Роль молодежных субкультур в обществе. От хиппи до эмо, или как не перепутать панка с готом

Готы, панки, рокеры, эмо, хиппи, скинхеды – все эти субкультуры разнятся не только по пропагандируемым принципам и внешним проявлениям, но и по стилю жизни как таковому. Но если хиппи от скинхеда мы отличим без труда, то готы и эмо имеют немало схожих черт. Попробуем внести ясность и разграничить данные направления.

Определение

Готы — субкультура, появившаяся вследствие панк-движения в Великобритании в конце 1970-х годов.

Эмо — молодежная субкультура, возникшая в 1980-х годах в США благодаря приверженцам одноименного стиля музыки.

Сравнение

Термин «эмо» произошел от прилагательного «эмоциональный». Главным правилом для представителей данной субкультуры является открытое выражение собственных эмоций. Зачастую это ранимые и даже депрессивные люди, которым свойственно чувственное мироощущение. Эмо нередко сравнивают с субкультурой готов, что вызывает откровенный протест как у тех, так и у других. Их основными сходствами считаются любовь к черной одежде, романтизация смерти и депрессивность. Однако и различий между ними тоже немало. Так, для готов характерна так называемая кладбищенская эстетика – они зачастую увешивают себя различными амулетами в виде крестов, черепов, пауков и т.д. Эмо же предпочитают дополнять свой образ разноцветными браслетами, крупными бусами, напульсниками, значками.

Субкультура готов представлена людьми в возрасте от 15 до 45 лет, а порой и старше. Эмо же – чисто молодежная субкультура, распространенная среди подростков. Внешний вид подростков-эмо отвечает их возрасту: одежда с детскими рисунками и массивные украшения в волосах, мягкие игрушки как постоянные спутники представителей данной субкультуры. Имиджу готов соответствует черный цвет в одежде, эмо же разбавляют его жизнерадостным розовым. Первые носят длинные распущенные волосы, вторые отдают предпочтение коротким стрижкам с косой рваной челкой, доходящей до кончика носа и закрывающей один глаз.


Эмо

Таким образом, эмо, в отличие от готов, нельзя назвать культурой с сугубо отрицательной энергетикой. Хотя ее представители и имеют немного депрессивное мировосприятие, но в глубине души признают, что мир весел и ярок. Кроме того, эмо не приветствуют обращение к темным силам и мистике. Они стремятся к спокойному и мирному существованию. Готы – более жесткая субкультура, интересующаяся всем, что имеет какое-либо отношение к смерти. Ее представители считаются ярыми приверженцами правды, любят рассуждать и пытаются глубоко осмыслить действительность. Они всегда стараются отстоять свое мнение и доказать, что их позиция имеет право на существование. Эмо же – ранимые личности, не способные противостоять негативу со стороны.

Выводы сайт

  1. Субкультура готов представлена людьми в возрасте от 15 до 45 лет, эмо же чисто молодежная субкультура, распространенная среди подростков.
  2. Для готов характерна так называемая кладбищенская эстетика – амулеты в виде крестов, черепов и т.д. Эмо дополняют свой образ разноцветными аксессуарами, напульсниками и значками.
  3. Готы пропагандируют исключительно черный цвет в одежде, эмо разбавляют его жизнерадостным розовым.
  4. Готы носят длинные распущенные волосы, эмо отдают предпочтение коротким стрижкам с косой рваной челкой, доходящей до кончика носа и закрывающей один глаз.
  5. Готы – более жесткая субкультура, интересующаяся всем, что имеет какое-либо отношение к смерти. Эмо же, несмотря на свою депрессивность, в глубине души признают, что мир достаточно весел и ярок.
  6. Готы считаются ярыми приверженцами правды, стремящимися всячески отстоять свою точку зрения. Эмо – ранимые личности, не способные противостоять негативу со стороны.

Во все времена молодежь объединялась в различные неформальные движения. И во все времена, старшие поколения не могли понять «куда катиться молодежь». Если проследить историю молодежных движений 20 века, можно сделать забавные выводы.

В наше время доминируют такие неформальные молодежные движения, как готы и эмо. О них много слухов, мифов и не всегда все, что о них говорят, есть истина. Однако, выросли эти неформалы, как вы понимаете, не на пустом месте, и поэтому предлагаю вернуться в историю, чтобы проследить, откуда, как говориться, ноги растут.

Далеко забираться не будем, начнем, например, с 40-ых годов. В эти годы царствовала советская молодежная субкультура под названием Стиляги , имевшая в качестве эталона западный образ жизни. По сути эта субкультура стала для многих молодых людей психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет.

Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали.

Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, смешон: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях. Впоследствии, внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук - «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», если помните фильм «Дневник Бриджит Джонс», вот там мама главного героя подарила ему такой же.

Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить прическу «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бедра.

Стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. И, несмотря на угасание в конце -концов «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодежных неформальных объединений.

Параллельно со стилягами стало развиваться такое движение, как Битники . «Родиной “поколения разбитых» стала Калифорния, самая благодатная часть Америки, давшая миру спустя два десятилетия Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, «Greatful Dad», «Джефферсон Эйрплэйн» и психоделический рок.

К сожалению, в своем протесте, в своей агрессивности, в своих фантазиях битники зашли слишком далеко. Они начинали с того, что рассматривали себя как отверженных общества, поклоняющегося враждебной культуре, как провозвестников нового отношения к тому, что считать благоразумным и этичным, как художников, которые творят лишь для самих себя и не ищут признания и славы. Битники взяли слишком высокий «аккорд», их протестующие голоса были так громки, так надрывны, что, в конце концов, сорвались на фальцет. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они выкинули себя за шиворот, - уход от него, уход в себя, в «другие сферы», в дзен-буддизм, в «радостную преступность», в вызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики.

Те времена были развеселые. Уже взорвали атомную бомбу, уже вовсю свирепствовала «холодная» война и сенатор Маккарти со товарищи, клеймившие и изничтожавшие вовсю «коммунистическую чуму» и «краснуюзаразу» (к таковым были причислены наркотики, гомосексуализм, а позднее и рок-н-ролл). А тут как раз, очень вовремя и кстати, Кен Кизи, будущий автор “Полета над гнездом кукушки”, открыл возможность немедикаментозного применения сильного галлюциногена ЛСД, ранее применявшегося в психиатрии для лечения маниакальных психозов. Именно на этих «таблетках от жизни», воспетых «Beattles» в песне «Люси в небесах с алмазами», и вырос причудливый рахитичный уродец - американское авангардное искусство, как Хиппи .

Сопливая романтика Керуака была с восторгом принята первыми хиппи, которые довели ее до абсурда. Бессмысленные худосочные «цветы», длинноволосые «непротивленцы», любвеобильные пацифисты с их примитивным «Make love not war!», адепты «свободной любви» - все они основательно потоптали американские дороги с рюкзаками за спиной, понаписали килограммы стихов, понаделали кучи любви, насовершали странных и неожиданных поступков.

Пpоблема «отцов» и «детей» вечна как этот далеко не лучший из миpов. Меняются лишь фоpмы ее пpоявления. И все же то, что пpоизошло в 60-х,выходило за pамки пpивычных пpоявлений детского непослушания. Десятки тысяч молодых людей в Стаpом и Hовом свете одновpеменно поpвали демонстpативно с укладом жизни своих pодителей, попытались выpваться из клетки повседневного, одуpяющего своей монотонностью бытия, стенами котоpой были вполне мещанские добpодетели: Деньги, Благосостояние, Умеpенный консеpватизм, Каpьеpа.

Была пpедпpинята попытка опpокинуть сложившиеся ценности, возвестить о наступлении новой эpы - Эpы Любви. Молодежь хотела иных взаимоотношений между людьми, отношений, где не было pасчета; она жаждала миpа, где человека пpинимали бы целиком, со всеми его достоинствами и недостатками, где его любили бы только за то, что он есть.

В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарльза Менсона в конце 1960-х годов.

Продолжателями хиппи (любивших фольклор и путешествия автостопом) можно назвать фолкеров и автостопщиков . Cамым известным автостопщиком нулевого рода в шутку называют Ломоносова, несмотря на то, что эта часть его биографии скорее легендарна. Изначально автостоп носил стихийный характер. Позже большую роль в продвижении мирового автостопа сыграл хиппи, так как автостоп давал им возможность путешествовать и знакомиться с разными людьми, не тратя денег, которых у них обычно и не было.

Когда популярность этих движений пошла на спад, многие, кто раньше причислял себя к детям цветов, стали уходить в другое зарождавшееся движение, а именно движение Панк .

Наиглавнейший атрибут панка, по которому его сразу можно узнать, – прическа «ирокез». Ирокез, который обычно выкрашен в радикальный цвет, панки ставят вертикально при помощи расчески и хозяйственного мыла. На улице в будний день, конечно, такое не встретить. Но зато на рок-концертах и фестивалях, особенно летних, которые часто проходят под открытым небом, это «чудо» узреть вполне можно. Панки носят в ушах булавки, ходят в рваных джинсах, футболках с названием любимой группы и кедах. Хотя чаще им все равно, что на них надето.

Панк-рок как стиль начал формироваться в середине 60-х. На волне популярности рок-н-ролла, особенно Beatles, в Америке появились группы местного значения, которые играли простую, может, не очень качественную, но "свою музыку". Этот период вошел в историю как "гаражный рок". Именно во второй половине 60-х начали играть МС5, Velvet Under - ground, The Stooges. Эта тройка, в отличие от хиппи, жестко ставила вопросы наркомании, половых извращений и безвыходности молодежи. Небезызвестный Игги Поп первым начал прыгать со сцены в зал, раздеваться и раздирать кожу в кровь. Но официальной датой рождения панк-рока стало 6 ноября 1975 года, когда в Лондоне состоялось первое выступление Sex Pistols. Концертдлился всего 10 минут - шокированные сотрудники больше не выдержали и вырубили электричество. Но лавину было уже не остановить.

Десятилетие иллюзий 60-х сменилось холодным душем 70-х. Панки протестовали против всего. В кожаных куртках и разорванных джинсах, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившимися разноцветными хайерами, с лицами, размалеванными краской, с цепочками от унитаза на плечах, толпы подростков оккупировали улицы, подворотни, пабы и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению полицейским, задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Черный цвет анархии - их цвет. Если хиппи были "за"- за мир, за свободу, за любовь, то панки были тотально против. Против всего. Легенда гласит, что когда Андрей Панов (он же Свин) в 1978 году услышал Sex Pistols, то тут же решил создать свою панк-группу. Ее название вполне соответствовало стандартам западных коллег: "Автоматические удовлетворители"(АУ). Выступления группы были скандальны, музыка плоха, а тексты злы, однако вокруг нее собиралось много людей, причем в начале 80-х в эту тусовку входил и Виктор Цой.

АУ закончили свое существование в 1998 году после смерти лидера. В 80-х появились "АукцЫон", "Сектор Газа" и кумир наших панков "Гражданская Оборона" во главе с Егором (Игорем) Летовым, и это не говоря уже о множестве команд, оставшихся известными лишь ограниченному кругу.

ГрОб ("Гражданская Оборона"), как и ряд других групп из Сибири, относят к так называемому "сибирскому панку", самому русскому - поэтичному и мрачному. Именно они и сформировали образ российского панка, не столь эпатажный, как у западных коллег, но более искренний.

С приходом в страну шоу-бизнеса панк-движение раскололись. Ныне в лидеры выходят уже упомянутые "Король и Шут", "Тараканы" и "НАИВ". Наш панк - это человек, не верящий в политику и политиков, в светлое будущее, старающийся быть непохожим на окружающих и живущий сегодняшним днем. Знающие люди говорят, что облик панка, ну хотя бы ирокез на голове, дает несравненное ощущение свободы.

Готы.

Представители готической субкультуры зародились в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке, мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, любовь к хоррор-литературе и фильмам.

Ранние готы отличались от панков лишь чёрным доминирующим цветом одежды и волос (с вставками белого, красного, синего или пурпурного) и серебряными украшениями. Они носили рваную одежду и даже ирокезы, хотя у готов ирокез был обычно чёрным и намного шире, чем у панков (выбрит только по сторонам, на висках). Также готы часто использовали в одежде сетку (как правило, рукава у мужчин) и имели оригинальный стиль мэйк-апа: очень белое лицо с большим количеством черной подводки для глаз (и мужчины и женщины). Волосы обычно были закручены и начесаны. Первоначально у мужчин были короткие и начёсанные волосы, но ближе к концу 80-х длинные черные волосы стали предпочтительнее, и теперь сбритые по сторонам и торчащие кверху волосы у готов можно встретить значительно реже, чем длинные ниспадающие. Мэйк-ап остался частью имиджа, но одежда разнообразилась: теперь некоторые носят одежду с влиянием 18-го или начала 19-го века, другие носят винил, кожу и сетку. А некоторые из них носят и то и другое, хотя редко одновременно. Черный и белый остаются доминирующими цветами, хотя иногда еще появляются красный, синий, пурпурный или зеленый (чаще у кибер-готов).

Готы идеализируют смерть, но при этом тоже любят жить, только с надрывом. Суть их идеологии - смакование боли и страданий, так что смерть надо еще выстрадать. Позитив в общем понимании ничего не значит для настоящего гота. Наоборот, ему приятно упиваться своим несчастьем, реальным или надуманным. Проблемы в жизни помогли создать свою философию, в которой счастливые представляются ограниченными, а несчастные - свободными. Обратное понимание вещей - способ выразить себя и найти свое место в жестоком мире. В этом понимании уныние - не христианский грех, а естественное состояние.

Риветхед , (от английского Rivethead - клепаная голова)- молодежная субкультура, образовавшаяся в конце 80-х/начале 90-х, в США, на базе поклонников музыки в жанре индастриал. В некоторых источниках утверждается, что риветхеды являются неким подобием кибер-готов. Рассвет этих движений приходится примерно на одно и то же время. Но всё-таки это разные понятия. Риветы являются более агрессивной субкультурой в отличие от готов, как во внешнем, так и во внутреннем плане. У риветхедов в одежде преобладают: милитари стиль, плащи. В музыкальном плане риветы являются менее клубной субкультурой, которая не ограничена своими музыкальными предпочтениями в индустриальной музыке.

Металлисты - молодёжная субкультура появилась в 1980-е годы. В отличие от субкультур готов и панков, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые считаются характерными для представителей субкультуры. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны. Но это, в общем, не имеет никакого значения, субкультура и не затрагивает религию...

Известна давняя связь культуры металлистов с культурой байкеров . Мотоциклы и скорость вообще воспеваются метал-группами как символ силы и независимости, поэтому мотоциклетное хобби распространено среди металлистов. В свою очередь, среди байкеров хэви-метал является наиболее популярной музыкой. Металлисты не ассоциируются с употреблением определенных наркотиков (в отличие от растаманов и хиппи), но считаются склонными к употреблению алкоголя.

В 80-е годы мода в мире металла во многом определялась популяностью глэм-металла, то есть в ней было много «цветных» вещей вроде белых, «тигровых» кожаных курток, белых кроссовок, но в конце 80-х начале 90-х сформировался распространенный поныне более «суровый» и в конечном итоге практичный, пригодный для ношения «в быту» гардероб по принципу «черная джинса плюс косуха». В последнее время всё чаще в одежду металлистов стал проникать разнообразный армейский камуфляж. Особенно любимы такие вещи как камуфляжные армейские штаны и шорты, которые носятся вместе с чёрной футболкой, имеющей логотип одной из металлических команд. Но не стоит путать металлистов с риветами, поскольку камуфляж является основным элементом одежды многих индустриальщиков. Так же современные металлисты носят кожаные перчатки с обрезанными пальцами, часто в перчатки вставляют заклёпки либо шипы.

Однако одежда не является основным атрибутом представителей данной субкультуры. Среди поклонников тяжелой музыки немало тех, кто равнодушно, иронично, а то и отрицательно относится к «дресс-коду» принятому в тусовке, но при этом не меньше интересуется непосредственно музыкальной составляющей.

Скинхеды (или скины) собирательное название представителей молодежного движения. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры.

Возникновение этого движения (в первоначальном виде) произошло в Англии, в конце 1960-ых, и тесно связано с другой Английской субкультурой этого периода- модами, а так же с ямайской эмигрантской молодежью и популярной в их среде музыкой того времени –реггей. Новый бум скинхед движения, можно отметить и в новом веке. Начиная с конца 1990 начала 2000 года произошел мини-взрыв на европейской ска-сцене - появилось множество релизов, большинство которых, хотя и разительно отличалось по качеству от продукции конца 1960-ых, но были ориентированы на скинхедов, как целевую аудиторию. Германия была центром бума.

В основном, внешний вид скинхедов можно охарактеризовать, как "ботинки и подтяжки" - одни из основных элементов повседневного стиля скинхедов. Все они были одеты одеты в отбеленные Левайс, Dr. Martens, короткий шарф, завязанный на манер галстука.

Короткая стрижка - ещё одна часть внешнего вида. Этот стиль был позаимствован у модов, которые в свою очередь позаимствовали короткую стрижку у вест-индийцев.

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

Традиционные скины - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), антирасизм и аполитичность.

Шарп (Skinheads Against Racial Prejudices ) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились как противоположность НС-скинхедам, но остались аполитичными. «Отряды мщения, справедливости и братства».

Раш (Red & Anarchist Skinheads ) - «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма и анархизма.

НС-скинхеды - крайние националисты и расисты, ратуют за идею превосходства белой расы. Кроме частичного повторения внешнего вида, не имеют ничего общего с традиционными скинхедами. Противники НС-скинхедов называют их «бонхедами» (boneheads - «костяные головы», «болваны») для того, чтобы не путать со скинхедами.

Гей-скинхеды (Gay skinheads ) гомосексуалисты, для которых эстетика скинхедов служит сексуальным фетишем.

Зачастую движение скинхедов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

Ну и, наконец, Эмо , культура, которая сейчас лидирует среди неформальных движений. Как и все новомодное стиль Эмо не стал исключением и оброс целой кипой всевозможных слухов и сплетен, вокруг него стили формироваться самые невероятные стереотипы.

Все что сегодня используется под общим брендом ЭМО, это всего лишь удачная интерпретация менеджером и промоутеров известной в свое время группы «Embrace», которая блистала в первой половине 80-х годов прошлого века. Группу отличала особая эмоционально-лирическая музыка среднего темпа со значительным количеством гитарных поп-приемов. Все это стало основанием для рождения нового стиля движения sXe, которое быстро завоевывало популярность среди как эмокорщиков, так и хардкорщиков.

Отдельно стоит выделить малоизвестный сегодня коллектив под названием Emotion Boys (ЕВ). Его вокалист, Джон Вайер носил имя ИМО, в англоязычной версии Еmo. Трудно кому удавалось что-то противопоставить красивым и стильным мальчикам, которые к тому же еще и страстно пели о безответной любви, разбитых и растерзанных чувствах. И на пике популярности имя главного исполнителя, точнее, его сокращенное прозвище стало переходить на всех участником и ассоциироваться уже не с одним человеком, а с целой группой. А это уже рождение стиля. Так оно и получилось.

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам, бантики. Для создания этих причесок эмо тратят баллоны фиксирующего лака для волос.

Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно. И юноши, и девушки красят губы под цвет кожи, используют светлый тональный крем, а глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице.

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующее -яркие цвета считаются допустимыми. Наиболее типичная одежда это узкая, обтягивающая футболка, узкие джинсы чёрного или пепельного -синего цвета, возможно, с дырками или заплатками. Чёрный или розовый ремень (часто из кожезаменителя по причине приверженности некоторых эмо -кидов к вегетарианству) с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой. Кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными своим особым способом и клетчатая косынка- арафатка на шее.

В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от английского true - правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке - называют «позёрами» . Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо» . Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки - характерную черту внешнего вида эмо-кидов.

Эмо-субкультура становилась объектом критики. Противники её считают, что эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.

Однако, как бы мы не боролись с молодежными неформальными движениями, они, как вы уже поняли, были, есть и еще будут. Интересно, какое движение нам ждать в будущем? Может быть, мы потенциальные его лидеры?

Не забудь рассказать друзьям


Это беглый и не слишком серьезный иллюстрированный обзор типажей, составляющих готическую субкультуру. Да, именно так: в рамках этого движения можно выделить множество подтипов. Готика не является, и никогда не была целостной субкультурой ни с точки зрения моды, ни с точки зрения музыки. Есть готы, любящие исторические костюмы и медленную, атмосферную музыку, а на другой стороне медали находятся те, кто носит причудливые, фантастические наряды и танцует под быструю электронную музыку ночи напролет. И между ними - огромное разнообразие стилей. Естественно, каждый гот уникален, у каждого свой собственный стиль одежды, музыкальный вкус и чувство прекрасного. Потому эти иллюстрации и называются именно «[стерео]типы»: они описывают стандартизированные образы, которые можно выделить из всего разнообразия готического общества.

Вечный вопрос: что же такое готика? Несмотря на то, что существует множество разновидностей готов, их можно объединить по следующим принципам:
1. Преобладание черного цвета.
Это, пожалуй, единственное, что роднит всех готов. Несмотря на исключения, подавляющее большинство носит черную одежду, красит волосы в черный, подводит черным глаза и вообще предпочитает вещи черного цвета. Даже те из них, кто носит очень яркие цвета, вроде кибер-готов, сочетают их с черным.
2. Увлечение «тьмой».
Другими словами, особенность эстетики готов заключается в том, что мрачные вещи они считают красивыми или интересными. Это может проявляться в любви к готической литературе, ужасам, старым пугающим домам, церквям и кладбищам, книгам и искусству, рисующим будущее в темном свете, и, конечно, интересе к смерти.
3. Любовь к готической музыке.
Это очень скользкая тема: какая музыка может называться готической? Насчет пост-панк групп 80-х вроде Bauhaus, Sisters of Mercy, Siouxsie and the Banshees сомнений обычно не возникает, но если копнуть глубже, то становится понятно, что ничего не понятно. Принято считать готичными определенные музыкальные жанры вроде дарквейва, этереала, готик-рока, индастриала и EBM, но некоторые пуристы отказываются их признавать. А ведь со временем появляется все больше групп (особенно металлических), чья «готичность» ставится под сомнение.
Все усложняет и то, что различные готические жанры даже звучат по-разному: Death Rock и EBM - это же небо и земля. Тем не менее, у них есть общее: мрачность. Почти вся готическая музыка может быть описана как «мрачная», музыки ли это касается или лирики.
4. «Альтернативный» стиль жизни
Под «альтернативностью» имеются в виду вещи, которые люди обычно не делают. Готы, в общем, ходят пообщаться в другие бары или клубы, увлекаются другими вещами, носят другую одежду, и даже профессии у них зачастую необычные.
Это, конечно, касается всех субкультур, в частности, связанных с музыкой, например, панков или хиппи. Но готика склонна смешиваться с другими субкультурами до такой степени, что часто становится невозможно провести четкую границу, вот почему существует такое разнообразие готов.
Эти четыре пункта описывают в общих чертах сферического гота в вакууме: если человек носит странную одежду черного цвета, любит все мрачное, включая музыку, и ведет необычный образ жизни, его рано или поздно сочтут готом.
Традиционные готы.
Собственно готы. Вне зависимости от того, застали они восьмидесятые или нет, предпочитают готику в самом раннем ее понимании: когда она только начала ответвляться от панка.
Традиционные готы молятся на первые готические группы: Bauhaus, Siouxie and the Banshees, The Sisters of Mercy - все, что играло в известном клубе Batcave; как младших божеств чтят и другие влиятельные группы, например, Velvet Underground .
Их стиль, естественно, основывается все на том же периоде влияния панка: сетка, кожаные куртки, пирсинг - в комплекте с щедрым макияжем, начесами и элементами бондажа. И, конечно, много черного. Если традиционный гот не занят прослушиванием своей обширной музыкальной коллекции, он, скорее всего, наслаждается коктейлем "Укус черной змеи" и гвоздичной сигаретой в местном готическом пабе или клубе.
К сожалению, традиционные готы склонны считать, что готика мертва, и не находят особого утешения в современной сцене. А чего большинство из них терпеть не может, так это новые жанры вроде EBM.

Романтические готы.
В то время как традиционные готы тащатся от стиля 80-х, романтические готы предпочитают темный, чувственный и таинственный мир готики, созданный викторианской литературой и фильмами с подобной атмосферой. Иными словами, их образ скорее можно назвать "готическим", нежели "готичным". Для них характерны бархатные и кружевные одежды (часто в духе Средневековья или викторианской эпохи) и особенная любовь к поэзии и литературе.
Таким образом, не слишком удивляет эмоциональность, креативность и мечтательность романтических готов. Образчики изысканной красоты для этих созданий - мертвые розы, заброшенные кладбища и старые черепа. Музыка, которую они предпочитают, создает скорее задумчивую, чем пугающую атмосферу, и включает элементы этереала, даунтемпо (Love Spirals Downwards ) и фолка (All About Eve, Faith and the Muse ). Пользуются успехом The Sisters of Mercy и The Cure , и, конечно, атмосферная классическая музыка, особенно Бах и Вагнер.

Кибер-готы.
Кибер-готы представлят собой полную противоположность готов: они любят яркие неоновые цвета, футуризм, технологии, и слушают танцевальную музыку, весьма далекую от готик-рока.
Почему же их вообще называют готами? Возможно, потому что их музыка развилась из индастриала, экспериментальной электронной кузины готики. Возможно, тексты песен их любимого стиля (Electronic Body Music, или EBM, например, VNV Nation ), слишком глубоки и депрессивны для других любителей танцевальной музыки. Возможно, потому что у них странные прически.
Обнаружить кибер-гота несложно: с этими своими безумными хвостиками, сварочными очками, причудливыми нарядами, нью-роками на гигантской платформе и различными светящимися украшениями они наиболее заметны в любом клубе.
Несмотря на то, что они самые яркие представители субкультуры, другие готы их не любят. Хотя нельзя отрицать, что кибер-сцена сейчас в расцвете и становится все более популярной.

Фетиш-готы
Эксцентричные сексуальные наклонности были частью готической культуры с самого начала, когда группы вроде Bauhaus стали включать в сценический образ цепи, кожу, сетки и элементы бондажа. Этот стиль (и образ жизни) остается популярным до сих пор, а у современных фетиш-готов выбор сексуальных нарядов гораздо больший. Также среди них популярны татуировки, пирсинг и различные виды бодмода. В прикроватной тумбочке почти любого фетиш-гота можно найти наручники, маску или кляп и какое-нибудь приспособление для порки.
Практически у любой готической группы есть хоть одна песня о сексуальных извращениях, так что у фетиш-готов нет особых музыкальных предпочтений, хотя самая подходящая атмосфера, пожалуй, у нью-вейва и индастриала 80-х (Depeche Mode и Throbbing Gristle соответственно).
Считается, что стереотипный фетиш-гот попробовал все хотя бы раз: в любом месте, в любой позе, с любым полом. По крайней мере, они хотели бы, чтобы вы так думали.

Хиппи-готы
В мире готических стереотипов можно выделить две группы: те, кто считает хиппи до отвращения оптимистичными, и хиппи. Относительно распространенный вид, типичные хиппи-готы любят природу, исповедуют язычество и/или викканство и/или различные учения нью-эйдж, скупают свечи, кристаллы, ароматические палочки, карты Таро и остальной ассортимент местных мистических магазинчиков. Главное отличие хиппи-готов от собственно хиппи заключается в преобладании во внешности первых черного цвета и оккультных символов.
Как и хиппи, они часто являются вегетарианцами или веганами, преданными защитниками природы или прав животных. А когда не заняты сражением за мир во всем мире, они обычно развлекаются, поглощая огромные количества еды и выпивки и бегая ночью по полям под видом "древнего кельтского ритуала".
Что касается музыки, помимо обычного фолка и нью-эйджа, хиппи-готы предпочитают медитировать под дарк-фолк (Faith and the Muse ), этереал (Cocteau Twins ), языческий рок (Inkubus Sukkubus ) и наиболее психоделичные группы 80-х (Tones on Tail ).

J-готы
Возможно, J-готов вообще не следует называть готами. Хотя на наряды модников из Харадзюку существенно повлияло западное готическое движение, J-готы приходят в эту субкультуру другими путями: через косплей (переодевание в любимого персонажа) аниме или через специфически японское альтернативное направление: Visual Kei, начало которому, как считается, положила японская рок-группа X-Japan .
Звучание групп, играющих в стиле Visual Kei, может сильно различаться: от тяжелого (Dir-en-Grey ), до напоминающего приторный евро-поп (L"Arc-en-Ciel, Malice Mizer ). Что на самом деле имеет значение, так это внешний вид участников, которые смешивают готику, панк и глэм в неповторимое андрогинное сочетание. Очень часто группы состоят из одних парней, которые стремятся выглядеть как можно более женственно (вплоть до собственно переодевания в женскую одежду).
Со временем порочный круг замкнулся, и теперь уже на Западе многие перенимают японские элементы стиля. Самый популярный и характерный из них, бесспорно, стиль "готической лолиты" (смесь готики, викторианской моды, Алисы в стране чудес и французской горничной), который уже успешно влился в западную культуру.

Риветхеды
Риветхеды, они же индастриал-готы, часто не признают себя готами, хотя покупают диски и одежду в тех же магазинах и с удовольствием ходят в те же готические клубы. Сам стиль родился, когда группа Throbbing Gristle создала собственный лейбл, Industrial Records, для нового и необычного жанра экспериментальной электронной музыки. Некоторые риветхеды до сих пор считают единственными годными представителями индастриала группы вроде SPK и Leather Nun , появившиеся тогда, в ранних 80-х.
Тем не менее, современный индастриал напоминает более мрачную версию кибер-готики. Риветхеды вполне могут слушать дарквэйв-группы, звучащие, как утяжеленный EBM (Wumpscut, Skinny Puppy ), и даже коммерческий индастриал-метал (Nine Inch Nails, Ministry, KMFDM ).
Стиль одежды также напоминает кибер-готов, но он более монохромный и менее утонченный, часто милитаризованный. Неоспоримый факт: на образ многих риветхедов повлияли научно-фантастические фильмы вроде «Матрицы» - отдельные экземпляры не снимут свои черные плащи даже в самом жарком клубе.

Феномен субкультуры в России стал популяризироваться после того, как в 90-е годы Советский Союз потерял свою значимость, а власть полностью перешла к капиталистам и людям в «малиновых пиджаках». В Казани в начале 2000-х были популярны разные виды молодежных культурных направлений. Но в одночасье поколения казанских эмо, готов, рокеров, куда-то подевались, а их стиль жизни и эпатажное самовыражение забылось.

Enter встретился и поговорил с бывшими представителями неформальной молодежи об излюбленных местах тусовок, о том, чем их увлекала субкультурная среда, и как неформальная культура повлияла на их дальнейшую жизнь.

Дмитрий Сагдеев

аспирант, 23 года

В прошлом хикки

«Это был мой осознанный выбор, он помог мне найти себя в социуме»

Изначально субкультуры, происходящие от музыки, в России, да и во всем мире, возникли как форма протеста. Но для многих людей, в том числе в Казани, это было больше самовыражение, способ выделиться из общей серой массы. Люди с одинаковыми взглядами стали объединяться в сообщества, образуя некие шаблоны стиля жизни. Периодически случается так, что под влиянием общественных процессов быть причастным к некоторым субкультурам становится модным. Как правило, именно подростки стараются следовать канону направления и отличаться от остальных за счет интересов, стиля одежды, тематической атрибутики. И казанцы в начале 2000-х не упустили возможность следовать тенденциям выделяться из толпы формальных людей. Массовость различных молодежных тематических направлений в Казани, да и в целом в России, началась в 2005-2006 году, я тогда учился в 7 классе.

Меня сложно причислить к какой-либо конкретной субкультуре - большую часть своей жизни я был где-то на грани между хикки и эмо. Хикки (хикикомори) - японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от жизни внутри социума. Каждый пятый в моей школе был не таким как все, то есть неформалом. Популярные в то время готическое направление или эмо-культура мне были не по душе. В виду наличия некоторых проблем в общении с формальной частью молодежи (я экстерном закончил 4 класс и был на год младше моих одноклассников), я замкнулся в себе, и как-то так само сложилось, что я стал хикки. В то время как раз начал бурно развиваться интернет, и, не находя понимания среди моих ровесников, я стал по большому счету жить в интернете, общаться с подобными мне хикки на тематических ресурсах. Возможно, отчасти это помогло мне прекрасно закончить школу (может быть, потому что не шлялся по дворам с сигаретами в кармане), а в дальнейшем и вуз с красным дипломом.

Сейчас я третий год учусь в аспирантуре на химика и год назад создал свою музыкальную рок-группу «Не выходи из комнаты». В отличие от многих других повзрослевших последователей тех или иных субкультур, я не жалею о прошлом, ведь мне нравилась моя жизнь. И по прошествии лет, я понял, что направление хикки мне больше помогло, нежели тормозило мое развитие.Это был мой осознанный выбор, он помог мне найти себя в социуме. В то время социальные сети только набирали популярность и для меня, как для хикки, это было очень кстати. У нас не было отдельных тусовочных мест, что, в принципе, логично исходя из домоседства. Было лишь интернет-пространство, которое позволяло найти единомышленников. Я редко выходил из комнаты, вел социофобный образ жизни. Начал писать музыку, стихи, которые в дальнейшем стали текстами моих песен. Если говорить о хикки, то эта субкультура никуда не ушла, впрочем, как я считаю, она близко соприкасается с эмо-направлением, так скажем, ее интернет-подвид. Для меня, как и для всех хикки, были характерны печальный и утомленный вид, мысли о том, что я родился некрасивым, меня никто не любит, не понимает, я одинокий и никому не нужный.

Многие хикки предпочитают носить длинную челку и красить волосы в разные цвета. В определенный момент жизни мне приходилось самостоятельно ездить до школы, что отчасти повлияло на социализацию. Я стал изучать город, познакомился с представителями различных субкультур. Таким образом, в 10-11 классе я вылез из «хикки», и, хотя, после этого многие мои знакомые причисляли меня к рядовым эмо, я не следовал их шаблонному образу. У меня никогда не было желания покончить с собой и пить алкогольную газировку, например, «Блейзер». Правда, некоторые чувства все-таки роднят меня с эмо-культурой. Например, я не скрываю свое настроение и не строю каких-то далеких планов на будущее, а предпочитаю использовать возможности, которые выпадают мне в настоящий момент. Многие представители эмо-community считают, что стать настоящим эмарем можно лишь щеголяя с пирсингом и определенным шмотом. Но лично по мне - это больше элементы так называемых «позеров» от эмо-культуры - людей, не являющихся эмо по мировоззрению, но желающих быть ими под веянием модных тенденций. Сейчас я смотрю на себя, семиклассника, и понимаю, что в целом неосознанное следование субкультуре хикки помогло мне справиться с подростковым периодом, осознать себя, свои интересы и найти место в жизни.

Полина Маршукова

предприниматель, 37 лет

В прошлом рокер

«Неформализм помог мне раскрепоститься и отойти от обыденности»

Еще со школьной скамьи я понимала, что отличаюсь от своих сверстников. Советский союз наложил отпечаток на мой характер: я мечтала выделяться среди одноклассников, но постсоветская школа не позволяла мне этого сделать. Признаться, в школьные годы я старалась быть как все, но у меня это плохо получалось. «Ну чего я боюсь? Почему я боюсь отличаться от других?», - говорила я себе. Я решила скинуть с себя этот кокон и делать то, что хочется. После нескольких лет я сняла с себя маску обычного человека, приехала в Казань поступать в «кулек» уже с зелеными волосами, в драных джинсах и с полным пониманием того, что в моей голове совсем другая философия. Для меня самым большим открытием в жизни стала рок-музыка. Я поняла, что гитара - это моя страсть. Я выбрала среди субкультур именно рок-гранж направление, потому что у людей, подобных мне, были схожие интересы. Частые разочарования в жизни и узкие рамки Советского Союза не давали мне раскрепоститься, и я нашла себя в текстах песен Курта Кобейна и группы Nirvana. Для панка я была слишком спокойной, а для хиппи - безудержной бунтаркой. Нас, кстати, многое отличает от других субкультур. В первую очередь, мы не представляем опасности для общества: вся наша идеология основывалась на песнях Курта Кобейна, путешествиях автостопом и игре на гитарах на тематических рок-сейшенах. Когда я слышу Курта Кобейна, я до сих пор отрываюсь по полной, у меня внутри все переворачивается, заводится, бурлит.

У субкультур в Казани в начале 2000-х не было никаких границ. Мы спокойно знакомились, не комплексовали, понимали, что у нас схожи не только музыкальные вкусы, но и философия одна на всех. Мы, рокеры, как правило, собирались на «сковородке» возле КФУ и на «книжке» возле нулевого километра на Баумана. После пар в институте собирались вместе и обсуждали планы на вечер. В основном, все они сводились к одному - заработать денег на пиво и сигареты. Вооружившись гитарами, мы устраивали сейшены в переходах, на центральных улицах Казани, в электричках, даже в ДК Химиков. Кроме этого, к нам на сковородку часто захаживал «молодняк», жаждущий оторваться от домашний опеки родителей. Они заболевали неформализмом, а их родители, конечно, были против этого пристрастия. Однажды родители какого-то мальчишки даже пришли на сковородку, искали свое чадо, а мы прятали его в чехле гитары и не выдавали до последнего. Атмосфера была дружная и необыкновенно романтическая. Однако порой она нарушалась конфликтами с гопниками и скинхедами. Если скинхеды - совсем отбитые на голову люди, у которых крайне развит национализм и они трогали нас по настроению, то с гопниками стабильно случались драки. Я, конечно, как девочка, была представителем красного креста, но они со своими криминальными понятиями о праведной жизни так мне надоедали, что порой приходилось самой лезть в драку, чтобы защитить своих пацанов.

Я борюсь со стереотипами и шаблонами общества. Для нас биография Курта Кобейна была некой Библией: мы ее перечитывали, находили фразеологизмы, цитировали. Один раз в электричке из Казани в Зеленодольск я забыла отксерокопированные листы книги про Курта, плакаты, значки, тетради, исписанные текстами его песен. И что вы думаете - впала в депрессию на несколько недель. Для меня это было позором - забыть реликвии своей религии в вагоне поезда. До сих пор храню все, что у меня осталось с тех лет. Я осталась неформалом в душе, во мне часто бывают порывы делать все не правилам, потому что нельзя перестать быть неформалом. Неформализм помог мне раскрепоститься и отойти от обыденности. Да, я взрослее и, безусловно, мудрее, у меня прекрасный заботливый муж и прелестная дочь, и сейчас я бы не совершила того, чем занималась в отрочестве. Однако миропонимание осталось прежним - я так же мыслю иначе и так же слушаю группу Nirvana и не могу ничего с собой поделать.

Дмитрий Кудрявцев

автомеханик, 29 лет

В прошлом панк

«Панком был, панком и останусь»

Если брать настоящих панков, которые живут в Москве или в Петербурге, - в Казани таких не было. Если даже и были, то уже в конце ХХ века они начали вымирать. В нулевых появились, так называемые в наших кругах, говнари, полностью отбивающие главную идею всего панк-направления - протест. Эти люди позорили нашу культуру своим аморальным поведением, внешнем видом и образом жизни. Да, в обществе сложился стереотип, что панки - безмозглые дикари, которые спят в мусорных баках, нигде не работают, вечно молодые и вечно пьяные. Порождение панка в 60-е годы в Англии и Америке было формой общественного протеста. На фоне безработицы, повышения цен и политической неразберихи, появились люди, которые были против системы - они и стали первыми панками. У них появились свои стили музыки, внешнего вида и одежды. Та же самая мода на косухи пошла именно с того, что в Европе простой работяга, приходящий домой, заглядывал к себе в гардероб и не находил там ничего кроме старой джинсы и своей кожаной рабочей куртки с дырявым рукавом. Прикалывал булавками рукав и какие-либо нашивки и отправлялся пить пиво в паб. Одним своим внешнем видом показывал, что он против капиталистических идей, по его мнению, разрушающих общество.

Панк всегда был бунтарем, но понимающим общественные ценности и морали. Настоящий панк никогда не выкинет окурок на землю, он обязательно найдет урну, если до нее идти метров сто. Он не нагрубит малознакомому человеку или не отнимет у ребенка игрушку ради забавы, нет. Это выдуманный общественным мнением шаблон. Кроме этого, настоящий панк избирательно подходит к музыке. Например, я различаю абсолютно разные стили в панк-роке, ведь разновидностей его множество. С уверенностью скажу, что у нас в Казани были настоящие панк-группы, например, «Бакпосев», которые могли собрать до 2000 года свою небольшую, но зато настоящую аудиторию, состоящую из одних панков. Но со временем и они стали реже давать концерты, а ребята, выросшие на панк-культуре, повзрослели. Ровно как и я, но из своей субкультуры не вырос - панком был, панком и останусь. Буду бороться против системы, которая сейчас окружила наше капиталистическое общество. Я против того, что деньги управляют этим миром. Айфоны, накаченные химическими веществами девушки, сушеные парни, люксовые тачки, бургерные и инстаграмы начали разрушать наше общество, а о том, что делают современные политики, - я вообще промолчу.

Панки - достаточно индустриальное движение, которое состоит из бедных слоев общества. Да, они не могут позволить себе излишеств, развлечений и крутых вечеринок, и сложилось у них то, что сложилось. Концерты в подвальных помещениях, посиделки в трущобах, те же самые слэмы - для нас это было развлечением, а не чем-то агрессивным и противозаконным. Места, где можно было нас встретить - это закрытый еще в 2007 году «АРТ-салон», недалеко от колхозного рынка, и в сквере напротив старого автовокзала, где торговали пленочными кассетами и первыми mp3-сборниками. Сейчас бывших панков можно встретить, наверное, только на «Фабрике Алафузова» в Кировском районе, где иногда проходят тематические сейшены панк-рока. Мы с моим другом застали настоящую панк-культуру, выросли на ее философии, основали свою группу The Rave и играем настоящий панк-рок, несмотря на то, что мне уже скоро за тридцать.

Субкультура помогла мне осмыслить свою политическую позицию, отношение к обществу и жизни, дала силы находить свою точку зрения даже в тех вопросах, где протест кажется неуместным.

Юлия Тагирова

маркетолог, 26 лет

В прошлом гот

«Все, что происходило в юности, стало бесценным опытом»

Сейчас для меня субкультура - не больше, чем просто термин из социологии. В 11 лет я увлеклась музыкой, которую не слушали мои однокашники. Не знаю, какой дьявол в меня вселился, но группы Nightwish, Lacrimosa, Evanescence поселились в моем компьютере в 2007 году и, что немаловажно, занимают место на жестком диске до сих пор. Музыкальное направление, которое ты выбираешь в осознанном возрасте, диктует правила и ритм жизни на ближайшие несколько лет. Если ты слушаешь рок и его разновидности, то ты достаточно меланхоличный подросток, который часто любит погрустить и помечтать. Если тебе нравится рэп и ты «наваливаешь бас», то ты все время проводишь во дворе и цепляешь пухленьких девчонок. Или если в 14 лет ты уже подпеваешь ребятам «расплескалась синева», то, скорее всего, ты свернул на криминальную тропинку своей жизни. Зарубежную или отечественную попсу выбирают ребята, которые говорят про себя гордо: «Мы нормальные!». Так у меня и случилось, что я ненормальная. Послушав один бэнд, другой, понимаешь, что с тобой что-то не так. Мне приглянулся gotic-rock. Одноклассники не понимали мои вкусы, родители и подавно, но на праведный путь меня уже было не вернуть (смеется, - прим. Enter). Я бесконечно читала Гарри Поттера, Эну Райс - все это подпитывало мой готической образ. Ну, а потом наступил четырнадцатилетний возраст и в бой пошла тяжелая артиллерия - я надела на себя майку с черепом, украшенную стразами, подвела глаза темными тенями и покрасила ногти в черный цвет.

Искать себе подобных было не так уж сложно: я знала, что вся неформальная молодежь кутит в центре Казани. На «шляпе» - так мы называли памятник Шаляпину - я познакомилась с готами, панками, рокерами, ролевиками. Мы проводили время вместе, играли на гитарах, пели песни и выпивали - счастью не было предела. Существует множество стереотипов по поводу того, что мы, готы, депрессивные и унылые дядьки и тетки, злые, как церберы, почитаем сатану, а распитие крови по православным праздникам - обычная наша традиция. Нет, это не так. Мы были достаточно адекватными ребятами, ничего противозаконного не делали. Да и вообще, следует различать сатанистов и готов. Воу-воу, ребята, не приписывайте меня к тем, кто делает жертвоприношения по четвергам, режет свой язык поперек и кипятком писается, когда узнает из новостей, что очередной каннибал заживо съел свою двоюродную сестру. Мы совсем с ними не схожи.

В Казани, в отличие от мегаполисов, на готов реагировали очень резко. Некоторые останавливались, показывали пальцем, осматривали с ног до головы и кричали нам вслед: «Безбожники». Обидно не было нисколько - наоборот, приятно. Ведь что нужно для счастья пятнадцатилетнему подростку? Выделиться из серой массы и чтобы тебя наконец кто-то заметил. Отметки в школе для меня не были важны. На учёбу я откровенно забивала, никогда не позволяла школе мешать моему саморазвитию. Я сильно раскрепостилась, начала писать стихи и стала грезить о своей рок-группе, что сейчас стало превращаться в реальность.

В обществе есть стереотип, что готы любят проводить время на кладбище и интересуются магией. Спроси любого: «Чем ассоциируется у тебя готы?» - он ответит: «С надгробной плитой». Насчет магии не могу с уверенностью сказать, что это так. Меня и моих друзей она не интересовала - ни черная, ни белая, ни розовая. А вот кладбище, да, - это была моя стихия, где царит атмосфера спокойствия и умиротворения. Я обожала казанские кладбища за то, что там можно было поймать вдохновение. Мы не занимались мародерством, не дурачились, просто гуляли и смотрели на тех, кого уже нет.

Готика для меня - состояние души, а меланхолия - это наше проявление ранимости. Мы были темными романтиками, истинными ценителями прекрасной, как нам казалось, музыки и литературы. Сегодня я уже не верю в субкультуры: я попала на финишную прямую в далеком 2007 году, а после субкультуры уже стали вымирать. Направление помогло мне стать более серьезной, решительно и рассудительно подходить к жизненным вопросам. Готика воспитала меня тонкой и ранимой, но в то же время взрывной и импульсивный. Я благодарна своим отроческим годам за то, что я стала такой, какой вижу себя сейчас в зеркале. Все, что происходило в юности, стало бесценным опытом.

Яна Нарыжная

студентка, 20 лет

В прошлом эмо

Для меня субкультура - это группа людей, объединенных несколькими вещами: предпочтениями в музыке (геймеров и анимешников субкультурой не считаю, они нечто большее, поэтому указываю только музыку), своим отношением к жизни и, что, наверное, наиболее заметно, внешним видом. Вообще, субкультура так или иначе противопоставляет себя моде большинства. Что там сейчас в моде? Диско, сладкий рок-н-ролл и прилизанные аккуратные мальчики? Получайте панк-рок, драйв и угар. А парни-металлисты покажут вам, что баллады о любви могут быть одновременно нежными и суровыми.

В начале 2000-х в противовес несложным попсовым песням в России резко набирает популярность готик-рок, а за ним и эмо-направление с музыкой и текстами на глубокие и отчасти мрачные темы смысла жизни (и его отсутствия, разумеется). Думаю, в этом и есть воздействие субкультур на общество - давать человеку возможность обособиться от чего-то общепринятого, если оно ему чуждо. Субкультуры делают культуру многограннее.

«Причислять себя к субкультуре, основываясь на стиле в одежде - признак позера»

Мне было около 15-ти лет, когда я нашла во «Вконтакте» паблик «верни мне мой 2007-ой». Тогда он был небольшой - десять или двадцать тысяч участников, а фраза из его названия еще не стала мемом. На тот момент из музыки я предпочитала нечто агрессивное, эмоциональное и в стилях особо не разбиралась (сейчас не многое изменилось, в принципе), но причисляла себя к любителям панка. Но если брать каноничных панков, то они достаточно бодрые ребята, а я была из тех, кто больше любит печалиться, уходить в себя, рисовать грустные картиночки на полях тетради и так далее. Так вышло, что именно эмо-культура оказалась мне наиболее близкой: музыка восхищала, очень точно совпадала с мыслями «мир-несправедлив-но-что-поделать», ну а всяким бодмодом (экстремальная форма самовыражения, заключающаяся в видоизменении собственного организма при помощи подручных средств, - прим. Enter) интересовалась не первый год. Мне стали любопытны музыкальные композиции таких групп как Amatory, Jimmy eat world, Silverstein.

Если не брать изменения во внешнем виде (хочешь быть «нямистой эмочкой» - следи за собой, верно?), мои нынешние увлечения сформировались не без влияния эмо-культуры: занимаюсь экстрим-вокалом, рисую людей неформальной внешности, они, кстати, меня до сих пор вдохновляют. Ну и из стереотипного: шуточки про суицид - мои любимые.

Бывший молодой человек совершенно меня не понимал: постоянные издевки с его стороны по поводу внешнего вида, а мои планы на жизнь его сильно расстраивали и в какой-то мере раздражали. Доходило до ссор и обид, банально, из-за клипа Amatory, потому что он был ему непонятен, а значит и нравиться никому не должен. Ну, знаете, есть такие люди, которые не могут или не хотят принимать точку зрения другого человека, и это никак не изменить. В какой-то момент я решила, что это ни к чему не приведет и закончила отношения. В итоге: счастлива, занимаюсь любимым делом, учусь на желанную специальность, а то, что вижу в зеркале, устраивает, как никогда.

Все наши тусовки в основном проходили в трех местах: в подъездах (классика неформалов из 2000-х), на улице и дома у товарищей. Каких-то особенных локаций не было, люди собирались, как правило, чтобы провести время в обществе друг друга, а место - это уже не так важно. Сейчас те, кто еще причисляет себя к эмо, так же могут собраться («устроить сходку» - так это называется) для совместной прогулки.

В теории, в любой субкультуре есть «настоящие», «тру» представители, и «позеры», они же «говнари», «херки» - везде их зовут по-разному). По факту позеры - это те, кто в субкультуре потому, что это эпатажно. То есть, если человек носит челочку с начесиком, режет ручки строго поперек и пьет вишневый блейзер, потому что так делают эмо - то он дурачок и позер, и, скорее всего, это закончится с приходом новой моды для любителей «не таких как все». Вообще, я считаю, что именно из-за таких людей и возникают субкультурные стереотипы о том, что все эмо режут вены, плачут и ходят с мягкими игрушками, готы спят на кладбищах и пьют кровь младенцев, а панки никогда не бывают трезвыми и вообще жуткие грязнули. Берется какая-то небольшая деталь, например, чувствительность и ранимость представителей эмо-культуры, разумеется, не всех, гипертрофируется и переворачивается в негативную сторону, ну, а получается то, что получается. Причислять себя к субкультуре, основываясь на стиле в одежде - признак позера.

Где-то в 2012-году большая часть субкультур как будто исчезла, стерлась и перемешалась между собой. Сейчас, чтобы стать «не таким как все» достаточно растянуть тоннели, набить на руке татуировку с оленем и слушать «Пошлую Молли» - сама ничего не имею против всех трех пунктов и немного утрирую. При этом такой модной молодежи стало больше, возможно, именно из-за исчезновения массового деления на субкультуры. Да, остались еще представители с «тех самых времен», и иногда даже появляются новые, но все это уже не так заметно. Скорее всего, дело в том, что общество в любом его проявлении не стоит на месте, что-то появляется, что-то исчезает, что-то приобретает другой облик. И субкультуры не исключение - видимо, в том виде, какими они когда-то были, они уже не так нужны. Есть ли у эмо-культуры шанс на возрождение? Скорее всего, ответ отрицательный. Но слушать или создавать эмо-музыку, соответствующе одеваться и вести себя, называясь эмо - никто не запрещает. Правда, вы будете выглядеть как динозавр с кнопочным телефоном, но разве это так важно?

Каждое молодежное течение, будь то панки или эмо, оказало значительное влияние на мир моды, в том числе и высокой. Многие предметы одежды, аксессуаров и прочей внешней атрибутики были созданы именно в рамках того или иного течения контркультуры.

Появляясь именно как явление контркультуры, в дальнейшем практически каждое молодежное движение неминуемо переходит в мейнстрим со всеми вытекающими последствиями: коммерциализацией музыки, переходом ценностей и идеалов субкультуры в массы и т. д. Одним из главных признаков перехода контркультуры в мейнстрим является массовое производство и потребление предметов одежды и атрибутики определенного субкультурного течения.

Хиппи

Основным их правилом был лозунг: «Нет никаких правил». Чем ярче одежда, тем лучше. Не зря же хиппи назывались «детьми цветов». Они использовали национальные мотивы разных стран: многое было позаимствовано из традиционных стилей Индии, Непала, Бали, Марокко, стран Центральной Америки. Носили хиппи старые джинсы с дырами или просто нашивали на них яркие заплаты. Если джинсы были слишком узкими, то их распарывали по шву и вставляли треугольные вставки. В результате этой нехитрой манипуляции получались отличные джинсы-клеш, которые считались изобретением именно хиппи. Клеш был самый различный: и полосатый, и джинсовый, и даже кожаный. Большая часть мужчин-хиппи носила длинные волосы, бороду.

Некоторые хиппи ходили босиком или в летних кожаных сандалиях на ремешках. Носили также сапоги на молнии, платформу или яркие туфли из лакированной кожи.

Из украшений в ходу были различные фенечки, талисманы и амулеты, браслеты на щиколотке. Все это украшалось символами мира, ин-янь и прочими символами восточной эзотерики. Предпочтение отдавалось одежде из секонд-хенда. Никогда хиппи не носили одежду с логотипом какой-нибудь компании. Это уже позднее дизайнеры стали создавать одежду в стиле хиппи. Эстетику хиппи использовали в своих коллекциях такие известные дизайнеры как Roberto Cavalli, D&G, Stella MacCartney, Dries Van Noten, Marni, Michael Kors, Etro, Emilio Pucci, Balmain.

Панки

Изначально стиль одежды панков появился как «антимода», то есть как протест против существующих на тот момент норм в обществе. Основной принцип - совмещение несовместимого и агрессивная сексуальность. Одежда панков была максимально эпатажной и балансировала на грани китча. Кожаные куртки с металлическими шипами, тяжелая армейская обувь, подтяжки, огромное количество булавок, колготки в сеточку, вызывающие мини-юбки, яркий грим - все это необходимые элементы панковского стиля.

Джинсы рвались или резались, а также подворачивались или обрезались до щиколоток. Альтернативой клешу стали зауженные брюки. Часто на джинсах делались заплатки из клетчатой ткани. Активно использовались также бриджи, клетчатые штаны.

Внешней атрибутикой служили значки, крупные цепи, булавки, напульсники с шипами. То есть все, что может шокировать общество. Символикой панков являются знаки анархии, кресты, черепа, британский флаг, анархистские лозунги и призывы, пирсинг и татуировки, значки или нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Основная прическа - разноцветный ирокез.

Обувь: ботинки на высокой подошве, кеды, которые часто красились из баллончика или дополнялось цветными шнурками. В отличие от других субкультур, панки имели своего «дизайнера» с самого начала движения. Ею стала небезызвестная «бабушка панка» Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood).

Готы

Имидж готов трансформировался из панковского образа. В частности, было заимствовано ношение ирокезов или выбривание висков. Но ирокезы у готов стали черными и зачесывались на одну сторону. В одежде в целом стал доминировать черный цвет. Кроме того, в черный цвет стали красить ногти, глаза, губы. Помимо черного, в ходу у готов также фиолетовый цвет. В целом, готическая субкультура характеризуется большим разнообразием более мелких культур, каждая из которых имеет и свое внешнее выражение.

Панк-готы : внешне напоминают обычных панков в черной одежде. Используется вся панковская атрибутика, но в более утонченном и мрачном виде.

Антикварные готы: в одежде доминирует стиль определенной исторической эпохи. Женщины носят корсеты, кружевные платья, плащи, кофты воланами, длинные кружевные юбки. Мужчины одеваются в камзолы, белые кружевные рубашки, панталоны, плащи, штаны. В качестве обуви используются остроносые ботинки или сапоги. Украшения в основном из серебра.

Кибер-готы: смесь кибер-панка и готической культуры. Очки «кислотных» цветов, контактные линзы, которые придают глазу максимально неестественный цвет. Странная хаотическая прическа. Стрижка может быть короткой, часто выбриты виски, иногда на голове выбриваются сложные узоры. Цвет волос черный или какой-нибудь неестественный, например, фиолетовый, зеленый, красный.

Андрогинные готы: мужчины могут носить юбки (иногда это встречается среди готов других направлений). Основные предметы одежды: юбки (длинные и короткие), кофты-сетки. Военная обувь, ботинки с застежками. Прическа разная, но чаще всего это длинные прямые волосы. Грим: обведенные глаза, губы. Все направлено на то, чтобы скрыть половую принадлежность.

Среди известных дизайнеров, использующих тематику готики в своих работах, можно вспомнить Джона Гальяно (John Galliano ) , а также Андре Тана (Andre Tan) . Гальяно считает, что только готика способна соединить «средневековую эстетику и эротизм современности».

Металлисты

Отличаются вызывающе агрессивным внешним видом. Черная одежда с большим количеством металла. Отличительные черты в одежде - кожаная куртка чёрного цвета, такие же брюки, а также вся прочая атрибутика из кожи и металла. Иногда носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки («казаки»), кожаные куртки с косой молнией («косухи»), серьги в левом ухе. Длинные волосы у мужчин. Черные футболки или балахоны с логотипом любимой группы.

Тяжелая обувь: «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Нашивки на одежде, рюкзаках с изображениями любимых групп. Джинсы (синие или черные) или кожаные штаны. Кожаные браслеты с заклепками или шипами, цепи на джинсах, проклепанные ремни. Кожаные перчатки с обрезанными пальцами (часто с заклепками или шипами).

С 80-х годов на одежду металлистов оказало влияние популярность глэм-металла. Появились белые вещи, «тигровая» расцветка.

John Galliano , Calvin Klein , Giorgio Armani - лишь наиболее известные кутюрье, на коллекциях которых сказывается тематика тяжелого рока.

Эмо

Стиль эмо заключается в ношении одежды двух цветов, чаще всего черного с розовым. Но иногда розовый заменяют на любой другой яркий цвет. В гардеробе преобладают яркие цвета. Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца.

Наиболее типичная одежда: узкая, обтягивающая футболка; узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно, с дырками или заплатками.; чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой; кеды с яркими или чёрными шнурками, зашнурованными особым способом, клетчатая косынка-арафатка на шее. Иногда встречается одежда унисекс.

Характерная для эмо обувь - кеды типа конверс или скейтерские кеды, флипы (тряпичные тапочки в ромбик), слипы (обувь, похожая на тапочки, но с подошвой, как у кед), вэнсы с узором в шашечку.

Традиционной причёской считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам.

Атрибутика: почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками; значки, прицепленные к одежде; очки в широкой яркой или чёрной оправе; яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).

Макияж распространен как у девушек, так и парней. Основной элемент макияжа: подводка глаз черным карандашом, но не чрезмерно. На лице часто может быть пирсинг.

Zara , TopShop, H& M , Converse , Vans и даже Prada - самые известные дизайнеры, создающие обувь и одежду в стиле эмо.