Не хлебом единым фраза. Не хлебом единым жив человек значение

296 0

Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3-4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: па-писано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.


Значения в других словарях

Не хлебом единым жив человек

Поговорка о том, что человеку следует не только интересоваться материальными благами, но и жить духовной жизнью. Он занятой человек, ему, как говорится, не до звёзд. Но… не хлебом единым жив человек. Бывает ведь в жизни и так, что одно неизгладимое впечатление навсегда раскроет душу человека навстречу красоте… А может быть, он просто привык к таким чудесам? (Т. Калугина. Светит полночная радуга). ...

Не уходи, побудь со мною

Из романса «Не уходи, не покидай» (1900), написанного композитором Н. Зубовым на слова поэта М. П. Пойгина: Не уходи, побудь со мною, Здесь так отрадно и светло, Я поцелуями покрою Уста, и очи, и чело. Не уходи, побудь со мною. Я так давно тебя люблю. Своею лаской огневою И опою, и опьяню... ...

Не учите меня жить!

Из романа (гл. 22) «Двенадцать стульев» (1928) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Одна из наиболее любимых фраз Эллочки Щукиной (см. Эллочка-людоедка), словарный запас которой насчитывал всего 30 слов. ...

Не хочу быть шутом ниже у Господа Бога

Из письма (8 июня 1834 г.) А. С. Пушкина (1799-1837) к жене: «...Теперь они смотрят на меня, как на холопа, с которым можно им поступать, как им угодно. Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть тутом ниже у Господа Бога». «Ниже» в переводе с архаичного русского языка «даже». Пушкинские слова - парафраз известных слов М. В. Ломоносова, ставших крылатыми (см. Не токмо у стола знатных...

«Не хлебом одним будет жить человек» (Матф. 4:4)

Как эту фразу понимают наши современники?

У этой цитаты есть продолжение. То есть, если мы будем слышать Бога, доверять Его промыслу, исполнять Его волю - это и будет жизнь. Потому что хлеб - тоже от Него.

Светлана, 41 год, беженка из Луганской области, г.Липецк:

Для меня это - когда мой сын рядом. Когда любимый приезжал домой. Когда "животина" со мной. Когда сестра с племянником выразит желание быть вместе.

Мария, 24 года, временно не работает, г. Ахен (Германия):

Хлеб отождествляет материальные вещи. А для жизни человек нуждается в духовной пище, Богообщении и Богопознании. Это нужно для спасения души. Люди умеют жить одним "хлебом", особенно в европейском обществе, но, думаю, для жизни души этого маловато.

Дарья, 26 лет, госслужащий, г.Севастополь:

Для жизни человеку куда важнее духовная пища. Это и отличает нас от животных.

Антон, 29 лет, сотрудник агентства недвижимости, г.Киев:

Воспринимаю это как жестокий стёб на современные ценности общества. Хотя если учесть, что выражение появилось задолго до того, как сложилось современное общество, - хочется плакать. Люди уже тысячелетиями обладают, как минимум, зарисовками конструктивного пути развития, а «воз и ныне там». Фраза намекает на то, что человек - это что-то сложнее и выше простой животины с набором физиологических потребностей. Должна быть подпитка и постоянный рост внутреннего, духовного мира. С умением сопереживать, любить, прощать, думать. Иначе человек рискует скатиться до уровня животного, либо войти в конфронтацию с собственным внутренним миром.

Святоотеческое толкование:

Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. Живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея, также встречается это выражение. Когда Иисус был впустыне и держал долгий пост, «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

Этот общеизвестный образ фигурирует как в Ветхом, так и в Новом Завете, и смысл его вполне понятен. Фактически, он означает, что наши потребности не ограничиваются удовлетворением лишь материальных нужд. Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное удовлетворение представлено как фундаментальная жизненная потребность, сравнимая с потребностью в пище. По существу, на тех же позициях стоят и все другие религии и духовные традиции: чтобы жить, нам необходима «пища для души». По моему мнению, это верно в совершенно буквальном смысле. Состояние нашей духовной жизни напрямую связано с функционированием нашего тела, в том числе с обменом веществ, пищеварением, дыханием и всеми остальными видами физиологической деятельности. Но мы нередко пренебрегаем своими духовными потребностями или недооцениваем их. Конечно, имеются некоторые признаки того, что на смену подобному поведению постепенно приходит иное - у людей вновь возникает осознание духовных ценностей. .

И тем не менее материалистическая ориентация, под влиянием которой мы находились столь длительное время, повлекла весьма серьезные последствия, тесно связанные с распространенностью в современном обществе склонности к вредным привычкам. Коль скоро мы не в полной мере осознаем необходимость духовных достижений, нет ничего удивительного в том, что многие люди неверно понимают истинные потребности человеческого духа. Они открывают для себя великое множество гиперстимулирующих видов деятельности и такое же количество способов снятия напряжения, заменяя ими состояние «действительно высшего класса» -именно то глубокое переживание, которое Роберт Джонсон называет экстазом.
Это-то и прискорбно, ведь экстаз нам необходим. Мы нуждаемся в нем так же остро, как в пище, воде и воздухе. Но в современном западном обществе эта основополагающая человеческая потребность не осознается в полной мере. За последние тридцать лет мы существенно продвинулись в понимании того, насколько ухудшилось наше физическое окружение, и в преодолении такого рода тенденций. А вот столь же решительно осознать свои духовные потребности нам пока не удалось. В проблеме вредных привычек я вижу прямое следствие этой фундаментальной оплошности.
В каждой культуре, во все эпохи человеческой истории люди испытывали потребность в экстатическом переживании - в наслаждении того или иного рода, выходящем за рамки повседневной реальности. Различные культуры пытались удовлетворить эту потребность множеством всевозможных способов, и некоторые из этих способов оказывались куда более духовно ориентированными, чем все прочие.
В XIX веке русский писатель Федор Достоевский утверждал, что человек может чувствовать себя удовлетворенным, только получая от общества три вида переживаний - чудеса, таинства и духовное руководство, и что переживания эти куда более важны для него, чем удовлетворение материальных потребностей. Человек, испытывающий то или иное пагубное пристрастие, по всей видимости, верит, что с его помощью он сможет обрести чудеса и таинства, а отсутствие духовного руководства делает такой взгляд еще более соблазнительным. Вместо того чтобы считать пристрастившихся просто-напросто слабыми людьми, а то и преступниками, я предпочитаю видеть в них тех, кто губительным для них самих, но все же вполне понятным образом откликается на духовный вакуум, скрывающийся за нашим материальным изобилием.
Мы все ощущаем последствия этого духовного вакуума, В зависимости от того, кто мы есть, и от тех обстоятельств, в которых оказываемся, мы откликаемся на него одним из множества способов. Однако в нашем обществе человеческий отклик на духовные в своей сущности устремления сплошь и рядом принимает материальные формы.

Чопра Дипак

Некрасов Анатолий – Построение пространства Любви

– фраза эта общеизвестна и является образом и Ветхого, и Нового Заветов, смысл же ее понятен любому. Смысл данного образа заключается в том, что материальные блага не являются единственно необходимыми для человеческих существ, и высказана данная мысль в форме поистине категоричной. Базовую платформу в жизни человека создает удовлетворение духовное, потребность в котором подобна потребности в пище. В сущности, любая религия, любая духовная традиция зиждется на подобной мысли: любая жизнь в первую очередь нуждается в пище духовной.

Не хлебом единым жив человек - утверждение это верно не только в переносном, но и во вполне буквальном смысле: физиологические процессы, происходящие в организме человека, функционирование человеческого тела, обмен веществ, пищеварение и даже дыхание напрямую связаны с духовной жизнью индивидуума. Однако большинство людей не только недооценивают свои духовные возможности и потребности, но зачастую полностью игнорируют их. Конечно, со временем возможно изменение поведения и установок и возвращение восприятия духовных ценностей, однако влияние ориентации материалистической, оказываемое на человечество слишком долгое время, создало последствия по-настоящему плачевные, став источником для распространения в общественной среде склонностей к пагубным пристрастиям.

Странно удивляться тому, что люди частично или полностью не способны понять настоящие потребности духа, ибо они не имеют способности осознать необходимость достижений духовных. Зато люди имеют возможность открывать для себя способы для избавления от напряжения и стимулирующие виды деятельности, используя их в качестве замены состоянию того глубокого переживания, каким является настоящий экстаз.

Этот факт по-настоящему печален, поскольку любому человеку экстаз необходим наравне с пищей, водой и воздухом, хотя в современном мире эта поистине базовая потребность человека вряд ли осознается в полном объеме. За последние десятилетия люди смогли осознать факт того, насколько сильно изменилось к худшему их физическое окружение, и предпринять определенные меры для исправления данной тенденции. Но гораздо хуже дело обстоит с осознанием потребностей духовных, присущих каждому. И проблема пагубных пристрастий вытекает из недостатка этого осознания.

Экстатические переживания в виде потребности свойственны всем людям, и эта потребность проявляла себя во всех культурах и во все эпохи нашей истории в виде наслаждения различного рода, способного выйти за пределы повседневности. Многие культуры искали способы для удовлетворения подобных потребностей, и некоторые из них были ориентированы на духовность в большей степени, нежели другие.

Русский писатель XIX века Ф.Достоевский говорил о том, что удовлетворение доступно человеку только тогда когда он может получить от общества переживания трех видов: таинства, чудеса и руководство духовного порядка, причем переживания эти намного важнее, нежели существующие материальные потребности. Пагубные пристрастия для людей, лишенных руководства духовного, становятся решением тем более соблазнительным, что при помощи его они надеются обрести и таинства, и чудеса. В сущности, подобных людей можно воспринимать не столько как тех, кто подвержен слабостям или по сути своей является преступником, а как тех, кто губительным для них образом стремится заполнить духовную пустоту, образовавшуюся на базе материального изобилия.

Дорогая церковь, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас! Благодать вам и мир да умножатся!

Пусть Бог укрепит вас, даст мудрости и терпения, благословит и сохранит вас от всякого зла!

Библия говорит: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф.4:4). Первое, что понятно из слов Иисуса Христа — каждый человек нуждается в хлебе. Хлеб, т.е. пища, жизненно необходима для поддержания наших сил, выполнения необходимой работы, требующей наших усилий, и без своевременного пополнения этих сил, человек просто не сможет выжить.

Но дальше Иисус Христос говорит не менее важную мысль: человек живёт не только физической пищей. Для нормальной жизни нам необходимо слово, исходящее из уст Божьих. Как физическая пища жизненно необходима для нашего физического человека, так слово Божье необходимо для нашего внутреннего человека, для нашей души.

Слово Божье, записанное в Библии — это всего лишь текст, состоящий из букв и слов, который «оживает» для тех, которые общаются с Автором Библии и знают Его лично. Можно получить письмо от неизвестного человека и оно особенно не обрадует, о чем бы там не говорилось. Когда же мы получаем письмо от родного или близкого, реагируем совсем по-другому. Но гораздо лучше общаться с этим человеком лично. Поэтому, Бог хочет, чтобы мы не просто читали Библию, как книгу, но общались с Ним «устами к устам», «лицом к лицу», получая живое слово от живого Бога через Писания.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Матф.8:5-8). Сотник получил конкретное, живое слово от Бога в свою ситуацию, и слуга его был исцелен! Таким словом и будет жив человек! Мы все нуждаемся именно в таком слове, которое наполняет нас внутренней силой!

Без внутренней силы от Бога мы не сможем сделать в жизни ничего хорошего. Физически слабый человек, который не ел несколько дней, может понимать, что ему нужно делать, но у него просто не будет сил для этого. В жизни многих христиан происходит то же самое: своим умом они понимают, как жить и поступать правильно, но у них не получается это по одной причине - нет внутренней силы.

Апостол Петр говорит о верующих, как о тех, кто “силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1 Петра 1:5). “Соблюдаемых” означает “сохраняемых”. Спастись, прийти на небо мы не можем своими силами – энтузиазма не хватит. Это возможно только силою Божьей! Каким образом мы получаем эту силу? “Силою Божиею через веру”, которая приходит «от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим.10:17).

Слово Божье является решающим фактором в нашей жизни. Без слова, пребывающего в нас, проблемы неизбежны. Иисус Христос обращается к людям, полным проблем: “И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал” (Иоанна 5:38).

О чем первом мы думаем, когда только просыпаемся и начинаем наш день? О срочных звонках, неотложных делах и окружающих нас проблемах? Что первое для нас, то и является нашим богом. Почему в Ветхом Завете Бог говорил о первенцах, первых плодах, первых снопах? Неужели Он хотел что-то отнять у людей? Нет, не отнять, но показать людям, кто на самом деле их бог.

Бог хочет быть нашим Богом. И Бог открывает Своё слово и говорит с теми, для кого Он является Богом, с теми, для кого Он - на первом месте.

Если просыпаясь, мы отделяем своё первое время для того, чтобы провести его с Богом, остаток дня пройдет в Божьем благословении и устройстве. Для многих людей это кажется невозможным. Но это время стоит того, чтобы отделить себя и пребывать в Царстве Божьем, которое “не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

Нормальная христианская жизнь – это когда наше сердце наполняет не страх и суета, не чувство вины и осуждения, но праведность, мир и радость! Иисус Христос пришел, чтобы дать нам жизнь с избытком, но как это происходит практически? Когда при всей своей занятости первое время мы отдаем Богу. Не сделав этого, всё равно мы все свои силы потратим на решение проблем в течение дня, и большую часть – на совершенно ненужные вещи, суету, заботы, переживания. Так не лучше ли эти силы потратить на то, чтобы в начале дня пребывать в общении с Богом?

Без общения с Богом наша жизнь становится, как не заправленный автомобиль: мы пытается куда-то ехать, чего-то достичь, но ничего не работает, мы стоим на месте. Пытаемся навести порядок, но получается еще больший беспорядок. Мы без конца “улаживаем свои дела”, но рано или поздно всё приходит в упадок.

Дорогие братья и сестры! Наша жизнь может измениться и стать другой, если только мы решим каждый день, с постоянством начинать свой день с молитвы и Слова Божьего. Проблемы будут решаться уже не только нашими силами или расчетами, но Бог Сам будет помогать нам и устраивать всё удивительным образом, располагая сердца людей, давая нам всю необходимую мудрость и понимание во всех наших делах. Когда слово от Бога внутри нас, мы будем полны жизненной силы, потому что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

С любовью во Христе,
ваш брат и пастырь Леонид Падун

This entry was posted on Август 1, 2015 at 21:17 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.