Традиции якудзы. История японской мафии якудза

Кто не слышал о знаменитых японских бандитских группировках — якудза? Благодаря все тем же японским видеомагнитофонам, в начале 90-х мальчишки с упоением просматривали в видеосалонах зарубежные боевики с татуированными самураями современности, мечом и пистолетом прокладывающих себе путь к вершине иерархической клановой пирамиды.

Стоит отметить, что достаточную известность за пределами Японии якудза получили благодаря своей отличительной особенности ведения дел — кланы не пытаются находиться в тени, тщательно конспирируя имена своих главарей, как это делает итальянская мафия или скрывая расположение своих штаб-квартир и корпоративных угодий, что больше пристало группировкам Центральной Америки. Большинство могучих бандформирований в стране восходящего Солнца находятся на виду, под пристальным вниманием полицейских структур, но при этом они имеют значительное долевое участие в общественно-социальной жизни страны, оказывают влияние на фондовый рынок, владеют ценными бумагами и контролируют деятельность крупных корпораций и правительственных структур. Давайте обратим внимание на некоторые удивительные особенности этого необычного феномена криминального мира — якудза.

Диплом якудза

Вы будете удивлены, но если произвести своеобразный конкурс между представителями всех крупнейших преступных группировок мира, то бандиты якудза окажутся самыми образованными. Ещё бы! Ведь руководство самых значимых японских кланов внедряет специальную образовательную программу для своих “сотрудников”. Знания государственных законов и социальных норм, по мнению боссов мафии, сумеет предотвратить рядовых членов организации от ненужного попадания в поле зрения правоохранителей, избавит синдикаты от лишних трат и позволит не отвлекаться от серьезных дел. Так как принадлежность к мафии при совершении преступлений является отягчающим обстоятельством, то стремление уберечь рядовой состав от попадания в неприятности с законом из-за совершения “несанкционированных” преступлений стало в последнее десятилетие для якудзы одним из приоритетов. Настолько, что, например, самый могущественный клан из всех существующих в Японии — Ямагути, внедрил проведение регулярных экзаменов по “предметам” государственного права и норм морали!

12-страничные анкеты содержат вопросы о том, как грамотно украсть автомобиль и не попастся при даче взятки, как избежать налоговых штрафов или не угодить в полицейский участок за не к месту выброшенный мусор. Так что стоит обратить внимание на уровень социального развития в стране восходящего Солнца, где последний бандюган изучает юриспруденцию! Так что если вы твердо настроились когда-нибудь пополнить ряды влиятельнейших восточных синдикатов, нанесением традиционных цветных татуировок по всему телу вам не обойтись — сперва не помешает получить диплом юриста Осакского Императорского Университета. Ваши новые “работодатели” оценят.

Гоп-стоп, мы принесли из-за угла…

Во все времена якудза отличались жестокостью и категоризмом, преследуя цели возвышения своей “семьи”, повышение её благосостояния и веса, согласно кодексу.

И хотя есть все основания считать деятельность японских кланов кровавой, преступной и крайне противозаконной, им, оказывается, не чужды гуманность и человеколюбие — достоверно известно, что при устранении последствий землетрясения в Кобе (1995), где у крупнейшего в Японии преступного синдиката Ямагути-гуми находится штаб-квартира, и ликвидации бедствий от цунами (2011) местная организованная преступность одна среди первых организовала поставку гуманитарных грузов и спасение пострадавших от стихии. Остается только догадываться, в чем причина такой высокой социальной ответственности мафиозных боссов — возможно это простой имиджевый ход и желание усилить свою популярность среди населения на фоне непрекращающегося противостояния банд и государства, а возможно всё дело в искреннем сочувствии к самым незащищенным слоям населения, являющимся основным поставщиком новых рекрутов для пресловутой якудза. Тем не менее, факты на лицо — в то время, когда государственная машина демонстрирует свою нерасторопность в трагических для страны ситуациях, мафия является порой единственной надеждой для тех, к кому природа не проявила достаточно милосердия. Подобные благородные действия кланов регламентированы “кодексом чести” (дзинги) и имеют устойчивое определение — “нинкье”.

Меч калибра 9 мм

Якудза, терроризирующие Японию с семнадцатого века и по сегодняшний день можно считать наследниками самураев — настолько близка их система патриархальной подчиненности, клановой преданности и привязанность к традиционному холодному оружию древности — самурайским мечам. Заколоть неугодного “семье” гражданина — визитная карточка визита якудза. Не единичные случаи расправы над современными политиками и бизнесменами произведены с использованием самурайской катаны — как эффектное назидание несговорчивым чиновникам и зарвавшимся конкурентам. Однако, если вы думаете, что могущественным японским бандитам присуща исключительная консервативность, то вы заблуждаетесь — ребята выпускают и обслуживают собственные сайты, участвуют в производстве и распространении порно-контента в интернете и даже издают свой собственный корпоративный журнал!

Более того, все эти новоявленные политические веяния, заставляющие мало-мальски значимую социальную группу создавать свою партию в органах правительства не могли пройти мимо внимания якудзы и на сегодняшний день большая часть правящей элиты Японии находится на дотациях преступного мира, усердно защищая интересы своих кураторов и оберегая их от посягательств блюстителей порядка. Такая тенденция — прямое наследие всего политического строя страны в последние полвека, где лидер правящей партии в 1971-м году даже помог освободиться из под стражи криминальному боссу, осужденному за убийство. Хотя нужно отдать японцам должное — для того, чтобы вывести на чистую воду весь связанный с якудза депутатский корпус всех политиков достаточно разок сводить в баню! Обилие колоритных цветных татуировок сразу бы расставило все точки в подобном вопросе, являясь красноречивым аналогом явки с повинной. Видимо предугадав столь коварный ход со стороны правительственных агентов, мэр Осаки в своё время подписал указ, запрещающий государственным служащим ношение татуировок под страхом увольнения.

Сколько пальцев на руке?

Кому нужна достойная идея для старт-апа? Пожалуйста — открыть в Японии клинику по трансплантации пальцев руки. Или хотя бы их протезирования с использованием реалистичных муляжей. Уверяем вас — спрос опережает предложение. Связан он с традицией у якудза наказывать своих провинившихся соратников, принуждая их к несложной процедуре избавления от фаланги пальцев в знак признания и искупления своей вины. Вот только обществом такие отметины не приветствуются и потерянный отнюдь не в бою за дело процветания синдиката палец является отметиной позора для близких и причиной ненужного внимания со стороны полиции. И хотя процедура отрезания конечностей предоставляет некоторую возможность отточить своё мастерство владения холодным оружием, наскоро лишившийся своего кровного член банды попытается всячески замаскировать свою потерю перед близким окружениям, несомненно прибегнув к услугам современной транспланталогии. Наверное поэтому такой мощный толчок развития получили в Японии технологий печати живых органов на 3D-принтерах!

Мафия и соцгарантии

Кстати, развивать свой маленький бизнес в Японии можно не опасаясь сколь-нибудь серьёзных наездов со стороны могущественных якудза. Те считают третирование малого и среднего бизнеса недостойным делом. Куда заманчивей внедрить агента в управляющий комитет крупной компании, “накопать” соответствующего компромата или создать прецедент для дискредитации какого-либо его члена, а затем методом шантажа вымогать крупные суммы денег или лоббировать свои интересы в вопросах производственного характера — ведь вопросы трудоустройства и выхода на государственную пенсию рядовых членов банды тоже забота высоких боссов, от которой они, как порядочные люди, вовсе не отказываются!


Якудза - гораздо больше, чем просто легендарная преступная группировка. Но непосвященные люди знают о японской мафии немного, и порой просто пересказывают различные мифы и легенды. В нашем обзоре малоизвестные и познавательные факты о якудза.

1. Торговля краденным, контрафакт, азартные игры


Хотя достоверное происхождение якудза неизвестно, принято считать, что их их родоначальниками были две группировки, которые возникли в середине периода Эдо (1603-1868 годы). Речь идет о текья (тех, кто в первую очередь занимался торговлей краденными или низкокачественными товарами) и бакуто, которые занимались организацией азартных игр).

2. 58 000 активных членов в Японии


В настоящее время существует более 58 000 активных членов якудза в Японии. Однако по всему миру их насчитывается более 102 000 человек, что делает якудза крупнейшей организованной преступной группировкой в мире.

3. Объект санкций со стороны правительства США


Якудза состоит из 3-х основных синдикатов, крупнейшим из которых является Ямагути-гуми, а котором состоят более 55 000 членов из 850 родов. Синдикат Ямагути работает на международном уровне, и он даже стал объектом санкций со стороны правительства США в рамках борьбы с организованной преступностью.

4. Нинкё дантай


Японская полиция и средства массовой информации по просьбе полицейских называют якудза "борёкудан", что означает "преступная группировка", в то время как сами якудза называют себя "нинкё дантай", что означает "рыцарская организация".

5. Ане-сан


В якудза состоят практически исключительно мужчины. Немногих женщин, состоящих в группировке, называют "ане-сан", что означает "старшие сестры".

6. Сумо и якудза


Сумо и якудза уже давно связаны между собой. Неудавшиеся сумоисты часто в конечном итоге вливаются в ряды якудза, а некоторые из них даже становятся боссами.

7. Иредзуми

Члены якудза известны своими татуировками по всему телу. Эти татуировки, которые в Японии называют "иредзуми", чаще всего делают вручную. Чернила под кожу вводятся не с помощью электрических инструментов, а по-старинке, бамбуковыми и стальными иглами. Процедура очень дорогая, болезненная и может длиться годами.

8. Якудза на Гавайях


Якудза также активно работает в Соединенных Штатах. Известно, что члены этой мафиозной группировки работают в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Сиэтле, Лас-Вегасе, штате Аризона, Вирджинии, Чикаго и Нью-Йорке, но их деятельность в основном сконцентрирована на Гавайях, которые служат перевалочной станцией между Японией и материковой частью Америки для контрабанды наркотиков и огнестрельного оружия.

9. Якудза в в политике Японии


Якудза всегда была вовлечена в политику в Японии. Было доказано, что ряд высокопоставленных политиков, включая некоторых министров и даже премьер-министров, были связаны с этой организацией.

10. Юбицумэ


У якудза есть несколько причудливых ритуалов. К примеру, юбицумэ - отрезание своего мизинца в качестве формы покаяния и искупления. Происхождение данного ритуала связано с традиционным способом удержания японского меча (основной захват производится тремя пальцами - средним, безымянным и мизинцем). Удаление фаланги одного пальца ослабляет хват меча человеком, заставляя его больше полагаться на группировку для собственной защиты, а не на свои силы.

11. Послевоенный максимум


После Второй мировой войны число членов якудза возросло до 184 000 человек (наибольшее количество, когда-либо зарегистрированное). Американские войска, оккупировавшие Японию после войны, считали якудза самой большой угрозой.

12. Общак Ямагути-гуми


По данным Министерства финансов США, состояние синдиката Ямагути-гуми оценивается в 80 миллиардов долларов, что делает его одной из самых богатых банд в мире.

13. "Ямагути-гуми Синпо"


В 2013 году якудза начала издавать свой собственный журнал. Названный "Ямагути-гуми Синпо", журнал содержал поэзию хайку, статьи о рыбалке и призывы к читателеям совершать добрые дела. Этот журнал недоступен в массовой продаже, он распространялся только среди членов банды в попытке поднять моральный дух на фоне ужесточения законов по борьбе с бандитизмом.

14. Сокайя


Члены якудза часто участвуют в уникальной форме японского вымогательства, известного как "сокайя" - особой местной форме "крышевания". Вместо того, чтобы вымогать деньги у представителей малого бизнеса, якудза запугивают собрания акционеров крупных корпораций своим присутствием на собраниях. Право на это они получают, совершая покупки миноритарных пакетов акций.

15. Благородные разбойники


Якудза также принимают участие в оказанию помощи людям, пострадавшим от стихийных бедствий. Обычно они помогают людям после крупных землетрясений и цунами.

16. Дополнительный палец


У фигурок "Боба Строителя" (персонаж английского мультсериала), которые продаются в Японии, пять пальцев на руках, вместо четырех. Местные власти решили дать ему дополнительный палец, чтобы японские дети не думали, что Боб является членом якудзы.

17. Спущенная шкура


Замысловато татуированную кожу членов якудза иногда снимают с их трупов и продают на черном рынке. В итоге она часто оказывается на выставках в галереях.

18. Письменный экзамен в банде


Для того чтобы стать членом синдиката Ямагути-гуми, необходимо сдать письменный экзамен. Во время его у потенциальных членов проверяются их знания о бандитских законах и правилах.

19. 8 - 9 – 3


Слово якудза можно разделить на три слога: я - ку - дза, что означает три числа: 8 - 9 – 3. Это наихудшая комбинация, которая может выпасть в "ойчё-кабу" - традиционной японской карточной игре, похожей на баккару.

20. Катана


Катана, традиционный японский меч, который первоначально использовался самураями, до сих пор играет важную роль среди якудза. Довольно много известных людей, в том числе некоторые видные политики и бизнесмены, были убиты именно мечом. К примеру, в 1994 году, вице-президент Fujifilm Юнтаро Судзуки был убит катаной после того, как отказался платить взятки.

21. Сакадзукигото


Новобранцы якудза обязаны подчиняться более опытным членам группировки. Ритуал посвящения нового рекрута основан на церемонии, связанной с саке, известной как "сакадзукигото". Посвященный сидит напротив его "оябуна" (что означает "отец") и ему наливают полчашки, в то время, как его наставнику наливают полную чашу. Это символизирует их статус.

22. Первый "крестный отец" якудза


Ёшио Кодама стал первым крестным отцом якудза после того, как он объединил все группировки японской мафии. После того, как Кодама был замешан в ряде скандалов, киноактер Мицуясо Маено попытался в стиле камикадзе протаранить на самолете его дом. Попытка не удалась.

23. Семьи якудза неоднородны


Существуют значительные различия в деятельности семей якудза. Многие синдикаты, в частности, Ямагути-гуми, официально запрещают своим членам заниматься незаконным оборотом наркотиков, в то время как некоторые другие синдикаты, особенно Дойджин-кай, активно участвуют в наркоторговле.

24. Правительство Японии опасается якудза


Когда в Японии вышла игровая консоль Super Nintendo Entertainment System (SNES) в 1990 году, правительство распорядилось развозить приставки по магазинам по ночам. Так они хотели уменьшить риск потенциального грабежа со стороны якудза, которая считала консоли ценным товаром.

25. Якудза - наследниками самураев


Якудза иногда считаются истинными наследниками самураев. Обе организации имеют сильные иерархические системы, основанные на чести и уважении. Как якудза, так и самураи считают насилие эффективным способом достижения целей. Также и у тех, и у других сильно развиты чувства гордости и почитания традиций.

Якудза (яп. ヤクザ или やくざ) , известные также как гокудо (яп. 極道 гокудо) — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. В японской юридической терминологииякудза называют «борёкудан» («bōryokudan») , что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дниякудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире.


В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun») , где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель») . В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга») , где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.

Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, чтоякудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многиеякудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим / младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката - кумитё , сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант») , а за ним - со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба») .

На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira») , который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляетсятэйгасира (shateigashira) . Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.
Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когдаякудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ - таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов - Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto). Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko), защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.
Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них - «зарплата» самураямвыплачивалась в виде натурального продукта - риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние - совсем как многие современные банды, - игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный - в том числе и на Западе - фильм Акиры Куросавы «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya»), которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto»), которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагов вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас - на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудзаили нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») - «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай - это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.

В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями - они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) - «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом - все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию. они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г. Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров.

На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж. В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей якудза, возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев в японском обществе, был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) - крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как японские якудза были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам район Гиндза. Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.
Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды якудза - Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, в современной Японии, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под «тёплым крылышком» якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, «ночные» районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации.

Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор. Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране.

В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000$ и отправить их на работу в «мидзу сёбай» («mizu shōbai», «water trade»), т.е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т.к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах. Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая» («sōkaiya», 総会屋). Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность.
А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета. Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу - «пурорэсу» («puroresu», от англ. «professional wrestling»). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов. В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.

Пионер японской борьбы, Рикидозан (Rikidozan), был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири (Yoshihiro Tajiri), отказался показывать «уловку якудзы», боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару (Yoshiaki Fujiwara) частенько называли «кумитё» («kumicho», т.е. «крёстный отец») и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах. Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле - в этом им способствуют «дзиагэя» («jiageya», 地上げ屋), которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику «мыльного пузыря» 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром. Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии (Susumu Ishii), оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов. В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза - все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением общества. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции самостоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т.п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.

Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза.
В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано (Bonnano), Микки Заффарано (Mickey Zaffarano), говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель. Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через «уёку» («uyoku», ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.

В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.

В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием «Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету. И наконец хочется привести краткие данные о пяти самых влиятельных кланах якудза.

Yamaguchi-gumi (六代目山口組, Rokudaime Yamaguchi-gumi)


Создан в 1915 г. и является самой крупной семьёй якудза с численностью свыше 39000 членов, разделённых на 750 мелких кланов, которые составляют около 45% от всех якудза в Японии. Несмотря на полицейские гонения, длящиеся уже свыше 10 лет, Ямагути-гуми продолжает расти. Штаб-квартира семьи находится в Кобэ, откуда осуществляется руководство преступной деятельностью по всей Японии. Также семья участвует в операциях в Азии и США. Синобу Цукаса (Shinobu Tsukasa), также известный как Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda), является нынешним главой («оябун») Ямагути-гуми. Он является приверженцем экспансионистской политики и увеличивает число операций в Токио (который традиционно не входил в территорию Ямагути-гуми).

Sumiyoshi-rengo (住吉会), иногда называется как Sumiyoshi-kai (住吉会)
Сумиёси-рэнго это вторая самая крупная семья якудза, в которой состоит около 10000 членов в 177 кланах. Сумиёси-кай, как её иногда называют, является конфедерацией малых групп якудза. Её нынешним оябуном является Сигэо Нисигути (Shigeo Nishiguchi). По своей структуре Сумиёси-кай отличается от своего главного соперника, Ямагути-гуми. Цепь из нескольких кланов представляется более слабой и, хотя Нисигути является высшим оябуном, руководство семьёй вместе с ним делят несколько других членов Сумиёси-кай.
Инагава-кай - третья крупнейшая семья якудза в Японии, в неё входит 7400 членов, которые распределены по 133 кланам. Штаб-квартиры семьи расположены в Токио и Иокогаме, а сама Инагава-кай была одной из первых семей якудза, которые расширили область своего влияния за пределы Японии. Нынешний оябун семьи - Какудзи Инагава (Kakuji Inagawa).

Основанная в 1948 г. Хисаюки Матии, Тоа-кай быстро стала одной из самых влиятельных семей якудза в Токио но в маштабах всей якудза пока лишь пятая. Эта семья состоит из якудза корейского происхождения, а её численность составляет свыше 3000 человек, организованных в 6 кланов. Нынешний оябун семьи - Сатору Номура (Satoru Nomura).

Айзукотетсу-кай основана 1954г. в Киото, является четвертым по величине якудза организации Японии. Его название происходит от региона Айдзу, “Kotetsu”, типа японского меча, и суффикс “-кай”, или общества. Вместо того, чтобы автономно банды, Aizukotetsu-Кай Федерации около 100 различных групп Киото якудза, включающий оценкам 7.000 членов. В октябре 2005 года группа заключила союз с шестого Ямагути-гуми, крупнейшая банда якудза в Японии. В настоящее время ее оябуном является Митсуги Баба.

Inagawa-kaï (稲川会)

Toua Yuai Jigyo Kummiai (東亜友愛事業組合), иногда называется также Tōa-kai (東亜会)

Aizukotetsu-kai (六代目会津小鉄会)

Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано — “Брат якудзы ” и другие. Также вопрос о якудза рассматривался в аниме “Побочная история о якудза” и многих других известных аниме.

Слово «якудза» придумали в банде бакуто, состоящей из японских карточных игроков. А играли члены бакуто в ойтё-кабу - японский вариант покера. «Я» - это 8, «ку» - 9, «дза» или «сан» - 3. В сумме эти цифры дают 20, или самое никудышное число в этой карточной игре.

PokerStars - это школа покера, где платят вам, чтобы вы учились выигрывать!

Сначала «якудзой» называли просто ненужную вещь, потом - бесполезного человека. И члены бакуто как раз и были такими вот изгоями и неудачниками, и они сами дали себе имя - «якудза». Затем этим словом стали называть все японские организованные банды.

Легальная мафия

Якудза в Японии ни от кого не скрывается. Штаб-квартиры этой организации обозначены специальным знаком на дверях. Якудза имеет в стране свой достаточно разнообразный бизнес - от производства и строительства до порноиндустрии.

Но не путайте якудзу с нелегальной японской мафией - «борёкудан».

Преступника узнаешь по татуировкам

Как и практически все остальные мировые преступные группировки, в якудза любят татуироваться. Рисунки членов якудза наносятся только вручную без всяких электрических машинок. Все тело японских мафиози покрыто плотным красочным узором. Но узкую полосу, разделяющую грудь и живот, оставляют незакрашенной, чтобы не нагружать лишний раз печень (почему-то члены якудзы считают, что краска под кожей негативно действует на этот орган).

В Японии люди различают мафиози по татуировкам. Именно поэтому бандиты носят максимально закрытую одежду - чтобы не «светиться» лишний раз.

Расписные супруги

Но не только сами члены якудзы увлечены тату, они и жен своих тоже раскрашивают! И хотя супруги мафиози в основном сидят дома и занимаются детьми, им положено быть татуированными! Быть может, из-за этого остальные японцы относятся к рисункам на теле с прохладцей, как к неизменному атрибуту мафиози.

Якудза на службе родины

Если раньше якудза ассоциировали себя с самой бросовой карточной комбинацией, то теперь эта организация стала настолько могущественной, что частенько помогает своей стране. Например, когда случилось землетрясение в Кобе, члены мафии предоставили жителям города безопасные убежища. Тогда якудза первой пришла на помощь пострадавшим!

Изгои и социопаты

Более половины всех членов легальной мафии страны восходящего солнца - потомки буракуминов из касты изгоев Японии. Буракумины стали обособленной группой в 11 веке. Эти люди занимались мелкими преступными делишками, выполняли грязную в прямом и переносном смыслах работу и были неприкасаемыми.

Буракумины гармонично дополнили лоховатых картежников бакуто и укрепили якудзу на заре ее существования.

Мафия без пальцев

Если член якудзы провинился перед главным мафиози или совершил ошибку, он должен отсечь себе фалангу пальца и отдать начальнику. Если подношение принято, несчастный мафиози считается прощенным. Если нет, то, вероятно, никто и никогда больше об этом бандите не услышит! И правильно, какой же картежник без пальцев!

Якудза вне Японии

Якудза давно вышла за пределы Японии. Самые крупные филиалы японской мафии находятся в Штатах, а Гавайи прямо-таки кишат членами якудзы. Отсюда японские мафиози осуществляют контроль за контрабандой наркотиков в США и вывозом американского оружия за пределы континента.

Якудза наживется на Олимпиаде-2020

Токийские ОИ уже приносят приличный доход якудзе, ведь под мафией лежит практически весь строительный бизнес страны. Чем ближе Олимпиада, тем больше денег у якудзы, которая строит олимпийские объекты, инфраструктуру и занимается другими вопросами Игр.

А вот и фото главы японского Олимпийского комитета и босса якудзы.

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

Подробности Автор: Crazy

СЕО продвижение - незаменимый инструмент для онлайн-бизнеса

У вас есть прекрасно организованный бизнес оффлайн и теперь вы хотите, чтобы ваша организация или магазин стали такими же популярными, но только в интернете? Для выхода на новый уровень, одного создания сайта будет мало. В сети есть такое же конкурентное пространство как в обычной жизни и чтобы быть на первых местах - не обойтись без поискового продвижения сайта . Что оно дает? Говоря простым языком, данный комплекс мер, способствует улучшению веб-ресурса до таких параметров, которые будут вызывать к нему доверие со стороны Яндекса и Гугла. В этих поисковых системах, на первых позициях, и смогут найти вас целевые посетители.

Раскрутка и продвижение сайтов

Подробности Автор: Crazy

Раскрутка и продвижение сайтов

Поисковое продвижение – это тщательнейшим образом созданные условия, когда ресурс самостоятельно может достигнуть самых лучших позиций по запросам пользователей в популярных поисковых системах. Для этого необходимо в первую очередь улучшить контент площадки и цитирование в сети. Всем этим занимается компания Rexus на профессиональном уровне. Наши специалисты используют только безопасные методы, работают вручную. Поэтому никакие защитные фильтры поисковиков будут не страшны.

Заказать сайт в Киеве

Подробности Автор: Crazy

Создание сайта помогает активно развивать свой бизнес, привлекая посетителей интересными предложениями. Конечно же, создать сайт можно и собственными усилиями, не привлекая специалистов. Но такое решение не всегда может быть разумным и обоснованным, поскольку создать просто сайт - этого мало. Его необходимо всё время продвигать и развивать, на что потребуется и время, и силы, и знания.