В каком стиле поет ария. Кто такие арии? Культура, язык

328 подборов, из них 8 в этом месяце

Биография

«Ария» — российская группа, играющая в стиле метал. Музыка «Арии» выдержана в стиле групп «новой волны британского хеви-метала».

«Ария» является одной из старейших и самых успешных метал-групп России. Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её участниками были образованы многие другие известные группы («Мастер», «Кипелов», «Маврик», «Артерия»), которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка "Арии"».

Предыстория

Будущие музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились во время учёбы в МЭИ, где создали любительскую рок-группу «Волшебные сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы закончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок-группе «Автограф», и «Волшебные сумерки» распались.

Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали участниками группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982-84 гг., музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА. Холстинин, Дубинин и Грановский присоединились к ВИА «Поющие сердца» в 1985 году. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся песня» перешёл Валерий Кипелов. Дубинин покинул «Поющие сердца» спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных.

Ранняя история

Играя в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива стал Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», который предоставил музыкантам свою студию. Название группы придумал Холстинин, выбрав его наугад как удобно переводящееся в латиницу. Также, по одной из версий, немаловажным фактом при выборе названия стала легкость его скандирования. Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами».

Векштейн, Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (затем — в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент»). В феврале 1985 постоянным вокалистом «Арии» был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов, клавишником и бэк-вокалистом — Кирилл Покровский.

Днем рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над альбомом «Мания величия». Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе — Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.

Первый концерт «Арии» прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях «Рок-панорама-86» и «Литуаника-86». На фестивалях группа была встречена одобрительно и сразу завоевала несколько премий и некоторую андеграундную популярность.

Второй альбом «Арии», «С кем ты?», был записан в следующем году. Он отличался от первого утяжелённым звучанием. Большая часть композиций была написана Большаковым, поклонником Judas Priest, под влиянием стиля этой группы. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» — Маргарита Пушкина — и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший ударник группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.

После ряда аншлаговых концертов в «Арии» происходит конфликт между новым гитаристом Андреем Большаковым и менеджером Виктором Векштейном. Большая часть группы, кроме Холстинина и Кипелова, встаёт на сторону Андрея и разрывает отношения с Векштейном, но Виктор сохраняет права на название. Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский создают группу «Мастер» и в 1987 году выпускают дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных ими для «Арии».

Путь к славе

Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба — экс-"Чёрный кофе" и «Металлаккорд»).

В 1987 году новый состав «Арии» записывает альбом, который первоначально должен был называться «На службе силы зла». Это был первый альбом, выпущенный государственным монополистом компанией «Мелодия», поэтому в него были внесены значительные изменения: альбом был переименован в «Герой асфальта» и обложка изменена соответственно, некоторые тексты подвергнуты цензуре. В конечный вариант альбома не вошла, из-за объёма пластинки, композиция «Дай руку мне» — позже она была издана на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии». На песню «Улица роз» был снят первый в истории группы видеоклип.

В течение 1987-88 годов «Ария» совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине.

В это время отношения участников группы с менеджером снова и окончательно испортились. Музыканты настаивали на записи нового альбома, в то время как Векштейн требовал все новых концертных туров. В октябре 1988 года по причине конфликта «Арию» покидает Удалов и в ноябре вместо него приглашают Александра Манякина. В то время Удалов же остаётся в группе звукоинженером. В 1989 году группа выпускает очередной альбом под названием «Игра с огнём» с Юрием Фишкиным в качестве менеджера. Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, из-за чего группа весь год выступала как «Ария-89». Однако Виктор так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.

В начале 90-х годов из-за экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив количество концертов. Музыканты вынуждены искать дополнительные источники заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин — частным извозом. В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart» и на время уезжают в Мюнхен (в составе группы их заменяли сессионные Горбатиков и Булкин), но возвращаются в группу в августе. После празднования пятилетнего юбилея и нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом «Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.

В 1994 году была основана своя собственная студия «ARIA Records» и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые пять альбомов группы, включая ранние, неизданные, «Мания величия» и «С кем ты?». Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов. В сентябре был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском хард-рок-кафе.

К концу тура 1994 года в Германии у группы появились разногласия с организаторами, которые отразились на взаимоотношениях внутри команды. После окончания тура Валерий Кипелов фактически покинул группу: перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, и провёл несколько концертов с группой «Мастер». В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии он стал постоянным членом группы. Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп (Slade, Black Sabbath и др.), а также песнями «Арии». Существует бутлег одного из таких концертов. Но проект не увенчался успехом, и в конце 1995 года Кипелов вернулся в «Арию» под угрозой санкций за срыв договора со стороны компании Moroz records. Он записал вокальные партии для нового альбома «Ночь короче дня», выпущенного в сентябре 1995 года. «Ария» провела серию концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера, записав концертный альбом «Сделано в России», ставшим лидером чартов.

В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие и Алик Грановский. Дубинин и Холстинин записали свой собственный, названный «АвАрия», где Виталий принимал участие также и в качестве вокалиста. В 1998 году «Ария» выпустила «Генератор зла», где впервые присутствовали песни Терентьева и впервые не были указаны продюсеры (продюсерами предыдущих альбомов были Дубинин и Холстинин).

До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям. Первым решило включить «Арию» в регулярную ротацию «Наше радио» во главе с Михаилом Козыревым. Уже в 2000 году сингл «Потерянный рай», принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал "MTV Россия". Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.

В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива. В 2001 году «Ария» выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы — Жорик, придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо тебя найдёт» и «Осколок льда», сразу же попадавшие в ротацию радиостанций, повторили успех «Потерянного рая». В поддержку альбома «Ария» провела тур с участием Удо Диркшнайдера в качестве гостя. Группа стала хедлайнером фестиваля «Нашествие-2001», где выступала вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, дирижёра, известного оригинальной внешностью и экспрессивным поведением, подходящими для рок-шоу..

В 2001 году группа совершила тур с «Глобалисом», который получил название «Классическая Ария». В ходе тура напряжение во взаимоотношениях между музыкантами нарастало. По словам Валерия Кипелова, нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где каждый автор записывал и сводил свои песни отдельно. Он предложил Дубинину и Холстинину на время приостановить деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как материал для нового альбома был уже почти готов. Тогда Кипелов отказался от участия в записи альбома. Сергей Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова, выступив против двух лидеров группы и продюсеров Юрия Соколова и Сергея Шуняева. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли — в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с группой.

Возникал также вопрос о правах на название «Ария». Кипелов в интервью заявлял о неком «джентльменском соглашении» о том, что никто не будет использовать его в дальнейшей карьере. Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь последнего альбома. Дубинин и Холстинин категорически отвергали такие намерения, настаивая, что права на название принадлежат им, и что этот вопрос был урегулирован — по словам Дубинина «мы с ним решали какие-то вопросы, касающиеся названия, Валера был в курсе всего». «На переговорах у Шуняева мы предложили Валере стать совладельцем названия.» Группа под названием «Химера» действительно была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и «арийцев», но никто из них никогда не выступал за нее. В то же время, вокалист «Химеры», Андрей Храмов, провёл один концерт с Дубининым, Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.

Последним релизом старого состава был альбом редких треков и каверов «Штиль». В августе прошёл прощальный тур группы «Зелёная миля». После финального концерта 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули «Арию». На следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они объявили о создании новой группы под названием «Кипелов». Холстинин предпринял в сентябре попытку вернуть Кипелова в группу, Валерий приходил в студию на переговоры, но отказался воссоединяться без Терентьева и Манякина, которые не были приглашены.

Несмотря на слухи о прекращении существования группы, в ноябре 2002 года был оглашён новый состав «Арии». Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-"Автограф", экс-"Маврик") был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию» также вернулся барабанщик Максим Удалов. 5 декабря новая Ария выпустила сингл «Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным, песни «Колизей», «Там, высоко» и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах. Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в хит-парадах канала. Однако часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии».

В 2005-06 годах «Ария» отметила свой двадцатилетний юбилей новым концертным туром, совместно с группой «Маврик». Бывшие участники группы были приглашены для участия в праздничном концерте в Лужниках. «Мастер» и Сергей Маврин откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался из-за плотного графика собственного тура. За этот тур в 2007 году «Ария» была удостоена премии журнала Fuzz в номинации «Лучшая Live-группа года». «Юбилейная» версия песни «Воля и разум», записанная с участием Константина Кинчева, братьев Самойловых, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, а также Маврина и автора песни Большакова, добралась до первых строчек в «Чартовой дюжине».

В это же время музыканты подписали долгосрочный контракт с лейблом CD Maximum, который, по их словам, предоставил более выгодные условия чем Moroz records, с которым они сотрудничали последние десять лет. Следующий альбом «Арии», «Армагеддон», вышел в сентябре 2006 года. Для его создания группа пригласила двух новых авторов текстов — Нину Кокореву и Игоря Лобанова (Кэш, вокалист альтернативной группы "Слот"), а Беркут дебютировал как композитор. Песни «Чужой» и «Свет былой любви» возглавили «Чартову дюжину».

В 2007-08 «Ария» провела концертный тур, посвящённый 20-летию альбома «Герой асфальта». На заключительном концерте тура в Москве и Санкт-Петербурге приняли участие Кипелов и Маврин в качестве гостей (в том же году этот концерт был выпущен на DVD и CD).

03.10.08 стартовал тур "Дай жару". Во время тура «Ария» исполняла песни, которые не исполняла давно, либо не исполняла вообще, с момента написания. Тур очень удачно завершён концертом в Москве 22.05.09.

Вклад в музыку

«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной) общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и России. Популярность «Арии» в немалой степени способствовала развитию соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» — одна из немногих российских рок-групп, известных и гастролирующих за пределами бывшего СССР.

Основным жанром «Арии» является традиционный хеви-метал в его «английской» школе: «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам хеви-метала, как Iron Maiden, Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest. Из-за этого критики обвиняли «Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а также заимствовании музыкальных ходов у этих групп. Сами музыканты отвергают подобные обвинения: Владимир Холстинин в интервью Дилану Трою: "Большинство наших музыки-то никакой толком не знают. Услышали один раз — «Iron Maiden», и давай нас склонять. Триольный ритм играли еще «Deep Purple», массу аналогичных моментов можно найти и у «Jethro Tull». Вот хоть бы раз написали, что я содрал что-нибудь у «Jethro Tull». Хоть какое-то разнообразие... Оригинальная логика: а если бы «Ария» играла кондовый рок-н-ролл, то получается, что мы обдираем Чака Берри? Во всем мире дискуссия на эту тему давно закончена".

С конца 90-х стиль группы стал более самостоятельным. Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».

Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии» снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились некоторые элементы пауэр-метала.

На счету «Арии» три изданных кавер-версии песен иностранных исполнителей. Все каверы были исполнены переведёнными на русский язык и носят названия, взятые из текста. Это Manowar — Return of the Warlord ("Пробил час"), Golden Earring — Going to the Run ("Беспечный ангел") и White Lion — Cry for Freedom (Свобода). Все три песни в русском переводе Пушкиной посвящены тематике байкеров. «Пробил час» и «Беспечный ангел» были изначально изданы на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» — на втором, позднее все три были переизданы на альбоме редких треков «Штиль». Песня «Беспечный ангел» некоторое время возглавляла «Чартову дюжину» и вошла в постоянный репертуар группы.

Кроме того, на нескольких концертах после 2003 года «Ария» исполняла кавер-версию песни группы Iron Maiden "The Trooper". Однако, в записи эта композиция не появлялась.

В свою очередь, песни группы «Ария»становились объектом кавер-версий других групп. В частности, группой Rammstein в 2003 году был выпущен редкий сингл Schtiel, содержащий кавер-версию песни «Штиль», обработанную в индастриал-стиле. Немецкая же хеви-метал группа Solemnity выпустила кавер-версию песни «Воля и разум» под заголовком «Will and Reason». Российская группа «Слот» записала свою версию песни «Улица роз». В 2001 году вышел альбом A Tribute to Aria с записями кавер-версий песен «Арии», записанных российскими метал-группами. «Ария» — излюбленная мишень шуточных кавер-версий группы «Бони НЕМ».

«Ария» – отечественная хеви-метал-группа, флагман этого жанра в СССР. Через горнило коллектива прошли многие известные музыканты, впоследствии запустившие свои проекты или присоединившиеся к уже существующим: «Кипелов», «Мастер», «Маврин», «Артерия», «Артур Беркут».

История создания

Основатели «Арии» долго шли к этому проекту, попутно занимаясь музыкальной деятельностью с другими коллективами. Владимир Холстинин и Виталий Дубинин познакомились во время учебы в вузе. Студенты МЭИ основали собственную рок-группу «Волшебные сумерки», куда пригласили солистом Артура Беркута. Но в 1982 году из «Сумерек» ушел поглощенный учебой Дубинин, а следом и Беркут, принявший приглашение от группы «Автограф». «Волшебные сумерки» прекратили существование. Холстинин начал играть на гитаре в группе «Альфа», где познакомился с басистом Аликом Грановским. Именно эти двое музыкантов считаются основателями «Арии».


Начало 80-х было омрачено борьбой властей с «нелегальными» музыкальными группами. Чтобы избежать проблем, музыкантам приходилось искать работу в «одобренных» ВИА. Так судьба свела Дубинина, Грановского, Холстинина, а также члена распавшегося ВИА «Лейся песня» (любопытно, что там же начинал карьеру Николай Расторгуев) Валерия Кипелова в ансамбле «Поющие сердца». Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», хотел создать коллектив, больше отвечающий запросам времени. Он просматривал многих начинающих артистов, давая им возможность самовыражения, позволяя проявлять индивидуальность.


Хотя будущие члены «Арии» формально были приписаны к «Поющим сердцам», с 1985 года музыканты работали над альтернативным направлением, записывая песни в новом для СССР стиле «хеви-метал». Название придумали путём выбора из нравящихся слов, легко произносимых и запоминающихся. Нужна была краткость и звучность без какого-либо подтекста. Грановский и Холстинин дополнили состав коллегами, закрыв прорехи по каждой из позиций: Игорь Молчанов сел за ударные, а потом переквалифицировался в звукорежиссера, Кирилл Покровский отвечал за клавишные и бэк-вокал, а Валерий Кипелов утвердился в роли солиста. Худруком группы стал Векштейн.

Основные этапы творчества

Конец октября 1985 года – окончательное формирование группы и финал записи дебютного альбома «Мания величия». Это и стало стартом истории «Арии». Необычное звучание быстро привлекло к коллективу внимание. Их стали приглашать на фестивали и сборные концерты: музыканты выступили на «Рок-панораме-86» и «Литуанике-86». Расширился и коллектив: понадобилась помощь второго гитариста, которым стал Андрей Большаков. В таком составе музыканты записали следующую пластинку «С кем ты?» (1986).


Однако вскоре из-за конфликта с Векштейном «Арию» покинули все музыканты, кроме Кипелова и Холстинина (ушедшие основали свою группу «Мастер»). Также сотрудничество прекратил писавший тексты песен Александр Елин. Зато желание поучаствовать в проекте выразил Дубинин, с тех пор не расстававшийся с коллективом – с 1987 года он играет на басу, подпевает и пишет музыку для «Арии». Также в это время к группе присоединились ударник Максим Удалов и Сергей Маврин – талантливый самоучка, освоивший гитару и клавишные без специального образования.

Маврин принял участия в записи трех альбомов, которые представляют, по мнению фанатов, золотой период «Арии»: «Герой асфальта», «Игра с огнём» и «Кровь за кровь».

В 1988 году вышел третий альбом «Герой асфальта». Фирма «Мелодия» выпустила более миллиона копий пластинки. Тексты песен в альбоме написаны журналисткой и поэтессой Маргаритой Пушкиной.

«Позади Америка» – первый клип «Арии» (1987)

В этот период группа начинает много гастролировать, набирая фанатскую базу. Прошёл тур по СССР, а также выездное выступление в Берлине на фестивале «Дни стены» в 1988 году. В это время Векштейна заменил Юрий Фишкин: под его руководством были записаны следующие альбомы «Игра с огнём» (1990), выпущенная тиражом 850 тысяч пластинок, и «Кровь за кровь» (1991). После ухода Векштейна «Арию» покинул и Удалов; новым барабанщиком стал Александр Манякин.


Вскоре после выхода альбома «Кровь за кровь» СССР распался. Это не могло сказаться на тираже – в России было продано всего 40 тысяч копий. Зарабатывать на жизнь музыкой на родине не получалось; Маврин и Дубинин заключили контракт с немецкой группой «Lion Heart» и уехали за границу, Кипелов устроился сторожем, Холстинин начал таксовать.

В ноябре 1994 года группа, казалось, выбралась из черной полосы: они заключили контракт с независимым рок-лейблом Moroz Records и отправились в тур по Германии. Но из-за ошибки организаторов коммерческая выгода у гастролей получилась нулевой. Возможно, это сказалось на ухудшении атмосферы в группе. Так, Валерий Кипелов перестал появляться на репетициях «Арии» и начал выступать вместе с группой «Мастер», ссылаясь на недостаток денег. В начале 1995 следом за ним ушел Маврин, заявив, что не хочет играть в группе без Кипелова. Впоследствии Кипелов и Маврин записали совместный альбом «Смутные времена», куда вошла и знаменитая композиция «Я свободен».


Для работы над альбомом «Ночь короче дня» (1995) продюсеры «Арии» пригласили солиста «Легиона» Алексея Булгакова. Но руководству Moroz Records не понравился новый вокалист. Кипелова удалось убедить вернуться для записи пластинки (точнее, CD – это первый альбом «Арии», вышедший на этом носителе), ну а место Маврина занял Сергей Тереньтев, который оказался не только хорошим гитаристом, но и поэтом. Несколько его композиций вошли в альбом «Генератор зла» («Дьявольский зной», «Грязь»).


Во время концертного тура в поддержку «Генератора зла» место за барабанами вновь занял Максим Удалов (Манякин сломал руку).

Ария – Потерянный рай

Выпуск альбома «Химера» (2001) проходил в нервозной обстановке. Отношения между участниками группы трещали по швам. Конфликт привел к тому, что музыканты записывали свои песни и партии к ним по отдельности (за исключением песни «Химера», написанной Кипеловым и Холстининым в соавторстве). Весной 2002 года Кипелов объявил об уходе. 31 августа музыканты отыграли прощальный концерт в Лужниках, затем Валерий с Терентьевым и Манякиным вышли из состава «Арии».


«Ветераны» Холстинин и Дубинин начали искать новых музыкантов. Так в составе появились новые-старые лица: вместо Кипелова теперь солировал Артур Беркут, а за ударные вернулся Максим Удалов. Гитаристом стал Сергей Попов.

В 2003 году вышел альбом «Крещение огнём», кроме того, «Ария» отпраздновала долгожданную победу в «Чартовой дюжине» с песней «Колизей», первым синглом после распада группы. Клип на песню явно был вдохновлен фильмом «Гладиатор », но при иронизировал над современностью: сытые патриции сравнивались с владельцами звукозаписывающих лейблов, а плюющая и беснующаяся толпа – со слушателями. Холстинин признавался, что композиция и видеоряд во многом автобиографичны:

Мы столкнулись с предательством своих друзей и поклонников, в то же время с поддержкой. В общем, у нас был тяжёлый период, поэтому это довольно автобиографичная история.

В целом, новый альбом, в котором преобладала военная тематика, пришелся по душе и поклонникам коллектива, и критикам.

Ария – Колизей

На 2006 год пришлись два знаменательных события: новый альбом «Армагдеддон», продолжавший «военную» линию и 20-летие «Арии». В масштабном юбилейном туре приняли участие все бывшие музыканты «Арии», кроме Валерия Кипелова. В качестве подарка коллеги-рокеры в лице Вадима и Глеба Самойловых,

«Классическая Ария» – как это было

После альбома «Через все времена» (2014) «Ария» сосредоточилась на праздновании юбилея группы, а также на совместных и экспериментальных проектах, например, выступали с симфоническим оркестром в туре под названием «Симфоническая ария» (2016).

Скандалы

У «Арии» довольно часто меняется состав, а бывшие музыканты уходят из коллектива, но не со сцены. Они продолжают исполнять песни группы, что не нравится их коллегам и вызывает споры, как общественные и личные, так и судебные. Например, в 2013 году представители «Арии» подали иск против Артура Беркута за использование на своих концертах композиций «Потерянный рай», «Воля или разум», «Улица роз» и прочих, потребовав с него 840 тысяч рублей.

Дискография

  • «Мания величия» (1985)
  • «С кем ты?» (1986)
  • «Герой асфальта» (1988)
  • «Игра с огнём» (1990)
  • «Кровь за кровь» (1991)
  • «Ночь короче дня» (1995)
  • «Генератор дня» (1998)
  • «Химера» (2001)
  • «Крещение огнём» (2003)
  • «Армагеддон» (2006)
  • «Феникс» (2011)
  • «Через все времена» (2014)

Группа «Ария» сейчас

В 2018 году группа выступила на фестивале «Нашествие», который пропускала на протяжении пяти лет по разным причинам. Музыканты не просто исполнили новые и старые песни, но и устроили на сцене настоящее пиротехническое шоу. На ноябрь группа анонсировала выход нового, тринадцатого альбома «Проклятье морей».


Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» - следствие ошибки исследователя Макса Мюллера - до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: "Кто такие славяно-арии?" Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне - это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия - «славяне» и «арии» - объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии - это такие же несочетаемые понятия, как, например "желтый - холодный", идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И "славяно-арии" пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов - и мы получим идеальную религию. Главный постулат - "мы верующие, но от нас ничего не требуется" - сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать "сенсации" в своих работах.

Считать, что арии - единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других - «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов - "Манавадхармашастре", термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст - брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком - «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты - шудры и чандалы.

Арий - друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова - распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец - иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина - родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран - это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев - русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это "Веды", "Авеста", "Махабхарата", "Рамаяна". Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии - жрецы и аристократы - пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии - народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.

Основателями группы стали Векштейн (художественный руководитель), Холстинин, Грановский. До этого момента Холстинин и Грановский играли в группах «Альфа», «Поющие сердца». Затем вокалистом утвердили Валерия Кипелова. Клавишником (и бэк-вокалистом) стал Кирилл Покровский, ударником – Александр Львов (вскоре стал звукооператором).

Биография группы «Ария» началась с выпуска альбома «Мания величия». Первый концерт «Арии» состоялся 5 февраля 1986 года. За первый же год существования группа поучаствовала в нескольких фестивалях («Рок-панорама-86», «Литуаника-86»), заявив о себе. В группу был принят второй гитарист – Андрей Большаков, который затем написал большинство песен для второго альбома («С кем ты»).

Из-за конфликта с Векштейном, музыканты вынуждены покинуть группу, образовав следующий коллектив – «Мастер», в «Арии» остались лишь Кипелов и Холстинин. Взяв в группу Виталия Дубинина, Сергея Маврина, Максима Удалова, «Ария» стала работать над следующим альбомом. Он вышел в 1987 году под названием «Герой асфальта», хотя первоначально музыканты планировали назвать его «На службе силы зла». Начинается этап длительных гастролей в биографии «Арии».

После очередного конфликта c Векштейном, Удалов становится звукорежиссером, а в группу приходит Александр Манякин. «Ария» вместе с новым менеджером Ю.Фишкиным выпускает альбом «Игра с огнем».

Затем после некоторого затишья в 1990-м, выходит альбом «Кровь за кровь».

В 1994 году в биографии «Арии» произошло следующее важнейшее событие: была основана студия с одноименным названием – «ARIA Records». В 1994 году группу покинул Кипелов (позже вернулся), год спустя – Мавринин. Зато принят Сергей Терентьев. Затем вышли альбомы «Сделано в России», «Генератор зла». Еще большая популярность группы пришла после песен «Потерянный рай», а также альбома «Химера», которые ставились на радио. Во время записи этого альбома снова возникли разногласия между музыкантами, Кипелов опять оставил группу, вокалистом с ноября 2002 года является Артур Беркут. В 2004 году была выпущена композиция «Колизей» с новым составом группы, затем вышли альбомы «Крещенные огнем», «Армагеддон».

Состав группы на данный момент:

Ввокал: Артур Беркут.

Бас-гитара: Виталий Дубинин.

Гитара: Сергей Попов.

Гитара: Владимир Холстинин.

Ударные: Максим Удалов.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Кто такие Арии? Современная наука уверенно говорит, что это родственные племена, проживавшие сто тыщ мильёнов лет назад на территории Персии и Индии. Ладно, хоть географию она частично признаёт.

На рис.: Арьяварта. Страна ариев, описанная в Ригведе.

Сегодня-то мы уже с уверенностью можем говорить о том, что Персия, как и Индия, была населена людьми, генетически тождественными славянам. А ещё мы знаем, что сами индийцы говорят о том, что давным-давно, к ним с севера пришли белые Боги, и научили их всему, что чему они потом стали учить весь остальной мир. И есть тысячи, неопровержимых доказательств тому, что те белые пришли на Индостан не с небес, а именно с русского севера, с Кольского полуострова, Карелии, Вологды и Архангельска.

Карта 1542г. Себастьяна Мюнстера.

По всему выходит, что речь о наших предках, общих для части нынешних индийцев, и многочисленных мелких племён белых людей, сохранившихся в горах на Кавказе, севере Ирана, Туркмении, Таджикистана, Афганистана и Пакистана.
Вот для наглядности фотографии представителей племён Афганистана, Пакистана, и Нуристана:

Кстати, в И-РА-не, существует племя, которое называет себя хазарами. И это белое племя, с ярко выраженными славянскими чертами, явно имеющее общие с нами культуР(А)ные корни.
Вот почему я не верю в то, что Хазары это евреи. Нет. Современная ДНК-генеалогия, совершенно однозначно определяет евреев, как выходцев с севера Африки, ближайших родственников АР-а-бов. В Евр(е)опу они переселились точно так же, как и сейчас туда переселяются арабы. Никакого отношения к хазарам они не имели и не имеют. Настоящие хазары, это одно из славянских племён, и иудейской веры они никогда не знали.

Вот они, "страшные" хазары:

Ну что теперь скажут наши авторитетные иверологи о принадлежности хазар к евреям? Один народ? Даже ДНК-тест не требуется, чтоб сказать уверенное: - НЕТ.
Да и прочтение слова «хазары» (Khazary), скорее всего, искажено латинской транскрипцией. Правильно будет читать К(х)-АС-Ары, где К – дифтонговый звук, сохранившийся, например, в грузинском языке, и некоторых тюркских диалектах, таких как казахский.
Ну нет ни одного документального свидетельства существования Хазарского каганата в тех пределах, в которые его поместили изТОРики. Да и вообще ни в каких пределах. Скифия есть, Сарматия, Митридатия, Несиотия, всё, что угодно, кроме Хазарии...

Но Хазария вроде бы была! Или "Песнь о Вещем Олеге" нам врёт? Ну... Вообще-то, все эти "древние" эпосы вызывают огромное сомнение в подлинности, а кроме того, хазары могли быть и в то время всего-лишь небольшим племенем. Настолько небольшим, что их не отмечали даже на картах.

Можете сами проверить. На том месте, куда иЗторики поместили Хазарию, всегда было царство Пятигорских Черкесов (Chirkassi Petigorski). По нонешнему - Терское казачество.
Так что, хазары на Руси, были всего-навсего одним из множества племён, скорее всего южно - русских, с Кубани, или Северного Кавказа, но они часть кубанских казаков, черкесов, или аланов.
А помните, как звали самого знаменитого ария, Царя Персии, непобедимого полководца?
Его звали Д’Арий!

Дарий Великий. Кто-то усомнится в том, что он Бог? Он сидя, выше ростом, стоящих людишек... И приборы секретные всякие в кабинете...
Но вот незадача… Однажды непобедимого Дария на голову разгромил Царь Скифии АРиант. Арий+АНТ. Анты = русские, значит, имя славного скифского царя переводится на понятный, как «русский арий». А кто бы спорил!

Всё сходится, это и есть потомки ариев, и память о пришельцах с севера, сохранилась во множестве источников, в том числе и письменных. И отношение предков к ариям было совершенно однозначным. В любом языке, в любой культуре, арий это:
- Свой,
- Свободный,
- Знатный (потомок Богов),
- Свободнорождённый,
- Родственник,
- Благородный,
- Святой,
- Товарищ,
- Благочестивый,
- Мужественный.
- Друг.

Н одного эпитета с отрицательным отношением! Ариев любили все.
У армян по сей день, Ара это Друг, да и самоназвание армян говорит о том, что они тоже арии. Арий+Ман(человек) Ариман = Армян(ин). А у индусов, Арьяман это божество дружбы, гостеприимства и свадеб! О как!

А вот ещё любопытное наблюдение: Буддисты сами себя называют «Арьяпуггала». Это переводится как «арийские люди», но нас в этом трудно убедить с первого раза. «Пугало» то куда деть? И дело, скорее всего, не в том, что кто-то кого-то пытался запугать. Вероятно, этим, или иным однокоренным словом называли все статуи, в том числе и те, что на огороде, для отпугивания мальчишек из банды Мишки Квакина (птицы всё равно не пугаются).

Можно так же вспомнить и про речку АмуДарью, протекающую по территории Тартарии, где правил ТаМЕРлан, который тоже был прямым потомком Богов, и Богами назначен правителем. Только слова «Тартария» он не любил, космополитизм это всё, поэтому сами «тартарцы» называли свою страну ТУРан. И вполне себе подходящее слово, если знать, что священным животным на Руси был именно Тур. Иначе Велес. Эх, жаль только, что до наших дней не сохранились настоящие туры. Последнего, говорят, замочил сам Владимир Мономах в 1627г. в Полянии. При этом, чудом не погиб.

У индусов ещё и Х’аре Кришна есть, который вероятно Арий Крышень, а ещё Х’аре Вишну, возможно - позывной Ария Вышеня, и конечно, Х’аре РА – МА. РА – Бог Солнце, МА – Матерь, как Солнце – Творец всего сущего, отец и мать в едином воплощении. Всё сплошь ведизм, точнее славянское солнце-центрическое мировоззрение, которое ошибочно считают проторелигией, называя язычеством и шаманизмом.

А это не мифологическое сознание, и не суеверия. Это ведание РА. Цельное единое, не разделённое на отрасли и подотрасли, знание об устройстве мира, и законах его гармоничного существования и развития.

Мир, в смысле не отсутствия войны, а мир, как вселенная, это и есть священная гора Меру, о которой индийцам поведали Боги, пришедшие с севера, и которая находилась в центре Земли, в Арктиде – Гиперборее.

Зная одну особенность мировоззрения предков, можно проследить массу замечательных вещей, лежащих на поверхности, которые помогают проникнуть в смысл слов, которые мы употребляем ежедневно, пользуясь как набором звуков. Особенность эта в том, что некое положительное понятие приобретало противоположный смысл при простом прочтении его задом наперёд. А ведь это так логично! Тогда понятны многие слова, с корнем АР.

Если РА, это Солнце, то АР – полная противоположность. Это тьма. И если Ра это добро, то Ар, понятно – зло.
мАРс – Бог войны, а если даже его прочесть в обратном направлении, выходит вообще: - СРАМ. Ну, так оно и есть, правда ведь?

Тогда и АРхАнгелы это тёмная сторона Ангелов? Ведь может такое быть, что слово «ангел» произносилось с придыханием, «х’ангел»! А ведь где то мне встречалось уже, что «Аллах» изначально произносилось как «х’алла’х». Тогда с какой стороны не читай, получается одно и то же. Идеальный Бог, что... Все стороны в одном сосуде...

Можно порассуждать и о значении слова «врата». В РА – та, или вход в Рай. А если наоборот, В АР-та, или ВАТРА. А знаете, что понятие «костёр» имело раньше много различных обозначений? Так вот. Костёр, как пламя, раньше на Руси обозначали словом «ватра». Оно и по сей день используется на Украине и в Белоруссии. Тогда, если не отрицать возможность существования, на первый взгляд невозможного, всё начинает наполняется смыслом.
Это уже не набор бессмысленных звуков, это образы, которые одним своим звучанием дают понятие о сущности предмета, понятия, или события. Врата – путь в рай, а ватра, наоборот - путь в ад. Геенна то огненная, не так ли? Только не стоит наполнять таким уж отрицательным смыслом это слово. Ад придумали христианские проповедники, целью которых, было безоговорочное подчинение масс, с помощью запугивания. Говоря современным языком, с помощью террора.
А на самом деле, противоположность, вовсе не означала что-то страшное. Она предполагала наличие иной точки зрения, говоря современным языком - плюрализма. Только и всего. Никакой преисподней, с грешниками на сковородах, и в кипящей смоле.

Тогда как можно истолковать значение слова «Арьяварта»? (см. картинку в самом начале). Можно прочесть как Ария огненная, т.е. страна ариев, где жарко (ясное дело, после Вологды там сущее пекло). А можно и как Страна – ад (опять-же, фигурально выражаясь) для ариев. Но разве не похожий смысл у европейского названия нашей страны Т-АР-Т-Ария? Тартар... Тар-тара-ры... Кому было выгодно заставить мир содрагаться от ужаса, при звуках Тар-тар-ия?
Уж не тем ли, кто прилагал все усилия, для того, чтоб "демо(но)кратический" мир стонал от одного упоминания об СССР? А разве сейчас, ситуация изменилась? В Прибалтике уже на хуторах копают окопы, в ожидании "русской агрессии"!
А ведь всего - то навсего... ТАРТ. Знаете что такое ТРТ? Нет? А тОрт? Так вот! Слово тОрт, явно не иностранное, Оно вернулось к нам из Евреопы бумерангом. Сначало это было жертвенным пирогом славян, приносимым Богу-Солнцу РА в день весеннего равноденствия (Яров день, он же Масленица) 21-22 март(с)а (название месяца появилось, благодаря Богу войны Марсу/Сраму).

Тарта. Он же торт. Если тарта принадлежит арию, то она чья? Правильный ответ: Тарта ария, т.е. Тартария.

Воистину, ничто не ново под этим Солнцем. Как в средние века Тартарией пугали детей западнее Дуная, так и сейчас Россией пугают, психически неустойчивую часть евре(о/а)нала. Поэтому, историю знать необходимо...
Или жить надоело?

Андрей Голубев

Дополнение:

Материалы и результаты исследований А.Клесова и его соратников –ученых генетиков по определению гаплогруппы - родовой принадлежности, позволили разрушить многие мифы, созданные вокруг истории народов.

МИФ ПЕРВЫЙ - ИСТИННЫЕ АРИЙЦЫ ЭТО ГЕРМАНСКИЕ НАРОДЫ, а славяне недавно из землянок.

Генетические исследования показали, что более 50% -70% населения восточные славяне и это прямые потомки древних арийских племен рода R1a, живших на территории евроазии. У современных немцев только 18% потомки ариев. Кроме того археологам ясно, что славяне арии уже 3500лет назад жили в городах.

МИФ ВТОРОЙ:- СЛАВЯНЕ И ИХ ПРЕДКИ КУЛЬТУРНО-ОТСТАЛЫЙ РОД.

Из шести мировых религий праславяне создали три: зороастризм, индуизм, буддизм и усовершенствовали четвертую – христианство. Заложили ведическую индийскую, трипольскую,этрусскую, хеттскую, критско-микенскую и греческую и цивилизации. Славяно-арии уже более 5тыс лет имели письменность от которой произошли письменность многих стран евроазии, они оставили бесконечное множество ценнейших письменных источников.

МИФ ТРЕТИЙ:- «ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА» - как будто создана неизвестными народами.

Генетики установили, что «Триполье» цивилизация арийского происхождения, прямые потомки «трипольцев» и сейчас живут, и разговаривают на диалектах русского языка.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ - «МОНГОЛЬСКОЕ ИГО» НА РУСИ ОТПЕЧАТАНО В ГЕНЕТИКЕ СЛАВЯН.

Никаких следов присутствия «монгольских генов» у славян генетики не нашли –до75% мужского населения россии, украины, белоруссии имеют четкое генетическое доказательство происхождения от прапредка рода R1a жившего более 3500 лет назад. Кроме того прямые родственники принадлежащие роду R1a находятся в индии, киргизии, германии, балканах, даже на островах англии и многих других стран в которых проживали в разные времена Славяно-арии, которых сейчас на планете более 500млн.чел.

МИФ ПЯТЫЙ:- ЕВРЕИ ВЕДУТ СВОЙ РОД «ОТ АВРААМА»

Генетическая практика установила, что, те кто считает себя «биологическим евреем», ходит в синагогу, проповедует сионизм, может оказаться по крови восточным славянином -арийцем, тюрком и даже китайцем. Всего из 18 родов –гаплогрупп у нынешних евреев встречаются семь.