Описать картину в н бакшеев голубая весна. Сочинение по картине: в.н

Тип урока: Развитие речи.

Тема урока: Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями живописи как вида искусства, научить учеников собирать материал на основе картины и излагать его в виде сочинения.

Методы: слово учителя, беседа, работа с иллюстрацией.

Оборудование: иллюстрация.

Ход урока.

    Сообщение темы урока.

    Беседа о видах искусства и жанрах живописи.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с таким видом искусства как живопись. Но сначала давайте попробуем с вами выяснить, что такое искусство, и какие его виды вы знаете. Под искусством принято понимать художественное творчество в целом – литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, музыку, танец, театр, кино и другие виды человеческой деятельности. Как вы видите – все это искусство. Но сегодня мы будем говорить о живописи и ее жанрах.

Давайте вспомним, какие существуют жанры живописи.

Портрет – изображение человека или группы людей, в котором воссоздается облик какой-либо индивидуальности, но помимо внешнего сходства художник старается запечатлеть и духовный мир изображаемого человека.

Натюрморт – изображение неодушевленных предметов (утвари, плодов, битой дичи, букетов цветов, атрибутов какой-либо деятельности).

Пейзаж – вид, изображение местности; в живописи – этот жанр, в котором главным объектом изображения является природа, иногда виды городов или архитектурных комплексов.

Маринизм – изображение художниками, посвятившие свои произведения морской теме, в т.ч. морскому пейзажу – марине, жизни моряков и т.д.

Бытовой жанр изображение повседневной жизни.

Батальный жанр – изображение войны и военных действий.

Художники-анималисты изображают на своих картинах животных.

Когда художник пишет картину, он располагает объектами на переднем, среднем и заднем плане, и это расположение подчинено определенным замыслам. Располагая на переднем плане, художник придает ему большую важность, а, казалось бы, недостаточно самостоятельные детали заднего плана, помогают в большей мере раскрыть сущность главной идеи.

    Информация об авторе картины «Голубая весна». Итак, сегодня мы познакомимся с вами с картиной русского живописца Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Деятельность В. Бакшеева оставила глубокий след в развитии русской национальной культуры. Его произведения, правдивые и выразительные, проникнутые неподдельным чувством природы, вошли в фонд мирового искусства.

Без малого сто лет прожил В.Н. Бакшеев. Родился 25 декабря 1862 года (12 января) в Москве. В 1887г. окончил Училище живописи, получив диплом классного художника и Большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В течение своего пребывания в Училище В.Н. Бакшеев выставлял свои работы на ученических выставках, которые сразу были куплены известными ценителями искусства, такими как П.М. Третьяковым, Гатунгом и др.

В 1901-1902гг. выставлял на выставках «36-ти художников». Принимал участие на выставках в Париже, Риме.

1913г. – избран почетным членом Академии художеств.

В 1956году В.Н. Бакшееву было присвоено звание народного художника СССР.

В 1937, 1947, 1957 гг. устраивались персональные выставки в связи с его юбилейными датами.

Картины Бакшеева посылались на выставки: в Америку, Францию, Китай, Сирию, Египет, Новую Зеландию, Аргентину.

Наиболее популярные картины В.Н. Бакшеева:

    «Портрет матери» (1887) эти картины находятся в

    «Березовая роща» (1943) Львовской государственной картинной галереи

    «Летний вечер» (1935) – Киевский государственный музей русского искусства

    «Житейская проза»(1892-1893) эти картины находятся

    «Девушка, кормящая голубей (Любимцы)»(1887) в Третьяковской галереи

    «Голубая весна» (1930)

    «Перед грозой» (1949)

    «Весенний день» (1942)

    «Последний наряд» (1957)

Вот что говорит Бакшеев о своем творчестве:

«Содержание своих картин как пейзажных, так и жанровых я подмечал в окружающей действительности. Любил ходить по проселочным дорогам среди полей и лесов. Смотрел на облака, на их форму, на их цвет утром, днем, вечером. Наблюдал и изучал форму деревьев, их характер. И когда писал этюд, то старался найти в них самое характерное, хотелось найти в них одухотворяющее начало, чтобы было не только внешнее сходство, но чтобы в них было внутреннее содержание. Все свои картины я писал на основании виденного мною в окружающей жизни».

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные с нераспустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы. Я написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна». В этой картине мне удалось передать захватившее меня чувство пробуждения жизни в природе».

    Сбор материала

А теперь давайте обратимся к картине художника, которую я выбрал для описания, и ответим на вопросы, которые помогут вам уже дома написать сочинение-описание.

    К какому жанру живописи относится картина? Почему вы так думаете?

    Как изображена березовая роща?

    Как мы можем описать небо?

    Какие тона преобладают в картине?

    Чем привлекает зрителей полянка?

    Что чувствует и о чем думаете, когда смотрите этот пейзаж?

    Словарная работа

Любоваться, присматриваться

Небо – ярко-голубое, легкое

Воздух – прохладный, чистый, прозрачный

Земля – тяжелая, плотная, прогретая весенним солнцем

Запахи весеннего леса; запах прелых листьев, кое-где пробивается

Зеленая трава

Поляна золотисто-зеленая; голубовато-лиловые тени

Ветви – тонкие, гибкие, будто зеленые гирлянды

Верхушки берез- розовато-желтые.

    Составление плана

    Сведенье о создателе картины.

    Жанр живописи картины «Голубая весна».

    Изображение березовой рощи.

    Описание небесной выси.

    Настроение, которое передает картина.

    Какие чувства она вызывает.

    Домашнее задание

Дома написать сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна», с использованием словосочетаний и плана, записанных на доске.

Тема урока: подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна». (2 часа)

Цель урока: подготовиться к написанию сочинению.

Ход урока.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ф. Тютчев.

I . Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня мы поговорим о весне.

Какие первые признаки весны мы отмечаем в природе?

Как называют весну поэты, художники, музыканты? Какими поэтическими эпитетами награждает её народ? (Утро года, голубая весна, весна- красна).

Задача: сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине, посвященной этой теме.

II . Прослушивание фрагмента пьесы Э. Грига «Утро».

Почему я взяла в качестве музыкального эпиграфа к уроку именно эту пьесу Грига? (Светлый, нежный характер мелодии, чувство пробуждения счастья, природа постепенно оживает, наполняется жизненными соками).

III . Работа по картине.

Рассмотрим репродукции картин Герасимова «Лёд прошел» и Бакшеева «Голубая весна».

Тема их общая, но картины весны показаны на них по-разному.

Определите, какова тональность этих картин.

(У Герасимова – ранняя весна: еще лежит кое-где снег, голые деревья, холмы, земля. Небо мутное, сероватого цвета. Общий тон картины – серый. Эта картина ассоциируется с начальным фрагментом пьесы Грига).

(У Бакшеева – пробудившаяся весна. Общий тон картины – голубой: голубое небо, голубоватые стволы берез, голубоватые тени на траве. Белые стволы берёз, как струи на фоне неба. Это расцвет весны, но еще не полная весна).

Вот как описывает весну этой поры М. Пришвин:

«У нас весна начинается прибавкой света.

Январь, февраль, начало марта – это всё весна света...Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света, травы, леса, весны человека.

Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встаёт вопрос, как в этом году пойдёт весна, - и каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Почему Пришвин ставит в один ряд весну света, травы, леса и весну человека?

Почему ни одна весна не похожа на другую, не бывает точно такой, как другая? (человек растёт, меняется и его восприятие природы).

Мы видим, как по – разному увидели весну Герасимов и Бакшеев.

Какую же из двух картин мы выберем для работы по ней?

Картина Василия Николаевича Бакшеева. Вот что сам художник говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нём замысел картины «Голубая весна». Обратите внимание, какие детали подмечает художник:

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам просёлочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах…Кругом раздавалось пение птиц.

Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные - с распустившимися почками – верхушки берёз, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато- лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Всё наполнено тёплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

А вот что пишет о картине друг художника, написавший о нём книгу:

«Самое основное – это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Оно подобно симфонической поэме и создаёт особое звучание пейзажа.

Смотришь на эту картину, и перед тобой встаёт голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех её необъятных просторов. И глаз невольно, сам собой, охватывает и все безмерное море неба, и всю эту прелую землю с весенними тенями, и всё кружево тянущихся вверх березок. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.

Бакшеевская «Голубая весна» и воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

На какие детали в их высказываниях вы обратили внимание? (Тон, стройные берёзки, простор)

IV . Подготовка к сочинению. Сочинение по картине Бакшеева «Голубая весна». Заголовок: «Здравствуй, утро года», «На тропинках весеннего леса».

Тема: «Голубая весна». Главная мысль: Прекрасна весна, весна – это утро года. Она наполняет сердце радостью и ожиданием счастья.

Объекты описания: весна, берёзовая роща, тонкие белые стволы, небесная лазурь, свет, прозрачные тени, воздух, мелодия, кружево теней, радость пробуждения.

Давайте составим план сочинения и подберем рабочие материалы.

План.

    Голубая весна пришла после долгого ожидания тепла и света.

    Давай пройдём по ещё не просохшим тропинкам берёзовой рощи.

    Вся картина пронизана очарованием неба.

    Ароматный, свежий воздух переполняет грудь.

    Кажется, что пение птиц, движение воздуха сливаются в симфонию весны.

    Вместе с природой ощущается радость пробуждения.

Рабочие материалы.

Тонкие белые стволы; устремлённые вверх, к свету, растут на глазах, кружево теней на траве.

Создаёт основное звучание пейзажа, тончайшие переходы от тёмно-синего, фиолетового до светло-бирюзового, почти белого.

Запах прелой листвы, медовый запах, воздух струится, омывая тонкие стволы деревьев.

Упоительная музыка, очаровательная мелодия переполняет души.

Пробуждение новой силы, хочется жить.

V . Выполнение работы в музыкальном сопровождении.

VI . Проверка паписанного.

Известным пейзажистом является Василий Бакшеев. Художник влюблен в русский лес и его красоты. Он любил писать природу в разные времена года.

Простая концепция

Лиственный лес без берез будет неполным. Картина «голубая весна» показывает середину апреля. Листва еще не распустилась, но воздух вокруг пропитан теплом. Природа постепенно оживает. Можно буквально почувствовать запах прошлогоднего осеннего листья, которые остались на земле. Но вместе с тем врывается аромат молодой листвы и травы.

Никаких особенностей в пейзаже не наблюдается. Автор профессионально передал красоту березовой рощи. Лес запечатлен в погожий весенний денек. О тепле свидетельствуют тени деревьев, которые возникают благодаря солнцу. По земле струится вода. Это остатки снега тают и уходят в землю. Изюминка полотна кроется в небе. Только весной горизонт имеет такой насыщенный голубой цвет. Эта палитра говорит о том, что жизнь продолжается, все вокруг оживает. Тепло способствует озеленению деревьев. Пока рано для полноценной листы, но уже появились первые почки. Можно заметить на картине легкую зеленую дымку, которая и говорит о скором распускании листьев.

Краски картины

Василий Бакшеев отдал предпочтение светлой палитре в своем произведении. Художник практически не использовал темных тонов. Именно это позволило передать наступление весны, создать праздничную атмосферу. Небо окрашено мягкой лазурью, трава приятно зелениться и на этом фоне белеют стволы берез. Все переходы максимально плавные, нет контраста. Автор удачно подобрал цвета, чтобы передать правильную атмосферу.

На заднем плане деревья слились в единое бежевое пятно. На переднем плане насаждения не такие густые. Позади березок можно увидеть несколько зеленых елей. Они удачно дополняют русских красавиц. Концепция полотна не имеет никаких сложностей. Вглубь леса направляется тропа. Она создает перспективу картины.

Непросто передать зарождающуюся жизнь с помощью красок. Но картина Бакшеева сумела показать зрителю весеннюю пору, ее радость и трепет. Картина простая и понятная, без сложных контрастов и тайного смысла. Она вызывает спокойствие, мотивирует на добро. Возможно, между березок художник заключил собственное жизнелюбие и нестареющий пыл.

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства - Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX - начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: "Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса - какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни".

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства - восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева "Голубая весна" (1930).

Эта картина - глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине "Голубая весна" Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухов. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор - живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева - подлинного поэта русской природы.