Русские музыкальные композиторы 21 века. Композиторы XXI века – детям

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" «Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования детей Детская музыкальная школа Хабаровский край, г.Комсомольск на Амуре Электронное периодическое издание НАУКОГРАД Композитор,Учитель, Пианист, Дирижер Андрей Классен родился14 января 1955г. В маленьком шахтерском городке Сарани под Карагандой в семье ссыльных немцев.Его отец,Абрам Абрамович,был баянистом-самоучкой. Мать, Мария Генриховна, играла на семиструнной гитаре и имела великолепный голос. Две его сестры, Елена и Елизавета получили музыкальное образование, в настоящее время живут и преподают в музыкальных школах в Германии. Студенческие годы Выпуск пианистов 1974г. Темиртавское музыкальное училище. В 1979 г. окончил Новосибирскую Государственную консерваторию им.Глинки по классу фортепиано. В1984г. окончил аспирантуру на фортепианной кафедре Института Искусств в г. Владивосток. В 1990 году Андрей Классен переезжает со своей семьей в Германию. С 1993 по 2000г. работал в музыкальной школе г.Вейсберга. С 2000г. начал преподавать частным образом,что в Германии очень распространено. К этому времени у него было около 40 учеников. Школа С2003г. работает в частной школе в г. Неразульме,где обучается свыше 150 учеников. Данной школой Андрей Классен руководит со своей второй женой Ольгой Кунц по настоящее время (певицей из Новосибирска). Школьный праздник Концерт в школе г. Шульцфест Театральное представление. К числу наиболее крупных проектов Андрея Классена можно отнести запись оркестровой партитуры оперы композитора-романтика Густава Шмидта(,Женская верность”).Удалось воссоздать оркестровое звучание партитуры и исполнить эту оперу на Оперном Фестивале в г.Вейнсберге на развалинах того замка,где проходили события в 1140г. К настоящему времени является регентом 4-х хоров, пишет для них песни, делает аранжировки. На родине композитора в г. Сарани, в его родной музыкальной школе, проходят постоянно конкурсы,На лучшее исполнение произведений Андрея Классена’ ’, где имел счастье учиться с 1961 по 1970год будущий композитор. К его последним сочинениям относится песня на стихи Эллы Герасименко “Если сердце музыкой живет” для детского хора со струнным ансамблем и фортепиано,которую посвятил Детской Школе Искусств им. Даргомыжского в г. Москвы. Это произведение впервые прозвучит в марте 2013г. в стенах школы в рамках празднования 200-летия Даргомыжского. Сочинять Андрей Классен начал в 90-е годы. Все началось с небольших пьес-размышлений, которые он назвал, ”Музыкальные зарисовки”. По стилю напоминают романтические баллады. Изданы двумя тетрадями и записаны на СD-дисках. АВТОРСКАЯ СТРАНИЧКА Презентацию подготовила: БЕКЕТОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА Преподаватель фортепианного отделения МАОУК ДОД Детская музыкальная школа КОМСОМОЛЬСК НА АМУРЕ 2013г. Использованные ресурсы Частная переписка с композитором на интернет-сайте Андрея Классен; Klassen-mussikveland.de,htt://vkontakte.ru ,2012 г.; Андрей Классен «Музыкальные эскизы» I тетрадь, II тетрадь, 1996 г. ; Андрей Классен «Пьесы для детей в 2 и 4 руки», 1998 г.

С точки зрения мелодии, гармонии и музыкальной тектоники, Янечек является оригинальным создателем, а в деталях и первооткрывателе, сопоставимым с самыми важными мировыми музыкальными теоретиками века. Вокальные и вокальные инструментальные композиции.

Пение тревоги, мужской хор оп. 20а. Из народных, 5 цветков народных песен для детского хора оп. 27а. Люкс соч. 18. Прелюдий, Фугетта и хоральная оп. 28. Прелюдий, Хораль и Токката оп. 31. Детское трио для скрипки, виолончели и фортепиано без номера опуса.

Камерный скрипач Джордано Бруно оп. тридцать восьмой. Ленин, симфонический триптих по стихам Франтишка Халаса оп. 29. Фантазия для Большого оркестра оп. 39. Миниатюрный набор для небольшого оркестра. Отакар Шин. Основы современной гармонии. Мелодика. Музыкальные формы.

«Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования детей Детская музыкальная школа Хабаровский край, г.Комсомольск на Амуре Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта "Современные методы и приемы обучения" Электронное периодическое издание НАУКОГРАД

Гармония путем анализа. Обучение составу композиций. Сочинение произведения в классической гармонии. Композиционная интерпретация. Контрапункт. Теоретик Леоша Яначека. Бедржих Сметана. Сводный эскиз. Развитие гармонического воображения как педагогического вопроса.

Происхождение, конструкция и характер новых акцентов. Заметки о ритмическом мышлении. Живая музыка. Принцип гармонической инверсии. Основные гармонические проблемы и их решения. Метод работы над «Музыкальными формами». Рабочие области музыкальной теории.

Образование художников. Использование теории. О композиционном мышлении Леоша Яначека. Мемориал элемента и времени нетронутый. Отражение работы Бедржиха Сметаны. Дополнительные замечания о некоторых явлениях гармонического и тонального мышления. Смолка, Ярослав: Карел Янечек, чешский композитор и теоретик музыки.





Андрей Классен родился14 января 1955г. В маленьком шахтерском городке Сарани под Карагандой в семье ссыльных немцев.Его отец,Абрам Абрамович,был баянистом-самоучкой. Мать, Мария Генриховна, играла на семиструнной гитаре и имела великолепный голос. Две его сестры, Елена и Елизавета получили музыкальное образование, в настоящее время живут и преподают в музыкальных школах в Германии.

Янечкова, Елена: Голоса тишины. Изучение чешского музыкального творчества. Барвик, Мирослав: Композиторы идут с людьми. Волек, Ярослав: Теоретические основы гармонии с точки зрения научной философии. Градекски, Эмиль: Введение в изучение тональной гармонии.

Душек, Бохумиль: Два неизвестных чешских учения о недавнем контрапункт. Феликс, Вацлав: Новый подход к Доктрине Гармонии. Градецки, Эмиль: Книга Янечка о современной гармонии. Смолка, Ярослав: Хоровская работа Карела Янечка. Смолка, Ярослав: сочинение композитора Карела Янечека.

Йиранек, Ярослав: работа Сметаны Карела Янечка. Йиранек, Ярослав: Теоретическая теория Карела Янечка. Симпозиум по случаю дня рождения Карела Янечка. Ризингер, Карел: Семьдесят Карел Янечек. Феликс, Вацлав: Над законченной работой Карела Янечка. Феликс, Вацлав: основные научные открытия Карела Янечека.


Студенческие годы Выпуск пианистов 1974г. Темиртавское музыкальное училище. В 1979 г. окончил Новосибирскую Государственную консерваторию им.Глинки по классу фортепиано. В1984г. окончил аспирантуру на фортепианной кафедре Института Искусств в г. Владивосток.




Смолка, Ярослав. Симфоническое творчество Сметаны. Йиранек, Ярослав: теоретическая связь Карела Янечка. Смолка, Ярослав: Фуга в чешской музыке. Смолка, Ярослав: Теория и история музыкальных видов. Смолка, Ярослав и его коллеги: История музыки. Смолка, Ярослав: Памяти Карел Янечек.

Смолка, Ярослав: Некоторые предложения и пожелания из музыкально-теоретической системы Карела Янечка. Доуша, Эдуард: произведение композитора Карела Янечека с акцентом на его работу для детей и молодежи. Композиционное и литературное состояние Карела Янечека депонировано на развернутом рабочем месте мемориала Национальной литературы, Старе Гради около Либаха, район Йичин.














К числу наиболее крупных проектов Андрея Классена можно отнести запись оркестровой партитуры оперы композитора-романтика Густава Шмидта(,Женская верность).Удалось воссоздать оркестровое звучание партитуры и исполнить эту оперу на Оперном Фестивале в г.Вейнсберге на развалинах того замка,где проходили события в 1140г.



Классический период измерялся структурной ясностью и эмоциональной сдержанностью. Классическая музыка была выразительной, но не настолько «страстной», чтобы преодолеть безмятежность. Бетховен, который фактически отвечал за «сжигание пламени романтизма», всегда боролся за баланс работы. Большинство композиторов романтического периода следовали за этой моделью Бетховена и искали свой баланс между эмоциональной интенсивностью и классической формой. «Музыкальное повествование» также начинает играть заметную роль не только в опере, но и в чисто инструментальных композициях.










К его последним сочинениям относится песня на стихи Эллы Герасименко Если сердце музыкой живет для детского хора со струнным ансамблем и фортепиано,которую посвятил Детской Школе Искусств им. Даргомыжского в г. Москвы. Это произведение впервые прозвучит в марте 2013г. в стенах школы в рамках празднования 200-летия Даргомыжского.

Форма симфонической поэмы была передана в романтическую эпоху. В ее выступлении речь шла именно о песне, чтобы показать сцену, которую она должна была показать, и «рассказать» историю, которую она должна была рассказать. Цвет звука - характерное выражение романтической музыки. Оркестры нашли новые инструменты, никогда ранее в оркестре, а композиторы экспериментировали с путями получения новых звуков от старых инструментов. Большое разнообразие звуковых цветов, необходимых для выражения экзотических сцен, было неотъемлемой частью композиционных методов.










Использованные ресурсы Частная переписка с композитором на интернет-сайте Андрея Классен; Klassen-mussikveland.de,htt://vkontakte.ru Klassen-mussikveland.de,htt://vkontakte.ru,2012 г.; Андрей Классен «Музыкальные эскизы» I тетрадь, II тетрадь, 1996 г. ; Андрей Классен «Пьесы для детей в 2 и 4 руки», 1998 г.

Экзотизм был одержимостью века. Еще одна новинка в музыке, принесенной нам романтической эпохой, заключалась в том, чтобы найти народную музыку для классической музыки. Национализм становится движущей силой позднего романтического периода, а музыкальные композиторы пытались выразить свою культурную самобытность. Эти тенденции были наиболее вероятными в России и странах Восточной Европы, где элементы народных песен стали даже частью симфоний, симфонических стихов и других форм.

Романтическая эра была виртуозным раем. Чрезвычайно одаренные исполнители были чрезвычайно популярны. Лист, великий венгерский пианист и композитор, играл на фортепьяно с таким акцентом и страстью, что дамы исчезли. Поскольку многие авторы этой эпохи были также виртуозами, музыка, которую они написали, также очень требовательна к технике исполнения.