Лидер легендарной Pink Floyd. Дэвид Гилмор, David Gilmour, биография и дискография


      Дата публикации: 22 марта 2012 г.

Развязка

В принципе, да, конечно, Пинку было не привыкать - первое время он смотрел на себя в зеркало, и в нем отражался Клив Меткалф, потом - Баррет, потом - Уотерс.. Что бы ему еще раз не переродиться?..

Но все же возраст - на момент ухода Уотерса, Пинку исполнилось двадцать с лишним. Что для подростка, каковым он всегда являлся, уже многовато.

И теперь остался просто Гилмор и Уотерс, Мэйсон и Райт. Первые два плевались друг в друга в прессе, последние два были оттеснены этой борьбой куда-то очень сильно в тыл - и ни у одного из них в итоге не осталось сил, чтобы возродить Пинка.

Тем не менее, Pink Floyd как бренд был к тому времени уже чрезвычайно успешным и раскрученным - и потому Гилмор, Мэйсон и Райт продолжили выступать, втроем без Уотерса, выдержав с его стороны пару попыток отсудить право использования этого названия..

К середине девяностых они даже начали работу над следующим альбомом, "Momentary Lapse of Reason" - Гилмор к тому времени приобрел себе чудесный дом на Темзе, вскоре переоборудованный им в студию звукозаписи "Астория", где и была записана большая часть альбома.

"Momentary Lapse of Reason" вышел в свет в сентябре 1987 года.

Отряд не заметил потери бойца - и альбом занял третье место по UK и США.

Со стороны казалось, что Пинк Флойд по-прежнему живее всех живых - однако на деле он стал лишь вторым сольным проектом Гилмора. По его словам, "Ник сыграл на паре тамтамов в одной из песен, а для остальных мне пришлось нанимать других ударников. Рик играл в нескольких фрагментах. В основном же играл на клавишных я, делая вид, что это он."

Стоит ли удивляться, что звук нового альбома, лишенный драматизма и социального пафоса, столь присущих Уотерсу, и музыкальных экспериментов эры Баррета, был ну вот практически идентичен звуку сольных альбомов Гилмора?..

В 90ом году Гилмор развелся. И через год женился снова, на английской писательнице и журналистке тридцати двух лет Полли Самсон. Вскоре пара усыновила ребенка, Чарли, а потом сделала еще троих - плюс к одному у Полли и четырем у Гилмора - Джо, Габриэля и Романи.

В 1994 вышел последний альбом группы Pink Floyd - названный, по предложению Дугласа Адамса, автора "Автостопом по галактике", "Division Bell". Включавший в себя одиннадцать композиций, альбом добрался до первых строчек чартов UK, а в США так и вовсе стал трижды платиновым - хотя и не получил особенно горячего признания у музыкальных критиков. Красной нитью через альбом проходит тема непонимания, плохой связи, символизируемых коротким телефонным разговором между Стивом О"Рурком, менеджером группы и приемным сыном Гилмора Чарльзом в конце заключительного трэка "High Hopes".

Постпозиция

"D ivision Bell" стал последним альбомом группы. Да, издавались еще концертники и бутлеги, собирались еще вместе музыканты, играя старые хиты и участвуя в сольниках друг друга - однако Пинк Флойд остался в прошлом.

Шестого марта 2006 года Гилмору - на тот момент, отцу большого семейства, почетному доктору искусств, командору ордена британской империи и лауреату многих музыкальных премий - исполнилось шестьдесят - возраст, внушающий уважение.

Мне 60 лет, - говорил он газете La Repubblica в 2006. - У меня больше нет желания работать так много.

На свой шестидесятый день рождения он презентовал альбом "On an Island" - весьма отличный от всего, что делалось им ранее, и уж тем более - от классического pink floyd sound. Для сравнения, если первый альбом группы рисовал бездонные от ЛСД глаза Баррета, если «the Wall” описывал очень человеческую душу Уотерса и социальную драму общества, то "On an Island" вообще отрекался от человеческой составляющей - в этом альбоме звучит море, небо, земля, реки, все стихии и природные явления - эдакий «мир без людей». Только за эту прелестную картину альбом заслужил первое место в чартах UK и ряде других европейских стран.

В создании его поучаствовал, что свойственно Гилмору, весьма впечатляющий список весьма впечатляющих людей: гитарист "Roxy Music" Фил Манзанер, Роб Уайат из "Soft Machine", органист Джорджи Фейм, барабанщик Энди Ньюмарк, американцы Грэм Нэш и Дэвид Кросби на бэк-вокале и композитор Збигнев Прейснер - который, впоследствии, выступил дирижером польского симфонического оркестра, игравший с группой на концерте в Гданьске, Польша - по материалу которого был сделан альбом "Live in Gdansk".

Концерт и альбом по нему стал одним из лучших произведений группы - и последней записью для Ричарда Райта, скончавшегося от рака за несколько дней до выхода альбома в свет.

Эпилог

Е сть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. И альбом "On an Island" - яркое тому свидетельство. Однажды Дэвид сказал, рок-звезда перестает таковою быть в тридцать лет. На момент записи "On an Island" ему было шестьдесят.

И несмотря на то, что Гилмор еще отнюдь не планирует бросать творчество (в прошлом году, например, записал донельзя концептуальный альбом с группой the Orb), становится видно, что он все сказал - и очень здорово, если где-то в душе ему звучит свое "Je ne regrette rien"*.

And if you sit don"t make a sound
Pick your feet up off the ground
And if you hear as the warm night falls
The silver sound from a time so strange
- как пелось в одной из его любимых песен, балладе «Fat Old Sun“... Все должно уйти в тишину.

___
* Я ни о чем не жалею (фр.)

Gilmour sound

"Д эвид Гилмор использует помногу эффектов, таких как Биг Мафф и дилэй, но по-настоящему важны его пальцы, его вибрато, его выбор нот и настройка эффектов. Я нахожу странным, когда люди пытаются достичь его звука, копируя его сеты. Неважно, как хорошо тебе это удастся, важно, что тебе не скопировать его личность" - Фил Тэйлор, техник Пинк Флойда [и друг Гилмора, к слову].

За многолетнюю музыкальную карьеру Дэвид Гилмор стал в некотором роде абсолютной величиной гитары - и качество гитарных соло, полагается мне, уже вполне можно начинать мерить в гилморах.

На этом долгом и тяжелом пути он скопил за сотню гитар - не говоря уже об усилителях, педальках, пультах, фирменных сетах и звукорежиссерах...

Всю сотню рассматривать, наверное, смысла нет, однако хочется остановить свое внимание на трех из них:

  • Трехцветный Sunburst Fender Stratocaster (перекрашенный в радикально-черный и выпущенный потом в двух вариациях fender custom shop),
  • Fender Stratocaster №0001 - формально говоря, первый выпущенный страт с самого начала серийного производства.
  • Candy Apple Red "57 - тоже страт, его он, помимо прочего, использовал на туре в поддержку "A Momentary Lapse of Reason", записи живого альбома "Delicate Sound of Thunder", тура "On an Island" (во время исполнения "Shine on..."), на "Пульсе" и в последнем "Division Bell". Гитара снабжена набором активных звукоснимателей EMG SPC (перекомутированных из SA), двумя регуляторами тона и EXG расширителем высот и басов - набор называется DG-20 и является именным сетом Гилмора: перламутровый пикгард и звукосниматели цвета слоновой кости, сделанные из сплава alnico (алюминий, никель, кобальт), специфика звука достигается засчет встроенного синглбакера: двух катушек и магнита.

    Сет DG-20 стоит 310$. Информация на 2007 год - сейчас, с учетом инфляции, где-то под 350$.. Хотя с рук можно купить и дешевле, так что ищущим да улыбнется удача.

    Впрочем, по собственному опыту могу сказать, что характерный gilmourish sound звукоснимателями определяется далеко не в первую очередь - и рецепт звука определяется очень во многом следующими параметрами:

    Педалями эффектов:

    Digitech WH-1 Whammy,
    Dunlop Wah Wah,
    Demeter Compulator,
    Pete Cornish G-2,
    Pete Cornish P-1,
    T-Rex Replica delay,
    Electro Harmonix Big Muff

    Усилителями:

    Hiwatt DR103 All Purpose 100W heads,
    WEM Super Starfinder 200 cabinets,
    Fender 1956 tweed Twin 40w combo.

    Вообще же, welcome to gilmourish.com. Или, пока он закрыт, английская википедия проявляет необычайную осведомленность.

    P.S. Впрочем, помимо сотни гитар, Гилмор играет еще и на басу, клавишных, банджо, гармошке и ударных (например, в Барретовском "Dominoes"). С недавнего времени так и вообще на саксофоне...

  • Представлять широкой общественности группу Pink Floyd нет особой нужды, так как они уже давным-давно являются настоящей легендой, на творчестве которой выросли многие музыканты, а их песни стали вдохновением для многих миллионов людей. История этой группы неразрывно связанна с именем одного человека. Итак представим же его поскорее – это Дэвид Джон Гилмор (David Jon Gilmour), или как всем более привычно просто Дэвид Гилмор. В честь его дня рождения мы подготовили небольшую статью о его пути на музыкальных просторах, творчестве в группе Pink Floyd и некоторых других фактах.

    На пути к музыке

    Итак, Дэвид Джон Гилмор родился он в 6-го марта 1946-го года, в городе Кембридж, Великобритания. С этого значительного события мы и начнем наш рассказ. В детстве он посещал в среднюю школу Перс-скул на Хиллз Роуд в Кембридже, что также повлияло на его будущее, а именно на то, чтобы посвятить всего себя музыке. Дело в том, что на той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни – будущие основатели знаменитой группы Pink Floyd Сид Барретт (Syd Barrett ) и Роджер Уотерс (Roger Waters ). Несмотря на то, что в 1964-м году пути музыкантов несколько разошлись, так как Барретт уехал получать образование в Лондон, где примкнув к Уотерсу, Райту и Мэйсону и тем самым обозначив момент основания Pink Floyd, Гилмор остался в Кембридже. Их пути снова пересеклись лишь в 1967-м году. Так как на тот момент поведение Барретта становилось все более нестабильным и непредсказуемым, отчасти из-за интенсивного применения психоделических наркотиков, то к Гилмору обратились с предложением присоединиться к коллективу, а впоследствии и занять его место. Уже на следующий 1968-й год Дэвид Гилмор был официально принят в Pink Floyd на место Барретта.

    Дэвид Джон Гилмор в составе Pink Floyd

    Далее уже следует этап, который можно назвать «золотым» в истории этой команды, так как именно благодаря новому участнику, который, по мнению многих, гораздо профессиональней и более виртуозно владел гитарой, был найден тот самый неповторимый саунд, которым и по сей день знаменит квартет Гилмор, Уотерс, Райт и Мэйсон. Это безусловно продвинуло Pink Floyd не только в творческих пределах и расширило музыкальный потенциал, а так же заявило всему миру о том, что эта команда прочно оставит свой след в истории. Не лишним будет отметить, что уже имея за плечами не только опыт игры написания песен, музыки и игры на гитаре, Дэвид Гилмор практиковался и в вокале, впоследствии став вторым вокалистом группы, деля голосовые партии с Роджером Уотерсом.

    Увы, все слишком гладко быть не может, и постепенно в группе назрело некоторое противостояние, между Гилмором и Уотерсом, который все больше и больше захватывал власть в группе. Неприятные события не заставили себя долго ждать. В 1983-м году после альбома «The Final Cut» члены группы пошли каждый по собственному пути, выпуская сольные альбомы вплоть до 1986-го года, когда Гилмор и Мэйсон начали воссоздавать Pink Floyd. Это породило жаркие юридические споры с Роджером Уотерсом, который после ухода из группы в 1985-м году решил, что без него группа существовать всё равно не сможет. Но именно благодаря настойчивости героя нашего повествования, да и под его руководством команда вернулась в студию совместно и записала такие альбомы как «A Momentary Lapse of Reason» (вышел в 1987), «The Division Bell» (вышел в 1994-м) и спустя долгое время «The Endless River» (вышел в 2015-м). Увы, на этом активная музыкальная история этой группы заканчивается, и судя по утверждению самих музыкантов вряд ли теперь снова возродится, но, как говорится, надежда умирает последней, и мы, безусловно, будем надеяться на положительное развитие событий.

    Сольное творчество

    Теперь скажем пару слов о сольных проектах Дэвида Гилмора. Может, решив отвлечься от своих повседневных обязанностей в команде Pink Floyd, может из-за внутренних противоречий внутри коллектива, или для того, что бы просто попробовать себя в чем-то другом в 1977-м году, он приступил к записи своего первого сольного альбома, который увидел свет в 1978-м и назывался «David Gilmour ». Послушав это творение, можно четко увидеть влияние его основной группы, хотя в некотором смысле сольное творчество Гилмора оказалось более лиричным и лишенным той сокрушающей монументальности, которой так себя прославили легендарные Pink Floyd. С тех лет вышли такие сольные альбомы музыканта как «About Face» (1984-й год), «On an Island» (2006-й год), «Rattle That Lock» (2015-й год). В той или иной степени там присутствует «флойдовское» звучание, но, как и каждый талантливый музыкант, Гилмор привнес очень яркий мелодизм, который он задолго до своих сольных альбомов «подмешивал» в творчество Pink Floyd.

    Про его участие в качестве «гостя» на записях тех или иных исполнителей также можно говорить долго. Е Список песен, где он хоть каким либо образом просто отметился, будет очень широк. Скажем лишь, что их влияние на всю историю музыки неоспоримо, и среди них можно выделить сотрудничество с такими музыкантами, как Сид Барретт, Дэвид Боуи (David Bowie ), Кейт Буш (Kate Bush ), Пол Маккартни (Paul McCartney ), Ринго Старр (Ringo Starr ) и многими-многими другими.

    Гилмор вне сцены

    Помимо своей музыкальной деятельности Гилбор зарекомендовал себя в качестве рекорд-продюсера. Так в 1986 году Гилмор приобрел дом на воде «Астория», пришвартованный на реке Темза рядом с Хэмптон-Корт, и превратил его в звукозаписывающую студию. Именно там была записана львиная доля композиций с последних альбомов Pink Floyd , а также сольные пластинки самого Дэвида.

    Его благотворительная деятельность не осталась незамеченной, так как на протяжении всей своей музыкальной карьеры Гилмор активно участвует в деятельности многих организаций, занимающихся меценатством. За эти заслуги в 2003-м году он был произведен в чин Командора ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности, а также награжден премией «Выдающийся вклад» на церемонии Q Awards в 2008-м.

    Еще, в уже почтенно возрасте, Гилмор, бросивший в юности колледж, получил звание почётного доктора искусств Кембриджского университета за заслуги в музыке, видимо подтверждая такую поговорку, что учиться никогда не поздно. Примечательно, что на церемонии певец обратился к студентам с интересной мотивирующей речью.

    «С меня пример брать не надо. Я бы сейчас сам на вас равнялся, наверное. Золотой век рока прошел, рок-н-ролл мёртв, а я получаю диплом о высшем образовании. Учитесь, дети, лучше. В ваше время иначе нельзя. Вот у нас основатель группы - он выучился, а потом с ума сошёл».

    Такова краткая история одного из участников легендарных Pink Floyd, его жизненном пути и других моментов жизни. Мы тем временем пожелаем ему продолжать творить музыку и привносить благие деяния в этот мир, ведь человек, который повлиял на всю музыкальную историю XX-го века, достоин еще большего признания. Еще раз с Днем Рождения, Дэвид Джон Гилмор!

    6 марта 2016 года исполняется 70 лет Дэвиду Гилмору, величайшему мульти-инструменталисту, гитаристу-виртуозу, композитору и продюсеру, а главное - лидеру одного из самых знаковых рок-коллективов XX века - Pink Floyd .

    В 2015 году Дэвид Гилмор (David Jon Gilmour) выпустил новый долгожданный альбом " Rattle that Lock" . Прошло 10 лет после выхода его предыдущего сольного " On an Island" и год после выпуска последнего альбома Pink Floyd - "T he Endless River" . Бесконечная река, собранная из старых, ранее не издававшихся записей, стала финальным аккордом Pink Floyd, жирной точкой в творчестве великой группы. Альбом был посвящён ушедшему в 2008 году клавишнику и хорошему другу Гилмора - Рику Райту (Rick Wright) . Из первоначального и единственного состава группы двоих музыкантов уже нет в живых. Раньше всех (в 2006 году) ушел Сид Барретт (Syd Barrett) - лидер группы, один из основателей и человек, которому Pink Floyd обязаны своим характерным звучанием. Сид провел с группой всего три года, записав один единственный (первый) полный альбом и оставил группу из-за серьёзных проблем с наркотиками. Именно на его место и пришел Дэвид Гилмор.

    Pink Floyd в полном составе - 1968 год. Слева-на-право: Ник Мэйсон, Сид Барретт, Роджер Уотерс, Рик Райт. Дэвид Гилмор (сидит).

    Pink Floyd - группа, созданная друзьями и единомышленниками в 1965 году, но сам Дэвид Гилмор позже всех присоединился к коллективу. Он родился и вырос в Кембридже, ходил в одну школу с Сидом Барреттом и знал Роджера Уотерса (Roger Waters) , который учился в школе неподалеку. Еще будучи подростком Гилмор научился хорошо играть на гитаре, а с 1962 по 1966 уже был участником группы Joker"s Wild .

    В 1964-65 годах Joker"s Wild играли номера уже популярных в то время групп The Animals и Zoot Money . В одном из клубов Гилмор даже попался на глаза Брайану Эпстейну, менеджеру THE BEATLES и это неудивительно - внешность Гилмора была куда привлекательней, чем нужно было для рокера (он даже успел подработать какое-то время моделью).

    В 1966 году, покинув группу, Дэвид путешествовал по Европе, как уличный музыкант в течение года. В то время заработки будущего рок-идола были настолько ничтожны, что "турне" закончилось госпитализацией от недоедания и истощения.

    В декабре 1967 года к Гилмору обратился Ник Мэйсон (Nick Mason) - барабанщик Pink Floyd , который предложил ему играть в группе. Так Pink Floyd стал пятеркой. Поначалу Гилмор исполнял гитарные партии Сида Барретта, когда тот был не в состоянии принимать участие в "живых" выступлениях группы, но со временем стал ведущим гитаристом, вокалистом и автором песен.

    На рекурсивной обложке второго альбома Pink Floyd "Ummagumma" (что на кембриджском сленге значит "занятие сексом") первой и самой крупной стоит фотография, где Гилмор ближе всех сидит на стуле, потому что, по мнению всех членов группы, "покупателей бы меньше всего тошнило именно от его рожи".

    Несмотря на дружеские и даже можно сказать близкие отношения участников Pink Floyd , через несколько лет после ухода из группы Сида назрел вопрос о том, кто же является лидером группы. Роджер Уотерс видел в этой роли себя и взял руководство в свои руки. Так начались первые конфликты, которые в итоге привели к распаду группы. Pink Floyd просуществовал в классическом составе до середины 1985 года. С уходом из группы Роджера Уотерса Pink Floyd превратился в трио, а Дэвид Гилмор стал лидером группы и основным автором песен.

    За последние 30 лет Pink Floyd не часто радовали своих поклонников выходами новых альбомов. Всего было выпущено 2 полных студийных альбома и 2 концертных сборника. Сам Дэвид Гилмор за свою долгую творческую карьеру выпустил всего 4 сольных альбома. Но мало какая рок-группа может похвастаться таким огромным вниманием к своему творчеству и такой популярностью.

    Сразу после выхода, "Rattle that Lock" занял первую позицию британского чарта. Если верить сообщениям организации "The Official Charts Company", в первую неделю продаж новый диск британского музыканта разошелся тиражом на 20 тыс. копий больше, чем новая пластинка популярной поп-певицы Ланы Дел Рей "Honeymoon". Кроме Великобритании, новый альбом "Rattle That Lock" завоевал вершины чартов в Италии, Франции, Швеции, Норвегии, Бельгии, Новой Зеландии и во многих других странах. Такая же история была и с выходом предыдущего альбома Гилмора, вышедшего 10 лет назад, который долгое время возглавлял чарты и бил рекорды продаж. Также было и с двумя последними альбомами Pink Floyd - "A Momentary Lapse of Reason" ("Кратковременное умопомрачение") 1987 года и "The Division Bell" ("Колокол раздора") 1994 года.


    В 2005 году весь золотой состав Pink Floyd (Уотерс, Райт, Гилмор и Мейсон) единственный раз встретились на одной сцене после 24-летнего перерыва, чтобы сыграть четыре песни в рамках шоу London Live 8 (концерт-обращение к лидерам большой восьмёрки с призывом бороться с нищетой). Когда после выступления Гилмор уже отправился за кулисы, Уотерс вернул его и, обнявшись со всеми музыкантами, подарил фоторепортерам отличный снимок, который стал одним из самых знаменитых фотодокументов Live 8. А параллельно - одним из фантастических катализаторов интереса к альбомам Pink Floyd. Уже через неделю после дружеских объятий на лондонской сцене продажи главных альбомов и сборника хитов "Echoes" выросли в 10, 20, 30 и более раз (продажи альбома "The Wall" - на 3600%). Гилмор объявил, что свою долю прибыли от продаж отдает на благотворительность и призвал к этому всех артистов-участников шоу Live 8.

    Дэвид Гилмор владеет многочисленными самолетами и является лицензированным пилотом. Он является основателем музея авиации - Intrepid Aviation. Создание музея начиналось как хобби, но переросло со временем в солидный бизнес.

    Дэвид Гилмор - многодетный отец, воспитывавший четырех детей от первого брака с Виргинией Хейзенбейн (Virginia Hasenbein) и еще четырех (один из них - приемный) во втором браке со второй женой (и по совместительству автором некоторых текстов его песен) Полли Сэмсон (Polly Samson).

    Целых восемь международных благотворительных организаций могут гордиться членством Дэвида Гилмора, начиная от Международной амнистии и “Гринпис” и заканчивая Европейским союзом психического здоровья и Центром музыкальной терапии Нордоффа-Роббинса. В 2003 году Гилмор продал свой дом за 3,6 миллиона фунтов стерлингов и передал всю сумму на финансирование проекта по обеспечению жильем бездомных.

    В 2011 году, по версии журнала Rolling Stone, он занял 14-е место в рейтинге «100 самых лучших гитаристов всех времен».

    Дэвид Гилмор коллекционирует гитары. Ему принадлежит гитара Fender Statocaster c порядковым номером 0001.

    Long Live, David !!!

    1946

    1965

    В 1964

    К середине 1967 1967

    1968

    1970

    Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946 года в Кембридже. Отец Дэвида, доктор Дуглас Гилмор читал лекции по зоологии в Кембриджском университете, мать, Сильвия работала учительницей, а позже киномонтажером. В детстве Дэвид ходил в среднюю школу Пирса на Хиллс Роуд. На той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни - а именно, будущие основатели знаменитой группы "Pink Floyd" Роджер Сид Барретт и Роджер Уотерс, а также Сторм Торгессон, впоследствии глава известной дизайнерской фирмы "Хипнозис", оформлявший альбомы многих исполнителей, в том числе самих "Pink Floyd" и Гилмора.

    Знакомство Дэвида с Барреттом и Торгессоном, завязавшееся еще в школьные годы, переросло в крепкую дружбу после того как по окончании школы они поступили в Кембриджский художественно-технологический колледж - он на отделение современных языков, а Барретт, всегда интересовавшийся современным искусством, предпочел учиться на художника. Среди увлечений, объединявших друзей, на первом месте была музыка, и они много времени проводили, упражняясь в игре на гитаре. Они несколько раз вместе играли в местных клубах и в 1965 году ездили во Францию, где путешествовали автостопом и выступали как уличные музыканты, развлекая прохожих.

    Музыкой Дэвид заинтересовался, будучи подростком - его первым увлечением стал рок-н-ролл, а первой пластинкой, купленной им в десятилетнем возрасте, был известный хит Билла Хейли "Rock Around The Clock". Позднее пришло увлечение песнями американских фолк-певцов Вуди Гатри и Боба Дилана, своих соотечественников "The Beatles", и подобно многим британским подросткам той поры он заслушивался записями черных блюзменов, таких как Лидбелли и Хаулин Вульф. В четырнадцать лет он начал играть на подаренной соседом акустической гитаре с нейлоновыми струнами, и к моменту начала совместных репетиций с Барреттом, он уже достаточно уверенно владел инструментом, помогая своему другу подбирать на слух некоторые гитарные партии. Они вместе осваивали позаимствованную у блюзменов манеру игры на гитаре при помощи так называемого боттлнека - продолговатого предмета, прижимаемого пальцами левой руки к струнам, позволяющего извлекать долгие протяжные звуки и плавно менять высоту звука, и кроме того уже тогда экспериментировали с эффектом эхо.

    В 1964 году Барретт отправился продолжать образование в Лондон, где вскоре присоединился к группе, в которую входили студенты Политехнического института Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон, тем самым положив начало истории "Pink Floyd", а Дэвид остался в родном Кембридже, продолжая играть в местных любительских группах. Занимаясь в основном только музыкой, время от времени Гилмор брался за случайно подвернувшиеся подработки, в том числе некоторое время был натурщиком. Среди групп, в которых ему доводилось играть в то время, наиболее заметной была "Jokers Wild", специализировавшаяся в основном на исполнении чужих хитов. По воспоминаниям очевидцев "Jokers Wild" были достаточно техничными и сыгранными музыкантами. Они играли на разогреве у заезжих звезд "The Animals" и группы Зута Мани и даже пару раз выступали вместе с еще только набиравшими силу "Pink Floyd". Однако их популярность не распространялась за пределы Кембриджа и даже знакомство с продюсером Джонатаном Кингом, имевшим тесные связи с фирмой "Decca Records", не принесло им желаемого контракта на запись.

    К середине 1967 года группа, сменившая название на "Flowers", распалась, а Гилмор вместе с еще двумя ее участниками - бас-гитаристом Риком Уиллсом и барабанщиком Уилли Уилсоном продолжил выступать как трио "Bullitt". Тем временем, психическое здоровье Барретта, подорванное постоянным употреблением галлюциногенов, неуклонно ухудшалось, что привело к распаду личности и как следствие - неспособности принимать деятельное участие в концертной и студийной работе. Оказавшись в тупике, музыканты "Pink Floyd" были вынуждены искать ему полноценную замену, и их выбор практически сразу же пал на Дэвида. Первое предложение Дэвид получил от барабанщика Ника Мейсона в конце 1967 года, под Рождество, после концерта "Pink Floyd" в Королевском художественном колледже, а уже в январе следующего года он был официально введен в состав группы. Первоначально планировалось, что Гилмор будет подменять Барретта во время живых выступлений. Они даже отыграли несколько концертов впятером, но вскоре стало ясно, что состояние Барретта не оставляет им никакого другого выбора, кроме как самостоятельно работать без него.

    На первых порах Гилмор довольно удачно воспроизводил манеру игры Барретта, однако он довольно быстро доказал, что не является всего лишь имитатором своего покинувшего группу приятеля. Его исполнительский опыт и владение инструментом были значительно выше музыкального уровня остальных участников коллектива, и кроме того, он привнес в "Pink Floyd" присущую ему музыкальность, что заметно расширило творческие возможности группы. Со временем его эмоциональная, пронзительно-лирическая манера игры на гитаре, в которой явно прослеживалось сильное блюзовое влияние, равно как и характерный, как бы парящий в воздухе звук его "Стратокастера" стал неотъемлемой частью звучания "Pink Floyd". Дебютировав как один из соавторов композиции "Sacerful Of Secrets" на одноименном альбоме 1968 года, впоследствии Гилмор стал одним из основных композиторов группы, сочиняя музыку как вместе с остальными участниками коллектива (в первую очередь с Роджером Уотерсом, несомненным лидером "Pink Floyd" начиная с середины семидесятых годов), так и самостоятельно. Одной из любимых песен, написанных непосредственно Дэвидом, для преданных поклонников долгие годы оставалась тихая и проникновенная баллада "Fat Old Sun" с альбома "Atom Heart Mother", выполненная в лучших традициях Рэя Дэвиса из группы "The Kinks".

    Начав петь еще в "Jokers Wild", где практиковалось многоголосье, после ухода Барретта Гилмор поделил с Роджером Уотерсом вокальные партии, став, таким образом, вторым ведущим певцом. Его вокал можно слышать в таких песнях как "Nile Song", "Breath", "Welcome to the Machine", "Goodbye Blue Sky", а также второй части знаменитой "Another Brick in the Wall". Впрочем, музыкальная деятельность Дэвида не ограничивалась "Pink Floyd" - как музыкант и продюсер он принимал самое деятельное участие в работе над альбомами Сида Барретта "The Madcap Laughs" и "Barrett" (оба - 1970 ), довольно тесно сотрудничал с группой прогрессивного рока "Unicorn", и именно он в середине семидесятых открыл такую незаурядную исполнительницу, как Кейт Буш.

    Получив от своего приятеля, близко знавшего семью Бушей, пленку с ее домашними записями, Гилмор помог пятнадцатилетней певице сделать профессиональную демо-запись в его домашней студии и представил ее звукозаписывающей компании "EMI". Впоследствии, когда Кейт начала свою звездную карьеру, Гилмор от случая к случаю помогал своей бывшей подопечной в студийной работе. Также в разное время он записывался с такими признанными мастерами как Пол Маккартни, Пит Тауншенд, Брайан Ферри, Алан Парсонс, Элтон Джон, группой "Supertramp", старым приятелем "Pink Floyd" - фолк-роковым певцом Роем Харпером, а также со многими другими исполнителями, в том числе с достаточно интересной британской группой "Dream Academy".

    Вслед за выходом очередного альбома "Pink Floyd", "Animals" (1977 ), материал которого практически единолично был написан Роджером Уотерсом, Гилмор, остро ощутив необходимость творческой самореализации, приступил к записи своего первого сольного альбома. Записанный во Франции при участии Рика Уиллса и Уилли Уилсона, игравших с Дэвидом еще в кембриджской группе "Jokers Wild", альбом в музыкальном отношении сильно напоминал "Pink Floyd", но в то же время по настроению получился куда более лирическим и умиротворенным, совершенно не амбициозным и лишенным каких-либо претензий на эпохальность. Названный без лишних затей - "David Gilmour", он появился в мае 1978 года и вскоре пробился в чарты, заняв семнадцатое место в Великобритании и двадцать первое в Соединенных Штатах. Тем временем, обострившиеся во время работы над альбомом "The Wall" (1979 ) отношения между все более стремившемуся к полному контролю над группой Роджером Уотерсом и остальными музыкантами "Pink Floyd", к середине восьмидесятых переросли в почти открытое противостояние. После того как на альбоме "Final Cut" (1983 ), по сути являвшегося персональным проектом Уотерса, роль Дэвида была практически низведена до уровня приглашенного музыканта, он всерьез занялся сольной карьерой.

    В результате он вновь отправился во Францию, где на студии "Пате Маркони" приступил к работе над своим вторым альбомом. На сей раз список приглашенных музыкантов выглядел куда более внушительно: американский музыкант и композитор Майкл Кеймен, отвечавший за аранжировку композиций, Стив Уинвуд и Рой Харпер, Джон Лорд из легендарных "Deep Purple", барабанщик группы "Toto" Джефф Поркаро, продюсер и музыкант Боб Эзрин, известный по работе с Элисом Купером и группой "Kiss", участница экспериментальной электронной группы "Art Of Noise" Энн Дадли, впоследствии сделавшая блестящую карьеру как автор музыки к кинофильмам, а также талантливый сессионный басист Пино Палладино.

    Также на альбоме в качестве соавтора Дэвида в двух композициях появился лидер знаменитой группы британской группы "The Who" Пит Тауншенд, написавший слова к песням "Love on the Air" и "All Lovers Are Deranged". В отличие от дебютного альбома Дэвида, очень спокойного и атмосферного, материал нового альбома, получившего название "About Faces", при всем его мелодизме имел куда более жесткое, местами почти хард-роковое звучание. Несмотря на то, что это была достаточно сильная, профессионально сделанная работа, где Дэвиду в полной мере удалось реализовать свои творческие амбиции, альбом имел весьма скромный успех и лишь удостоился нейтрально-снисходительных рецензий в музыкальной прессе. На следующий год он единственный из музыкантов "Pink Floyd" принял участие в гигантском благотворительном концерте "Live Aid", выйдя на сцену стадиона "Уэмбли" в составе группы Брайана Ферри.

    После окончательного ухода Уотерса из группы и распада "Pink Floyd" в 1985 году, спустя некоторое время Гилмор вместе с Ником Мейсоном опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что они намерены продолжать выступать и записываться под прежним названием. Первоначально работа над новым альбомом "Pink Floyd" проходила в недавно купленном Дэвидом плавучем доме "Астория" на Темзе, который он переоборудовал в звукозаписывающую студию и позднее продолжилась уже в Лос-Анджелесе.

    Оставшись вдвоем, Гилмор и Мейсон были вынуждены прибегнуть к помощи приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Боб Эзрин, бас-гитарист "King Crimson" Тони Левин, известные сессионные барабанщики Джим Келтнер и Кармин Эппайс, некогда работавший с группой "Supertramp" саксофонист Скотт Пейдж, а также многие другие, и только позднее к ним присоединился еще один участник "Pink Floyd", Ричард Райт. Одним из соавторов Дэвида стал Энтони Мур из авангардной группы "Slapp Happy", который помог ему написать тексты для трех песен альбома. Новый альбом, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" стал серьезным испытанием для Гилмора - оказавшись в роли лидера и основного автора группы, ему пришлось в очередной раз доказывать не только свою творческую состоятельность, но и всего проекта в целом, вопреки многочисленным скептикам, утверждавшим, что "Pink Floyd" не может существовать без Роджера Уотерса.

    Вышедший в сентябре 1987 года "A Momentary Lapse of Reason" мгновенно развеял все сомнения, практически сразу добившись серьезного коммерческого успеха, со временем разойдясь огромными тиражами по всему миру. Среди композиций альбома наибольшее внимание поклонников привлекли "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Лишенный присущего Уотерсу драматизма и социального пафоса, сам альбом звучал куда более мягко, нежели последние творения "Pink Floyd", и что не удивительно, напоминал в первую очередь сольные работы самого Дэвида. На протяжении двух лет группа с успехом гастролировала по миру, однако затем в их истории наступила длительная пауза, которая продолжалась вплоть до середины следующего десятилетия.

    В 1990 году Дэвид развелся со своей первой женой, художницей Вирджинией "Джинджер" Хассенбейн, от брака с которой у него было четверо детей, и спустя четыре года женился на журналистке Полли Сэмсон. Тогда же, в 1994 году, после многолетнего ожидания появился новый альбом "Pink Floyd" - "The Division Bell" (название было предложено другом Гилмора - известным британским писателем-фантастом Дугласом Адамсом). Тщательно продуманный и выверенный, в целом он продолжал линию, начатую на предыдущем альбоме. На сей раз тексты к песням Гилмору помогала писать его жена Полли, а четыре композиции были сочинены им совместно с Ричардом Райтом.

    Несмотря на холодный прием критики, обвинявших группу в том, что их музыка свелась к набору клише, альбом стал настоящим бестселлером и занял первые места в чартах Великобритании, Соединенных Штатах и во многих европейских странах. В день выхода "The Division Bell" группа отправилась в мировое турне, по результатам которого на следующий год вышел концертный альбом "P.U.L.S.E." и одноименный фильм, снятый режиссером Дэвидом Маллетом. После того как по завершению гастрольного тура группа в очередной раз прекратила свое существование, Гилмор как приглашенный музыкант участвовал в записи альбомов Пола Маккартни, Ринго Старра и Алана Парсонса, в 2002 году выступил с полуакустическим концертом в рамках фестиваля "Meltdown", активно занимался благотворительной деятельностью, сотрудничая с различными общественными организациями, а в июне 2003 года за свой вклад в музыку он был удостоен звания командора Британской империи. 2 июля 2005 года "Pink Floyd" выступили в своем классическом составе вместе Роджером Уотерсом в масштабном благотворительном концерте "Live 8", однако столь ожидаемое миллионами поклонников воссоединение группы так и не состоялось, и в дальнейшем в различных интервью Гилмор отвергал какую-либо вероятность возрождения "Pink Floyd".

    Новый альбом Дэвида "On an Island" вышел 17 марта 2006 года. Очень ровный, создающий проникнутую тихой мечтательной романтикой умиротворенную атмосферу, он был создан при помощи давних друзей Дэйва - Ричарда Райта, гитариста "Roxy Music" Фила Манзанеры, Роберта Уайатта из "Soft Machine" - приятеля "Pink Floyd" еще по старым, андеграундным временам, и многих других музыкантов, в том числе органиста Джорджи Фейма, барабанщика Энди Ньюмарка, а также американцев Грэма Нэша и Дэвида Кросби в качестве бэк-вокалистов. Соавтором Дэвида в очередной раз стала его жена Полли Сэмсон, а оркестровые аранжировки были выполнены известным польским композитором Збигневом Прейснером. Альбом занял первое место в Великобритании и еще ряде европейских стран и по мнению большинства старых поклонников "Pink Floyd", стал лучшей сольной работой Гилмора. В том же году во время турне был записан концерт в польском городе Гданьске, где Гилмор и его группа выступали в сопровождении Балтийского филармонического оркестра, которым дирижировал Збигнев Прейснер.

    В 2008 году этот материал был выпущен в виде концертного альбома "Live in Gdansk", который, к сожалению, стал последней опубликованной прижизненной записью для органиста "Pink Floyd" Ричарда Райта, скончавшегося за несколько дней до выхода альбома в свет. В том же 2008 году Дэвид Гилмор был удостоен премии Айвора Новело за достижения всей жизни и премии "За выдающийся вклад в музыку" авторитетного музыкального журнала "Q", которую он посвятил памяти своего друга Ричарда Райта, а известная гитарная фирма "Fender" выпустила новую именную модель "David Gilmour Signature Black Strat".

    Нет особой надобности. Это уже легенда. Ее имя связано с пятью музыкантами, которые на протяжении тридцати лет успешно создавали свое особенное, неповторимое звучание. Одним из них был лидер-гитарист, вокалист и автор доброй половины всех песен коллектива Дэвид Гилмор (David Gilmour) , сольная карьера которого также представляет интерес для любителей британского прогрессива.

    Родившись 65 лет назад в знаменитом Кембридже, будущий гитарист получил звание почетного доктора искусств местного университета за заслуги в музыке лишь в 2009 году. Да и какое могло быть образование, когда ты в 22 года становишься участником, пускай на тот момент и неизвестных, но все же Pink Floyd. Родители Гилмора были учителями и, естественно, желали своему чаду только добра в виде хорошего образования и последующей перспективной работы, но будущая звезда британской прог-сцены пошел иным путем.

    Вклад Гилмора в Pink Floyd колоссален. Даже его вечный оппонент по группе - Роджер Уотерс - в одном из недавних интервью обмолвился, что Дэвид - великий гитарист. Эти слова подтвердили журналы «Rolling Stone» и «Classic Rock», включив бывшего участника Pink Floyd в свои символические списки «лучших гитаристов всех времен и народов». И это действительно так. Его «стратокастер» всегда узнаваем, будь это «флойды» или сольные пластинки, коих у Гилмора не так уж и много.

    После выхода «флойдовского» альбома «Animals» 1977 года, когда бразды правления в коллективе начали плавно переходить в руки Роджера Уотерса , Дэвид решил, что наступило время проявить себя в качестве полноправного лидера и записать свою собственную пластинку, где командовать парадом будет он и только он. В 1978 году выходит его первый «сольник». Работа получилась достаточно убедительной, хотя до альбомов Pink Floyd ей было еще расти и расти. Гилмор, как композитор и гитарист, проявил себя в полную силу, но, прослушивая этот альбом, создается впечатление, что ему явно не хватает остальных участников легендарных Pink Floyd.

    Вернувшись в лоно группы, Гилмор понял, что доминирование Уотерса не знает границ, что оно, как раковая опухоль, растет и прогрессирует. Альбомы «The Wall» и «The Final Cut», хотя безупречны в исполнении и композиторском мастерстве - явное тому подтверждение. В 1984 году на пике кризиса Pink Floyd Дэвид выпускает свой второй «сольник» «About Face» (1984).

    Две композиции этого достаточно сильного альбома были написаны в соавторстве с Питом Таунсендом из The Who , а некоторые партии клавишных записал Стив Уинвуд из Traffic . Хотя данную работу весьма высоко оценили критики, ей явно не хватает того духа 70-х, который и создал неповторимое звучание классического прогрессивного рока. Некоторые поп-мотивы альбома, присущие середине 80-х, очень режут слух, и если бы не имя Дэвида Гилмора и его великолепная игра на гитаре, эта пластинка могла бы остаться незамеченной.

    2 июля 2005 года в рамках благотворительного концерта «Live 8» состоялось концертное выступление Pink Floyd в своем классическом составе. Можно даже сказать, что это событие привело к официальному примирению Дэвида Гилмора и Роджера Уотерса, но, тем не менее, легендарной группе так и не суждено будет вновь собраться в студии. После такого грандиозного события не только в рок-музыке, но и в жизни самого Дэвида, музыкант записывает, пожалуй, свой самый лучший альбом «On an Island».

    Пластинка увидела свет в 2006 году. В работе над ней приняли участие многие великие музыканты - друзья Дэвида: клавишник Pink Floyd Ричард Райт, гитарист Roxy Music Фил Манзанера, Роберт Уайатт из The Soft Machine , Грэм Нэш и Дэвид Кросби. Оркестровые аранжировки к альбому выполнил известный польский композитор, автор саундтреков к фильмам Кшиштофа Кесьлевского, Збигнев Прейснер.

    «On an Island» занял первое место в чартах Великобритании и вошел в десятку лучших во многих странах мира. После выпуска своего шедевра Дэвид Гилмор отправился в турне, которое стало настоящим праздником для поклонников, как музыканта, так и группы Pink Floyd. Концертное выступление в польском Гданьске настолько качественно и безупречно было сыграно, что в 2008 году вышло отдельным альбомом «Live in Gdańsk».