Музей в крепости Раддуш. Славянские находки

Славянская крепость Раддуш (нем. Slawenburg Raddusch) — реконструированный в 1990-е гг. макет крепости лужицких славян. Высится у одноименной деревни близ города Фечау (Шпревальд) в федеральной земле Бранденбург, рядом с федеральной автомагистралью 15.

Западная крепость славян — Славенбург (Slawenburg) расположен в старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии — Дольной Лужице — Niederlausitz — федеральная земля Brandenburg. Сейчас здесь находится интересный музей древне-славянской архитектуры — "Slawenburg-Raddusch". Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-ых годов 20 века.

Раньше это был славянский город-вара Дольна Лужица (9 век нашей эры). Крепость представляет собой одно из примерно сорока изначально существовавших в Нижней Лужице славянских круглых оборонительных сооружений. Эти крепости сооружались славянами — предками современных лужичан — в IX-X вв. н. э. и служили убежищами проживавшему поблизости населению.

Высокая концентрация данных крепостей в Нижней Лужице связана с постоянным давлением со стороны германцев в этом регионе. Крепость была сооружена из деревянных блоков, вокруг неё был выкопан ров, заполненный водой. Внутренние полости деревянной конструкции были заполнены песком, землёй и глиной.

Музей — это реконструированный славянский замок представляющий собой крепость 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м).

Круглый вал-стена высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.

Современное сооружение выполнено при помощи технологии, весьма близкой к технологии средневекового оригинала. Внутри находится музей, где представлена экспозиция «Археология в Нижней Лужице», конференц-зал и ресторан. В экспозиции представлен период за последние 12000 лет истории региона.

Древние славяне в ходе "Великого переселения народов" пришли на земли современной Саксонии в VI века н.э. Сегодня не представляется возможности восстановить события процесса заселения этих мест. Предполагается, что там, где славяне пересекали Эльбу (Лабу), они встречались с германскими племенами и устанавливали с ними добрососедские отношения. Славяне в то время представляли собой несколько этнических групп.

По свидетельству современной истории, примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён лужичан, лютичей, бодричей, поморян и руян, которых сейчас называют полабскими славянами. Эти племена, утверждают ортодоксальные историки, во второй половине VI века сменили «германские» племена лангобардов, ругов, лугиев, хизобрадов, варинов, велетов и прочих, обитавших здесь в античные времена.

Однако многие исследователи утверждают, что существует «удивительное совпадение племенных названий полабских, поморских и других западных славян с древнейшими, известными на данной территории этническими наименованиями рубежа первых веков нашей эры», упомянутыми в римских источниках. Всего таких парных, совпадающих античных и средневековых славянских названий племён, живших в данной местности, известно около пятнадцати. А это означает, что славяне жили на территории Германии, как минимум, с этих самых первых веков.

Большую часть западно-славянских племён, постигла незавидная участь. В начале X века начался немецкий Drang nach Osten (поход на Восток), в ходе которого западные славяне были частью вытеснены со своих земель, частью обращены в христианство и ассимилированы, а большая часть их была просто истреблена в ходе Крестовых походов против западных славян.

Раддуш давно утратил своё оборонительное значение, однако ещё в начале XX века отчётливо распознавался как кольцевидное деревянное сооружение. Во время существования Германской Демократической Республики остатки крепости предполагалось снести в связи с планируемой добычей бурого угля. В связи с подготовкой к этому в 1984 и 1989/1990 гг. здесь были проведены археологические раскопки, при этом был обнаружен идол возрастом около 1100 лет.

Восточнее Эльбы (Лабы) и Заале (Залавы) жили славяне — ободриты, лютичи, сербы и лужичане. В регионе Анхальта селились сербы и вильчане. Славяне жили родовыми общинами. У славян того периода были на высоком уровне развиты ремёсла, военное и торговое дело. Районы проживания были поделены на поля и нивы протяжённостью 10-20 километров вдоль рек, озёр и долин. В центре как правило возводилась родовая крепость, которую окружало несколько десятков жилых и хозяйственных дворов с земельными наделами разной величины.

В настоящее время в Восточной Германии известны сотни славянских круглых крепостей. В районах протекания реки Заале известно около 40 славянских крепостей, более 100 крепостей насчитывается в области между реками Эльба (Лаба), Заале (Залава) и Одер (Водра). Строительным материалом всех этих славянских замков, как и в случае с поселением "Slawenburg-Raddusch" являются деревянные брёвна и земля…

Оригинальный замок в Радуше имел в диаметре 58 метров, был окружен рвом шириной 5,5 метров. Имел в семи метровых стенах двое ворот. Во дворе замка находился деревянный срубной колодец глубиной 14 метров и разнообразные жилые и хозяйственные постройки. На крепостном валу находится широкая боевая площадка огороженная с внешней стороны плетнём из веток ивы. Отсюда открывается широкий вид на Лужицкий ландшафт.

Славянская крепость Раддуш сама по себе уникальна и только ради нее уже можно ехать под Берлин, но специальная композиция, которая открыта в строении – небесный диск из Небры стала настоящей сенсацией и заставила тысячи туристов посетить это незабываемое место.

Великая крепость Раддуш и небесный диск

Славянскую крепость Раддуш возвели предки теперешних лужичан в IX-X веках. Крепость представляет собой оборонительное сооружение круглой формы. В давние времена она не раз спасала жизни населения и служила им защитным убежищем от врагов. Для того чтобы крепость смогла выполнять максимально полноценно свои оборонительные функции ее внутренние полости заполняли глиной, землей и песком.

В Лужице ранее таких строений было немало. Но к 963 г. маркграф по имени Геро, атаковал и захватил всю территорию Нижней Лужицы, таким образом, поставив точку на Раддуше, как на крепости стратегического и военного значения. Шли года, и крепость теряла свой внешний облик. На этом ее великая история могла бы и закончится, но ей была уготовлена повторная известность и слава.

В начале двадцатого столетия ее еще можно было распознать как крепость кольцевидной формы с деревянной основой. Далее была реконструкция. Сегодня же сооружение выполнено с помощью технологий, которые максимально приближены к технологиям старинного оригинала.

Археология в Нижней Лужице

Туристы могут увидеть не только крепость, но и посетить в любое время года. Ежедневно там открыта интересная композиция «Археология в Нижней Лужице», благодаря которой можно много узнать о необыкновенной истории крепости, страшных сражениях и истории всего данного региона, в общем. Также вы увидите интересную выставку, что посвящена так называемому «небесному диску из Небры». Это старинный артефакт, который был обнаружен нелегальными археологами и кто знает, чтобы с ним было, если бы не работа швейцарской полиции. Благодаря задержанию нарушителей, археологическая ценность была изъята и доставлена для всеобщего обозрения в музей.

Диск выполнен из бронзы с элементами золота. На нем изображена Луна, Солнце и тридцать две звезды, в том числе и известные Плеяды, про которых в древние времена было сложена немало легенд. Ученые до сих пор не знают, для чего именно мог использоваться этот диск. Также вы увидите древний колодец, браслеты, мечи, топора, игрушки, которые ранее служили славянскими ритуальными фигурками и многое другое.

Первые крепости славян были достаточно примитивными, что тем не менее вполне соответствовало уровню военного искусства того времени. Арабский географ Аль-Бакри, живший в X веке, видел, как славяне возводят свои укрепления. "И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту".

По гребню вала ставили деревянную ограду - частокол или заполот (стена из вертикально врытых на некотором расстоянии друг от друга бревен, соединенных между собой горизонтально уложенными бревнами или плахами). Подобную ограду позднее сменила более надежная крепостная стена из срубов-городен.

Деревянным укреплениям на Руси отдавали предпочтение главным образом благодаря обилию материала, богатым плотницким традициям и скорости возведения. Первую каменную, вернее каменно-деревянную, крепость, датируемую VIII веком, археологи открыли под Старой Ладогой на Любшанском городище. К числу древнейших русских каменных фортификаций относятся также крепости на Труворовом городище под Изборском (IX век) и в Старой Ладоге (конец IX века).

В XI-XIII веках среди множества деревянных крепостей, покрывавших густой сетью русскую землю, начинают появляться каменные фортификационные сооружения. Как правило, это отдельные башни и прясла стен (пространство между башнями). В Киеве, например, были построены Софийские ворота и Золотые ворота с Благовещенской надвратной церковью. В Переяславле следует вспомнить Епископские ворота с церковью святого Федора Стратилата и примыкающие к ним отрезки стен, во Владимире - Золотые и Серебряные ворота.

К началу монголо-татарского нашествия каменных крепостных сооружений на Руси оказалось все-таки слишком мало. Феодальная раздробленность Руси и превосходная осадная техника у монголов привели к тому, что русские деревянные крепости после отчаянного и по большей части кратковременного сопротивления были сметены монголами. Столицы княжеств Рязань и Владимир, имевшие первоклассные по тем временам укрепления, пали соответственно на шестой и пятый день осады. А феноменальную семинедельную оборону небольшого Козельска можно объяснить не только мощью укреплений и мужеством защитников (другие города оборонялись не менее яростно), но и его исключительно выгодным положением в речной петле. Вторжение завоевателей прервало естественное развитие отечественного каменного фортификационного зодчества на полтораста лет. Традиции сохранялись и развивались только в Новгородской и Псковской землях, не затронутых монгольским нашествием.

Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, стали костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие Россию от Дальнего Востока до Швеции. Особенно много деревянных крепостей было на юге, где они служили ячейками многочисленных укрепленных линий и засечных черт, преграждавших дорогу крымским татарам в центральные уезды России. В анналах отечественной истории сохранилось немало случаев, когда неприятель, вооруженный самыми современны ми по тем временам стенобитными орудиями, неделями в бессильной ярости топтался у обгорелых стен того или иного деревянного городка и в конце концов с позором удалялся.

Деревянные крепости можно очень быстро построить, и в этом одно из главнейших их достоинств. Даже небольшую каменную крепостицу нужно строить несколько лет, в то время как возведение большой деревянной крепости за один сезон, а то и меньше, было делом обычным.

На театрах военных действий и в районах, где строительство было небезопасно из-за возможного нападения неприятеля, широко применяли метод сборного строительства. Папский посланник так описал поразивший его военно-технический прием: "После того, как инженеры предварительно осмотрели места, подлежащие укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений; затем, после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со значками, позволяющими разобрать их и распределить в постройке, спускают вниз по реке, а когда они доедут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, из рук в руки; разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, а в то время являются и их гарнизоны".

Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск. Крепостные стены протяженностью около 2,5 километра, множество домов, складов и церквей были возведены всего за месяц. А в годы Ливонской войны сборным методом около Полоцка "с неслыханной быстротой" поставили несколько русских крепостей: Туровлю, Сушу, Красну, Козьян, Сокол, Ситну, Улу, Копие.

Музей древнеславянской архитектуры - "Slawenburg-Raddusch" с высоты птичьего полёта.


В старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии - Дольной Лужице - Niederlausitz - федеральная земля Brandenburg, находится ещё один интересный музей древне славянской архитектуры - "Slawenburg-Raddusch". Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-ых годов 20 века. Всего, с начала работ в 1999 году в проект музея было инвестировано 5,5 миллионов дойч марок.


Начало строительства замка в 1999 году


Музей - это реконструированный славянский замок представляющий собой крепость 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м). Круглый вал-стена высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.


Немецкий сайт даёт такую информацию: древние славяне в ходе "Великого переселения народов" пришли на земли современной Саксонии в VI века н.э. Сегодня не представляется возможности восстановить события процесса заселения этих мест. Предполагается, что там, где славяне пересекали Эльбу (Лабу), они встречались с германскими племенами и устанавливали с ними добрососедские отношения. Славяне в то время представляли собой несколько этнических групп.


Манекены в музее изображающие древних славян


Восточнее Эльбы (Лабы) и Заале (Залавы) жили славяне - ободриты, лютичи, сербы и лужичане. В регионе Анхальта селились сербы и вильчане. Славяне жили родовыми общинами. У славян того периода были на высоком уровне развиты ремёсла, военное и торговое дело. Районы проживания были поделены на поля и нивы протяжённостью 10-20 километров вдоль рек, озёр и долин. В центре как правило возводилась родовая крепость, которую окружало несколько десятков жилых и хозяйственных дворов с земельными наделами разной величины.



Археологические находки. Экспозиция музея.


В настоящее время в Восточной Германии известны сотни славянских круглых крепостей. В районах протекания реки Заале известно около 40 славянских крепостей, более 100 крепостей насчитывается в области между реками Эльба (Лаба), Заале (Залава) и Одер (Водра). Строительным материалом всех этих славянских замков, как и в случае с поселением "Slawenburg-Raddusch" являются деревянные брёвна и земля...


Колодец


Оригинальный замок в Радуше имел в диаметре 58 метров, был окружен рвом шириной 5,5 метров. Имел в семи метровых стенах двое ворот. Во дворе замка находился деревянный срубной колодец глубиной 14 метров и разнообразные жилые и хозяйственные постройки.



На крепостном валу находится широкая боевая площадка огороженная
с внешней стороны плетнём из веток ивы.
Отсюда открывается широкий вид на Лужицкий ландшафт.





Музей в крепости Раддуш. Славянские находки. July 30th, 2012



Внутри реконструированной славянской крепости 9-10 вв. Раддуш расположился довольно большой и интересный музей, в котором представлена вся долгая и богатая история этих мест начиная с первобытных охотников и собирателей и кончая средневековьем. Особенно заинтересовали коллекции древнеславянских находок и более древней лужицкой культуры.

Макеты крепости Раддуш.

и реконструкция её окрестностей

Особый интерес представляет найденная при раскопках колодца деревянная деталь, интерпретируемая археологами как "идол". Действительно, очень похожие по стилю изделия были найдены при раскопках языческих храмов в Гросс Радене, Пархиме в Мекленбурге и святилища в Ральсвике на Рюгене. Деталь не содержала каких-либо изображений или резьбы, кроме сквозного отверстия в центре, по предположениям археологов, служившего для закрепления этой детали. Верхняя часть напоминает человеческую голову и шею, но довольно условно. Едва ли это идол в прямом смысле этого слова, скорее деталь украшения какого-то здания, вполне возможно, языческого храма. На заднем плане ещё одна деталь со сквозным отверстием и углублениями неясного назначения, также найденная при раскопках колодца.

Также в музее было немало керамики типа Торнов, среди которых один горшок заслуживает особого внимания. Это ещё один из редких примеров нанесения на славянскую керамику не стандартных орнаментов, а детально прорисованных сцен. известны также из Мекленбурга. Одни исследователи предполагают, что такая керамика могла использоваться для особых ритуалов, "чародейства", другие же видят в ней лишь обычные бытовые сцены. Как бы то ни было, находка довольно редкая.

Следующую находку интерпретируют как "деталь резного подноса".

К редким находкам из крепости Раддуш можно отнести и искустно отделанное маталлом ведёрко. Подобные ведёрки известны и в других западно-славянских землях, в основном из погребений. Оригинал и реконструкция.

В экспозици музея представлено также немало сельскохозяйственных и ремесленных инструментов и бытовых вещей вроде серпов, ковшей, ключей, гребней или таких вот ножей. Подробнее на них останавливаться не стал.

Женские украшения.

Реконструкция одного из типов древнеславянских курганов.

Фигурки, подписанные в музее как "игрушки". Хотя, с таким же успехом это могли быть и ритуальные фигурки, каких немало известно в славянских землях.

Восковая табличка и стилусы. К сожалению век был не подписан.