Ангелы из рима. Выставка картин Рафаэля и Караваджо из Ватикана открылась в Третьяковской галерее

Музеи Ватикана привезли в Россию лучшую часть своей коллекции - 42 живописных произведения XII-XVIII веков. Это работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

«Никогда ранее Музеи Ватикана не вывозили за свои пределы одновременно столь значительное число выдающихся произведений из постоянной экспозиции, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира», – говорила ранее гендиректор музея Зельфира Трегулова.

Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Дерево, масло. 107×84 cм. Музеи Ватикана.
Фото: Музеи Ватикана

Выставку открывает образ «Христос Благословляющий» XII века, который ранее никогда не экспонировался на временных выставках и не покидал пределы Ватикана. Следующей по хронологии идет работа Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» XIII века.

Затем посетители смогут увидеть «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, пределлы, рассказывающие истории из жития Николая Чудотворца. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли. Росписи этого художника были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Санти Апостоли в Риме.

К расцвету Возрождения относятся две картины: «Чудеса святого Винченцо Феррера» Эрколе де Роберти, одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы, и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Работы обоих в России отсутствуют. Высокий Ренессанс, то есть XVI век, представлен шедеврами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе.

Наибольшего могущества папский Рим достиг в XVII веке, в эпоху барокко, и папские собрания представляют живопись именно этого столетия наиболее полно и блестяще. Шедевр этого времени на выставке - «Положение во гроб» Караваджо. Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», самое большое произведение художника, написан специально для собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме.

Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Холст, масло. 85×68 cм. Фото: Музеи Ватикана

К эпохе барокко также относятся произведения караваджистов и художников болонской школы (Лодовико Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино), прекрасно представленных в папских собраниях.

Выставка заканчивается серией картин XVIII века, по сути, последнего века, когда папство играло государственную роль. Эта серия болонца Донато Крети посвящена астрономическим наблюдениям и логически завершает историю Lo Stato Pontificio, Папской области, вскоре прекратившей свое существование и превратившейся в Ватикан, Lo Stato della Città del Vaticano.

В пресс-службе галереи сообщили, что к настоящему моменту все билеты на декабрь раскуплены. Новая партия билетов поступит в продажу только в середине месяца. Посетители будут заходить в залы каждые полчаса, при этом время, в течение которого они могут находиться на выставке, не ограничено.

«Roma Aeterna» или «Вечный Рим» — это сорок два произведения первого ряда, бóльшая часть которых крайне редко покидала Пинакотеку (а некоторые работы и вовсе никогда не выезжали), соединившие семь веков истории Ватикана — с XII по XVIII. Куратор проекта Аркадий Ипполитов — искусствовед, хранитель отдела гравюры Эрмитажа и автор, переосмысляющий в своих книгах образы Италии («Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI», «Только Венеция. Образы Италии XXI»),

— отобрал для выставки в Москве бесспорные шедевры: здесь действительно нет ни одной проходной работы, годами пылящейся в запасниках.

Wikimedia Commons Караваджо. Положение во гроб. Ок. 1602-1603

Открывает выставку «Христос Благословляющий» — римская икона XII века, а также одно из самых ранних изображений Франциска Ассизского в исполнении Маргаритоне д"Ареццо. В обеих отчетливо прослеживаются следы как византийской эстетики, так и нарождающейся готики. Завершает — серия работ Донато Крети «Астрономические наблюдения» XVIII века, вобравшая в себя восемь небольших картин с изображениями планет Солнечной системы. Серию заказал художнику граф Луиджи Марсили, который преподнес ее в дар папе Клименту XI для того, чтобы убедить того в необходимости проспонсировать открытие первой астрономической лаборатории в Болонье.

Wikimedia Commons Никола Пуссен. Мучение святого Эразма. 1628

Между ними расположились работы, составляющие цвет папского собрания: хрестоматийные «Оплакивание Христа» Джованни Беллини, «Сон святой Елены» Веронезе и «Положение во гроб» Караваджо, небольшие гризайли Рафаэля — «Вера» и «Милосердие», огромное полотно Никола Пуссена «Мучение святого Эразма» из собора Святого Петра, а также музицирующие ангелы Мелоццо да Форли, которые украшают собой всю «папскую» сувенирную продукцию — от входных билетов в музеи Ватикана до сувенирных чехлов для айфона.

Wikimedia Commons Мелоццо да Форли. Ангел с лютней

Помимо очевидной содержательной привлекательности выставка также стала дипломатическим жестом грандиозного масштаба, который теперь преподносится как

закономерный результат многовековой «духовной связи Москвы и Рима».

О том, чтобы в главный российский музей приехали главные шедевры Ватикана, впервые заговорили три года назад — после встречи президента России Владимира Путина и папы Римского Франциска.

Wikimedia Commons Паоло Веронезе. «Сон святой Елены». 1580

В 2017 году в Ватикан поедет ответная выставка русской религиозной живописи из собрания Третьяковской галереи.

В отличие от прошлых выставок-блокбастеров «Roma Aeterna» будет работать в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке, а не на Крымском Валу. Выбор менее просторного выставочного помещения обусловлен необходимостью поддержания нужного режима влажности и климата, необходимого для содержания экспонатов, — в историческом корпусе они лучше, чем в современном. Третьяковка не ставит себе цель побить рекорд Айвазовского, сказала руководитель ГТГ Зельфира Трегулова «Ведомостям». Однако, чтобы избежать очередей, Третьяковка организует на выставке получасовые сеансы. Пускать в залы будут по 90 человек. Продлится она до 19 февраля 2017 года. Сейчас электронные билеты на выставку, появившиеся за месяц до ее открытия, уже закончились до конца года, возобновление продаж ожидается со дня на день.

Друзья, добрый день. В субботу нам посчастливилось побывать на уникальной выставке шедевров Ватикана, у вас еще есть возможность в течение двух месяцев увидеть ее, не пропустите.

Выставка проходит в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) с 25 ноября 2016 по 19 февраля 2017. К сожалению купить билеты через сайт уже не получится, но вы спокойно можете прийти в музей и купить билет прямо на месте, в кассах, несмотря на большое количество посетителей, мы не увидели очередей.

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход до 17.00)

четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (вход до 20.00)

понедельник — выходной.

На осмотр выставки закладывайтесь на пару часов, одного часа явно не достаточно.

Честно говоря, до сих пор нахожусь под большим впечатлением, даже не знаю с чего начать. Представлены работы с XII по XVIII вв. Это десятая часть собрания, включающего 460 произведений. Интересно, что ряд картин впервые покинули родные стены, учитывая, что далеко не каждый в свете ужесточения экономической политики может себе позволить выехать за рубеж, считаю, что нам крупно повезло и рекомендую использовать этот шанс, вы точно не останетесь равнодушны. К сожалению, фотографировать на выставке строго запрещено, поэтому все фотографии я взяла из Интернета, а описание из брошюры с выставки и по памяти то, что успела запомнить из аудиогида.

Выставка начинается с редчайшей древней иконы «Христос Благословляющий», созданной во второй половине XII века работавшим в Риме мастером под влиянием византийской живописи. До поступления в Пинакотеку она находилась в церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, одной из старейших в Риме. Римский мастер представил Иисуса Христа в образе Пантократора, то есть повелителя Вселенной, и икона, являясь аналогией древнерусских изображений Спаса Вседержителя, хранит воспоминание о единстве христианской церкви до схизмы, то есть до разделения ее на католическую и православную, и показывает прямое родство итальянского и русского искусства, исходящих из одного корня.


Продолжает экспозицию Маргаритоне ди Маньяно, прозванный Маргаритоне д’Ареццо ок. 1216-1290).
Святой Франциск Ассизский. 1250-1270. Алтарный образ. Дерево, темпера, золото. 127,2×53,9 см.
«Маргаритоне д’Ареццо, родившийся раньше Джотто и Дуччо, — один из крупнейших живописцев средневековой Италии. Картина вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля, но она интересна еще и тем, что является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана. Данная работа, возможно, была именно той, которую Вазари в „Жизнеописании Маргаритоне“ охарактеризовал как написанную с натуры, так что ее можно считать чуть ли не одним из первых портретов в итальянской живописи».

Меня потрясли как сами иконы, так и их сохранность, вдумайтесь, ведь это 12-13 века!

Я не буду останавливаться на всех экспонатах, отмечу лишь те, которые больше всего запали мне в душу и потрясли своим мастерством. Продолжая осмотр первого зала, хотелось бы обратить внимание на 3 фрески Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо да Форли (1438-1494).
Aнгелы, играющие на лютне. 1480. Фрагменты фрески, снятой со стены. Размер правого: 117×93,5 см.
Художник «…был приглашен в Рим папой Сикстом IV. Он создал множество фресок в римских церквах, так что именно Мелоццо может считаться основателем римской школы, расцветшей в XVI-XVII веках. Три музицирующих ангела — фрагменты его росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции „Вознесение Христа“.
Фреска воспринималась современниками как торжество папской власти, возродившей Рим. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая, а отвлеченное понятие „музыка небес“ связано с философскими построениями модели мира, о которой говорили пифагорейцы и платоники. Мелоццо, как художник Ренессанса, в своем произведении соединяет античную и христианскую традиции. Его ангелы, прославляющие Господа согласно словам Библии: „Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением“, идеальны, как античные статуи, и в то же время жизненны — они похожи на юных пажей при дворах ренессансных правителей».


Фреска «Ангел, играющий на виоле», до нас дошло не так уж много работ Мелоццо, большинство его фресок погибло при перестройках, но по тому, что осталось, можно судить о масштабах его дарования. Мелоццо, обратившись к средневековым образцам, вдохнул в них новую жизнь, предвосхитив и Микеланджело, и Рафаэля, и Корреджо, и росписи куполов барочных церквей.

Так же обращает на себя внимание работа Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427).
Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль. Ок. 1425. Пределла. Дерево, темпера. Но интересна она не столько своим сюжетом, сколько тем, что автор изображает здесь землю круглой, что для тех времн безусловное новаторство. Посмотрите на линию горизонта.

Ну и не могу не обратить внимание на одну из центральных экспонатов первого зала Джованни Беллини (ок. 1432-1516). Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Ок. 1471-1474. Алтарное навершие. Дерево, масло. 107×84 cм.
«Беллини — крупнейший художник венецианской школы XV века. Эта картина — один из его шедевров. Она была навершием большого алтаря, и в своей композиции Беллини делает решительный шаг по направлению к спокойному величию Высокого Ренессанса, обогнав многих современных ему флорентийских художников. Произведение авангардно уже одним тем, что оно написано маслом, в совершенно новой для Италии технике, только что завезенной в Венецию из Нидерландов. Оригинальна и иконография. Обычно главное лицо в сцене Оплакивания — Дева Мария. Здесь же изображены только поддерживающий Иисуса сзади Иосиф Аримафейский, святой Никодим и Мария Магдалина. Задумчивое молчание, в которое погружены персонажи, подчеркнутое напряжением сплетенных рук, придает этой сцене редкую психологическую остроту».

Рассматривая картину Карло Кривелли (1435-1494). Оплакивание. 1488. Люнетта. Дерево, темпера, золото. Я вообще долго не могла понять технику, в кторой она была исполнена, настолько здесь тонкая работа, что кажется что картина соткана из парчи, это удивительно, я ничего подобного раньше не встречала.
«Карло Кривелли, венецианец по рождению, рано покинул родной город и прославился в области Марке. При жизни он был популярен, но в дальнейшем его забыли и вновь открыли лишь в конце XIX века. Данная люнетта, венчавшая большой алтарь, — одно из самых потрясающих его произведений. Ради выразительности художник идет на явные нарушения пропорций, и, чтобы сплести руки Иисуса, Девы Марии и Магдалины воедино, Кривелли делает правую руку Христа намного длиннее левой. Склонившееся над узлом из ладоней искаженное плачем лицо Магдалины становится эмоциональным центром картины. В произведении чувствуется сильнейшее влияние северной готики, и ему свойственна та невероятная напряженность психологического переживания, что характерна для мистических религиозных течений XV века».





большинство работ своими сюжетами переносят нас в , где произошло Рождения Христа и прочие события


Переходя во второй зал выставки, хочу начать с описания картины, наиболее поразившей меня, а именно картина Гвидо Рени «Святой Матфей и ангел», 1635-1640. Размер картины 85×68 см, холст, масло. Святой Матфей, первоначальное имя Левий, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия. Рени писал эту картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. «Святой Матфей и ангел» считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества. Поражает магия взгляда Матфея и ангела, как один внимает другого, с какой поразительной точностью и изяществом художник смог передать сложную гамму чувств обоих именно в их взглядах.


Второй картиной по силе воздействия на меня, стала картина приписываемая Пенсионанте дель Сарачени «Отречение святого Петра». Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени, одного из главных представителей раннего караваджизма. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени», что по-итальянски значит «гость Сарачени». Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины — евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. К Петру, ожидавшему вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус, подошла служанка и, узнав его, сказала: " И та с Иисусом Галилеяном», но апостол отрекся. На картине лицо Петра находится в тени, как будто скрывая его стыд.


Одной из центральных работ второго зала является работа Микеланжело Меризи, прозванного Караваджо, «Положение во гроб» , которую художник написал для римского храма Санта-Мария делла Валичелла. Ее считают одной из самых лучших в его творчестве. Композиция «Положения во гроб» выстроена так, что смотрящий на нее зритель невольно становится частью картины. Каменная гробница, в которую хотят положить Христа, одним из углов повернута к зрителю — этот угол как бы прорывает тонкую преграду между миром картины и обычной реальностью. Впечатление усиливает острый локоть держащего Иисуса за ноги Никодима. Кажется, что они хотят передать недвижимое тело Христа тому, кто смотрит на картину.

Молодая Мария застыла в безмолвном крике, подняв руки к небу, ее волосы торчат в разные стороны — видимо, она рвала их в стенаниях. Голова Марии Магдалины скорбно опущена, он скрывает свои слезы, переживая по поводу утраты. Мать Иисуса не плачет и не кричит, она молча смотрит на лицо своего сына, зная, что больше не увидит его никогда. Лица мужчин сосредоточены и скорбны.

Иоанн, хмурясь, всматривается в неживое лицо своего Учителя, а сильный и кряжистый Никодим глядит вниз, на дно гробницы, напрягаясь под весом тела Иисуса. Тело Христа лишено каких-либо трупных оттенков, оно бледно, как будто лишилось всех красок жизни.


Конечно же одними из самых значительных экспонатов выставки являются два небольших гризайля работы Рафаэля Санти, составлявших пределлу алтарного образа для церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже, известного как алтарь Бальони, в центре которого находилось «Положение во гроб», теперь хранящееся в Галерее Боргезе. «Вера», боковая часть пределлы, предстает в виде женской фигуры с потиром в руке, путти в боковых нишах держат таблички с мограммами имени Иисуса.


В Третьем зале нам представлена серия «Астрономические наблюдения», Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатупн, Комета. Необычная серия картин, вставленных в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы, создана болонским художником Донато Крети по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили, астронома-любителя. Граф решил послать картины папе Клименту 11 в надежде таким способом убедить его выделить деньги на строительство обсерватории в Болонье и достиг своей цели, средства были выделены.


Еще много достойных и уникальных работ представлено на выставке и у вас, друзья, есть еще два месяца, чтобы посетить ее и увидеть все эти творения воочию, желаю вам удачи.





Перед нами предстанут работы, ранее не покидавшие Италию

Рафаэля много не бывает. Третьяковка решила повторить подвиг ГМИИ им. Пушкина и привезти работы Мастера, которые до сих пор не покидали Италию. Но она бы не была главной российской галереей, если б не придумала, чем отличиться – Рафаэля сопроводят Караваджо, Беллини, Веронезе, Пуссен... 42 полотна будут доступны посетителям 25 ноября.

Привезут шедевры XII–XVIII веков из Пинакотеки, раздела музеев Ватикана. Развесят их в комнатах Инженерного корпуса, дизайн которых разрабатывает известный архитектор Сергей Чобан (среди его проектов «Ледовый дворец», новое здание Московской городской думы и музей архитектурного рисунка в Берлине).

– Сергей нашел решение, как подчеркнуть уникальность каждого полотна и вместе с тем подчинить их общей идее, – объясняет куратор выставки Аркадий Ипполитов. – Зал с живописью Средневековья и раннего Возрождения он делает в форме восьмиугольника, как и главное пространство в самой Пинакотеке. Зал с высоким ренессансом и барочной живописью решен в форме римской площади у собора Святого Петра. Его же стильный план мы решили разместить у входа, хотя обычно на таких проектах развешиваются фотографии. Нам важно, чтобы отправная точка задавала идею выставки «ROMA AETERNA», которая - о вечности Рима и его достояний.

Нам из них предстанут «Вера» и «Милосердие» раннего Рафаэля, писавшего еще во Флоренции. Работы, где юную красавицу по сторонам оберегают ангелы, взята из алтаря на вилле Боргезе. «Снятие с креста» Караваджо и «Святого Эразма» Пуссена часто противопоставляют, но здесь их повесят рядом, чтобы посетители прочувствовали внутреннюю связь мастеров, изображающих мучеников. Широко представят Беллини и второго главного художника венецианского ренессанса Карло Кривелли.


«Снятие с креста» Караваджо.

Будет много икон римской школы ХII века, близкой к византийской и русской иконописям. Главное достояние – Христос Вседержитель. Не обойдется и без образа святого Франциска Ассизского кисти Маргарито ди Маньяно (прозванный д"Ареццо), «Апостола Матфея с ангелом» Гвидо Рени, «Рождества» Mариотто ди Нардо. О чудесах святого Винсента Феррера поведают трехметровые, с трудом доставленные в Москву полотна Эрколе де Роберти...

– Мы получили все, о чем мечтали, – признается директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. – Я дама почтенная, но мне захотелось прыгать на одной ножке и кричать от радости, что мы покажем самые выдающиеся вещи Пинакотеки. В чем-то, конечно, нам было отказано, но этим работам нашли достойную замену. Мы понимаем, что экспозиция вызовет огромный интерес у зрителей в России, поэтому постараемся опереться на опыт посещения двух наших последних выставок – Серова и Айвазовского.

Что касается технических моментов, то вводят систему сеансов, которые будут запускаться каждые полчаса. Аудиогид уже готов – озвучивает его актер Вениамин Смехов. Стоимость билетов вслед за ГМИИ повышают до 500 рублей.


«Вера» Рафаэля.

– С билетами после выставки Серова у нас проблема, – продолжает г-жа Трегулова. – Ими приторговывали несколько сотрудников галереи, тут же были уволены. Как-то раз я ловила перекупщиков у входа в галерею и сдавала в полицию, но без толку: нет ни одной статьи в законодательстве, по которой они бы могли пройти. Так что через два часа после задержания ребята снова возвращались на рабочее место. Но мы за гигантской посещаемостью не гонимся, и вы это поймете по этой выставке, куда мы будем дозированно принимать посетителей. Необходимо не только обеспечить безопасность произведений, но и дать возможность людям вступить в духовный диалог с картинами.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начала работу выставка шедевров пинакотеки Ватикана.

В Москве покажут 42 живописных произведения XII-XVIII веков работы таких мастеров, как Джованни Беллини, Фра Беато Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, передает “Интерфакс ” .

На выставку организован вход по получасовым сеансам. Между тем, как сообщили в пресс-службе музея, билеты на выставку до конца года уже раскуплены. В музее отметили, что новая партия билетов поступит в середине декабря.

Выставка уникальна тем, что музеи Ватикана ранее не предоставляли картины такого уровня и в таком количестве ни на одно мероприятие. Добавим, что картины Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени крайне редко покидают Ватикан.

/ Пятница, 25 ноября 2016 года /

темы: Культура

Выставка работ из собраний музеев Ватикана "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет в Третьяковской галерее с 25 ноября по 19 февраля, сообщает mos.ru.
Музеи Ватикана привезли в Москву шедевры XII-XVIII веков. В экспозиции 42 картины работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.
В 2017 году Третьяковская галерея приедет в Ватикан с ответным визитом. В музеях Ватикана выставят картины русских мастеров на евангельские сюжеты.



Выставка шедевров пинакотеки Ватикана, никогда ранее не покидавших Италию в таком количестве, открылась в пятницу в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. . . . . .
Выставка отражает все этапы художественного развития живописи. Открывает ее икона XII века Христос Благословляющий , ранее не покидавшая пределов Ватикана, передает “Интерфакс ” . Следующая по хронологии - работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века, возможно, самое раннее изображение святого. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли.
Высокий Ренессанс представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Друг напротив другу помещены полотна-колоссы "Положение во гроб" Караваджо и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена. Продолжают экспозицию работы караваджистов и художников болонской школы, а заключительный раздел составляет цикл Астрономические наблюдения Донато Крети.
На выставку организован вход по получасовым сеансам, билеты до конца года уже раскуплены, сообщили в пресс-службе галереи. Новая партия билетов поступит в середине декабря, а с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными. Ограничений по времени нахождения на выставке пока не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. . . . . .


"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"
42 произведения искусства из самого сердца Рима
Дата: 25 ноября - 19 февраля
Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана - 42 шедевра из 4 . . . . . Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.
А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.
Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.
Цена: 500 рублей.
За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.