Почему цыган называют ромами. Цыгане: кто они и откуда пришли? Малоизвестные факты об одном из самых загадочных народов

– Давайте с самого начала определимся. Цыгане – кличка. Такой нации нет. Цыганами в незапамятные времена европейцы прозвали ромалов – народ, разбивавший таборы по берегам речки Цыгал. А потом и всех остальных ромалов стали звать цыганами.

– А в паспорте у вас какая национальность была записана?

– Румын. Всех нас в России и в Германии записывали румынами или чаще венграми.

– Потому что ромалы как нация зародились в Венгрии?

– Вообще-то самое распространенное мнение – что цыгане спустились с Гималаев... Трудно сказать, откуда мы. Впервые о ромалах упоминается в древнееврейских письменных источниках. Изначально ромалы разговаривали на иврите. Потом двинулись в Египет, оттуда в Индию, а через 300 лет, после Персидской войны, цыгане разбрелись по всему миру. Больше всего осело в Венгрии.

– Почему в России сложился негативный стереотип цыгана?

– Потому что у нас никогда не было своего государства. У нас и сейчас нет ни партии, ни четко структурированного землячества. Мы до того сливаемся с местной культурой, что уже через век или два считаем ее своей. Но везде нас продолжают считать чужими. На этом и Гитлер сыграл, когда нас гнали и уничтожали наравне с евреями. И нас, и их считали наглецами за стремление вписаться в другую культуру. А это не человеческая – это наша национальная черта. Чья песня «Очи черные»? Цыганская? Но ведь и стихи, и музыку сочинили русские. Любой романс (слово, родственное наименованию «рома»), станет цыганским, если его споет цыган. Фламенко – цыганский танец, но с испанским колоритом. К сожалению, нас продолжают признавать, лишь когда мы поем и пляшем, будто у нас нет на земле других дел. Наша душа за века гонений так истерзана, что ее необходимо выражать через песни. Чем нам тоскливее, тем удалее песни. Ромалы никогда не плачут.

– Вам ставят в упрек, что вы, живя на чужой земле и перенимая чужую культуру и язык, не считаетесь с местными нравственными законами. А свои у вас есть? Например, если ваша девушка полюбит русского, разрешат ли ей родители выйти за него замуж?

– У меня самого дочка вышла за русского. Что касается законов – да, среди нас есть и такие, кто их не уважает, и несут за это ответственность. У нас есть даже свой суд, в который входят пять старейшин. Ромал может быть каким угодно, однако слово старшего для него закон. Если суд признал тебя «магардо» – законопреступником – ты будешь изгнан из города или села, в зависимости от тяжести преступления, на всю жизнь, на двадцать лет, на два года. «Магардо» уходит один. Если жена решила остаться с ним, она тоже становится «магардо», без суда и следствия. Человек не имеет права жить с честными рома в одном городе, если он убийца или наркоторговец. Настоящие рома – честные рыцари.

– А какое преступление считается среди ромалов самым тяжким?

– У нас культ семьи, культ супружества, культ материнства. Поэтому самым страшным для нас является любое преступление на сексуальной почве. Нас числят в нациях, склонных к , а я вам приведу такой пример. В России на каждом шагу, даже в супермаркетах, рядом с пищей продают презервативы. А у нас человек, если просто возьмет презерватив в руки, автоматически становится «магардо». Среди наших женщин нет проституток. Наконец, если мы узнаем, что человек употребляет или продает наркотики, мы его изгоняем на всю жизнь. Потому что подобный образ жизни считаем неправильным...

–А «правильная» жизнь для ромалов – какая?

–Правильно жить – значит жить открыто и красиво. Своей открытостью ромал и выделяется, за что расплачивается. Кроме того, мы живем сегодняшним днем. Многие считают, что жить одним днем нельзя. Это не так. Почитайте Библию. Слово «день» там повторяется постоянно. Каждый твой день может оказаться последним. И поэтому жить надо еще и весело. Самые веселые наши праздники – Пасха, Рождество, день Петра и Павла. В такие дни мы снимаем рестораны, собираемся там по 300–400 человек. А в будни мы видимся редко. Все-таки большинство из нас работает. И не только на эстраде. Среди нас есть даже космонавт.

- Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos ) или Tsiganes (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, цинга́ни ), немцы - Zigeuner , итальянцы - Zingari , голландцы - Zigeuners , венгры - Cigány или Fáraók népe («фараоново племя»), грузины - ბოშები (бошеби ) , финны - mustalaiset («чёрные»),казахи - сығандар , лезгины - къарачияр («лицемеры, притворщики»); баски - Ijitoak ; албанцы - Jevgjit («египтяне»); евреи - צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы - کولی (коли́); литовцы - Čigonai; болгары - Цигани ; эстонцы - «mustlased» (от «Must» - чёрный). В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́ » (англ. Roma , чеш. Romové , фин. romanit и др.).

Таким образом, во «внешних» по происхождению названиях цыганского населения преобладают три:

  • отражающие ранние представление о них, как о выходцах из Египта ;
  • искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»);
  • обозначения «черноты» как отличительной особенности внешности, сделанные на разных языках (что характерно, одно из самоназваний цыган также переводится как «чёрные»)

Цыгане живут во многих странах Европы , а также в Северной Африке , Северной и Южной Америке и Австралии . Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Передней Азии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись ). В России, по переписи 2010 года , проживает около 220 тысяч цыган.

Национальные символы

В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган . У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

История народа

Индийский период

Наиболее распространённое самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - «ром» или «рома» у европейских цыган, «дом» у цыган Ближнего Востока и Малой Азии. Все эти названия восходят к индоарийскому «d’om» с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками «р», «д» и «л». Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными «потоками» мигрантов из Индии. Под названием d’om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, проведённых ещё в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р. Л. Тернером, и которые разделяют современные учёные, в частности, лингвисты-ромологи Я. Матрас и Я. Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н. э. ) мигрировали в Северный Пенджаб .

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или люли , то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным (см., например, раннее описание среднеазиатских цыган: Вилькинс А. И. Среднеазiатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878-1882).

В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов , Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола. Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей. Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери. Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве Австрийском предпочитали клеймить и так далее. Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.

Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса

В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались , поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах , что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве , сатанизме , вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам .

Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов , шорников , конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция , Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество . Так, в течение XIX века цыгане во Франции , по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.

Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Сейчас их следы можно увидеть в художественной литературе , связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.

Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.

Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит , футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании - францисканец Сеферино Хименес Малья , токаор Рамон Монтойя Саласар-старший ; во Франции - джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт ; в Германии - боксёр Иоганн Тролльманн .

Цыгане в Восточной Европе (XV - начало XX века)

Миграция цыган в Европу

В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии , Албании , землях современных Румынии (см. рабство в Румынии) и Венгрии . Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.

У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.

Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии.

Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX - начало XXI века)

В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе , цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе, особенно со стороны правоэкстремистских партий , в 2009 году сообщалось о нападениях на румынских цыган в Северной Ирландии

В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших социалистических стран , в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности - отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству, также распространена торговля наркотиками и мелкое воровство.

В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время возродились цыганская пресса и цыганская литература.

В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.

Цыгане за пределами Европы

Цыгане в Израиле

  • Цыгане-дом. В Израиле и соседних странах проживает община цыган, известная как народ дом . По вероисповеданию дом мусульмане , говорят на одном из диалектов цыганского языка (так называемый язык домари). До 1948 года в древнем городе Яффо , недалеко от Тель-Авива , существовала арабоязычная община дом, члены которой принимали участие в уличных театральных и цирковых представлениях. Они стали объектом пьесы «Цыгане Яффо» (ивр. הצוענים של יפו ‎), последней из написанных Ниссимом Алони, известным израильским драматургом. Пьеса стала считаться классикой израильского театра. Как и многие яффские арабы , большинство представителей этой общины покинули город по призыву соседних арабских стран. Потомки общины, как предполагают [кто? ] , теперь живут в секторе Газа , и неизвестно, до какой степени они все ещё сохраняют отдельную идентичность домари. Известно о другой общине дом, существующей в Восточном Иерусалиме , члены которой обладают иорданским гражданством; в Израиле имеют статус постоянных жителей, национальность определена как «арабы». Всего община дом в Израиле насчитывает около двухсот семей, большинство из них из района Баб аль Хута, что в Восточном Иерусалиме возле Львиных ворот . Члены общины живут в очень плохих условиях: большинство из них безработные и существуют только за счёт пособий от израильского социального обеспечения, они не имеют образования, и часть из них не умеет ни читать, ни писать. Рождаемость у домари высокая, они женятся в раннем возрасте и только на членах своей общины, в том числе и на родственниках (в стремлении избежать ассимиляции и растворения), поэтому часть детей страдает наследственными болезнями, пороками или является инвалидами. В октябре 1999 года Амун Слим основала некоммерческую организацию «Домари: Общество цыган в Иерусалиме» с целью защиты имени общины. ,

В октябре 2012 года староста цыганского квартала Восточного Иерусалима обратился к мэру столицы Ниру Баркату с просьбой оказать содействие в получении его соотечественниками израильского гражданства. По его словам, цыгане гораздо ближе по своим взглядам к евреям, чем к арабам: они любят Израиль, а их дети хотели бы проходить службу в ЦАХАЛ. По словам лидера общины, израильские цыгане практически забыли свой язык и говорят по-арабски, при этом палестинцы и израильские арабы считают цыган людьми "второго сорта".

Цыгане в Северной Африке

В Северной Африке проживают цыгане-кале , известные также как андалусийские цыгане, и дом . Кинорежиссёр Тони Гатлиф - кале родом из Алжира . Кале Северной Африки носят в цыганском мире прозвище «мавры» и часто сами им пользуются (так, «мавром» или «полумавром» называют себя и Тони Гатлиф, и Хоакин Кортес , чей отец родом из Северной Африки).

Цыгане в Канаде и США

Цыгане в странах Латинской Америки

Первое документальное упоминание присутствия цыган (кале) в Латинской Америке (на Карибских островах) относится к 1539 году . Первые цыгане были сосланы туда против своей воли, но в дальнейшем испанские кале и португальские калонс (группы, состоящие друг с другом в родстве) небольшими группами стали перемещаться в Латинскую Америку в поисках лучшей жизни.

Самая крупная волна переселения европейских цыган в Латинскую Америку произошла во второй половине XIX - начале XX века. Самую заметную часть переселенцев составляли кэлдэрары , среди остальных цыган можно упомянуть ловарей, лударей, а также группы балканских цыган, известных под собирательным названием хораханэ. Продолжали переезжать в Америку и кале и калонс.

Среди всех цыган Латинской Америки очень популярно ведение небольшого бизнеса по продаже автомобилей.

Цыгане в странах Кавказа

Для цыган разных стран характерно неравномерное развитие областей высокой культуры. Так, большинство цыганских художников - уроженцы Венгрии , наиболее развита музыкальная культура у цыган России , Венгрии , Румынии , Испании , Балканских стран, цыганская литература на данный момент больше развита на территории Чехии , Словакии , Украины и России , актёрское искусство - в России, Украине, Словакии. Цирковое искусство - в странах Южной Америки.

При всём разнообразии цыганской культуры у разных этногрупп, можно отметить схожую систему ценностей и восприятия мира.

Цыганские «большие» этнические группы

Можно выделить шесть основных ветвей цыган. Три западных:

  • Рома , основная территория проживания - страны бывшего СССР, Западная и Восточная Европа. К ним относятся и русские цыгане (самоназвание руска рома).
  • Синти , проживающие в основном в германоязычных и франкоязычных странах Европы.
  • Иберийские (цыгане), проживающие в основном в испаноязычных и португалоязычных странах.

И три восточных:

  • Люли , основная территория проживания - Средняя Азия , Пакистан , Афганистан .
  • Лом (известные в основном, как боша или поша ), проживающие на Кавказе и севере Турции.
  • Дом , проживающие в арабоязычных странах и Израиле.

Есть также «малые» цыганские группы, которые трудно отнести к какой-либо определённой ветви цыган, такие, как британские кале и романичелы, скандинавские кале , балканские хораханэ, архангельские цыгобиты.

В Европе существует ряд этнических групп, близких по образу жизни к цыганам, однако иного происхождения - в частности, ирландские трэвеллерс , центральноевропейские ениши . Местные власти, как правило, рассматривают их как разновидность цыган, а не как отдельные этносы.

Образ цыган в мировой художественной культуре

Цыгане в мировой литературе

  • Собор Парижской богоматери - роман В. Гюго Франция
  • Ледяной дом - роман А. Лажечников Россия
  • Живой труп - пьеса Л. Н. Толстой Россия
  • Очарованный странник - роман Николай Лесков Россия
  • Олеся - повесть, Александр Куприн Россия
  • Фараоново племя - очерк, Александр Куприн Россия
  • Кактус - рассказ Афанасий Фет Россия
  • Недопюскин и Чертопханов - И. Тургенев Россия
  • Кармен - новелла Проспер Мериме Франция
  • Звёзды Эгера - роман Геза Гордони Венгрия
  • Макар Чудра, Старуха Изергиль - рассказы М. Горький Россия
  • Цыганка Аза - пьеса А. Старицкий Украина
  • Цыганочка - М. Сервантес Испания
  • Цыганское романсеро - сборник стихов Федерико Гарсиа Лорка Испания
  • Трубка - повесть Юрий Нагибин СССР
  • Цыган - повесть, роман Анатолий Калинин СССР
  • Леди-цыганка - роман Ш.Басби США
  • Худеющий - роман С.Кинга США

Многие известные поэты также посвящали цыганской теме циклы стихов и отдельные произведения: Г. Державин , А. Апухтин , А. Блок , Аполлон Григорьев , Н. М. Языков , Э. Асадов и многие другие.

Песни про цыган

  • Славич Мороз: «Цыганская любовь» (Видео , видео)
  • Высоцкий: «Цыганка с картами,- дорога дальняя..» (Видео)
  • «Гадалка» - песня из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль… »
  • «Цыганский хор» - Алла Пугачёва
  • «Валенки» - Лидия Русланова
  • «Цыганская свадьба» - Тамара Гвердцители (Видео)
  • «Мохнатый шмель» - песня из кинофильма «Жестокий романс » на стихи Р.Киплинга
  • «The Gipsy» и «A Gipsy’s Kiss» - Deep Purple
  • «Gypsy» - Mercyful Fate
  • «Hijo de la luna» - Mecano
  • «Gypsy» - Black Sabbath
  • «Gypsy» - Dio
  • «Cry Of The Gypsy» - Dokken
  • «Zigeunerpack» - Landser
  • «Gypsy In Me» - Stratovarius
  • «Gitano Soy» - Gipsy Kings
  • «Ocean Gypsy» - Blackmore"s Night
  • «Electro Gypsy» - Savlonic
  • «Gypsy/Gitana» - Shakira
  • «Gypsy» - Uriah Heep
  • «Gypsy Boots» - Aerosmith
  • «Gypsy Road» - Cinderella
  • «Gypsy Nazi» - S.E.X. Department
  • «Gypsy» - Ektomorf
  • «Cigany» - Ektomorf
  • «Gipsy King» - Patrick Wolf
  • "Hometown Gypsy" - Red Hot Chili Peppers
  • «Цыганский блюз» - Ночные снайперы
  • "Табор уходит в небо" - Calvados

Фильмы про цыган

  • «Ангел-хранитель», Югославия (1986 г.), режиссёр Горан Паскалевич
  • «Беги, цыган!»
  • «Большой куш » режиссёр Гай Ричи
  • «Время цыган », Югославия, режиссёр Эмир Кустурица
  • «Гаджо (фильм)», 1992 г., Режиссёр: Дмитрий Светозаров Россия
  • «Грешные апостолы любви » (1995 г.), режиссёр Дуфуня Вишневский Россия
  • «Драма в таборе подмосковных цыган » - мастерская Ханжонкова 1908, режиссёр Владимир Сиверсен Россия
  • «Есения », (исп. Yesenia; Мексика , 1971) режиссёр Альфред Б. Кревенна
  • «Заяц над бездной » 2006 г.,режиссёр Тигран Кеосаян Россия
  • «Кармелита » 2005 г., режиссёры Рауф Кубаев, Юрий Попович Россия
  • «Кассандра», Жанр: Сериал, мелодрама Производство: Венесуэла , R.C.T.V. Год выпуска: 1992 Сценарий: Делия Fiallo
  • «Король цыган » - режиссёр Фрэнк Пирсон (1978 г.)США
  • «Лэутары», режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Последний табор», (1935 г.) Режиссёры: Евгений Шнейдер, Моисей Гольдблат, СССР
  • «Сам по себе » (цыг. Korkoro, 2009) - фильм-драма, режиссёр Тони Гатлиф .
  • «Скупщики перьев », 1967 г., Югославия , (серб. Skupljaci perja), режиссёр Александр Петрович
  • «Странный чужак » (1997) Gadjo Dilo Гаджо дило, режиссёр Тони Гатлиф
  • «Табор уходит в небо », режиссёр Эмиль Лотяну СССР
  • «Трудное счастье» - Режиссёр Александр Столпер. 1958 г.

Почему цыган называют - ромалы?

    От старорусских и санскритских Ро(Ра) и Ма (Мэ)

    Ро-Ра - ведическое древнеиндийское и древнеславянское - начальная энергия, оно же Солнце, оно же Бог - так как тогда и сейчас мы понимаем, что нашу систему питает обеспечивает энергией именно Солнце - как говаривал Дерсу Узала Солнце - главный человек.

    Малэ - Ман(ы) - человек определенного клана-рода - Ман-Ману - тоже одна из ипостасей верховного божества - прародителя всех людей - одновременно и мужское, и женское начало жизни.

    Окончание -ман можно встретить во многих именах и фамилиях, и оно и как раз показывает принадлежность к тому или иному роду, клану, вере, или даже господину-хозяину.

    Осталось в немецком и английском языках - собственно ман и мэн - человек-мужчина.

    В русском и родственных нам языках это более сложное слово м-у-ж - расшифровывать не буду, там неприличное получается если дословно.

    Ну буковка э притягательне наше е - от стародревнего есьм - есть - нем. ист англ.ис.

    Отсюда получается Ро-Мал-э - Солнечный Человек Есть - то есть человек бога или человек солнца.

    Цыгане - от слияния це - старорусского це-это - до сих пор есть в украинском в этом значении, и га-го - движение Га или Го - символ движения - дороГА ноГа ГА-ть шаГ-шаГа-ть Г-лагол - вс так или иначе показывает движение.

    И получается цыган - це-га-н - это путник, бродяга.

    ромалэ - свободоблюбивые люди... цыгане сами себя так называют...к тому же, у них распространено такое обращение в быту.вроде, эй ромалэ

    самыми распрстраненными и характерными самоназваниями цыган (именно то, как они сами себя называют), вынесенные ими из Индии являются ром или рома у цыган Европы, дом или лом у цыган Малой Азии и Ближнего Востока. названия эти происходят от индоарийского dom, с церебральным звуком d, который произносят как нечто среднее между звуками р, д и л. из проведенных лингвистических исследований следует, что рома Европы и дома и/или лома Азии и Кавказа - три основных потока мигрантов из Индии. до сегодняшних дней в Индии под названием dom существуют группы, относимые к низким кастам. по данным индоарийским источникам поздней древности и раннего средневековья населявшие центральные и северо-западные области Индии племена с самоназванием dom на протяжении веков вели и сохраняли свой кочевой и полукочевой образ жизни и тип культуры.

    цепочка следующая: рома - самоназвание народа, цыгане; ром - представитель народа, цыган (отдельный); ромалэ - звательная форма, обращение к представителю народа.

    Ромалэ в переводе на русский язык цыгане, в их языке много искажнных временем индийских слов и наречий. Ромалэ одно из них, ро-это ци, малэ-это гане, цы означает начало, а гане-это гонение от самого себя. Интересный и не изученный народ цигане, для чего они пошли по миру. У каждого цыгана есть свой мир, непохожий на другие, он и хитрый и мудрый, злой и добрый, всегда в пути его мысли, как и его жизнь.

Ромы, цыгане, рома - это традиционно странствующий народ родом из Северной Индии, распространившийся по всему миру, главным образом по Европе.

Язык и происхождение

Большинство ромов говорит на одной из форм цыганского, тесно связанного с современными индоевропейскими языками Северной Индии, а также на основном языке страны, в которой они живут. Принято считать, что группы ромов многократно покидали Индию, и к XI веку они уже были в Персии, в начале XIV в. - в Юго-Восточной Европе, а в XV в. достигли Западной Европы. Ко второй половине ХХ в. они распространились по всем обитаемым континентам.

Лица ромской национальности называют себя одним общим названием «ром» (что означает «человек» или «муж»), а всех нецыган - термином "гаджо" или "гаджё" (слово с уничижительной коннотацией, которое означает «деревенщина» или «варвар»). Многие ромы считают название «цыгане» оскорбительным.

Демография

Из-за своего кочевого образа жизни, отсутствия в официальных данных переписи, а также их смешения с другими кочевыми группами, оценка общего мирового количества ромов находится в диапазоне от двух до пяти миллионов человек. Никаких достоверных статистических данных на основании спорадической отчетности в разных странах получить невозможно. Большинство ромов по-прежнему живет в Европе, особенно в славяноговорящих государствах Центральной Европы и Балкан. Много их живет в Чехии и Словакии, Венгрии, странах бывшей Югославии и соседних Болгарии и Румынии.

Вечные мигранты

Стереотипное представление о кочевых цыганах часто противоречит тому факту, что все меньше и меньше их по-настоящему постоянно мигрирует. Однако их переезды носят ограниченный характер. Все кочевые представители ромской национальности мигрируют по установленным маршрутам, которые игнорируют национальные границы. Они также следуют по цепочке родственных или племенных связей.

Предрасположенность цыган к вызвана насильственными высылками или депортациями. Спустя 80 лет после их первого появления в Западной Европе в 15-м веке их изгоняли почти изо всех стран Западной Европы. Несмотря на то что ромская национальность становилась причиной систематических преследований и вывоза за границу, цыгане, однако, продолжали появляться в том или другом виде в странах, которые они покинули.

Объекты преследования

Все неоседлые группы, живущие среди оседлых народов, кажется, становятся удобными Так же обстоит дело и с ромами, которых местное население регулярно обвиняло во многих злодеяниях, что было прелюдией к дальнейшим официальным и юридическим преследованиям. Их отношения с властями страны пребывания были отмечены последовательными противоречиями. Официальные указы были часто направлены на их ассимиляцию или принуждение к но местные власти систематически отказывали им в праве разбить свой лагерь.

Во время Холокоста единственной виной цыган была их ромская привело к убийству нацистами 400 000 ромов.

Французские законы в наше время запрещают им стоять табором и сделали их объектом полицейского надзора, обложили их налогом и призвали на военную службу, как обычных граждан.

Испания и Уэльс - две страны, которые часто приводятся в качестве примера государств, где цыгане стали оседлыми, если не полностью ассимилировались.

В недавнее время страны социалистического лагеря Восточной Европы пытались воплотить в жизнь программы принудительного поселения, призванные покончить с их кочевым образом жизни.

Цыганские профессии

Традиционно ромы занимались работами, которые позволяли им сохранить кочевой образ жизни, на периферии оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и артистами, лудильщиками, кузнецами, мастерами по ремонту кухонной утвари и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, просили милостыню и развлекали публику.

До появления ветеринарной медицины многие фермеры искали цыган, чтобы посоветоваться с ними по вопросам животноводства и здоровья стада.

Современная жизнь ромов отражает «прогресс» мира гаджо. Поездки теперь совершаются на караванах автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля домашним скотом сменилась продажей подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кухонной утвари и оставило лудильщиков без работы, некоторые городские цыгане стали автомеханиками и ремонтируют кузова автомобилей. Если одни люди ромской национальности по-прежнему ведут кочевой образ жизни, то многие осели, практикуя свое мастерство или работая чернорабочими. Передвижные цирки и луна-парки также обеспечивают работой современных цыган в качестве дрессировщиков, киоскеров и гадалок.

Семья

Классическая семья ромов состоит из супружеской пары, их не состоящих в браке детей и по меньшей мере одного женатого сына, его жены и их детей. После вступления в брак молодая пара, как правило, живет с родителями мужа, пока молодая жена не узнает уклад жизни семьи ее супруга. В идеале, к тому времени, когда старший сын будет готов уйти вместе со своей семьей, младший сын женится и приведет в семью свою новую жену. Раньше браки традиционно организовывали старейшины семьи или группы для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, группами или, изредка, конфедерациями, хотя в конце ХХ века эта практика значительно сократились. Главной особенностью брачных союзов ромов была выплата калыма родителям невесты родителями жениха.

Этнические группы

Отличительные черты представителя ромской территориальными различиями, усиленными определенными культурными и диалектными особенностями. Выделяют три основные ветви, или нации, цыган:

  • Кэлдэрары - котляры-лудильщики, пришедшие с Балкан, а затем из Центральной Европы, являющиеся наиболее многочисленными.
  • Иберийские цыгане, или житанос, - ромская национальность, представители которой проживают в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и на юге Франции. Сильны в искусстве развлечений.
  • Мануш (от французского manouche), также известные как синти, - ромская национальность, представители которой живут в основном в Эльзасе и в других регионах Франции и Германии. Среди них много путешествующих шоуменов и циркачей.

Каждая ромская национальность разделена на две или более подгрупп, отличающихся профессиональной специализацией или территориальным происхождением.

Политическая организация

Официально никогда не создавался ни один орган, конгресс и не избирался ни один «король», принятый всеми ромами, хотя «международные» съезды цыган проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте, Софии (в 1906 г.) и в польском городе Рувнэ (в 1936 г.). Тем не менее существование политических властей у ромов является установленным фактом. Те, кто получил благородные звания, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местным населением, вероятно, были не более чем атаманами групп, которые двигались в количестве от 10 до нескольких сотен домохозяйств. Эти вожди (воеводы) избирались пожизненно из числа выдающихся семей. Их сила и власть варьировалась в зависимости от численности объединения, традиций и взаимоотношений с другими образованиями в рамках конфедерации.

Воевода был казначеем для всей группы, определял маршрут ее миграции и участвовал в переговорах с местными муниципальными властями. Он руководил через совет старейшин, который также консультировался со старшей женщиной объединения. Влияние последней было сильным, особенно в отношении судьбы женщин и детей, и основывалось на очевидной способности зарабатывать и организовывать женщин в пределах группы.

Социальный контроль

Сильнейшим институтом лиц ромской национальности был «крис» - нормы обычного права и справедливости, а также ритуал и трибунал группы. Основой кодекса цыган были всеобъемлющая верность, слаженность и взаимность в рамках признанной политической единицы. Высшей мерой наказания трибунала, которая касалась всех споров и нарушений кодекса, являлось отлучение от группы. Приговор остракизма мог исключить человека от участия в определенных мероприятиях и наказать его выполнением неквалифицированных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, за которой следовал праздник примирения.

Социальная организация

Группы ромов состоят из виц, т. е. объединений расширенных семей с общим происхождением как по отцовской, так и по материнской линии, численностью не менее 200 человек. Большая вица может иметь своего собственного начальника и совет. На участие в вице можно претендовать в результате брака с членом рода. Лояльность и экономическое сотрудничество ожидается на уровне домашнего хозяйства, а не на уровне вицы. В цыганском языке отсутствует общий термин для домашнего хозяйства. Человек, вероятно, может рассчитывать на поддержку круга значимых сородичей, с которыми он физически близок и не находится в ссоре.

Духовные убеждения

Цыгане не имеют официальной веры, и в прошлом они, как правило, презирали организованную религию. Сегодня ромы часто обращаются в доминирующую религию страны, в которой они живут, и описывают себя как «множество звезд, рассеянных в глазах Бога». Некоторые группы являются католиками, мусульманами, пятидесятниками, протестантами, англиканцами и баптистами.

Цыгане соблюдают сложный набор правил, которые регулируют такие вещи, как опрятность, чистота, уважение, честь и справедливость. Эти правила называют «романо». Романо означает вести себя с достоинством и уважением, как человек рома. «Романипэ» - это цыганское название их мировоззрения.

Хранители традиций

Ромы являлись распространителями народных верований и практик в районах, где они обосновались (например, Румыния), сохраняя национальные обычаи, танцы и тому подобное, которые в значительной степени исчезли из сельской жизни на рубеже XXI века. Их музыкальное наследие огромно и включает, например, фламенко. Хотя цыгане имеют богатую устную традицию, их письменная литература относительно небогата.

В начале XXI века ромы продолжают бороться с противоречиями в своей культуре. Несмотря на то что они вынуждены реже защищать себя от преследования со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость по-прежнему остались. Возможно, еще большей проблемой, с которой они столкнулись, стала эрозия их образа жизни под влиянием города в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные в музыке ромов, помогли сохранить определенные понятия о том, что такое ромская национальность, но некоторые из более молодых и талантливых выразителей этой музыки под влиянием материального вознаграждения отдалились во внешний мир. Индивидуальное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с неромами стали более распространенным явлением.

Носители уникальной культуры, рома вызывают смешанные чувства. Одних они пугают, других - вдохновляют. Равнодушных нет.

Откуда путь держите?

Раньше ошибочно считалось, что цыгане – египтяне. Сегодняшние генетические исследования однозначно доказывают, что начальной точкой миграции «вольного народа» была Индия. Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане, как и индусы – хорошие дрессировщики животных. Свойственен цыганам и синкретизм духовных верований, который является одной из особенностей современной индийской культуры.

Цыгане оказали огромное влияние на мировую культуру. Балканская музыка и стиль Бохо, находящиеся сегодня в тренде – продукты цыганского влияния.

Такого народа как цыгане не существует. Это собирательное название нескольких этнических групп. Себя цыгане называют рома (ударение на последний слог). Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая Византией стала называться только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

«Поговори хоть ты со мной, подруга семиструнная»

Рома уникальны своей музыкальной культурой. Они не только сами глубоко интегрированы в музыку, но и влияют на культуру народов тех стран, в которых оказываются. Это влияние можно встретить практически везде. Иногда культуры переплетаются настолько, что мы не всегда знаем, когда слушаем романс – русским его называть или цыганским.

Семиструнная гитара – русская она или цыганская?

Считается, что семиструнную гитару изобрел в 1790-х годах Андрей Осипович Сихра. Первые образец инструмента он сделал в Вильнюсе, а позже, по приезде в Москву, его доработал. Он стал настоящей звездой, к нему записывались на уроки, он давал концерты и обладал несомненным музыкальным даром. Его отец также был музыкантом. Не стану притягивать факты и утверждать, что Сирха был цыганом, но развитие инструмент получил именно в цыганской среде.

До революции 1917 года семиструнная гитара, отличительной чертой которой является строй – соль мажорный – была очень популярным инструментом. Цыганские романсы и Пушкин, и Толстой, и Тургенев, и Лесков слушали именно под аккомпанемент семиструнной гитары.

Как один из символов "царского строя" семиструнка в СССР утратила свои позиции, и на смену ей пришла шестиструнная гитара с классическим испанским строем.

Однако цыгане не оставили семиструнную гитару. Больше того, именно русские цыгане впервые привезли эти гитары после революции за океан – в Бразилию. Семиструнная гитара звучит и сегодня – не только в театре «Ромэн», но и на поп-сцене. Например, у Мадонны был целый тур, где ей аккомпанировал Вадим Колпаков, солист ансамбля «Via Romen».

Также огромную популярность сегодня приобрела балканская музыка, плоть от плоти – цыганская. Её развитию, к слову, способствуют великолепные фильмы Эмира Кустурицы, который ещё и музыкант, лидер группы No smoking Orchestra.
Семиструнная гитара выжила в СССР также благодаря бардовской песне. Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей Никитин – все они «семиструнники».

«Позолоти ручку!»

Цыганский гипноз – типичный образец нейролингвистического программирования. Ничего загадочного, а тем более пугающего в нем нет. Если вы уж так сильно боитесь цыганского гипноза, то можете даже посетить семинары по гипнозу, где вам все расскажут о природе транса и методах подавления центров воли человека путем захвата его внимания.

Цыганский гипноз – невероятно увлекательная и объемная тема, поэтому скажу лишь о некоторых его основных принципах и методиках.

Главное, чего добивается любой гипнотизер – получения так называемого раппорта – управляющего контакта. Техника цыганского гипноза основана на управлении сознанием через внимание, поэтому первое, что делает гипнотизер – это пытается переключить ваше внешнее внимание на внутреннее.

Психолог Сергей Зелинский в своей работе о цыганском гипнозе подчеркивает: "Цыгане хорошо знают феноменологию глубоких трансов, поэтому если замечают признак какого-нибудь феномена, то сразу же способствуют его развитию, тем самым погружая клиента в еще более глубокое состояние транса ".

Абы к кому цыгане не подойдут. Они обладают хорошо развитой интуицией и легко выделяют из толпы людей с высоким уровнем гипнабельности – то есть предрасположенностью к внушению. Традиционно гипноз происходит в местах большого скопления людей. Это опять же часть ритуала - внимание человека в толпе рассеянно. Традиционно – это рынки и магазины, то есть места, куда человек приходит заведомо с деньгами, а также в состоянии психологического дисбаланса (шопоголизм является одним из признаков гипнабельности).

Искусство цыганского гипноза передается из поколения в поколение. Ему учат как на словах, так и эмпирическим путем. Каждый цыган-гипнотизер – это отличный психолог, долгой практикой развивший в себе тактильное, зрительное, слуховое, даже обонятельное восприятие. Любые движения человека, даже микродвижения, вроде моргания или работы мимических мышц о чем-то говорят. И цыгане знают – о чем.

Гадания и карты

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два – верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция, однако принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Их не напрасно называли «фараоново племя». Поразительным было для европейцев и то, что цыгане бальзамировали своих покойников и хоронили в склепах, куда закладывали всё необходимое для жизни после смерти. Эти похоронные традиции живы у цыган и сегодня.

Передается из поколения в поколение и мастерство предсказания на картах. Как на Таро, так и на обычных. Не каждая цыганка умеет гадать. В многодетных цыганских семьях, в таборах, для обучения выбирают не больше 5 % девочек. Это искусство и не может быть массовым, его секреты хранят, а хорошая гадалка в цыганской общине – на вес золота.

Не стоит романтизировать гадалок, а тем более завидовать их дару. Принятие на себя этой роли требует от цыганки ясного понимания огромного бремени, которое она на себя возлагает. В Средние века с цыганами не особо церемонились, гадалок же признавали ведьмами и жгли на кострах. Резко негативно относится к цыганским гадательным ритуалам и современная христианская церковь.

По цыганским понятиям женщина не должна быть над мужчиной.У рома существует понятие «скверны», связанное с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Место, над которым она прошла становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь также считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук, а цыгане предпочитают жить в одноэтажных домах.

Тот образ цыганского барона, который мы знаем по фильмам и телепередачам, это скорее переговорщик, лицо, представляющее табор «лицом». Обычно это богато одетый, статный, взрослый, бородатый, представительный мужчина с хорошими коммуникативными навыками. Его задача - чисто представительская, настоящий барон предпочитает не выделяться, хотя именно на нем сходятся все нити таборной жизни.