Вечерний звон описание картины. Описание картины Левитана «Вечерний звон

Исаак Ильич Левитан - знаменитый русский художник девятнадцатого века. Он прожил короткую жизнь. Но за недолгий творческий путь оставил значительный след в русской и мировой живописи, создав такие шедевры, как «На Волге», «Тихая обитель», «Март» и многие другие.

Одной из известнейших картин является «Вечерний звон». По тематике и настроению она созвучна с полотном «Тихая обитель». На них не изображено какое-то конкретное место. Левитан воплотил в своих произведениях наблюдения за природой Волги, вид Саввино-Сторожевского монастыря во время заката и монастырь под Юрьевцем. Картина «Вечерний звон» написана в тысяча восемьсот девяносто втором году.

На переднем плане изображена широкая река, один берег который песчаный, а другой покрыт яркой зеленью трав и деревьев. На правом берегу художник нарисовал две лодки. Крестьянин сидит в одной из них. По реке плывет другая лодка с несколькими гребцами и отдыхающими. Гладь реки спокойна. Ее не рябит ветерок. Кругом разлит покой.

Затем взгляд зрителя переходит к противоположному берегу. Там вьется широкая дорога к воротам монастыря. У воды на дороге виднеются две человеческие фигуры. Церковь, ставшая золотистой в лучах заходящего солнца, отражается в плавно текущих водах реки. Слева к монастырю густой стеной подходит лес. И над всем этим великолепием прекрасным шатром раскинулось небо. Оно голубое-голубое. По его спокойной, как у реки, глади плывут розово-желтые облака.

От картины веет покоем. Все замерло. Окружающая природа и люди как будто околдованы звоном колоколов монастырской церкви. Он плывет над широким простором реки, над лесами и полями. И все живое замолкает, завороженное колокольным перезвоном.

Звон заокольный и окольный

У окон около колонн.

Звон колоколен колокольный

И колокольчиковый звон.

Так писал Николай Рубцов в стихотворении, посвященном картине Левитана «Вечерний звон». При взгляде на произведение на память приходят также строчки из песни: «Вечерний звон, вечерний звон, как много дум наводит он». Задумались люди, заслушавшись звуками, льющимися сверху. Задумались небо, и лес, и река.

Картина поражает зрителя ярким светом закатного солнца, свежестью, которая веет от реки и от леса. Ты как будто вдыхаешь полной грудью живительный воздух, слышишь звон колоколов. И на душе становится легко и покойно. Умиротворение охватывает все твое существо.

Значительное место среди полотен Исаака Ильича Левитана занимают пейзажи с изображенными церквями. В этих произведениях он находил покой и смирение. Одной из таких картин есть «Вечерний звон». Создал ее автор после того, как посетил монастырь на Волге и под Звенигородом.

Он показал нам состояние души, когда смотришь на монастырь в лучах заходившего солнца и слышишь колокольный звон. Последние лучи солнца еще сильнее хотят осветить купола церковных построек, что они просто потопают в этом сиянии. Даже деревья возле построек преобразились в другой цвет. Небо, также сияет последним солнечным светом оставляя тени только от мелких туч.

Небольшая спокойная река омывает берега монастыря. По ней тихонько проплывает лодочка с прихожанами. Люди спешат на вечернюю службу. Звон колокола уже начал всех сзывать. Еще несколько лодок стоит возле противоположного берега. По всей видимости, это для опоздавших.

В этом полотне автор как нельзя лучше показал все свои таланты. Насколько точно и красиво он передал каждое дерево, кустик, травинку. Как прекрасно в этот вид вписался сам монастырь. Они как бы одно целое с природой. Без него картина не имела б целостности. И как он показал состояние своей души. Радость и спокойствие олицетворены в солнечном свете, который просто заливает всю картину. И мелодичный вечерний звон колоколов так и звучит в ушах каждый раз, когда смотришь на это полотно.

Сочинение по картине «Вечерний звон» Левитана

Холст «Вечный звон» - это одно из выдающихся произведений известного русского художника прожившего такую короткую, но замечательную жизнь. За это время он написал множество замечательных творений.

На этом полотне нет какого-то определенного места. Художник в своих картинах осуществил свои рассматривания природы. Этот холст был нарисован в конце девятнадцатого века.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой. На песчаном берегу на воде две лодки, водной из них находится человек. Дальше по течению плывет лодка, в которой находятся гребцы и отдыхающие. Воды реки спокойны.

После чего, взор смотрящего на картину перемещается к берегу реки, находящемуся напротив. На этом берегу находится монастырь, к которому ведет широкая вьющаяся дорога. У самой воды на дороге у берега стоят два монаха. Монастырь переливается в лучах золотого, отражаясь в спокойных серо-голубых водах тихой реки. Слева к монастырским воротам и самому монастырю, словно стена присоединяется лес. Над всем этим прекрасным видом раскинулось такое же прекрасное небо. Оно словно голубой шатер, озаренный солнечным светом. По небу, словно по реке плывут легкие, пушистые облака.

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

Когда смотришь на эту картину, в памяти не навязчиво появляются слова знаменитой песни «Вечерний звон». Такое чувство, что подражая словам этой песни, задумались все: люди, небо, река и окружающий лес, они заслушались звуками перезвона.

Этот холст ошеломляет зрителя ярким светом солнца, прохладой веющей от реки, от чудесного леса. Смотря на этот холст, возникает ощущение, как будто вдыхаешь оживляющий воздух, различаешь колокольный перезвон. И становится так легко и спокойно на душе.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине вечерний звон
  2. сочинение по картине И И Левитана Вечерний звон
  3. сочинение по картине вечерний звон левитан
  4. рассказ по картине вечерний звон
  5. сочинение вечерний звон

Описание картины Левитана «Вечерний звон»

Эта картина является одной из наиболее знакомых работ И.
Левитана.
Я читал, что вдохновение на ее создание пришло после посещения монастыря под Звенигородом и на Волге.
Поэтому он показал именно тот образ этих монастырей, который его поразил больше всего - в лучах заката.
Наверняка, вдалеке был слышен колокольный звон.

Любой пейзаж удивительно красив на восходе и на закате солнца.
Стоит ли говорить, как прекрасны купола под светом уходящего солнца.
Широкая река изображена будто неподвижной.
На небе удивительных розово-голубых тонов плывут серебристые облака, а на дальнем берегу видна густая роща.
Покой и безмятежность здешних мест даже не способна нарушить плывущая лодка с паломниками.
Она лишь медленно скользит по водной глади.
На дальнем берегу показаны два монаха, которые прогуливаются неспешной походкой, наслаждаясь удивительной красотой.

Природа показана удивительно спокойной, будто она готовится к ночи, ко сну.
Чувствуется полное безветрие.
Вдалеке изображен сам белокаменный монастырь.
Он выглядит очень торжественно и величественно.
Его окружает зеленая роща.
Даже его отражение в реке неподвижно, будто природа и монастырь слились в единое целое, став неотъемлемой частью друг друга.

Я считаю, что храм - основная часть этой картины.
День закончился, и в воздухе буквально слышен перезвон колоколов, который зовет всех верующих на вечернюю службу.
Эта прекрасная картина является одним из наиболее ярких произведений автора.
Буквально чувствуется настроение, с которым Левитан ее создавал, насколько он был поражен красотой родной русской природы.
Все, что он хотел показать с помощью его мастерства передается зрителю и позволяет наблюдать за этой картиной, как зачарованному.
Несмотря на то, что показан вечер, краски не везде использовались светлые, во многих местах показана тень, но впечатления от картины самые яркие и светлые.

Вечерний звон

И.И. Левитан, талантливейший русский художник девятнадцатого века, всегда любил и чувствовал Россию и сердцем, и душой. На его полотнах, пронизанных глубокой нежностью к родному краю и его природе, изображены волшебные пейзажи, цепляющие до глубины души.

Передо мной картина «Вечерний звон». Картина, написанная в 1892, изображает предвечерние сумерки на берегу реки Волги и нам открывается вид на два красивых белокаменных православных монастыря - Саввино-Сторожевский и Юрьевцев.

На переднем плане величаво раскинулась Волга. Прохладные, магические тона воды ласкают взгляд. Солнце опустилось уже довольно низко, и мы можем наблюдать солнечных зайчиков, рассеявшихся по поверхности спокойного и мирного зеркала реки, которое отражает сумеречные небеса, по которым неспешна плывут кучевые барашки-облака. Небо, окрашенное в желтые, синие, голубые и фиолетовые пастельные тона отнюдь не кажется холодным, скорее наоборот манит и услаждает взор наблюдателя.

Берег, покрытый шелковистой летней травкой, едва колышется от легкого ветерка. У старенькой пристани приютились две старенькие рыбацкие лодочки. В одной из них сидит человек. Кажется, будто он призадумавшись смотрит на свое отражение в вечерних водах и наслаждаясь прохладой и свежестью, отдыхает от тяжелого рабочего денька.

Посреди реки на третьей лодке, гребцы с усердием гребут веслами, возможно они хотят переправиться на другой берег к стройной берёзовой чаще, заботливо укрывшей православные храмы. Деверья и кусты, пышной зеленой стеной возвышающиеся над водами, отражаются в зеркальной глади.


Двое в черных одеждах ожидают на берегу у дороги к святым монастырям. Высокая белая арка открывает путь к Богу, прямиком в святую обитель, где человек, уйдя от мирской суеты, может приклонить голову и вознести молитву к небесам.

Возвышающиеся над лесом купола, благородно сияют золотыми крестами церквушек, словно сливаются с голубовато-бирюзовым небом.

От полотна веет умиротворением и спокойствием. Небывалое очарование, спирает дыхание, и зритель на миг замирает, словно впустив в свое сердце волнующий перелив церковных колоколов. Звон стройной мелодией льющийся над лесными и речными просторами. Все заворожено чудесным явлением.

Смотря на картину, кажется, что вот-вот почувствуешь свежесть летнего вечерка, вдохнешь опьяняющий запах трав и цветов, прохладной воды, стоит лишь открыть ставни окон и окунешься в деревенское размеренное течение жизни.

Сочинение по картине Вечерний звон Левитана

Холст «Вечный звон» - это одно из выдающихся произведений известного русского художника прожившего такую короткую, но замечательную жизнь. За это время он написал множество замечательных творений.

На этом полотне нет какого-то определенного места. Художник в своих картинах осуществил свои рассматривания природы. Этот холст был нарисован в конце девятнадцатого века.

В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой. На песчаном берегу на воде две лодки, водной из них находится человек. Дальше по течению плывет лодка, в которой находятся гребцы и отдыхающие. Воды реки спокойны.

После чего, взор смотрящего на картину перемещается к берегу реки, находящемуся напротив. На этом берегу находится монастырь, к которому ведет широкая вьющаяся дорога. У самой воды на дороге у берега стоят два монаха. Монастырь переливается в лучах золотого, отражаясь в спокойных серо-голубых водах тихой реки. Слева к монастырским воротам и самому монастырю, словно стена присоединяется лес. Над всем этим прекрасным видом раскинулось такое же прекрасное небо. Оно словно голубой шатер, озаренный солнечным светом. По небу, словно по реке плывут легкие, пушистые облака.

Глядя на картину чувствуешь, как внутри все замирает. Не только люди и природа находящиеся на картине стоят, будто бы околдованы звоном монастырских колоколов, который разливается над окружающими лесами и полями, над гладью широкой реки стоят очарованные этим колокольным перезвоном. Но и человек, который стоит перед этой картиной тоже, словно чувствует этот перезвон точно завороженный.

Когда смотришь на эту картину, в памяти не навязчиво появляются слова знаменитой песни «Вечерний звон». Такое чувство, что подражая словам этой песни, задумались все: люди, небо, река и окружающий лес, они заслушались звуками перезвона.

Этот холст ошеломляет зрителя ярким светом солнца, прохладой веющей от реки, от чудесного леса. Смотря на этот холст, возникает ощущение, как будто вдыхаешь оживляющий воздух, различаешь колокольный перезвон. И становится так легко и спокойно на душе.

4 класс; 8, 9 класс.

  • Сочинение по картине Кудревича Утро весны (описание)

    Владимир Кудревич - это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года.

  • Сочинение по картине Иванова Подвиг молодого киевлянина 5 класс (описание)

    Картина написана художником Андреем Ивановым по древней летописи Нестора о событиях, происходивших в 968 году. Летопись рассказывает о молодом киевлянине, который во время нападения печенегов на Киев бросился через вражеское войско к реке Днепр

Исаак Левитан… Вряд ли в России найдется много людей, которым не было бы знакомо это имя. Все, кто учился по советским учебникам «Родная речь» и «Литература», непременно вспомнят его пейзажи, помещенные на обложках или на форзацах этих книг. Возникнут в их памяти и многочисленные репродукции его работ, по которым учеников средних классов учили писать сочинения по пейзажам и натюрмортам. Изучают эти картины в школе и сегодня. Почти ни один урок по лирике Есенина не сможет обойтись без опоры на шедевры Левитана, его работы перекликаются в мотивах и настроении со стихотворениями Тютчева и Фета.

Работы художника не спроста так четко вошли в школьную программу. Ведь они осязаемы: природа, воссозданная русским автором, будто оживает. Смотря на такое, словно чувствуешь дуновение легкого ветерка, слышишь шорох листвы, шум ветра или крик улетающих птиц, ощущаешь приятный запах только что скошенной травы. На картинах Левитана все наполнено жизнью.
ых и в то же время потрясающе притягательных картин художника, является работа «Вечерний звон». Она была написана автором в 1892 году во время прогулок вдоль Волги у Саввино-Сторожевского монастыря.

На первом плане Левитан изобразил часть огромной реки. Один ее берег песчаный и от этого пустой. Другой же берег словно противопоставлен своей паре: он покрыт густой яркой растительностью, на нем возвышается много деревьев. На ближнем к зрителю берегу из песка автор показал две лодки, в одной из которых сидит крестьянин и словно ждет кого-то. По воде плывет еще одна лодка, в ней расположились несколько отдыхающих. Река спокойна и благоволит катанию по ее глади.

На заднем плане показана противоположная сторона. Она залита золотом заходящего солнца. От ее центра бежит вперед извилистая дорога, которая достигает ворот монастыря. Видны двое бредущих людей. Церковь отражается в Волге как в зеркале. Представляется, что она, как живая, наслаждается своей красотой, подчеркнутой теплым закатом. Слева от монастыря раскинулся зеленый лес. Над всем этим богатством высится бесконечное небо. Оно покойно, как и гладь водоема, притягивает взгляд своей редкостной голубизной. По нему не спеша проплывают желто-розовые перистые облака.

«Вечерний звон» словно пропитан покоем. Все представленное на нем, как созданное Богом, так и руками человека, словно замерло. Даже идущие люди никуда не торопятся. Чудится, что они медленно прогуливаются, беседуя о чем-то, то и дело останавливаются и любуются неповторимостью этого вечера.

Левитан смог запечатлеть те минуты, когда совсем недавно отзвонили колокола церкви. Поэтому все и стоит околдованным красивым звучным переливом. Все не могут распрощаться с этими неповторимыми звуками, все жаждут растянуть удовольствие, позволить ему надолго отложиться в сознании. Кажется, что отголоски своеобразной мелодии все еще летают над широкими просторами.

Картина успокаивает смотрящего на нее, настраивает на хорошее, заставляет думать, вспоминать, мечтать. Она манит, к ней обязательно пытаешься вернуться. Стоя рядом с ней, задаешь себе вопросы, мыслишь и действительно находишь ответы на все то, что так долго бредило душу.

Знаменитое полотно Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 году. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…

Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни два монаха, прогуливающиеся по дальнему берегу, ни лодочник в лодке на переднем плане.

Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении - сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

Картина «Вечерний звон» - одно из самых значительных произведений Левитана. Мы видим блестящую технику письма опытного мастера, но не это в ней главное. В этой картине художник полностью доверяется не мастерству, а настроению. Левитана волновала бесконечная красота окружающего, и во всей этой красоте, во всем вокруг он видел Бога. И волшебная музыка души художника через картину передается зрителю, точно так же чаруя и его сердце.

Помимо описания картины И. И. Левитана «Вечерний звон», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.