Кто был первым художником Ренессанса.

Первая выставка девятнадцатилетнего Пикассо была устроена в феврале 1900 года в барселонском кафе «Четыре кота». Количество выставленных работ было для молодого художника не малым - 150 рисунков. В основном портреты друзей: поэтов, художников, музыкантов. Эти произведения были тем художественным багажом, с которым неистовый каталонец ринется на завоевание Парижа.

Неудивительно, что уже к столь юному возрасту у Пикассо поднакопилось картин, ведь первой своей серьёзной работой он считал «Пикадора», написанного в восемь лет. «Пикадора», где бы ни обитал Пикассо, он всегда возил с собой в качестве талисмана.

В среднем художники за свою жизнь делают около пяти тысяч работ. Пикассо сделал в десять раз больше - пятьдесят тысяч. Помимо полотен, это бесчисленного множество скульптур, керамики и даже концептуальное видео, где он выдавал рисунки в режиме онлайн.

Все его экспозиции вызывали недюжинный интерес. О цюрихской выставке 1932 года, где демонстрировалось 460 его творений, знаменитый психиатр и визионер Карл Юнг писал: «Пикассо и его выставка являются знамением времени точно так же, как и двадцать восемь тысяч людей, которые пришли посмотреть на эти картины».

Вот и на состоявшемся два дня назад открытии экспозиции Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина залы были битком набиты зрителями.

Представлено 240 экспонатов: 88 картин, 30 скульптур, керамика, рисунки, фотографии, видео. Здесь практически все знаковые шедевры художника. За исключением «Герники» и «Авиньонских девиц».

Что касается первой, то парадный вход музея при помощи многометровых фотографий стал неким стилизованным объёмным воплощением этой картины.

А по поводу второй можно сказать, что на выставке множество эскизов, предшествовавших созданию первого кубистического шедевра. В 1933 году Пикассо скажет в интервью: «Авиньонские девицы»! Это название действует мне на нервы. Сначала картина называлась «Авиньонский бордель». Согласно моей первой идее, здесь должны были быть мужчины, которые есть в эскизах. Студент, держащий череп, и моряк». На экспозиции есть один из уникальных «мужских» эскизов.

Студент - наука. Моряк - приключения и привозное искусство. Бордель - царство покупной животной страсти, чувственность. Пикассо неутомимо примерял на своих полотнах африканские маски на европейские лица, пока они не срослись. Мужчин из картины он решил убрать, чтобы была некая полемическая преемственность с эротическими шедеврами французских классиков живописи: Энгра с «Турецкой баней» и Сезанна с «Большими купальщицами».

На премьерный показ «Авиньонских девиц» в 1907-м Пабло пригласил друзей: Матисса, Брака, Аполлинера. Их реакция - оцепенение и шок! Всё, что испытывают люди, попавшие в катастрофу. А Пикассо и был первым художником-катастрофой, художником-бедствием, художником-стихией!

Матисс рвал и метал! Какой-то критик посоветовал Пабло заняться карикатурой. Жорж Брак, тот самый, что вскоре станет с ним основателем кубизма, воскликнет: «Такое ощущение, что ты накормил нас паклей и напоил бензином». Понравилась вещь только коллекционеру Канвейлеру. Предвидение этого человека позволит ему стать одним из самых состоятельных и влиятельных собирателей живописи на планете.

Только мужество и вера в свой путь позволили Пикассо устоять под шквалом «дружеской» критики. И ни с кем из своих товарищей он не поссорился. Не вытолкал их взашей!

«Руби вырывай
скручивай и бей насмерть
Я пробиваюсь и зажигаю
ласкаю и облизываю
целую и смотрю
звоню во все колокола
пока они
не истекут кровью…»

По этим стихам Пикассо видно: толерантность стоила ему немалых усилий. В нём кипела южная испанская кровь. В то время как холодный и острый, как скальпель, ум Пабло (вслед за Сезанном) выделял в природе геометрические объёмы: шары, цилиндры, конусы. От соединения страсти и аналитики и родился феномен Пикассо. Это безумно агрессивная живопись! Но этим она и интересна!

Красноречив натюрморт «Череп, чернильница и молоток» (1908). Здесь есть все основные инструменты мастера.

Череп - художник творчески использовал энергию смерти, анализа, научно «раздевая» свои объекты. Об импрессионистах он сказал, что они изображали мир, каким его видели, он же, Пикассо, каким его мыслит.

Чернильница - Пабло неплохо владел словом, мог объяснить свои концептуальные ходы, писал абсурдные стихи и пьесы.

Молоток - художник безжалостно разбивал привычные представления о действительности.

Кубизм есть не что иное, как полное разрушение привычного, «видимого» глазу мира. Это - видение ума. Пикассо сначала делал реалистический эскиз, а затем выворачивал его наизнанку своим воображением.

Началось всё с его увлечения древними иберийскими статуэтками (V век до н.э), которые он заметил в Лувре. Секретарь Аполлинера по поручению патрона стал красть эти статуэтки и африканские маски, дабы снабжать ими Пабло. У него уже собралась небольшая коллекция. Через некоторое время один итальянский маляр украл «Мону Лизу» и поднялся большой скандал, вследствие которого накрыли и «африканскую» шайку. Аполлинер взял вину на себя. Поэту даже пришлось немного отсидеть в тюрьме.

Нигерийское и абиссинское искусство воспринималось европейцами как примитивная архаичная экзотика. Пикассо почувствовал мощь ритуальных вещей Африки и Океании. Он признавался: «Меня не интересовали мистические ритуалы, для которых они предназначены, а пленила их совершенная простота форм. Глядя на них, хотелось перерисовать весь остальной мир в мир подвижных метаморфоз, превращений, глазастых элементарных частиц».

Благодаря Пикассо, африканские ритуальные изображения трансформировали до неузнаваемости европейское искусство. Это было похоже на месть африканских богов за порабощение их племён народами Европы. Впервые в арте появилась шокирующая эстетика, даже антиэстетика. С другой стороны, эти ритуальные творения привнесли в европейскую живопись яркость и страсть! Всё то, что дал мировой музыке американский джаз…

На выставке в Москве поражает своей гениальной простотой коллаж «Бутылка пива BASS» (1914). На холст наклеен деревянный кругляшок - бутылочное горлышко. Отдельно тень от бутылки, некое подобие этикетки, бутылочное дно. Всё расфокусировано. И в то же время некое поле держит это вместе. Кажется, если надеть 3D-очки, можно увидеть эту пивную бутылку в объёме.

То же самое конструкции Пикассо: «Скрипка», «Гитара». Эти музыкальные инструменты словно разворочены смерчем, а потом вновь соединены, но с другой последовательностью элементов. И теперь вместо умиротворяющих звуков инструменты стали рычать, визжать, выть! Условно говоря, Пикассо акустическую гитару, на которой исполняли фламенко, сделал электрической, на которой теперь лабают хард-рок.

Что говорить, если даже о пуговицах Пабло заметил: «Очень хорошо, очень мило писать портрет со всеми пуговицами на одежде. Но смотрите! Может наступить момент, когда эти пуговицы начнут на вас бросаться!»

Художник маниакально кромсал реальность. Пикассо-мясорубка. Получался такой мелкошинкованный мир. Особенно в этом смысле интересны переходные работы художника. Из таких - рисунок «Сакро-Кер» (1909-1910): половина пейзажа измолота, а другая - с церковью - осталась нетронутой. Словно видишь храм Христа Спасителя в Москве за несколько часов до взрыва, когда храм поглотит неумолимая атеистическая машина.

Вот как духовидец Юнг описал работы Пикассо на упоминаемой уже цюрихской экспозиции: «Пикассо начинает со всё ещё объектной живописи голубого периода - синева ночи, лунного света и воды, мертвенная синева потустороннего мира Египта. Изменяя цвет, мы опускаемся в преисподнюю. Мир объектов объят агонией, что подтверждают ужасающий портрет сифилитика, туберкулёзника, малолетней проститутки. Когда я говорю «автор», имею в виду ту личность в Пикассо, которая переживает инфернальную судьбу, того человека в нём, который не обращается к дневному миру, но всецело и неотвратимо принадлежит тьме; который следует не общепринятым идеалам добра и красоты, а демонической привлекательности уродства и зла. Это антихристианские и Люциферовы силы, которые поднимаются в современном человеке и порождают всё проникающую предопределённость, затуманенность яркого дневного мира испарениями ада, заражающими его смертельным гниением, и в конце концов, подобно землетрясению, разбивающему его на фрагменты, фракции, невосстановимые руины, осколки, лоскутки и неорганизованные участки».

Нехило? Что-то вроде мистического триллера.

Но публика любит следить за тем, как кто-то отправляется в ад. Это и Орфей. И Одиссей. И Тезей, спускающийся в лабиринт к Минотавру. А если ты и Тезей, и Минотавр одновременно? Пикассо отождествлял с собой и героя, и мифологическое чудовище.

Его внутреннего Минотавра регулярно укрощали женщины. Особенно это удалось русской балерине Ольге Хохловой. Она была таким крепким середнячком в трупе Сергея Дягилева, для которого Пикассо делал декорации. Художник влюбился. Дягилев его предупредил: «На русских девушках женятся» (примерно та же история произойдёт с Дали и Галиной Дьяковой).

Первое, что сделала Ольга, - это запретила Пикассо вытворять с её изображением, что ему заблагорассудится. «Я хочу, - говорила она, - узнавать своё лицо». Начался классический период художника.

Почему Минотавр был укрощён? Ответ в портрете «Ольга в кресле» (1917): то же самое волевое лицо и упрямый подбородок, что у мужа. Ольга и Пабло словно отражения друг друга.

Минотавр терпел восемь лет! Не выдержал он в 1925-м, выдав «Танец». Картина возникла, как чёрт из табакерки: там изображены искажённые до зверского гротеска танцовщицы. Конечно, ведь «я - чёрт!» - любил повторять Пикассо, по свидетельству Ильи Эренбурга.

Этот дьявол-искуситель в 1927-м знакомится у метро с 17-летней Мари-Терез Вальтер и срывается окончательно и с катушек, и с брачного поводка Ольги Хохловой.

Художник признавался, он делил женщин на богинь и половых ковриков. Иногда первые превращались во вторых. «Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом, я от них избавляюсь. Это, возможно, ещё и вернёт мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».

Деструктизма хватало и после его смерти: покончили с собой Мари-Терез Вальтер и его вторая жена Жаклин. Отравился внук Паблито в день похорон своего деда.

Пикассо брал энергию у них, но и отдавал. Окружающие его близкие люди жили на более насыщенном энергетическом уровне. Поэтому после его кончины, когда подпитка пропала, наступила череда самоубийств.

И всё же этот агрессор и проводник в преисподнюю ненавидел самый большой ад на земле - войну, в отличие от другого радикального реформатора искусства, основателя футуризма - итальянца . Пикассо создал одну из самых трагичных антивоенных картин - «Гернику», названную в честь испанского городка, который в 1937-м разбомбили самолёты люфтваффе.

Во время войны Пабло остался в оккупированном Париже (большинство художников смоталось в США, Дали именно у Пикассо одолжил денег на переезд). Во время обыска в его мастерской гестаповцы, увидев фото «Герники», спросили: «Это вы сделали?» «Нет, вы», - парировал Пикассо.

Потом он даже вступил в компартию Франции. Он рисует не только знаменитый «Голубь мира» (1949), но и портрет Сталина (1953), где у генсека - ангельский лик.

Пикассо как-то обронил: «Мне напомнили, что когда я был маленьким, я всё время слышал: «Истина есть ложь». И ещё: «Есть художники, превращающие солнце в жёлтое пятно. Но есть и те, кто, используя своё искусство и ум, превращают жёлтое пятно в солнце».

Мне кажется, он последовательно делал то одно, то другое.

Ближе к моему представлению о Пикассо характеристика, данная художнику поэтом Полем Элюаром: «Пикассо пишет… как Бог или Дьявол».

Его энергия напоминает переменный электрический ток, ежесекундно меняющий направление, но при этом способный крутить мощнейшие двигатели…

Пикассо снабдил как минимум половину всех известных художников XX столетия революционными техниками и приёмами.

Выставка в полной мере показывает, что этот великий и беспощадный мастер, буквально по кирпичику, как конструктор lego, разобрал художественную реальность, а потом воссоздал её в трансформированном виде. На полотнах 1907-1908 годов женщины, изображённые в стиле кубизма, - декоративны. А на картинах семидесятых годов прошлого столетия подобные образы выглядят пугающе живыми.

Самая же светлая, на мой взгляд, картина Пикассо - «Клод, рисующий Француазу и Палому» (1954). Оба ребёнка купаются в лучах любви, идущих из глаз их матери. Эти лучи изображены буквально: как синий и зелёный световые потоки. Кроме душевности, это придаёт картине сакрально-мистический характер.

Лирический, жестокий, смелый, пронзительный, бесчеловечный, сострадательный - Пабло заслуживает все эти эпитеты. Он как деформатор стократ интереснее его же, рисующего «правильно» (таких работ тоже хватает). Пикассо нанёс несколько чувствительных ударов по канонам женской красоты, но от этого выиграли и живопись, и дизайн XX столетия, навсегда ставшие другими.

Первые итоги эпохи Возрождения начали подводить довольно скоро — уже в XVI веке. Тогда-то Вазари и написал: «Джотто был рожден, чтобы просветить живопись».
Джотто был гением своего XIV века; так, как писал он, еще не умели писать художники, жившие до него, и не получалось у тех, что появились после. Его идеи пригодились только живописцам XV в. А XIV столетие не могло похвастаться изобилием гениев, и в Италии равен Джотто только Данте, с которым они дружили.

Джотто родился в предместье Флоренции, но мастерство прославило его по всей Италии, так что он получал заказы в разных городах. Он расписывал церкви и в основном изображал святых, но зрителям нравилось, что персонажи Священной истории, вышедшие из-под кисти Джотто, совсем как обычные люди и испытывают всем понятные чувства. Им можно было сопереживать. Правда, все они еще немного на одно лицо, а здания и пейзажи — это просто идеи зданий и пейзажей. Джотто не вдавался в подробности повседневной жизни, которые научились выписывать художники XV века. Но интересно, что его, как и корифеев Ренессанса — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, занимали в первую очередь люди и их душевное состояние. Джотто был наблюдательным художником. Он знал, в каких случаях люди опускают головы, в каких — разводят руками, и пользовался этим знанием, чтобы передать переживания своих героев. Возможно, Джотто умел даже больше, чем видно по его росписям. Существует предание о том, как он, еще будучи в учениках, изобразил муху на носу одной из фигур, написанных его учителем. Получилось так похоже, что мастер, вернувшись, несколько раз пытался ее согнать. Но на собственных фресках Джотто ни одной мухи не замечено. Может, поскромничал?

Он еще не знал анатомии (художники увлекутся ею значительно позже), но его герои двигаются естественно, как в жизни; он не ведал о теории перспективы, которую изобретут в XV веке, но его фигуры не плоские, как у его предшественников, а объёмные, и росписи имеют глубину, а не только длину и ширину. В будущем живописцы полюбят геометрию — Джотто был не чужд порядку: его фрески в Капелле дель Арена в Падуе заключены в прямоугольники и расположены рядами. Подобно мастерам Возрождения, он был одновременно художником, скульптором и архитектором. По его проекту построена колокольня Флорентийского собора — она так и известна как кампанила Джотто.
Он был признанным гением, и, как это случается с гениями, опередил свое время. Хотя он и оставил учеников, 50 лет после него в живописи ничего интересного не происходило. Только художники следующего столетия оказались на том же творческом пути, по которому шел Джотто, и очень быстро обогнали его. За это искусствоведы не приняли Джотто в эпоху Возрождения, а оставили в Проторенессансе. Первым же художником Ренессанса принято считать его земляка Мазаччо.
Однако Вазари, который был значительно ближе нас к Джотто, считал, что он «обрел истинный способ живописи». Может, так оно и есть?

Мазаччо прожил всего 27 лет и оставил мало работ. Но его фрески служили образцом для многих поколений художников. Изображая изгнание из рая Адама и Евы, он первым из живописцев Возрождения «правильно» написал обнажённые фигуры и устойчиво поставил их на землю. Современников восхищало, что люди на его фресках «совсем как живые», а потомки почтили его память такой эпитафией: Как живописец, я с природою сравнился. Правдиво придавал любой своей работе движенье, жизнь и страсть. Великий Бонарроти учил всех остальных, а у меня учился.

Знаете ли вы, что: фреска — вид живописи, которая наносится прямо на стену. Такая живопись называется монументальной. Слово фреска произошло от итальянского fresco — сырой, свежий, но сама живописная техника появилась задолго до нашей эры, когда итальянского языка не было в помине. Фресковая роспись делается по сырой штукатурке водяными красками.

С ВЫСОТЫ СВОЕГО КАЗАВШЕГОСЯ НЕДОСТИЖИМЫМ ПОЛОЖЕНИЯ на интеллектуальной пирамиде рода Homo мы до недавнего времени были твердо убеждены, что наш вид обладает безусловной монополией на высшее проявление человеческого разума и творческого гения. Но постепенно, под давлением неопровержимых фактов, нам пришлось одну за другой сдавать позиции в тщетном стремлении удержать это мнимое превосходство. Еще в прошлом веке причиной первой сдачи позиций оказалось то, что, как выяснилось, неандертальцы хоронили в земле своих усопших и в знак глубокой скорби и нежной любви к отошедшим в мир иной родным и близким клали цветы на их могильные холмики. "Авторское право" наших далеких предков на исключительную способность символического выражения тоски и привязанности оказалось призрачным. Вторая потеря была вызвана тем, что, как выяснилось относительно недавно, многие хитроумные навыки охоты на крупных животных и секреты выживания в суровых условиях Евразии наш пращур перенял у неандертальца, с которым жил бок о бок на протяжении 10-15 тыс. лет. И вот очередное разочарование: пальма первенства в создании живописных изображений окружающего нас мира принадлежит также неандертальцу, а не нам – столь любимым, дорогим и сверхталантливым.

Доказательством тому – наскальные рисунки в трех пещерах на территории Испании. Возраст всех находок - около 65 тыс. лет, что по меньшей мере на 20 тыс. лет раньше появления современного человека в Европе. Раковины, также обнаруженные в Испании, в пещере Куэва Артон, с высохшими пятнами желтого и красного пигментов и продырявленные, вероятнее всего для сбора бус, по возрасту еще старше. Результаты датировки не оставляют никаких сомнений: и наскальные рисунки, и раскрашенные перфорированные раковины не могут принадлежать нашему предку, они – творения неандертальца. Даже если допустить, что отверстия на раковинах могли появиться естественным путем, то в случае наскальных изображений такое предположение лишено всякого смысла.

ПОЧТИ 150 ЛЕТ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ рассматривали наскальную живопись в качестве глубокого водораздела между неандертальцем и современным человеком. Это мнение стало официальной точкой зрения и перекочевало на страницы школьных и университетских учебников. Однако рядом с упертыми "эволюционными шовинистами", сомневающимися даже в том, что неандерталец закапывал своих мертвецов и систематически пользовался огнем, всегда была горстка ученых, считавшая, что по степени умственного развития неандертальцы никак не отставали от современных людей. Между этими двумя полюсами располагалось "умеренное крыло", полагавшее, что хотя неандертальцы и были когнитивно продвинутыми, но их культурные достижения заметно уступали художественным творениям современных людей. Поэтому, по мнению сторонников этой теории, ставить знак равенства между интеллектуальными способностями неандертальца и современного человека – слишком большая и неоправданная натяжка.

Эта разноголосица у специалистов была вызвана в первую очередь невозможностью прямого установления возраста пещерных рисунков. Причина этого в том, что на большинстве найденных изображений отсутствуют органические остатки, которые могут быть датированы с помощью радиоактивного углерода. Однако в начале 2000-х годов был разработан альтернативный метод датировки – определение возраста тонкого слоя кальцита, образующегося при просачивании грунтовых вод вниз по пещерной стене, на которой находится картина. Вода содержит небольшое количество атомов урана, распадающихся (с постоянной скоростью) на особый изотоп тория, который накапливается в кальците на протяжении тысячелетий. Для определения возраста кальцита необходимо с поверхности рисунка соскоблить несколько частичек кальцита, измельчить их и в полученном порошке измерить процентное содержание изотопов урана и тория. Возраст самой картины, находящейся под слоем кальцита, должен быть по меньшей мере такой же, но в действительности может оказаться и намного старше.

Новая техника датировки была использована для определения возраста пещерных рисунков в различных европейских странах – Италии, Франции, Португалии и Испании. В большинстве случаев возраст изображений попадал в хронологический интервал господства современного человека в Европе – 40-45 тыс. лет назад. Но в трех случаях настенная живопись оказалась слишком великовозрастной, чтобы ее авторство было приписано человеку разумному. К тому же образцы из глубоких слоев кальцита, непосредственно соприкасающиеся с пигментом, имеют еще более древний возраст. Именно этот факт убедил наиболее стойких скептиков в том, что автором пещерных картин был неандерталец.


ПОМИМО НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ ВСТРЕЧАЮТСЯ И ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
древности неандертальской традиции изобразительного искусства и ритуальных обрядов. Одно из них представляет собой пару похожих на природные кораллы структур, около шести метров в поперечнике, собранных из обломков обожженных огнем сталагмитов. Они были найдены спелеологами на глубине более 300 метров в пещере Бруникель во Франции. Датировка показала, что находке около 175 тыс. лет, т.е. автором этой "палеолитической инсталляции" мог быть только неандерталец, который, возможно, построил ее для ритуальных целей.

Второе свидетельство – это искусственно продырявленные цветные раковины съедобных моллюсков сердцевидки и устрицы из Куэва-де-лос-Авион, морской пещеры на юге Испании, где уран-ториевый метод датировки кальцитовой корки, покрывающей найденные образцы, установил возраст более 115 тыс. лет.

Но можно ли ставить знак равенства между художественным творчеством неандертальца и символизмом современного человека? Известно, что 80 тыс. лет назад и даже раньше в Африке наши прямые предки собирали бусы из раковин моллюсков и гравировали абстрактные изображения на яичной скорлупе и на минералах. Некоторые специалисты считают, что творческие достижения неандертальца и ранних форм человека разумного полностью сопоставимы и полагать обратное сродни использованию двойных стандартов. Однако их оппоненты не согласны с таким мнением. Они допускают, что в ряде областей творческой деятельности неандерталец, согласно новым датировкам пещерной живописи, обладал таким же потенциалом, как и современный человек. Но вместе с тем нельзя не видеть различий между двумя видами в познавательной способности и в общем уровне культуры, которые последние находки отнюдь не стирают. Именно благодаря этому неравенству вскоре после своего появления в Европе современный человек вытеснил неандертальца с континента, а затем и со всей планеты.

Несходство между двумя хронологически соседствующими формами рода Homo действительно существует, и никто не собирается его отрицать. Прежде всего - оно генетическое, что приводит к неравенству неандертальца и человека разумного по целому ряду фенотипических признаков, включая когнитивные способности и творческий потенциал. Однако с каждой новой находкой этот разрыв не увеличивается, а постепенно сужается, как и казавшийся непреодолимым раскол среди специалистов относительно первого художника Европы.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452-2 мая 1519) - знаменитый итальянский живописец, архитектор, философ, музыкант, писатель, исследователь, математик, инженер, анатом, изобретатель и геолог. Известен своими картинами, наиболее знаменитыми из которых являются «Тайная вечеря» и «Мона Лиза», а также многочисленными изобретениями , намного опережавшими своё время, но так и оставшимися только на бумаге. Кроме того, Леонардо да Винчи внёс немаловажный вклад в развитие анатомии, астрономии и техники.


Рафаэль Санти (28 марта 1483-6 апреля 1520) - великий итальянский художник и архитектор, работающий в эпоху Ренессанса, охватывающий период с конца XV и первые годы XVI века. Традиционно Рафаэль считается одним из трёх великих мастеров этого периода, наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Многие из его работ находятся в Апостольском дворце в Ватикане, в помещении под названием станцы Рафаэля. Среди прочих, здесь находиться самая знаменитая его работа - «Афинская школа».


Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня 1599-6 августа 1660) - испанский художник, портретист, придворный художник короля Филиппа IV, величайший представитель золотого века испанской живописи. Помимо, многочисленных картин, изображающих исторические и культурные сцены из прошлого, он написал множество портретов испанской королевской семьи, а также других известных европейских деятелей. Наиболее знаменитой работой Веласкеса считается картина «Менины» (или «Семья Филиппа IV») 1656 года находящаяся в музее Прадо в Мадриде.


Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881-8 апреля 1973) - всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве - кубизм. Считается одним из величайших художников повлиявшим на развитие изобразительного искусства в XX веке. Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс. работ (по другим данным 80 тысяч).


Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853-29 июля 1890) - знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. По мнению многих экспертов, Ван Гог является одним из величайших художников в истории европейского искусства, а также одним из самых ярких представителей постимпрессионизма. Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс. рисунков и 133 эскизов. Его многочисленные автопортреты, пейзажи и портреты являются одними из самых узнаваемых и дорогих произведений искусства в мире . Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи».


Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475-18 февраля 1564) -всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. Самой известной работой художника, пожалуй, являются фрески на потолке Сикстинской капеллы. Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид». Из произведений архитектуры - дизайн купола базилики Святого Петра. Интересно, что Микеланджело стал первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была написана ещё при жизни.


На четвёртом месте в списке самых известных художников мира находится Мазаччо (21 декабря 1401-1428) - великий итальянский художник, оказавший огромное влияние на других мастеров. Мазаччо прожил очень короткую жизнь, поэтому биографических свидетельств о нём немного. Сохранились лишь четыре его фрески, которые, без сомнения, являются работой Мазаччо. Другие, как полагают, были уничтожены. Наиболее известной работой Мазаччо считают фреску «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Италия.


Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577-30 мая 1640) - фламандский (южнонидерландский) живописец, один из величайших художников эпохи барокко, известен своим экстравагантным стилем. Считался самым универсальным художником своего времени. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Он написал многочисленные портреты, пейзажи и исторические картины с мифологическими, религиозными и аллегорическими сюжетами. Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность.


Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571-18 июля 1610) - великий итальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века. В своих работах Караваджо умело использовал контрасты света и тени, фокусируясь на деталях. Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн. Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.


Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - знаменитый нидерландский живописец и гравёр, который считается величайшим и самым известным художником мира. Автор около 600 картин, 300 офортов и 2 тыс. рисунков. Характерной его особенностью является мастерская игра с эффектами света и глубокими тенями. Наиболее известной работой Рембрандта считается четырёхметровая картина «Ночной дозор», написанная в 1642 году и хранящаяся сейчас в Государственном музее Амстердама.

Поделится в соц. сетях