Искусство эпохи возрождения во франции. Эпоха Возрождения (кратко)

Зарождение Ренессанса во Франции

Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство новому поколению образованнейших людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что "король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов".

Литература

Поэзия

Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро - талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине , а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, "галльский блеск".

Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе .

Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты - сборник из 72 новелл под названием "Гептамерон ", т. е. "Семидневные". Вероятно, основная часть этого произведения была написана между и 1547 годами , в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от "большой" политики её брата, погружённая в "малую" политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. "Гептамерон" Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.

Титул издания второй книги "Гаргантюа и Пантагрюэля", Лион, 1571.

Проза

Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения является книга Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль ". Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился в сочинительстве. Рабле очень много путешествовал, знал нравы и крестьян, и ремесленников, и монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном и единственном романе он дал блестящую сатиру на людей своего времени.

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества . Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу : его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.

Филология

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен дю Белле в 1549 году опубликовал программный манифест "Защита и прославление французского языка". В этом сочинении опровергалось утверждение о том, что якобы только древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеалы, и утверждалось, что в своё время и древние языки были грубыми и неразвитыми, но именно совершенствование поэзии и литературы сделало их тем, чем они стали. Так будет и с французским языком, надо лишь его развивать и совершенствовать. Дю Белле стал своеобразным центром объединения его единомышленников и друзей. Пьер де Ронсар , входивший в него, придумал название "Плеяда" . Название было выбрано не случайно: так же называлась и группа из семи древнегреческих поэтов-трагиков. Ронсар этим словом обозначил семёрку поэтических светил на литературном небосводе Франции, это быта своеобразная французская поэтическая школа. В неё входили Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Антуан де Баиф, Реми Белло. Они отказывались от наследия Средних веков , переосмысляя своё отношение к античности. Уже при короле Генрихе II Плеяда получила признание двора, а Ронсар стал придворным поэтом. Он выступал в различных жанрах - оде, сонетах, пасторали, экспромтах.

Философия

Философская мысль во Франции того времени ярче всего была представлена Пьером де ла Рамэ , критиком схоластического аристотелизма . Тезис Рамэ "Всё сказанное Аристотелем ложно" стал начальной точкой новой европейской философии. Оторванным от жизни рассуждениям схоластов Рамэ противопоставил идею логически обоснованного, ориентированного на практику метода, названного им искусством изобретения. Средством создания метода должна была служить новая логика, начала которой Рамэ развивал в сочинении "Диалектика". Он был одним из крупнейших математиков своего времени и автором большого обобщающего труда "Курс математики".

Бонавантюр Деперье - один из самых самобытных деятелей Ренессанса. Он был филологом и переводчиком, служил секретарем Маргариты Наваррской. В 1537 году анонимно опубликовал книгу сатирических диалогов "Кимвал мира". Книга была признана еретической и запрещена. Деперье объявили "отступником от праведной веры", он был удалён от двора Маргариты Наваррской. В итоге гонения привели его к самоубийству .

Современник Деперье Этьен Доле защищал несчастных, которых отправляли на костёр по обвинению в связи с нечистой силой. Полагая высшим благом познание причин, сам Доле заключает, что всё сущее возникло не по высшей воле, а в силу "необходимых для этого действующих причин". Какое-то время покровительство знатных и богатых лиц спасало Доле от инквизиции . Однако в 1546 году он был обвинён в том, что его перевод Платона противоречит христианскому учению о бессмертии души. Доле был осуждён и сожжён на костре. Участь автора разделили и все его книги.

Гуманизм

Гийом Бюде

Одним из выдающихся французских гуманистов был Жак Лефевр д"Этапль . Он был очень образованным человеком: энциклопедистом, филологом и философом, теологом, математиком, астрономом. Получил образование во Флоренции и стал основателем во Франции школы математиков и космографов. В конце XV - начале XVI века д"Этапль опубликовал комментарии к произведениям Аристотеля , отмеченные стремлением по-новому взглянуть на освящённый традицией авторитет короля философов. В 1512 году он издал комментарии к Посланиям Павла , в которых обосновал необходимость критического анализа сочинений отцов христианского вероучения. Он перевёл на французский язык Библию (до того времени она существовала только на латинском языке), но этот перевод был осуждён Сорбонной как еретический. Будучи на самом деле мечтательным и тишайшим гуманистом, Лефевр д"Этапль испугался последствий собственных идей, когда понял, к чему на практике они могут привести.

Вокруг д"Этапля группировались ученики, сторонники христианства, изучавшие евангельские тексты, среди которых особенно выделялся филолог Гийом Бюде, ставший одним из вождей гуманистического движения во Франции. Человек широчайшего кругозора, он внёс существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римской и греческой филологии. Его труд "Замечания на 24 книги Пандект" положил начало филологическому анализу источников римского права. В сочинении "Об ассе и его частях" развивалась идея двух культур - античной и христианской. Заботясь о славе Франции, он возлагал ответственность за её угасание на правителей и влиятельных лиц. Он даже написал книгу "Наставления государю". Благодаря Бюде была создана библиотека в Фонтенбло, позднее её перевели в Париж, и она стала основой Национальной библиотеки Франции . Бюде много и серьёзно разговаривал с королём Франциском, который под его влиянием учредил в Париже Королевский коллеж - Коллеж де Франс . Там стали преподавать греческий, латинский и древнееврейский языки.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и его пути очень скоро стали тернисты. В Европе усиливалась католическая реакция. С середины 30-х годов XVI века Сорбонна, напуганная успехами гуманизма, выступила против его представителей. Меняется и отношение французской королевской власти и двора к гуманистам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами преследований стали крупные французские гуманисты - Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро .

Театр

Французский театр эпохи Возрождения не достиг уровня Италии, Испании и Англии . Этьен Жодель стал постановщиком первой французской трагедии в "классическом", т. е. античном стиле. Называлась эта трагедия "Пленённая Клеопатра".

Архитектура

Архитектура раннего периода Возрождения во Франции испытала сильное итальянское влияние. Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа , замки Азе-ле-Ридо , Шенонсо , Шамбор . В этот период очень широко использовались различные украшения зданий. Вершиной архитектуры Возрождения стало здание нового королевского дворца Лувра . Его строили архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон . Гужон первоначальное художественное образование получил во Франции. Затем очень много путешествовал по Италии, где изучал античную скульптуру. По возвращении во Францию он изваял своё первое знаменитое произведение - статую, известную под названием "Диана". Это был своеобразный портрет Дианы де Пуатье , герцогини Валентуа. Статуя украшала замок Ане . Диана изображена нагой и лежащей с луком в руке, облокотившись на шею оленя. Её волосы собраны в косы, в которые вплетены драгоценные камни, возле неё - собака. Эта скульптура так понравилась королю, что он поручил Гужону другие скульптурные работы в замке Ане. Гужон украсил также статуями Экутанский замок, отель Карнавале в Париже, парижскую ратушу , в которой обращали на себя внимание резанные мастером из дерева панно "Двенадцать месяцев", затем ворота Сент-Антуан с четырьмя великолепными барельефами "Сена", "Марна", "Уаза"и "Венера, выходящая из волн". Все эти работы сейчас находятся Лувре. Для церкви францисканцев Гужон изваял барельеф "Снятие с креста", наконец, его работе принадлежит "Фонтан нимф" в Париже. Этот фонтан до сих пор считается лучшим произведением французской архитектуры.

Изобразительное искусство

Гуманистический интерес к человеку проявился и в изобразительном искусстве, особенно в портрете. Торжественное выражение лиц и величавость поз в портретах Жана Клуэ сочетались с остротой индивидуальных характеристик. Интересны так же и портреты Франсуа Клуэ .

Наука

Бернар Палисси

Проблемы естествознания разрабатывал Бернар Палисси. Он был крупным учёным-химиком и открыл способ изготовления цветной глазированной керамики. Высоки были достижения в области математики. Теорему Франсуа Виета , талантливейшего математика, жившего в те времена, и сегодня изучают в школах. В области медицины большую роль сыграл Амбруаз Паре , превративший хирургию в научную дисциплину.

В первой половине 15 века, на предпоследнем этапе

Столетней войны, Франция пережила тяжелый кризис.

Затем народное выступление с Жанной д’Арк, освобож-

дение страны, быстрое вохрождение художественной

жизни, политического могущества и культуры. Победа

Людовика XI способствовала политическому объедине-

нию страны.

Возникновние социальной группы «Дворянство леан-

тии» роль которой будет в дальнейшем будет возрастать.

Зараждение нового отношения к реальному миру.

Архитектура, скульптура. Живопись.

Архитектура.

В 15 веке Готика вступает в последнюю фазу развития

- «Пламянная готика».

Строительство новых соборов прекращается, глав-

ное внимание украшению и расширению старых зданий

(пристройка колокольни, башни, пышных парталов,

папертей). Развивается гражданское зодчество (Ратуши).

Возникакет новый тип городского асабняка (отель) на

смену укрепленному жилищу феодала.

Дом богатого финансиста короля Карла VII

Жака Кёра в Бурже.

Отличается богатством убранства с типичными

формами готики (стрельчатые арки, пинакли, крабы) со-

читаются с характерными для французской

Скульптура.

Господствует консерватизм, готические традиции, лиш

медленно уступает место новому большое распростране-

ние получает повсеместно статуарная пластика (статуи

Мадонны и других святых) утратившее от ныне тесную

связь с архитектурой. Особенно характерно для этого пе-

риода группы «положение во гроб» , «Пьета (оплакивание

Христа), насыщенные потетикой и драмматизмом.

Живопись

Сильное длительное воздействие на французскую

живопись 15 века - Нидерланды. Хотя можно говорить о

сложившейся национальной школе живописи связанной

с вековой традиции готики и отличающийся строгостью

и стилем.

Школа Прованса

Принадлежало крупное значение в 15 веке.

«Благовещение» анонимного художника.

Изображение чисто французской архитектуры, но и

тесная связь фигур с монументальной архитектурой

«Сердце объятое любовью»

Книжная миниатюра рукописи алигорического ро-

мана. Миниатюры проникнуты поэтическим чувством,

передача освещения: восходы солнца и комнаты, озарен-

ной пламенем камина.

Авиньонская школа

«Оплакивание Христа»

Проникнута суровым драматизмом, на золотом фоне

выступают крупные силуэты фигур, располеженных

в одной плоскости, напоминая высокий рельеф. Вы-

разительность готического рисунка и строгая простота

композиции, сочетаются с резной моделировкой, при-

дающий формам какбы граненый характер.

Замковое зодчество эпохи возрождения.

Архитектура 16 в.

В развитии Архитектуры 16 века можно выделить 2-а

этапа. 1ый этап - период Раннего Возрождения нач 16

1540 годов 2ой этам - середина и вторая половина 16

Архитектура раннего Возрождения формировалась

под воздействием приёмов итальянской архитектуры и

даже при непосредственном частичном участии её масте-

-«корпус Франциска I» в замке Блуа

Показатели его известный дворцовый фасад с замеча-

тельной открытой винтовой каменной лестницей. Обилие

каменной резьбы.

-Замок Шамбор

Представляет собой новый тип загародного дворца,

предназначенного для временного пребывания во время

охоты и увесилений.

В шамборе применены еще многие характерные эле-

менты замка - крепости (внутренний замкнутый двор,

рвы с подъемными мостами, Богини.

Вместе с тем они сочетаются с новыми чертами - зда-

ние симетрично по общей композиции.

Очень живописен общий силуэт здания:

Высокие башни, кровли, трубы, чердачные окна в

несколько ярусов.

В отделке внутреннего и внешнего обликов здания

Элементы ордеров (воспринимаются как декор).

Королевский дворец Лувр в Париже

Построен на месте снесённого одноименного готиче-

ского замка - крепости.

Корпус (Леско - Гужон) вошел в существующее, расши-

ренеое в последствии многочисленными перестройками,

громадное здание Лувра.

Здание было задуманно с квадратным в плане вну-

тренним двором, вокруг которого располагались корпуса

с размещенными в них в один ряд помещениями.

3х этажное здание расчленено в первых этажах орде-

рами, верхних этажах трактован аттиковым. В отличии

от построек начала 16 века строгие класические, прори-

сованные ордера определяют в Лувре композиционную

структуру фасадов.

Для фасада характерно широкое применение декора-

тивной скульптуры с многочисленными аллегорическими

изображениями. Они выполнены с архитектурными чле-

нениями; фигуры даны в смелых перспективных ракур-

сах, наглдно сведетельствующих о превосходном знаии

пластики человеческой фигуры

(архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон).

Синтез архитектуры и скульптуры.

Дворец Анэ

Внешне он уже почти ни чем не напоминает замка-кре-

пости. Лишь окружавшие дворец рвы (связь с замком-

крепостью).

Большие сложные по формам ворота вели в парадный

дворец, с трех сторон ограниченый жилыми корпусами

Центральный портал был решён в 3-х ордерах, разме-

щенных в класическом соподчинении. Нижний - дориче-

ский, средний ионический, верхний - коринфский.

В капелле дворца Делорм применил особенную для

Франции того времени, систему метрического зала с

купольным перекрытием.

Другие скульптурные работы Ж. Гужона.

Надгробный памятник Луи де Брезе в Руан-

ском соборе

Это сложное двухярустное сооружение примыкающее

к стене. В верхней части его помещена на фоне арки кон-

ная статуя, которую фланкируют две кариатиды с каждой

стороны поддерживающие широкий антаблемент.

Кариатиды исполненные с большой свободой и

уверенным мастерством (знакомство с классическими

моделями)

5 рельефов для амвона ц. Сен-Жермен

4 фигуры Евангелистов и Оплакивание Христа

Большое влияние маньеризма, отдельные фигуры за-

имствованы у Пармиджано и Россо, выражение чувств

подчинено декоративному эффекту, но вместе с тем от-

личается мастерством в отделке драпировок, обрисовыва-

ющих формы тела.

Фонтан нимф

Скульптурные украшения фонтана состояли из 6-ти

узких вертикальных рельефов с нимфами в легких про-

зрачных одеждах, держащих в руках опрокинутые кувши-

ны, из которых льётся вода, 3 длинных горизонтальных

рельефов с изображением наяд и тритонов и 3-х рельефов

с амурами.

Несомненна связь со шк. Фонтенбло. Им свойственны

вытянутые пропорции фигур и изысканная элегантность

В творчестве Гужона французское искусство Возрож-

дения достигает полной зрелости. Оно обладает чисто-

той стиля, сдержанностью и тонким чувством ритма и

гармонии.

Жермен Пилон

Сосредоточил свое внимание не на рельефе, а на мону-

ментальной скульптуре.

первая гробница Генриха II

Представлена группой трех граций, на голове которых

покоится урна с сердцем короля. Группа выполнена по ри-

сункам Рафаэля, но классические пропорции фигур и их

строгие римские драппировки переработаны в соответ-

свии со стилистическими приемами школы Фонтенбло

вторая гробница Генриха II

Королевский мавзолей исполнен по рисунку Прима-

тиччо. Ее украшают четыре бронзовые статуи добродете-

лей (близки грациям, но отличаются большей свободой

движения)

Резкий контраст им состовляют фигуры коленопрекло-

ненных Генриха II и Екатерины Медичи, выполненные в

реалистичных традициях французской пластики. Сболь-

шой остротой переданы безжизненные тела с запрокину-

тыми головами, покоящиеся на саркофаге

гробница Валентины Бальбиане

Изхудалое лицо с провалившимися щеками, ис-

тощенное тело с проступающими сквозь кожу костяком

противопоставлен изображению молодой женщины в

расцвете сил, одетой в нарядное платье.

мраморная статуя Диана

Обнаженная богиня, обнимающая оленя, стилистиче-

ски близка к фигурам граций.

Лижье Ришье

Мастер работавший вне Парижа

надгробный памятник Рене де Шалону

Фантастика и повышенная эммоциональность от-

личает созданный им надгробный памятник, представ-

ляющий помещенный в нише, на фоне пышной мантии,

подбитой горностаем, скелет, лишь частично покрытый

истлевшими кусками мышц, сухожилий, кожи, держащий

в поднятой к небу руке сердце

Творчество Фуке,

Жан Фуке (около 1420-около 1490)

Глава Турской школы, крупнейший художник 15 в.

Интерес к конкретным явлениям действительности,

точность и объективность. Наблюдения - черты сближа-

ющие его с Нидерландцами, сочетаюся в его творчестве с

очень развитым чувством классической формы, стремле-

нием к ленности, размерености и упорядоченности. Его

портреты отличаются жизненостью и очень правдиво

передают характерные черты моделей. Он моделирует

лица с широкими планами, стремясь передать основное,

опуская детали. Одежда ложится широкими складка-

ми, жесты предельно скупы. Не преукрашивая модели

художник придает им значительность соответствующую

высокому положению.

Диптих «Этьен Шивалье и Святой Стефан»

(левая створка) Изображает крупного государствен-

ного деятеля и его патрона Святого Стефана, силуэты

которых четко выделяются на фоне строгой архитектуры

мраморного зала.

Мадонна с младенцем (правая створка)

Мадонне изящной и молодой красавице одетой в плот-

но облигающий голубой корсаж обнажающий плечи и

грудь, и в красный плащь, преданы черты лица любовни-

цы короля Агнесы Сюрель.

Чистые, светлыен,не прозрачные краски наложены

тонким и ровным слоем, напоминая расскраску полих-

ромной архитектуры.

К самому драгоценному наследию Фуке относятся

«Иудейские древности» (миниатюры к ряду рукописей

Иосифа Флавия). Батальные сцены полны эпического ве-

личия, с мастерством переданы большие людские массы

Сражающиеся армии, движущиеся колонны войск.

«Часослов Этьена Шевалье»

Библейские и Евангельские сюжеты, с изображением

речных долин, селений, городов и замков франции, про-

явление знаний природы и животных.

Скульптура 16 века.

Первое по своему (художественному) значению место

во французском искусстве Возрождения принадлежит

скульптуре.

Приматиччо (по рисункам которого выполнялись де-

коративные фигуры Фонтенбло, оказал заметное влияние

на крупнейших мастеров французской пластики.

Начало французского Возрождения относится к середине XV века. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии - Валуа. При Людовике XI завершилось политическое объединение страны. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика XI Жан Фуке (1420-1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса.

Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рациональное видение реального Ж мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. В 1475 году становится

«живописцем короля». В этом качестве создает множество парадных портретов, втомчисле Карла VII. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов, в исполнении которых иногда принимала участие его мастерская. Фуке писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности. В реалистической манере выполнены его миниатюры и книжные иллюстрации, в частности к изданию «Декамерона» Дж. Боккаччо.

В начале XVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасного - приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направление во французской живописи, возникшее в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка. Искусство школы Фонтенбло, наряду с парижским искусством начала XVII века, сыграло переходную роль в истории французской живописи: в нем можно обнаружить первые симптомы как классицизма, так и барокко.

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок. 1522-1560) в 1549 году опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524- 1585) явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения - «.Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими языками - греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на античную литературу. Они от-

казались от традиций средневековой литературы и стремились обогатить французский язык. Формирование французского литературного языка было тесно связано с централизацией страны и стремлением использовать для этого единый национальный язык.

Подобные тенденции развития национальных языков и литератур проявлялись и в других европейских странах.

Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. В основу произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.

Точку в культурном развитии Франции XVI века поставил великий философ-гуманист Мишель деМонтень (1533-1592). Выходец из богатой купеческой семьи, Монтень получил блестящее гуманистическое образование и по настоянию отца занялся юриспруденцией. Славу Монтеню принесли написанные в уеди-нении родового замка Монтень близ Бордо « Опыты» (1580-1588), давшие название целому направлению европейской литературы -эссеистике (отфр. essai - опыт). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе - принимая все, что отпущено человеку природой.

Французское искусство XVI-XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монте-ня - на всем лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.

Начало французского Возрождения относится к середине ХV века. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии - Валуа. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика ХI Жан Фуке (1420-1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов. Кроме того, он писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности.

В начале ХVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасного - приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направление во французской живописи, возникшее в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка.



В ХVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок. 1522-1560) в 1549 году опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524-1585) явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения - «Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими языками - греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на античную литературу.

Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. В основу произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.

Точку в культурном развитии Франции ХVI века поставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе - принимая все, что отпущено человеку природой.

Французское искусство ХVI-XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня - на всем лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.

Зарождение Ренессанса во Франции[править | править код]

Франциск I и его сестра Маргарита Наваррская.

Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

Начиная с XVI века французский королевский двор становится одним из самых блестящих дворов в Западной Европе. Короля Франциска I из-за его поэтического таланта и способности ценить умение владеть пером у других людей называли «отцом изящной словесности». Под влиянием итальянских походов король Франции, его сестра Маргарита Наваррская и окружавшие их люди стали уделять много внимания античному наследию - произведениям античных авторов, античной скульптуре, классическому латинскому языку.

С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, писатели, художники, филологи. Среди них были поэт Фаусто Андреллини, учёный грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, историографы де Сейссель и Павел Эмилий. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков. Он окружил себя приглашёнными из Апеннинского полуострова художниками. Гениального итальянского художника и учёного XV-XVI веков Леонардо да Винчи, прибывшего во Францию после битвы при Мариньяно и скончавшегося в замке Амбуаз, сменили итальянский художник Андреа дель Сарто, скульптор Франческо Приматиччи, Россо Фьорентино и многие другие служители прекрасного.

Анна Бретонская.

Юноши из знатных и богатых семей стремились в Италию, чтобы познакомиться с богатствами итальянской культуры.

Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство новому поколению образованнейших людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что «король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов».

Литература[править | править код]

Поэзия [править | править код]

Клеман Маро.

Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро - талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине, а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, «галльский блеск».

Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.

Луиза Лабе.

Маргарита Наваррская очень рано стала покровительницей и центром притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший ей третью книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля». Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536-1541 годах состоял при Маргарите секретарём. Именно в это время он создал свой «Кимвал мира» и сборник озорных новелл «Новые забавы и весёлые разговоры». Секретарём Маргариты был также Антуан Ле Масон, сделавший в 1545 году новый перевод «Декамерона».

Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты - сборник из 72 новелл под названием «Гептамерон», то есть «Семидневные». Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от «большой» политики её брата, погружённая в «малую» политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. «Гептамерон» Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.

Титул издания второй книги «Гаргантюа и Пантагрюэля», Лион, 1571.

Проза [править | править код]

Пожалуй, одним из самых известных произведений французского Возрождения является книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Рабле был одарённым человеком, и его талант особенно проявился в сочинительстве. Рабле очень много путешествовал, знал нравы и крестьян, и ремесленников, и монахов, и дворян. Он был знатоком простонародной речи. В своём замечательном и единственном романе он дал блестящую сатиру на людей своего времени.

Наряду с этим, литература французского Возрождения впитывала в себя и лучшие образцы устного народного творчества. Она отражала черты, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его весёлый нрав, смелость, трудолюбие и тонкий юмор.

Филология[править | править код]

Жоашен дю Белле и Пьер де Ронсар.

В XVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен дю Белле в 1549 году опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». В этом сочинении опровергалось утверждение о том, что якобы только древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеалы, и утверждалось, что в своё время и древние языки были грубыми и неразвитыми, но именно совершенствование поэзии и литературы сделало их тем, чем они стали. Так будет и с французским языком, надо лишь его развивать и совершенствовать. Дю Белле стал своеобразным центром объединения его единомышленников и друзей. Пьер де Ронсар, входивший в него, придумал название «Плеяда». Название было выбрано не случайно: так же называлась и группа из семи древнегреческих поэтов-трагиков. Ронсар этим словом обозначил семёрку поэтических светил на литературном небосводе Франции, это была своеобразная французская поэтическая школа. В неё входили Пьер де Ронсар, Жоашен Дю Белле, Жан Антуан де Баиф, Реми Белло. Они отказывались от наследия Средних веков, переосмысляя своё отношение к античности. Уже при короле Генрихе II Плеяда получила признание двора, а Ронсар стал придворным поэтом. Он выступал в различных жанрах - оде, сонетах, пасторали, экспромтах.

Философия[править | править код]

Пьер де ла Рамэ (Пётр Рамус).

Философская мысль во Франции того времени ярче всего была представлена Пьером де ла Рамэ, критиком схоластического аристотелизма. Тезис Рамэ «Всё сказанное Аристотелем ложно» стал начальной точкой новой европейской философии. Оторванным от жизни рассуждениям схоластов Рамэ противопоставил идею логически обоснованного, ориентированного на практику метода, названного им искусством изобретения. Средством создания метода должна была служить новая логика, начала которой Рамэ развивал в сочинении «Диалектика». Он был одним из крупнейших математиков своего времени и автором большого обобщающего труда «Курс математики».

Бонавантюр Деперье - один из самых самобытных деятелей Ренессанса. Он был филологом и переводчиком, служил секретарём Маргариты Наваррской. В 1537 году анонимно опубликовал книгу сатирических диалогов «Кимвал мира». Книга была признана еретической и запрещена. Деперье объявили «отступником от праведной веры», он был удалён от двора Маргариты Наваррской. В итоге гонения привели его к самоубийству.

Современник Деперье Этьен Доле защищал несчастных, которых отправляли на костёр по обвинению в связи с нечистой силой. Полагая высшим благом познание причин, сам Доле заключает, что всё сущее возникло не по высшей воле, а в силу «необходимых для этого действующих причин». Какое-то время покровительство знатных и богатых лиц спасало Доле от инквизиции. Однако в 1546 году он был обвинён в том, что его перевод Платона противоречит христианскому учению о бессмертии души. Доле был осуждён и сожжён на костре. Участь автора разделили и все его книги.

Гуманизм[править | править код]

Гийом Бюде.

Одним из выдающихся французских гуманистов был Жак Лефевр д’Этапль. Он был очень образованным человеком: энциклопедистом, филологом и философом, теологом, математиком, астрономом. Получил образование во Флоренции и стал основателем школы математиков и космографов у себя на родине. В конце XV - начале XVI века д’Этапль опубликовал комментарии к произведениям Аристотеля, отмеченные стремлением по-новому взглянуть на освящённый традицией авторитет короля философов. В 1512 году он издал комментарии к Посланиям Павла, в которых обосновал необходимость критического анализа сочинений отцов христианского вероучения. Он перевёл на французский язык Библию (до того времени она существовала только на латинском языке), но этот перевод был осуждён Сорбонной как еретический. Будучи на самом деле мечтательным и тишайшим гуманистом, Лефевр д’Этапль испугался последствий собственных идей, когда понял, к чему на практике они могут привести.

Вокруг д’Этапля группировались ученики, сторонники христианства, изучавшие евангельские тексты, среди которых особенно выделялся филолог Гийом Бюде, ставший одним из вождей гуманистического движения во Франции. Человек широчайшего кругозора, он внёс существенный вклад в изучение математики, естественных наук, искусства, философии, римской и греческой филологии. Его труд «Замечания на 24 книги Пандект» положил начало филологическому анализу источников римского права. В сочинении «Об ассе и его частях» развивалась идея двух культур - античной и христианской. Заботясь о славе Франции, он возлагал ответственность за её угасание на правителей и влиятельных лиц. Он даже написал книгу «Наставления государю». Благодаря Бюде была создана библиотека в Фонтенбло, позднее её перевели в Париж, и она стала основой Национальной библиотеки Франции. Бюде много и серьёзно разговаривал с королём Франциском, который под его влиянием учредил в Париже Королевский коллеж - Коллеж де Франс. Там стали преподавать греческий, латинский и древнееврейский языки.

Период развития гуманизма во Франции был короток, и его пути очень скоро стали тернисты. В Европе усиливалась католическая реакция. С середины 30-х годов XVI века Сорбонна, напуганная успехами гуманизма, выступила против его представителей. Меняется и отношение французской королевской власти и двора к гуманистам. Из покровительницы королевская власть превращается в гонительницу свободомыслия. Жертвами преследований стали крупные французские гуманисты - Бонавантюр Деперье, Этьен Доле, Клеман Маро.

Театр[править | править код]

Французский театр эпохи Возрождения достиг уровня Италии. Этьен Жодель стал постановщиком первой французской трагедии в «классическом», то есть античном стиле. Называлась эта трагедия «Пленённая Клеопатра».

Архитектура[править | править код]

Возрождение во Франции имело для своего развития в основном те же предпосылки, что и в Италии. Однако в общественно-политических условиях обеих стран были существенные различия. Во Франции господствующим классом продолжало оставаться дворянство.

Из всего этого вытекает некоторая отсталость французской буржуазии и слабое ее участие в гуманистическом движении. Гуманистические идеи нашли значительную поддержку в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии.

Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей французского Возрождения. Быстрый расцвет гуманистической мысли совпадает с первой половиной царствования Франциска 1 (1515 – 1547). Итальянские походы очень расширили культурные сношения между двумя народами. Начался усиленный импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Во французский язык проникает большое число итальянских слов из области искусства, техники, военного дела, светских увеселений и т.п.

Параллельно шло углубленное изучение древности. Франциск 1 велел издать переводы сочинений Фукидида, Ксенофонта и др. Он заказал перевод поэм Гомера и убедил Амио начать его знаменитый перевод «Жизнеописаний» Плутарха.

Франциск 1 хотел лично возглавить французское Возрождение, чтобы направлять его и держать под своим контролем. В 1530 г. возник Коллеж де Франс, который сразу же стал цитаделью свободного гуманистического знания.

Вторым важнейшим моментом, определившим судьбы французского Возрождения, являются особые взаимоотношения его с Реформацией, в начале созвучной гуманизму, но затем резко с ним разошедшейся.

В истории французского протестантизма надо различат два периода – до середины 1530-х гг. и после. Первыми протестантами Франции были разрозненные интеллигенты гуманистического образа мысли. Выдающийся математик и эллинист Лефевр д′Этапль (1455 – 1537) выдвинул два положения, ставшие затем основными для протестантизма всех толков: 1) оправдание верой, 2) «священное писание» как единственная база религиозного учения.

Несколько последователей Лефевра было казнено, и ему самому пришлось на время бежать за границу. Казни протестантов и свободомыслящих гуманистов стали обычными явлениями.


В это самое время французский протестантизм вступает во вторую свою фазу. Его главой становится Жак Кальвин (1509 – 1564).

Буржуазная сущность Реформации отчетливо выступает в учении Кальвина, который рекомендует бережливость и накопление богатств, оправдывает ростовщичество и допускает даже рабство. Основой доктрины Кальвина являются два положения – о «предопределении» и о невмешательстве бога в жизнь мира, подчиненную незыблемым законам. Согласно учению о «мирском призвании» последователей Кальвина каждый должен стремиться извлечь из своей профессии как можно больше прибыли и выгоды. В учении о «мирском аскетизме» предписываются бережливость и умеренность в удовлетворении своих потребностей ради приумножения своего имущества.

Гуманизм имел некоторые пункты соприкосновения с обеими партиями (католики, протестанты), но еще больше расхождений. Многих гуманистов привлекала к католической партии идея национального единства (Ронсар и участники «Плеяды»), но большинство из них не могло мириться с узостью мысли и суевериями католицизма. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность, фанатизм. Но все же рационалистическая закваска кальвинизма, его героический дух, высокая нравственная требовательность привлекали к нему многих гуманистов (Аггриппа д′ Обинье, Маро).

Для писателей французского Возрождения по сравнению с раннесредневековыми авторами характерно чрезвычайное расширение горизонта, большой охват умственных интересов. Величайшие из них приобретают черты типичного для Ренессанса «универсального человека». Самый яркий пример – творчество и деятельность Рабле.

Типические черты – стихийный материализм, восприимчивость ко всему вещественному и чувственному, культ прекрасного, забота об изяществе формы. Рождаются новые жанры и трансформируются старые. Появляется колоритная и реалистически разработанная новелла (Маргарита Наваррская, Деперье), своеобразная форма сатирического романа (Рабле), новая манера в лирике (Маро, Ронсар, «Плеяда»), зачатки светской ренессансной драмы (Жодель), анекдотически-нравоописательный тип мемуаров (Брантом), гражданская обличительная поэзия (д′ Обинье), философские «опыты» (Монтень).

Для прозы французского Возрождения характерен широкий, реалистический подход к действительности. Образы более конкретны и индивидуальны.

Во французском Возрождении следует различать несколько этапов. В первой половине века происходит расцвет гуманистических идей, преобладает оптимизм. Во второй половине века в обстановке религиозных войн наблюдаются первые признаки сомнения и разочарования. Начиная с 1560-х гг. кризис гуманизма достигает полной силы, и литература отражает боевые схватки и брожение умов, углубленные искания.

Франсуа Вильон (1431 – 1463), представитель парижской студенческой поэмы в 1456 г., собираясь бежать из Парижа после одной совершенной им кражи, написал свою шуточное «Малое завещание». За последовавшие 6 лет бродячей жизни Вильон испытал немало невзгод. С исключительной откровенностью поэт рассказывает в «Большом завещании» о своих увлечениях и беспутствах, страданиях и пороках. Вильон – враг мистики и метафизики. Через его поэзию проходит идея тленности, гибели всякой красоты («Баллада о дамах былых времен»). Наиболее жуткое впечатление производит его «Баллада повешенных», написанная в тюрьме, в ожидании казни. Поэзия Вильона соткана из противоречия: это закат средневековья и преддверие Возрождения.

Маргарита Наваррская (1492 – 1549). Ее двор стал одним из крупных гуманистических и литературных центров Франции в первой половине 16 в. При ее дворе находили приют гуманисты. Будучи женщиной весьма образованной, Маргарита была плодовитой писательницей. В своем творчестве она является выразителем гуманистических идей.

Маргарите принадлежит большое число стихотворений и поэм, в которых преобладает религиозно-моральная тематика. Чаще ее стихи посвящены неоплатоническим идеалам возвышенной любви и бесконечного нравственного самосовершенствования.

«Гептамерон». Сборник новелл, написанный в подражание Боккаччо. Состоит из 72 новелл. Отсюда и название «Семидневник». Маргарита рисует совсем нейтральную и обыденную ситуацию. 5 господ и 5 дам из хорошего общества, возвращаясь из Котре, где они лечились водами, были задержаны в пути ливнями, размывшими дорогу. Чтобы скоротать время, они решили рассказывать друг другу занимательные истории. Под условными именами путешественников выступает сама Маргарита, король Франциск, их мать и др. Новеллы передают действительные происшествия из придворной жизни. Видное место среди них занимают любовные похождения Франциска 1.

«Гептамерон» представляет собой документ для изучения нравов, чувств, идейных противоречий французского Возрождения. Новеллы отражают разнообразные идейные и моральные устремления эпохи. Однако кругозор Маргариты ограничен, ей недостает подлинной смелости мысли. Грубая откровенность языка чередуется здесь с изысканностью отдельных выражений.

Клеман Маро (1496 – 1544). Камер-юнкер при дворе Маргариты, затем перешел на службу к Франциску 1. Принадлежность к протестантизму и сделанный без контроля католической церковью перевод на французский язык псалмов навлекли на него преследования, вплоть до заключения его в тюрьму. Маро бежал во владения Маргариты, затем в Италию. Амнистированный, он вернулся в Париж, затем бежал в Женеву, откуда перебрался в Турин, где и умер.

Маро – придворный поэт, отражающий в стихах нравы и чувства передовых кругов дворянства. Кроме двух поэм – юношеского произведения «Храм Купидона» и сатирической поэмы «Ад», где Маро описывает свое пребывание в тюрьме, – ему принадлежит несколько сот эпиграмм, рондо, посланий, элегий и др. Это живые, непосредственные отклики на все то, что происходит в придворном кругу и в личной жизни поэта. Маро - эпикуреец, больше всего любящий досуг, удовольствия. Иногда у него примешивается мягкая меланхолия, поэта посещает мысль о смерти.

Изящный юмор Маро лучше всего выражается в его эпиграммах («Судья и Самблансе»). Другой жанр – стихотворные послания, принимающие характер задушевной беседы с адресатом. В них он проявляет большое разнообразие интонаций, бывает весел, нежен, печален, насмешлив.

Лирика Маро представляет в развитии французской поэзии значительный шаг вперед. Субъективизм и чувственно-материальное восприятие мира, намеченные у Вийона (1432 – 1463), находят в творчестве Маро свое законченное выражение. Новой является также его поэтическая техника – большая музыкальность стиха, ритмичность фразы, гибкость и непринужденность выражения.