Порядок появления диезов

Первое, что нужно выучить и помнить назубок - порядок появления диезов и бемолей.
Выучить нужно, как скороговорку, это несложно:
диезы: Фа - До - Соль - Ре - Ля - Ми - Си
бемоли: Си - Ми - Ля - Ре - Соль - До - Фа (в обратную сторону)..

Второе: параллельные тональности!
Каждой мажорной тональности соответствует параллельная минорная тональность, тоника которой лежит на малую терцию (на гитаре это 4 лада) вниз.
В них одинаковое количество знаков - одинаковый звукоряд, различаются только тоникой.
Например:
До-мажор - праллельная ей тональность - Ля-минор.
Ми-бемоль-мажор, параллельная ей тональность - До-минор.
Ля-мажор, параллельная тональность - Фа-диез-минор.
Все просто!)
Уяснили.

Третье: количество знаков определяем по мажорной тональности - те же самые знаки в параллельной МИНОРНОЙ тональности!

Четвертое: всего в музыке - 30 тональностей!
Две из них не имеют никаких знаков при ключе:
до-мажор, ля-минор (белые клавиши на фортепиано) - запомнить!,
14 диезных тональностей (7 мажорных, 7 минорных),
14 бемольных тональностей (7 мажорных, 7 минорных).
это можно не зубрить, а просто понимать.

Больше запоминать ничего не нужно, кроме..

Определяем диезные тональности!:
Начинаем перечислять скороговоркой диезы, тормозим на диезе, нотой ниже тоники..
Например:
определить количество знаков в тональности Ми-мажор..
фа - до - соль - РЕ.. Предыдущая нота до тоники!
В тональности Ми-мажор 4 диеза: Фа - До - Соль - Ре! А значит в параллельной ей тональности - До-диез- минор - те же самые знаки: Фа - До - Соль - Ре!
Ля-мажор.
фа - до - СОЛЬ - нота ниже тоники! Три диеза.

Определяем бемольные тональности!
Перечисляем бемоли и тормозим на следующей ноте, после того, как назвали тонику..
Например:
определить количество знаков в тональности До-минор.
Сначала находим параллельную тональность - Ми-бемоль-мажор, и начинаем перечислять бемоли:
си - МИ - ля...
Три бемоля: Си - Ми - Ля...
В До-миноре и Ми-бемоль-мажоре три знака - Си - Ми - Ля...

Примечание: в Фа-мажоре (и параллельной ей Ре-миноре), один знак - Си-бемоль - просто запомните!)

Как определить какие знаки ставить при ключе: диезы или бемоли?
Практически все тональности от белых клавиш на фортепиано - диезные.
Есть два исключения: До-мажор - нет знаков при ключе, и Фа-мажор - знак Си-бемоль.

Бемольные тональности - те, которые имеют в своем названии знаки появления бемолей:
Ми-бемоль-мажор, Си-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор.
Кстати, определим количество знаков? Да, легко!)
В первом случае: си - ми - ЛЯ! Три знака.
Во втором: си - МИ! Два знака.
В третьем: си - ми - ля - РЕ! Четыре знака.

Если, вдруг, вам как будто чего-то непонятно, может упустил чего - задавайте вопросы, обсудим вместе!)

Был полезен материал?

Известно, что тональностей существует 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей). Формально (по названиям) их больше, т.к. все тональности могут быть названы энгармонически. Например, До-диез мажор можно записать как Ре-бемоль мажор и т.п., или даже Ре мажор можно представить себе как До-дубль-диез мажор и т.п.

В Википедии можно найти отдельную статью по каждой сколько-нибудь употребимой тональности, с примерами произведений академической музыки в этой тональности, а также с указанием количества знаков при ключе, параллельной и энгармонически равной тональности.

Возникает вопрос, как в каждом конкретном случае правильнее или удобнее назвать или записать тональность знаками при ключе. Например, тональность До-диез мажор будет иметь семь диезов при ключе, а тональность Ре-бемоль мажор - пять бемолей.

Некоторые тональности неупотребимы, вследствие слишком большого количества знаков при ключе. Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками при ключе (два дубль-диеза, остальные диезы). Поэтому вместо неё используется Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе).

Список употребимых тональностей есть в Википедии, практически в каждой статье по конкретной тональности (там это называется "Соседние тональности").

Тональности с семью знаками при ключе малоупотребимы, т.к. семь знаков всегда можно заменить на пять. Например, До-диез мажор (семь диезов при ключе) можно записать как Ре-бемоль мажор (пять бемолей при ключе). Такие тональности (с семью знаками) используются в основном только в специальных циклах по всем тональностям, например, "24 прелюдии и фуги" и т.п.

Тональности с шестью знаками при ключе являются энгармонически равными. Например, Ми-бемоль минор (шесть бемолей) энгармонически равен Ре-диез минору (шесть диезов). С учётом этих пар практически употребимых в музыке тональностей получается 26, а с учётом тональностей с семью знаками - 30.

Единственная хорошо употребимая мажорная тональность со словом "диез" - Фа-диез мажор (шесть диезов при ключе). Единственная хорошо употребимая минорная тональность со словом "бемоль" - Ми-бемоль минор (шесть бемолей при ключе). Т.е. в основном со словом "диез" записываются минорные тональности, а со словом "бемоль" - мажорные.

Теперь немного о логике "переходов" от одной тональности к другой по знакам при ключе и тому подобного.

1) Параллельные тональности не отличаются по знакам.

2) Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака "в сторону диезов" от минора. Например, Ми-минор - один диез, Ми-мажор - четыре диеза. Или: Фа-мажор - один бемоль, Фа-минор - четыре бемоля. Или: Ре-минор - один бемоль, Ре-мажор - два диеза.

3) "Лишний" знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад - шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п.

Лидийский лад - шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад - шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад - шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.

4) "Автентический" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). "Плагальный" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз - в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).

Для удобства нахождения количества знаков альтерации в тональностях с числом знаков более семи полезно помнить, что сумма знаков (диезов и бемолей) в энгармонически равных тональностях всегда равна 12:
- Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор - 6# + 6b
- До-диез мажор и Ре-бемоль мажор - 7# + 5b
- До-бемоль мажор и Си-мажор - 7b + 5#
- Соль-диез мажор и Ля-бемоль мажор - 8# + 4b
- Фа-бемоль мажор и Ми-мажор - 8b + 4#