Новая мариинка изнутри как устроен новый театр и почему он такой. Самые яркие кадры открытия мариинского театра

В Мариинском театре мы бываем 1-2 раза в год, как правило на итальянских операх. Не пропустили и Премьеру оперы Джузеппе Верди "Сицилийская вечерня" (I vespri siciliani) в апреле 2017 года.

С тех пор как открылась новая сцена Мариинки, мы попадаем на спектакли исключительно на нее. Гостям города, наверное, интереснее побывать на исторической сцене, но нам, как постоянным жителям сейчас нравится и новая сцена тоже. На мой взгляд зал спроектирован для зрителей гораздо удобнее: в партере от первых рядов к последним идет плавное повышение и кресла расположены в шахматном порядке. Таким образом, даже если перед вами сидят высокие люди, все будет прекрасно видно. На исторической сцене очень сложно с комфортом высидеть в бенуаре, бельэтаже и на ярусах на местах, которые удалены от центра и расположены ближе к сцене. Стульчики развернуть нельзя и приходится сидеть вполоборота. Очень устает шея, когда смотришь несколько часов в одну сторону. На новой сцене кресла развернуты в сторону сцены, каждый последующий ряд выше другого и расположены в шахматном порядке. Поэтому брать можно практически любые места.

Я обычно покупаю билеты он-лайн. Есть возможность повыбирать по цене и расположению, чтобы были оптимальные. Мои любимые места это Партер 22 ряд серединка (сзади никто не сидит, только люди в Бенуаре на приличном расстоянии). Обычно эти места чуть дешевле, чем в целом в партере, а вид и акустика прекрасные. Еще нравятся боковые места 1-3 и 26-28 на 19 ряду.

Перед 15 рядом широкий проход и смотреть достаточно комфортно.

Если цены на эти билеты кусаются мы обычно берем Бенуар 3 ряд места 1-2.


На схеме они как будто прямо у сцены, но на самом деле близко к центру.



Обычно именно на эти места цена ниже при хорошем расположении и обзоре. И на них обычно действует спец.цена.

Про премьеру Сицилийской вечерни. В оригинальной версии действие происходит в Палермо 1282 года и закручено вокруг восстания сицилийцев против власти французов. В постановке Мариинского театра действие перенесено в Нью-Йорк 1920 года в период сухого закона и итальянских мафиози (те же сицилийцы) в Америке. К Палермо отсылает лишь название ресторана, в котором происходит действие. Таким образом, постановка получилась более понятной широкой публике. Красивые декорации, костюмы, действие динамичное и зрелищное. На мой взгляд, это больше развлекательное времяпрепровождение, чем прикосновение к искусству. Но, нам в целом понравилось.


Мариинка 2 открытие

Медовый оникс Мариинки-2

Валерий Гергиев: «Мы хотели построить настоящий театральный квартал!»


Два абсолютно контрастных здания, объединенных общим именем « », словно два брата, старший и младший, с разницей в 230 лет, стоят сегодня совсем рядом, держась за руку стеклянного моста. 10 лет строительства и 22 миллиарда рублей – вот и воплощен в жизнь новый уникальный проект. Маэстро Гергиев, довольный своим детищем, активно готовится к открытию новой сцены 2 мая, в свой юбилейный День Рождения.

Архитектурное решение

Свой юбилей, 60 лет, Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, генеральным партнером которого выступает банк ВТБ, как и принято у истинных любителей своего дела, будет отмечать на сцене – на новой сцене современного и высокотехнологичного театра Мариинки-2.

«Мы хотели построить не просто новый театр. Наша задача куда глобальнее – настоящий театральный квартал! Мне кажется, эта задумка вполне удалась! Новый театр прекрасен и отлично вписывается в уже состоявшуюся композицию старого театра и концертного зала!» – поделился своими впечатлениями Валерий Гергиев после акустического теста на новой сцене, куда позвали журналистов оценить качество звука и внутреннее убранство театра.

На самом деле, с архитекторами и строителями у Мариинки не складывалось изначально. То проект всех порадовал, но оказался не жизнеспособен, то изначально утвержденная куполообразная концепция показалась слишком вычурной для исторической части города. В итоге был приглашен канадец Джек Даймонд – талантливый специалист, на счету которого всемирно известные постройки, такие как Зал Сиднея Хармана в Вашингтоне, концертный зал «Дом симфоний» в Монреале, центр исполнительских искусств в Сент-Катарине в Канаде, Центр исполнительских искусств «Времена года» в Торонто и многие другие. Последний, кстати, и вдохновил Валерия Абисаловича на сотрудничество с Даймондом. «Я видел этот зал и он впечатлил! Хочу сказать, что сейчас он считается современным образцом дизайна театральных залов. Только представьте, из 2000 мест – менее четверти отстоят от сцены на расстоянии более 30-ти метров. Это придает эффект настоящей вовлеченности зрителей в сценическое действо. И ни на одном месте зритель не испытывает помех в видении сцены. А у нас во многих театрах продают даже такие билеты, откуда совсем ничего не видно! В новой Мариинке такого точно не будет – все зрители останутся довольны!» – рассказывает Валерий Гергиев.

И действительно, журналисты, во время акустического теста перемещающиеся по залу с одного мягкого итальянского сиденья на другое, с партера на балкон, единогласно подтвердили – сцену видно хорошо везде!

За строительными лесами

В Санкт-Петербурге так исторически сложилось, что классические здания, которые составляют основную часть архитектуры города, состоят из трех основных компонентов: каменная или кирпичная база высотой от трех до шести этажей; вертикальные пропорции с регулярно расположенными оконными проемами и неким облегчением фасада в виде самых разных колоннад, портиков над входами, а также – металлические крыши с мансардными окнами, дымоходами и другими элементами кровли. Фасадное решение Мариинки-2 – это как раз современная интерпретация именно этих компонентов: каменная база высотой около 5-6 этажей и вертикальные по пропорции оконные проемы, а вместо классических портиков для облегчения однообразия фасадов и обозначения входов введены большие эркеры из несущего стекла.

У огромных стеклянных окон своя идея – когда стоишь в фойе театра, пространство расширяется и перед тобой открывается вся улица, точнее даже – складывается ощущение, как будто ты становишься частью этой улицы и самой , которая расположена совсем рядом. Ты наблюдаешь за всем происходящим за окном, видишь прохожих на улице, а они тебя и то, что происходит в фойе театра. Внутренняя отделка – по-своему уникальна. Она одновременно является и частью внешнего оформления. Фойе отделано панелями из медового оникса. Этот камень специально закупали в Иране, привозили в Петербург, где аккуратно распиливали на пластины и шлифовали. Общая площадь отделки составляет примерно 4000 квадратных метров, а высота самой большой панели – около 12-ти метров. Джек Даймонд рассказал, что выбран именно такой цвет и материал не случайно - когда вечером перед спектаклем в театре загорится свет и прольется медовым оттенком на улицы, театр преобразится и приобретет торжественный вид.

Акустический тест

Главный повод, по которому собрали журналистов в новой Мариинке – проведение акустического теста в просторном зрительном зале на 2000 мест. Мероприятие заинтересовало большое количество СМИ – вторую Мариинку действительно ждут, негласно называя ее в народе «Открытием десятилетия».

Валерий Гергиев лично продирижировал фрагменты из опер Чайковского, Верди и Мусоргского. С первых же нот стало понятно, что акустика действительно потрясающая! И даже если ты не профессионал в этой области, нельзя не отметить уникальное звучание – как будто музыканты играют не в оркестровой яме, а вокруг тебя. Архитектор Даймонд в интервью за интервью обращал внимание на то, что именно звучание становилось в центр его сооружения – учитывая многие звуковые особенности, проектировали этот уникальный театр.

Решение самого зрительного зала базируются на проверенной и надежной форме для оперного театра – форме подковы. Однако и тут есть отличие – в исторических театрах преломление звуков низкой, средней и высокой частоты осуществлялось, как правило, через классические декоративные элементы – колонны различных масштабов, кривизну передней части балконов, а также барельефы путти и орнаментальные гирлянды. Современный эквивалент был достигнут более органичным способом. Модернизм заключается в особой форме выпуклости всего зрительного зала и, в частности, задней стены. Естественная акустика создается с помощью гипсовых стен ручной работы, изготовленных из полос твердого гипса различной размерности. Натуральность звуку придает деревянная облицовка из резонирующей ели, причем древесина для отделки поступала не в досках, а выпиливалась из цельных стволов, что имеет особое значение для акустики.

За кулисами

Качеством звука остались довольны и сам дирижер, и большинство слушателей – придирчивых критиков и журналистов, а когда занавес открылся, то всех поразила невероятная глубина сцены – 80 метров! Закулисная часть нового Мариинского также существенно отличается от исторического оперного театра: технически это чудо автоматизации с передовыми производственными, артистическими и административными помещениями. С особой гордостью рассказывает Валерий Гергиев о новых возможностях театра – теперь, благодаря современному техническому оснащению сцены, можно ставить даже самые сложные по декорациям постановки. Если раньше на сбор и разбор некоторых элементов декораций необходимо было потратить до 5-дней, из-за чего наступал вынужденный перерыв в репертуаре, то на новой сцене такого не будет. Мариинка-2 будет работать бесперебойно, выдавая максимальное количество театральных шедевров. «При нынешнем техническом оснащении мы утром можем показывать детский спектакль, а вечером – давать самую сценографически сложную постановку». При этом одновременно на репетиционной сцене может идти полноценная репетиция, в зоне монтажной – осуществляться сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Также планируется, что новый театр будет обеспечивать производство необходимого инвентаря как для нового, так и для старого зданий.

Приятно удивили и другие нововведения – например, собственная звукозаписывающая студия, в которую звук в режиме реального времени будет попадать со сцены. И даже телевизионная студия с возможностью трансляции любого в формате HD.

Валерий Гергиев решил показать журналистам и то, что обычно скрыто от посторонних глаз, – служебную часть театра со столовыми, репетиционными залами, коридорами и комнатами. Все продумано до мелочей: современный дизайн, независимые друг от друга системы акустики во всех залах для репетиций, естественный свет от больших окон. Места в новом театре хватит всем: общая площадь новой Мариинки – около 80 000 кв. м, но здание, стоит заметить, не выглядит слишком огромным. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Помимо главной сцены есть репетиционная и арьерсцена (задняя часть сцены), репетиционные залы для хора, оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше. В фойе есть специальный «уголок», который назван «камерным пространством», и там, прямо на многочисленных ступеньках, могут устроиться 300 зрителей, чтобы послушать отдельную программу. А из расположившегося на крыше амфитеатра открывается замечательная панорама Петербурга. Этот амфитеатр, вмещающий до 200 человек, будет использован уже в ходе музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».

Открытие Мариинки-2 обещает быть звездным. Ожидаются Ильдар Абдразаков, Ольга Бородина, Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Алексей Марков, Евгений Никитин, Рене Папе, Екатерина Семенчук, Михаил Петренко, Сергей Семишкур, Екатерина Кондаурова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Владимир Шкляров, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Леонидас Кавакос. Выступят и учащиеся Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, хора, детского хора и Симфонического оркестра. Дирижер – Валерий Гергиев, отмечающий в этом году 25-летие руководства театром, режиссер-постановщик концерта – Василий Бархатов, художник-постановщик – Зиновий Марголин.

Сумма, в которую обошлась новая сцена (ре-конструкция Большого театра стоила 35,4 мил-лиарда). В 2006 году новую Мариинку обещали построить за 5 лет, бюджет оценивали в 9,5 миллиарда и объясняли, что отказ от проекта архитектора Доминика Перро, придумавшего накрыть театр фантастическим золотым куполом, все еще сильнее удешевит. В итоге Мариинка открывается с опозданием — 2 мая 2013 года, в день, когда худрук театра Валерий Гергиев отметит свой 60-летний юбилей.

400 замечаний

Количество недочетов, которые Главгосэкспер-тиза нашла в проекте отправленного в отставку архитектора Доминика Перро. Француз обошел в архитектурном конкурсе сильных конкурентов (среди них — Эрик ван Эгерат, Ханс Холляйн, Арато Исодзаки) и заключил с Мариинкой контракт, который оценивают в 20 миллионов евро. Через 5 лет его отстранили, но замдиректора его бюро в России Людмила Лихачева считает, что проект не понравился Гергиеву сразу, как и сам архитектор: «Две звезды не договорились». По мнению других экспертов, Перро предупреждали, что он должен нанять правильных российских субподрядчиков, но он этого не сделал. Зато по его проекту успели снести целый квартал — в том числе одну школу и конструктивистский ДК имени Первой пятилетки.

80 метров

Общая длина новой сцены — фактически размер футбольного поля. Друг за другом расположились три пространства: основная сцена, арьерсцена и репетиционная сцена. Они разделены звуко-непроницаемыми занавесами. Соответственно, пока идет один спектакль, можно монтировать декорации к следующему и репетировать третий. Это станет действительно важно через три года, когда основную сцену Мариинки закроют на реконструкцию и все оперы и балеты будут ставить только на новой сцене.

Даймонд и Шмитт

По выражению Валерия Гергиева, «наша палочка-выручалочка». Имеется в виду не слишком амбициозное канадское бюро Diamond Schmitt Architects, специализирующееся на функциональных стеклянных параллелепипедах. От Перро решили оставить начинку: подземные этажи, фойе, атриум, общую планировку, а на отделку фасада объявили новый тендер. Его выиграло созданное по этому случаю петербургское Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений — а канадцы выступили в качестве консультантов на удобных русской стороне условиях. Хотя проект бюро оказался самым дорогим (около 155 долларов за квадратный метр против средней российской цены 50 долларов за метр), а о фасаде не сказал доброго слова ни один из архитектурных критиков или разгневанных горожан, сроки исполнения и связи со Смольным оказались важнее. Член тендерной комиссии, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский сказал, что у него канадцы за такую дипломную работу получили бы удовлетворительно. А карьера конструкторского бюро пошла в гору: они также выиграли тендеры на реконструкцию БДТ и Консерватории, участвуют в строительстве «Лахта-центра» и стадиона «Зенит-Арена».

Зрительный зал

Сделанный в форме подковы зал на 2000 мест — рациональное пространство без лишних украшений. Здесь нет «слепых мест» — всю сцену видно даже с самой высокой точки. Стены отделаны специальными акустическими гипсовыми панелями, ярусы разделены панелями из бука и дуба, кресла серые, в меру удобные — вот, собственно, и все. Кроме главного зала есть еще площадки -поменьше — для камерных концертов, лекций и выставок. Летом обещают задействовать тер-расу на крыше — но пускать полюбоваться на -город будут, кажется, не всех подряд.

«Макдоналдс»

Одно из народных прозвищ театра, среди прочих — «Мариинская впадина», «Универмаг -«Мариинский», «Маразминка». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский назвал здание «градостроительной ошибкой».

«Мешки с мусором»

Самый первый и по-своему эффектный проект новой Мариинки, который предложил лос-анджелесский архитектор Эрик Мосс — абстрактные объемы из матового стекла. Он же придумал выражение «брошенные на землю мешки с мусором». Гергиеву проект очень нравился, но «Мешки» не соответствовали российским техническим нормам, поэтому в 2003 году и решили объявить злополучный международный конкурс больших архитекторов (см. «400 замечаний»).

Оникс

Слоистый минерал, который любят использо-вать в интерьере дорогие азиатские отели. В фойе новой Мариинки — гигантские панели из оникса, подсвеченные светодиодами изнутри. По мнению Валерия Гергиева, благодаря желтому сиянию невзрачный стеклянный фасад заиграет совершенно другими красками.


«Очень живая акустика»

Характеристика звуковых возможностей новой сцены, которую дал Валерий Гергиев. С ним согласны оперная прима Анна Нетребко и балерина Майя Плисецкая, которая считает, что деревянная отделка зала — залог хорошего звука. Однако один из побывавших на акустическом тесте музыковедов, просивший не называть своего имени, утверждает: «В восторге от акустики журналисты новостных изданий, которые записали все, что им сказал Гергиев. Но почему так резко, грубо звучит знаменитая мариинская медь, которая славится своей мягкостью и округлым звуком? Почему проваливается хор, почему солистка лучше звучит из глубины сцены?» Представители Мариинского поясняют, что зал — тоже инструмент, к которому еще надо приноровиться.

Переход в стену

Мостик, брошенный через Крюков канал между старым и новым зданиями театра. Самый спорный архитектурный элемент, к тому же упирающийся в глухую стену старой Мариинки: пройти через него нельзя. «Переход между двумя зданиями откроют после реконструкции исторического здания. У Перро он в проекте был, а у Diamond Schmitt Architects его не было. Поскольку историческое здание под охраной, разрешение будет, только когда пройдет реконструкция, — фасад разбирать надо», — поясняет парадокс главный инженер новой сцены Михаил Новиков.

Хрусталь Swarovski

Одна из люстр «Сваровски» украшает Царскую ложу на 30 мест и имеет 6 режимов работы: сотрудники театра считают самым красивым эффект «Рой мотыльков». Хрустальными бусами освещено и фойе театра. Вообще, продумав игру отражений, архитекторы не позаботились о дамах, которые будут подниматься из фойе на второй этаж: лестница прозрачная.


Строительство

Как передаёт НТВ, новый генпроектировщик - КБ высотных и подземных сооружений - было создано в Петербурге всего два года назад. Согласно информации бюро, сейчас оно работает более чем на 20 городских объектах. Оно занимается строительством высотных многофункциональных гостиничных и жилых комплексов. Однако назвать конкретные адреса уже выполненных проектов руководство бюро отказалось. Известно, что стоимость контракта по второй сцене Мариинки составляет 320 миллионов рублей.

Примечания

Хронология событий

  • 14.07.2008. Федеральные власти, похоже, отказываются от проекта купола Мариинки-2 из-за больших проблем с его созданием, несмотря на то что за это творение Доминик Перро уже получил 7,5 млн евро (при полной стоимости контракта в 20 млн евро).
  • 04.08.2008. ОАО «Генеральная строительная корпорация» с понедельника, 4 августа, начало работы на стройплощадке второй сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге по новой комплексной технологической схеме, теперь при возведении объекта будут использоваться, в частности, технологии «стена в грунте» и «топ-даун». Новые решения были разработаны специально для реализации этого проекта.
  • 26.09.2008. Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации подвела итоги аукциона на проведение работ по устройству крепления котлована для сооружения подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Победителем стало ОАО «Генеральная строительная корпорация». Работы по укреплению котлована будут завершены к 1 декабря.

В течение двух месяцев на площадке пробурят 2278 скважин, 2190 из них зацементируют. Таким образом будет создана ограждающая конструкция, которая будет поддерживать котлован и здания вокруг стройплощадки. Данная технология называется «джет граунтинг» (струйная цементация). Стоимость заказа - 450 млн рублей.

  • 25.02.2009. Строители заливают стены постоянных конструкций первого этажа будущего театра. Все, что происходило на объекте до этого, называлось технологическим процессом (укреплялся грунт , формировался фундамент).

По его словам, в первоначальном проекте, который выиграл на конкурсе в г., было много новаторских решений, «но после тщательного анализа, который проводился в течение 3 лет, выяснилось, что было допущено почти 4 сотни технических ошибок». В итоге контракт был расторгнут, авторские права выкуплены, а на доработку проекта ушёл ещё год. Лишь в г., после одобрения госэкспертизы, начались полномасштабные строительно-монтажные работы.

  • 28.07.2009 Конкурсная комиссия выбрала компанию, которая получит госконтракт по проектированию фасадов, кровли и интерьеров второй сцены Мариинского театра. Победило петербургское ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» (ВИПС).

ВИПС представил на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, который компания собирается выполнить за 9,5 месяца и 300 млн рублей .

Примечания

Ссылки

  • «Проверки выявили одно нарушение: мы не купили валенки нашему геологу»
  • Купол опустили до котлована //Газета «Коммерсантъ» № 74(3891) от 04.05.2008
  • История балета Мариинского театра в книге «Три века петербургского балета»

См. также

Ошибка цитирования Для существующего тега не найдено соответствующего тега


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мариинский, Евгений Пахомович
  • Марийская традиционная религия

Смотреть что такое "Мариинский театр (вторая сцена)" в других словарях:

    Вторая сцена Мариинского театра - Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    Мариинский театр - Координаты: 59°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. / 59.925556° с. ш. 30.296111° в. д. … Википедия

    Государственный академический Мариинский театр

    Государственный академический Мариинский театр (Санкт-Петербург) - Один из старейших театров России Государственный академический Мариинский театр ведет свою историю с 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета для управления зрелищами и музыкой, а 5 октября -… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мариинский 3 - Открытие Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это единственный в России театрально концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями… … Википедия

    Театр*

    Театр - I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кировский театр - Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова - Координаты объекта: 59.925556, 30.29611159°55′32″ с. ш. 30°17′46″ в. д. /  … Википедия

    Ленинградский театр оперы и балета - академический им. С. М. Кирова, один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Историю театр ведёт с 1783, когда в Петербурге открылся Каменный… … Большая советская энциклопедия


Здание театра в 2014 году
Прежние названия Государственный Приморский театр оперы и балета
Тип театра музыкальный
Основан 2013 год
Жанры опера , балет , концерт
Здание театра
Местоположение Владивосток Владивосток
Адрес ул. Фастовская, 20
Телефон +7 (423) 240-60-60
43°06′03″ с. ш. 131°53′52″ в. д. H G Я O L
Строительство -2013 год
Вместимость 1390 мест (большой зал), 312 мест (малый зал)
Руководство
Ведомство Мариинский театр
Директор Анна Касаткина
Художественный руководитель Валерий Гергиев
Главный дирижёр Павел Смелков
Главный балетмейстер Эльдар Алиев
Главный хормейстер Лариса Швейковская
Главный художник Пётр Окунев
Сайт Официальный сайт
Приморская сцена Мариинского театра на Викискладе

Приморская сцена Мариинского театра (до 1 января 2016 года - Государственный Приморский театр оперы и балета ) - театр оперы и балета во Владивостоке . Открыт 18 октября 2013 года .

Описание [ | ]

Театр спроектирован по образцу оперного театра в Коянe . При создании интерьеров и оборудования использовался детальный акустический проект. Большие карманы сцены позволяют монтировать декорации параллельно ходу спектакля. По оценке экспертов, театр вошёл в десятку лучших залов России. Здание театра проектировало АО ТПИ «Омскгражданпроект».

Театр уникален не только по составу творческих и технических специалистов [ ] , но и по техническому оснащению. В здании расположено три подземных (два технических) и семь надземных этажей. 14 лифтов, в том числе два грузовых. В театре есть 20 гримёрных (артистических) комнат, рассчитанных на 2, 4 и 10 человек. При строительстве театра были учтены и потребности зрителей с ограниченными физическими возможностями: есть специальные лифты для колясочников, пандусы и съезды.

Большой зал выполнен в форме подковы; его вместимость при максимальной загруженности составляет 1 356 мест. Большая сцена спроектирована так, что неигровое пространство за сценой совпадает с ней по площади (ширина 18 м, глубина 12 м).

В Малом зале проводятся концерты камерной музыки и небольшие балетные спектакли, также это хорошая площадка для проведения обучающих семинаров и мастер-классов. Максимальная вместимость этого зала - 305 мест. Особенностью Малой сцены является возможность совмещения уровня партера с уровнем сцены. Таким образом, с помощью передвижных конструкций партер становится единым со сценой пространством.

На тестовые концерты и прослушивания для консультации приезжали специалисты из Японии (в частности, из компании «Yamaha») и Южной Кореи. Для лучшего распространения звука в залах при строительстве театра использовали натуральные материалы, делающие звук более объёмным и полным. Например, деревянный подвесной потолок выполнен с применением минимума металла, все остальные материалы исключительно природного происхождения. Сам потолок крепится на ванты. Также в залах есть специальные панели, которые поглощают звук и рассеивают его по всему пространству.

Труппа [ | ]

Труппы театра работают на Большой и Малой сценах. Большой зал театра предназначен для масштабных оперных и балетных постановок, концертов симфонической музыки, как для целого оркестра, так и для солистов. Из уже прошедших за полгода мероприятий можно отметить постановку оперы «Евгений Онегин», концерт Дениса Мацуева с оркестром Приморского театра оперы и балета, концерт солистов Санкт-Петербургского Международного Дома музыки, мировую премьеру балета «Четырнадцатая».

Артисты Приморского театра уже представили жителям края ряд мероприятий. В первую очередь, это постановка оперы «Евгений Онегин». В рамках музыкального фестиваля «Мосты культуры: Санкт-Петербург - Владивосток» состоялась мировая премьера балета «Четырнадцатая» на музыку