорин быстро насытился послушной «дикаркой». Эта любовь была построена на противоречии: равнодушная Бэла — сгорающий от любви Печорин и наоборот.

Гибель Бэлы

Поняв безразличие своего похитителя, гордая Бэла намеревается уйти, не желая тяготить его своим присутствием. Она княжна, а не раба. Но девушка медлит, желая точно убедиться в полном охлаждении к ней возлюбленного. История заканчивается трагично — появляется оскорблённый горец Казбич и выкрадывает Бэлу из крепости. Печорин бросается в погоню, но спасти девушку ему не удаётся. Мстительный горец, осознав, что ему не уйти, серьёзно ранит Бэлу и бросает умирать. Восточная красавица погибает на руках Печорина через два дня и навсегда остаётся камнем вины на его шее. Гибель для героини становится не самым худшим из выходов, ведь рано или поздно охладевший любовник оставил бы её — несчастную, обесчещенную, лишённую дома и родины.

Цитаты о Бэле

Глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.

Она была хороша: высокая, тоненькая.

Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие.

Я не раба его – я княжеская дочь!

Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала.

Я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня.

1. Образ Бэлы.

2. Образ Мери.

3. Образы Мери и Бэлы как отражение импульсов души Печорина.

М. Ю. Лермонтов - один из немногих великих поэтов и прозаиков, в своих произведениях очень точно и искусно связывающих вещи, которые порой кажутся несопоставимыми. Подтверждением тому является роман «Герой нашего времени», в котором описаны два на первый взгляд абсолютно противоположных характера - светской барышни Мери и «дикарки» Бэлы. Но Лермонтов проводит параллель между двумя этими образами и ненавязчиво доводит до читателя мысль о том, что эти две девушки, несмотря на различные условия воспитания и разницу в мировоззрении, весьма схожи между собой. Внимательный читатель без труда найдет определенное сходство в мыслях, чувствах и даже судьбах Мери и Бэлы.

Бэла -дитя гор, «дикарка», «восточная красавица»: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывают к вам в душу». Бэле не известно, что такое флирт, кокетство, она далека от разного рода интриг, не искушена в искусстве обольщения. Она воспитана в духе «гор» - такая же гордая и неприступная. И эта гордость не позволяет ей сразу открыть свои чувства к Печорину. .Поэтому она первое время ведет себя с ним настороженно: «сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит, пуглива, как дикая серна». Однако Печорину удается добиться ее расположения, и тут открывается вся сила ее любви. И этой любви она отдает себя всю, без остатка. В. Г. Белинский писал об образе Бэлы: «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». И оценка Белинского вполне справедлива.

Но как только Печорин понимает, что Бэла его любит, девушка становится ему не интересна. Цель достигнута, и Печорину становится скучно. Финал этой любви для Бэлы трагичен - она погибает.

В отличие от Бэлы в воспитании Мери сказывается вся ее принадлежность к высшему свету. Это красивая девушка: у нее «бархатные глаза», «томный взгляд», «благородная походка». У Мери манеры светской барышни того периода: она кокетлива, не прочь пофлиртовать. Белинский писал об образе Мери: «Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой шинели». Она также не искушена в делах любовных, как и Бэла. Сама того не замечая, Мери позволяет втянуть себя в любовную интригу Печорина, которая для нее оборачивается безнадежным чувством, а Печорин приобретает еще одну марионетку. Она, как и Бэла, оказалась вначале заинтересована Печориным, затем влюбилась в него, а потом он ее бросил. И Мери, можно сказать, тоже «погибла».

Анализируя эти два образа, можно найти определенное сходство между двумя героинями. Несмотря на противоположность условий воспитания и образа жизни, обе молодые девушки оказываются бессильны перед чарами Печорина, полюбив его, они оказываются в полной зависимости от него. И обе они способны на глубокое, всепоглощающее чувство.

Роман «Герой нашего времени» представляет типичных представителей общества того времени. Мери - образ девушки высшего света, а Бэла - обычная девушка-горянка. Печорина же принято относить к «лишним людям», которые не несут ничего хорошего ни себе, ни тем, с кем они соприкасаются. На фоне этого героя обе девушки выглядят воплощением всего самого лучшего, что может быть в женщине.

Женские образы Мери и Бэлы есть отражение импульсов души Печорина. Григорий Александрович сам признается: «Любовь дикарки не многим лучше любви знатной барышни; невежество и простосердечие одной надоедают, как и кокетство другой».

На фоне женских образов в романе автор показывает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет тайные мотивы поступков и побуждений Печорина. Не случайно в этом относительно небольшом по объему романе столько женских образов и любовных историй.

Печорин пытается постичь собственную природу. Он размышляет о том, насколько он верит в существование любви. Кажется, что он признает силу любви, но сам этой силе не подвластен. Разбивая надежды Мери, он как бы выносит ей приговор: «Я все это знаю наизусть - вот что скучно!» Печорин неискренен по отношению к ней, когда разыгрывает роль «романтического героя» - мечту любой девушки. Свою исповедь перед Мери он заканчивает, внимательно наблюдая за тем, что испытывает она в эту минуту: «В эту минуту я встретил ее глаза, в них бегали слезы, рука ее, опираясь на мою, дрожала, щеки пылали, ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило когти в ее неопытное сердце...».

Образ Мери и образ Бэлы имеют очень важную функцию в романе - они служат для детализации психологического портрета главного героя - современника Лермонтова. Печорин, по существу, первый в русской литературе реалистически достоверный психологический портрет.

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» — восклицает Пе-чорин, и мы представляем девушку, в которой очарова-ние юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...»

Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровыва-ет, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспи-танная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и пере-носном смысле этого слова.

Юное неопытное сердце тронула первая любовь, став-шая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречав-шимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не доро-гими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.

Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возмож-ность потерять его, вынудили Бэлу открыться и бросить-ся Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, до-стойному ее. Ради любимого девушка готова на все, уго-дить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвен-ность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.

Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки вос-хищает, готовность выдержать последствия своего пос-тупка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?

Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпо-жой, а не служанкой у любви.

Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умер-ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ-рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»

Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как пи-сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно-временно, так как сочетает в себе безудержность юношес-кого порыва и зрелость высоких чувств.

Бэла - черкесская княжна, дочь мирно"го князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Макси-мыч, но его восприятие постоянно корректируется словами Печорина, приводимыми в рассказе. Б. - горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она, чуждая индивидуализма и собственности, смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, -- я княжна, княжеская дочь!» Традиционную ситуацию романтической поэмы - «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество - Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин - равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин - горячо любящая Б. Тем самым разница культурно-исторических укладов одинаково катастрофична как для интеллектуального героя, оказавшегося в «естественном» обществе, родном для героини, так и для «дикарки», перенесенной в цивилизованное общество, где обитает интеллектуальный герой.

Ситуация осложняется вводом третьего лица - горца Казби-ча, - также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад, для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его.

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    1. Роман «Герой нашего времени» написан Лермонтовым в последний период жизни, в нем нашли отражение все основные мотивы творческого поэта. 2. Мотивы свободы и воли - центральные в Лирике Лермонтова. Поэтическая свобода и внутренняя свобода личности...

    Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) - изображение общественной ситуации 30 - 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....

    Всю жизнь главного геpоя pомана М. Ю. Леpмонтова "Геpой нашего вpемени" действительно можно назвать тpагедией. Почему и кто в этом виноват - темы, котоpым посвящено это сочинение. Итак, Гpигоpий Печоpин, выслан из Петеpбуpга за некую "истоpию"...

Бэла – героиня одноименной новеллы романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Она – возлюбленная главного героя, бравого офицера Григория Печорина. Бэла – черкешенка, дочь горного князя, тоненькая девушка лет шестнадцати. Григорий, не спросив у девушки ее мнения, крадет Бэлу у отца и запирает в своей крепости, воспользовавшись алчностью младшего брата девушки. В крепость ее привозят со связанными руками и ногами. Печорин искренне уверен, что «дикая» черкешенка должна быть рада, получив такого милого мужа, как он. Но не тут-то было:

«Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть; сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна…» - говорит Печорин в первые дни пребывания Бэлы в крепости.

«Первые дни она молча гордо отталкивала подарки…»

За тем, как Печорин пытается добиться любви Бэлы, наблюдает штабс-капитан Максим Максимыч:

«Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты»

Бэла красива и горда:

«Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля»

- Дьявол, а не женщина! - говорит о ней сам Григорий Печорин.

Во взаимной любви с Печориным девушка расцветает, проявляются лучшие стороны ее характера:

» Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. .. А уж как плясала! видал я наших губернских барышень, я раз был-с и в Москве в благородном собрании, лет двадцать тому назад, - только куда им! совсем не то!.. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала… - вспоминает Максим Максимыч.

Жизнь Бэлы сосредоточилась только на Печорине и жизни в крепости. Отец ее погиб от рук бандита Казбича, Бэла косвенно стало причиной его гибели. Брат-похититель удрал вместе с конем, за которого выменял сестру. Оказавшись с офицером, Бэла потеряла связь со своей семьей, народом строгих правил. Да и семейная трагедия окончательно прервала ее связь с родными.

«Это лошадь отца моего, - сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. «Ага! - подумал я, - и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»

Бэла понимает, что она не жена Печорину, и в чужом для нее обществе ее дальнейшая судьба неизвестна. Она страдает от его отлучек, от своего зависимого положения, но продолжает любить и беспокоиться за жизнь любимого.

«Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие...»

А Печорин начинает разочаровываться в своей любви, молча причиняет девушке боль. Это замечает и Максим Максимыч, который старается ее защитить.

«Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь:

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» - «Нет!» - «Тебе чего-нибудь хочется?» - «Нет!» - «Ты тоскуешь по родным?» - «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от нее ничего больше не добьешься».

Печорин не ценит любовь и жертвенность Бэлы. Он ищет острых ощущений:

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...»

Бэла пала жертвой убийцы Казбича. Даже умирая, она остается верна своей любви и думает только о Печорине

«Около десяти часов вечера она пришла в себя; мы сидели у постели; только что она открыла глаза, начала звать Печорина».

«К утру бред прошел; с час она лежала неподвижная, бледная, и в такой слабости, что едва можно было заметить, что она дышит; потом ей стало лучше, и она начала говорить, только как вы думаете о чем?.. Этакая мысль придет ведь только умирающему!.. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой. Мне пришло на мысль окрестить ее перед смертию; я ей это предложил; она посмотрела на меня в нерешимости и долго не могла слова вымолвить; наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась.»

«Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он ее поцеловал. Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу... Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно...»