Красная конница малевич. Копия картины казимира малевича "скачет красная конница"

140 лет назад, 23 февраля (11 по старому стилю) 1878 года, родился Казимир Северинович Малевич – основоположник супрематизма и автор одной из самых лучших картин про Красную Армию.

Нисколько не преувеличиваю. Эта картина – шедевр. Любой, кто видел её воочию в Русском музее, это подтвердит. И даже советская власть, отвергавшая остальное творчество художника, была в восторге от этой картины.


На полотне нет загадочных геометрических фигур, соединённых в неоднозначно трактуемую композицию. На нём «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Именно так картину подписал автор.


Завораживающая и выразительная картина разделена на три части: небо, земля и люди с лошадьми – красная конница. Соотношение высоты земли и неба максимально приближено к пропорции 0,618. То есть к знаменитому золотому сечению. Красные конники из трёх групп по четыре ряда всадников стремительно скачут вдаль. Земля нарисована как бы в разрезе – слоями в 12 цветов.


Вообще, число двенадцать на полотне использовано два раза: как видим, это не только двенадцать цветов земли, но и двенадцать всадников. Хоть и разбиты они в группы по четыре, что кому-то может навеять мысли о четырёх всадниках Апокалипсиса, но всё же их столько, сколько было апостолов с Христом. А что, вы думали, только Блок мог видеть, как с красногвардейцами шёл в белом венчике из роз – впереди – Исус Христос?


К слову, картину автор создал в конце 20-х – начале 30-х годов. Но на холсте проставил 1918-й. Год рождения Красной Армии. Чьё столетие мы отмечаем сегодня. И пусть злопыхатели истерят, что в тот самый день ничего выдающегося грозные альбатросы революции не свершили. Что за мелочность? Не тогда, так чуть позже. И будьте проще, как Малевич, который не заморачивался на тему, какую дату проставить:)


И, самое главное, не про врагов красноармейцев художники потом создавали такие впечатляющие полотна. Глаз не оторвать от зрелища того, как по бескрайним русским просторам, в романтической дымке, скачет красная конница! И не видать конца и края – только синь сосёт глаза... И от тайги до британских морей Красная Армия всех сильней!!! Скачет красная конница . 1928-1932 Холст, масло . 91 × 140 см Государственный Русский музей , Санкт-Петербург К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

После того как гусары въехали в деревню и Ростов прошел к княжне, в толпе произошло замешательство и раздор. Некоторые мужики стали говорить, что эти приехавшие были русские и как бы они не обиделись тем, что не выпускают барышню. Дрон был того же мнения; но как только он выразил его, так Карп и другие мужики напали на бывшего старосту.
– Ты мир то поедом ел сколько годов? – кричал на него Карп. – Тебе все одно! Ты кубышку выроешь, увезешь, тебе что, разори наши дома али нет?
– Сказано, порядок чтоб был, не езди никто из домов, чтобы ни синь пороха не вывозить, – вот она и вся! – кричал другой.
– Очередь на твоего сына была, а ты небось гладуха своего пожалел, – вдруг быстро заговорил маленький старичок, нападая на Дрона, – а моего Ваньку забрил. Эх, умирать будем!
– То то умирать будем!
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.
– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.

Перед вами копия картины Казимира Малевича «Скачет красная конница» (1928-1932 год), находящейся в Русском Музее. Эта яркая авангардистская работа не слишком известна современному зрителю, а также замечательно не похожа на другие картины из нашего каталога, что и подтолкнуло нас к приобретению ее копии для нашего магазина.

Советские искусствоведы считали работу прокоммунистической, воспеванием революции, и долгое время это была единственная признаваемая советской властью абстрактная картина художника. В своих манифестах 1915-1916 годов Каземир Малевич действительно приветствует революцию — по крайней мере, революцию в искусстве. Художники-новаторы того времени призывают заметить наконец новую красоту в современной жизни, красоту машин, скорости, техники, нового ритма, темпа... Может быть и красоту революции, красной конницы? «Тела их летают на аэропланах, а искусство и жизнь прикрывают халатами Неронов и Тицианов», — говорил художник о верности академизму в живописи. По нашему мнению, эта картина и есть призыв Малевича «сбросить халаты прошлого» и выйти навстречу современной жизни, находить новые красоты, а красная конница — не большевистская пропаганда, а революция в искусстве. Любопытно, однако, что при этом сам художник использует столь классический (времен Тициана!) прием в построении композиции, как использование «божественной пропорции» (в оригинале линия горизонта делит полотно в пропорции золотого сечения).

Важными задачами для художников начала XX века стали передача скорости («красота скорости вечна») и направления движения (отчасти достигается смещением «центра тяжести» скачущей конницы вправо). Даже название, что интересно, не «Красная конница», а «Скачет красная конница», — важность движения подчеркивается: изображается не конница, а то, что она скачет, движется. При передаче этого движения цельность фигур исчезает, вместо этого мы видим как бы мелькающие части их тел. Это изначально футуристический прием для передачи впечатления движения. Дай художник мчащимся всадникам четкие очертания, цельность фигурам — и он прикрепит их к холсту, как прикрепляются насекомые в коллекции энтомолога, и они, заточенные в позу бега, застынут на одном месте.

Однако в разломах и нарушении цельности предметов Малевич видел не только передачу движения вещей, но и их «разрушение на пути выхода в беспредметное». Кони революции искусства не только на полной скорости мчатся, неся с собой перемены, но и на ходу теряют цельность, ибо перемены эти — грядущее беспредметное творчество, которое Малевич в манифестах супрематизма называется единственно настоящим. Земля под их ногами, не имеющая никакого сходства с реальным миром, есть созидание собственной земли, фундамента нового искусства, где нет места формам натуры.

Искусствоведы советской эпохи видели и в этой «земле в разрезе» веяния материалистической философии. Однако, читая манифесты Малевича, кажется, что раскрашенная плоскость под ногами скачущих коней символизирует именно новые принципы живописного искусства, где нет места повторению, но есть чистое созидание. «Раскрашенная плоскость — есть живая реальная форма», результат акта творения. Истинное творчество вместо повторения , господство над формами натуры — вот самоцель.

Другая цель — освобождение цвета (красок), провозглашаемого Малевичем живописной сущностью, которая всегда убивалась сюжетом. «Краска находилась в угнетении здравого смысла, была порабощена им. И дух краски слабел и угасал. Но когда он побеждал здравый смысл, тогда краски лились на ненавистную им форму реальных вещей». Таким образом, красная конница — революция в искусстве: поиск новой красоты, освобождение цвета и выход в беспредметное. И пусть сейчас мы видим, что новое искусство 20 века не вытеснило, не победило академизма, классики, реализма; что людям остались милы и пейзажи, и цветы, и обнаженные женщины, а живые раскрашенные плоскости так и не полюбились, но интересно все же погрузиться на время в те веяния, те идеи, те громкие революционные заявления авангардистов и футуристов. Они заявляли, в частности, что пишут картины не ради того, чтобы было красиво, но словно против их воли, иногда получалось именно так.

Малевич СКАЧЕТ КРАСНАЯ КОННИЦА


Два наиболее общих места описаний особенностей авангарда вообще и живописного в частности - 1) значительно возросшая по сравнению с предшествующим искусством степень рациональности (оттого и потребовались специальные манифесты различных школ, игравшие роль своеобразных "систем аксиом " соответствующих направлений в искусстве), 2) существенная нацеленность на раскрытие "фундаментальных" сущностей, возвращение к "началам", откуда - родство с архаическим искусством и/или примитивами. Упоминаниями об этих особенностях я, кажется, прожужжал все уши на протяжении книги.

Из данных тезисов вытекает тривиальное следствие: рациональность вкупе с архаичностью дает архаическое рациональное - разумеется, не в его чистом виде (кто знает, как на самом деле думали древние), а в форме проекции на современность. И тогда мы сразу попадаем в ситуацию Предисловия : речь и в данном случае должна идти о той специфически архаической рациональности (она же, само собой, элементарная), которая служит неотъемлемым достоянием современного человека. Не случайны, по-видимому, и хронологические совпадения: авангард как явление родился в тех странах и в тот период, когда светским школьным образованием оказались охвачены репрезентативные общественные слои. Отсюда, возможно, все и выводится: рациональность - поскольку в школе изучаются как раз науки , т.е. рациональные предметы, трактовки; нацеленность на начала - поскольку за партами штудируются исключительно элементарные вещи, относящиеся к началам каждой науки. Еще недавно, до Нового и Новейшего времени, у человека в массе не было особенно существенных поводов всерьез заниматься анализом каких-то начал: с ними, казалось, и так все ясно - см. Св. Писание. Распространение школьного образования нанесло сильнейший удар по иератизму и догматичности общественного мировоззре ния: волей-неволей прививался вкус и к рациональности, и к аналитической нацеленности на начала . Процессы развивались как на сознательном, так и бессознательном уровнях.

В книге упоминались примеры рационального бессознательного в живописи и до возникновения авангарда: скажем, закон перспективы (прямой или обратной) . А в данной заметке хотелось бы сделать несколько замечаний по поводу структуры картины Казимира Малевича "Скачет красная конница…" (1918 - 1928). Как известно, этот самый знаменитый в мире русский художник обладал исключительно конструктивным ("концептуальным") живописным мышлени ем.

Для начала вспомним саму картину:

Во-первых, изображение на картине явным образом разделено на три части: небо, земля, люди (скачущая конница ), что сразу напоминает о трех частях мироздания и заставляет думать (или, скорее, чувствовать), что и в настоящем случае речь идет о построении некоей вселенной (конкретно - новой вселенной). Во вторых, бо льшую часть картины занимает небо, и линия горизонта делит полотно в точном отношении золотого сечения (небо : целому = земля : небу = 0,618. Можете проверить). Ну, с этим приемом мы также отлично знакомы: практически ни одно руководство по проблеме золотого сечения не обходится без соответствующего примера - если в картине есть линия горизонта (небо-земля, небо-море…), то обычно соотношение двух частей и тяготеет к гармонической пропорции. Как на образчик можно сослаться на цитату из работы проф. Тиммердинга . Просто занятно, что в картине Малевича использовано максимально точное соотношение.

В-третьих, нетрудно заметить, что конница как целое, в свою очередь, определенным образом структурирована. Перед нами три группы по четыре всадника (а если присмотреться, то каждый всадник дополнительно "расчетверяется", что призвано передать ощущение четырех рядов). Тройка и четверка - характернейшие числа (см. разделы 1.3 и 1.4), участвующие в организации человеческих представлений о реальности. При этом тройка, если это еще не забыто, в большей степени коррелирует с классическими представлениями, тогда как четверка - со специфически наиновейшими (впрочем, и архаическими). В исторический период, к которому относится рассматриваемая картина, в России происходил настоящий слом господствующих парадигм, что находило свое выражение, в частности, в одновременной актуальности обоих конституирующих чисел: и 3, и 4.

Три группы всадников, полагаю, вполне сродни трем русским богатырям (популярность упомянутого мотива в означенный период может проиллюстрировать, скажем, феномен так называемой буденновки, этого военного головного убора, разработанного в период Первой мировой войны и затем ставшего поп-атрибутом красного кавалериста. Дизайн же буденновки, в свою очередь, - копия древнерусских боевых шлемов, что, вероятно, не удивительно, если вспомнить, что модель была разработана в кругу Васнецова, автора хрестоматийных "Трех богатырей"). Тройственность, сопряженность с мифологемой тройки былинных богатырей (см. ) - свидетельство эпичности происходящего (как по масштабу, так и значению). Четверка - скорее из наиновейшего ряда, выражение рождения концептуального и эстетического мировоззре ния совершенно нового типа, а именно авангардистского (см. там же и многие другие места). Семантика тройки, напомним, - когда события происходят помимо нас (ср.: революция как стихия, как то, что заведомо превосходит человека и происходит помимо его воли и намерений), тогда как четверка - с конституирующим участием "наблюдателя" или активного деятеля, актора. Революция, конечно, есть и то, и другое - это и неуправляемая стихия, и целенаправленный энерги чный проект, результат наших действий. Отсюда актуальность сразу обоих чисел.

В отличие от традиционных изображений, нижняя часть картины, земля представлена не в своем обычном, т.е. внешнем, облике (художник-реалист скорее всего нарисовал бы открытую степь), а как бы в разрезе. Перед нами, повторяю, не фотографически-точное полотно и даже не просто приправленное некоей полузагадочной символической условностью, а по сути чертеж. Речь идет о рождении новой вселенной (проект), о расчете и о представлении скрытой внутренней сути изображаемого. И в этом контекст е не может быть оставлено без внимания, что земля в ее поперечном разрезе состоит ровно из 12 цветов (подыщите, пожалуйста, иллюстрацию повразумительнее нашей картинки). 12 = 3 х 4 - выражение одновременного действия двух формообразующих парадигм, тринитарной и кватерниорной (см. раздел 1.5). Не стану судить об использованной цветовой гамме (честно сознаюсь, моя хроматографическая грамотность сильно хромает, оставим задачу тем, кто более компетентен ), зато само число представляется в высшей степени характерным. Здесь Малевича интересовала своеобразная формула земли , сама ее суть .

Линия горизонта, как сказано, смещена заметно вниз (небу отведена бо льшая часть картины, см. 0,618) - не следует, по-видимому, специально пояснять почему (если захочется, можно освежить в памяти, к примеру, поэму "Двенадцать" Блока или не менее известные строки Вас. Князева "Мы на небо залезем, разгоним всех богов", штурм небесных бастионов - практически расхожий мотив великих революций). Центр тяжести скачущей конницы очевидно сдвинут вправо. Результат - рождающаяся вселенная весьма динамична, и это вполне очевидный ход: если зрительный центр картины смещен вниз и вправо, то в итоге возникает ощущение движения влево и вверх. У этого движения огромные перспективы: как обычные земные (пространство перед конницей заметно больше оставшегося за спиной), так и, если можно так выразиться, небесные, метафизические (движение вверх - ведь это в огромное небо).

Сказанным реестр конструктивных особенностей, разумеется, не исчерпывается - так, можно было бы проанализировать геометрическое распределение трех групп всадников по горизонтали. Однако поскольку в книге подобная задача не затрагивалась, постольку не станем усложнять изложения. Вместо этого подведем краткий итог.

Картина Малевича "Скачет красная конница…" представляется в высшей степени выразительной, энергетически заряженной (как теперь говорят: с отличным драйвом). Она выглядит также вполне характерной для творчества этого исключительно "метафизического", "философического" художника (художник-мыслитель), занимавшегося раскрытием и построением самого фундамента бытия и при этом предельно "математичного" (наверно, не стоит напоминать о "Черном квадрате"). Очередным - и весьма удачным - свидетельством подобной направленности и представляется рассмотренная картина, которая по существу "вычисляема". Художник вычислял рождающуюся и созидаемую им самим вселенную, а нам предоставляется возможность делать то же самое с его произведениями, поскольку соответствующие элементарно-математические реалии принадлежат сразу всем и никому в отдельности.

Сноски:

Кто-то, более иронически настроенный, чем я, не преминет заметить, что создателями авангарда становились в основном весьма молодые люди, еще не отягощенные чрезмерным бременем знаний, т.е. чьи знания в основном и состояли из школьных: простейших рациональных, направленных на начала. Ирония, впрочем, не обязательно уместна: ведь на смену патриархальности в обществе, многознанию в науках, искусствах как раз и приходил новый мир. "Коммунизм - это молодость мира и его возводить молодым"? - Это относится отнюдь не исключительно к данной утопии. Ведь даже сейчас, в период очередных революционных изменений в России, "слишком многознающие" академики превращены в предмет насмешек ("они ничегошеньки не понимают и льют воду на мельницу врагов прогресса") со стороны "молодых реформаторов", прямо объявляющих, что их политическая опора - молодежь, а "старые" - они из старого мира.

Несмотря на то, что изрядная доля нас знакома с этим элементарно-геометрическим законом, при непосредственном восприятии картины он действует скорее по бессознательным каналам (впечатление объемности, реалистичности изображения).

Дотошному читателю, возможно, захочется уточнить, что перед нами не три, а четыре составные части, т.к. помимо людей тут присутствуют и лошади, репрезентанты животного мира. Не вступая в дискуссию, лишь отмечу, что, согласно моему восприятию, люди и лошади скорее представляются неким единым существом - эдаким стадом кентавров, собирательно - конницей (она и на картине выведена весьма обобщенно), т.е. более дробная дифференциация на людей и коней в данном случае не вполне отвечает сути дела. Заметим в скобках: не лишено вероятия, что, скажем, евразийские идеи в значительной степени родственны мифологии конницы тех времен (попутно можно вспомнить и о "Скифах" Блока).

Черный, коричневый, белый и красный - вот некоторые из использованных цветов. Белый и красный - ср. два лагеря Гражданской войны; белый - цвет незапятнанности, чистоты (в национальной почве это все же осталось), красный - цвет крови, традиционного компонента родной земли ("земля, политая кровью"). Черный, коричневый - не менее знаменитые символы почвы. "Blut und Boden", коричневый, белый, красный и черный - эти цвета активно присутствовали в соответствующей символике задолго до национал-социализма и будут присутствовать всегда. Что с остальными цветами Малевича? Желтый - от солнца, от золота (какое значение для земли имеет солнце, а земля для богатства, вероятно, не требует пояснений); то ли фиолетовый, то ли пурпурный (я сам сейчас использую лишь иллюстрацию) - возможно, и царственность...

12 цветов, которыми представлена земля, вызывают дополнительные ассоциации с 12 месяцами, 12 знаками Зодиака (судьба), 12 часовыми делениями на циферблатах хронометров. Не шла ли речь о принципиальной изменчивости природы земли, ее подведомственности времени (в отличие от "вечного" - соответственно, неотструктурированного на картине - неба)? Революция приводит в движение тектонические слои самой истории, перемешивает их, и на картине Малевича составные цвета "перетасованы", наезжают друг на друга. Подобные гипотез ы, впрочем, превосходят формат заметки, поскольку проверка отняла бы слишком много времени и сил.

К:Картины 1928 года

Скачет красная конница - картина Казимира Малевича . В настоящий момент хранится в Русском музее . Написана в 1928-1932 годах, точная дата неизвестна, на многие свои поздние картины Малевич ставил более раннюю дату.

История

Картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, признаваемая официальной историей советского искусства, чему способствовало её название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18 года, хотя на самом деле она была написана позже.

Описание

Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширины земли и неба в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре ряда всадников. Земля нарисована из 12 цветов.

Напишите отзыв о статье "Скачет красная конница"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скачет красная конница

Но Север был защищён глухой стеной веры в то, что говорил... Видимо, они все железно верили, что были правы. Или кто-то когда-то вселил эту веру в их души так крепко, что они проносили её чрез столетия, не открываясь и не допуская никого в свои сердца... И я не могла через неё пробиться, как бы ни старалась.
– Нас мало, Изидора. И если мы вмешаемся, не исключено, что мы тоже погибнем... А тогда проще простого будет даже для слабого человека, уже не говоря о таком, как Караффа, воспользоваться всем, что мы храним. И у кого-то в руках окажется власть над всеми живущими. Такое уже было когда-то... Очень давно. Мир чуть не погиб тогда. Поэтому – прости, но мы не будем вмешиваться, Изидора, у нас нет на это права... Наши Великие Предки завещали нам охранять древние ЗНАНИЯ. И это то, для чего мы здесь. Для чего живём. Мы не спасли даже Христа когда-то... Хотя могли бы. А ведь мы все очень любили его.
– Ты хочешь сказать, что кто-то из Вас знал Христа?!.. Но это ведь было так давно!.. Даже Вы не можете жить так долго!
– Почему – давно, Изидора?– искренне удивился Север. – Это было лишь несколько сотен назад! А мы ведь живём намного дольше, ты знаешь. Как могла бы жить и ты, если бы захотела...
– Несколько сотен?!!! – Север кивнул. – Но как же легенда?!.. Ведь по ней с его смерти прошло уже полторы тысячи лет?!..
– На то она «легенда» и есть... – пожал плечами Север, – Ведь если бы она была Истиной, она не нуждалась бы в заказных «фантазиях» Павла, Матфея, Петра и им подобных?.. При всём при том, что эти «святые» люди ведь даже и не видели никогда живого Христа! И он никогда не учил их. История повторяется, Изидора... Так было, и так будет всегда, пока люди не начнут, наконец, самостоятельно думать. А пока за них думают Тёмные умы – на Земле всегда будет властвовать лишь борьба...