Неизвестная в русском костюме автор картины. История портрета

Я продолжаю серию коротких рассказов о некоторых картинах Третьяковской галереи. Их список будет пополняться, а уже опубликованные легко найти в следующем оглавлении.

1)
2)
3)
4)

Мы поднялись на второй этаж, и попали в залы №1-7, где представлены русская живопись и скульптура XVIII века. Напомню, что XVIII век – это Реформы Петра, Полтавская битва, становление Санкт–Петербурга как столицы, а России как Российской Империи. XVIII век был также веком стремительного развития русской культуры. Светская живопись в России начиналась с полутора сотен голландских картин, купленных Петром, и нескольких выписанных из Европы живописцев. Сначала это были парадные портреты Императора и вельмож.

В первом зале галереи выставлены парадные портреты, начиная с императрицы Анны Иоанновны 1730 года и кончая портретами Петра. Официально, монументально, статично.

Притихла маленькая девочка, гуляющая со мной по галерее. Меня тоже не вдохновляет официоз. Переходим в зал № 2, там мы также видим возвышенные позы и одни вельможи. Но вдруг девочка улыбнулась и побежала, к своей доброй знакомой: «Вот она!».

Аргунов Иван Петрович. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784. Холст, масло. 67 х 53,6. Лаврушинский переулок, 10, зал 2.

Простое русское лицо, луч света в царстве вельмож и героев античности, заполняющих зал №2. Автор этого шедевра знаменитый портретист Иван Петрович Аргунов, талантливый крепостной двух великих вельмож. Проходят века, вельможи уходят в историю, остаются произведения искусства, трогающие душу, хотя их авторы не принадлежали к элите.

Художник Иван Васильевич Аргунов, которому заказывала парадные портреты Екатерина Великая, родился и умер крепостным. Первым его владельцем был князь Алексей Черкасский: канцлер Российской империи, губернатор Сибири, богатейший по числу душ помещик России. Как крепостной художник князя Черкасского, Иван Аргунов поступил в ученики к Георгу Христофору Гроту (Georg Christoph Grooth) - живописцу Высочайшего двора, писавшему портреты особ императорской фамилии и русской знати. Вскоре Иван Аргунов достиг уровня мастерства своего учителя в тонкости передачи фактуры дорогих тканей богатых одежд вельмож.

В 1743 году единственная дочь князя Черкасского Варвара Алексеевна, наследница крупнейшего состояния в России, была выдана замуж за графа Петра Борисовича Шереметьева, сына знаменитого петровского генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева, героя Полтавской битвы, полководца времен Северной войны, первым возведенным в графское достоинство Российского царства. Можно добавить, что молодой граф П.Б. Шереметьев был также крестником гетмана Запорожской Сечи И.И. Скоропадского. В качестве приданого князь Черкасский дал дочери 70 000 душ, в числе которых была и вся талантливая семья крепостных Аргуновых (дядя Иван Аргулнв был талантливым крепостным скульптором). В результате свадьбы наследников двух богатейший семейств образовалось знаменитое «шереметьевское состояние» - крупнейшее состояние в России, где одних только крепостных насчитывалось 140 000 душ. Талант своих крепостных семьи Аргуновых граф. П. Б. Шереметьев использовал для управления своими имениями и дворцами. В противоположность своему отцу, молодой граф Пётр Шереметев не обнаружил способностей ни к военной, ни к гражданской службе. Зато он прославился своей любовью к искусствам и роскошному образу жизни, а также богатством и лучшим театром и оркестром в России. Его картинная галерея портретов в усадьбе Кусково считалась лучшей в России XVIII века. Многие знаменитые портреты этой галереи принадлежали кисти крепостного Ивана Аргунова, среди них известный парадный посмертный портрет великого генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметьева и его жены Анны Петровны Нарышкиной, портрет самого Петра Борисовича и другие.

В конце 1760-х годов Аргунов был назначен управителем Миллионного дома Шереметевых в Петербурге. Годы проходят, Иван Аргунов становится мэтром, все больше сил уходит на управление усадьбами графа Шереметьева, все меньше времени остается на живопись.С конца 1780-х годов Аргунов практически совсем отошел от художественной деятельности.

И вдруг лебединая песня художника! В 1784 году Иван Петрович Аргунов пишет последний и самый знаменитый из своих портретов. Его модель не Императрица, не вельможная дама, а неизвестная крестьянка. По одной из версий на портрете изображена кормилица, жившая в доме Шереметьевых, по другой - крепостная певица и актриса театра Шереметьевых Анна Изумрудова-Буянова. Как следует из сайта Третьяковской галереи ( http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/398): « этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят, именно, о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова».

В 1788 году Аргунов был назначен управителем Московского дома Н.П.Шереметьева и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. После этого назначения у художника, уже не осталось никакой возможности заниматься творчеством.

Мне кажется, " Портрет неизвестной в русском костюме" был очень смелым поступком для старого художника, всю жизнь писавшего парадные заказные портреты высшей знати, но в конце не побоявшегося пойти против моды высшего света. Ведь XVIII век – это, так называемый, Галантный век (Fêtes galantes ): расцвет абсолютизма, могущество официальных фаворитов и фавориток, культ наслаждений, развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений. А также сохраняющаяся до наших дней галломания, т.е. признание за Францией абсолютного приоритета в области искусств, моды, образования и воспитания личности. При всем при этом, Людовик XIV, известный как Король-Солнце, мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Галантные французы XVIII века, их короли и прекрасные маркизы отличались большим количеством опасных связей, незаконнорожденных детей и болезней, связанных с антисанитарией. Может поэтому галантные французы до сих пор не могут понять загадочную русскую душу. В XVIII веке «варварская» Россия продолжала регулярно мыться в бане, рожать здоровых детей в законном браке, а также догонять и перегонять Европу в области науки и искусства.

Портрет неизвестной в русском костюме

художник Иван Петрович Аргунов.(1729-1802)

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, - «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», хранящийся в Третьяковской галлерее, написанный в 1784(1785) году.

С портрета смотрит милое и чисто русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. В нем нет и следов прежнего несколько жесткого «списывания» с модели. Лицо светится особым внутренним оживлением, спокойной, разлитой во всем ее существе молодостью. Эта молодость искрится и в ее взгляде и в губах, еще спокойно сложенных, но уже готовых дрогнуть улыбкой.

Это погрудное изображение очень ясно построено художником. Очертания головы, украшенной высокой девичьей повязкой, плавно переходят в строгие линии стройной шеи, шея покоится на широких плечах, композиция проста, четка и уравновешенна, - во всем этом есть нечто классическое. Строгость форм и моральная чистота образа увидены художником в самой русской народной жизни. В «Портрете неизвестной крестьянки в русском наряде» Аргунов во многом предвосхищает лучшие работы Венецианова.

О художнике;

Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в исключительно талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов. Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года - графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

Рос и воспитывался будущий живописец в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова - дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П.Б. Шереметеву «Миллионным домом». Называли его так потому, что помещался он на расположенной неподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник - художником.

Расцвет творчества Ивана Петровича Аргунова начинается в 1740-е годы, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Ее царствование благоприятно сказалось на развитии русского искусства: строились великолепнейшие дворцы, соборы, церкви, расцветали живопись, декоративная скульптура, прикладное и садово-парковое искусство. В Россию приглашались ведущие первоклассные художники - Георг-Христофор Гроот, Луи Токке, Пьетро Ротари. Гроот стал учителем Ивана Петровича Аргунова

В 1784(1785) году стареющий художник создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины - «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.

В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.

Умер художник в начале 1802 года.


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме - одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова.

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Художник обрядил девушку в праздничный кокошник и сарафан с галунами, что наводило некоторых исследователей на мысль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза - всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова.

Кружевница

«Кружевница» - картина русского художника Василия Андреевича Тропинина, написанная в 1823 году.

Тропинин, происходивший из семьи крепостных крестьян графа Миниха, в 1823 году в возрасте 47 лет получил вольную. В сентябре того же года он представил Совету Петербургской Академии Художеств картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» для соискания звания художника. Картина «Кружевница» принесла ему славу мастера женских образов и стала значительным явлением в живописном искусстве того времени. Кроме этого полотна в 1820-1830-х гг. Тропинин написал ещё несколько работ, посвящённых образам тружениц-горожанок и их кропотливому труду («Пряха», «За прошивками», «Золотошвейка»).

Василий Андреевич Тропинин создал новый тип жанрового портрета, где важнейшую роль играют дух интимности, домашнего быта и радости повседневной жизни. Образ девушки, на мгновение оторвавшейся от своего занятия и взглянувшей на зрителя, наводит на мысль, что ей труд ничуть не в тяжесть, что это всего лишь игра.

«Кружевница» была восторженно принята критиками, современник художника П. Свиньин отмечал: «…и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Всадница (Брюллов Константин)

Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображенной на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». Была в 1832 г. выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

На картине изображена сцена утренней прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приемной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгоряченный ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака(на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы - «Samoylova»)лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зеленые туфельки, выбегает встречать ее и восхищенно смотрит на свою старшую подругу.

Подавляющее большинство людей согласится с тем, что изобразительное искусство прекрасно и вечно и заслуживает особенного к нему отношения. На сегодняшний день известных мастеров кисти достаточно популярны, и это связано, конечно, с растущим интересом к классической живописи. Знаменитый российский художник Иван Аргунов отличился собственной работой под названием "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", характеристика которой представлена в читаемой вами статье.

Информация о данной картине

Написанное Иваном Аргуновым полотно представляет собой портрет маслом необыкновенной красоты. На нем изображена женщина, предположительно, крестьянского происхождения. Об этом говорит её невысокомерное выражение лица и бесхитростная и расслабленная поза. Вообще, художник никогда не стремился подчеркивать разницу между представителями различных сословий, всяческое социальное неравенство. Вместо этого он уделял особое внимание естественной красоте человека, его неповторимым чертам лица, цвету волос и глаз, оттенку кожи и так далее.

Женщина изображена в своей самой парадной одежде. На ней расшитый золотыми нитками красный сарафан, тонкая белая рубашка свободного кроя, обильно украшенный кокошник интересной формы. Также зрителю видны блестящие серьги и алые бусы достаточно крупного размера, что делает их особенно заметными. Выражение лица девушки довольно кроткое и смиренное, в нем нет ни капли жеманства и надменности. Она улыбается, но совсем слегка, лишь чуть-чуть приподнимает уголки губ. Глаза карего оттенка глядят открыто и прямо, в них нет страха и подобострастия. Незнакомка спокойна и расслаблена, видно, что ей ничто не угрожает и её мысли неспешно текут.

В настоящее время картина "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" хранится в Третьяковской галерее, она является одним из лучших её украшений. На ней наблюдатель часто подолгу останавливает свой взгляд, потому что полотно как бы притягивает к себе внимание русским колоритом.

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

Слайд 13 из презентации «Русский портрет XVIII века 1» . Размер архива с презентацией 2706 КБ.

МХК 11 класс

краткое содержание других презентаций

«Модернизм в культуре» - Абстракционизм. Большой интерес к негритянской культуре. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Работу выполнил ученик 11 А класса Мазун Кирилл. Мировоззренческое основание модернистского искусства. Художественные средства: световые пятна, линии, геометрические фигуры, абстракции. Все картины в пепельно-розовом цвете. Периоды(продолжение):

«Рококо в живописи» - Виртуозно расставленные цветовые акценты. Счастливые возможности качелей. 1767г. Жиль (Пьеро). 1720 г. Лувр, Париж. Поцелуй украдкой. 1780-е годы. Дама в голубом. 1732 – 1806 гг. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г.Барнаула. Англия. Собрание Уоллес, Лондон. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Характерные особенности живописи рококо. Великолепный мастер колорита и изысканного рисунка. Франция. Супруги Эндрюс. 1749 г. Национальная галерея, Лондон.

«Барокко МХК» - Костюм был подчинен этикету. Творческий проект по мхк на тему: Барокко в архитектуре. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Барокко в скульптуре. Барочная мода. Ученика 11 «Б» класса: Казанского Алексея Учитель МХК: Максимова Ольга Александровна. Петра в Риме. Барокко в живописи. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Барочный сфинкс у дворца курфюрста.

«Архитектура Ближнего Востока» - Петра (Иордания). Презантеция Любовецкой Дианы ученицы 11-Г класса. Храмовый комплекс которому более 4-х тысяч лет. Руины Храма Фортуны в римском Гелиополисе - Городе Солнца. Улу-Джами. Архитектура острова Арвад. Поражающие воображение и отлично сохранившиеся цитадель и крепость в г.Алеппо (Сирия). Крепость в г.Алеппо (Сирия). 10 архитектурных жемчужин Ближнего Востока. Центр древней Филадельфии. Мечеть Омеядов (Дамаск. Город Эрбиль. Сирия).

«Художники Возрождения» - Кусок дёрна (1502). Художники северного Возрождения. Рисунок пером. Автопортрет (?). Святая Анна с Мадонной и младенцем (1519). Портрет женщины (1506). Славу Дюрера упрочило издание в 1498 серии гравюр на дереве "Апокалипсис". Гравюры Дюрера. Четыре всадника. 1498. . Се человек (1511). Поклонение волхвов. (1500).

«Черты барокко» - Выдающиеся творения Растрелли. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Барокко. Лоренцо Бернини – «гений барокко». Русское барокко. Обилие пышных, декоративных украшений. Презентация МХК по программе Даниловой 11 класс. Подчёркнутая театральность. Санкт – Петербург. Андреевская церковь. Из опыта работы учителя изобразительного искусства Москаль Т.А. МОУ «СОШ №83» г. Барнаула. Преобладание сложных криволинейных форм.