Сочинение по картине пластова фашист пролетел. Сочинение-описание по картине А.А

Пластов — русский художник, который создавал свои полотна в конце девятнадцатого начала двадцатого веков. Часто в своих работах он изображал жизнь простых людей, но вот одна из немногих работ все-таки выделяется и запомнилась мне больше всего. Это картина Пластова Фашист пролетел. Отображает она судьбу народа в тяжелое для всех военное время.

Фашист пролетел описание картины

Сразу, когда я увидела картину Аркадия Пластова, то она показалась мне безобидной, даже красивой. Ведь как можно не любоваться милыми краями, не восхищаться этими бескрайними полями, березами, что оделись в золотые наряды, травой, которую позолотила осень. Но потом взгляд падает на фигуру мальчика — пастуха, которая расположена в неестественной позе. Рядом с телом — сумка. Хочется думать о том, что парень просто прилег, чтобы отдохнуть, но тут на его голове замечаем красное пятно. Это свежая рана от пули, которая забрала жизнь парня.

Что произошло в этот замечательный осенний день? Что стало причиной его смерти? Почему разбежались животные, а некоторые из них также лежат обездвижено на земле?

Ответ находится в самой глубине холста, где вдалеке виден вражеский самолет. Это фашист пролетел на картине Пластова, выпуская смертоносный дождь из пуль над головой ни в чем неповинного пастуха. Его жестокость поражает. Смотришь вдаль и хочется, чтобы небо отомстило за бесчеловечность, послав на врага свои молниеносные стрелы. Хочется, чтобы и он упал замертво и никогда не встал. Но, увы.

Природа все так же прекрасна, все так же зеленеют вдали поля, все так же дует легкий ветерок, вот только фашист улетает, а мальчик никогда не встанет. Он больше никогда не пригонит животных на поля, никогда уже не сможет любоваться прекрасным видом, который сейчас открывается перед нами, и от этого сердце сжимается еще больше.

Животные, которым повезло и они остались живы, понемногу начинают собираться, ведь совсем скоро их должен погнать пастух домой. Они же не понимают, что сейчас им просто некому отвести в свои стойла. Только верный пес все знает, а потому безудержно воет. Он не может унять своей боли. Сколько раз ему удавалось спасти своего хозяина и стадо от беды, от стаи волков. Но не в этот раз. В этот раз враг оказался сильнее, да еще и застал врасплох. Теперь пес воет и его тоскливый вой разносится по округе. Вой — это боль, которую невозможно унять. Она всеобщая, всенародная.

Картина А. Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году. Она пробирает до слёз не только переданным на холсте драматическим смыслом, но также представляет собой некое историческое доказательство тех событий и деяний, которые происходили во время Великой Отечественной войны.

На переднем плане картины изображён лежащим на жёлтой осенней траве маленький мальчик в одежде пастушка. Его поза неестественна: правая рука вытянута вверх, за голову, а левая подвёрнута и придавлена телом к земле. На голове у мальчика видна рана, из которой льётся кровь. Рядом лежит на траве слетевшая с головы шапка, и упавший кнут пастушка.

Глядя на картину, очень хочется надеяться, что мальчик жив, что он скоро очнётся и поднимется, но художник изобразил рядом с ним чёрно-белую собачку, которая протяжно воет, подняв мордочку к небу. Поэтому становится ясно, что произошло непоправимое.

Чуть поодаль от пастушка мы можем увидеть на картине группу животных: коров и овец, часть из которых также лежат на земле в неестественных позах.

Становится понятно, что несколько минут назад случилось что-то нелепое, мальчик и животные стали невинными жертвами. На картине находятся в диссонансе мирный осенний пейзаж и переданный художником глубокий смысл произошедшей трагедии: в голове не укладывается, что же могло стать причиной гибели ни в чём не повинного ребёнка-пастушка и его подопечных.

Трагедия произошла внезапно, это понятно. И как подтверждение тому, художник изобразил перепуганную корову, которая с опаской выглядывает из-за деревьев, ставших для неё временным убежищем. Рядом с коровой остановились в неуверенности угрюмые овцы и растерянно смотрят по сторонам. Они привыкли к своему пастушку и теперь без его вмешательства стоят, словно сиротки.

Зритель не сразу замечает на картине А. Пластова причину данной трагической ситуации.

Возникает немой вопрос о том, почему маленького пастушка настигла на родной земле внезапная и такая нелепая смерть. Художник изобразил на заднем плане, в правом верхнем углу картины, еле заметную, словно затерянную в облаках, стальную птицу.

Это фашистский самолёт пронёсся над косогором, где находился беззащитный пастушок со своей собачонкой и мирно паслись животные. Фашисты, пролетая над ними, устроили жестокую расправу и понеслись дальше, выискивая новую жертву. Пролетел самолёт мимо скирды сена, над оврагом, зелёными полями, чтобы и дальше сеять град из свинцовых пуль.

Картина «Фашист пролетел», искусно написанная маслом на холсте, способна глубоко затронуть душевные струны человека. Она напоминает нам о реальном прошлом нашей страны, которое пришлось пережить народу во время фашистской оккупации. Первоначальным названием картины было: «Немец пролетел», но в связи с нормами политкорректности его изменили.

Цели урока:

  • научить учащихся на основе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину;
  • ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по картине;
  • воспитательная: развитие у учащихся чувства исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Оборудование:

  1. портрет А.А. Пластова;
  2. репродукция картины А.А. Пластова “Фашист пролетел.1942.”.

Слово о художнике.

Аркадий Александрович Пластов - русский живописец, народный художник СССР, член АХ СССР с 1947 года, награжден 2 орденами Ленина, медалями.

Большую часть своей жизни Аркадий Александрович прожил в своем родном селе Прислониха Ульяновской области. Стать художником он решил еще в детстве. Нелегко было поступить художнику- крестьянину, да еще самоучке, в Московское художественное училище, но поступил. Настал 1917 год, было не до занятий. Пластов уезжает в свою родную деревню, решает засесть за этюды. Но сложилось так, что в Прислонихе художник оказался чуть ли не единственным грамотным человеком. Выбрали Пластова в сельсовет. Какие уж тут этюды! Время бурное - во всем надо разобраться. Кругом бедность: скот и тот лечить некому. Достал книжки по ветеринарии, лечил коров. Со всеми выходил в поле. Машин и в помине не было: косили вручную. Но крестьяне понимали художника.

Давай рисуй иди, пока руки не устали,- говорили они.- Мы рядок- другой сами пройдем.

Жизнерадостными были довоенные картины Пластова. Писал он и ребятишек в ночном, и колхозное стадо. Написал большую картину “Колхозный праздник”: все веселятся - и взрослые, и ребятишки, и старики. Больше ста этюдов с односельчан написал Пластов для этой работы, создал картину колхозного счастья и изобилия.

Но пришла война. Развалины деревень, выжженные, истерзанные войною поля- вот какой увидел Россию художник- крестьянин. В эти трудные для Родины дни создал Пластов одно из лучших своих полотен: “Фашист пролетел”.

Работа по картине.

Есть книги, которые нельзя читать без волнения. Читаешь - и на глаза наворачиваются слезы. Есть картины тихие, скромные, но при взгляде на них сжимается сердце. О своей картине “Фашист пролетел” Пластов сказал: “Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься”.

Что хотел этими словами сказать художник? Что вы почувствовали, глядя на картину? (Боль, сострадание погибшему пастушку).
-Что мы видим на картине, что же произошло? Как вам видится происшедшее?

(Русская осень. Отцветают травы, в золото одеты молодые березки, вдали зеленеет озимь. Но тревожна, неспокойна природа. Листья падают под порывами ветра, никнут травы. А среди пожелтевшего луга лежит маленький пастушок, расстрелянный с фашистского самолета. Медленно выходят из чащи коровы, бредут по опушке. Верный пес, друг мальчика, подняв морду, воет тоскливо о безутешно вслед улетающему самолету. Налетел фашист на мирные поля нашей Родины и убил охраняющего стадо мальчика- пастуха, убил жестоко, бессмысленно…).

Чем ужасна война? (В числе первых страдают те, кто слабее).
-Картина – это всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с ее названия. Как название произведения помогает осмыслить его содержание? (Название говорит о том, что случившееся произошло в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, вблизи мирного селения.).
-Почему художник использует слово “фашист” , а не “враг”, “противник”? (Этим подчеркивает бесчеловечность летчика).
-Какие детали полотна говорят о совсем недавней поре мирной жизни и о внезапно сменившей ее беде? Всмотритесь в пейзаж картины, в краски осеннего дня. Каким образом изображение природы участвует в создании общего настроения? Составим таблицу:

Одна из особенностей композиции картины заключается в том, что фашистский самолет изображен маленьким, на дальнем плане, в дымке, его едва видно. Что стремился подчеркнуть художник этим приемом? (Фашист чужой на этой земле).

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какой цвет преобладает в картине? Почему? (Тревожный оранжево- красный колорит сообщает картине трагическое звучание. Поля, над которыми изображен вражеский самолет, более темного цвета. Уже самим расположением цвета художник выделяет главную мысль полотна.)

Какую мысль утверждает живописец своей картиной? (В картине не слышно лязга гусениц, выстрелов, разрывов снарядов. Она наполнена тишиной, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны. Война - это зло для всех).

Так, и в горе, и в радости пишет художник родную землю, которую пахал своими руками и полюбил всем сердцем. В его картинах жизнь и труд человека слиты с природой, с дыханием родных лесов и полей. И в этом главная сила полотен Пластова.

О Великой Отечественной войне много написано книг, спето песен, поставлено спектаклей. Эта тема вечна, как вечна память о тех, кто ценой своей жизни спас мир от фашизма. Хочется вспомнить слова С. Баруздина: “Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле”.

Словарно-стилистическая работа.

Очень важно найти слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Постараемся в своем сочинении избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов:

Изобразил- показал, запечатлел, передал, картина пронизана;

Картина- произведение живописи, полотно.

Не забудем и о той лексике, которая связана со спецификой живописи:

пейзаж, теплые и холодные тона, на переднем, на дальнем плане, колорит, цветовой фон.

Работа над черновиком, редактирование, переписывание в тетрадь для творческих работ.

Вот два полотна. «Фашист пролетел» и «Герника». Одно написал художник Пластов, другое всем известный Пабло Пикассо. Я, к сожалению, могу разместить только одно изображение. Ещё одно не проходит. Но ведь увидеть "Гернику" совсем не проблема. В два щелчка найдём по Интернету. А увидеть надо, поскольку речь пойдёт о сравнении двух картин.

Что их объединяет, спрошу я вас? Только одно. Одна тема. Смерть пришла с неба. Не в том смысле, как божья кара. А в том, что пришла она по воле летчиков, ниспославших с неба смерть. И только одна эта тема, повторяю, объединяет обе картины. Всё же остальное просто разительно несхоже.

Война. На войне убивают. Убивает человек человека Две противостоящие силы стремяться уничтожить одна другую. И при этом неважно, чем они мотивированы. И дело это совершается подготовленными к этому делу, то есть к убийству, людьми, для которых готовность к убийству и быть убитым тоже – суть их профессии И в этом смысле убийство становиться как бы узаконенным деянием.

На обеих же картинах мы видим убийство людей, которые находятся вне поля этого жестокого закона. Убивали мирных людей, которые не обучались ремеслу убийства. И убили их вовсе не по законам военного времени. Это жертвы войны. Невинные жертвы.

Я, может быть, говорю и банальные вещи. Но иногда нужно с истины снять обволакивающую её то ли патину, то ли грязь, чтобы воссияла она своим первозданным светом и обожгла прикосновением к ней. Все мысли, имеющие великие последствия, просты, как говорил Толстой. Но к этой простоте надо ещё подойти, предприняв иногда не малые усилия.

Так вот оба художника и попытались к ней подойти, используя живопись, как средство. То есть, наглядно нам всем показать, что такое фашизм. Надавив при этом на самые болевые точки нашей души. И так, чтобы вскипела ярость против этого чудовищного явления, порожденного уж каким просвещенным двадцатым веком. Потому как за все прошедшие века всеобщей истории миру подобные неслыханные и массовые жестокости не были известны.

Но я хочу поговорить сейчас о другом. А именно о средствах,при помощи которых художники решили выразиться. Говорят они об одном, но средства задействованные ими просто до чрезвычайности разные. Вот давайте и разберёмся.

Первое, что сразу же бросается в глаза, это как реализм одного художника и почти абстракция другого вступают в негласное состязание.

В моих глазах, если это состязание, то Пабло Пикассо потерпел в нем сокрушительное поражение от Аркадия Пластова. Но об этом чуть позже.

При этом Пикассо художник – мировая величина, один легкий мазок которого стоил и стоит несусветных денег. Пластов – известен только что в России сегодня. Да и то не всеми.

А теперь о различиях.

«Герника» Она вся наполнена грохотом рвущихся бомб, обрушением жилищ, плачем и стенаниями, предсмертным хрипением. Словом, задействована вся шумовая гамма, чтобы передать картину жуткой драмы.

«Фашист пролетел». Тишина. Слышен только слабеющий рокот, пролетевшего самолета – убийцы. Да вот ещё тонкий вой собачонки и шелест берёзовой осенней листвы, потревоженной вихрем низко пролетевшего самолёта. Не слышно ни воплей, ни грохота. Сама природа, кажется, оцепенела от ужаса смерти, пронесшейся в небе.

Гернику бомбили десятки бомбардировщиков летчиков легиона Кондор, применивших, кажется, впервые в истории практику ковровой бомбардировки. На картине Пластова мы видим, да ещё и не сразу, одинокий распластавший свои крылья самолет.

Летчики Люфтваффе знали, что и кого они бомбили. Цель была выбрана заранее. Это была чудовищная акция устрашения. Устрашения противостоящей им силе. И они успешно справились с поставленной задачей. Они, правда, еще не знали, как эта акция им ещё аукнется в Дрездене.

Летчик на картине Пластова и в голове не держал, выйдя на свободную охоту, что нажмет он на гашетку своих пулемётов по совершенно случайной цели. Решил так просто забавы ради коров погонять. Но ещё вот до кучи убил и пацаненка-пастушка, даже и не заметив этого.

Художник Пикассо создал это полотно не спонтанно. Он написал картину по заказу правительства Испанской республики для испанского павильона Всемирной выставки в Париже. Получив за столь ответственную работу немалые деньги. Что, разумеется, не исключает личное отношение художника к своему творению и событию, которое он так изобретательно изобразил.

А вот Пластов творил картину в самый разгар войны по зову и заказу собственного сердца. Это был его вклад художника в общее дело борьбы страны, напрягавшей все силы ради спасения и ради победы, конечно. Победы, которая еще не была тогда так очевидна. И уж о деньгах он думал менее всего.

Пикассо таскал не без труда свое произведение по многим городам и весям. Преимущественно в США.

А картина Пластова только раз покинула отечество. Была представлена в нашем посольстве на Тегеранской конференции. И понятно для чего и, главное, для кого. Говорят, Черчилля она очень впечатлила.

Да и размеры картин такие разные. Вот у Пикассо в сантиметрах 349 Х 775. Просто гигантское полотно. Вот для сравнения известные «Три богатыря» 295 Х 446 см. Сравните. Даже и Богатыри далеко не дотягивают до творения Пикассо. Картина просто расплющит вас, если вы станете напротив неё.

У Пластова тоже конечно не миниатюра. Но, как говорится, и рядом по размеру не стояло. Вот эти размеры. 138 х 185 см.

А вот и ещё сравнение. После блицкрига немцев Пабло оказался в зоне их оккупации. И вот однажды немецкий офицер зашёл в его художественную мастерскую и увидел открытку на столе с иллюстрацией уже знаменитой картины. И спросил у художника, не он ли это сделал. Думаю, спросил, либо с целью удостовериться в авторстве этого произведения, либо, не исключаю, чтобы польстить художнику. И получил дерзкий ответ от храброго художника: « Нет, это сделали вы». Какая смелость. Восхитимся. Ничего на это не ответил немец. Ушёл. Вы можете представить себе подобный диалог между нашим художником и фашистом, окажись живописец Пластов по ту сторону фронта. Это только в кино, да и то очень плохом.

Но это всё было присказкой. А теперь я хочу перейти к главному различаю. Глубинному и основному. Чтобы понять, что я хочу сказать, предположим следующее. Перед вами выставили обе картины. И при этом волшебным образом стерли из вашей памяти имена художников и названия самих картин. И спросил бы я вас, что происходит на представленных картинах? Что хотели сказать художники? Каким образом хотели художники воздействовать на ваши чувства и на ваше сознание? А ведь именно в этом состоит задача любого вида искусства и каждого творца. Художник должен донести всеми доступными ему средствами и всем своим умением свою мысль и состояние своей души в надежде найти отклик в наших душах.

В картине с убитым мальчиком всё ясно без всяких слов. Объяснять ничего не надо. Прозрачно и ясно до слёз. Мне безумно жаль этого ребёнка, и слёзы подступают у глазам. Я смотрю и стараюсь понять, как взрослый человек потехи ради прервал юную жизнь. А убил он не со зла, не от какой то особой ненависти к этому неведомому ребёнку. Совсем нет. А потому что его послали с целью убивать. Убивать, уничтожать всю эту неполноценную человеческую расу. Послали в земли, которые нужно было зачистить для собственного жизненного пространства. Вот и всё. И мы понимает, что это не просто убийство, а проявление обыкновенного фашизма. И я чувствую, как во мне вскипает ярость и чувство мести. Мне хочется отомстить за этого убитого мальчика. Да разве только у меня?

А теперь перейдём к другой картине, и, спрошу я вас, что вы почувствуете и поймёте, созерцая это просто чудовищное по обширности полотно испанского художника. Повторяю, что вы ровным счётом не знаете, что именно художник попытался представить нам. И уверяю вас, что не поймете вы ровным счетом ничего. И испытаете вы лишь одно чувство. Чувство недоумения, что это за фигню нам тут показывают. Будете рассматривать и мучительно думать, что это за живопись такая. Да и живопись ли это вообще.

Ну кое что мы разглядим, однако. Вот бык с рогами, а вот лошадь с опрокинутой мордой. А еще внизу отрубленная рука, держащая сломанный меч. В окно лезет маска. Вытянутая рука с лампой. И ещё справа воздетые руки. Плоские лица. Открытые рты, круглые глаза. Всё как в дурном сне. И больше ничего. И не говорите мне, что это не так. Нет, это именно так. И никак иначе. В здравом уме, не затуманенном наркотой, вы ничего не разберёте. И я спрашиваю себя, что это за живопись такая, в которой весь сюжет да и сами предметы закодированы в непонятные загогулины. И вот при помощи этих-то загогулин художник решил тронуть мою душу и возмутить всё мое сознание от чудовищной трагедии

И не зная, о каком событии идет речь, вы ни черта не поймете во всех этих отрубленных руках и переплетении и вовсе непонятных нам предметах. Да даже если вы и прочтете внизу название города, даже и тогда тоже ничего не поймёте. В потеряетесь в напрасных потугах пробиться к истине, покрытой толстым, плотным мраком иносказаний и зашифрованных смыслов.

И меня от этого берет досада. А ещё и злость. И я спрашиваю себя, для чего художник заставляет меня решать какие-то ребусы. Вместо того, чтобы проникнуться болью и страданиями невинных сотен жертв, я пытаюсь разобраться в мешанине сваленных в кучу обрубков тел и плоских, как будто вырезанных из белой бумаги человеческих лиц, больше похожих на призраки.

И что бы понял в черно-белой абракадабре даже и искушенный искусствовед. Кисть Пикассо он, может быть и узнал бы, а вот все остальное - полный мрак. Ничего бы он не понял.

А ещё во мне закипает злость и при невольном вопросе, почему для художника человеческая трагедия стала поводом и предлогом для непонятных практически никому упражнений с кистью и выкрутасов его нездорового воображения. Не есть ли вся эта абракадабра оскорбление этих самых жертв.

Скажу прямо, что мне наплевать какой он там великий – развеликий этот Пикассо. В моих глазах эта «живопись» - просто издевательство да и надругательство над несчастными жителями Герники. Жертвы, простите каламбур, принесены в жертву живописным выкрутасам.

Когда зачинатель кубизма представляет нам своих «Авиньонских девиц», то я не могу без страха и содрогания смотреть на этих «девиц». Ну и рожи, так и хочется сказать. Кстати, первоначально картина по мысли художника называлась «Философский бордель». Какие уж тут девицы. Но главное даже и не в этом. И тут те же экзерсисы кубистические. И я, так думаю, что в этом случае совершенно уместные. Вот так он увидел бл…. Ну и Бог с ним. А вот святое не надо трогать. А именно трагедию маленького городка Герника.

И последнее, что я хочу сказать, сравнивая картины. Я за то, чтобы цвели все сто цветов. Я не против того, чтобы художник выражал себя так, как он хотел, в силу своего воображения. Но я против того, чтобы один цветок со всеми своими сторонниками так называемого беспредметного искусства, поплевал через брезгливую губу на предметное искусство, вознося самого себя в заоблачную высь. Находя при этом железный и неотразимый довод. Не понял меня – ну так и сам дурак, что не понял. Иди там к своим передвижникам. И дорасти ещё до меня.

И я бывает, хочу действительно искренне понять. И не понимаю. Не понимаю, например, как «Крик» Мунка, от которого с души воротит, может уходить с молотка много дороже, чем мадонны Рафаэля. Не могу понять. Да и не хочу

Рецензии

Нет, здесь, конечно, не согласен. Картина Пластова прекрасна (хотя сюжет пугает). И мне она очень понравилась. Действительно сильное произведение. Но и "Герника" сильна по-своему. Не хочу никого ругать и сравнивать эти картины по цене или размеру. Они обе бесценны. А то, что на аукционах всякую чушь продают, так это их дело. Пусть себе тешутся.
И кстати, "Крик" мне тоже не нравится. И именно так, с души воротит. Но мне же не обязано нравится всё, что люди рисуют. Если кто-то платит за нее такие деньги, то пусть. Но вообще, этот "Крик" считается одной из ключевых-поворотных картин в истории живописи.

Да, конечно, картина Герника сильна. Но очень уж по-своему. Вот у Кандинского всё по-честному. Ну вот он написал свою картину. Со всякими своими точками, линиями и закорючками. И названия ей не дал. Потому как предмета в ней никакого нет. Вот и назвал ей «Композиция». Как например композитор редко дает названия своим симфониям и концертам. Он их нумерует. Он предлагает слушать его музыку, которая беспредметна, и наслаждаться гармонией звука. Кандинский предлагает наслаждаться гармонией линий и цвета. И думать и воображать при этом всё, что вам понравиться. И всё.
А Пикассо дал название своему огромному полотну. ТО есть своим названием он отсылает нас к ужасному предмету, который должен нас потрясти. Только я не понимаю, зачем эту трагедию нужно было зашифровывать в разные загогулины. Заставляя нас размышлять и гадать о том, что каждая загогулина означает. И назвать всё это живописью.
Я не понимаю, почему вообще весь мир по его предложению нужно было изображать в виде исключительно геометрических фигур. Да это ещё и не все. Предлагается считать все эти геометрические ребусы новым словом в живописи и искусстве. А тех, кто что что-то не понял в этих ребусах, вот как я,например, считать некомпетентными дураками, которые ещё не доросли для этих извращений больного воображения.

Геннадий, я не склонен преувеличивать. Да, я согласен, что не все понимают. И что ж с того? Некомпетентными дураками я, например, их вовсе не считаю. Причём здесь дураки? Все мы чего-нибудь да не понимаем. Кто-то музыку Вагнера, кто-то балет, а кто и мерную топологию, к примеру. И это почти ничего не значит.
К сожалению, я не являюсь искусствоведом или просто даже сильным знатоком живописи. Но Пикассо люблю и считаю его гениальным художником. Поэтому мне трудно будет отстаивать свою точку зрения с фактами и аргументами. Хотя даже я могу сказать, что в его "Гернике" чувствуется сильнейшая экспрессия, динамика и даже моральный надлом. Что такое движение в картине, вы, наверное, и сами хорошо знаете, так что тут говорить не стану.
Что же касается точных критериев оценки, то уверен, что вполне можно найти море литературы, где всё подробно и скрупулёзно описано. Мне же эта картина просто нравится, безотносительно к деталям или даже к имени художника (тут уж поверьте просто на слово).

"Я, к сожалению, могу разместить только одно изображение. Ещё одно не проходит. Но ведь увидить "Гернику" совсем не проблема. В два щелчка найдём по Интернету. А увидить надо, поскольку речь пойдёт о сравнении двух картин".

В этом рассуждении Вы не совсем правы, Геннадий. Показать "Гернику" лучше всего на странице Вашего обсуждения, рядом с картиной "Фашист пролетел". Переход на Интернет и обратное возвращение к Вашей статье технически не совсем просты и, к тому же, очень неудобны, так как отвлекают от непосредственного изучения Вашей работы.

Вместе с тем, существует довольно простое решение размещения двух, и даже более, картин на Вашей странице Проза.ру:

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Живописное творчество А. А. Пластова связано с народом и его судьбой. Этот замечательный художник создавал свои прекрасные полотна на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Поэтому все те события, которые происходили в то время, все те переживания, которые тревожили народ на рубеже эпох и нашли отражение в его живописном творчестве.

Огромное влияние на картины Александра Аркадьевича оказала огромнейшая трагедия русского народа. Пластов видел, как тяжело было русской земле и народу выстоять во время Великой Отечественной войны, поэтому он не мог не писать об этом. Многие его картины посвящены именно этой теме, ведь весь русский народ встал на защиту своей земли. Даже дети пытались помочь и фронту, и взрослым, на плечи которых легло непростая и тяжелая ноша. Порой, нужно было отдать свою жизнь, чтобы хоть немного приблизиться к победе. Переживал это время и сам художник, поэтому так много картин посвящено этой теме: это и «Жатва », и «Сенокос», и «Фашист пролетел».

Интересна история художественного полотна Пластова с таким глубоким названием, как «Фашист пролетел». Она была написано им в 1942 году, когда пришелся как раз военных лет, суровых и тяжелых. Именно в это время немецкие оккупанты тяжело ступали по нашей земле, оставляя после себя лишь слезы и разбитые человеческие судьбы. С каждым днем они продвигались все дальше вглубь страны, и это приносило всему русскому народу огромнейшие страдания и мучения. И вот эта большая боль и нашла свое отражение в полотнах Пластова, который не мог не изобразить страшную действительность.

Если бросить поверхностный взгляд на картину, даже не задумываясь о том, что же хотел сказать художник, то сразу же бросается пейзаж. Он прекрасен, хотя на нем и изображено осеннее природы увядание. Но зато как приятно смотреть на молодую березовую рощу, которые привлекают внимание своими небольшими и нежными листочками цвета золота. Роща небольшая, поэтому хорошо видны все деревья в ней. Вокруг кругом поля, которые местами еще сохранили прежнюю сочную зеленую траву, но местами уже мелькают своими пустыми черными пятнами.

Но через всю картину проходит небо, оно изображено художником ясным, светлым. Пластов подобрал для него приятные нежные голубые цвета. Но есть в нем и страшное. Это небольшое темное пятнышко, которое медленно удаляется. Если внимательно присмотреться, то можно понять, что это самолет фашистов пролетел над той прекрасной и такой мирной картиной русской природы. И тогда взгляд сразу же переносится на передний план, который заставляет содрогнуться от жалости и страдания.

Умиленное и хорошее настроение, которое было первоначально от картины проходит. Теперь со слезами на глазах можно смотреть на то, как на желтой осенней траве лежит маленькое тело ребенка. Кажется, что мальчик просто спрятался, чтобы его не заметили. Но все намного страшнее. На голове мальчика виднеется огромное алое пятно, да и его маленькое и худенькое тело лежит как-то уж совсем не естественно. Ребенок мертв!

Страшную картину детской смерти показал художник. И никак нельзя понять, почему немецкому летчику так помешал этот ребенок, который не успел даже пожить на этом свете. Бесчеловечность и бездушность фашистов поражает, ведь так легко прервать жизнь, да еще детскую мог лишь только человек без сердца. Неужели у него самого нет детей? Ведь этот мальчик никогда и никому не делал зла. Скорее всего, он мечтал и фантазировал, как это делают все дети на земле. Может быть, он даже строил планы на будущее, когда он вырастет и стать большим. Но его жизнь, детская и чистая, прервалась очень рано. И, к сожалению, это была не единственная смерть в то время. Много людей, взрослых, женщин и детей погибло в то страшное и жестокое время. И это уже невозможно изменить, так же, как невозможно вернуть и жизнь этому мальчику.

И трогательно и печально смотреть на то, что рядом с мальчиком сидит маленькая собачка. Это верный друг ребенка и она была безмолвным свидетелем трагедии. И она первая осознала, что навсегда потеряла того, кого так сильно любила. Она жалобно воет, словно оплакивает своего маленького хозяина. А совсем недалеко пасется стадо. Скорее всего, мальчик присматривал за ним. Но страшно видеть и то, как выглядят животные. Некоторые из них замерли, словно от шока, а остальные так же, как и мальчик, лежат на земле. Они тоже мертвы. Но чем же могли помешать фашисту эти бедные и истощенные животные?

Из рощи выходят уцелевшие животные. Спасая их, маленький пастушок не успел спастись сам, и вот теперь он мертв. И вот теперь прекрасный осенний пейзаж, который вначале кажется таким тихим и спокойным, но оказывается на самом деле очень страшным и трагичным. И на травяном ковре, разноцветном и веселом, красные цветы уже не радуют, а кажутся маленькими капельками крови тех людей, которые погибли в эту страшную пору. Рядом с мальчиками растет небольшой куст, он живой, но он похож на мальчика тем, что его ветки оголены, словно стволы орудия, которое должно было защитить этого ребенка. Но кое-где сохранилась листва, которую художник окрасил в алый цвет. Он сделал это для того, чтобы еще раз напомнить всем, что смерть ребенка, даже на войне, она страшна и трагична.

Но стоит всмотреться в березовую рощу, и можно заметить, как сильно на ветру развиваются редкие листочки на деревьях. Невольно складывается ощущение, что они тоже сочувствуют и оплакивают потерю мальчика. А рядом с березками небольшая рябинка красного цвета, напоминающего кровь. Она ярким пятном выделяется среди желтых и белых берез. Все здесь напоминает о смерти мальчика.

Чуть вдалеке художник поместил стог сена, как символ мирной жизни. Сильный контраст мирного существования природы и смерти маленького ребенка Пластов использовал для того, чтобы показать, как ужасна и бессмысленна война. Эта картина - память и напоминание всем людям о том, что нужно хранить мир на всей земле, так как достается он слишком высокой ценой. И этот ребенок напоминание, прежде всего, для взрослых, которые стали, к сожалению, забывать об ужасах войны.