Пример сочинения ЕГЭ по тексту И.А. Ильина

Сказка – это повествование о чем-то волшебном, чудесном, далеком от реальности. На первый взгляд, сказки предназначены для детей, и кроме доброты и волшебства в них ничего не может быть. Однако мудрость большинства сказок соизмерима с величайшими трудами философов. Так для чего же сказки нужны людям? Что пытается найти в них человек? Вот проблемы, которые затрагивает И.А.Ильин в своем тексте. По мнению автора, люди, живущие со сказкой «…имеют дар и счастье … вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости…». Сказки возникли с тех пор, как человек овладел речью, и сопутствуют они человечество на всем протяжение его развития. Таким образом, вопросы, которые волнуют И.А.Ильина, относятся к разряду «вечных вопросов», их актуальность не зависит ни от эпохи, ни от поколения. Большое же количество вопросительных предложений, употребленных автором («В чем же счастье человека?»), заставляют читателей самостоятельно находить ответы на вопросы, затронутые И.А.Ильиным, чтобы каждый смог определить свое отношение к сказкам. В небольшом тексте о сказках автор смог обратить внимание на столь важные вопросы, что свидетельствует о его желание помочь своим читателям понять, кто живет со сказкой, а кто обходится без них; что для каждого из нас сказка, и в поисках чего мы обращаемся к ней? По мнению И.А.Ильина, человек, живущий со сказкой, всю жизнь сможет сохранить в себе ребенка, постоянно искать ответы на волнующие его вопросы, а значит, он сможет постоянно развиваться. Данный факт свидетельствует о том, что автор сам живет в ладу со сказками, к чему призывает и нас. С И.А.Ильиным трудно не согласиться. Действительно, люди всегда должны сохранять в своей душе сказки, они должны обращаться к сказкам в поисках вечных вопросов, искать в них мораль и пытаться постичь то, чего невозможно найти в повседневной жизни. Не зря же во всех культурах воспитание детей основывается на народных сказках, ведь они прививают ребенку такие качества добродетели, как честь, долг, отвага, презирая гордыню, трусость и предательство. Мудрости в сказках больше, чем волшебства, ведь гласит народная пословица: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». О невероятной роли сказок в судьбе и жизни человека повествует не только И.А.Ильин. Многие деятели искусства, в частности писатели, обращались к этой проблеме. Обратимся к произведению Каверина «Два капитана». Именно сказка о двух капитанах придала главному герою силы и уверенности и побудила его к свершению подвига: он смог найти капитана, пропавшего во время экспедиции, и стать таким же капитаном, как и герой его сказки. И.А. Ильин заставил меня еще раз подумать о том, что значит сказка в жизни человека? Для чего нам нужны сказки? Что ждет людей, живущих со сказкой? Я смогла еще раз переоценить значение волшебных сказок и поняла, что они являются неотъемлемой частью нашей жизни, постоянное пребывание сказки в нашей жизни поможет сохранить «в душе вечного ребенка», а вместе с ним счастье и радость.

Сказки. Все мы в детстве их читали. Но для чего? Просто от скуки или с какой-то определенной целью?

Давайте сегодня поговорим о том, для чего взрослым людям и их детям нужны сказки.

У каждого из нас свои ассоциации с этим словом, но мне думается, что у большинства оно все-таки ассоциируется с детством, ведь тогда потребность в сказке особенно сильна. Ведь именно через сказку ребенок познает окружающий мир, усваивает нравственные ценности, модели поведения, принятые в обществе, приобщается к народной культуре.Сказки - это мудрость переданная нам от наших предков славян.

Для чего детям нужны сказки?

Психологами доказано, что по любимой сказке можно определить внутренние проблемы ребенка, и она также может подсказать его судьбу, жизненный путь.

У каждого из нас есть свой душевный опыт, связанный с проживанием сказок, и я сейчас хочу немного рассказать о своем личном. В детстве я очень любила сказки, буквально-таки жила ими, могла часами погружаться в воображаемый мир, который порой казался более реальным и интересным, чем действительный.

И хочется выделить две наиболее значимых для меня сказки, который, как я сейчас понимаю, во многом определили мою судьбу.

Чем же помогают сказки Андерсена?

Первая – это «Гадкий утенок» Андерсена, которая неплохо помогает детям в развитии.

С чем же это связано? Конечно с тем, что я бессознательно отождествляла себя с главным героем, поскольку я была очень чувствительным, обидчивым ребенком, и из-за этого часто не складывались отношения со сверстниками, и возникали чем-то похожие ситуации. И судя по всему, история гадкого утенка помогала мне это пережить и в глубине души верить, что когда-нибудь я смогу стать прекрасным лебедем.

Так оно впоследствии и произошло, но для этого мне, в отличие от героя Андерсена, все-таки пришлось немало потрудиться, и, перефразируя нашего классика, по капле выдавливать из себя гадкого утенка. И так же, как и он, я со временем нашла свою стаю – тех, кто близок мне по духу, и с кем можно лететь дальше.

Чему нас могут научить сказки?


Оказывается, сказки для тех, кто может их понять и проанализировать немножечко глубже могут дать массу интересных для саморазвития открытий. Ведь что такое на самом деле Изумрудный город? Это место, где все зеленого цвета, а зеленый, как мы знаем – это цвет сердечной чакры, отвечающей за любовь.

Создатель Изумрудного города Гудвин, с одной стороны, - великий обманщик, но с другой стороны – и великий мудрец, ведь именно он научил жителей смотреть на мир сквозь зеленые очки, то есть видеть его глазами любви.

И недаром перед своим отлетом предупреждает, что если снимите очки – придут великие бедствия. И именно это и случилось с нашим миром, когда люди перестали смотреть на него глазами любви. И о себе могу сказать, что я всю сознательную жизнь строю Изумрудный город в своей душе, чтобы видеть мир, залитый зеленым цветом любви.

Как сказки могут помочь человеку?

Таким образом, получается, что сказки были для меня источником вечных истин, именно через них происходило интуитивное постижение некоего высшего опыта, заложенного в них в символической форме.


И еще раз возвращаясь к своему детскому опыту, могу сказать, что через погружение в сказку я ощущала потребность в некой иной жизни, где есть чудо, волшебство, и при этом оно воспринимается как что-то само собой разумеющееся.

Ведь для героя сказки вполне естественно, что с ним может заговорить зверь или птица, дубинка сама начинает колотить врагов, а в нужный момент волшебные силы приходят на помощь. И именно в такой мир я всей душой мечтала попасть и часто уносилась в него в своих детских фантазиях, проживая там то, чего не хватало в действительности.

Что же это было, и могут ли сказки помочь человеку по-настоящему, или это всего лишь выдумки? Что это было для детей, только ли психологическая компенсация или же нечто большее? Думается, что второе.

Как выяснилось позже, и как справедливо замечает современный христианский философ Мария Каинова, через сказку у ребенка зачастую неосознанно проявляется потребность в Боге, и «именно сказка учить нас многому из того, что становится впоследствии таким жизненно необходимым в общении с Господом».

Как сказки расширяют наш разум?

«В первую очередь сказка – это история чуда. Именно чуда мы ждем с замиранием сердца, чудо вызывает в нас по-детски непосредственную радость, ликование всех чувств. Оно учит нас, что мир не ограничивается лишь видимым и рациональным, чудо помогает нам преодолеть конечность и обыденность окружающей действительности, увидеть незримое и поверить в несбыточное. И тем самым сказка готовить нас к встрече с Богом». М. Каинова.

И с этим не возможно не согласиться, сказки действительно расширяют разум и мировоззрение ребёнка и настраивают его на возможность чуда.


Оглядываясь назад, можно сказать одно – именно эта потребность в чуде так захватывает меня и вызывает желание очутиться в мире, где возможно все – где животные разговаривают, а на деревьях растут волшебные плоды, где положительному герою в борьбе со злом всегда приходят на помощь волшебные силы, и он оказывается победителем, как бы не был силен враг.

Сказки - это мудрость, переданная нам от наших предков?

И очевидно это та самая интуитивная, основанная на мудрости предков вера, что так на самом деле и должно быть, и что это возможно. Некоторые люди вообще говорят, и скоро вы узнаете так ли это на самом деле, что многие сказки - это мудрость, переданная нам от предков славян в виде определенного кода, и что на них вполне можно учиться.

Она состоит в том, что человек может и должен жить в гармонии с природой, понимая язык животных и растений, и она за это платит ему добром, и когда ты сражаешься со злом, но при этом в душе добр и светел, Вселенная приходит к тебе на помощь.

И эта вековая мудрость и заложена в очень многих русских сказках, если уметь их правильно читать и понимать, где в символической форме рассказывается о том, как на самом деле мир устроен, что он утратил, но при желании может обрести снова.

И именно эта тоска по потерянному раю, по изначальной гармонии человека и Вселенной будит в восприимчивой душе желание оторваться от обыденности, от забот материального мира и найти иное царство – прекрасное и справедливое.

И если это действительно так, то выходит что сказки просто необходимы людям и их детям для правильного саморазвития, но и это всего лишь верхушка айсберга, а о том, что это за царство, и как его следует искать в правильных сказках и в настоящей жизни, мы поговорим подробнее уже в следующей статье посвященной тому, чему учат сказки взрослых и детей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

И еще восемь сказок

Случилась эта история совсем давно, примерно в прошлую пятницу. Один умный и порядочный человек, да, очень умный и до неприличия порядочный человек проснулся как-то рано утром, в восемь, если быть точным, посмотрел на сопящую под боком жену, встал, умылся, поцеловал детей (а их у него было трое), выпил чашку утреннего чая с двумя ложками сахара и, одев костюм, вышел из дома. Он поймал такси и поехал в аэропорт Шереметьево, к примеру, два. Там он взял билет на ближайший самолет в Австралию. До самолета оставалось еще полтора часа, поэтому он отправился в бар, выпил там рюмку текилы, познакомился с красивой девушкой, взял у нее телефон, выкурил пять сигарет и одну гаванскую сигару и дождался того момента, когда объявят посадку на его самолет. В самолете он сел у окна и, попросив у стюардессы виски, долго и задумчиво смотрел в окно. Когда самолет потерпел крушение где-то в океане, он не стал нервничать, взял парашют и выпрыгнул, не попрощавшись с пассажирами и членами экипажа. Он упал на воду всего в паре километров от одного необитаемого острова. Доплыв до острова, человек разделся, улегся на белом песчаном пляже, пару раз огляделся по сторонам и после этого с чистой совестью сошел с ума.

2. Сказка про мальчика и жизнь

Жил-был мальчик. Он был таким легким, что в детстве родители привязывали к нему веревочку, чтобы не улетел, и так выводили его гулять, на веревочке. Разумеется, общаться со сверстниками мальчику было сложно, они все норовили веревочку отпустить и посмотреть, что получится. Поэтому он и не общался почти. Только с родителями гулял.

Потом пришло время мальчику идти в школу. И родители не могли все время быть с ним рядом. Тогда они дали ему кирпич и строго-настрого запретили этот кирпич из рук выпускать. Так и ходил мальчик в школу все десять лет, с кирпичом. Что, кстати говоря, было изредка полезно, потому что этим самым кирпичом и хулиганов можно было побить, и орехи расколоть для девочки Насти с большими синими глазами. Мальчик привык к кирпичу и в общем даже как-то с ним сроднился. Вот только с возрастом мальчик становился все легче, и один кирпич его удержать уже не мог. Поэтому приходилось подбирать новые кирпичи или просто носить до дома Настин портфель, он тоже был достаточно тяжелым.

Так бы и жил себе мальчик дальше, если бы не один случай. Когда он уже закончил школу, и даже институт, и стал уже почти большим человеком на месте своей работы, он встретил странную девушку. Это случилось поздним вечером, когда он шел домой, прижимая подбородком кирпичи, которых накопилось уже совсем немало. И тут навстречу ему из практически ниоткуда появилась невероятно красивая девушка.



Здравствуй, - сказала она.

Привет, - ответил он, пытаясь не выронить кирпичи.

Я Жизнь, - сказала девушка. - Я тебе нравлюсь?

Очень, - ответил он.

А ведь я могу быть с тобой. Тебе только надо согласиться. Тогда и кирпичей у тебя больше не будет. Они просто окажутся в тебе. Тебе будет хорошо и уютно. И мы будем жить с тобой в маленькой квартире, слушать музыку и пить чай с мятой. Скажи, ты согласен?

Мальчик поначалу очень хотел ответить, что согласен, но потом задумался. Так и стоит до сих пор, прижимая к себе кирпичи, и думает. А рядом с ним сидит Жизнь, уткнув голову в колени, и ждет, что он ответит.

3. Сказка про страх

Жил-был - ну разумеется! - снова мальчик. Мальчик очень хотел стать космонавтом. Он каждый день подходил к маме и спрашивал: “Мама, я стану космонавтом?” А мама у него была очень честная, поэтому она отвечала: “Нет, сынок, не станешь, там перегрузки, центрифуги, а тебя даже на каруселях тошнит”. Мальчик расстраивался и шел во двор, где с ненавистью смотрел на карусель и на катающихся на ней детей. Он мог часами сидеть около карусели и буравить ее взглядом. Ему казалось, что карусель виновата в том, что его не возьмут в космонавты.

Потом мальчику надоело просто смотреть на карусель, и он начал кататься на качелях. И даже самым первым во дворе смог сделать “солнышко”. Все ему очень завидовали, а он все равно иногда поздним вечером, когда всех детей уже звали домой, выбирался во двор и пытался прокатиться на карусели.

Однажды, когда он шел домой после очередной неудачной попытки, он встретил Страх. Страх стоял около качели и в ужасе на нее смотрел.

А ты что здесь делаешь? - спросил мальчик.

Я здесь боюсь.

А это интересно? - спросил мальчик.

Да, конечно, - ответил Страх.

А я “солнышко” могу делать, - похвастался мальчик и полез на качели.

Ты что, - закричал Страх. - Это же очень опасно, ты можешь упасть и разбиться.

А как это, упасть и разбиться? - спросил мальчик. Ему раньше никогда не приходилось разбиваться.

Это, ну вот как космонавты иногда, - ответил Страх. - Летят, а потом падают и разбиваются. Или взрываются.

Глупости какие, - ответил мальчик. - Космонавты все на каруселях катаются, а я на качелях.

И он начал раскачиваться, и прокрутил целых два “солнышка” подряд. Страх сначала зажмурился, а потом и вообще ушел. А мальчик слез с качелей и пошел домой. Вот только про космонавтов он у мамы уже не спрашивал. Ему вполне нравилось качаться на качелях.

4. Сказка про плюшевого медведя

Жил-был плюшевый медведь. И пошел он как-то по свету правду искать. Никто не мог понять, зачем ему, медведю плюшевому, правда, но и мешать не стали. А вдруг найдет.

Заходил медведь в игрушечные магазины и спрашивал у кукол и барабанов, не видели ли они правду. Но те только моргали игрушечными глазами и ничего ему не отвечали. Они все ждали, пока их кто-нибудь купит. У них цель жизни была одна - чтобы их купил кто-нибудь. И расстроенный медведь шел дальше.

А поскольку был он медведем, да еще и плюшевым, ему и в голову не приходило, что можно зайти еще куда-нибудь, кроме игрушечного магазина. Он не знал, что есть еще что-то кроме магазинов. И как-то, когда он печально брел к Детскому миру, его нашел маленький мальчик. Мальчик схватил медведя и потащил за собой. Медведь решил, что это знак свыше, и что ему сейчас обязательно покажут, где находится правда. Поэтому он даже сопротивляться не стал. Мальчик принес его домой, постирал и стал медведя повсюду за собой таскать. Потому что уж больно красивый медведь был, глазки-пуговички, бантик на шее. Мальчик даже спать ложился с этим медведем. А медведь по ночам выбирался из кроватки мальчика и шел снова искать свою правду. Теперь он спрашивал о ней у всех игрушек, которые были у мальчика в комнате. Но те ему тоже ничего не отвечали, потому что были счастливы - ведь их уже купили.

В конце концов, медведь понял, что вся эта история была не знамением свыше, а всего лишь случайностью. И тогда он ушел от мальчика. И ему было совершенно все равно, что мальчик расстроился и три дня потом плакал и не мог есть. Ведь медведю очень надо было найти правду.

Он и по сей день ходит и ищет. Так что если встретите плюшевого медведя на улице, это он и будет. Вы ему объясните тогда, где правду найти, если знаете, а то ведь он так и будет по игрушечным магазинам да детским кочевать.

5. Сказка про желтое такси

Желтое такси - это вообще страшная штука. Если ночью во дворе встретится, да не остановится при этом, поедет себе дальше. А ты идешь себе куда-нибудь, да хоть в магазин, а обратно возвращаешься - оно тут как тут, тихо так из-за угла выворачивает и светит в тебя фарами. Ты-то всего сигарет хотел купить или там гостя какого ночного в машинку посадить, домой отправить, а тут тебе оно. Стоит, тихо стоит, не шевелится, ждет, пока ты подойдешь. А может и вообще исчезнуть. И ты идешь, поджилки у тебя уже трясутся, нервно те самые сигареты из пачки роняешь, думаешь, не то что-то прекрасное только что пропустил, не то что-то очень страшное. Но до дома доходишь, и даже спать ложишься.

Зато вот если не исчезнет, тогда-то самое страшное начинается. Куда не пойдешь, оно все время перед тобой оказывается. И светит. И ты вроде уже и налево повернул, и направо, и даже на детскую площадку зашел, такси вроде бы по площадкам не ездят. А оно все равно стоит. И ничего не остается больше, как подойти к этому самому такси. А оно уже и дверь открывает, ждет. И за рулем, разумеется, никого нету. Ты стоишь около него, думаешь, может, убежать или там дверь захлопнуть или еще чего сделать. Но не делаешь, садишься на заднее сиденье. И даже думать перестаешь, чего там с тобой дальше случится. Просто смотришь в окно. А такси уезжает. Вместе с тобой.

6. Сказка про кролика, которого никто не купил

В маленьком зоомагазине, который каким-то чудом сохранился в здании старого универмага, жил кролик. Поначалу кролик тоже был маленьким. А значит, пушистым, веселым и всяким остальным. И вызывал умиление. Маленьким кроликам просто на роду написано вызывать умиление. Вот он этим первую половину своей жизни и занимался.

А люди приходили, умилялись, разумеется, но вот покупать кролика не спешили. Потому что скотинка неведомая, по большому счету, не кошка, не собака, и как себя с ним вести - непонятно. Еще более непонятно, как кролик будет вести себя с вами. Поэтому люди умильно тыкали в кролика пальцами и покупали очередную пачку “Педигри пала” или “Роял канина” для своих вполне понятных питомцев.

Кролику очень льстило людское внимание, но он никак не мог понять, почему его, такого пушистого и расчудесного, никто не покупает. Ведь он им всем нравится, кролик это чувствовал. А вот покупать - ну никак. И хоть ты лбом об решетку клетки, не поможет.

Кролик взрослел и потихоньку начинал понимать, что его не купит никто и никогда. Особенно теперь, когда он стал здоровым, толстым и неповоротливым. И уже совсем не таким пушистым, как раньше. Просто большой толстый кролик. И никакого умиления. И, разумеется, от такого расклада кролик впал в свою, кроличью депрессию. Он начал с отвращением смотреть на морковку, кусал за пальцы хозяев зоомагазина и разными прочими способами выражал свое недовольство устройством вещей в этом мире. И старел. Кролики очень быстро стареют, такова уж их судьба.

И все кончилось бы очень плохо, точнее, просто закономерно, если бы рядом не проходила добрая фея. Или злой волшебник. Сейчас точно уже не поймешь, кто это был. Так или иначе, этот кто-то посмотрел на страдания кролика и решил его облагодетельствовать. Или наоборот. Смотря откуда посмотреть. И кролик стал человеком. Пожилым печальным человеком с большой лысиной.

Бывший кролик некоторое время пожил на свете и понял, что жизнь человечья не настолько прекрасна, насколько ему казалось из клетки, но и не настолько ужасна, чтобы не продолжать ее жить. И тогда он стал помаленьку обустраивать свой быт. В числе прочих атрибутов быта у него значилась домашняя зверушка. Так что бывший кролик, который потихоньку стал забывать о том, кем он был когда-то, пошел в зоомагазин. И первое, что он там увидел, разумеется - клетку с маленьким пушистым кроликом. Человек, который когда-то был кроликом, долго стоял у клетки и морщил лоб, не то вспоминая что-то, не то просто размышляя. Потом пошел к прилавку и купил себе десяток гупий. И аквариум в придачу.

7. Сказка про рыбок

Жил-был человек. И жила-была у него одна, но очень существенная странность, он когда сильно нервничал, становился совершенно прозрачным. Так что люди переставали его замечать. Совсем. А он от этого, разумеется, нервничал еще больше. И так, пока три чашки чая с лимоном не выпьет - в нормальное состояние не вернется. Так прозрачный и ходит.

Он, впрочем, со временем к такой странности своего организма привык. И нервничал очень редко, только в совсем уж крайних случаях. А так все его считали очень хладнокровным и рассудительным человеком.

И вот случилось с ним в один не совсем прекрасный день то, что обычно случается со всеми или почти всеми людьми в какие-то прекрасные или не особо прекрасные дни. Он, стало быть, влюбился. В красивую милую девушку, с высшим образованием и длинными каштановыми волосами. И он, когда ее увидел первый раз и понял, что влюбился, тут же разнервничался и стал прозрачным. И девушка его, само собой, не заметила.

Тогда человек пошел домой, три дня приводил себя в порядок с помощью чая и валерьянки и решился все же пойти к девушке домой и признаться ей в своем горячем чувстве. Пришел, позвонил в дверь, девушка, к несчастью, была дома, и дверь ему открыла. А он, как только увидел глаза эти, с искорками высшего образования, так тут же опять весь засмущался и ушел.

Опечалился человек, сами понимаете, не на шутку, сидит около ее подъезда на лавочке и курит нервно. А тут ему случайно навстречу добрая фея. Честное слово, совершенно случайно, она просто к подружке шла “Принцип домино” смотреть, потому что у нее телевизор сломался.

Чего, - говорит, - печалишься, касатик?

А человек удивился, эта ж фея первая была, кто его увидел в таком-то состоянии. Ну он ей всю историю, как на духу и выложил.

Да, - говорит ему фея. - Проблема у тебя, касатик. Прямо даже и не знаю, как тебе помочь. Было бы времени побольше, а так у меня “Принцип домино” через десять минут, а мне еще идти три подъезда. Ну ладно, я тебе как смогу помогу. Теперь, когда ты нервничать будешь, у тебя внутри рыбки буду плавать, а так будешь прозрачным, как и раньше. Но рыбки все-таки лучше, чем ничего, ведь правда?

Правда, - хмуро согласился человек, не спорить же с феей.

Тут фея пару пассов в воздухе руками делает, слова какие-то шепчет, явно волшебного происхождения и уходит быстро-быстро, чтобы на передачу не опоздать.

А человек собирается с силами и идет обратно к девушке. Ведь и правда, рыбки лучше, чем ничего. Звонит ей в дверь, она опять открывает, с мыслями о том, что за глупые шутки, и вдруг видит перед собой аквариум. А в нем рыбки, красивые, экзотические, явно с коралловых рифов. Девушка обрадовалась, тут же соседа позвала, чтобы он ей аквариум помог в квартиру затащить. И любовалась потом на него вечерами, приходя с работы. А аквариум, то есть человек тот самый, в свою очередь любовался на нее, потому что ему просто больше ничего не оставалось.

И наблюдал он так за ее жизнью достаточно долго. И чем дольше наблюдал, тем больше понимал, что зря он, пожалуй, в эту девушку влюбился. Потому что, хоть и образование у нее было высшее, и волосы каштановые, скучная она была. Скучно жила, скучно любила, ну разумеется, она тоже влюблялась, не все же ей на аквариум смотреть, страдала, влюбляясь, тоже скучно. И когда человек все это в один, действительно прекрасный, день понял, он стал самим собой, то есть непрозрачным и спокойным как танк. И только собрался уходить, как девушка с работы вернулась. Стоит, смотрит на него.

А вы, - спрашивает, - кто?

А я, - отвечает он ей, - никто. Уже никто.

И уходит. А девушка, разумеется, звонит в милицию и заявляет о пропаже аквариума с экзотическими рыбками.

8. Сказка про черного кота

Когда-то давным-давно, в некой красивой южной местности, в большом доме на одном из многочисленных живописных холмов жил-был волшебник. Или, может быть, художник. Жители красивой южной местности так и не смогли решить, кто он. Примерно половина из них считала этого импозантного мужчину постоянно средних лет плохим художником, вторая же половина полагала, что он умелый волшебник. Дело в том, что этот мужчина очень любил рисовать.

Сначала он рисовал портреты, но люди заметили, что как только он кого-нибудь нарисует, так с этим кем-нибудь что-то непременно случается. Что-нибудь одно из двух. Либо человек умирает быстро и нелепо, либо, наоборот, женится (или замуж выходит) и живет долго и счастливо. Сначала никто не заметил связи, но после четырех свадеб и одних похорон люди насторожились и стали художника избегать, на всякий случай. Он повздыхал недолго и переключился на пейзажи. С тех пор в той местности то камнепады с извержениями вулкана, то сухие деревья цветут огромными синими цветами, а иногда даже плодоносить пытаются. Причем такими диковинными фруктами, что их никто во всем мире никогда не видел, и даже в энциклопедиях с картинками таких нет.

Впрочем, сказка у нас не про этого волшебника-художника, а про кота. Кот, как можно догадаться, жил у волшебника в доме. Жил он очень давно, впрочем, стареть и дряхлеть не собирался, был молод душой, черен, как ночь накануне дня всех святых, и каждую весну становился причиной появления множества таких же черных котят. Во все остальные времена года кот путешествовал по многочисленным комнатам дома, смотрел на огонь в камине и три раза в день приходил на кухню, чтобы получить свою порцию сметаны и рыбы. Черный кот имел также обыкновение подолгу размышлять о жизни, о своей жизни, в частности. Он был, разумеется, доволен всем происходящим вокруг и никогда не жаловался на скуку, кошкам не бывает скучно, это все знают. Однако иногда коту казалось, что есть у него некое призвание или, быть может, цель, которая все еще остается в списке невыполненного и неосуществленного. И черный кот пытался рассмотреть эту цель то в огне камина, то в глазах своего хозяина, когда тот по вечерам сидел в мягком кресле и читал какие-то древние и очень пыльные фолианты. И однажды коту показалось, что он должен пойти и посмотреть, что находится за тем темным лесом, который начинается прямо за домом. Кот не стал размышлять о том, правильно ли он растолковал узор на горящем полене, он просто вышел из дома и пошел в темный лес. Хозяина он не предупредил, хозяин прекрасно знал, что его кот - существо вполне самостоятельное, может быть, даже более самостоятельное, чем он сам. И поэтому никогда не волновался.

Черный кот не очень любил темные леса, да и светлые, в общем-то, тоже. В лесах было слишком много шорохов, странных зверей и деревьев. Кот считал, что одного, любимого дерева, на которое можно залезть, если возникнет такое желание, вполне достаточно. А если деревьев много, то неизбежно возникнет проблема выбора. Проблем черный кот не любил, а в возможность выбора не верил. Поэтому лес его немного нервировал. Однако он старался не обращать ни на что внимания и просто шел вперед, иногда лакомясь мелкой лесной живностью. Черный кот всегда следил за тем, чтобы быть в форме, поэтому поймать какую-нить мелкую тварь из тех, что так любят бегать по темным лесам, он мог совершенно без проблем. Главное, не рассматривать добычу перед съедением. Иначе можно сильно испугаться. Темные леса, они ведь не просто так темные.

Черный кот шел по лесу целый месяц и, несмотря на все свое спокойствие, начинал потихоньку звереть от бесконечных сосен, белок, леших и оборотней. Оборотни, ко всему прочему, имели нехорошую привычку выть в те моменты, когда черный кот смотрел на луну и пытался сочинять стихи. К тому же коту казалось, что такой лес мало соответствует той южной местности, в которой находится. А значит, это все неспроста. С другой стороны, может, такой неправильный лес - как раз то, что нужно для выполнения цели всей жизни.

Но вот лес наконец закончился, и черный кот вышел на Очень Зловещую Поляну. На поляне сидели какие-то Очень Зловещие Люди и смотрели на кота.

Здравствуйте, - сказал кот. Он был очень хорошо воспитан.

Здравствуй, - сказал Зловещий человек. - Ты ведь за смертью своей сюда пришел, не правда ли?

Это почему еще? - удивился кот.

Ну как же, последнее путешествие, это ведь очень распространенный символ, - ответил Зловещий человек. - А в конце последнего путешествия всегда бывает смерть. Я вот фильм Джармуша “Мертвец” вчера посмотрел, я знаю. Ты стремишься к небытию.

Глупости какие, - ответил кот. - Неужели вы считаете, что я, кот, живущий в доме у самой судьбы, не смогу с ней договориться, а? И что пойду за смертью непонятно куда?

Зловещие Люди обескураженно молчали.

А зачем же ты тогда пришел? - спросил наконец один из них.

Так просто, прогуляться, - сказал кот. - Я думал, может, в кои-то веки в конце путешествия мне не станут предлагать умереть. Зря, наверное, думал.

Кот отвернулся от Зловещих Людей, огорченно махнул лапой, и темный лес немедленно испарился. А кот пошел к дому, думая о том, что за последние несколько тысяч лет в этом мире ничего не изменилось. И что это, быть может, хорошо, потому что дома его ждала любимая миска со сметаной и возможность пожить в свое удовольствие еще несколько тысяч лет.

Зачем нужны сказки детям? Некоторые родители задаются таким вопросом. Не лучше ли было бы, чтобы ребенок читал что-то полезное, не о волшебном, а о настоящем мире? И всё же самые мудрые взрослые вырастают из детей, которые слушали сказки. Скажем больше: взрослые, умеющие видеть красоту мира, и сами любят сказки всю жизнь. В чем же польза волшебных сказок?


Польза сказок в пробуждении души!

Сказки – древняя традиция передачи знаний

Пусть нынешним людям кажется, что сказки – сплошь выдуманные истории. Северные же старики знают: быль – что смола, а небыль – что вода. Сказки, не находящие отражение в душе народа, быстро умирают, подобно тому, как капли воды скатываются со ствола дерева. Только подлинные истории с глубоким смыслом подобны смоле, которая застывает и навсегда сохраняет волшебный миг сказки.

Знаете ли вы, что в начале XX века пытались создавать истории, напоминающие русские былины, только героями их были вожди и цари? Много подобных историй вы запомнили сами? Искусственно созданные былины, даже напоминающие по форме настоящие северные сказания, не прижились в народе. Сказкой становится только та история, которая задевает что-то в душах людей. В этом настоящая польза сказок: читая их, можно уловить, что же было для наших Предков самым важным, какие ценности сохраняли славяне, какие уроки передавали от отца к сыну.

Зачем нужны сказки? Тут найдутся два ответа: о пользе волшебных историй для детей и для взрослых.

Зачем нужны сказки детям?

Сейчас многие родители стараются пробудить разум ребенка раньше, чем разбудят его душу. Малышей водят на занятия математикой и иностранными языками ещё до того, как ребенок научится ходить и говорить. Встарь забота о детях была иной. Мать, бабушки и старшие сестры пели малышу колыбельные, а отец или дед рассказывал сказки. Так постепенно начинала пробуждаться душа ребенка. Ещё не зная многого о мире, он сердцем чувствовал разницу между добром и злом, узнавал о самом важном: что на свете есть дружба, любовь, честь.



Зачем нужны сказки детям?

Зачем нужны сказки? Чтобы научить ребенка мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Человек, почувствовавший искру своей души в детстве, вспомнит об этом в самые темные моменты жизни, и внутренний свет укажет ему верную дорогу. Именно потому встарь люди сами стремились к знаниям, а нынче дети, с ранних лет обучающиеся сложным наукам, когда подрастают, уже не хотят знать ничего. Удивительно ли это, если они не чувствуют света собственной души?

Зачем нужна сказка современному человеку?

«Детишки, смеясь, откусывая ломтики ароматного печенья, стайкой промчались к последнему дому в деревне, чтобы посыпать крошками поле. И встали как вкопанные завидев высокого длинноволосого старика, уже ступившего на деревянные мостовые.
- А я знаю, кто это, - зашептала старшая белобрысая девчонка, которую все кликали Веснянкой. - А вам не скажу, приглашу его к нам на постой, вечером и узнаете! Старик как слышал всё, подошел поближе, взял узкую девчачью ладошку в свою и сказал неожиданно густым напевным голосом;
- Ну, веди, красавица, к отцу своему, давно его не видал, есть о чем погутарить вместе!
- Боян пришёл, - радостно перекликались жонки, а мужики подкручивали усы и улыбались. Вечером, кто пришел первым к старосте в избу, тот занял лавки, а кто припозднился, остался смущённо стоять.
- Споёшь ли гость дорогой, сыграешь ли нам на своих гуслях? - это Старостина жонка, матушка Веснянки, добавила гостю ещё пирога с брусникой да подлила чаю.
- Как не спеть, коли слушать хотите!
- Весну зовём нынче, спой про любовь, Боян сладкоголосый! Или как сам выберешь.
И зазвенели гусли переливчатым звоном, и перед очарованными слушателями уже не старик в белом одеянии, расшитом красными узорами, а волшебные картины минувшего…»

Так встарь встречали на Севере сказителей. Умение петь былины и рассказывать волшебные истории ценилось наравне с мастерством ремесленников или охотников. На Русском Севере известны целые династии сказителей. Когда ученые открыли для себя чудо северной сказки, наши бабушки и дедушки, певцы былин, даже приезжали в столицу и собирали там целые театральные залы. Можете ли вы представить себе, чтобы полный зал людей собрался послушать волшебную сказку?



Встарь понимали пользу сказок не только для детей, но и для взрослого человека

Зачем нужны были сказки взрослым, образованным людям? Северные былины, длинные и размеренные, настраивали на особый лад, успокаивали разум. Истории славянских Богов и героев взрослым часто даже ближе, чем детям. Там, где ребенок услышит только волшебную сказку, взрослый может заметить мудрый урок. Польза сказки в том, что она помогает увидеть свою жизнь иначе, взглянуть на свой путь с высоты, куда поднимается душа вслед за словами сказителя, и увидеть верную дорогу там, где раньше был тупик.

Зачем нужны сказки именно вам?

Здесь у каждого будет свой ответ. Кто-то хочет познакомиться с народными традициями, древними обычаями, описание которых сохранилось в северных сказках. Кто-то хочет научить детей мудрости и сызмальства познакомить со славянскими мифа. А кто-то и вовсе не осознает, чем ему так нравятся сказки, но каждый раз после их прочтения чувствует, что готов жить радостно и творить добро.

А также читайте:

Мне думается, что современный человек по своей сути ничем не отличается от человека прошлого, позапрошлого веков, от своих праотцев. Достаточно открыть «Ветхий завет», чтобы убедиться: за тысячи лет люди не изменились. Нас по-прежнему борят страсти. Народ хочет хлеба и зрелищ, комфорта, богатства, удобств. И лишь малая толика людей жаждет Истины, а обретя ее, готова отдать за нее все. Господь сказал, что Он есть Истина и Жизнь, но труден путь, ведущий к Нему. Дорога к Истине, к Богу, к спасению души вымощена множеством камней, и сказка – один из них.

Самый хороший учитель – это пример. И наши предки передавали из уст в уста подвиги героев, рассказывали детям о жизни святых подвижников. Каждый народ бережно хранил и передавал в наследство бесценные сказания о богатырях – защитниках родины, о чудесных исцелениях по молитвам к святым, о великих битвах, о победе добра над злом. Именно на таких примерах проходило становление детских характеров.

Я очень люблю сказку. Сказка – зерно, сказка – народная мудрость, сказка – добрая помощница, сказка – добрая душа, сказка – нянька, сказка может заставить смеяться и плакать, грустить и радоваться, но самое главное: сказка помогает научить ребенка сопереживать, думать, работать сердцем. Сказка до конца дней оставляет на его душе свою печать и очень важно, чтобы под ней оказался сосуд с благоухающим миром, а не кривая кринка с дурно пахнущей жижей, способной измазать все и вся. Кто какие сказки читает, то из него и вырастает. А теперь вы ответьте на вопрос: «Зачем современному человеку сказка?». Сказочница Ирина Рогалёва.