Американский слепой музыкант рэй. Рэй Чарльз: темнота, обращенная в свет

Stevie Wonder входит в число самых известных вокалистов в мире, он стоял у истоков современного ритм-н-блюза и соула. Стиви Уандера регулярно называют гением, потому что при вокальном диапазоне в четыре октавы и очень сложной вокальной технике он еще и виртуозно играет на рояле, любых синтезаторах, ударной установке, кларнете и губной гармонике. Уандер 25 раз получил «Грэмми», а также попал в «Зал славы композиторов» и «Зал славы рок-н-ролла».

Стиви Уандер родился в 1950 году в небольшом городе Сагино (штат Мичиган) в бедной многодетной семье, родители развелись, когда мальчику было 4 года, и мать забрала его с другими детьми в Детройт. Стиви потерял зрение еще в младенчестве, к этому привела ретинопатия – заболевание, часто наблюдающееся у недоношенных детей. Слепой мальчик практически все время проводил дома – мать боялась, что его будут обижать другие дети. Она учила Стиви читать и приносила ему разные музыкальные инструменты, а также водила петь в церковный хор. Уандер очень любил слушать Ray Charles, который тоже потерял зрение в раннем детстве.

В 11 лет Стиви Уандера привели на прослушивание к руководителю звукозаписывающей компании Motown, которого поразила незаурядная музыкальность мальчика. Результатом этой встречи стал первый контракт певца, за которым в 1962 году последовала запись двух альбомов, впрочем, не имевших особого успеха.

В 13 лет у Стиви вышел первый настоящий хит под названием «Fingertips (Pt. 2)», в котором мальчик не только пел, но и играл на губной гармонике и бонгах. Песня попала на первую строчку ритм-н-блюз- и поп-чартов США, а имя Стиви Уандера стало закрепляться в головах слушателей. Вскоре проявляется и композиторский талант – он начинает писать песни для других музыкантов с лейбла Motown, в том числе, хит «Tears of a Clown» для группы The Miracles.

Беседа с Мартином Лютером Кингом стала тем событием, которое полностью изменило судьбу Стиви Уандера – он начал интересоваться политикой и перестал довольствоваться ролью хорошо продающегося музыканта в руках руководства лейбла. На следующее утро после вечеринки в честь совершеннолетия Уандера на столе главы Motown оказалось письмо с сообщением о расторжении всех контрактов. 21-летний исполнитель покинул компанию с 1 миллионом долларов в рамках старого договора, в то время как Motown заработали на нем не менее 30 миллионов долларов.

В Motown быстро поняли, что потеряли свою главную звезду, и в 1972 году со Стиви Уандером был заключен новый контракт – уже на его условиях, теперь исполнитель сам руководил творческим процессом и получал права на все песни. В том же году певец выпускает альбом «Music Of My Mind», который стал концептуальным для соул-музыки и открыл «классический период» в творчестве Уандера.

В 1973 году вышел альбом «Innervisions», художественный уровень которого был просто феноменальным, причем популярность пластинки росла с каждым годом – в 2003 году она оказалась на 23 месте в составленном журналом «Rolling Stone» списке «500 величайших альбомов всех времен». Уандер не только написал и спел все песни для «Innervisions», но и отыграл на большинстве музыкальных инструментов.

В конце 1970-х годов популярность Стиви Уандера начала падать, он продолжал много работать, но альбомы становились заметно слабее. В 1987 году исполнитель прекратил концертную деятельность и начал экспериментировать с созданием саундтреков. В 1995 году рэпер Coolio сделал знаменитый кавер на песню Уандера «Pastime Paradise», что дало певцу сил для нового творческого рывка. После серии синглов он выпустил в 2005 году альбом «A Time to Love», а в 2007 году после 20-летнего перерыва провел успешное турне. В 2010 году на фестивале «Гластонбери» в Англии его пришли послушать 140 000 человек.

После 2005 года новых альбомов у Стиви Уандера не выходило, хотя он продолжает активно участвовать в музыкальных фестивалях и заниматься благотворительной и миротворческой деятельностью.

23 сентября 1930 года родился Рэй Чарльз (Ray Charles Robinson) – американский певец, музыкант, композитор, один из известнейших в мире исполнителей музыки соул, кантри, джаз и ритм-энд-блюз. Фрэнк Синатра называл его «единственным настоящим гением в шоу­бизнесе», а певец Билли Джоэл заявил: «Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем . … Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!»

На самом деле его звали Рэй Чарльз Робинсон. Сократить имя посоветовал один из продюсеров фирмы Swingtime Records, увидевший в парне восходящую звезду. На то время фамилия «Робинсон» на звездном Олимпе Соединенных Штатов была прочно занята боксером-чемпионом Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson), и, чтобы избежать путаницы, было решено создать сценическое имя «Рэй Чарльз». Впрочем, голос, талант и страсть к музыке, которой был одержим Рэй, вознесли бы его к вершинам славы под любым именем.

В роду Робинсонов музыкантов, а тем более известных не было. Родители Рэя (родился в городе Олбани, штат Джорджия) слыли самыми бедными жителями черной общины крошечного поселка Гринвилль во Флориде, куда семья вскоре переехала. «Мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных… ниже нас – только земля», – вспоминал Чарльз. Мальчишке было 5 лет, когда младший брат Джордж на его глазах начал тонуть в лохани с водой (их мать подрабатывала прачкой). Как ни старался Рэй, спасти брата не смог – тот был для него слишком тяжел. Эта сцена потом преследовала музыканта всю жизнь. Спустя год Рэй вдруг начал терять зрение, а к 7 годам ослеп совершенно. Спасли мальчика мама, которую он боготворил… и музыка. Арета Робинсон была сильной женщиной – не причитала, а действовала: зная, что сын вот­вот ослепнет, научила его самым необходимым для незрячего навыкам, пока Рэй еще видел. И отправила в интернат для глухих и слепых детей. Так что читать слова и ноты он учился одновременно – по системе Брайля. Здесь же парень освоил кучу инструментов – трубу, кларнет, орган, саксофон и пианино. К последнему, правда, Рэй пристрастился гораздо раньше: еще трехлетним мальчуганом он без конца бегал в соседнюю аптеку, хозяин которой играл на пианино, и пытался имитировать буги­вуги.

Забегая вперед, скажу, что причина слепоты Рэя Чарльза так до конца и не была установлена: один из предполагаемых диагнозов – глаукома. Поговаривали, что много лет спустя, в 1980­е гг., став состоятельным человеком, музыкант подавал анонимное объявление о поиске донора, готового пожертвовать ему один глаз. Впрочем, операция так никогда и не состоялась – врачи сочли ее бессмысленным риском. Сам Рэй довольно иронично относился к собственной слепоте: всегда брился перед зеркалом, носил солнцезащитные очки, снимался в кино, водил автомобиль, даже пилотировал аэроплан! А вот автографы не давал никогда – ведь певец не мог видеть, что именно ему подсовывают на подпись (!); да и с журналистами общался крайне неохотно. Когда однажды Рэю задали вопрос, не чувствует ли он себя несчастным из­за слепоты, музыкант удивился: «Почему? Когда ты слеп, то, возможно, теряешь примерно 1/99 того, что дает тебе жизнь. Я знаю, очень важно видеть своих детей или любоваться красотой луны. Ладно, один процент долой. Но ведь из­за этого моя жизнь не остановится, не так ли?» Друзья Рэя утверждали, что никогда не встречали более независимого человека, чем этот слепой музыкант.

С детства читая ноты пальцами и играя на слух, Чарльз настолько натренировал память, что без труда сочинял аранжировки, даже не прикоснувшись к инструменту. Своими учителями в музыке почитал Фредерика Шопена, Яна Сибелиуса, Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу.

Еще в годы учебы Рэй слыл первым музыкантом школы, где не раз выступал с сольными концертами и в составе группы «The Florida Playboys». К 17 годам, потеряв обоих родителей, парень решил попытать счастья в большом городе: положив в карман накопленные $600, Рэй отправился на другой конец континента – в Сиэтл.

Ray Charles 2 Рэй Чарльз: темнота, обращенная в светСначала вместе с гитаристом Госсади Макги основал группу «MacSon Trio», а спустя некоторое время стал записываться. Его первый хит «Confession Blues» (1949) и популярная песня «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951) были записаны на Swingtime Records. Затем Чарльз заключил контракт с фирмой грамзаписи Atlantic: здесь у него появилось гораздо больше творческой свободы и опытные продюсеры – Ахмед Эртегюн и Джерри Векслер. Именно под их руководством Рэй Чарльз начал движение от талантливого имитатора стилей известных музыкантов до обретения своей творческой индивидуальности. Сингл «Mess Around» (1953 г.), разошедшаяся миллионным тиражом пластинка с композицией «The Things That I Used To Do» (записанная вместе с блюзменом Гитар Слимом) и, наконец, считающийся первой записью в стиле соул и вышедший на первую строку хит­парада сингл «I Got a Woman» (1955 г.) стали вехами на пути будущей легенды музыки XX cтолетия. Работая в эти годы в основном с госпелами, со светскими текстами и блюзовыми балладами, Рэй Чарльз создает новый сплав, электризуя неторопливые меланхоличные ритмы религиозных гимнов энергичными разрядами ритм­энд­блюза. «Черный» рок­н­ролл многим обязан этому музыканту, сумевшему увлечь традиционной африканской музыкой огромную аудиторию белых слушателей.

Говорят, что «What`d I Say» – знаковую песню стиля соул, вобравшего в себя рок, r&b, джаз и кантри, Рэй сочинил во время одного из выступлений: надо было заполнить время, которое он был обязан отыграть по контракту. Трудно сказать, скольких музыкантов, певцов и композиторов «What`d I Say» потом «завела», вызвав к жизни новые произведения. Впоследствии именно это непостижимое чутье и умение Рэя проникнуть в суть любого стиля, невероятная свобода, с которой он смешивал и сплавлял стили и жанры, игнорируя их границы, обусловили его творческое кредо.

Чарльз двигался теперь в новых направлениях: записывал песни с участием крупных симфонических оркестров, известных джазовых музыкантов; обратился к стилю кантри и, записав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», достиг невороятного по тем временам для чернокожего музыканта – вошел в «оборот» этого типично «белого» стиля музыки. Переход в ABC Records не только вознес Рэя в категорию одного из самых высокооплачиваемых музыкантов мира того времени, но и существенно расширил творческую свободу и возможности. Сюрприз! Вместо того, что удариться в новаторские эксперименты, музыкант принялся записывать песни в стиле поп, близкие к мейнстриму. Биг­бэнды, струнные квартеты, большие хоры на подпевке – новые аранжировки Рэя Чарльза резко отличались от камерных произведений времен Atlantic. Переехав в самый крупный особняк на Беверли­Хиллз, музыкант теперь периодически записывает и так называемые «поп­ и джаз­стандарты»: «Cry», «Over the Rainbow», «Cry me a river», «Makin" Whoopy» и другие. В то же время выходят и его хиты «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine». «Hit The Road Jack».

Однако символом периода ABC все же стала другая песня. «Georgia On My Mind» (композиция бродвейского классика Ходжи Кармайкла, изначально посвященная девушке по имени Джорджия) 24 апреля 1979 г. была объявлена гимном штата Джорджия, и Рэй Чарльз исполнил ее в здании законодательного собрания штата. За 19 лет до этого события музыкант отменил свой концерт в штате – в знак протеста против расовой сегрегации (по тогдашним законам чернокожие и белые зрители во время его концерта должны были сидеть отдельно). Многие годы Чарльз выступал против расизма, поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

В отличие от стремительно идущей вверх музыкальной карьеры, личная жизнь Рэя была весьма турбулентной. Наркотики он попробовал в 17 лет. С тех пор – вплоть до ареста за хранение героина и марихуаны в 1965 г. в Бостоне – музыкант носил «эту мартышку на моей спине» (так он называл свою зависимость от зелья). Рэй прошел курс лечения в лос­анджелесской клинике – и это спасло его от реального срока в тюрьме, который заменили на год условно. К наркотикам он больше никогда не вернулся, заменив их «Коктейлем Рэя Чарльза» – крепким кофе с сахаром и джином. «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это было как аспирин – тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли», – вспоминал Рэй.

С женщинами отношения также были непростыми. Два официальных брака и 12 детей от 9 женщин – короткая, но емкая статистика. Кстати, каждому из своих детей музыкант завещал 1 млн. долларов.

«Фрэнк Синатра, а до него Бинг Кросби были мастерами слова. Рэй Чарльз же – мастер звуков». А легенда рок­н­ролла Билли Джоэл называет Чарльза «обладателем самого уникального голоса в поп­музыке... Он взял визг, крик, рычание, стоны и сделал из них музыку».

Проекты, концерты, выступления по всему миру, запись новых альбомов – Рэй продолжал работу до самой смерти, наступившей от рака печени в 2004 году. Тысячи поклонников прощались с музыкантом в церкви, под сводами которой звучала «Over the Rainbow» – песня, выбранная самим Рэем Чарльзом.

А спустя два месяца вышел его последний альбом – «Genius Loves Company», в который вошли песни, исполняемые совместно с многими выдающимися музыкантами. В 2005­м – еще один альбом – «Genius&Friends», в 2006­м – «Ray Sings, Basie Swings» и т. д. Рэй Чарльз – «пионер, который смел барьеры между светскими и духовными стилями, между белой и черной поп­музыкой»; певец, награжденный 17 премиями «Грэмми» и официальным званием «Сокровище Лос­Анджелеса»; музыкант, чья звезда установлена на голливудском бульваре Славы, а бронзовые бюсты – во всех залах Славы (рок­н­ролльном, джазовом, блюзовом и кантри), продолжает главное дело своей жизни – правда, из иных миров.

Его музыка касалась каждого. Американский дирижер и трубач Квинси Джонс назвал ее «болью, преображенной в радость, темнотой, обращенной в свет». Сам Рэй Чарльз сказал просто:

«Музыка была на свете очень давно и будет после меня. Я просто старался оставить свой след, сделать в музыке что­то хорошее».


Этот день выбран не случайно — 13 ноября 1745 года родился Валентин Гаюи - основатель учебных заведений и предприятий для незрячих людей. Именно он впервые продемонстрировал свой методобучения слепых, посредством придуманного им шрифта.

История знает немало примеров, когда незрячие люди, не смотря на свое состояние, становятся не только талантливыми музыкантами, но и добиваются всемирной славы и почитания. Это подтверждает тот факт, что для человека нет ничего не возможного, если он вкладывает душу в то, что делает! Сегодня поговорим о некоторых из этих примечательных во всех смыслах людей.

РЭЙ ЧАРЛЬЗ

Американского музыканта, одного из самых известных исполнителей соула, джаза и R’n’B Рэя Чарльза, поистине можно назвать легендой. Но история этого великого артиста связана с трагедией, приключившейся с ним в раннем возрасте. В пятилетнем возрасте Чарльз стал свидетелем жуткого случая — на его глазах утонул младший брат, а Рэй ничем не смог ему помочь. После перенесенного стресса у мальчика начались проблемы со зрением, а в семь лет Рэй Чарльз окончательно ослеп. Но это не стало преградой для развития таланта будущего музыканта и его становления как настоящего гения шоу-бизнеса.

Тяга к музыке проявилась в Рэе еще в трехлетнем возрасте, этому посодействовал хозяин аптеки, находившейся рядом с домом Чарльза, который постоянно играл на пианино. А в школе для глухих и слепых, где научился играть на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете, Чарльз еще лучше развил свои таланты. Так началось стремительное движение слепого музыканта к вершинам безграничной славы. За свою творческую жизнь Рэй Чарльз был награждён 17 премиями Грэмми, попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, а его записи были включены в Библиотеку Конгресса США.

АРТ ТЭЙТУМ

Этот американский джазовый пианист и композитор, музыкант прославился феноменальной техникой игры с использованием гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру одновременно.

Артур родился слепым, но после серии операций, врачам удалось восстановить зрение одного глаза — музыкант стал частично различать контуры предметов. В тринадцатилетнем возрасте Тэйтум начал играть на скрипке и фортепьяно, а впоследствии, так и не получив профессионального образования, он участвует в музыкальных радиопрограммах, выступает в клубах.

В 1932 году музыкант перебирается в Нью-Йорк, где начинает работать в клубе Onyx, привлекая внимание посетителей своей необычной манерой игры. Позднее Тэйтум становится руководителем чикагского оркестра, но спустя год возвращается в Нью-Йорк, где собирает собственный музыкальный коллектив. За свою творческую жизнь музыканту довелось сотрудничать с такими музыкальными знаменитостями, как Коулмен Хоукинс, Барни Бигард, Милдред Бэйли, он также записал дуэт с Биг Джо Тернером. Арт Тэйтум сделал огромный вклад в развитие джазового пианизма.

СТИВИ УАНДЕР

Американский исполнитель соула, композитор, пианист и барабанщик, человек, оказавший огромное влияние на развитие музыки двадцатого столетия. Кроме того, Уандер является 25-кратным лауреатом премии Грэмми.

Стиви родился раньше положенного срока, поэтому врачи были вынуждены поместить его в инкубатор. Однажды туда была подана слишком большая доза кислорода, что привело к нарушению зрения и в конечном итоге — к слепоте. С детства Уандер был увлечен музыкой. Чтобы ребенку не было скучно, мать приносила домой различные музыкальные инструменты. Вскоре мальчик начал петь в церковном хоре. И совсем не удивительно, что его главным кумиром был Рэй Чарльз — музыкант, также лишенный зрения.

Свой первый настоящий хит Стиви Уандер записал в возрасте тринадцати лет. А спустя год мальчик дебютирует в фильме «Muscle Beach Party», в котором играет самого себя. Когда Уандеру исполнился 21 год, закончился его контракт с музыкальным лейблом. Все преграды для творчества исчезли, и он наконец-то смог приступить к записи своего первого концептуального альбома.

За свой творческий путь Стиви Уандер записал более двадцати студийных альбомов, стал вторым музыкантом, исполняющим эстрадную музыку, по количеству полученных премий Грэмми, превзошел его лишь Куинси Джонс. Стиви включен в залы славы композиторов и рок-н-ролла, он обладатель звезды на голливудской Аллее славы. Кроме того, музыкант является посланником мира Организации Объединённых Наций.

АНДРЕА БОЧЕЛЛИ

Знаменитый итальянский исполнитель классической и поп-музыки, а также артист, распространяющий на широкой сцене оперную музыку. С детства у певца были проблемы со зрением, и даже оперативное вмешательство врачей не помогло мальчику. А когда ему было двенадцать лет, то мяч, попавший в голову Андреа во время игры в футбол, привел к трагичному финалу — мальчик окончательно ослеп.

С юного возраста Андреа Бочелли мечтал стать великим тенором. Он участвовал во всевозможных вокальных конкурсах для подростков и даже становится солистом в школьном хоре. После окончания университета (маэстро является дипломированным юристом) он знакомится с известным итальянским оперным певцом Франко Корелли, который начинает серьезное обучение молодого человека вокалу.

В 1992 году Андреа познакомился с одним из самых выдающихся оперных певцов двадцатого столетия Лучано Паваротти, что явилось ключевым событием в музыкальной карьере великого тенора. Паваротти разглядел в Бочелли истинный талант и пригласил его выступить в своей концертной программе. Немногим позже Андреа Бочелли удостоился чести выступить перед папой римским. На сегодняшний день Андреа Бочелли записал 15 студийных альбомов, был награжден звездой на голливудской Аллее славы, также маэстро является великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».

AMADOU & MARIAM

Музыкальный супружеский дуэт из Мали, в состав которого входят вокалист и гитарист Амаду Багайоко и его жена — солистка Мариам Думбия во всех смыслах необычная семья. У обоих артистов были проблемы со зрением, которые впоследствии привели к слепоте, что не мешает им заниматься музыкой.

Пара начала выступать совместно в 1980 году. В течение пяти лет они гастролировали по родной стране, а в 1985 году впервые дали концерты за ее пределами — в Буркина-Фасо. Мировой успех пришел к дуэту в 2004 году после записи совместной пластинки с известным французским музыкантом Ману Чао, которая заняла вторую позицию в хит-параде Франции. В прошлом году Amadou & Mariam выпустили уже седьмой альбом, в записи которого приняли участие гитарист популярного американского инди-бэнда Yeah Yeah Yeahs Ник Циннер, певица и продюсер из Филадельфии Santigold, а также нью-йоркские инди-рокеры из группы TV on the Radio.

Рэй Чарльз никогда не хотел быть знаменитым. По его мнению, слава подобна головной боли. Но он всегда хотел быть великим. И он им стал. Фрэнк Синатра отзывался о Чарльзе как о гении. Элвис Пресли, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Миг Джаггер и другие популярные исполнители считали его учителем, песни которого определили их музыкальную карьеру.

Рэй записал 70 студийных альбомов, множество золотых пластинок и получил 17 премий «Грэмми». Он сам удивлялся количеству людей, которые собирались на его концертах далеко за пределами Америки. И это было действительно так. Слепого афроамериканца, отца соула, блестящего пианиста, композитора и аранжировщика приходили слушать все. В чем его секрет? В таланте, умноженном на искренность и страсть к музыке.

Краткая биография

Жизнь Рэймонда Чарльза Робинсона - череда потерь и побед с самого детства. Он появился на свет 23 сентября 1930 года на юге США в городке Олбани, штат Джорджиа. Через пару месяцев после его рождения семья переселилась в Гринвилл, штат Флорида. Именно здесь прошло детство будущего певца. Семья жила в нищете. Воспитание сына легло на плечи мамы, хрупкой и миниатюрной женщины. Отец пропадал на работе, а позже и вовсе ушел из семьи.


Как известно, беда не приходит одна. В возрасте 5 лет Рэй стал слепнуть. Развивалась глаукома, в результате которой мальчик полностью лишился зрения через два года. Одновременно со страшной болезнью происходит еще одна трагедия. На глазах Рэя тонет младший брат. До конца жизни он сожалел, что не смог его спасти.

Перестать видеть мир - страшно. Но не для Рэя. Мама подготовила мальчика к будущей жизни. Она рассказывала, как передвигаться по дому, как выполнять домашние обязанности. Он мыл посуду, рубил дрова и делал абсолютно все, что и зрячий человек. Соседи осуждали маму за такое воспитание, а Рэй был благодарен.


Рядом с их домом в Гринвилле находилось кафе, где часто играли буги-вуги. Едва слыша знакомую мелодию, мальчик бросал все дела и бежал в кафе, где его учили игре на фортепиано.

После потери зрения мама отправила сына в Школу Святого Августина для глухих и слепых. Здесь Рэй продолжил музыкальное образование по азбуке Брайля. Он постигал тонкости игры на кларнете, саксофоне и других инструментах, пел в баптистском хоре. Здесь же он впервые столкнулся с расизмом в жестком виде: оскорблениями и драками со стороны белых учеников.

В 15 лет Рэй потерял маму. Он не мог плакать, настолько велико было горе. После этого Чарльз принимает решение бросить школу и уехать к подруге своей матери в Джексонвилл. Чуть позже ему захотелось самостоятельности. Так он оказался в Орландо, где его ждали голод, бедность, игра в различных кафе и наркотики, зависимость от которых длилась 17 лет.

Рэй начал выступать с группой «The Florida Playboys», куда в основном входили белые исполнители. Игра молодого афроамериканца понравилась одному из участников состава, и ему предложили заменить пианиста.

Мечта о собственной группе не давала будущему отцу соула покоя. Пора брать новые вершины, как завещала ему мама. Крупные города он исключил сразу - слишком велика вероятность остаться никем. Рэй попросил знакомого посмотреть по карте город, который находится на другом конце страны, если провести прямую линию от Орландо. Впереди ждал Сиэтл.

В Сиэтле он начинает записывать собственные песни, придерживаясь R&B направления. Одной из популярных композиций того времени считается «Baby, let mehold your hand», получившая признание. Все говорили, что он поет как Нэт "Кинг" Коул. Рэй и не отрицал этого, он оттачивал мастерство, пел, получая удовольствие от любимого занятия. По словам критиков его ранние песни звучали холодно и менее эмоционально. Все изменилось в 50-х годах, когда Рэй принял очередное важное в жизни решение - быть самим собой. Так стал появляться соул.


Рэй Чарльз буквально соединил белую и черную музыкальную культуры в одно целое. Соул включал джаз, ритм-энд-блюз и духовное негритянское песнопение спиричуэлов. Рэй изменил подачу голоса. Никакого подражания, исключительно свой баритон, приправленный различными стонами, криками и другими звуками. Это делало его творчество исключительным, запоминающимся, живым и настоящим.

Под лейблом Atlantic Records Рэй Чарльз записал одну из самых известных песен - "I Got a Woman". Жалобный вокал в сочетании с аранжировкой для духовых придали композиции эмоциональность, которая до сих пор трогает за живое.

Вершину успеха Рэя Чарльза связывают с выпуском альбома «What"d I Say». В нем соединились евангелие, джаз и блюз. Несмотря на популярность одноименной песни, ее не пропускали в радиоэфир. Считали слишком сексуальной из-за характерного для Рэя вокала. Это не помешало в будущем многим исполнителям включить композицию в свой репертуар.

Позже Чарльз переходит в звукозаписывающую компанию ABC, где начинает зарабатывать большие гонорары. Это время хитов "Georgia On My Mind" и "Hit the Road Jack". Популярность певца и композитора растет, он гастролирует и продолжает погружаться в мир музыки настолько глубоко, насколько это возможно, выдавая новые хиты.

Спад в карьере происходит в середине 60-х годов. Он связан с арестом за хранение героина. Медикаментозная реабилитация помогла избежать тюремного срока. Ему дали год условно. С наркотиками было покончено.

Умер гений музыкального мира в возрасте 73 лет, 10 июня 2004 года, в свое доме в Беверли-Хиллс, штат Калифорния. Обострилась болезнь печени. После его смерти выпустилось еще несколько альбомов, которые получили 5 «Грэмми». Талант Рэя Чарльза нельзя переоценить, им можно только наслаждаться и удивляться бесконечной энергетике.



Интересные факты:

  • Будучи слепым Рэй катался на велосипеде и мотоцикле.
  • Он всегда брился перед зеркалом.
  • Рэй был женат два раза, хотя количество женщин, которыми он был увлечен, не ограничивалось цифрой «два». Всего у него было 12 детей от 9 разных женщин. Впоследствии наследники подарили ему 20 внуков и 5 правнуков.
  • В 2004 году Рэй подарил по 1 миллиону долларов каждому ребенку.
  • Чарльз помогал Мартину Лютеру Кингу в борьбе с расизмом. Он спонсировал деятельность пастора, отправляя ему деньги от концертов. Выступать с проповедями Рэй не решался, боялся не сдержаться и «наломать дров».
  • Сингл "Georgia on My Mind" стал официальным гимном штата Джорджия - места, где был рожден отец соула.
  • Песня «What"d I Say» - чистая импровизация. На одном из концертов у Рэя оставалось 10-12 минут, которые нужно было отработать. Он попросил женщин, подпевавших ему, просто повторять фразы за ним - характерная черта церковных песнопений. Так был рожден новый хит. После концерта к нему подходили люди и интересовались, где можно приобрести пластинку.
  • Самым известным его хитом в Америке стала композиция "I Can"t Stop Loving You". Она занимала лидирующую позицию на протяжении 5 недель.
  • Рэй Чарльз стал одним из нескольких чернокожих исполнителей, ставшим номер один в музыкальных чартах страны.
  • Став известным, он убрал из своего имени Робинсон, чтобы избежать путаницы с боксером Рэем Робинсоном.
  • Перенес операцию по замене тазобедренного сустава осенью 2003 года.
  • Перед каждым концертом он принимал стакан джина с кофе, который придавал ему смелость и задор.
  • В начале 60-х чуть не погиб при перелете из Луизианы в Оклахом-Сити. Лед полностью покрыл ветровое стекло самолета, заставив пилота лететь наугад. После нескольких кругов в воздухе сквозь небольшой участок на стекле удалось разглядеть пространство вокруг и посадить самолет.
  • В начале 90-х участвовал в рекламной компании «Diet Pepsi».

  • Рэй не любил общаться с журналистами и неохотно давал автографы из-за того, что не видел, на чем именно ему придется оставить роспись.
  • Его пример и оглушительный успех стали вдохновением для других слепых музыкантов: Ронни Милсапа и Терри Гиббса.
  • Записи Чарльза включены в Библиотеку Конгресса США.
  • В его родном городе Олбани в 2007 году был открыт парк Ray Charles Plaza с круглым вращающимся постаментом, на котором расположена бронзовая скульптура известного исполнителя за фортепиано.
  • Одним из увлечений Рэя были шахматы.
  • Он был первым, кто соединил ритм-энд-блюз с церковным негритянским песнопением.
  • Изображен на почтовых марках США, серии, посвященной музыкальным идолам.
  • Свою звезду на Аллее славы в Голливуде Рэй Чарльз получил 16 декабря 1981 года.
  • По результатам опроса журнала «Роллинг Стоун» Рэй занял второе место как величайший певец своей эпохи. Опрос проводился в 2008 году.


  • Выступал на инаугурации президента Рональда Рейгана в 1985 году. Это вызвало шквал недовольств и связано с различием в политических убеждениях. Рэй считался демократом, а Рейган - республиканцем. По словам агента музыканта, тот просто зарабатывал деньги. Гонорар за выступление равнялся 100 тысячам долларов.
  • Выступал он и на первой инаугурации Билла Клинтона в 1993 году.
  • На одном из концертов в Южной Франции на сцену взобрался молодой человек и стал исполнять «Mess around». Что сделал Рэй? Стал аккомпанировать поклоннику.