Франц Шуберт: биография.

Франц Шуберт родился 31 января 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Развитию музыкальных способностей Шуберта в детстве способствовала окружавшая его музыкальная среда семьи. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера.

Его дары были особенно заметны в песне, его талант к мелодии всегда проявлялся в его других композициях. Особенно популярны балетная музыка и увлечение Розамунде. Среди различных работ Шуберта, написанных для использования в церкви, можно упомянуть о втором из шести его полных параметров мессы. Он завершил свое последнее задание мессы в последний год своей жизни, и сначала было выполнено следующее год.

Его различные увертюры включают два «в итальянском стиле». Из различных струнных квартетов Шуберта наиболее знакомы квартет в минорном исполнении с его вариациями на знаменитую тему Розамунды и квартет ре минор «Смерть и дева» с вариациями песни этого имени. Октет Шуберта для кларнета, рога, фагота, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса был написан на ранней стадии. Соната «Арпеджионе» была написана для недавно разработанного и скоро устаревшего струнного инструмента, арпеджио.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии.

В одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих, где, кроме пения, изучали игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством знаменитого придворного композитора Сальери). Там он играл на скрипке, в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях.

Теперь он предоставляет дополнительный репертуар для виолончели или альта. Он также написал несколько танцев для фортепианных вальсов, танцев Лендлера и Германии. Шуберт наконец покинул свое преподавательское положение, чтобы полностью посвятить себя музыкальным занятиям. Когда он ушел с этой должности осенью, Шуберт жил несколько богемным образом жизни, сочиняя и проводил время с группой друзей, которые действовали как его личная система поддержки. Он написал Звиллингсбрадена и Зауберхарфа, оба из которых были без энтузиазма.

Шуберт не смог заключить контракт с издателем, так как никто не хотел брать шанс на относительно неизвестного композитора, который писал нетрадиционную музыку. Шуберт, наряду с поддержкой своих творческих друзей, опубликовал собственную работу для коллекции из примерно 100 подписчиков. Однако эти усилия были финансово неоправданными, и Шуберт изо всех сил старался поддерживать себя. Его работа привлекла мало внимания, и современные композиторы отвергли его музыку как самонадеянную и незрелую.

Уже в те годы Франц Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепьяно, ряд песен. 28 октября 1813 г. он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. Учеба начинает мешать творчеству и Шуберт решает уйти из конвикта, чтобы целиком отдаться музыке.

В 1814-1818 гг. Шуберт работает помошником учителя в школе отца, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее.В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой».

Хотя это не принесло финансовой награды и было несущественным назначением, Шуберт наслаждался его небольшим признанием, и, чтобы выразить свою благодарность, написал свою знаменитую Неоконченная симфония. Его работа была получена с большим энтузиазмом и с большим критическим одобрением. Это означало единственный раз в жизни композитора, что он пользовался такими успехами. Это, казалось, дало Шуберту новое чувство оптимизма, и, несмотря на болезнь, композитор продолжал производить невероятную скорость.

Он начал организовывать схему увеличивая его художественную популярность, продолжая оценивать свою работу и прогресс как музыканта, возможно, даже планируя изучать гармонию в частном порядке. Здоровье Шуберта не улучшилось, и вскоре он оказался на пороге смерти. Во время последнего композитора он поручил своему брату Фердинанду обеспечить, чтобы его похоронили рядом с могилой Людвига ван Бетховена. Шуберт почитал легендарного композитора и был ему благодарен, поскольку Бетховен похвалил его работу, услышав подборку песен.

Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 г. он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 г. появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащаяПятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет – «Скиталец» и знаменитый «Лесной царь» (обе вскоре получили всеобщее признание).

Шуберт также высоко оценил рассматривал работу как Франца-Иосифа Гайдна, так и Вольфганга Амадея Моцарта. Франц Шуберт умер от сифилиса. Несмотря на свою короткую жизнь, Шуберт создал множество симфоний, опер, масс, камерных музыкальных произведений и фортепианных сонат, большинство из которых считаются стандартным репертуаром.

Поскольку это стало традицией, мы предлагаем вам этот путеводитель по выходным. Чтобы праздновать фестивали и события, в эти выходные мы встречаемся спокойно и тонко. Правда, вместо того, чтобы прятаться от меха, как увидеть несколько хороших фильмов, премьеры и даже услышать всемирную знаменитость, на этот раз мы можем сконцентрироваться и выбрать один из самых важных объектов, представляющих интерес. Иногда меньше не лучше?

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и в 1818 г. оставил преподавание в школе, затем ушёл из семьи. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Давал уроки музыки, неоднократно пытался получить постоянную музыкальную должность, но безуспешно.

Фестиваль темной музыки «Варнанактис». Амбиция «Варнанактис» заключается в том, чтобы представить зрителям «переполненную воронку», то есть группы, которые никогда не были непреодолимой и неосязаемой музыкой впервые в своих популярных темных музыкальных стандартах.

Это комичная, но пряная история невероятной ситуации, которая может случиться с каждым из нас. Действие комедии происходит в институте, имеющем особое значение для здания. Лифт, после тяжелой рабочей недели и страстного секретаря, поражен особенно высокопоставленным должностным лицом одного учреждения. Затем все начинается с некоторых пикантных предметов. Для одетых, самоучек и самоучек трудно смириться с тем фактом, что он остается полностью одиноким в небольшом пространстве. И для того, чтобы избавиться от лапы лифта, нужно очень устать - здесь ни влиятельные позиции, ни роскошный смартфон, ни чемодан документов государственного значения, ни друзья - они просто заняты.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. Оне не блистала красотой, но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо девушки преображалось, оно жило и лучилось.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которую не устраивало грошовое жалованье помощника школьного учителя и она выдала дочь замуж за кондитера.

«Дездемона». Это нежная и ностальгическая история об Эндрю и Люке. Про наивных и всемогущих сначала их любовь. О абсурдном разрыве двух семей, которые разрушают теплоту и хрупкие чувства. Это рассказ, в котором сочетаются комедия и фары, лирика и драма. «Жалюзи Скапена».

Основной акт пьесы вращается вокруг Скафена. Он не будет раздавливать или рушиться, но он может повернуть все пальцем. преимущества и слава волнения героя пьесы. Это комедия с легкой абсурдной специей, где один из других, сидящих в зале, узнает себя. МакМерфи - хардкорный игрок и бой, чтобы избежать тюремной работы, притворяясь безумным дураком и попадая в психиатрическую больницу. К сожалению, процедура здесь кажется более строгой, чем в тюрьме, и люди умнее мудрецов всего мира. Макмерфис начинает бунтовать против системы и защищать беспомощных пациентов.

Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества, которые оказывали ему посильную материальную помощь (чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, художник М. Швинд, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, композитор А. Хюттенбреннер и др.). Пропагандистом песен Шуберта стал певец М. Фогль. В кругу друзей и знакомых часто собственными силами исполнялись сочинения Шуберта; такие вечера назывались «шубертиадами».

Варнас также затрагивает глобальную историю инфекционных заболеваний, но основное внимание в выступлении уделяется анализу силы любви и вопросу о том, когда человек действительно начинает спать? Услышав диагноз неизлечимой болезни или страх жить так, как он хочет, любить того, кого он хочет, принять другого человека так, как он есть? На этот раз его юмористический юмористический юмор не узнает самого себя. Совершенно нетрадиционная интерпретация классической работы не только предлагает взглянуть на нее с точки зрения другого жанра, но и приглашает к путешествию, следуя возможностям театрального языка.

Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Акт «Мешки», окрещенный автором сказки, искрится на доме вдовы в Попове, где она полностью отделена от общества, она оплакивает человека покойного. Человек, который выпал из беды, оплакивает свою повседневную жизнь, выражая свое желание вернуть значительную сумму денег, которую человек обязан своим оставшимся долгом перед ним. Сначала персонажи, которые пришли на поединок, изначально изначально признавали любовь.

«Посещение дамы». Клара Качанасян, очень богатая дама, прибывает в бедную, занятую и уже растущую детство. Жители ожидают финансовой поддержки, как для закрытых городских заводов, так и для всех. Узнав, что сорок лет назад среди местного лавочника Альфредо Илио и Клары вспыхнула страстная любовь, горожане надеялись, что старые чувства помогут ей решить ее мать. Они получат миллиард в обмен на смерть Альфредо Илие, который в молодости заставил ее выжить из-за мучительного унижения, которое она перевернула с ног на голову всю свою жизнь.

Вспоминая эти вечера, Шубертписал: "Мы уютно сидели все вместе и с материнской радостью демонстрировалидруг другу детей своего вдохновения, не без тревоги ожидая приговора,диктуемого любовью и справедливостью... один воодушевлял другого, а всеобщее стремление к прекрасномуобъединяло всех". Здесь вели жаркие и долгие споры о современном искусстве и его судьбах, о призвании, о роли и ответственности художника, о жизни народа и интеллигенции, о положении в стране». Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться.

Вспоминая время и музыку, которую они выросли, музыканты подготовили концертную программу, которая порадует уши каждого поклонника рок-музыки. Памятные гитарные рифы, яркие вокалы и известные 90-летние хиты рок-группы создадут неповторимую атмосферу и приведут вас в истинное рок-концертное заклинание.

Арина с группой «Вето Банк». Сцена Арины - это роскошный, неописуемый вокальный и вездесущий магнетизм. Когда она садится перед микрофоном, ее глаза закрыты, вы чувствуете, как будто они «прикладывают» к ней. Вы больше ничего не замечаете, хотя это не делает ничего особенного - просто петь. Дайва Старинскайте, Альвидас Мачюльскас, Ауримас Римейкис и Мария Алекса будут танцевать в живом музыкальном клубе с живыми и электронными гармониями. Два цвета - черный и красный - действуют на этой вечеринке и диктуют дресс-код.

Работоспособность Шуберта поражает. Он работал систематически, изо дня в день. "Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворен. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

Они должны доминировать над всем нарядом - от волос до обуви. Подготовьте черные или рыжие волосы с париками, черной и красной одеждой, используйте черный и красный макияж. «Расти, капок и шок». Это очень просто и весело. Альтернативные фрукты и фрукты - Хрома из Хельсинки в эту пятницу не позволят нашим соседям спать.

Фотосъемка. Мне нравится веселиться и делать снимки? Возьмите двух зайчиков за один выстрел! Наслаждайтесь прекрасными выходными, получите профессиональную ретушированную картину себя и своих друзей, чтобы выиграть отличные призы! Доза хороших эмоций гарантирована!

В 1818 и 1824 гг. в качестве учителя музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии, где слушал народную венгерскую и цыганскую музыку; в 1819, 1823 и 1825 гг. был с Фоглем в Верхней Австрии, в 1827 году посетил Грац. Песни Шуберта приобрели большую известность. В 1823 г. он был избран почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В своей музыке он предпочитает менять звуки барабанов, сильных басов и синтезаторов. Нет необходимости выбирать события, в которых будет воспроизводиться жесткий техно, индустриальный техно. Не нужно смотреть на список исполнителей, подождать минуту, найти своего любимого артиста.

Дом-мышь. Развитие музыки в доме через призму трех ди-джеев! Необычайная «игровая группа» с необычными музыкальными стилями. Три виниловых шедевра под одной крышей со специальными музыкальными «выборами». В течение своей истории группа создала более 70 песен, а самые популярные песни, которые уже были поражены - «Платье», «Пупа», «Ворас», «Белый флаг», «Тилили», «Голые цветы», покажут немного на этот раз в противном случае это позволит каждому родителю вернуться в детство, а детям - пользоваться известными песнями.

В 1822 г. Шуберт пишет одно из лучших своих произведений - седьмую "Неоконченную симфонию", а в следующем - шедевр вокальной лирики, цикл из 20 песен "Прекрасная мельничиха". Именно в этих произведениях с исчерпывающей полнотой выразилось новое направление в музыке - романтизм.

В эту пору благодаря усилиям друзей Шуберт помирился с отцом и вернулся в семью. Но семейная идиллия была недолгой - уже через два года Шуберт снова уходит, чтобы жить отдельно, несмотря на полную свою непрактичность в быту. Доверчивый и наивный, он часто становился жертвой своих издателей, наживавшихся на нем. Автор огромного количества сочинений, и в частности песен, которые еще при его жизни стали популярны в бюргерских кругах, он едва сводил концы с концами.

Загадки. Девушки из «Десниц» быстро вошли в джазовый мир и уже хорошо известны на литовской джазовой сцене. Это трио исполняет музыку раннего качания, демонстрируя узкую племенную гармонию и ритм синкопа. Три замечательные девушки: Вероника Чичинскайте-Голованова, Рута Швипайте и Индре Юргелевичюте восхищены своей гармонией голосов, игривостью, живописными костюмами в стиле винтажа и специально подобранным репертуаром, который восходит к волейболу 4-го века.

Баян Микс. Во время тура она представит свои новые песни, созданные в Колумбии, а также уже известную элегантную элегантную ретро-музыкальную программу. Первая станция будет принимать 1-летнюю концертную вечеринку группы, и все это будет похоже на дом.

Все больше и больше Шуберт погружается в отчаяние и одиночество: кружок распался, его друзья стали людьми семейными, с положением в обществе."Что будет со мной... - писал он, - мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб...".

Последние годы жизни он много болел, бедствовал, но творческая активность его не ослабевала. Даже наоборот - музыка его становится все глубже, масштабнее и выразительнее.

В 1828 г. стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

"Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды".

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

Музыкальное наследие:

Оперы : "Порука" (Die Burgschaft, либретто неизвестного автора по балладе Шиллера, неокончена, 1816 г.), "Сакунтала" (либретто И. Ф. Ноймана по инд. пьесе Калидасы, эскизы 2 актов, 1820 г.), "Альфонсо и Эстрелла" (либретто Ф. Шобера, 1821-1822 гг.), "Фьерабрас" (либретто Й. Купельвизера по одноимённому старинному французскому романсу и немецкой легенде "Эгингард и Эмма", 1823 г.), "Граф фон Гляйхен" (либретто Э. Бауэрнфельда по сказке И.К.А.Музеуса "Мелехзала", не окончена, 1827-1828 гг.)

Зингшпили : "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, либретто А. Ко-цебу; не окончена прим. 1811-1812 гг.), "Увеселительный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, либретто Коцебу, 1814 г.), "Четыре года на посту" (Der vierjahrige Posten, либретто Т. Кёрнера, 1815 г.), "Фернандо" (либретто А. Штадлера, 1815 г.), "Клаудина фон Вилла Белла" (либретто Гёте, 1815 г., сохранился 1-й из 3 актов), "Друзья с Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, либретто И. Майрхофера, 1815 г.), "Адраст" (либретто Майрхофера, не окончена, между 1817 и 1819 гг.), "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbrьder, либретто Г. Хофмана, 1819 г.), "Заговорщики (Die Verschworenen), или Домашняя война" (Der hausli-che Krieg, либретто И. Ф. Кастелли по комедиям Аристофана "Экклезиацузае" и "Лизистрата", 1823 г.), "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, пьеса Г. Хофмана с музыкой Ш., 1820 г.), "Розамунда, княгиня Кипрская" (Rosamunde, Fьrstin von Zypern, пьеса В. фон Шези с музыкой Шуберта, 1823 г.); дуэт и ария к комической опере Герольда "Волшебный колокольчик" , немецкие слова Ф. Трайчке (1821 г., исполнена 1821 г., Вена, "Кернтнертортеатр")

Произведения для солистов, хора и оркестра: 7 месс (1812 г., сохранились фрагменты; 1 - 1814 г.; 2-1815 г.; 1816 г.; 1819-1822 гг.; 1828 г.), "Немецкий реквием" (Немецкая траурная месса, 1818 г., издано 1826 г. как Сочинения Фердинанда Шуберта), "Немецкая месса" (1827 г.), 6 Tantum ergo (1814 г.; 2 - 1816 г.; 1821 г.; 1822 г.; 1828 г.), 4 Kyrie eleison (1812 г.; 3 - 1813 г.), магнификат (1815 г.), 3 оффертория (1815 г., 1815 г., 1828 г.); 2 Stabat mater (1815 г., латинский; 1816 г., немецкий) и др.

Оратории и кантаты: " Кто велик?" (Wer ist gross?, 1814 г.), "Именины Ф. M. Фирталера, или Поздравительная кантата" (Namensfeier fur F. M. Vierthaler, oder Gratulati-ons-Kantate, 1815 г.), "Приношение к 50-летнему юбилею г. Сальери" (Beitrag zur fьnfzigjahrigen Jubelfeier des Herrn Salieri, с фортепьяно, 1816 г.), "В честь Йозефа Шпендоу" (Zu Ehren von Josef Spendou, op. 128, 1816 г.), "Ko дню рождения певца И. M. Фогля, или Весеннее утро" (Zum Geburtstag des Sangers J. M. Vogl, oder Der Frьhlings-morgen, с фортепьяно, 1819 г.), "Лазарь, или Торжество воскресения" (La-zarus, oder Die Feier der Auterstebung, сценическая оратория, не окончена, 1820 г.), "К торжеству по случаю выздоровления Ирены Кизеветтер" (Zur Feier der Genesung der Irene Kiesewetter, с фортепьяно в 4 руки, 1827 г.), "Победная песнь Мирьям" (Mirjams Siegesgesang, слова Грильпарцера, для сопрано соло, смешанного хора и фортепьяно, 1828 г.)

Произведения для оркестра : симфонии: №1 (D-dur, 1813 г.), № 2 (B-dur, 1814-1815 гг.), № 3 (D-dur, 1815 г.), № 4 (c-moll, "Трагическая", 1816 г.), № 5 (B-dur, 1816 г.), № 6 (C-dur, 1818 г.), E-dur (не завершена, 1821 г.), h-moll ("Неоконченная", 1822 г.), № 7 (C-dur, "большая", 1825- 1828 гг.); увертюры (D-dur, 1811 г.; 2- D-dur , 1812 г.; B-dur , 1816 г.; D-dur , 1817 г.; увертюры "в итальянском стиле" D-dur и C-dur , 1817 г.; e-moll, 1819 г.)

Произведения для инструмента с оркестром : концертштюк для скрипки (D-dur, 1816 г.), рондо для скрипки и струного оркестра (A-dur, 1816 г.), полонез для скрипки (B-dur, 1817 г.)

Камерные инструментальные ансамбли : для скрипки с фортепьяно: 3 сонаты (сонатины, D-dur, a-moll и g-moll, 18)6), соната (дуэт, A-dur, 1817 г.); интродукция и вариации для флейты и фортепьяно (e-moll, на тему песни "Засохшие цветы"-"Trockne Blumen" из "Прекрасной мельничихи", 1824 г.); соната для арпеджиона и фортепьяно -(a-moll, 1824 г.); для фортепьянного трио - Ноктюрн (Es-dur, op. 148*, прим. 1828 г.), фортепьянное трио (B-dur, op. 99, прим. 1828 г.; Es-dur, op. 100, 1827 г.); струнное трио (B-dur, 1816 г.; B-dur, 1817 г.); струнные квартеты (g-moll - B-dur, 1810-1811 гг.; C-dur, 1812 г.; B-dur, 1812-1813 гг.; C-dur, 1813 г.; B-dur, две части, 1813 г.; D-dur, 1813 г.; Es-dur, op. 125 № l, 1813 г.: c-moll, Grave и Allegro, 1814 г.; B-dur, op. 168, 1814 г.; g-moll, 1815 г.; E-dur, 1816 г.; c-moll, 1-я ч., 1820 г.; a-moll, op. 29, 1824 г.; d-moll, "Девушка и смерть", 1824-1826 гг.: G-dur, op. 161, 1826 г.); для струнного квартета - увертюра (c-moll, 1811 г.), менуэты и немецкие танцы (1813 г.), фортепьянный квинтет (A-dur, "Форель", прим. 1819 г.); увертюра для струнного квинтета (c-moll, 1811 г.); струнный квинтет (C-dur, ор. 163, 1828 г.); октет для деревянных и валторны (менуэт и финал F-dur, 1813 г.); октет для струнных и духовых (F-dur, ор. 166, 1824 г.); 6 менуэтов для духового нонета (D 2D**, 1811 г., № 4-6 - в фортепьяно эскизе), нонет для духовых (es-moll, 1813 г.)

Произведения для фортепьяно в 2 руки : сонаты: E-dur (1815 г.), C-dur (не окончена, 1815 г.), E-dur (1816 г., части 1 и 2), e-moll (фрагмент, прим. 1817 г.),

a-moll (op. 164, 1817 г.), As-dur (1817 г.), e-moll (1817 г.), Des-dur (1817 г.), Es-dur (op. 122, редакция предыдущей, 1817 г.), fis-moll (1817 г.), H-dur (op. 147, 1817 г.), C-dur (не окончена, 1818 г.), f-moll (1818 г.; Adagio издано как ор. 145 № l), cis-moll (не окончена, 1819 г.), A-dur (op. 120, 1819 или 1825 гг.), a-moll (op. 143, 1823 г.), a-moll (op. 42, 1825 г.), C-dur ("Реликвия", не окончена, 1825 г.), D-dur (ор. 53, 1825 г.), G-dur (op. 78, "Fantasie, Andante, Menuetto und Allegretto", 1826 г.), c-moll, A-dur, B-dur (1828 г.)

Фантазии : C-dur ("Грацкая", D 605A, прим. 1817 г.), С-dur (фрагмент, между 1821 и 1823 гг.), C-dur "Скиталец" (op. 15, 1822 г.)

Экспромты: 4 (op. 90, прим. 1827 г.), 4 (op. 142, 1827 г.), 3 (Три фортепьянные пьесы, 1828 г.); музыкальные моменты : 6 (op. 94, 1823-1828 гг.), 2 пьесы (не оконч., D 916 В и С, прим. 1827 г.), рондо E-dur (ор. 145 №2, 1817 г.), Adagio G-dur (1815 г.), Allegretto c-moll (1827 г.), Andante C-dur (1812 г.) и A-dur (1816 или 1817 гг.), "Венгерская мелодия" (1-я редакция

3-й ч. "Венгерского дивертисмента" , 1824 г.) и др.

Вариации: F-dur (10, 1815 г.), a-moll на тему А. Хюттенбреннера (13, 1817 г.), c-moll на вальс Диабелли (1821 г.)

Танцы: немецкие -12 (венские, около 1812 г.), 17 (1816-1824 гг.), 16 (op. 33, 1823-1824 гг.), 12 (ор. 171, 1823 г.), 6 (1824 г.), 6 (6. г.) и др.; вальсы - 12 (1815-1821 гг., ор. 18), 20 (Последние вальсы - Letzte Walzer, 1815-1823 гг., op. 127), 36 (Первые вальсы - Erste Walzer, 1816-1821 гг., op. 9), 34 Сентиментальных вальса (Valses sentimentales, 1823-1824 гг., op. 50), 12 Грацких вальсов (1827 г., op. 91), 12 благородных вальсов (Valses nobles, б. г., op. 77) и др.; лендлеры -12 (сохранилось 8, прим. 1815 г.), 17 из ор. 18 (1815-1821 гг.), 8 (B-dur, 1816 г.), 16 (Венские дамские лендлеры - Wiener Damen-Landler, до 1826 г., op. 67) и др.

Менуэты : 20 (1813 г.), 3 (с трио, 1816 г.) и др.

Экосезы: 9 (из ор. 18, 1815-1821 гг.), 12 (1815 г.), 12 (1823 г.) и др.; галопы; 3 или 4 фуги (D 13 и 24 А-С, 1812 г.)

Произведения для фортепьяно в 4 руки : сонаты B-dur (ор. 30, прим. 1818 г.), C-dur (op. 140, Большой дуэт - Grand duo, 1824 г.); увертюры: g-moll (1819 г.),

f-moll/F-dur (op. 34, 1819 г.); фантазии: G-dur (1810 г.), g-moll (1811 г.), c-moll (Большая соната, 1813 г.), f-moll (op. 103, 1828 г.); Венгерский дивертисмент (Divertissement а la hongroise g-moll, op. 54, 1824 г.), Дивертисмент во французском стиле (Divertis-sement (а la franзaise)) e-moll (op. 63 и 84, 1825 г.), Allegro a-moll (Жизненные бури - Lebensstьrme, op. 144, 1828 г.); рондо: D-dur op. 138 (1818 г.) и A-dur op. 107 (1828 г.); вариации: 8 вариаций на французскую песню (e-moll, ор. 10, 1818 г.), 8 вариаций на оригинальную тему (As-dur, ор. 35, 1824 г.), 8 вариаций на тему из оперы "Мария" Герольда (C-dur, ор. 82 (№ 1, 1827 г.), интродукция и вариации на оригинальную тему (B-dur, ор. 82 № 2, ?); полонезы: 4 (ор. 75, 1818 г.), 6 (ор. 61, 1826 г.); 4 лендлера (1824 г.); марши: 3 героических (Trois marches hiroiques, op. 27, 1818 или 1824 гг.), 3 военных (Trois mareches militaires, op. 51, прим. 1818 г.), 6 больших (6 grandes marches et trios, op. 40, 1818 или 1824 гг.), Большой похоронный (Grande marche funиbre (а l"occasion de la morte de S. M. Alexander I), c-moll, op. 55, 1825 г.), Большой героический (Grande Marche heroique (а l"occasion du sacre de S. M. Nicolas I), a-moll, op. 66, 1826 г.), 2 характерных (Deux marches caractйristiques, C-dur, op. 121, прим. 1826 г.), Детский марш (для Ф. Пахлера, G-dur, 1827 г.); фуга e-moll для фортепьяно или органа (ор. 152, 1828 г.)

Вокальные ансамбли: вокальные терцеты: "Адвокаты" (Die Advokaten, для 2 теноров и баса с сопр. фортепьяно, ор. 74, 1812 г.: ранее считался обработкой одноимённого терцета А. Фишера), "К именинам моего отца" (Zur Namensfeier mei-nes Vaters, 1813 г., для 2 теноров и баса с сопр. гитары) и другие с сопровождением и без сопровождения (также каноны)

Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов: 2 (ор. 16,прим. 1822 г.), 3 ("Деревушка"- Das Dorfchen, cлова Бюргера, "Соловей" - Die Nachtigall, cлова И. К. Унгера, "Дух любви" - Geist der Liebe, cлова Маттисона, ор. 11, 1817-1822 гг.), 4 (op. 17, прим. 1822 г.), Гондольер (Der Gondelfahrer, cлова Майрхофера, с сопровождением фортепьяно, ор. 28, 1824 г.), 3 (op. 64, до лета 1826 г.), Песнь лодочника (Bootgesang, перевод из В. Скотта, с сопровождением фортепьяно, ор. 52 № 3, 1825 г.), Застольная песня 16 века (Trinklied aus dem XVI. Jahrhundert, слова латинские, op. 155, 1825 г.) и др.

Вокальные квинтеты: для 2 теноров и 3 басов, в том числе: "Тот, кто страдал, поймёт" (Nur wer die Sehnsucht kennt, cлова Гёте, 1819 г.), "Лунный свет" (Mondenschein, слова Шобера, с сопровождением фортепьяно, ор. 102, 1826 г.) и др.

Для других составов мужских голосов: " Песнь духов над водами" (Gesang der Geister ьber den Wassern, cлова Гете, для 4 теноров и 4 басов в сопровождении струнных инструментов, ор. 167, 1820-1821 гг.; ранние эскизы и воплощения для других составов -1816 г., 1817 г., 1820 г.), "Ночное сияние" (Nachthelle, слова И. Г. Зайдля, для тенора соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, ор. 134, 1826 г.), "Ночная песнь в лесу" и др.

Для 2 сопрано и 2 контральто: 23-й псалом (перевод. М. Мендельсона, с сопровождением фортепьяно, ор. 132, 1820 г.), "Бог в природе" (Gott in der Natur, cлова Э. К. Клейста, с сопровождением фортепьяно, ор. 133, 1822 г.)

Для других составов женский голосов: " Коронах" (Coronach, переведено из В. Скотта, для 2 сопрано, альта и фортепьяно, ор. 52 № 4, 1825 г.), "Серенада" (Standchen, cлова Ф. Грильпарцера, для контральто соло, 2 сопрано, 2 контральто и фортепьяно, ор. 135, 1827 г.; 1-я редакция-для контральто соло, 2 теноров, 2 басов и фортепьяно, 1827 г.) и др.

Для сопрано, альта, тенора, баса и фортепьяно: " Молитва" и др.

Для других смешанных составов: " Свадебное жаркое" (Der Hochzeitsbraten, cлова Ф. Шобера, для сопрано, тенора, баса и фортепьяно, ор. 104, 1827 г.), "Вера, надежда и любовь" (Glaube, Hoffnung und Liebe, cлова И. А. Ф. Райля, для тенора, баса, смешанного хора и духовых инструментов, 1828 г.)

Более 600 песен для голоса и фортепьяно : на слова немецких поэтов: И. В. Гете - около 70, в том числе "Гретхен за прялкой" (Gretchen am Spinurade, op. 2), "Жалобная песнь пастуха" (Schafers Klagelied, ор. 3 № 1; обе -1814 г.), "Близость возлюбленного" (Nahe des Geliebten, op. 5 № 2), "Неистовая любовь" (Rastlose Liebe, op. 5 № l), "Морская тишь" (Meeres Stille op. 3 № 2), "Дикая роза" (Heidenroslein, op. 3 № 3), "К месяцу" (An den Mond, 2-е воплощение; все -1815 г.), "Лесной царь" (Erl-konig, op. l), "Король в Фуле" (Der Konig in Thule, op. 5 № 5), "Вечерняя песня охотника" (Jagers Abendlied, op. 3 № 4), "Вознице Кроносу" (An Schwager Kronos, op. 19 № l; все -1816 г.), "Ганимед" (op. 19 № 3, 1817 г.), "Прометей" (1819 г.), "Границы человечества" (Grenzen der Menschheit), "Зулейка I" (op. 14 № l), "Зулейка II" (op. 31), "Тайное" (Geheimes, op. 14 № 2: все -1821 г.), "Сын муз" (Der Musensohn, op. 92 № l, 1822 г.), "Ночная песнь странника II" (Wandrers Nachtlied II, Ьber allen Gipfein..., op. 96 №3, до 1824 г.), песни Миньоны и Арфиста из романа "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1815-1826 гг.), в том числе 3 песни Арфиста (ор. 12, 1816-1822 гг.) и 4 песни из "Вильгельма Мейстера" (ор. 62, 1826 г.); Ф. Шиллера - 41, в том числе "Жалоба девушки" (Des Madchens Klage, 3 воплощения, 1811 г., 1812 г., 1816 г.; 2-е- ор. 58 № 3), "Ныряльщик" (Der Taucher; 2 редакция, 1814-1815 гг.), "Порука" (Die Bьrg-schaft, 1815 г.), "Группа из Тартара" (Gruppe aus dem Tartarus, op. 24 № l), "Борьба" (Der Kampf, op. 110; обе -1817 г.), "Желание" (Die Sehnsucht, 1813 г.; 2-е воплощение, ор. 39, прим. 1821 г.), "Пилигрим" (Der Pilgrim, ор. 37 № 1, 1823 г.), "Дифирамб" (Dythyrambe, op. 60 № 2, 1824 г.); В. Мюллера -песенные циклы "Прекрасная мельничиха" (Die schone Mullerin, op. 25, 20 песен, 1823 г.), "Зимний путь" (Die Winterreise, op. 89, 24 песни, 1827 г.) и др.; Г. Гейне - "Атлас" (Der Atlas), "Её портрет" (lhr Bild), "Рыбачка" (Das Fischer-madchen), "Город" (Die Stadt), "У моря" (Am Meer), "Двойник" (Der Doppelganger; все - 1828 г.), а также на слова И. П. Уца - 5, в том числе "Боги любви" (Die Liebesgotter, 1816 г.); И. Г. Якоби - 7, в том числе "Литания" (Litanei, 1816 г.);

К.Ф.Д. Шубарта - 4, в том числе "К смерти" (An den Tod, 1816 или 1817 гг.), "Форель" (Die Forelle, op. 32, прим. 1817 г.); Ф. Г. Клопштока -13, в том числе "Узы из роз" (Das Rosenband) и "Бесконечному" (Dem Unendlichen, обе -1815 г.); Ф. Л. Штольберга - 7, в том числе "Баркарола" (Auf dem Wasser zu singen, op. 72, 1823 г.); M. Клаудиуса -12, в том числе "Девушка и смерть" (Der Tod und das Madchen, ор. 7 № 3, 1817 г.); Л. Г. К. Xёльтп - 23, в том числе "К луне" (An den Mond, ор. 57 № 3, 1815 г.) и "Блаженство" (Seligkeit, 1816 г.); Ф. Маттисона - 27, в том числе "Аделаида" (1814 г.), "Свершение" (Vollendung) и "Земля" (Die Erde, D 989 и 989 A, прим. 1817 г.);

Л.Г. Козегартена - 22, в том числе "К заходящему солнцу" (An die untergehende Sonne, op. 44, 1817 г.); И. Г. 3алиса-Зевиса - 14, в том числе "Юноша у источника" (Der Jungling an der Quelle, 1816 или 1817 гг.); Г. Ф. Шмидта - "Скиталец" (Der Wanderer, ор. 4 № 1, 1816 г.) и др.

К. Васильева
Франц Шуберт
1797 - 1828
краткий очерк жизни и творчества
книжка для юношества
"Музыка", 1969г.
(pdf, 3 Мб)

Удивительна судьба замечательных людей! У них две жизни: одна обрывается с их смертью; другая продолжается после смерти автора в его созданиях и, быть может, не угаснет никогда, хранимая последующими поколениями, благодарными творцу за ту радость, которую приносят людям плоды его труда. Подчас жизнь этих созданий (будь то произведения искусства, изобретения, открытия) и начинается лишь после смерти создателя, как это ни горько.
Именно так складывалась судьба Шуберта и его произведений. Большинство его лучших сочинений, особенно крупных жанров, не было услышано автором. Многое из его музыки могло бы исчезнуть бесследно, если бы не энергичные поиски и огромный труд некоторых горячих ценителей Шуберта (в том числе таких музыкантов, как Шуман и Брамс).
И вот, когда перестало биться горячее сердце большого музыканта, его лучшие произведения начали «рождаться заново», сами заговорили о композиторе, покоряя слушателей своей красотой, глубоким содержанием и мастерством.

Его музыка начала постепенно звучать везде, где только ценят подлинное искусство.
Говоря об особенностях творчества Шуберта, академик Б. В. Асафьев отмечает в нем «редкую способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни так, как их чувствуют и хотели бы передавать большинство людей». Пожалуй, нельзя точнее и глубже выразить главное в шубертовской музыке, то, в чем заключается ее историческая роль. Шуберт создал огромное количество произведений всех без исключения существовавших в его время жанров — от вокальных и фортепианных миниатюр до симфоний.
В каждой области, кроме театральной музыки, он сказал неповторимое и новое слово, оставил живущие поныне замечательные произведения. При их изобилии поражает необычайное разнообразие мелодики, ритма, гармонии.
«Что за неисчерпаемое богатство мелодического, изобретения было в этом безвременно окончившем
свою карьеру композиторе, — с восхищением писал Чайковский. — Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!»
Особенно велико песенное богатство Шуберта . Песни его ценны и дороги нам не только как самостоятельные художественные произведения. Они помогли композитору найти свой музыкальный язык в других жанрах. Связь с песнями заключалась не только в общих интонациях и ритмах, но и в особенностях изложения, развития тем, выразительности и красочности гармонических средств. Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам — экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт — в традиционных или созданных им, — везде он выступает как композитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творчество прочно опирается на классическое музыкальное искусство.
Многие черты нового романтического стиля нашли затем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, русских композиторов второй половины XIX века.