Что такое перспектива и виды. Значение слова «перспектива

На расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; || видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; || изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. || *Все, чего ждет и чает человек впереди, чего может, по соображеньям своим, надеяться от судьбы, участи, счастья. Прямая или косая перспектива улицы, просади. Искусная перспектива на картине обманывает, удаляя иные предметы от глаза. Что за перспектива, быть век свой квартальным! Перспективное изображенье чего. Перспективный живописец, декорационный.

Толковый словарь Даля

ПЕРСПЕКТИВА: будущее , ожидаемое, виды на будущее
Хорошие перспективы на урожай . В перспективе ”в будущем, впереди”.
- ПЕРСПЕКТИВА: вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль
Морская п.
- ПЕРСПЕКТИВА: искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловле но степенью отдаленности их от точки наблюдения
Законы перспективы.

Толковый словарь Ожегова

Перспектива - , перспективы, ж. (от латин. perspectus - сквозь что-н. увиденный, рассмотренный) (книжн.).
1. Даль, пространство . В перспективе все это имело другой Вид.
2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива. || Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя, от
3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.).
4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива.
5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). Невская перспектива. (теперешний Проспект 25 Октября в Ленинграде).
6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. "История ВКП(б)" говорит, что к концу восстановительного периода "со всей силой вставал вопрос о перспективах, о характере нашего развития, нашего строительства, вопрос о судьбах социализма в Советском Союзе". Хозяйственные перспективы. Перспективы на урожай хорошие. Перспективы посевной кампании. Политические перспективы Европы.
7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.). Ему мерещилась приятная перспектива поездки на пароходе. Ему грозила перспектива провести лето в пыльном городе. Нечего сказать, приятная перспектива. В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция.;

Толковый словарь Ушакова

1. ж.
1) Даль, пространство , охватываемые глазом.
2) а) Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя. б) Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя. в) Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение. г) Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости.
3) Вид, панорама, картина природы, какой-л. местности как она представляется наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.
4) а) перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем. б) План, программа действий.
5) устар. Прямая, длинная улица; проспект.
2. ж. Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость.

Толковый словарь Ефремовой

Слово «перспектива» заимствовано из французского языка (perspective), а происходит от латинского perspicere, что значит «смотреть сквозь». Этот термин изначально использовался в изобразительном искусстве, а сегодня больше известно иное, непрямое значение слова «перспектива». Давайте разберемся, что такое перспектива зависимости от контекста употребления этого слова.

Значения слова

  • Перспектива в значении «пространство, даль». Например: «Отошедший от причала корабль перестал казаться величественным: в перспективе все имеет другой вид». В этом значении слово употребляется только в единственном числе.
  • Перспектива как искусство воспроизведения на рисунке эффекта удаленности предметов от точки наблюдения. В этом случае можно говорить о законах перспективы и о ее видах: линейная, воздушно-световая и пр.
  • Перспектива как кажущееся изменение размера предмета, его положения или очертания по мере его удаленности от зрителя. Так, например, нам кажется, что рельсы вдалеке сходятся, а дорога уходит в небо.
  • Панорама местности, которая открывается наблюдателю, находящемуся в отдалении или на возвышении. Например: «Такой парижской перспективы, как с Эйфелевой башни, вы больше нигде не увидите».
  • Перспектива как математический термин. Название раздела в геометрии, который изучает изображение предметов по правилам центрального проектирования.
  • Перспектива как название прямой и длинной улицы, устаревшее название проспекта. Например, Невская перспектива - проспект в Санкт-Петербурге.
  • Перспектива как вид на будущее. Переносное значение слова, употребляется только во множественном числе. Например, хозяйственные перспективы, политические перспективы, перспективы на урожай и пр.: «На совещании были рассмотрены перспективы посевной компании».
  • Перспектива как неизбежность или возможность, предполагаемый ход развития событий. Переносное значение слова, употребляется в разговорной речи. Например: «И как вам такая перспектива?», «Такая перспектива меня не прельщает».

О значении термина «перспектива» как искусства воспроизведения вы также можете прочитать в статье

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного; напр.: у него в перспективе богатство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на картине к.-н. вида так, как он представляется глазу в действительности, сохранение соответствующего действительности расположения линий (линейная п.) и тонов (воздушная п.); так чтобы, нпр., глядя на пейзаж, на котором представлена усадьба и вдали от нее через поле село с церковью, человек, обладающей хорошим глазомером, мог в верно угадать, сколько верст от этой усадьбы до села; 2) в переносн. смысле: будущность, виды на будущее, планы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на плоскости предметов так, как они представляются глазу в линиях (линейная п.) и оттенках (воздушная п.) 2) в переносном смысле - ожидаемое в будущем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

новолатинск., от perspicere , насквозь видеть. а) Искусство изображать даль так, как она видима в действительности. b ) Будущность. с) Вид в природе.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перспекти́ва

(фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)

1) изображение на поверхности (на картине, рисунке и т. п.) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения;

2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;

3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т. е. проектирования с помощью лучей, исходящих из одной точки);

4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;

5) будущее, виды на будущее,

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перспектива

перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный ] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. 3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.). 4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива. 5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). 6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. Политические перспективы Европы. 7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перспектива

ы, ж. (нем. Perspektive, фр. perspective ср.-лат. perspectiva ars искусство перспективного изображения лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором).
1. мн. нет. Даль, пространство, охватываемое глазом. П . улицы .
|| Ср. панорама .
2. мн. нет. Способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, а также последовательность предметов, изображенных таким образом. Законы перспективы . На картине - п . горных хребтов .
3. перен. , обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай . В перспективе у него - работа за границей .
4. мн. нет, геом. Раздел начертательной геометрии , изучающий правила изображения тел путем проектированияих на плоскости с помощью лучей, исходящих из одной точки (так наз. центрального проектирования).
Перспективный -
1) относящийся к перспективе 2, 4;
2) предусматривающий будущее развитие (перспективный план);
3) такой, который имеет хорошие перспективы 3 (перспективный работник) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    Перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

Перспекти́ва (фр.perspective от лат.perspicere - смотреть сквозь ) - техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

    Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

    Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусствевозможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

История понятия.

Перспектива, как техника изображения появилась в эпоху Ренессанса, поскольку в то время достигло расцвета реалистическое направление в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед архитекторами и художниками. Многие из них использовали для определения перспективы стекло, на котором обводили правильное перспективное изображение требуемых предметов .

Привычная современным людям прямая линейная перспектива - плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают , что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).

Виды перспективы.

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

Прямая линейная перспектива.

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцеттив XIV веке, а вновь она была разработана вэпоху Возрождения(Брунеллески,Альберти), основывалась на простых законахоптикии превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простойкамерой обскурас простым отверстием (стенопом), а затем и слинзойполностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива - это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенныхпанно(на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи - росписи на наклонныхфризахвнутри помещениядворцовых сооруженийисоборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художникаА. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы , в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекциив3D-играх.

Обратная линейная перспектива.

Вид перспективы, применяемый в византийскойи древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственногосакральногосодержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческийглазвоспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе,феноменобратной перспективы исследовался многими специалистами. Например, психофизиологи с помощьюпсевдоскопаизучают восприятие обратной перспективы человеком в динамических условиях. Психологами исследуется механизм порождения зрительного образа в целом, важным элементом которого является личностный смысл.

Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу - ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра,икона,фреска,мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский , Б. В. Раушенбах ) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизмуи ксредневековому художественному наследию. Обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства (см.Агиография).

Панорамная перспектива.

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «всё вижу», в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта - на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902-1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор - Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называютдиорамой . Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровыхфотопанорам.

Тональная перспектива

Тональная перспектива - понятие техники живописи.Тональнаяперспектива - это изменение вцветеи тоне предмета, изменение егоконтрастныххарактеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновалЛеонардо да Винчи.

Воздушная перспектива.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом - глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, - писал он, - кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздухаи ярко выражена во времятумана, на рассвете надводоёмом, впустынеилистепиво время ветреной погоды, когда поднимаетсяпыль .

Перед тем как перейти к вопросу о том, что такое перспектива, первое, на что стоить обратить внимание - это значение слова. Оно произошло от латинского «perspicere», в переводе - «ясно видеть». Это выражение используют как для обозначения лучшего будущего для человека или ситуации, так и для отображения глубины в изобразительном искусстве. Принципы понимания второго варианта были заложены архитектором Брунеллески из Италии. С конца XV века предметное изображение в результате зрительного искажения величины и объемов, а также теней называют перспективой. Иными словами, перспектива в рисунке передает предметное изображение в реальном зрительном восприятии.

Сопутствующий термин в изобразительном творчестве - «горизонт». В изобразительном искусстве это понятие не является чем-то новым. Как и всегда, истинным горизонтом называют зрительную линию соприкосновения Земли (или моря) с небом. Важным аспектом для этого термина в рисунке является расположение горизонта на уровне глаз.

Простому пониманию очертания объектов в перспективе учат еще в дошкольном возрасте: все, что находится дальше в рисунке, - меньшего размера. Что такое перспектива, можно увидеть зрительно на примере дороги или железных путей. На горизонте обочины дороги сходятся к одной точке. С удалением трассы к горизонту столбы, фонари по ее краям становятся все короче, тоньше, пропорционально меньше по всем параметрам. Аналогично происходит с другими объектами и явлениями в повседневном мире. Если же продлить все горизонтальные линии, они сойдутся на линии горизонта.

Термином «точка схода» называют место, где сходятся все отдаленные от нас линии параллельно горизонту. Следует отметить, что если смотреть на куб под углом 90 градусов (на одну из его сторон) то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению (так как вся его плоскость находится на одном расстоянии от наших глаз). Если же перевернуть куб к нам одной из граней, то перспективному сокращению будут подвержены сразу две стороны. В этом случае точки схода уже две.

Объект может находиться как на линии горизонта, так под или над ней. Горизонт - это условная линия, объект, находящийся ближе (на первом плане) - крупнее. Соответственно, он закрывает часть линии горизонта.

Продолжим рассматривать это на предмете кубической или продолговатой формы, если предмет находится на линии горизонта, соприкасается с ней. Как показано на рисунке, мы не можем видеть верхнюю, нижнюю стороны, так же, как и две дальнейшие. Отметим и еще один момент: приближая объект к переднему плану, можно заметить, что точки схода сближаются друг к другу, делая при этом линии схода круче. Соответственно, отдаляя, - всё наоборот. Если объект над линей горизонта, видимых сторон три, соединений точек схода, как и прежде, две.

Что такое перспектива, как передать ее в рисунке, подсознательно понимают многие. Уяснив понятие «перспектива» на картинке, каждый сможет более грамотно передавать расположение и масштаб объектов в пространстве, например, расположение шкафов после ремонта или окон в пристройке к собственному дому.

Далее разберем, как рисовать перспективу в сложных объектах. По принципу вышеизложенного, ко всем выступающим углам (деталям) применяется правило: чем объект ниже горизонта, тем точки схода ближе и углы схода круче. Еще один важный аспект для рисунка комнаты: горизонт для объекта один, но точек схода у каждого объекта на рисунке может быть две (на одной линии, строго для этой композиции).

Итак, мы разобрались, что такое перспектива, но для полной передачи представления об увиденном нам понадобится еще один инструмент - тень. Для этого определим источник света, затем найдем самые нижние углы конструкции. Продлим линии схода этих углов к краям рисунка и по мере отдаления от конструкции будим уменьшать интенсивность тени. Чем дальше объект от горизонта и от источника света, тем тень длиннее.

Творите и наслаждайтесь своим творением!