Почему русские боятся кремации после смерти. Как кремируют людей

В России покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

Перед сжиганием мозг умерших выдает импульсы страха

В 1996 г. медики одного научно-исследовательского института продемонстрировали любопытный эксперимент, снятый на видеопленку, который показали по ТВ. Он проводился в крематории. На голову покойника, лежащего в гробу и подготовленного к сожжению, прикрепляли датчики энцефалографа. Этот прибор регистрировал электрическую активность (биопотенциалы) головного мозга.

У живого человека по энцефалограмме - записи различных мозговых ритмов (биотоков с кожи головы) - можно оценить функциональное состояние головного мозга, выявить изменения, вызванные опухолью, травмой, сосудистыми и воспалительными заболеваниями.

Страх, как у живых
Естественно, прибор молчал - человек был мертв уже четвертые сутки. Гроб с телом поставили на специальный эскалатор, ведущий в жерло электропечи для кремации… Покойник медленно «поехал» к горящей топке. Энцефалограф по-прежнему молчал. Но у самого финиша перо прибора едва заметно тронулось и стало чертить на ленте ломаные кривые. Просто невероятно: мозг мертвого человека начал функционировать! Более того, он выдавал такие же сигналы, как у крайне испуганного живого человека. Покойник, вероятно, «не хотел», чтобы его сжигали! Исследователи пообещали дать научный комментарий в следующей передаче по телевидению, но зрители ее не дождались. А если нет официальных комментариев, появляются предположения. Вот одно из них. После смерти нарушается целостность организма, но клетки еще некоторое время продолжают жить своей жизнью, пока не исчерпают резерв - по аналогии с утраченными конечностями или извлеченными для пересадки органами. И, как любой живой организм, клетки реагируют на опасность. Именно такой всплеск остатка энергии как крик об опасности мог зафиксировать прибор.

Силуэты покойников в ночном небе
С крематорием связано еще одно мистическое событие. Рассказал ее врач Николай С., история произошла непосредственно с ним самим. Рассказ на первый взгляд неправдоподобный, потому что не поддается никакому логическому объяснению.
Впрочем, судите сами. «В тот день я остался в больнице после ночного дежурства и к вечеру уже изрядно устал. Вышел на улицу в восьмом часу вечера, а дело было в феврале - темно, и пошел на автобусную остановку. Подхожу, а мой автобус, да еще и пустой, вот-вот тронется. Я ускорился и вскочил в последнюю дверь. Сел и почти сразу задремал. Вдруг кондуктор толкает - приехали, на выход. Оказалось, я перепутал номер, это другой маршрут, кольцо которого - рядом с крематорием.
Ничего не поделаешь, вышел, стою, жду автобус в обратную сторону. Небо черное, светит полная луна, безветрие, хорошо - хоть не слишком холодно. Вдруг чувствую: зловонный запах. Посмотрел в сторону крематория: дым из трубы пошел. Понятно, трупы сжигают. Раньше я от кого-то слышал, что каждый покойник горит примерно 10-15 минут. Решил подсчитать, сколько жмуриков сожгут, пока я тут время коротаю.
Первая порция дыма прошла, значит, один есть. Жду вторую. Вот опять густое облако стало подниматься из трубы. Смотрю и глазам не верю: сквозь копоть просматривается силуэт человека. Почудилось, наверное, думаю. Стал приглядываться. И как только повалила следующая порция дыма, вновь увидел человеческие очертания. Потом почему-то дым из трубы повалил без перерывов. И снова в его клубах, словно оловянные солдатики, все чаще стали проявляться силуэты людей! Я насчитал их шесть.
Вдруг рядом с трубой из ничего возник какой-то темный сгусток. Я подумал было, что так причудливо разделился дым, но потом понял, что ошибся. Нечто вело себя слишком странно, я бы даже сказал осмысленно. Как только из трубы появлялся дымный силуэт, темный ком, как коршун, набрасывался на него и - поглощал. Мне стало настолько не по себе, что я уже решил пешком уносить оттуда ноги, не дожидаясь автобуса: так хотелось покинуть зловещее место. Хотя я в своей медицинской практике всякого навидался, думал, что уж и удивить нечем. К счастью, автобус подошел и я, слава богу, уехал.
Дома жена, увлекающаяся астрологией, сказала, что сегодня очень тяжелый лунный день - сатанинский. Я к астрологии отношусь нейтрально, но призадумался: а что же я видел? Похоже, что какое-то исчадие ада охотилось за душами сожженных покойников. А тут еще на глаза попалась одна старая газета с заметкой про крематорий: одно к одному - вот и решил рассказать о своих наблюдениях. Может, и не я один видел такое».

Грех или путь в рай?
Стоит сказать, что в разных культурах к кремации трупов относятся по-разному. Вспомните сказки, в которых злодеев (Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника) не просто убивали, но и сжигали, а пепел развеивали по ветру. Делали так, чтобы полностью стереть их следы с лица земли. То есть, при помощи огня избавлялись от негативной энергии. По-другому считали буддисты. На Востоке покойников сжигали всегда, чтобы при перевоплощении душа человека была чиста, как белый лист, лишена всего накопленного в прошлой жизни.
А вот в православии мыслят иначе. По мнению священнослужителей, человек создан из той же материи, что и земля. Поэтому после смерти должен вернуть ей свою физическую оболочку, не только сохранив данную ему от рождения энергетику, но и приумножив приобретенной за всю свою жизнь информацией. В связи с этим замедление этого процесса (бальзамирование) или его ускорение (кремация) считаются грехом, который ложится на родственников или тех, кто это сделал.
Это все, разумеется, не только спорно, но и не имеет доказательств. Потому каждый решает сам, как поступить.

По материалам «Непознанный мир» (shtorm777.ru), Кuraigovorit.in.ua



Мало кто задумывается об обратной стороне кремации людей. Порой последняя воля покойного может привести к плохим последствиям для его души и для близких родственников.

Сжечь тело и развеять прах по ветру – такой метод захоронения считают едва ли не самым романтическим в мире. Однако, согласно христианским канонам, кремация отождествляется с вечными мучениями в аду.

Сегодня существует множество видов сохранения праха – кто-то делает из них картины, кто-то карандаши, а некоторые продолжают относиться к нему как к живому, везде нося урну с собой.

Вечный ад или способ очищения?


Традиция сжигать тела умерших появилась у славян еще в XV веке до нашей эры. Они верили, что именно огонь помогает освободиться душе от мертвого тела, а значит, она быстрее попадет в мир Нави, то есть в тонкий мир. Старую сказку на новый лад объяснить не сложно. Каждый человек имеет не только физическое тело, а еще и, по крайней мере, 7 астральных. Поэтому, если хоронить покойника в землю, то процессы разрушения всех тел будут длиться, по меньшей мере, год. Огонь этот срок сокращает до нескольких часов. В зороастризме и в язычестве считалось, что душа должна сразу отлететь на небо, поэтому процесс гниения был неприятным моментом, которого хотели избежать.

И не смотря на определенные преимущества в кремации людей, путем экспериментов и наблюдений, были выявлены и значительные минусы процесса сжигания тела. В первую очередь, это касается самого огня. Огонь в кремационных печах искусственный, поэтому он разрушает не просто физическое тело, но и повреждает тонкие астральные тела человека. Существует мнение, что если у вас есть необоснованная боязнь огня и даже зажечь спичкой конфорку для вас истинное мучение, это может свидетельствовать о том, что в прошлой жизни ваше тело подверглось кремации.

Последствия для живых после кремации мертвых


После потери родного человека близкие никак не хотят “отпустить” умершего. Собрав пепел в урну, они относят ее в дом, где отводят едва ли не центральное место, которое украшают фотографиями, свечками и цветами. Они верят в то, что таким образом создают вечную память покойнику. Они и не знают, что после этого их жизнь может превратиться в ад.

То, что прах лучше все же похоронить, экстрасенсы утверждают едва ли не хором. Объяснение этому более чем убедительное. После смерти душа имеет привычку иногда наведываться к останкам своего тела. Во-первых , душа остается на Земле и родственники не дают ей уйти. Во-вторых , в доме постоянно присутствует энергетика смерти, а подобное притягивает подобное.

Что же касается романтических “фишек” с развеиванием праха, здесь нужно быть особенно осторожным. Известны случаи, когда выполняя последнюю волю покойников, люди становились жертвами подселения нечистой силы. От подселения может произойти все что угодно, вплоть до того, что человек станет бесноватым.

Какой бы способ захоронения близких людей вы бы не избрали, неизменно одно правило – поменьше мертвой энергетики возле живых. Так и им спокойнее, и у вас не будет проблем.

Русские покойников чаще хоронят в земле, а не кремируют. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, следует окунуться вглубь истории.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили.

Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах. Мало кому, наверное, известно, что в дохристианские времена кремация была у западных и восточных славян традиционным способом захоронения. Он казался нашим отдаленным предкам не только более гигиеничным, но и, согласно поверьям, помогал душе усопшего скорее отправиться на небо. Иногда тела сжигали в лодке, которую затем пускали по реке. С крещением Руси ритуал кремации постепенно начал уходить из обихода как языческий. Дело в том, что этот с способ погребения расходится с христианским каноном, согласно которому, человек выходит из земли и в землю должен возвратиться. Если искусственно вмешаться в этот процесс, то такому человеку сложно будет воскреснуть после Страшного Суда.

«Кафедры безбожия»

В 1874 году немецкий инженер Сименс изобрел регенеративную печь, где останки сгорали в струе раскаленного воздуха. Два года спустя в Милане появился первый в мире крематорий. До 1917 года обряды кремации в России фактически не осуществлялись. Но с приходом к власти большевиков все изменилось. Религию объявили «опиумом для народа», а значит, всяческие практики, ранее запрещенные церковными канонами, стали приветствоваться. В 1920 году был объявлен конкурс на проект первого крематория в Петрограде, проходивший под лозунгом: «Крематорий - кафедра безбожия». Крематорий открылся в здании бань на Васильевском острове. Правда, через год с небольшим его закрыли «за отсутствием дров». За этот небольшой период в топке крематория сгорело 379 мертвых тел. В 1927 году был открыт крематорий в Москве, в церкви Серафима Саровского при Донском монастыре. Печи для него поставляла все та же фирма «Сименс», которая, кстати, впоследствии стала основным поставщиком печей для крематориев Освенцима и других нацистских лагерей смерти. Позднее крематории стали появляться по всей стране, а процедура кремации покойников стала делом совершенно обычным. Ныне православная церковь не запрещает кремацию категорически, но и не одобряет ее. Во всяком случае, если человек сам завещал себя кремировать, то его не рекомендуется отпевать. По этой причине верующие люди редко решаются на кремацию.

А вдруг они еще живы?

Но есть и другие причины, по которым наши соотечественники опасаются кремации. Многие верят, что человек может быть еще жив или что-то чувствовать, когда его тело сжигают. Работники крематориев, смотревшие в окошко печи в процессе сжигания, рассказывали, что есть покойники, «которые лежат», а есть «те, что вскакивают».4 На фоне этих жутких баек процедура традиционного захоронения в могиле выглядит «щадящей». В 1996 году питерское телевидение показало передачу об эксперименте, проведенном учеными одного из питерских НИИ в крематории. К голове лежащего в гробу мертвеца перед отправкой в печь прикрепили датчики, исследующие биоэлектрическую активность мозга. Надо добавить, что человек скончался за 4 дня до этого. И вот по мере того как гроб приближался по эскалаторной ленте к отверстию печи, прибор стал вычерчивать кривые, свидетельствовавшие о том, что в мозгу покойника происходят какие-то процессы. Расшифровка сигналов показала, что они соответствуют эмоции страха. Мертвый человек боялся кремации! Сегодня можно привести массу доводов как за, так и против кремации. Есть люди, которые хотят быть кремированными, чтобы не гнить долго в могиле, не быть съеденными червями… Но кто знает, что на самом деле происходит после смерти с нашей душой и какой способ захоронения ей больше подходит?

Будни работников крематория

Каждые 10 минут машинисты Минского крематория обязаны открывать задвижку в печи и помешивать прах покойного. Они делают это с абсолютно невозмутимым видом, повторяя, что в их работе нет ничего сверхъестественного: “Люди рождаются, люди умирают”. Журналисты TUT.BY лично наблюдали за процессом кремации и выяснили, почему во время работы здесь не принято посыпать голову пеплом.

В 2013 году кремировали 39 процентов умерших

Монументальное здание из красного кирпича, окруженное колумбарными стенами и кладбищенскими могилами, не назовешь приятным местом для работы. Воздух здесь словно пропитан человеческим горем. Если в 80-е здесь проводили около 1000 кремаций в год, то сегодня их число превышает 6300. В прошлом году через кремацию прошло около 39 процентов умерших.

1. Минский крематорий был открыт в 1986 году неподалеку от Северного кладбища.

2. Незаполненные в колумбарии ячейки – бронь. Родственники заранее беспокоятся о том, чтобы после смерти быть “рядом”.

Заместитель начальника крематория Александр Дубовский объясняет повышенный спрос тем, что по сравнению с кладбищенской могилой за ячейкой колумбария не нужен специальный уход. Кроме того, мест на кладбище с каждым годом становится все меньше и меньше. И в дальнейшем, предсказывают специалисты, нагрузка на крематорий будет лишь возрастать. В Европе сегодня кремируют порядка 70 процентов покойных, а в Японии – до 98.

3. Ритуальный зал

4. Тем, кому по несчастью доводилось бывать в крематории, известна лишь его внешняя сторона – ритуальные залы (их три) и магазин с соответствующим ассортиментом (цветы, урны, надгробия и т. д.). Кремационный цех и другие подсобные помещения располагаются на уровень ниже, и посторонним сюда вход воспрещен.

5. Длинные и темные коридоры, по которым провозят на тележке гробы с покойными, связаны с ритуальным залом через подъемный механизм.

6. С его помощью гроб поднимают для прощания с родственниками.

Машинисты ритуального оборудования – 5 человек на всю республику

Несмотря на специфику работы, внизу также “кипит жизнь”. В кремационном цеху работают сильные духом люди – с закаленной психикой и здоровым взглядом на вещи. В официальных документах их называют “машинистами ритуального оборудования” – они представители редкой в нашей стране профессии, если не сказать штучной.

7. В единственном в республике крематории эту работу выполняют всего 5 человек – исключительно мужчины. Сами они искренне удивляются, когда их профессию называют тяжелой или неприятной. И тут же вспоминают, что работники морга (пожалуй, самые искушенные прозой жизни люди) – и те с опаской относятся к работникам кремационного цеха, называя их “шашлычниками”. Однако, вопреки расхожему мнению, ни горелым, ни жареным здесь не пахнет. Трупный запах бывает изредка – чаще всего, когда человек умирает в почтенном возрасте и очень быстро начинает разлагаться. В день нашего визита неприятных запахов мы не заметили.

Впечатляет трудовой стаж местных “печников”. Оба Андрея, один – с усами, другой – без, работают в крематории больше 20 лет. Пришли, как они говорят, молодыми, крепкими, стройными парнями. Понятное дело – с расчетом поработать здесь временно. А потом “вработались”, и вот – уже полжизни прошло в стенах крематория. Мужчины говорят об этом без тени сожаления. Кажется, они действительно вполне довольны своим положением. Лицом к лицу с покойниками, мол, не пересекаются (кремируют умерших людей только в закрытом гробу и вместе с гробом), а всю основную работу поручают машине.

Раньше “дым шел столбом”, сегодня работа машиниста непыльная

Процесс кремации сегодня действительно автоматизирован. В цехе установлены четыре довольно современные чешские печи. В одной из них сжигают послеоперационные онкологические отходы, а остальные – используют по прямому назначению. По словам Александра Дубовского, со старым оборудованием здесь “шел дым столбом”. Теперь работа машиниста относительно непыльная.

После того как по умершему отслужат панихиду, из ритуального зала гроб перевозят либо в холодильник (если все печи заняты), либо прямиком в цех. Работники крематория рассказывают, что часто сталкиваются с мнением, что якобы перед сожжением они достают из гроба золото, часы, а также снимают с покойника хорошую одежду, туфли. “Вот вы наденете на себя одежду с покойного?” – в лоб задает вопрос Андрей, которому явно поднадоели такие разговоры. И не открывая крышку гроба, машинист быстро загружает его на подъемник.

8. Теперь нужно дождаться, пока компьютер даст “зеленый свет”, и только после этого можно отправлять в нее покойника. Программа автоматически задает необходимую температуру (как правило, не ниже 700 градусов по Цельсию). В зависимости от массы тела и его состояния кремация занимает от часа до двух с половиной часов. Все это время машинист обязан контролировать процесс. Для этого в печи есть небольшое стеклянное отверстие, заглянуть в которое вряд ли отважатся слабонервные люди.

9. “Просто относишься к этому так: надо сделать, и всё. И даже в самом начале старался думать, что просто коробку закинул. Я, бывало, и один сутки работал. Живых надо бояться, а не мертвых”.

“Если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова”

Главное, говорят мужчины, выполнять свою работу качественно. А критерий качественной работы для крематория, это отсутствие путаницы. Выражаясь словами героев статьи, “если пришел Иванов, значит, отдадут прах Иванова”. На каждого покойного заводится что-то наподобие паспорта: на бумаге указывают имя, возраст, дату смерти и время кремации. Любые перемещения гроба или праха возможны только с этим документом.

10. После окончания кремации данные записывают в специальный журнал.

11. “Тут все зависит еще от машиниста, насколько тщательно он выгребает останки”, – продолжает рассказ Андрей. “Вот смотрите, как выгребается покойный. Тут только кости, органическая часть вся сгорает. И потом прах идет в кремуляторную, где в шаровой мельнице перемалывают остатки кальция-костей. И вот, что остается от человека”.

13. Прах, перемолотый в кремуляторе

Андрей показывает нам емкость с мелким порошком. Если не пытаться проворачивать события назад и не представлять себе, каким был этот человек в жизни, можно смело работать. Машинист пересыпает прах в специальный мешочек и прикрепляет к нему “паспорт”. Затем “порошок” попадает в комнату выдачи праха, где организаторы упакуют его в урну и отдадут заказчику. Или не отдадут заказчику, потому как тот попросту за ним не придет. Это хоть и редкий случай, но регулярно повторяющийся. Урны могут месяцами ждать своих родственников, пока работники крематория не начинают искать тех, кто заказал кремацию и каким-то удивительным образом о ней забыл.

“Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям”

14. Каждый день в этом цеху кремируют порядка 10-18 человек – с разными судьбами и жизненными историями. Средний возраст умерших, рассказывают машинисты, около 60 лет. Обычно в причины их смерти здесь стараются не вдаваться. Но когда дело касается детей, даже суровые “печники” меняются в лице. И самое страшное, по мнению мужчин, когда привозят ребенка от года и старше. К счастью, таких случаев бывает немного.

15. Комната отдыха для суровых мужчин

Я помню, маленького сгребал, и среди праха машинка железная была (не сгорела. – TUT.BY) . Так она мне потом снилась еще долго. Гоночная такая. Встанешь ночью, пот скинешь, сходишь в туалет и думаешь, как такое могло присниться? Единственное, к чему сложно привыкнуть, это к детским кремациям. Первый ребенок, которого кремировал, это была девочка, годик ей был. Ладно там новорожденный, а когда поживший… И еще видишь, как родители плачут…

Деньги не пахнут

Дети – это единственный повод для скупого мужского сочувствия. 22-летний Александр Канончик старается рассуждать сухо: “Люди рождаются, люди умирают. Что в этом такого?” Когда он только начинал работать в крематории, его предупредили, что сюда часто приходят на 2 недели, а потом не выдерживают – уходят.

16. В этом деле необходимо совершенно четкое разграничение “работа-дом”, иначе даже зарплата “выше среднего” не сможет успокоить. Машинисты ритуального оборудования грязными зарабатывают около 7,5-8 млн в месяц (примерно 27700-29700 рублей). “Деньги не пахнут”, – спешит напомнить машинист Андрей, который показал нам процедуру кремации. Мужчины гордятся, что в последнее время к ним привозят покойников даже из России. Молва разнесла, что у них “все по-честному”.

17. Прощаемся с крематорием

“До свидания”, – бросают короткую фразу работники крематория. “Надеемся, что встретимся с вами еще очень не скоро”, – отвечаем мы и с радостью покидаем это пусть и любопытное, но печальное место.