Что называют баяном. Что такое баян на молодежном сленге

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.

Говорить о времени появления на свет музыкального инструмента очень сложно, так как музыка, а значит и музыкальные инструменты, сопровождают человека с самых древних времен. И никто не может точно сказать – когда человек впервые подул в бамбуковую тростинку и появилась дудочка, которая в дальнейшем превратилась во флейту. Или когда человек заметил, что натянутая струна лука красиво звучит, добавил к ней еще несколько, и появилась лира – предшественница арфы и гитары.

Сегодня мы поговорим об одном удивительном музыкальном инструменте. Вы знаете, что каждый инструмент имеет свой голос, свою тембровою индивидуальность, то есть особую окраску звука. Можно ли перепутать звучание скрипки, органа или флейты?..... Но есть один музыкальный инструмент, который как бы вобрал в себя голоса многих инструментов, например, флейты, фагота, органа и других. Этот инструмент вы наверняка хорошо знаете. Недаром его называют «душой русского народа». Догадались?...... Да, это баян Полное имя современного баяна – многотембровый готово - выборный баян.

Сегодня его знают и любят во многих странах мира. Недаром проводятся Международные конкурсы баянистов, в которых участвуют зарубежные музыканты. Но это сегодня... А что же было в начале его пути?

Вы, наверное, знаете, что баян произошел от гармоники. Сначала появилась губная гармошка. В древнем Китае существовал инструмент, который назывался «шэн». А первая ручная гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Имя изобретателя ручной гармоники – Фридрих Бушман. Он работал он настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить настройку органных труб он сконструировал маленькую коробочку с металлическим язычком. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавал тон определенной высоты. Несколько таких коробочек, дававших звуки определенной высоты, упрощали настройку органа. Но мастеру не нравилось, что одна рука была занята. Тогда он вделал каждый язычок в мех. Он ставил приспособление рядом, растягивал мех кверху и отпускал, сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки оставались свободными, не нужно было дуть ртом, что облегчало работу. Потом Фридрих догадался все язычки встроить в мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастил клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми. Чуть позже он понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. Сначала она была больше похожа на детскую игрушку, чем на музыкальный инструмент - у нее было всего лишь 5 кнопочек справа и 5 слева. Сыграть на ней можно было только очень простые мелодии без аккомпанемента. Несмотря на это, гармонь быстро распространилась по всему миру, попав и на тульскую ярмарку. Заморская диковинка так полюбилась в Туле, что распространилась по всей России и превратилась в русский народный инструмент. Причем, в каждой области она видоизменялась, подстраиваясь под местные напевы. Так появились саратовская, ливенская, череповецкая, вятская, бологоевская гармошки. Благодаря русским мастерам появился, по сути новый инструмент, в котором от прежней гармошки остался лишь принцип звукоизвлечения.

В1830 году музыкальный мастер Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород, и там услышал гармонику. купил Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал и изучил устройство инструмента. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же. Конечно, об этом сразу же узнали родственники, знакомые, а среди них было немало умельцев. Тула всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало повальным увлечением.

Путь совершенствования гармоники был долгим и сложным. Вначале она была очень проста и примитивна (5-7 кнопок на правой стороне и два баса на левой стороне). Пришло время, и в таком виде она уже не могла удовлетворять возросшее мастерство исполнителей. И вот в 1871 году тульский музыкант – самородок Николай Иванович Белобородов сконструировал новый вид инструмента – хроматическую гармонику. В ней уже был расширенный аккомпанемент (состоял из басов, трех мажорных и двух минорных аккордов), два ряда кнопок в правой клавиатуре. И теперь на инструменте можно было сыграть 42 звука! Но поиск более удобной конструкции продолжался. И вот один из музыкантов, Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если языком сегодняшнего производства, сформулировал техническое задание. Было это в 1905 году. Идея вдохновила мастера, и через два года, в 1907 году был построен инструмент, имевший для правой клавиатуры более четырех октав - по двенадцать звуков в каждой, а для левой руки - полный набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей. В честь легендарного древнерусского певца – сказителя Бояна его назвали – баяном. Баян – название, принятое только у нас в стране. Так что лавры изобретения баяна в равной степени принадлежат и музыканту, и мастеру. Они создали инструмент, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор, хотя улучшения, конечно, были. И уж этому инструменту стало доступно все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром. Баян – название, принятое только у нас в стране. За рубежом все хроматические гармоники, будь у них клавиши или кнопки, называют аккордеонами.. Работа по совершенствованию инструмента продолжалась еще много лет. Да она, по существу, продолжается и сейчас.

У нас в России есть замечательные фабрики, где делают по специальной технологии на заказ современные концертные баяны последнего поколения «Юпитер», «Аппассионата», «Левша», «Россия», на которых играют выдающиеся музыканты. Многотембровый готово-выборный баян – это инструмент больших динамических, тембровых и акустических возможностей, которому под силу исполнение самых сложных произведений, написанных для различных инструментов. Уровень баянного исполнительства в наши дни чрезвычайно высок. Имена прекрасных баянистов Ивана Паницкого, Юрия Казакова, Владимира Бесфамильного, Фридриха Липса, Вячеслава Семенного, Юрия Шишкина и многих других известны во всем мире. Для современного баяна пишутся сложнейшие оригинальные сочинения. Проводятся международные конкурсы и фестивали, талантливые композиторы пишут новые интересные произведения, баянисты гастролируют по всему миру, собирая огромные концертные залы

использованная литература.

1 Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов», издательство «Просвещение», Москва. ,1989 год. 2 Мирек А.М. «Из истории аккордеона и баяна», издательство «Советский композитор», М., 1967г.

3 Шорникова М. «Музыка, ее формы и жанры» музыкальная литература для ДМШ и ДШИ, 1-ый год обучения, издание 5-е «Феникс» Ростов – на - Дону, 2006 год.

Баян – в своей основе язычковый духовой, но в то же время и клавишный музыкальный инструмент. Он сравнительно «молодой» и постоянно развивающийся. От создания и до наших дней баян претерпел огромное количество изменений и усовершенствований.

Принцип звукоизвлечения, который используется в инструменте, известен уже более трех тысяч лет. Металлический язычок, колеблющийся в струе воздуха, применялся в китайских, японских и лаосских музыкальных инструментах. В частности, такой способ извлечения музыкальных звуков использовался в китайском народном инструменте — шэне.

История баяна началась с того момента, когда впервые металлический язычок, издающий звук, заставили колебаться от воздуха, направленного не из легких музыканта, а из специального меха (примерно такого же, какой используется в кузнечном деле). Этот принцип рождения звука лег в основе устройства музыкального инструмента.

Кто изобрел баян?

Кто изобрел баян? В создании баяна в том виде, в котором мы его знаем, принимали участие многие талантливые мастера. Но у истоков стояли два независимо работающие друг от друга мастера: немецкий настройщик органов Фридрих Бушман и чешский мастер Франтишек Киршнер.

Киршнер еще в 1787 году предложил идею создания музыкального инструмента, в основе которого лежал принцип колебательного движения металлической пластины в столбе воздуха, нагнетаемого, с использованием особой меховой камеры. Им же были созданы и первые опытные образцы.

Бушман же использовал колеблющийся язычок как камертон для настройки органов. Только выдувал он точные звуки с помощью своих легких, что было крайне неудобно использовать в работе. Чтобы облегчить процесс настройки, Бушман сконструировал механизм, в котором использовался специальный мех с грузом.

При разжимании механизма груз поднимался вверх и затем собственным весом сдавливал меховую камеру, что позволяло сжатому воздуху довольно продолжительное время колебать металлический язычок, находящийся в специальной резонаторной коробке. Впоследствии Бушман добавил в свою конструкцию дополнительные голоса, которые вызывались попеременно. Использовал он данный механизм только с целью настройки органа.

В 1829 году идею создания музыкального инструмента с язычками и меховой камерой перенял венский органный мастер Кирилл Демиан. Он создал на основе механизма Бушмана музыкальный инструмент, который состоял из двух независимых клавиатур и меха между ними. На семи клавишах правой клавиатуры можно было сыграть мелодию, а на клавишах левой — бас. Демиан назвал свой инструмент аккордеоном, оформил патент на изобретение, и в том же году приступил к их массовому производству и продаже.

Первые гармони в России

Примерно в это же время подобный инструмент появляется и в России. Летом 1830 года оружейных дел мастер Тульской губернии Иван Сизов приобрел на ярмарке диковинный инструмент – гармонику. По возвращении домой он разобрал его и увидел, что конструкция гармоники очень проста. Затем он сконструировал подобный инструмент сам и назвал его гармонью.

Так же, как и Демиан, Иван Сизов не ограничился изготовлением единственного экземпляра инструмента, и буквально через несколько лет в Туле был налажен фабричный выпуск гармони. Более того, создание и усовершенствование инструмента приобрело поистине народный характер. Тула всегда славилась своими мастерами, а тульская гармонь и сегодня считается эталоном качества.

Когда же появился собственно баян?

«Ну а где же баян?» – спросите вы. Первые гармони — это и есть прямые предшественники баяна. Главная особенность гармони заключается в том, что она настроена по диатонике и может играть только в одной мажорной или минорной тональности. Этого вполне достаточно для организации народных гуляний, свадеб и прочих развлечений.

На протяжении второй половины XIX столетия гармонь остается поистине народным инструментом. Так как она еще не слишком сложна в строении, наряду с фабричными образцами гармони изготавливали и индивидуальные мастера.

В сентябре 1907 года петербургский мастер Петр Стерлигов сконструировал гармонь, которая имела полноценный хроматический звукоряд. Стерлигов назвал свою гармонь баяном, чествуя Бояна – легендарного певца-сказителя древней Руси.

Именно с 1907 года в России начинается история развития современного баяна. Этот инструмент становится настолько универсальным, что позволяет музыканту-исполнителю играть на нем как народные мелодии и их обработки, так и баянные переложения классических произведений.

В настоящее время профессиональными композиторами пишутся оригинальные сочинения для баяна, а исполнители-баянисты по уровню технического владения инструментом не уступают музыкантам других специальностей. Всего лишь за сто лет сформировалась оригинальная школа игры на инструменте.

Все это время баян так же, как и гармонь, по-прежнему любим народом: редкая свадьба или иное торжество, особенно в сельской местности, обходится без этого инструмента. Поэтому баян заслуженно получил звание русского народного инструмента.

Одно из самых знаменитых произведений для баяна — «Ферапонтов монастырь» Вл. Золотарева. Предлагаем вам его послушать в исполнении Сергея Найко. Эта музыка серьезная, но очень душевная.

«...Ну а чтоб не одичали,
Вот вам личный мой баян.»

Леонид Филатов, «Сказ про Федота-стрельца»

Баян (также : боян , байан и др.) - жаргонное слово, используемое для обозначения повторно опубликованной шутки или информации. При этом, в классическом понимании, информация должна быть повторно опубликована в том же самом источнике (например в том же самом форуме, или даже в том же самом разделе форума). Иными словами, репост (копирование информации из одного источника в другой), бояном в классическом понимании не является.

Часто для усиления эффекта вместо упоминания баяна в тексте используется размещение в посте или камменте его фотографии (там, где это возможно технически). Кроме того, в этом смысле синонимом баяна является аккордеон, в действительности являющийся несколько другим музыкальным инструментом . Алсо, если кто-то рассказал бородатый анекдот, то баянистость анекдота можно показать, изображая игру на невидимом баяне

Боян, сам по себе, как вполне определенное лицо православного форума, возник задолго до интернетов , в частности это хорошо продемонстрировано на картине Васнецова «Витязи слушают Бояна» - http://radeem.narod.ru/Boyan1.jpg , где отчетливо различим православный форум, а также витязи, его участники, которые с высоким чувством собственного достоинства внемлют Бояну, который как оказывается, вовсе не на гармошке выражал свои бородатые затрёпанной шутки и просто банальности, а на современном для той поры струнном инструменте - гуслях (бета версия балалайки).

Ещё одна версия:

Раньше, когда ещё не было клавиатур, люди писали ручками. И чтобы не переписывать какую-то повторяющуюся фразу много раз, писали её только в начале произведения, а в остальных её вхождениях ставили такой знак: -//- , который похож на баян и обозначает повторение.

Баян vs Боян

Алсо, в городе Великий Новгород есть улица Бояна.

В Турции баян (турецк. Bayan) - это тупо «женщина», что при обнаружении немедленно вызывает культурный шок.

С казахского языка «баян» переводится как «изложение». Я не шучу . Помимо этого в Казахстане некоторых дам по паспорту зовут Б’аян.
На арабском и на персидском w:Байан означает «разъяснение» - ещё так называется священная книга бахаев.

А в Канаде есть еще таинственная масонская ложа Bayan Canada.

Алсо, существует довольно известный и весьма молодой ногомячист - Боян Кркич , который выступает за одну из лучших команд Европы - Барселону. На футболке сабжа красуется прозвище - Bojan (Боян).

Алсо, есть другая «теория» происхождения данного слова. В Магадане с 2000 по 2001 (в этом промежутке) на местном радио с незатейливым названием «FM 105» было юмористическое утреннее шоу (как «Бачинский и Стиллавин», «Кремов и Хрусталёв» и прочие), которое называлось БоЯн , названное так по начальным буквам имён ведущих, которых звали Борис и Ян . Шоу в то время было очень прогрессивным. Ведущие рассказывали исключительно свежие анекдоты, зачитывали смешные истории и звонили проституткам (как потом стали делать Кремов и Хрусталёв на Радио Рекорд). С тех пор в школах и офисах города, когда кто-то зачитывал «свежий» анекдот (ранее рассказанный по радио, которое слушали все) - ему все в один голос отвечали «баян!». История не выдуманная. Найдутся десятки людей, готовых это подтвердить.

Алсо, часто встречается в монгольских топонимах: Баян-Хонгор, Баян-Улгий, Боян-Ундер и т.д. Был ещё такой аварский каган - Баян - в VI в. н.э.

На самом деле, есть расшифровка Б - Было, А - А, Я - Я, Н - Не знал, БАЯН. Поэтому БАЯН вполне равномерно с БОЯН

Бородатый анекдот

Задолго до появления этих ваших интернетов существовал термин бородатый анекдот , который какбэ намекает на его возраст. Рассказывать бородатые анекдоты в приличном обществе было делом постыдным, а рассказчики таковых подвергались публичному порицанию, осмеянию и урезанию галстука («Этот анекдот воооот с такой бородой», «Да над этим анекдотом ещё мой дедушка смеялся»), а в случае рецидива - презрению и остракизму. Если сократить термин, то получится БоАн, что очень созвучно.

Примеры применения

  • «Баян. Было год назад.»
  • [:|||||||||:] (баяно-смайлик, чем шире - тем баянистей)
  • [:]/\/\/\/\/\/\[:] альтернативный вариант
  • [:}<|><|><|>{:] еще один смайл, указывающий на боянистность контента
(\__/) (="."=)
  • E[:]|||||[:]З - зайчик-боянчик
(")_(")
  • Баян, аффтар нуб , убейсо апклюф . (Где такой фени набрался?)
  • Пушкин - баян наше всё, медвед - классика баян!
  • Дайте в руки мне боян, я порву его к хуям!