Как рисовать на компьютере мышкой. Какие есть бесплатные программы для рисования на компьютере? А вот как можно нарисовать мультяшную мышку

Я уверен, что вы все смотрели фильм Аватар Джеймса Кэмерона. Сегодняшний урок будет посвящен тому, как нарисовать аватара. Прекрасная планета пандора населена синими существами, люди придумал аватара чтобы управлять им на этой красивой земле. Эти существа имеют гладкую кожу большие глаза и длинный хвост. Аватары очень ловкие и владеют оружием а их передвижные средства это летающие птеродактели. Давайте приступим к уроку.

Для начала нарисуем круг для головы и разметку в нутри него. Далее добавим тело и правую руку. А так же покажем таз и ноги. В коленях нарисуем 2 круга для суставов.

Приступим к рисованиюю лица аватара. Нарисуем глаза, рот и нос.

Продолжаем детализировать лицо. Нарисуем уши и волосы заплетенные в косички как дреды. Покажем глаза более выразительнее.

Добавим ожерелие на шею и нарисуем руку аватара.

Теперь нарисуем плечо и сделаем ожерелье более пышным.

Теперь нарисуем тело аватара, добавим пояс и переходим к руке. Рисуем пальцы и добавим повязки.

Добрый день, уважаемые художники! Сегодня у нас на повестке дня урок рисования, в котором речь пойдёт про Аватара Аанга, именно его мы и будем учиться рисовать.

Очень зрелищное и качественное аниме, посвящённое приключениям мальчика Аанга, который управляет воздухом при помощи магических способностей, вышло в свет в 2005 году. Хотя история длилась относительно недолго, три сезона, она вышла запоминающейся, колоритной и частенько появлялась на различных каналах различных стран, как например, на канале 2х2 в России.

Рисовать Аватара Аанга будет не очень сложно, точнее, не сложнее, чем любой другой рисунок в стиле аниме на нашем сайте. Главное — точно соблюдать все указания, особенно в первом шаге, и тщательно сверять пропорции с нашими образцами. Давайте, собственно, начинать урок о том, как нарисовать Аватара Ааанга карандашом поэтапно!

Шаг 1

Первый этап не особенно отличается от первых этапов других уроков рисования людей, не связанных с аниме. Разве что голова будет несколько крупнее — по большей части, это из-за особенностей строения скелета . В данном случае, самой выразительной особенностью будет размер головы. Она непропорционально крупная относительно тела (по меркам пропорций взрослых людей), это характерно для стикменов .

Шаг 2

Опять же, ввиду возрастных особенностей, второй этап рисовать будет несколько проще, чем в .

Сначала разметим лицо вертикальной (лицевая симметрия, из-за наклона и поворота головы изгибается и смещена влево от нас) и горизонтальными линиями. Горизонтальные линии сверху вниз обозначают:

  • Конец знака в виде стрелки — самое остриё;
  • Линия глаз (находится примерно в районе центра);
  • Линия ;
  • Линия рта.

Под головой рисуем шею — вытянутый цилиндр, от которого проводим к плечам покатые линии. Плечевые суставы, в свою очередь, обозначаем шарами. Плечо и предплечье обозначаем прямоугольниками, правда, предплечье должно плавно (очень плавно) сужаться к запястью.

Тело обозначаем прямоугольником, не забывая ориентироваться на линии из первого шага. Нижнюю часть туловища изображаем в виде перевёрнутого треугольника, от боковых сторон которого отходят верхние части ног — бёдра. Кстати, бёдра тоже плавно сужаются книзу, то есть в сторону коленных суставов.

Шаг 3

Теперь совсем короткий этап. Ориентируясь на лицевые линии из предыдущего шага, нарисуем основные черты лица и, конечно же, не забываем про стрелочку в районе лба.

Шаг 4

А мы продолжаем. Собственно, тут тени очень простые — они представляют собой участки однослойной штриховки средней интенсивности. Вы можете их видеть в районе шеи, под воротником, справа от нас на рукаве и в других областях. Лучше всего сначала наметить участки теней, а затем их закрасить, точнее, заштриховать в один слой.

Вот такой вышел урок рисования Аватара Аанга. Надеемся, у всех получилось. До новых встреч!

В этом уроке вы узнаете, как создать трогательную иллюстрацию с забавными мышками.

При создании рисунка важно обдумать три составляющих: освещение, объем и цвет. Кроме того, вы можете вложить в него какое-то эмоциональное послание.

Видео-урок

Шаг 1

Создаем новый документ File - New (Файл - Новый) и устанавливаем достаточно большой размер. Расширение выбираем 300 dpi, на тот случай, если вы захотите распечатать рисунок. Работать с большим полотном гораздо удобнее, а закончив работу, вы можете его уменьшить до более подходящего размера.

Начинаем с создания на новом слое простого наброска Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) (Shift+Command/Ctrl+N), на котором мы определяемся с композицией. Устанавливаем режим смешивания слоя на Multiply (Умножение) и блокируем его. Я уменьшила непрозрачность до 50%, чтобы контуры не мешали рисовать.

2. Создаем фон

Шаг 1

Под контуром наносим базовые фоновые цвета. Я хочу воссоздать раннее утро с росой на листьях и источником света позади мышей. Мягкой кистью наносим основные цвета, не вдаваясь в детализацию. Фон должен быть фоном и не привлекать к себе слишком много внимания, отвлекая от основных элементов композиции.

3. Добавляем объем

Шаг 1

Создаем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и жесткой кистью рисуем листья на переднем плане. О деталях не беспокойтесь, их будем добавлять по мере работы. Ранние стадии рисования, в большей степени, посвящены анализу и построению композиции. Поэтому на данном этапе набросок должен быть достаточно быстрым и простым.

Шаг 2

Чтобы размыть слой с листьями, переходим (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу). Установите радиус на такое значение, чтобы структура листьев более-менее просматривалась.

Закончив с размытием, добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и устанавливаем его режим смешивания на Soft Light (Мягкий свет). Затем приступаем к нанесению базового слоя со светом: оранжевый - вверху, голубой - внизу.

В данной композиции мне хотелось поиграть с противоположностью цветов - желто-коричневый против сине-зеленого.

4. Мыши

Шаг 1

Начинаем рисовать мышей. Создаем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и в качестве основы используем нейтральный оттенок коричневого. Выберите что-то не слишком темное и не слишком светлое.

Шаг 2

Теперь, над слоем с базовыми цветами, добавляем еще один новый Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой). Преобразовываем его в обтравочную маску комбинацией клавиш Ctrl/Command+Alt+G. Благодаря этому, все, что мы будем рисовать на новом слое, не будет выходить за границы базового слоя.

На этом слое мы будем рисовать базовое освещение для мамы-мыши. Я хочу, чтобы свет был достаточно ярким и насыщенным. Для этого устанавливаем режим смешивания слоя на Hard Light (Жесткий свет). В области головы и рук добавляем оранжевый цвет, а в нижней части зеленовато-голубой оттенок, так как свет, падающий на зелень, поглощает цвет и отражает его на нижней части туловища мыши.

Повторюсь, не детализируйте. Детали будем добавлять в самом конце. Закончив с основным светом, выделяем два слоя и объединяем их в один Command/Ctrl+E или переходим Layer - Merge Layers (Слой - Объединить слои). Если вы не будете группировать и объединять слои, то в конце работы у вас их может быть 100 штук и вряд ли вы сможете с легкостью в них разобраться.

Шаг 3

Закончив с основой, переходим к созданию более четких форм. Добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) и преобразовываем его в обтравочную маску для базового слоя с мышью. Кистью аккуратно начинаем детализировать персонажа, выделяя свет и тени.

Цвета берем с рабочего полотна, чтобы работа смотрелась гармоничнее. Постоянно обращайте внимание на источник свет, где он находится и как влияет на объекты. Если вы не уверены в своих способностях, используйте фотографии, чтобы правильно определить, как будут вести себя свет и тени.

Изучайте принципы света и формы, а не пользуйтесь стилями и фигурными кистями. Я нарисовала много света на голове мыши, чтобы добавить яркости, привлекательности и выделить ее на бледном фоне. У мышей тонкие уши и свет, проходящий сквозь плоть, будет придавать им красноватое свечение.

Шаг 4

Я добавила новый слой и привязала его к основе (Command/Ctrl+Alt+G). Режим смешивания устанавливаем на Soft (Мягкий) или Hard Light (Жесткий свет), исходя из желаемого результата. Жесткий свет имеет более сильное воздействие, но его необходимо использовать аккуратно, стараясь не "сжечь" картинку. Я добавила немного оранжевого оттенка в верхней части туловища и зеленовато-голубого в нижней, чтобы мышь более гармонично сочеталась с фоном.

Шаг 5

Верхняя часть фона слишком темная, поэтому я решила немного осветлить ее с помощью точечного света, как будто солнечные лучи пробиваются сквозь листву. Для этого используем максимально мягкую круглую кисть. Кроме того, я аккуратно начала вырисовывать маленьких мышат, используя ту же технику, что и с их мамой. Добавляем новый слой, затем привязываем его к слою с основой мышат. Грубой кистью наносим базовые цветовые переходы.

Шаг 6

На данном этапе световые эффекты выглядят достаточно тускло и не выделяются. Во время работы очень важно продумывать основные моменты. Каким образом ведет себя свет? Откуда он исходит? Есть ли какие-то преграды на его пути?

Мышонок, который находится ближе всего к маме, будет слегка заслонен ею, поэтому его тело будет не полностью освещено. Я не трогала голову, так как мама-мышь закрывает собой свет, который обтекает ее тело. Хвосты и уши слегка просвещаются, поэтому в этих местах рисуем рассеянный подповерхностный свет и добавляем красноватое свечение.

Шаг 7

В данном рисунке мыши сидят на веточке, с которй пытаются собрать утреннюю росу. Я немного детализировала мышат и добавила новый слой, котрый привязала к основе. Режим смешивания слоя я установила на Hard Light (Жесткий свет).

Аккуратно добавляем оранжевый цвет на ушках, где свет наиболее яркий. Продолжайте работать, пока не будете довольны результатом. Как правило, в таких ситуациях я доверяю своим ощущениям. Я могу определить где света слишком много, а где мало, и исправить это. Доверяйте своим инстинктам и, если что-то не нравится, измените это. Если вам сложно это сделать, попросите друга оценить рисунок. Ваши друзья не должны быть художниками, чтобы понять, где смотрится хорошо, а где не очень.

Шаг 8

Теперь мы переходим к более детальной проработке рисунка. На данном этапе я начинаю рисовать текстуру шерсти. Мыши достаточно пушистые, но это не значит, что нужно прорисовывать каждый волосок. Возьмите кисточку погрубее и делайте короткие мазки по краям, чтобы наметить базовый конутр шерсти. Это очень эффективно при быстром создании шерсти, так как нет необходимости тратить время на вырисовывание каждого волоска.

Я добавила свет на ветке, придав ей объема. Советую при рисовании природных элементов изучать фотографии, а лучше всего выйти на улицу. Как на самом деле выглядит реальная ветка? Как свет взаимодействует с ней? Где она грубее, а где более гладкая? Как текстуру ветки воссоздать в цифровом рисунке?

5. Дорабатываем фон

Шаг 1

Я решила добавить сверкающих от росы листьев. Они будут выгодно контрастировать с основными элементами. Начинаем с рисования зеленой основы на новом слое Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой).

Как и раньше, это всего лишь основа, на которой мы будем добавлять свет. Листья, которые ближе к зрителю нарисованы на отдельном слое, чтобы можно было размыть фоновую траву и придать глубины изображению.

Шаг 2

Я выбрала слой с дальними листьями и слегка их размыла Filter - Blur - Gaussian Blur (Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу). Листья должны достаточно хорошо просматриваться, поэтому используем не такое интенсивное размытие, как раньше Траву на переднем плане оставим четкой. Она примерно на том же расстоянии от зрителя, что и мыши.

Добавляем новый слой Layer - New - Layer (Слой - Новый - Слой) над всеми фоновыми слоями, в том числе и с травой. Устанавливаем режим смешивания на Overlay (Перекрытие) и уменьшаем непрозрачность до 75%. Теперь начнем придавать работе влажную атмосферу. Мягкой кистью морского синего цвета слегка начинаем тонировать фон. Для лучшего результата я добавила корректирующий слой Photo Filter (Фото-фильтр) и установила его на Cooling (80) (Холодный) с плотностью 25%.

Шаг 3

Теперь займемся листиком-чашей и капелькой росы. Для листка создаем базовый зленый слой.

Шаг 4

Листик очень тонкий, поэтому большая часть света будет проходить сквозь него. Та половина, которая ближе к зрителю менее освещена, потому что закрыта второй половиной листа.

Шаг 5

Продолжаем детализировать лист, добавляем контрастности. Насыщенность придает драматизма и привлекательности.

Шаг 6

Рисуем травинку и каплю росы. Обратите внимание, что капля хоть и прозрачная, но все же имеет кое-какую плотность. Листок видно сквозь каплю, но благодаря игре света он преломляется. Для усиления эффекта я добавила маленький блик в верхней части.

Шаг 7

Возвращаемся к фону и продолжаем рисовать листья. Опять таки, если вы не уверены в правильности нарисованного, попытайтесь изучить реальные живые листья и обратите внимание как свет взаимодействует с ними.

Шаг 8

Работая с листьями, я решила улучшить свет на переднем плане.
Мне показалось, что листья слишком яркие, поэтому я добавила новый слой над фоном и установиоа его режим смешивания на Hard Light (Жесткий свет). Бледным темно-зеленым цветом тонируем нижнюю часть изображения. Теперь слишком много зеленого, поэтому создаем еще один новый слой с режимом смешивания Soft Light (Мягкий свет) и тонируем листья синим цветом, чтобы придать эффект влажности. Далее снова создаем слой с режимом смешивания Soft Light (Мягкий свет) и серовато-синим цветом тонируем листья на заднем плане для усиления атмосферы.

В сегодняшнем мире компьютеры все более и более проникают в нашу жизнь. Многие сферы уже просто немыслимы без применения ПК: сложные математические расчеты, проектирование, моделирование, интернет-связь и пр. Наконец, дело дошло и до рисования!

Теперь не только художники, но и простые любители могут запросто попробовать нарисовать какой-нибудь «шедевр» при помощи специальных программ. Вот об этих специальных программах для рисования на компьютере и хотелось бы поговорить в данной статье.

*Отмечу, что рассматриваться будут только бесплатные программы.

1. Paint - программа по умолчанию…

Именно с Paint хотелось бы начать обзор программ для рисования, т.к. она входит в состав ОС ОС Windows XP, 7, 8, Vista и др., а значит ничего скачивать, чтобы начать рисовать - вам не нужно!

Чтобы ее открыть, зайдите в меню «пуск/программы/стандартные «, а затем щелкните по значку «Paint».

Программа сама по себе крайне простая и разобраться в ней под силу даже совсем новичку, недавно включившему ПК.

Из основных функций: изменение размеров картинок, вырезка определенной части изображения, возможность рисования карандашом, кистью, заливка области выбранным цветом и т.д.

Тем кто не занимается профессионально изображениями, тем кому иногда в картинках нужно что-нибудь поправить по мелочи - возможности программы более чем достаточно. Именно поэтому знакомство с рисованием на ПК рекомендую начать с нее!

2. Gimp - мощный граф. редактор

Gimp - мощнейший графический редактор, который может работать с графическими планшетами* (см. ниже) и многими другими устройствами ввода.

Основные функции:

Улучшить фотографии, сделать их более яркими, усилить цветопередачу;

Легко и быстро удалить с фотоснимков ненужные элементы;

Резать макеты веб-сайтов;

Рисование картин с помощью графических планшетов;

Собственный формат хранения файлов «.xcf», который способен хранить тексты, текстуры, слои и пр.;

Удобная возможность работы с буфером обмена - вы моментально можете вставить картинку в программу и приступить к ее редактированию;

Gimp позволят архивировать изображения практически «на лету»;

Возможность открытия файлов формата «.psd»;

Создание своих собственных плагинов (если вы, конечно, обладаете навыками программирования).

3. MyPaint - художественное рисование

Сайт: http://mypaint.intilinux.com/?page_id=6

MyPaint - графичекий редактор, ориентированный на начинающих художников. В программе реализован простой интерфейс вкупе с неограниченным размерами холста. Так же отличный набор кистей, благодаря которому с помощью этой программы можно рисовать на компьютере картины, прямо как на холсте!

Подкупает программа своей простотой, реализмом - картины выходят из под пера практически как лучшие хиты на стенах у профессионалов.

В программе можно выбирать полотна, например, вагоны, стены, автобусы, на которых в дальнейшем творить свои творческие чудеса.

На панельке предусмотрен выбор огромного количества цветов - более 100 шт.! Есть возможность делать подтеки, менять расстояние до поверхности, использовать маркеры и пр. В общем целый арсенал граффити художника!

5. Artweaver - замена Adobe Photoshop

Бесплатный графический редактор претендующий на роль самого Adobe Photoshop. В этой программе имитируется рисование маслом, краской, карандашом, мелом, кистью и пр.

Есть возможность работы со слоями, конвертация картинок в различные форматы, сжатие и пр. Судя по скриншоту ниже - даже не отличишь от Adobe Photoshop!

SmoothDraw - отличный графический редактор, с большим количеством возможностей по обработке и созданию изображений. В основном программа ориентирована на создание картинок с нуля, с белого и чистого полотна.

В вашем арсенале будет большое количество дизайнерских и художественных инструментов: кисти, карандаши, перья, ручки и пр.

Так же весьма не плоха реализована работа с планшетами, в купе с удобным интерфейсом программы - ее смело можно рекомендовать большинству пользователей.

7. PixBuilder Studio - мини фотошоп

Эту программу в сети многие пользователи уже окрестили мини фотошопом. В ней есть большинство популярных функций и возможностей платной программы Adobe Photoshop: редактор яркости и контрастности, есть инструменты для вырезания, трансформации изображений, можно создавать сложные формы и объекты.

Неплохая реализация нескольких видов размытия картинки, эффекты резкости и пр.

Про такие возможности, как изменения размера картинки, повороты, развороты и пр. - и говорить, наверное, не стоит. В общем PixBuilder Studio - это отличная программа для рисования и редактирования на компьютере.

8. Inkscape - аналог Corel Draw (векторная графика)

Это бесплатный векторный редактор изображений, является аналогом Corel Draw. Эта программа для рисования векторами - т.е. направленными отрезками. В отличие от точечных изображений - векторные легко поддаются изменению размера картинки без потери качества! Обычно, такую программу используют в полиграфии.

Стоит здесь же упомянуть о Flash - там тоже используется векторная графика, позволяющая существенно уменьшить размер ролика!

Кстати, стоит добавить о том, что в программе есть поддержка русского языка!

9. Livebrush - рисование кистью

Сайт: http://www.livebrush.com/GetLivebrush.aspx

Очень простая программа для рисования с неплохими возможностями для редактирования изображений. Одна из главных особенностей этого редактора состоит в том, что рисовать вы здесь будете кистью ! Других инструментов нет!

С одной стороны это ограничивает, зато с другой, программа позволяет реализовать многое того, что в никакой другой - вы такого не сделаете!

Огромное количество кистей, настроек к ним, мазков и пр. Причем, кисти вы можете создавать и сами и скачивать с интернета.

Кстати, под «кистью» в livebrush понимается не «просто простая» линия, но и модели сложной геометрической формы… В общем, рекомендуется к ознакомлению всем любителям работы с графикой.

10. Графические планшеты

Графический планшет - это специальное устройство для рисования на компьютере. Подключается к компьютеру через стандартный USB. При помощи пера вы можете водить по электронному листу, а на экране компьютера сразу же в режиме онлайн видите свою картину. Здорово!

Кому для для чего нужен планшет?

Планшет может пригодится не только профессиональным дизайнерам, но и обычным школьникам и детям. При помощи него можно редактировать фото и изображения, рисовать граффити в социальных сетях, легко и быстро внести рукописи в графические документы. К тому же, при использовании ручки (пера планшета) не устает кисть и запястье при длительной работе, как например, при использовании мышки.

Для профессионалов это возможность редактировать фотографии: создание масок, ретушировать, редактировать и вносить правки в сложные контуры изображений (волосы, глаза и т.д.).

Вообще, к планшету очень быстро привыкаешь и если вы часто работаеете с графикой, устройство становиться просто незаменимым! Рекомендуется всем любителям графики.

На этом обзор программ закончен. Удачного выбора и красивых рисунков!