Этикет «Джемовых встреч. Джем-сейшн онлайн из любой точки мира

(англ. jam-session) — длительная импровизация музыкантов одной или разных групп, во время которой каждый может блеснуть своим индивидуальным мастерством. Джемами часто завершаются сборные концерты или фестивали. Сам термин джем (jam ) пришел из джаза приблизительно к 1929-ому году и понимался, как короткая и свободная импровизация всей музыкальной группы.

Джем-сейшн часто используется музыкантами для разработки нового материала, в нахождении подходящей техники или просто, как дружественное время препровождения со своими слушателями или с другими музыкантами. Jam sessoin также может основываться на уже существующих композициях. В него могут входить как обычные и свободные любительские собрания, так и мастерски-импровизационные, записывающиеся сессии, которые предназначены для редактирования и выпуска в массы общественности.

Джаз

Во время Второй Мировой войны, нью-йоркская джазовая сцена была очень знаменита, благодаря своими джемами. В 1940-1950 гг. в нью-йоркском клубе Minton’s Playhouse проходил очень известный и регулярный джем-сейшн — это было тогда очень хорошее время препровождения не только для слушателей, но и для самих исполнителей. Все это очень помогло становлению таких замечательных солистов, как например, Ben Webster и Lester Young, а также молодых джазовых музыкантов (Монка Телониуса, Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи ), которые в дальнейшем стали лидерами направления бибоп.

Благодаря тому соперничеству, в котором солисты очень активно старались играть на уровне с группой, которая работала в клубе и превзойти ее в импровизационном мастерстве, джемы клуба Minton’s Playhouse стали действительно легендарными. Также, только благодаря таким активным соревнования и зародился стиль бибоп (bebop ), который характеризовался очень быстрым темпом и классной, виртуозной импровизацией. Даже есть его близкий стиль — минтонс-стиль, название которого связано с клубом Minton’s Playhouse в Нью-Йорке.

Рок

В 1960 — 1980-ых годах, благодаря повышению мастерства у рок-музыкантов, джемы стали неотъемлемой частью в . К примеру, такие музыкальные группы, как Cream, The Allman Brothers Band, The Jimi Hendrix Experience и The Grateful Dead, уже исполняли более живые композиции. Иногда частенько дольше 15 минут.

Группы джем-сейшн

Следуя по стопам восхитительных джемов группы Grafetul Dead, а также более обширных импровизационных сессий Phish, moe., Widespread Panic и Umphreys Mcgee, начали появляться все более новые музыкальные коллективы, которые укрепили этот жанр. Другие такие группы, как Red Hot Chili Peppers, тоже регулярно выступали с концертами джем-сессий. Прогрессивная рок-группа Coheed and Cambria, под конец своих выступлений часто завершала джем-сессией на песню «The Final Cut», которая исполнялась на различных инструментах.

Джемы Bluegrass

Bluegrass музыка (традиционная музыка шотландско-ирландского происхождения ) приобрела свои очертания. Такую музыку частенько исполняли на различных автостоянках, небольших фестивалей, в музыкальных магазинах, барах, ресторанах и на площадях. Bluegrass джемы характеризовались наименьшим уровнем мастерства игроков. Медленное исполнение начинающих коллективов все больше нравилось новым слушателям. Такие мероприятия практически всегда открыты для всех желающих.

Удобный онлайн-сервис для всех, кто не хочет себя ограничивать в поиске партнеров по музыкальной группе. Проект будет интересен и тем, кто, возможно, не может выходить из дома и участвовать в концертах лично. Свою пользу найдут и профессиональные исполнители, которые постоянные находятся на гастролях и имеют дополнительные авторские проекты, требующие присутствия на репетициях всех членов группы. Другими словами, каждый пользователь этого бесплатного онлайн-сервиса сможет выделить для себя определенные достоинства. Приложение полностью на английском языке.

На связи со всем миром

Bandhub – это крупнейшее онлайн-сообщество музыкантов по всему миру. Музыка создается каждым ее участником в реальном времени. Приветствуются идеи и предложения как можно большего числа исполнителей. Ведется постоянное наблюдение технических операторов, которые следят за качеством связи, изображения и звука. Здесь вы можете найти любых музыкантов-инструменталистов, исполнителей с разным уровнем игры, стилем. Все они обретают свой второй дом на Bandhub.

Будьте лидером или сайдменом

Запись – это просто

Для записи джем-сейшной онлайн используется приложение Bandhub Recording. Каждый из участников подключается к этому приложению и записывает свою партию. В это время он продолжает слышать фоновой музыкой остальных исполнителей. Нет необходимости знать что-либо о редактировании видео или сведении аудиозаписей. Видеосъемка ведется через вебкамеру на вашем компьютере, а звук захватывается через микрофон. Вы также можете использовать дополнительный микрофон для достижения лучшего качества звука.

Jam session ) - совместная музыкальная сессия, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения.

Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов, когда после концертов музыканты собираются вместе поиграть и поимпровизировать в свободном стиле. Таким путём они знакомятся друг с другом как профессионалы, демонстрируя своё мастерство.

Слово джем может быть более свободно использовано для обозначения любой вдохновлённой или импровизированной части музыкального исполнения, особенно в рок или джаз-музыке. Джем-сейшены обычно исполняются для удовольствия самих исполнителей, а не для публичного выступления.

Джем-сейшены часто используются для создания нового материала, нахождения подходящей аранжировки, или просто для встречи и совместной практики. Джем-сейшены могут быть основаны на уже существующих песнях и формах, согласованной последовательности аккордов или партитуре , предложенными участниками, или могут быть полностью импровизированными. Джем-сейшены могут варьироваться от очень свободных собраний любителей до искушённых импровизированных сессий звукозаписи, предназначенных для публичного выпуска.

Происхождение слова

Происхождение слова джем (jam ) в данном контексте относится к 1920-м годам . Согласно Online Dictionary of Etymology термин появился около 1929 года , означая «короткий, свободно импровизированный пассаж, исполненный всей группой». Источник такого значения неизвестен, но как и многие современные термины пришёл в английский язык из джаза .

Джаз

Рок

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джем сейшн" в других словарях:

    - (англ. jam session), исполнение совместных импровизаций и экспромтов музыкантами, постоянно не играющими друг с другом, в джазе (см. ДЖАЗ), рок (см. РОК МУЗЫКА) и поп (см. ПОП МУЗЫКА) музыке … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Джем (значения). Джем сейшен (англ. Jam session «джем сессия», дословно «приятное времяпровождение») музыкальный термин описывающий совместную музыкальную сессию,… … Википедия

    джем-сейшн - джем се/йшен и джем се/йшн (2 м), Р. джем се/йшена и джем се/йшна … Орфографический словарь русского языка

    Джем: Джем пищевой продукт Джем сейшн совместная музыкальная сессия; действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения Джем имя: Джем (султан) (1459 1495) османский принц,… … Википедия

    Джем сейшн (англ. Jam session) совместная музыкальная сессия, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения. Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных… … Википедия

    Джем сейшн (англ. Jam session) совместная музыкальная сессия, музыкальное действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и определённого соглашения. Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных… … Википедия

    Элвис Elvis Жанр … Википедия

    All Things Must Pass LP Джорджа Харрисона Дата выпуска 27 ноября 1970, 22 января 2001 (переиздание) Записан 26 мая сентябрь … Википедия

Добро пожаловать на вторую часть мастер класса в котором Виктор Вутен и Стив Бэйли рассказывают о том, как сделать так, чтобы ваш джем-сейшен звучал словно подготовленная композиция. Если вы не читали первую часть, то можете сделать это . А для тех, кто уже ознакомился с ней мы продолжаем.

Виктор: Иногда в джемах возникает ситуация, когда несколько музыкантов играют на одном и том же инструменте, будь-то бас, труба, вокал или что-то еще. В таком случае убедитесь, что вы обмениваетесь ролями. Например, если я играю басовый аккомпанемент в начале песни, то я должен подстрекнуть другого басиста продолжить басовый аккомпанемент в следующей части песни. Это мгновенно расширит динамику и пространство в песне. Постоянно обмениваясь ролями таким образом и аккомпанируя различным солистам вы как-бы играете в игру, а это всегда весело! Просто запомните, что все это должно звучать музыкально.

Вокалисты, принимающие участие в джеме, особенно джазовые чаще всего выбирают скэт для импровизаций. Это нормально, но желательно понимать, что в этот момент вы берете на себя роль инструмента. А на сцене, обычно, уже достаточно инструменталистов. Так что вот вам вызов: спойте что-то словами! Сочиняйте их на ходу если понадобится. Они не должны быть идеальны, но они дадут тему или сюжет для песни и для слушателей. Пусть они будут простыми, так чтоб все могли их запомнить когда снова наступит время для припева или куплета. Подумайте вот о чем: группа Beatles создала хит просто напевая “She loves you-yeah, yeah, yeah!” снова и снова! Так что когда вы поете даже самые простые слова, это намного мощнее чем просто скэт.

Стив: Самый важный навык для музыканта — умение слушать и слышать. Вы должны посвятить время тренировке слуха. Нужно уметь быстро называть различные диатонические интервалы из мажорной гаммы, а также различать четыре основных типа аккордов: мажор, минор, уменьшенный, увеличенный. У меня были ученики, которые достигали такого уровня менее чем за неделю осознанных занятий. Затем, когда вы услышите смену баса или аккорда в песне, вы будете мгновенно понимать что происходит и что вы должны делать. Повторюсь, ключ ко всему этому умение слушать.

Виктор: Один известный музыкант однажды напомнил мне, что у меня есть два уха. Он сказал: «Одно из них для тебя, а другое для всех остальных участников группы». Этот урок я никогда не забуду.

Один за всех и все за одного — этот принцип беспрекословно используется в жанре импровизированной комедии, и джем-сейшен также выиграет следуя ему

Стив: Тренировать слух можно и вместе с группой. Остановитесь в середине песни и узнайте, что каждый член команды слушал до остановки. Может ли гитарист пропеть рисунок бочки? А знает ли басист слова песни? Понимает ли барабанщик, что играл пианист в левой руке? Независимо от ответа, как только песня заиграет снова, все начнут слушать друг друга более внимательно. И помните: играть меньше нот — это нормально. Добавляя пространство в песню вы делаете ее лучше. Интересно, что слова «listen» (слушать) и «silent» (тишина) состоят из одних и тех же букв.

Виктор: Для создания наиболее благоприятной атмосферы для всех во время джема, думайте о нем как о командной работе. Если кто-то «повернул влево» в музыкальном смысле, то все должны следовать за ним. Один за всех и все за одного — этот принцип беспрекословно используется в жанре импровизированной комедии, и джем-сейшен также выиграет следуя ему. Используйте эти правила во время следующего джема, а потом обратите внимание на комплименты от других музыкантов.

Развитие этих навыков может открыть новые горизонты вашей музыкальности и даст вам чувство музыкальной свободы. Джемуя таким образом, вы можете оттачивать свои композиторские навыки. Я гарантирую, что используя знания о форме песни, импровизируя простые мелодии и придумывая слова каждый ваш джем будет похож на новую песню. А используя эти принципы при игре джазовых стандартов и других известных тем поможет вдохнуть в них новую жизнь.

Этикет «Джемовых встреч» предоставленный
Грантом «Кингом» Коеллером в 1999 году.
Перевод Евгения Чистова.

«...Я уже 25 лет хожу на джем сейшены, начиная с 12-ти летнего возраста и да, там существуют свои определенные правила.

1. Не будьте ненасытным солистом. Скажите то, что Вы хотите сказать, по возможности в нескольких квадратах соло.

2. Не «затыкайте» солиста, вскакивая с места.

3. Если вы не знаете темы, не играйте соло. Никто не хочет слушать человека не умеющего играть на трубе, но пытающегося убедить всех, что он знает, как это делать, выглядя при этом полным дураком.

4. Не диктуйте ведущему правила, что делать. Это их джем. Не ваш. У вас всегда есть возможность сделать однажды свой собственный джем.

5. Знайте время, когда нужно играть.

6. Знайте, когда следует присесть и расслабиться, получая удовольствие, слушая других выступающих.

7. Проявляйте уважение к идеям солистов, не болтая у них за спиной во время их игры.

8. Если музыканты начинают играть риффы позади (игры) солиста, то можете присоединиться к ним, но помните о балансе (звука), не перекрывайте солиста.

9. Помните о порядке игры соло, для того чтобы когда начнётся игра по 4, каждый имел возможность сыграть.

10. Басу не обязательно играть соло в каждой теме.

11. Если на сцене присутствует больше одного духового инструмента, то не следует всем играть мелодию в унисон.
Используйте гармонию и различные ноты аккордов (интервалы), чтобы было интересно.

12. Играя балладу, разделяйте хорусы на половины, играйте по пол-квадрата соло. Таким образом мелодия не будет длиться часами.

13. Не настаивайте на том, чтобы играть всю ночь на сцене. Сыграйте свои 3-4 вещи и дайте возможность поиграть тем, кто еще этого не делал.

14. Не критикуйте музыканта стоящего на сцене. Если вам есть, что сказать о его подаче, звуке, ощущении времени или о чем-либо еще, дождитесь перерыва.

15. Не будьте эгоистом у микрофона. Всегда делитесь.

16. Не форсируйте мелодии тем ради того, чтобы произвести впечатление на публику. Никто не хочет слышать темы Карлы Блей в боповской манере исполнения (дословно: «не взирая на количество тактов», амер. «Bar Lines») как например тема «Чероки». Или например, темы Энтони Брэкстон, исполненные в манере польки.

17. Выучите несколько тем которые Вам нравятся, и играйте их.

18. Не судите плохо о темах, которые играют другие. Если к примеру, вы не любите тему «Stella by Starlight», то присядьте, сделайте перерыв.

19. Если вы являетесь духовиком, то не играйте в момент, когда поет вокалист(ка). Возможны заполнения между фраз певца, конечно, если это сделано со вкусом.

20. Используйте музыкальное пространство. Не играйте фразы, например, Джейми Аберсолда, которые вы знаете в первые 3 минуты (своего соло). Оставляйте самые интересные фразы на конец соло.

21. Будьте взрослыми. Джем сейшн является равноправной игрой всех музыкантов вне зависимости от способностей каждого (речь о взаимоуважении), а не соревнованием «на выбывание». Здесь нет места для музыкантов, которые хотят похвастаться, что «а я могу выше, громче или быстрее», или просто полюбоваться собой.

22. Если музыкант, игравший перед Вами, сыграл 8 квадратов в блюзе, не пытайтесь переплюнуть его,
стараясь сыграть больше, если вы этого не можете.

23. Говорите на одном «музыкальном языке» с партнерами. Не относитесь к музыке по принципу, что «есть мое мнение, а есть неправильное».

24. В конце пьесы обратите внимание на басиста или на пианиста, чтобы понять какой будет кода. Будет ли это очаровательное 3-х разовое повторение в конце? Или все одновременно остановятся, коротко оборвав концовку? Или ритм секция сыграет небольшую «вертушку» в коде?
«Держите уши востро» (дословно — включите Ваш «радар»).

Я знаю, существуют еще миллионы других правил и если вы вспомните какие-либо еще, пожалуйста дайте мне знать...»