Как отличить аниме от мультика. Отличие аниме от анимации других стран

Словом «аниме» называют уникальную японскую анимацию. Технология производства аниме и традиционных мультфильмов одинакова. Однако японский жанр существенно отличается от остальной мультипликации стилем рисования, культурой и содержанием серий.

Узнать аниме можно по невероятно огромным глазам героев. Такой прием рисования особенно очевиден в старых произведениях.

Интересно, что его создателями являются не японские специалисты. Первый раз большие глаза появились у героев традиционных мультфильмов. Примером может служить история про Микки Мауса.

Японские режиссеры стали применять эту хитрость в своих творениях, так как с ее помощью лучше передавались . Однако современные сериалы в стиле аниме более реалистичны: заметно приближена к жизни.

Кому будет интересно аниме?

Одно из отличий аниме от традиционных мультфильмов – направленность на взрослых или подростков . В сериалах этого жанра преобладают сложные сюжеты, продуманные персонажи, которые требуют осмысленного просмотра. Малышам таких мультфильмов не понять. Хотя существует отдельная категория аниме, рассчитанная на детей до 12 лет. Это сериалы кодомо , отличающиеся легким сюжетом, отсутствием детализированной рисовки, наличием развлекательного воздействия.

В аниме для более взрослой аудитории тщательно переданы пейзажи, благодаря которым происходит полное погружение в атмосферу действия.

Развитие сюжета в сериалах долгое, поэтому для них характерен более продуманный мир.

Отличительной чертой аниме является четкое разграничение по поджанрам, имеющим свои строгие характеристики. Например, выделяются такие произведения:

  1. Сёнэн . Рассчитаны на мальчиков от 12 до 16-18 лет.
  2. Сёздё . Созданы для девочек от 12 до 16-18 лет.
  3. Сэйнэн . Интересны парям от 18 до 25 лет и мужчинам до 40 лет.
  4. Дзёсэй . Целевой аудиторией будут девушки от 18 до 25 лет и женщины до 40 лет.

Изначально аниме не предназначались для развлечения. Сериалы отличались глубоким философским смыслом, который не привлекал молодежь.

Особенности стиля рисования

Японские мультипликаторы не торопятся идти в ногу со временем и опираться на . Причина проста: почти все аниме создаются на основе , то есть японских комиксов. В них персонажи двухмерные. Есть сериалы, которые исполнены в трехмерной графике, но они не очень популярны.

В аниме герои предстают в более жизненном виде. Персонажами чаще являются живые люди, а не животные. Мультипликаторы посвящают много времени изучению , динамики движения.

Однако героев могут наделить обликом, не совпадающим с реальными чертами. Так их делают более запоминающимися. Например, в аниме можно увидеть парня с большим шрамом на лице или девочку с розовыми волосами.

Аниме – это такие же мультфильмы, технология их производства ничем не отличается от традиционной. Однако существуют различия, связанные с культурой, стилем и содержанием. Именно они выделяют аниме в отдельный жанр мультипликации.

Считается, что главная отличительная черта аниме – неправдоподобно большие глаза. Доля правды тут есть, особенно это заметно в старых сериалах. Однако впервые применять большие глаза стали как раз представители традиционной мультипликации (достаточно вспомнить Микки Мауса). Режиссеры аниме переняли этот прием, поскольку большие глаза позволяют лучше передавать эмоции. В современных произведениях все чаще можно увидеть более реалистичный вариант прорисовки глаз.

Целевая аудитория

В отличие от обычных мультфильмов, большая часть аниме направлена на взрослую или подростковую аудиторию. Используются более сложные персонажи и сюжеты, требующие тщательного осмысления. Поэтому маленьких детей редко привлекают подобные мультфильмы, да и для семейного просмотра мало кто из них подходят.

Большое внимание предается пейзажам, что позволяет полностью погрузиться в атмосферу действия. Стоит отметить и более продуманный мир, так как история развивается долго, необходимо учитывать множество деталей, дабы избежать казусов.

Первые аниме были предназначены не для развлечения. Они несли глубокий философский смысл, который вряд ли мог привлечь молодую аудиторию. Современные произведения многое переняли оттуда.

Еще одна отличительная черта: выделение собственных поджанров со строгими характеристиками. Например, сёнен – это произведения для мальчиков-подростков с динамичными сюжетами, а сэйнэн – аниме для взрослых мужчин с элементами романтики.

Стиль рисования

Если западные мультипликационные компании уже вовсю используют технологии 3D, то их восточные коллеги не спешат делать подобные переходы. Существует множество работ, выполненных в трехмерной графике, однако они редко становятся популярными. Объясняется это тем, что большинство аниме рисует по манге (японскому комиксу), а персонажей там изображаются двухмерными.

Выглядят они, как правило, более реалистично. В аниме преобладают именно живые люди. Почти не существует произведений, где главными героями являются животные, в отличие от тех же работ Диснея. Художники тщательно изучают человеческие пропорции, а также динамику передвижений.

Однако есть черты, которые не совпадают с реальностью. Например, специфическая внешность, делающая персонажа ярким и запоминающимся. Так, например, нередко можно встретить персонажей с розовым цветом волос или огромным шрамом в половину лица.

Связанная статья


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Вариаций на тему причесок в стиле аниме великое множество. Поэтому для начала стоит определиться, образ какого персонажа вы бы хотели на себя примерить, и соотнести с тем, чем наградила вас матушка-природа. Важно учитывать фактуру, густоту, цвет и…

История аниме и история появления кошек в аниме начались одновременно. Еще в 1929 году был создан трехминутный музыкальный фильм «Черный кот», считающийся первым аниме, в котором звук был синхронизирован с изображением. С тех пор про…

Если вы в детстве хотели стать похожей на мультяшного персонажа, то аниме-макияж позволит вам осуществить давнюю мечту. Данный макияж отлично подойдет для Хеллоуина или празднования Нового года. Вы не останетесь незамеченной. Глаза с…

Если вы любитель аниме, то скорее всего и жанр романтика вам нравится. Но порой бывает так трудно найти что-то действительно стоящее. Аниме в этом жанре очень много. Предлагаю свой топ 3 аниме в жанре романтика. "Бакуман"…

Аниме является одним из видов анимации, который зародился в Японии и получил широкое распространение по всему миру. Характерные изображения персонажей – большие глаза, черточки вместо губ и носа, а их диалоги вызывают интерес и желание попробовать…

Настоящие ценители аниме не хотят впустую тратить время на просмотр низкокачественных фильмов. Хочется посмотреть то, что оставит после себя прекрасные впечатления. Но как же найти именно то, что тебе нужно? Вам…

Аниме – это японские мультфильмы. Также этим словом называют и характерную для этого жанра рисовку. Научиться рисовать аниме персонажей довольно просто. Нужно лишь усвоить основные черты этого стиля. Вам понадобится- простой карандаш- - ластик- -…

Аниме - современная японская анимация, в рамках которой существует множество жанров и поджанров. Разные виды аниме рассчитаны на различные возрастные группы. Этим можно объяснить некоторые их особенности. Детские жанры
Кодомо или кодомомукэ…

Аниме – это японские мультфильмы. Мультипликация в большинстве стран мира рассчитана на детскую аудиторию, аниме же создается для подростков и взрослых. Сюжет японских мультфильмов в основном берется из манги (комиксов), ранобэ (новелл) и…

«Наруто. Ураганные хроники» – популярный в разных странах мира аниме-сериал производства Японии. Количество его серий уже приближается к цифре 300, а число поклонников исчисляется миллионами. Мультфильм можно посмотреть на различных…

После того как вы научились рисовать отдельные фигуры девушек из аниме, вы захотите сделать целую картинку с несколькими девушками, окружающей обстановкой и, возможно, другими персонажами. Это умение станет еще одним шагом в искусстве создания…

Увлечение японскими мультфильмами аниме сегодня приобретает все больше и больше поклонников. Многие мечтают научиться рисовать в стиле аниме, чтобы создавать собственные комиксы и мультфильмы, но еще больше поклонников жанра мечтает научиться…

Работа современного аниматора

Задавались ли Вы когда-либо вопросом, в чём же разница этих понятий? Давайте разберёмся вместе.

В словарях и энциклопедиях мультипликация и анимация находиться под одним определением, как один из видов киноискусства.

Различают мультипликацию графическую, рисованную и кукольную, объемную. Тех кто, работает в этой отрасли называют аниматорами или мультипликаторами.

Что такое мультипликация и анимация сегодня?

История её развития тесно связана с появлением и развитием специальных графических программ и программных пакетов. Кроме того, от французского «animation» – оживление, одушевление.

Мультипликацией (от лат. multiplicatio - умножение, увеличение, возрастание, размножение) - называют комплекс технических приёмов, которые создают эффект движущихся объектов из статичных изображений – кадров или рисунков.


Пример мультипликации

Создание мультипликации – на много более длительный и трудоёмкий процесс и, естественно, более дорогостоящий.

Технологически этот процесс можно описать таким образом: на каждом последующем кадре (рисунке) персонаж и окружающие его объекты (если им тоже необходимо предать движение) представлены в немного иной фазе движения. Отдельные кадры (рисунки) фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду для видео со звуком и 16 кадров в секунду для роликов без озвучки.

В технологическом процессе создания анимационных и мультипликационных роликов и кроется их главное отличие. Для мультипликации необходимо создать каждый отдельный кадр исключительно вручную, для работы с анимацией достаточно создания раскадровки, а движение персонажам и объектам, а так же создание промежуточных сцен можно доверить специальному программному обеспечению.


Каждый кадр нарисован вручную.

Если для работы над анимационным роликом нам достаточно сценариста, иллюстратора и аниматора, для создания мультипликационного ролика потребуется гораздо большая команда профессионалов.

Начало работы над персонажной анимацией или мультипликацией практически ничем не отличается. Всё начинается с разработки общей концепции, написания сюжета, создания сценария и разбития его на сцены и эпизоды. После мы создаём раскадровку. А уже на следующем этапе легко проследить главные отличия мультипликации.

В работу вступает режиссёр-мультипликатор. Его задача состоит в распределении сцен между художниками-мультипликаторами. Каждый из художников будет отвечать за основные положения объектов и персонажей в сцене. В работе нам так же не обойтись без младших мультипликаторов – их задачей будут промежуточные эпизоды. Так же отдельный художник готовит фон, на котором разворачивается действие нашей мультипликации.

Готовые контурные персонажи и объекты передаются для окраски, потом переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. Далее оператор с помощью специальной камеры фотографирует каждый кадр. И в конце работы полученные изображения синхронизируются со звуком.

Что в итоге?

Если взглянуть в целом, то можно смело предполагать, что является подвидом мультипликации. Поскольку работа аниматоров и там, и там примерно одинакова по своей сути, но отличается степенью нагрузки на разных стадиях разработки.

Анимация подразумевает более тщательную проработку персонажа, что, впоследствии, значительно упрощает работу по приведению его в движение. Художнику-мультипликатору в какой-то мере легче проработать сам персонаж, но тратятся колоссальные усилия на его анимирование. Отдельно стоит рассмотреть окружение основного персонажа и фон видео.

Для подготовки фона мультипликации необходимы гораздо большие ресурсы, особенно, если фон так же имеет подвижные составляющие. Не забываем, что каждое движение прорисовывается художником вручную.

Больше по теме смотрите в видео.

Если совсем упрощённо, то да. Но японцы привыкли всегда и везде идти своим путём, поэтому создали не просто собственную мультипликацию, которая отличается визуально от всего остального мира, но с годами придумали множество собственных законов и стандартов.

Иронично, что один из самых узнаваемых атрибутов японской мультипликации - непропорционально большие глаза большинства персонажей, - изначально был заимствован из творений студии , а именно мультиков о Микки Маусе и Бэмби.

Кадр из аниме K-On!

Со временем добавилось ещё множество стандартных приёмов и ходов: упрощённое отображение эмоций, увеличение головы в размерах, когда персонаж злится или сильно смеётся, статические задние планы (ограниченная анимация), разноцветные волосы и многое другое, что узнает каждый, кто хоть немного знаком с аниме. Кроме того, большинство сериалов обрели чёткую структуру с открывающей заставкой под заглавную композицию, кратким содержанием предыдущих серий и некоторыми другими атрибутами.

Аниме - это для детей или для взрослых?

На самом деле для всех. Логично, что значительная часть мультфильмов делается исключительно для детей. Такое аниме называется кодомо. Из ярких примеров, знакомых взрослым российским зрителям, сразу можно вспомнить «Пчёлку Майю» и « ».

Кадр из заставки сериала «Покемон»

Но существует и множество других видов аниме, каждый из которых предназначен для определённой аудитории. Сёнэн - для подростков-мальчиков. В них чаще всего очень динамичный сюжет, много соперничества, юмора и красивых девочек. Сёдзё - для подростков-девочек. Здесь в основном либо любовные истории, либо девушки с магическими способностями (махо-сёдзё) Яркий пример - всем известная «Сейлор Мун». Сэйнэн - для взрослых мужчин. И нет, это не эротика, а просто более серьёзные, драматические и мрачные сюжеты. Дзёсэй - для женщин. Чаще всего о бытовых заботах, проблемах в школьной жизни героинь и, конечно же, любовных отношениях.

«Стальной алхимик» - известный сёнэн-сериал

Конечно, никто не запрещает мужчинам смотреть дзёсэй или женщинам сёнэн, разделение весьма условно: по похожим сюжетам и рисовке сцен и персонажей. Аниме для взрослых мужчин и женщин чаще более реалистичны и прорисованы очень подробно, для подростков же употребляется больше гротеска и динамики.

Также есть киберпанк и стимпанк-аниме для любителей альтернативных реальностей, меха - для поклонников роботов, а ещё всем известный эротический и порнографический хентай. В аниме можно найти практически любой кинематографический жанр.

Что посмотреть тому, кто никогда не видел аниме?

Для начала нужно определиться, хотите ли вы посмотреть полнометражный мультфильм на полтора-два часа или надолго засесть за просмотр какого-нибудь сериала. Если вы решили взяться за полнометражные фильмы, то беспроигрышным вариантом будет начать с работ Хаяо Миядзаки. Его творчество часто называют вершиной развития аниме.

За что все так любят Хаяо Миядзаки?

Миядзаки - сказочник и даже волшебник. В каждом своём мультфильме он создаёт мир, полный чудес, приключений и невероятных персонажей. Но в эту почти детскую атмосферу он вплетает трогательные и серьёзные сюжеты, для которых нет возрастных ограничений. Поэтому его в равной мере любят как взрослые, так и дети.

«Мой сосед Тоторо»

Трудно найти человека, который не был бы знаком с образами из его мультфильмов. Милых троллей из «Моего соседа Тоторо» или Безликого из «Унесённых призраками» узнают даже те, кто не смотрит аниме вообще. А ещё можно совместить в одном персонаже черты кота и автобуса, и это получится очень мило.

Какие из мультфильмов Миядзаки стоит посмотреть в первую очередь?

Унесённые призраками

  • Фэнтези, приключения, сказка.
  • Япония, 2001 год.
  • Длительность: 124 мин.
  • IMDb: 8,6.

Злая колдунья Юбаба превращает родителей девочки Тихиро в свиней. А сама девочка оказывается в мире призраков и вынуждена работать у Юбабы служанкой. Тихиро предстоит придумать, как спасти родителей и не забыть своё имя, похищенное колдуньей, а ещё встретить настоящего друга.

«Унесённые призраками» стал единственным анимационным фильмом, получившим «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале в категории «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм». А в 2003 году ему же достался «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм.

Мой сосед Тоторо

  • Фэнтези, приключения, комедия, сказка.
  • Япония, 1988 год.
  • Длительность: 88 мин.
  • IMDb: 8,2.

История о двух сёстрах, которые переехали в старый деревенский дом. В лесу они встречают духов: маленького, большого и огромного, которого зовут Тоторо. Духи оказываются очень милыми и дружелюбными и не раз помогают девочкам не только наладить хозяйство в огороде, но и встретиться с заболевшей мамой.

Ходячий замок

  • Фэнтези, романтика, сказка, стимпанк.
  • Япония, 2004 год.
  • Длительность: 120 мин.
  • IMDb: 8,2.

Милую девушку Софи превращает в старуху Ведьма Пустоши, после чего она попадает в замок красивого, но заносчивого волшебника Хаула. Этот замок может передвигаться как избушка на курьих ножках в русском фольклоре (по словам Миядзаки, он брал прообраз именно из русских сказок). Помогает ходить замку демон огня Кальцифер, который служит Хаулу. Девушка (в теле старухи) становится уборщицей в замке, и они с Кальцифером решают помочь друг другу.

А что смотреть из сериалов?

Тут всё не так однозначно. Есть множество различных рейтингов на фанатских сайтах и сайтах, посвящённых кино в целом, и на каждом из них предлагаются свои варианты лучших и наиболее интересных аниме-сериалов. Вот примеры тех, которые встречаются чаще всего.

Тетрадь смерти

  • Триллер, психология, мистика.
  • Япония, 2006 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 9,0.

Этот сериал поднимает один из важнейших философских вопросов: можно ли добиться блага для всех с помощью убийства некоторых людей. У главного героя в руках оказывается тетрадь, в которой нужно описать человека, тогда он умрёт практически сразу же. Можно ли использовать такое идеальное орудие исключительно с добрыми намерениями?

В скором времени на канале Netflix ожидается выход по этому же сюжету.

Стальной алхимик

  • Приключения, драма, комедия, стимпанк.
  • Япония, 2003 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 8,7.

Братья Альфонс и Эдвард пытаются оживить умершую мать с помощью алхимии, но их эксперимент проваливается. В итоге Эдвард теряет ногу, а Альфонс полностью лишается тела. Чтобы спасти брата, Эдвард жертвует рукой, и душа Альфонса прикрепляется к металлическим доспехам. Позже Эдварда приглашают стать государственным алхимиком и дают искусственные бронированные конечности. Пользуясь своей должностью, Эдвард пытается вернуть тело себе и брату и воскресить мать.

Ковбой Бибоп

  • Приключения, космический вестерн, научная фантастика.
  • Япония, 1998 год.
  • Длительность: 1 сезон.
  • IMDb: 8,9.

Это постапокалиптический космический ковбойский сериал. Главные герои Джет Блэк и Спайт Шпигель работают охотниками за головами. Они летают на космическом корабле «Бибоп», названном в честь классического жанра музыки, и отлавливают преступников на разных планетах. Но в какой-то момент экипаж их корабля сильно разрастается: они находят картёжницу Фэй Валентайн, хакера Эд и умнейшую собаку Айн. В этом составе они и продолжают свои космические приключения.

Скоро в России выходит аниме «Твоё имя». Что в нём особенного?

Появление полнометражного аниме на больших экранах в России - случай редкий. Но творения автора Макото Синкая пользуются сейчас в мире просто безумной популярностью. «Твоё имя» уже возглавило список самых кассовых аниме, обогнав даже творения Миядзаки.

  • Романтика, драма, приключения, мистика.
  • Япония, 2016 год.
  • Длительность: 107 мин.
  • IMDb: 8,5.

Это очень красивая история о девушке из провинции и молодом человеке из Токио, которые иногда внезапно меняются во сне телами. После первого удивления молодые люди начинают помогать друг другу в жизни и оставлять подсказки на мобильных телефонах. Но однажды девушка исчезает, а юноша решает во что бы то ни стало найти её. История приобретает сначала мистический, а потом и философский оттенок.

Что ещё посмотреть у Макото Синкая?

Почти всё творчество этого автора объединяет тема любви, преодолевающей любые преграды и расстояния. Учитывая, что Макото Синкай берёт большую часть работы на себя - пишет сценарий, рисует, режиссирует, - то истории получаются очень личными и глубокими. Кроме того, автор прорабатывает до мелочей не только сам сюжет, но и картинку. Например, в работе «Твоё имя» неоднократно можно увидеть блики, какие обычно появляются при съёмках в солнечный день. Это создаёт ощущение, будто пейзажи не нарисованы, а сняты.

У Макото Синкая не так много полнометражных работ, но всё же выделить среди них стоит одну наиболее удачную.

Пять сантиметров в секунду

  • Романтика, драма.
  • Япония, 2007 год.
  • Длительность: 61 мин.
  • IMDb: 7,8.

Три истории, рассказывающие о десяти годах жизни главного героя Такани Тоно. В первой он расстаётся со своей близкой подругой после начальной школы. Они долго переписываются, но потом она переезжает ещё дальше. Герои решают встретиться в последний раз, но сильный снегопад пытается разрушить их планы.

Вторая история о его однокласснице, которая влюбилась в Такани с первого же дня, но не решалась признаться в своих чувствах, пока до окончания учёбы не осталось полгода.

В третьей же Такани Тоно уже взрослый. Спустя несколько лет после окончания университета он расстаётся с девушкой и бросает работу, сам до конца не понимая зачем. Но в один момент он оказывается ровно в том месте, где в детстве гулял со своей подругой. Но снова рядом поезда, которые могут всё разрушить.

Так как же правильно произносить слово «аниме»?

Точного ответа на этот вопрос нет. В японском языке отсутствует привычное русскому уху силовое ударение, поэтому допустимы оба варианта. Но согласно правилам русского языка предпочтительно ударение на последний слог.

– неправдоподобно большие глаза. Доля правды тут есть, особенно это заметно в старых сериалах. Однако впервые применять большие глаза стали как раз представители традиционной мультипликации (достаточно вспомнить Микки Мауса). Режиссеры аниме переняли этот прием, поскольку большие глаза позволяют лучше передавать эмоции. В современных произведениях все чаще можно увидеть более реалистичный вариант прорисовки глаз.

Целевая аудитория

В отличие от обычных мультфильмов, большая часть аниме направлена на взрослую или подростковую аудиторию. Используются более сложные персонажи и сюжеты, требующие тщательного осмысления. Поэтому маленьких детей редко привлекают подобные , да и для семейного просмотра мало кто из них подходят.


Большое внимание предается пейзажам, что позволяет полностью погрузиться в атмосферу действия. Стоит отметить и более продуманный мир, так как развивается долго, необходимо учитывать множество деталей, дабы избежать казусов.


Первые аниме были предназначены не для развлечения. Они несли глубокий философский смысл, который вряд ли мог привлечь молодую аудиторию. Современные произведения многое переняли оттуда.


Еще одна отличительная черта: выделение собственных поджанров со строгими характеристиками. Например, сёнен – это произведения для -подростков с динамичными сюжетами, а сэйнэн – аниме для взрослых мужчин с элементами романтики.

Стиль рисования

Если западные мультипликационные компании уже вовсю используют технологии 3D, то их восточные коллеги делать подобные переходы. Существует множество работ, выполненных в трехмерной графике, однако они редко становятся популярными. Объясняется это тем, что большинство аниме рисует по манге (японскому комиксу), а персонажей там изображаются двухмерными.


Выглядят они, как правило, более реалистично. В аниме преобладают именно живые люди. Почти не существует произведений, где главными героями являются животные, в отличие от тех же работ Диснея. Художники тщательно изучают человеческие пропорции, а также динамику передвижений.


Однако есть черты, которые не совпадают с реальностью. Например, специфическая внешность, делающая персонажа ярким и запоминающимся. Так, например, нередко можно встретить персонажей с розовым цветом волос или огромным шрамом в половину лица.

Видео по теме

Связанная статья

С детства человек привыкает считать себя «венцом эволюции», высшей формой живых существ. Действительно, некоторые склонны противопоставлять человека и остальных представителей животного царства. На самом деле отличий представителей вида homo sapience от других высших животных наберется не так уж и много.

Общих черт у человека и других высших позвоночных гораздо больше: особенности строения организма, наличие сложной высшей нервной деятельности, развитых инстинктов присуще как людям, так и другим . Так же, как и животные, человек стремится в первую очередь удовлетворить свои насущные жизненные потребности: в пище, в безопасности, рода. Как и другие представители стайных животных, он стремится занять определенное место в группе.

Вторая сигнальная система

Но все же главное существенное отличие человека от его четвероногих собратьев состоит в наличии второй сигнальной системы, т.е. речи. Как и животные, люди воспринимают информацию, поступающую в их мозг извне, но только человек способен не просто инстинктивно реагировать на внешние раздражители, но и анализировать их, а также результаты этого анализа себе подобным. Именно наличие речи позволяет человеку мыслить, создавать сложные социальные связи, передавать накопленный опыт следующим поколениям.

Кто-то может , что существенным отличием человеческого общества от сообщества млекопитающих (стаи, стада, прайда) является разумная организация общественной жизни, наличие законов, регламентирующих взаимоотношения его членов. На самом деле, все это также «заслуга» второй сигнальной системы.

В сообществе животных также действуют свои правила и законы, обусловленные их физиологическими особенностями, образом жизни, средой обитания. И порой они выполняются гораздо более четко, нежели законы «писанные», принятые в обществе людей. Другое дело, что люди способны не просто следовать собственным инстинктам, но и понять, насколько рационально их поведение, просчитать дальние последствия своих поступков. На основании этого и регламентируется человеческое поведение, формулируются социальные, нравственные, этические законы.

Животным же такая «творческая переработка» недоступна именно в силу отсутствия у них речи, а следовательно, и мышления в человеческом понимании этого . Естественно, именно благодаря этому человеческие законы более сложны, а отношения в социуме более вариативны, чем в любом самом высокоорганизованном сообществе других представителей класса млекопитающих.

Способность к созидательной деятельности

Второе существенное отличие было бы также невозможно без наличия речи и мышления у человека. Это - способность к созидательной творческой деятельности. Известно, что животные могут также изменять свое поведение в зависимости от изменения условий их обитания. Высшие приматы способны использовать даже простейшие орудия труда (палки, камни). Но только человек обладает умением изобретать новые способы использования уже известных ему предметов и приспособлений, имеет возможность взглянуть под другим углом на привычные вещи и изобрести что-то новое, чтобы облегчить себе жизнь. На этой особенности строится вся эволюция человеческого общества.

Именно способность творчески перерабатывать поступающую извне информацию стимулирует развитие у человека, помимо физиологических, и других потребностей: социальных, эстетических. С другой стороны, человек нередко сталкивается с такой проблемой, как «горе от ума». Чрезмерно превознося возможности, открываемые ему мышлением, он пренебрегает своими природными , перестает доверять им, а это не всегда приносит благо.

Видео по теме