Дэвид Гилмор: дискография и интересные факты. Дэвид Гилмор (Pink Floyd) - факты и биография

6 марта 2016 года исполняется 70 лет Дэвиду Гилмору, величайшему мульти-инструменталисту, гитаристу-виртуозу, композитору и продюсеру, а главное - лидеру одного из самых знаковых рок-коллективов XX века - Pink Floyd .

В 2015 году Дэвид Гилмор (David Jon Gilmour) выпустил новый долгожданный альбом " Rattle that Lock" . Прошло 10 лет после выхода его предыдущего сольного " On an Island" и год после выпуска последнего альбома Pink Floyd - "T he Endless River" . Бесконечная река, собранная из старых, ранее не издававшихся записей, стала финальным аккордом Pink Floyd, жирной точкой в творчестве великой группы. Альбом был посвящён ушедшему в 2008 году клавишнику и хорошему другу Гилмора - Рику Райту (Rick Wright) . Из первоначального и единственного состава группы двоих музыкантов уже нет в живых. Раньше всех (в 2006 году) ушел Сид Барретт (Syd Barrett) - лидер группы, один из основателей и человек, которому Pink Floyd обязаны своим характерным звучанием. Сид провел с группой всего три года, записав один единственный (первый) полный альбом и оставил группу из-за серьёзных проблем с наркотиками. Именно на его место и пришел Дэвид Гилмор.

Pink Floyd в полном составе - 1968 год. Слева-на-право: Ник Мэйсон, Сид Барретт, Роджер Уотерс, Рик Райт. Дэвид Гилмор (сидит).

Pink Floyd - группа, созданная друзьями и единомышленниками в 1965 году, но сам Дэвид Гилмор позже всех присоединился к коллективу. Он родился и вырос в Кембридже, ходил в одну школу с Сидом Барреттом и знал Роджера Уотерса (Roger Waters) , который учился в школе неподалеку. Еще будучи подростком Гилмор научился хорошо играть на гитаре, а с 1962 по 1966 уже был участником группы Joker"s Wild .

В 1964-65 годах Joker"s Wild играли номера уже популярных в то время групп The Animals и Zoot Money . В одном из клубов Гилмор даже попался на глаза Брайану Эпстейну, менеджеру THE BEATLES и это неудивительно - внешность Гилмора была куда привлекательней, чем нужно было для рокера (он даже успел подработать какое-то время моделью).

В 1966 году, покинув группу, Дэвид путешествовал по Европе, как уличный музыкант в течение года. В то время заработки будущего рок-идола были настолько ничтожны, что "турне" закончилось госпитализацией от недоедания и истощения.

В декабре 1967 года к Гилмору обратился Ник Мэйсон (Nick Mason) - барабанщик Pink Floyd , который предложил ему играть в группе. Так Pink Floyd стал пятеркой. Поначалу Гилмор исполнял гитарные партии Сида Барретта, когда тот был не в состоянии принимать участие в "живых" выступлениях группы, но со временем стал ведущим гитаристом, вокалистом и автором песен.

На рекурсивной обложке второго альбома Pink Floyd "Ummagumma" (что на кембриджском сленге значит "занятие сексом") первой и самой крупной стоит фотография, где Гилмор ближе всех сидит на стуле, потому что, по мнению всех членов группы, "покупателей бы меньше всего тошнило именно от его рожи".

Несмотря на дружеские и даже можно сказать близкие отношения участников Pink Floyd , через несколько лет после ухода из группы Сида назрел вопрос о том, кто же является лидером группы. Роджер Уотерс видел в этой роли себя и взял руководство в свои руки. Так начались первые конфликты, которые в итоге привели к распаду группы. Pink Floyd просуществовал в классическом составе до середины 1985 года. С уходом из группы Роджера Уотерса Pink Floyd превратился в трио, а Дэвид Гилмор стал лидером группы и основным автором песен.

За последние 30 лет Pink Floyd не часто радовали своих поклонников выходами новых альбомов. Всего было выпущено 2 полных студийных альбома и 2 концертных сборника. Сам Дэвид Гилмор за свою долгую творческую карьеру выпустил всего 4 сольных альбома. Но мало какая рок-группа может похвастаться таким огромным вниманием к своему творчеству и такой популярностью.

Сразу после выхода, "Rattle that Lock" занял первую позицию британского чарта. Если верить сообщениям организации "The Official Charts Company", в первую неделю продаж новый диск британского музыканта разошелся тиражом на 20 тыс. копий больше, чем новая пластинка популярной поп-певицы Ланы Дел Рей "Honeymoon". Кроме Великобритании, новый альбом "Rattle That Lock" завоевал вершины чартов в Италии, Франции, Швеции, Норвегии, Бельгии, Новой Зеландии и во многих других странах. Такая же история была и с выходом предыдущего альбома Гилмора, вышедшего 10 лет назад, который долгое время возглавлял чарты и бил рекорды продаж. Также было и с двумя последними альбомами Pink Floyd - "A Momentary Lapse of Reason" ("Кратковременное умопомрачение") 1987 года и "The Division Bell" ("Колокол раздора") 1994 года.


В 2005 году весь золотой состав Pink Floyd (Уотерс, Райт, Гилмор и Мейсон) единственный раз встретились на одной сцене после 24-летнего перерыва, чтобы сыграть четыре песни в рамках шоу London Live 8 (концерт-обращение к лидерам большой восьмёрки с призывом бороться с нищетой). Когда после выступления Гилмор уже отправился за кулисы, Уотерс вернул его и, обнявшись со всеми музыкантами, подарил фоторепортерам отличный снимок, который стал одним из самых знаменитых фотодокументов Live 8. А параллельно - одним из фантастических катализаторов интереса к альбомам Pink Floyd. Уже через неделю после дружеских объятий на лондонской сцене продажи главных альбомов и сборника хитов "Echoes" выросли в 10, 20, 30 и более раз (продажи альбома "The Wall" - на 3600%). Гилмор объявил, что свою долю прибыли от продаж отдает на благотворительность и призвал к этому всех артистов-участников шоу Live 8.

Дэвид Гилмор владеет многочисленными самолетами и является лицензированным пилотом. Он является основателем музея авиации - Intrepid Aviation. Создание музея начиналось как хобби, но переросло со временем в солидный бизнес.

Дэвид Гилмор - многодетный отец, воспитывавший четырех детей от первого брака с Виргинией Хейзенбейн (Virginia Hasenbein) и еще четырех (один из них - приемный) во втором браке со второй женой (и по совместительству автором некоторых текстов его песен) Полли Сэмсон (Polly Samson).

Целых восемь международных благотворительных организаций могут гордиться членством Дэвида Гилмора, начиная от Международной амнистии и “Гринпис” и заканчивая Европейским союзом психического здоровья и Центром музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса. В 2003 году Гилмор продал свой дом за 3,6 миллиона фунтов стерлингов и передал всю сумму на финансирование проекта по обеспечению жильем бездомных.

В 2011 году, по версии журнала Rolling Stone, он занял 14-е место в рейтинге «100 самых лучших гитаристов всех времен».

Дэвид Гилмор коллекционирует гитары. Ему принадлежит гитара Fender Statocaster c порядковым номером 0001.

Long Live, David !!!

Дэвид Джон Гилмор (David Jon Gilmour) – легендарный рок-музыкант, виртуозный гитарист, композитор, фронтмен одной из величайших рок-групп всех времен - Pink Floyd.

Специалисты считают, что именно он привнес в нее невероятную, ставшую визитной карточкой, масштабность везде и во всем – в потрясающем звучании, в инновационных изобразительных и технических средствах, в фантастических шоу. Он – обладатель «Грэмми-1994» (в составе коллектива) за инструментальную композицию Marooned, примечательную уникальной игрой с «плавающими» звуками гитары, быстро и существенно (на октаву) меняющейся высотой.

После негласного распада рок-группы Гилмор продолжал записываться и выступать сольно.

Рок-исполнитель – член восьми благотворительных организаций. Деньги от продажи своего дома в сумме 3,6 млн. фунтов в 2003-м передал на реализацию социального проекта по обеспечению жильем бездомных людей.

За выдающиеся музыкальные заслуги Дэвид удостоен звания Командор ордена Британской империи, а также включен в списки лучших гитаристов мира (Rolling Stone и Classic Rock), и величайших рок-вокалистов (слушателями Planet Rock).

Детство и юность

Будущий рок-идол появился на свет 6 марта 1946 года в Кембридже. Его папа преподавал зоологию в одном из крупнейших и старейших в Британии местном университете. Мама по образованию была педагогом, трудилась монтажером фильмов на ВВС.


Интерес к музыке у мальчика появился рано. Родители увлечение сына одобряли и поощряли. Первую пластинку-сингл в своей коллекции он приобрел в 8 лет. Это была знаменитая песня «Рок круглые сутки» в исполнении Билла Хейли. Затем его внимание привлекла выпущенная в 1956 году композиция Элвиса Пресли «Отель разбитых сердец». А спустя год, после появления понравившегося ему сингла The Everly Brothers «Bye Bye Love», с помощью книг-самоучителей он начал играть на гитаре.

С 11 лет Дэвид посещал Perse School и подружился с ребятами из Высшей школы, находящейся в том же районе города. Его новыми приятелями стали Сид Барретт и Роджер Уотерс , ставшие впоследствии основателями Pink Floyd.


С 1962 года юноша обучался в Техническом колледже; курс не окончил, но научился прекрасно говорить по-французски. В свободное время вместе с Барреттом он занимался гитарой, исследуя музыкальные и звуковые возможности инструмента. В тот период он стал участником рок-коллектива Jokers Wild. На столичной студии Regent Sound Studio они записали сингл, вышедший небольшим тиражом в 50 экземпляров.

В 1965 году Гилмор вышел из состава этой группы и в компании с Барреттом и другими приятелями поехал в турне по Европе. Во время поездки они много выступали на улицах, исполняя песни из репертуара the Beatles. Эти уличные представления были не слишком коммерчески успешными – их часто задерживала полиция, и жили они практически впроголодь. В результате недоедания Гилмор попал в больницу.


Затем он перебрался в Париж, где был частым гостем Лувра, подрабатывал водителем и некоторое время, благодаря примечательной внешности, работал ассистентом известного модельера Оззи Кларка, создателя костюмов для Мика Джаггера и других музыкантов Rolling Stones.


В 1967-м он совершил дружеский тур по Франции с бывшими коллегами по Jokers Wild –Риком Уиллсом и Вилли Уилсоном. Их воссоединившийся бэнд, который вначале назывался «Цветы», потом «Пуля», также не достиг особой популярности. Правда, Дэвид записал две песни для саундтрека к фильму «Две недели в сентябре» с Брижит Бардо в главной роли. Но домой они вернулись совсем с пустыми карманами – у них не было денег даже на бензин, поэтому свой автобус с парома друзья выталкивали своими силами.

Развитие музыкальной карьеры

В декабре того же года Ник Мейсон, ударник начинающей группы Pink Floyd, предложил Гилмору играть вместе с ними, при необходимости подменяя Сида Барретта, «подсевшего» на ЛСД.

Дэвид Гилмор и Pink Floyd, начало

В тот период коллектив набирал популярность среди поклонников психоделического рока, и Гилмор, конечно, согласился. Вначале планировалось, что Барретт будет продолжать писать музыку для Пинк Флойд, но через год с ним все же пришлось распрощаться. Как позже признался бас-гитарист Уотерс, невзирая на то, что Сид был их другом и творческим гением, в тот период они частенько «хотели его придушить». Он мог «уйти в себя» прямо на сцене, бесцельно бродить, безучастно взирая на публику и музыкантов, ожидавших в растерянности его игры.

Лид-гитаристом и солистом вместо него стал Гилмор, к тому времени сформировавший узнаваемый виртуозный стиль.


Первым альбомом Пинк Флойд с участием Дэвила Гилмора стала пластинка 1968 года «A Saucerful of Secrets».

В 1970 году пятая пластинка Pink Floyd и четвертая с участием Дэвида Гилмора – «Atom Heart Mother» – заняла первую строчку в национальном чарте.

В 1971-м талантливые исполнители создали грандиозный музыкальный фильм «Pink Floyd: Live at Pompeii». В 1973-м, с выпуском беспрецедентного диска «The Dark Side of the Moon», настал пик их карьеры.


В 1975 увидел свет их следующий проект «Wish You Were Here», ставший его самым любимым (по словам музыканта) с посвященным Барретту треком «Shine On You Crazy Diamond».

Лидерством в коллективе «завладел» бас-гитарист Уотерс, создатель многих композиций альбомов того периода – «Animals» и «The Wall». У друзей по сцене возникли первые конфликты, в результате которых от них ушел клавишник Ричард Райт. Ухудшились отношения нового лидера и с Гилмором.


По результатам нескольких опросов критиков и зрителей, игра Дэвида в композиции «Comfortably Numb» из диска «The Wall» была признана одним из величайших гитарных соло всех времен. С целью реализации своего неимоверного потенциала он начал трудиться над сольной пластинкой, выпущенной под его именем в 1978 году.

С выходом в 1983-м пластинки Pink Floyd «The Final Cut», получившейся почти личным диском бас-гитариста, противостояние между ним и Дэвидом углубилось. Во время записи они даже старались не бывать в студии одновременно. Это обстоятельство подтолкнуло Дэвида на мысль о следующем сольном диске «About Face», увидевшем свет в 1984-м, где он выразил свое отношение к целому ряду острых тем, включая убийство Джона Леннона .


В 1985 году Роджер Уотерс ушел из коллектива; фронтменом стал Гилмор. В 1987-м музыканты порадовали поклонников новым совместным творением «A Momentary Lapse of Reason». В 1994-м они записали свой последний альбом «The Division Bell». Он стал лидером чартов в Британии и удостоился «золотого» и «платинового» статуса в США. В 1996 году культовый гитарист попал в Зал славы рок-н-ролла.

В 2005 году Pink Floyd сыграли в Гайд-парке в Live 8, в ходе акции, призывающей глав «большой восьмерки» победить нищету. Полученные деньги Дэвид передал на благотворительность. После этого выступления, прошедшего спустя 24 года после их последнего совместного концерта в Earl"s Court в 1981-м, продажи альбомов коллектива многократно выросли. Кроме этого, им предложили контракт в 150 млн. фунтов за гастрольное турне по США. Однако музыканты его отклонили, сославшись на преклонный возраст.

Дэвид Гилмор - Shine On You Crazy Diamond, Pink Floyd

На свой 60-летний юбилей Дэвид представил на суд многочисленных поклонников третий сольный альбом «On an Island». Гилмор записал его в своей домашней студии, организованной на борту принадлежащей ему «Астории» – плавучего дома на Темзе. После выхода диск занял первую строчку в отечественных чартах, вошел в Топ-10 в США, достиг «платинового» статуса в Канаде.

В 2006-м он также выпустил переработанный вариант дебютной песни группы «Arnold Layne». Он посвятил его скончавшемуся Сиду Барретту, другу и автору оригинальной композиции. В ее записи участвовал Ричард Райт и специально приглашенный Дэвид Боуи .


В конце 2008 году гитарист был награжден премией журнала «Q» за выдающийся вклад в музыку. Эту награду он посвятил своему товарищу и коллеге по группе Ричарду Райту, ушедшему из жизни в сентябре того же года. В 2009-м музыкант получил докторскую степень в Университете Anglia Ruskin.

В 2015 году певец и гитарист выпустил 4-й студийный альбом «Rattle That Lock», занявший первую строчку UK Albums Chart и пятую позицию Billboard 200. Текст заглавного сингла написала его жена, Полли Сэмсон, партию фортепиано в песне «In Any Tongue» исполнил сын, Габриел.

Дэвид Гилмор - Rattle That Lock

В рамках тура в поддержку этой пластинки в 2016 году вокалист и гитарист дал два концерта в Помпеях, через 45 лет после первого концертного выступления Pink Floyd на том же месте. Но, если в 1971 году съемки проводились без публики, то теперь в древнем городе собрались 2,6 тысяч его поклонников.

Личная жизнь Дэвида Гилмора

Музыкант женат вторым браком. Первый раз он женился в 1975 году. Его избранницей была американка, модель, художница и скульптор Вирджиния Хейзенбейн по прозвищу «Джинджер» (1949 г.р.). В браке родились четверо детей – Элис, Клэр, Сара и Мэттью. Дэвид Гилмор и его вторая жена Полли Сэмпсон

Гитарист – давний болельщик ФК «Арсенал». Как и его родители, он – приверженец «левых» политических взглядов. В загробную жизнь он не верит, считает себя атеистом. Он – опытный пилот и энтузиаст авиации. Долгое время собирал коллекцию исторических самолетов под эгидой компании Intrepid Aviation, но потом ее продал, оставив себе для полетов надежный биплан. Музыкант также коллекционирует гитары. В частности, ему принадлежит электрогитара с порядковым номером 0001 Fender Statocaster.


Вместе с семьей Дэвид Гилмор проживает на ферме недалеко от города Уисборо Грин графства Западный Суссекс, а также имеет дом в приморском курорте Хоув, на берегу Ла-Манша.

По данным the Sunday Times Rich List 2016 состояние музыканта оценивается в 100 миллионов фунтов стерлингов.

Дэвид Гилмор сейчас

13 сентября 2017 года кинофильм «David Gilmour: Live at Pompeii» был показан в 2 тыс. кинотеатров мира. Зрители увидели лучшие моменты обоих световых шоу своего кумира, проходивших в сопровождении лазеров, пиротехники и с использованием знаменитого огромного круглого экрана в задней части сцены, куда проектировались ландшафты и психоделические образы.

Концерт Дэвида Гилмора в Помпеях

Он исполнил ставшие классикой песни «Shine On You Crazy Diamond», «Wish You Were Here», «Breathe», «One Of These Days». Во время звучания «Comfortably Numb» на сцене появлялся зеркальный шар, превращая ее, по словам очевидцев, в «Млечный Путь мерцающих эффектов».

Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946 года в Кембридже. Отец Дэвида, доктор Дуглас Гилмор читал лекции по зоологии в Кембриджском университете, мать, Сильвия работала учительницей, а позже киномонтажером. В детстве Дэвид ходил в среднюю школу Пирса на Хиллс Роуд. На той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни - а именно, будущие основатели знаменитой группы "Pink Floyd" Роджер Сид Барретт и Роджер Уотерс, а также Сторм Торгессон, впоследствии глава известной дизайнерской фирмы "Хипнозис", оформлявший альбомы многих исполнителей, в том числе самих "Pink Floyd" и Гилмора. Знакомство Дэвида с Барреттом и Торгессоном, завязавшееся еще в школьные годы, переросло в крепкую дружбу после того как по окончании школы они поступили в Кембриджский художественно - технологический колледж - он на отделение современных языков, а Барретт, всегда интересовавшийся современным искусством, предпочел учиться на художника. Среди увлечений, объединявших друзей, на первом месте была музыка, и они много времени проводили, упражняясь в игре на гитаре. Они несколько раз вместе играли в местных клубах и в 1965 году ездили во Францию, где путешествовали автостопом и выступали как уличные музыканты, развлекая прохожих.

Музыкой Дэвид заинтересовался, будучи подростком - его первым увлечением стал рок-н-ролл, а первой пластинкой, купленной им в десятилетнем возрасте, был известный хит "Rock Around The Clock". Позднее пришло увлечение песнями американских фолк-певцов и , своих соотечественников "The Beatles", и подобно многим британским подросткам той поры он заслушивался записями черных блюзменов, таких как и . В четырнадцать лет он начал играть на подаренной соседом акустической гитаре с нейлоновыми струнами, и к моменту начала совместных репетиций с Барреттом, он уже достаточно уверенно владел инструментом, помогая своему другу подбирать на слух некоторые гитарные партии. Они вместе осваивали позаимствованную у блюзменов манеру игры на гитаре при помощи так называемого боттлнека - продолговатого предмета, прижимаемого пальцами левой руки к струнам, позволяющего извлекать долгие протяжные звуки и плавно менять высоту звука, и кроме того уже тогда экспериментировали с эффектом эхо.

В 1964 году Барретт отправился продолжать образование в Лондон, где вскоре присоединился к группе, в которую входили студенты Политехнического института Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон, тем самым положив начало истории "Pink Floyd", а Дэвид остался в родном Кембридже, продолжая играть в местных любительских группах. Занимаясь в основном только музыкой, время от времени Гилмор брался за случайно подвернувшиеся подработки, в том числе некоторое время был натурщиком. Среди групп, в которых ему доводилось играть в то время, наиболее заметной была "Jokers Wild", специализировавшаяся в основном на исполнении чужих хитов. По воспоминаниям очевидцев "Jokers Wild" были достаточно техничными и сыгранными музыкантами. Они играли на разогреве у заезжих звезд "The Animals" и группы Зута Мани и даже пару раз выступали вместе с еще только набиравшими силу "Pink Floyd". Однако их популярность не распространялась за пределы Кембриджа и даже знакомство с продюсером Джонатаном Кингом, имевшим тесные связи с фирмой "Decca Records", не принесло им желаемого контракта на запись. К середине 1967 года группа, сменившая название на "Flowers", распалась, а Гилмор вместе с еще двумя ее участниками - бас-гитаристом Риком Уиллсом и барабанщиком Уилли Уилсоном продолжил выступать как трио "Bullitt". Тем временем, психическое здоровье Барретта, подорванное постоянным употреблением галлюциногенов, неуклонно ухудшалось, что привело к распаду личности и как следствие - неспособности принимать деятельное участие в концертной и студийной работе. Оказавшись в тупике, музыканты "Pink Floyd" были вынуждены искать ему полноценную замену, и их выбор практически сразу же пал на Дэвида. Первое предложение Дэвид получил от барабанщика Ника Мейсона в конце 1967 года, под Рождество, после концерта "Pink Floyd" в Королевском художественном колледже, а уже в январе следующего года он был официально введен в состав группы. Первоначально планировалось, что Гилмор будет подменять Барретта во время живых выступлений. Они даже отыграли несколько концертов впятером, но вскоре стало ясно, что состояние Барретта не оставляет им никакого другого выбора, кроме как самостоятельно работать без него.

На первых порах Гилмор довольно удачно воспроизводил манеру игры Барретта, однако он довольно быстро доказал, что не является всего лишь имитатором своего покинувшего группу приятеля. Его исполнительский опыт и владение инструментом были значительно выше музыкального уровня остальных участников коллектива, и кроме того, он привнес в "Pink Floyd" присущую ему музыкальность, что заметно расширило творческие возможности группы. Со временемего эмоциональная, пронзительно-лирическая манера игры на гитаре, в которой явно прослеживалось сильное блюзовое влияние, равно как и характерный, как бы парящий в воздухе звук его "Стратокастера" стал неотъемлемой частью звучания "Pink Floyd". Дебютировав как один из соавторов композиции "Sacerful Of Secrets" на одноименном альбоме 1968 года, впоследствии Гилмор стал одним из основных композиторов группы, сочиняя музыку как вместе с остальными участниками коллектива (в первую очередь с Роджером Уотерсом, несомненным лидером "Pink Floyd" начиная с середины семидесятых годов), так и самостоятельно. Одной из любимых песен, написанных непосредственно Дэвидом, для преданных поклонников долгие годы оставалась тихая и проникновенная баллада "Fat Old Sun" с альбома "Atom Heart Mother", выполненная в лучших традициях Рэя Дэвиса из группы "The Kinks".

Начав петь еще в "Jokers Wild", где практиковалось многоголосье, после ухода Барретта Гилмор поделил с Роджером Уотерсом вокальные партии, став, таким образом, вторым ведущим певцом. Его вокал можно слышать в таких песнях как "Nile Song", "Breath", "Welcome to the Machine", "Goodbye Blue Sky", а также второй части знаменитой "Another Brick in the Wall". Впрочем, музыкальная деятельность Дэвида не ограничивалась "Pink Floyd" - как музыкант и продюсер он принимал самое деятельное участие в работе над альбомами Сида Барретта "The Madcap Laughs" и "Barrett" (оба - 1970), довольно тесно сотрудничал с группой прогрессивного рока "Unicorn", и именно он в середине семидесятых открыл такую незаурядную исполнительницу, как Кейт Буш. Получив от своего приятеля, близко знавшего семью Бушей, пленку с ее домашними записями, Гилмор помог пятнадцатилетней певице сделать профессиональную демо-запись в его домашней студии и представил ее звукозаписывающей компании "EMI". Впоследствии, когда Кейт начала свою звездную карьеру, Гилмор от случая к случаю помогал своей бывшей подопечной в студийной работе. Также в разное время он записывался с такими признанными мастерами как Пол Маккартни, Пит Тауншенд, Брайан Ферри, Алан Парсонс, Элтон Джон, группой "Supertramp", старым приятелем "Pink Floyd" - фолк-роковым певцом Роем Харпером, а также со многими другими исполнителями, в том числе с достаточно интересной британской группой "Dream Academy".

Вслед за выходом очередного альбома "Pink Floyd", "Animals" (1977), материал которого практически единолично был написан Роджером Уотерсом, Гилмор, остро ощутив необходимость творческой самореализации, приступил к записи своего первого сольного альбома. Записанный во Франции при участии Рика Уиллса и Уилли Уилсона, игравших с Дэвидом еще в кембриджской группе "Jokers Wild", альбом в музыкальном отношении сильно напоминал "Pink Floyd", но в то же время по настроению получился куда более лирическим и умиротворенным, совершенно не амбициозным и лишенным каких-либо претензий на эпохальность. Названный без лишних затей - "David Gilmour", он появился в мае 1978 года и вскоре пробился в чарты, заняв семнадцатое место в Великобритании и двадцать первое в Соединенных Штатах. Тем временем, обострившиеся во время работы над альбомом "The Wall" (1979) отношения между все более стремившемуся к полному контролю над группой Роджером Уотерсом и остальными музыкантами "Pink Floyd", к середине восьмидесятых переросли в почти открытое противостояние. После того как на альбоме "Final Cut" (1983), по сути являвшегося персональным проектом Уотерса, роль Дэвида была практически низведена до уровня приглашенного музыканта, он всерьез занялся сольной карьерой.

В результате он вновь отправился во Францию, где на студии "Пате Маркони" приступил к работе над своим вторым альбомом. На сей раз список приглашенных музыкантов выглядел куда более внушительно: американский музыкант и композитор Майкл Кеймен, отвечавший за аранжировку композиций, и Рой Харпер, Джон Лорд из легендарных "Deep Purple", барабанщик группы "Toto" Джефф Поркаро, продюсер и музыкант Боб Эзрин, известный по работе с Элисом Купером и группой "Kiss", участница экспериментальной электронной группы "Art Of Noise" Энн Дадли, впоследствии сделавшая блестящую карьеру как автор музыки к кинофильмам, а также талантливый сессионный басист Пино Палладино. Также на альбоме в качестве соавтора Дэвида в двух композициях появился лидер знаменитой группы британской группы "The Who" Пит Тауншенд, написавший слова к песням "Love on the Air" и "All Lovers Are Deranged". В отличие от дебютного альбома Дэвида, очень спокойного и атмосферного, материал нового альбома, получившего название "About Faces", при всем его мелодизме имел куда более жесткое, местами почти хард-роковое звучание. Несмотря на то, что это была достаточно сильная, профессионально сделанная работа, где Дэвиду в полной мере удалось реализовать свои творческие амбиции, альбом имел весьма скромный успех и лишь удостоился нейтрально-снисходительных рецензий в музыкальной прессе. На следующий год он единственный из музыкантов "Pink Floyd" принял участие в гигантском благотворительном концерте "Live Aid", выйдя на сцену стадиона "Уэмбли" в составе группы Брайана Ферри.

После окончательного ухода Уотерса из группы и распада "Pink Floyd" в 1985 году, спустя некоторое время Гилмор вместе с Ником Мейсоном опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что они намерены продолжать выступать и записываться под прежним названием. Первоначально работа над новым альбомом "Pink Floyd" проходила в недавно купленном Дэвидом плавучем доме "Астория" на Темзе, который он переоборудовал в звукозаписывающую студию и позднее продолжилась уже в Лос-Анджелесе. Оставшись вдвоем, Гилмор и Мейсон были вынуждены прибегнуть к помощи приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Боб Эзрин, бас-гитарист "King Crimson" Тони Левин, известные сессионные барабанщики Джим Келтнер и Кармин Эппайс, некогда работавший с группой "Supertramp" саксофонист Скотт Пейдж, а также многие другие, и только позднее к ним присоединился еще один участник "Pink Floyd", Ричард Райт. Одним из соавторов Дэвида стал Энтони Мур из авангардной группы "Slapp Happy", который помог ему написать тексты для трех песен альбома. Новый альбом, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" стал серьезным испытанием для Гилмора - оказавшись в роли лидера и основного автора группы, ему пришлось в очередной раз доказывать не только свою творческую состоятельность, но и всего проекта в целом, вопреки многочисленным скептикам, утверждавшим, что "Pink Floyd" не может существовать без Роджера Уотерса.

Вышедший в сентябре 1987 года "A Momentary Lapse of Reason" мгновенно развеял все сомнения, практически сразу добившись серьезного коммерческого успеха, со временем разойдясь огромными тиражами по всему миру. Среди композиций альбома наибольшее внимание поклонников привлекли "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Лишенный присущего Уотерсу драматизма и социального пафоса, сам альбом звучал куда более мягко, нежели последние творения "Pink Floyd", и что не удивительно, напоминал в первую очередь сольные работы самого Дэвида. На протяжении двух лет группа с успехом гастролировала по миру, однако затем в их истории наступила длительная пауза, которая продолжалась вплоть до середины следующего десятилетия.

В 1990 году Дэвид развелся со своей первой женой, художницей Вирджинией "Джинджер" Хассенбейн, от брака с которой у него было четверо детей, и спустя четыре года женился на журналистке Полли Сэмсон. Тогда же, в 1994 году, после многолетнего ожидания появился новый альбом "Pink Floyd" - "The Division Bell" (название было предложено другом Гилмора - известным британским писателем-фантастом Дугласом Адамсом). Тщательно продуманный и выверенный, в целом он продолжал линию, начатую на предыдущем альбоме. На сей раз тексты к песням Гилмору помогала писать его жена Полли, а четыре композиции были сочинены им совместно с Ричардом Райтом.

Несмотря на холодный прием критики, обвинявших группу в том, что их музыка свелась к набору клише, альбом стал настоящим бестселлером и занял первые места в чартах Великобритании, Соединенных Штатах и во многих европейских странах. В день выхода "The Division Bell" группа отправилась в мировое турне, по результатам которого на следующий год вышел концертный альбом "P.U.L.S.E." и одноименный фильм, снятый режиссером Дэвидом Маллетом. После того как по завершению гастрольного тура группа в очередной раз прекратила свое существование, Гилмор как приглашенный музыкант участвовал в записи альбомов Пола Маккартни, Ринго Старра и Алана Парсонса, в 2002 году выступил с полуакустическим концертом в рамках фестиваля "Meltdown", активно занимался благотворительной деятельностью, сотрудничая с различными общественными организациями, а в июне 2003 года за свой вклад в музыку он был удостоен звания командора Британской империи. 2 июля 2005 года "Pink Floyd" выступили в своем классическом составе вместе Роджером Уотерсом в масштабном благотворительном концерте "Live 8", однако столь ожидаемое миллионами поклонников воссоединение группы так и не состоялось, и в дальнейшем в различных интервью Гилмор отвергал какую-либо вероятность возрождения "Pink Floyd".

Новый альбом Дэвида "On an Island" вышел 17 марта 2006 года. Очень ровный, создающий проникнутую тихой мечтательной романтикой умиротворенную атмосферу, он был создан при помощи давних друзей Дэйва - Ричарда Райта, гитариста "Roxy Music" Фила Манзанеры, Роберта Уайатта из "Soft Machine" - приятеля "Pink Floyd" еще по старым, андеграундным временам, и многих других музыкантов, в том числе органиста Джорджи Фейма, барабанщика Энди Ньюмарка, а также американцев Грэма Нэша и Дэвида Кросби в качестве бэк-вокалистов. Соавтором Дэвида в очередной раз стала его жена Полли Сэмсон, а оркестровые аранжировки были выполнены известным польским композитором Збигневом Прейснером. Альбом занял первое место в Великобритании и еще ряде европейских стран и по мнению большинства старых поклонников "Pink Floyd", стал лучшей сольной работой Гилмора. В том же году во время турне был записан концерт в польском городе Гданьске, где Гилмор и его группа выступали в сопровождении Балтийского филармонического оркестра, которым дирижировал Збигнев Прейснер. В 2008 году этот материал был выпущен в виде концертного альбома "Live in Gdansk", который, к сожалению, стал последней опубликованной прижизненной записью для органиста "Pink Floyd" Ричарда Райта, скончавшегося за несколько дней до выхода альбома в свет. В том же 2008 году Дэвид Гилмор был удостоен премии Айвора Новело за достижения всей жизни и премии "За выдающийся вклад в музыку" авторитетного музыкального журнала "Q", которую он посвятил памяти своего друга Ричарда Райта, а известная гитарная фирма "Fender" выпустила новую именную модель "David Gilmour Signature Black Strat".

1966, 1986-1987 - David Gilmour - Joker"s Wild .

Про эту группу, существовавшую в далёких шестидесятых среди множества других ей подобных, сейчас никто бы и не вспомнил, если бы не одно «маленькое» обстоятельство. А всё дело в том, что в ней в то время играл молодой Дэйв Гилмор, снискавший себе позже славу в составе «Pink Floyd». Гилмор родился 6 марта 1946 в Кембридже. Его отец, занимавшийся генетикой и мать, работавшая редактором фильмов, полностью посвящали себя работе, а парень был полностью предоставлен сам себе и сам решал, чем ему заниматься.

Когда Дэвиду исполнилось тринадцать лет, сосед подарил ему испанскую гитару, чем определил интерес молодого Гилмора на всю оставшуюся жизнь. Овладев инструментом, парень тут же сколотил свою первую банду под названием «Newcomers».

В последних классах школы он познакомился с Сидом Барреттом и они частенько собирались поджемовать вместе. Затем их пути временно разошлись, и Гилмор присоединился к «The Ramblers», вскоре сменившим вывеску на «Jokers wild». В состав команды кроме него входили Джон Гордон, Тони Санти, Джон Алтман и Клайв Велхам. Группа специализировалась на исполнении каверов уже успевших прославиться коллективов типа «Four Seasons», «Beach Boys», «Kinks» и ряда других. Несмотря на этот факт «Jokers wild» имели относительную популярность и их частенько приглашали открывать концерты таких звёзд как «Animals» или «Zoot money». Выступал ансамбль в основном в лондонских клубах, поскольку денег на какие-либо поездки у ребят не было.

Что касаемо студийных работ, то можно их назвать только две. В 1966 году лейбл «Regent sound» выпустил сингл «Why Do Fools Fall In Love?/Don"t Ask Me (What I Say)», отштампованный в количестве всего 50 копий. В таком же количестве в том же году и та же фирма издала так называемый «мини-лонгплей» (mini-LP записана была только одна сторона) с пятью композициями: «Why Do Fools Fall in Love» - кавер «Beach Boys», «Don"t Ask Me» - кавер «Manfred Mann», «Beautiful Delilah» - кавер Чака Берри, «Walk Like a Man» и «Big Girls Don"t Cry» - каверы «Four seasons». Спустя двадцать лет этот релиз был нелегально переиздан на CD в количестве сотни экземпляров.

К началу 1967 года состав «Jokers wild» основательно поменялся и выглядел следующим образом: Дэйв Гилмор (гитара, вокал), Джон «Вилли» Уилсон (родился 7 августа 1947 года, ударные) и Рики Уилс (бас). Затем у группы сменилась вывеска, сначала на «Flowers», затем на «Bullet» и, в конце концов, после ухода Гилмора в «Pink Floyd» команда прекратила своё существование.

Кроме песен Joker"s Wild, этот бутлег дополнен пятью песнями с ретро-выступления Joker"s Wild в Каннах 29 января 1986 года (треки с 6-го по 10-й). И, 11-й трек, участие Дэвида Гилмора в передаче Saturday Night Live (SNL) американского телеканала NBC. Это выступление состоялось 22 декабря 1987 года, а исполненная им композиция "Ah, Robertson It"s U" считается редчайшей записью среди коллекционеров, собирающих филофонические редкости. Первые пять треков, как вы понимаете, записаны в моно-режиме (стереозаписи тогда не было). Данная запись никогда не выпускалась в виде штамповки (сильвера), а продавалась только на носителях CD.

Не так уж много народу знает его как профессионального авиатора или как щедрого филантропа, но зато миллионы слушателей наслаждались его атмосферной гитарой на альбомах легендарной психоделической команды "Pink Floyd ". Дэвид Джон Гилмор родился в Кембридже 6 марта 1946 года. В школе он дружил с Роджером "Сидом" Барреттом , а также знавал другого будущего коллегу Роджера Уотерса , однако музицировать начинал без их участия. Рок-н-ролл вошел в жизнь Дэвида с синглом Билла Хейли "Rock Around The Clock", а немного погодя его энтузиазм поддержали Элвис Пресли и братья Эверли . Позаимствовав у одного соседа гитару (и так и не вернув ему инструмент), юный Гилмор изучал аккорды по книге и записям Пита Сигера, а в 1963-м присоединился к группе "Jokers Wild ". Ансамбль исполнял ритм-энд-блюзовые каверы и спустя пару лет исчез с горизонта, не оставив после себя ничего ценного.

Сид к тому времени крепко сидел на наркоте, и потому команда нуждалась в подменном гитаристе. Спустя несколько месяцев Барретта вообще пришлось выпроводить за дверь, и Гилмор занял его место. И хотя функции лидера перехватил Уотерс , гитара Дэвида сыграла существенную роль в становлении фирменного звучания группы. Постепенно Гилмор подключился к написанию песен, и его композиторские способности наиболее ярко раскрылись на альбоме "Wish You Were Here", где прозвучало посвящение Сиду Барретту "Shine On You Crazy Diamond". Как бы то ни было, с середины 70-х Роджер стал доминировать по всем направлениям, и Дэвиду приходилось спускать пар на стороне. Так, он погостил на альбомах Роя Харпера и "Hawkwind ", а во время сессий "Animals" начал ваять свой первый сольник.

Записанный с товарищами по "Jokers Wild ", диск "David Gilmour", тем не менее, больше коррелировал с творчеством "Pink Floyd ", тем паче что не успевший войти на пластинку, но рожденный во время ее сессий трек "Comfortably Numb" был включен в программу "The Wall" и стал классикой группы. В том же 1978-м музыкант помог дебютировать Кейт Буш , а на следующий год отметился со своей гитарой на альбоме "Wings " "Back To The Egg". Между тем, в команде продолжали полыхать раздоры, и в 1984-м, когда проект фактически лежал в руинах, Дэвид записал сольник "About Face".

И хотя альбом получился более радиодружественным чем "David Gilmour", в чартах он несколько проигрывал предшественнику. В середине 80-х Уотерс объявил о роспуске команды, однако Гилмор, Мэйсон и Райт отсудили себе права на торговую марку "Pink Floyd ", а гитарист стал в ансамбле бесспорным лидером. 90-е Дэвид провел в группе, однако под конец декады ее активность заметно снизилась. В начале нулевых Гилмор дал серию сольных акустических концертов, а в 2006-м выпустил альбом "On An Island". Подготовленный к 60-летию музыканта, диск застал своего автора в отличной форме и оказался его лучшим коммерческим достижением – британская платина и первое место в чартах.

Выход "On An Island" сопровождался крупным туром, причем лондонские концерты были запечатлены на DVD "Remember That Night: Live At The Royal Albert Hall", а выступление в Гданьске в сопровождении оркестра оформилось в двойной зальник "Live In Gdansk". В 2010-м Гилмор неожиданным образом вступил в кооперацию с электронщиками "The Orb" на их альбоме "Metallic Spheres", а спустя пять лет вернулся к сольному творчеству в программе "Rattle That Lock". Новая работа, сопродюсером которой выступил Фил Манзанера, менее всего напоминала "Pink Floyd ", но зато в ее мягкой атмосфере было много джаз-блюзовых интонаций.

Last update 19.09.15