В каком году была создана группа ария. История группы ария

Группа «Ария»: биография

История группы «Ария» - это не просто судьба отдельного музыкального коллектива. Это летопись становления целой жанровой культуры, хронология появления других известных рок-групп, творчество которых стало визитной карточкой отечественного жанра хеви-метал.

История создания и состав

Говоря о предыстории, следует вспомнить 1982 год, когда студентами МЭИ Виталием Дубининым и Владимиром Холстининым была создана любительская рок-группа «Волшебные Сумерки». Дубинин солировал и играл на бас-гитаре, потом на роль вокалиста пришел Артур Беркут. Однако коллектив быстро распался.


В 1985 году Холстинин примкнул к ВИА «Поющие сердца», руководимому Виктором Векштейном. За ним в качестве аккомпанирующего состава пришли Алик Грановский и . Ребята играли в ВИА, но мечтали совсем о другой музыке.

Идея создать свой мужской коллектив, играющий в стиле тяжелого рока, воплотили Холстинин и Грановский. Новая группа получила название «Ария». Идея названия принадлежала Владимиру, который оценил его лаконичность и одинаковое написание на кириллице и на латинице.


Датой основания коллектива значится 31 октября 1985 года – день выхода первого студийного альбома «Мания величия». К этому времени состав окончательно стал таким: солист - Валерий Кипелов, ударник - Игорь Молчанов, звукооператор - Александр Львов, бэк-вокалист - Кирилл Покровский, гитаристы – Владимир Холстинин и Андрей Большаков.

В 1986 году группа провела первый концерт, приняла участие в нескольких фестивалях, в том числе «Рок-панораме-86», благодаря последнему выступление ребят впервые попало на ТВ. Однако деятельность коллектива нельзя было назвать полноценной. Ребята играли на разогреве на санкционированных концертах. Жанровый «неформат» не пропускали по идеологическим соображениям.


Директор группы Векштейн проявлял чудеса изобретательности, чтобы утвердить у всесильного худсовета музыкальную концертную программу «Арии». Материал «вуалировали» настоящими ариями из известных опер, «оправдывая» название, прописывали авторами композиций уважаемых поэтов-песенников.

И вот – победа! 12 сентября 1986 года комиссия утвердила сольную программу группы и ее название. Тогда еще никто и не думал, что уже в декабре того же года группа останется без основного состава.


Раскол назревал давно. Холстинин и Большаков не сходились в творческих взглядах. Музыканты были недовольны маленькими заработками и вечной цензурой, предъявляя претензии Векштейну. В итоге Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский уходят и образуют «Мастер». Покидает коллектив и Александр Львов по приглашению группы .

К оставшимся в «Арии» Кипелову и Холстинину примкнул Виталий Дубинин, который играл еще в «Волшебных Сумерках», а также гитарист и барабанщик Максим Удалов. Этот состав впоследствии назовут «классическим», а записанный музыкантами третий альбом - «Герой асфальта» (1987) - тоже станет классикой в дискографии группы. Тираж пластинки на виниле составил 1 млн копий. Для «Арии» наступает время подъема.


В 1987-1988 годах «Ария» совершила гастрольную поездку по СССР и впервые выехала в Германию. В октябре 1988 года музыканты, недовольные менеджментом Векштейна, уходят к новому директору Юрию Фишкину. И в 1989 году под его эгидой выходит новый альбом «арийцев» «Игра с огнем».

90-е стали для группы трудным периодом. Концерты, гастроли – все, что вчера еще наполняло жизнь музыкантов, внезапно стало исчезать. Финансовые трудности привели к тому, что в группе опять произошел раскол. В 1994 году «арийцы» вернулись после тура по Германии, не заработав фактически ничего.


Поскандалив с организаторами, музыканты стали искать пути дополнительного заработка. По предложению друзей из группы «Мастер» Валерий Кипелов стал выступать в клубах, чтобы заработать. Это не понравилось другим «арийцам». Они объявили о замене вокалиста. Обиженный Кипелов разорвал отношения с бывшими коллегами. Вслед за ним уходит Сергей Маврин. На его место приходит Сергей Терентьев.


Впрочем, уходит Кипелов ненадолго. С новыми вокалистами у «Арии» не складывалось, а звукозаписывающая компания не желала работать с «арийцами» без Кипелова. Под угрозами санкций Дубинин и Холстинин договариваются с ним о возвращении. Вместе они записали шестой альбом «Ночь короче дня» (1995).

С 1998 года, а именно с выхода альбома «Генератор зла», начинается медийная слава группы «Ария». Клип «Отшельник» попал в ротацию канала Муз-ТВ и надолго занял верхние строчки хит-парада. В 1999 году «Ария» заполняет радиоэфиры, этому способствует успех песни «Беспечный ангел». Такая широкая ротация позволила музыкантам обрести поклонников нового поколения.

Песня «Беспечный ангел» группы «Ария»

2001 год ознаменовался выходом альбома «Химера», многие песни из которого мгновенно стали хитами. В это время один из лидеров Валерий Кипелов, который и раньше увлекался сольными проектами, окончательно решил оторваться от коллектива.

Таким образом, летом 2002 года после прощального тура группы и финального концерта в «Лужниках» Кипелов и поддержавшие его Терентьев и Манякин покинули «Арию», объявив о создании новой группы «Кипелов». Первый же альбом музыкантов ознаменовался балладой «Я свободен» (была написана еще в 1997 году и вошла в совместный альбом Маврина и Кипелова «Смутное время»), которая вывела группу на верхушки рок-чартов.

Песня «Я свободен» группы «Кипелов»

Тем временем «Ария» тоже пожинала плоды успеха. Альбом группы «Крещение огнем», записанный с новым вокалистом Артуром Беркутом, стал лидером рок-чартов. В составе с Беркутом «Ария» провела почти 10 плодотворных лет, в течение которых были реализованы замечательные проекты: участие в метал-опере «Эльфийская рукопись» (2004), концертный тур «Пляска Ада» (2006-2007), концертный тур, посвященный 20-летию альбома «Герой асфальта» (2007-2008), фестиваль «Ария Фест», который впоследствии стал традиционным, и многие другие.

В 2011 году группа объявила об уходе из состава Артура Беркута. Интригу вокруг имени нового вокалиста подогревали слухи о возвращении Кипелова. Но тот сразу отказался: его коллектив был уже известным и готовился отпраздновать десятилетие.

Новым вокалистом «Арии» стал Михаил Житняков из группы «Гран-КуражЪ». С новым солистом «Ария» выпустила в 2012 году альбом «Live in studio», где были перепеты старые хиты группы. После этого коллектив начал активную концертно-гастрольную деятельность в России и за рубежом.

Группа «Ария» в Кремле

В 2016 году в биографии группы – выдающееся событие: «Ария» впервые выступила в Кремле на концерте, посвященном Дню космонавтики. «Арийцы» исполнили хит «Точка невозврата», музыку к которому написал Михаил Житняков.

Музыка

Группа начинала играть в стиле классического хеви-метал. И на ранних этапах ориентирами в творчестве были такие гранды, как Rainbow, и Judas Priest. В первой зарубежной поездке по Германии группу даже назвали русским Iron Maiden.


Часто меняющийся состав, новые веяния, усиливающаяся конкуренция – все это влияло на трансформацию музыкального жанра «Арии». Вскоре ее визитной карточкой становятся традиционно-русские переливы.

Конец 90-х и начало «нулевых» – это время первых лирических рок-баллад («Потерянный рай», «Осколок льда»), благодаря которым группа в разы увеличила круг слушателей.

Песня «Потерянный рай» группы «Кипелов»

В 2001 году коллектив начинает эксперименты с классикой. На рок-фестивале «Нашествие-2001» «Ария» впервые выступила вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, а в 2002 году провела совместный тур, который назвала «Классическая Ария». В 2015 году в рамках празднования 30-летнего юбилея группы музыканты возродили проект «Классическая Ария», поработав со шведским дирижером Ульфом Ваденбрандтом. А в 2017 рокеры отправились в одноименный тур.

«Ария» сейчас

Сейчас «Ария» работает над новым альбомом, релиз которого намечен на осень 2018 года. В состав группы по-прежнему входят бессменные Владимир Холстинин и Виталий Дубинин (гитара и бас-гитара), а также гитарист Сергей Попов, ударник Максим Удалов и вокалист – Михаил Житняков.


Поклонники следят за творчеством «арийцев» на официальном сайте , а также в «Инстаграме» , где всегда в наличии свежий фотоматериал.

Дискография (студийные альбомы)

  • 1985 – «Мания величия»
  • 1986 – «С кем ты?»
  • 1988 – «Герой асфальта»
  • 1990 – «Игра с огнем»
  • 1991 – «Кровь за кровь»
  • 1995 – «Ночь короче дня»
  • 1998 – «Генератор зла»
  • 2001 – «Химера»
  • 2003 – «Крещение огнем»
  • 2006 – «Армагеддон»
  • 2011 – «Феникс»
  • 2014 – «Через все времена»

Клипы

  • 1987 – «Позади Америка»
  • 1988 – «Улица Роз»
  • 1989 – «Дай жару!»
  • 1991 – «Всё, что было»
  • 1995 – «Возьми моё сердце»
  • 1998 – «Отшельник»
  • 2000 – «Беспечный ангел»
  • 2000 – «Потерянный рай»
  • 2001 – «Штиль»
  • 2002 – «Осколок льда»
  • 2003 – «Колизей»
  • 2004 – «Крещение огнём»
  • 2005 – «Там высоко»
  • 2006 – «Последний закат»
  • 2015 – «Точка невозврата»

В чём разница и что общего между Славянами и Ариями.

Честно сказать, решил написать этот материал только для того, чтобы некоторые из вас просто-напросто уяснили, чем отличаются славяне и арии. Меня несколько раз спрашивали, почему некоторые языческие организации называют себя славяно-ариями? Со славянами вроде бы понятно, тем более что относительно славян уже были написаны несколько статей, к примеру, (Происхождение слова этнонима), и вы всегда можете обратиться к ним, чтобы освежить в своей памяти значение этого термина. А вот кто такие арии? Неужели это те самые арии, которыми управлял знаменитый кровавый диктатор Гитлер? Не совсем.

Арии — народы древнего Ирана и Древней Индии . Родной язык индоиранцев — арийский. Индоевропейское слово «Арии» можно перевести как «благородный» — возвеличивание особого богоизбранного народа. Так, Арий — свой человек, Не-Арий — варвар. Нечто похожее можно найти в одном из предложенных переводов относительно славян: Славянин — тот, кто говорит своим словом, т.е. на родном языке. Кроме того, некоторые историки и исследователи предполагают, что слово «Арий» может переводиться как «Кочевник», «Пахарь», «Проявляющий Гостеприимство», «Друг», «Мужественный». В современной Индии слово ārya означает Благочестивый или Придерживающийся Дхармы. Этот термин широко используется в Ригведе, где используется для обозначения нескольких индийских племён. Также часто, а может даже чаще чем в индуистской литературе, используется в буддизме и здесь переводится, как «Благородный, Святой». В буддизме же есть такие понятия, как Четыре арийские истины, арийский (восьмеричный) путь, арийские люди (сами буддисты) и т.д. Используется в древнеиранской Авесте в качестве этнического самоопределения. В южнорусских и северокавказских степях ариями называли себя аланы (осетины). Ираноязычное население не считало ариями аланов, в ответ аланы считали ариями только себя. Исследования показывают, что Арии были изначально единым народом и являлись предками индийских и ираноязычных народов.

Славяно-Арии — это тоже самое, что Индо-Европейцы. Славяне и Арии — это уже две разделившиеся группы некогда существовавшего славяно-арийского народа. Такими терминами принято называть древнюю группу людей или народ, которые были прародителями славянских и арийских народов или предками индийцев, иранцев, славян, европейцев и других. Таким образом, естественным будет сказать, что никто из нас не может являться ни славяно-арием, ни индо-европейцем, так как эти слова подходят только для обозначения некоего древнего народа, прародителя арийских и славянских народов.

Термин Арии стал широко известен с приходом к власти Гитлера. Хотя он только воспользовался теорией, которую разработал французский писатель Артюр де Гобино. В своих трудах он разделил всё человечество по цвету кожи — чёрные, жёлтые и белые. Ариями он считал белокожее население земли, которое занимает главенствующую роль на планете. Современная наука отвергает эту теорию, как лженаучную и не выдерживающую никакой критики современных учёных, антропологов и т.д., здесь имеет место быть явное лингофричество с терминами, так как Арии — это понятие совершенно иного толка, никак не относящееся к цвету кожи.

«Ария» – российская рок-группа, играющая в стиле хеви-метал. Заслуженно считается главной в стране в своём направлении. Бывшими участниками коллектива создано много тяжёлых рок-групп, наиболее известными из которых являются «Мастер», «Маврин» и « ». В наши дни команда активно гастролирует, периодически выпуская новые студийные альбомы.

История группы Ария

Группа «Ария» была основана в 1985 году Владимиром Холстининым и Аликом Грановским, решившими записать совместный альбом, получивший название «Мания Величия». Запись была окончательно готова к 31 октября, который и считается днём рождения легенды тяжёлого рока. В то же время возникло название коллектива, которое придумал Холстинин, обратившись к Словарю иностранных слов. Как он сам позже признавался, термин «ария» привлёк его внимание сразу же, но никакого смысла в него он не вкладывал.

В период работы над дебютным альбомом сформировался первый состав коллектива. Его участниками стали музыканты различных ВИА – эстрадных вокально-инструментальных ансамблей. Вокалистом утвердили участника группы «Лейся, песня!» Валерия Кипелова, барабанщиком пригласили Александра Львова из «Поющих сердец», а клавишником стал Кирилл Покровский. Грановский играл на басу, а Холстинин на соло-гитаре. В этом составе в 1986 году команда приступила к гастрольной деятельности.

К записи второго альбома в группу был взят второй гитарист – Андрей Большаков, а прежнего барабанщика, сменившего ударную установку на звукорежиссёрский пульт, заменил Игорь Молчанов. Постепенно основу репертуара коллектива составили произведения Большакова на стихи Маргариты Пушкиной, у которого сложился мощный тандем с главным аранжировщиком – Грановским, что не очень нравилось Холстинину. В итоге, альбом «С кем ты?» практически полностью состоял из большаковско-пушкинских произведений.

В ходе очередных гастролей между администрацией группы «Ария» и некоторыми музыкантами возникает конфликт. В итоге, после очередного выступления участники коллектива объявляют о своём уходе и через некоторое время начинают выступать под названием «Мастер». В группе остаются только Кипелов и Холстинин, которые и будут собирать новый состав.

Ария с Сергеем Мавриным

К 1987 году к группе «Ария» присоединяются бас-гитарист Виталий Дубинин, барабанщик Максим Удалов и гитарист Сергей Маврин. В то же время возникают сложности с репертуаром – Андрей Большаков запрещает коллективу исполнять написанные им песни на концертах и музыкантам срочно приходится сочинять новые. В 1987 году команда записывает альбом «Герой Асфальта», ставший первым в истории коллектива, выпущенным на виниловых пластинках советским монополистом – фирмой «Мелодия». Тираж дисков превысил 1 000 000 копий.

Во многом благодаря выпуску винила «Ария» становится одной из известнейших металлический групп России. В период 1987-88 музыканты объехали с концертами весь Советский Союз, а также успешно выступили на берлинском фестивале «Дни стены». После Германии команда с не меньшим успехом гастролирует в Болгарии, однако между менеджером и музыкантами возникает конфликт, связанный с денежным вопросом, который вскоре благополучно разрешается.

В 1988 году группу покидает барабанщик Удалов, на смену которому приходит Александр Манякин. В обновлённом составе команда записывает пластинку «Игра с огнём», которую фирма «Мелодия» в 1989 году выпускает тиражом 850 000 экземпляров. Однако, в начале 90-х годов после краха СССР и последовавшего за этим многолетнего экономического кризиса концертная деятельность «Арии» практически сошла на нет.

В борьбе со сложностями музыканты стали искать заработок на стороне. Валерий Кипелов устроился работать сторожем, Владимир Холстинин стал таксистом. Лишь Сергей Маврин и Виталий Дубинин остались верны профессии, сумев заключить контракт с группой «Lion Heart», для работы в которой уезжают в Германию. Однако вскоре они возвращаются и к 1991 году «Ария» записывает очередную пластинку – альбом «Кровь за кровь».

В 1994 году группа заключает контракт на выпуск своих альбомов с музыкальным издательством Moroz records, тогда специализировавшемся на выпуске рок-музыки. В то же время команда отправляется на гастроли в Германию, но из-за плохой организации музыканты не получают ожидаемого гонорара, из-за чего в составе возникает очередной конфликт. По окончании тура Кипелов начинает выступать с группой «Мастер», объясняя этот шаг необходимостью подработки, а музыканты «Арии» подыскивают ему замену, приглашая вокалистами сначала Алексея Нелидова, а затем – Алексея Булгакова.

В 1995 году из группы уходит Сергей Маврин, объясняя поступок нежеланием выступать без Валерия Кипелова. Новым гитаристом команды становится Сергей Терентьев. Летом «Ария», выполняя контракт с Moroz records, записывает альбом «Ночь Короче Дня», вокальные партии в котором по настоянию издателя исполняет Кипелов. Осенью группа отправляется в тур со старым вокалистом и новым гитаристом.

Ария с Сергеем Терентьевым

Пришедший в группу «Ария» в качестве временного гитариста Сергей Терентьев вскоре проявил себя как талантливый автор. В 1998 году коллектив выпускает диск «Генератор Зла», в который входят несколько написанных Сергеем произведений. Песни «Отшельник» и «Потерянный рай» попадают в ротацию радиостанций, что обеспечило рост популярности команды.

Следующий студийный альбом группы вышел в 2001 году. Пластинка получила название «Химера», а несколько вошедших в неё песен стали радиохитами. Летом команда принимает участие в фестивале « », где впервые выступает с симфоническим оркестром. Рок-музыкантам аккомпанирует «Глобалис», а новый проект получает название «Классическая Ария». Между тем, отношения между участниками коллектива снова портятся и вскоре Валерий Кипелов окончательно уходит, основывая собственный проект «Кипелов».

Последний концерт группы «Ария» с Валерием Кипеловым состоялся в московских Лужниках 31 августа 2002 года. Перед этим коллектив выпустил сборник редких треков «Штиль» и провёл прощальный тур под названием «Зелёная миля». После финального концерта Кипелов, Терентьев и Манякин ушли из коллектива, а Холстинин с Дубининым, предприняв неудачную попытку вернуть Валерия, приступили к сбору очередного состава.

Ария с Артуром Беркутом

Новый состав «Арии» был объявлен в ноябре 2002 года. В него вошли гитарист Сергей Попов, барабанщик Максим Удалов, басист Виталий Дубинин, гитарист Владимир Холстинин и вокалист Артур Беркут. Первый альбом обновлённого состава получает символическое название «Крещение Огнём» и выходит в 2003 году Его выпуску предшествует релиз сингла «Колизей». Однако, большинство поклонников не принимает нового вокалиста, считая его голос неподходящим к музыке «Арии».

В 2006 году команда выпускает пластинку «Армагеддон». Незадолго до этого происходит смена издателя – теперь работы группы выпускает лейбл CD-Maximum. Выход альбома совпал с 20-летием, которое «Ария» отмечает грандиозным туром, в котором принимают участие музыканты прежних составов. Валерий Кипелов не участвует в празднике, ссылаясь на плотный график собственных гастролей. Эпилогом торжеств становится запись кавер-версии хита «Воля и разум» при участии ведущих отечественных рок-музыкантов: , Вадима и Глеба Самойловых, .

Следующие несколько лет группа активно гастролирует, превращая свои выступления в красочные шоу с участием каскадёров. В 2007-08 годах коллектив празднует 20-летие альбома «Герой Асфальта», в заключительных концертах которого принимают участие Сергей Маврин и Валерий Кипелов. В 2010 году команда основывает свой фестиваль «Ария Фест», который становится ежегодным. Летом 2011 года группа объявляет об уходе Артура Беркута, для которого это известие стало неожиданным. Комментируя смену вокалиста, Виталий Дубинин говорил, что для исполнения новых песен требуется певец иного плана.

Ария с Михаилом Житняковым

Осенью 2011 года было объявлено имя нового вокалиста «Арии». Им стал Михаил Житняков. Несколькими месяцами ранее музыканты объявили название готовящейся к выходу пластинки, не раскрывая имени солиста, что среди поклонников породило слухи о возвращении Кипелова. Альбом же получил название «Феникс». Годом позже вышел концертный диск «Live in Studio», в который вошли старые песни, исполненные новым вокалистом.

Следующий номерной альбом «Арии» вышел осенью 2014 года. Он получил название «Через Все Времена». На этом диске Михаил Житняков впервые показал свои композиторские способности, в соавторстве с Виталием Дубининым сочинив музыку к песне «Точка невозврата». Кстати, эта композиция понравилась космонавтам МКС, а диск с записью альбома, в который она вошла, в 2016 году доставили на Международную Космическую Станцию.

Состав группы Ария

  • Михаил Житняков – вокал;
  • Владимир Холстинин – гитара;
  • Виталий Дубинин – бас-гитара, клавишные, до.гитара, бэк-вокал, вокал;
  • Сергей Попов – гитара;
  • Максим Удалов – ударные.

Бывшие участники

  • Алик Грановский – бас-гитара (1985 –1987)
  • Кирилл Покровский – клавишные, бэк-вокал (1985 – 1987)
  • Игорь Молчанов – ударные (1985 – 1987)
  • Андрей Большаков – гитара, бэк-вокал (1985 – 1987)
  • Сергей Маврин – гитара (1987 – 1995)
  • Валерий Кипелов – вокал (1985 – 2002)
  • Александр Манякин – ударные (1988 – 2002)
  • Сергей Терентьев – гитара (1995– 2002)
  • Артур Беркут – вокал (2002 – 2011)

328 подборов, из них 8 в этом месяце

Биография

«Ария» — российская группа, играющая в стиле метал. Музыка «Арии» выдержана в стиле групп «новой волны британского хеви-метала».

«Ария» является одной из старейших и самых успешных метал-групп России. Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её участниками были образованы многие другие известные группы («Мастер», «Кипелов», «Маврик», «Артерия»), которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка "Арии"».

Предыстория

Будущие музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились во время учёбы в МЭИ, где создали любительскую рок-группу «Волшебные сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы закончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок-группе «Автограф», и «Волшебные сумерки» распались.

Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали участниками группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982-84 гг., музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА. Холстинин, Дубинин и Грановский присоединились к ВИА «Поющие сердца» в 1985 году. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся песня» перешёл Валерий Кипелов. Дубинин покинул «Поющие сердца» спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных.

Ранняя история

Играя в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива стал Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», который предоставил музыкантам свою студию. Название группы придумал Холстинин, выбрав его наугад как удобно переводящееся в латиницу. Также, по одной из версий, немаловажным фактом при выборе названия стала легкость его скандирования. Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами».

Векштейн, Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (затем — в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент»). В феврале 1985 постоянным вокалистом «Арии» был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов, клавишником и бэк-вокалистом — Кирилл Покровский.

Днем рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над альбомом «Мания величия». Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе — Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.

Первый концерт «Арии» прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях «Рок-панорама-86» и «Литуаника-86». На фестивалях группа была встречена одобрительно и сразу завоевала несколько премий и некоторую андеграундную популярность.

Второй альбом «Арии», «С кем ты?», был записан в следующем году. Он отличался от первого утяжелённым звучанием. Большая часть композиций была написана Большаковым, поклонником Judas Priest, под влиянием стиля этой группы. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» — Маргарита Пушкина — и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший ударник группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.

После ряда аншлаговых концертов в «Арии» происходит конфликт между новым гитаристом Андреем Большаковым и менеджером Виктором Векштейном. Большая часть группы, кроме Холстинина и Кипелова, встаёт на сторону Андрея и разрывает отношения с Векштейном, но Виктор сохраняет права на название. Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский создают группу «Мастер» и в 1987 году выпускают дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных ими для «Арии».

Путь к славе

Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба — экс-"Чёрный кофе" и «Металлаккорд»).

В 1987 году новый состав «Арии» записывает альбом, который первоначально должен был называться «На службе силы зла». Это был первый альбом, выпущенный государственным монополистом компанией «Мелодия», поэтому в него были внесены значительные изменения: альбом был переименован в «Герой асфальта» и обложка изменена соответственно, некоторые тексты подвергнуты цензуре. В конечный вариант альбома не вошла, из-за объёма пластинки, композиция «Дай руку мне» — позже она была издана на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии». На песню «Улица роз» был снят первый в истории группы видеоклип.

В течение 1987-88 годов «Ария» совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине.

В это время отношения участников группы с менеджером снова и окончательно испортились. Музыканты настаивали на записи нового альбома, в то время как Векштейн требовал все новых концертных туров. В октябре 1988 года по причине конфликта «Арию» покидает Удалов и в ноябре вместо него приглашают Александра Манякина. В то время Удалов же остаётся в группе звукоинженером. В 1989 году группа выпускает очередной альбом под названием «Игра с огнём» с Юрием Фишкиным в качестве менеджера. Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, из-за чего группа весь год выступала как «Ария-89». Однако Виктор так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.

В начале 90-х годов из-за экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив количество концертов. Музыканты вынуждены искать дополнительные источники заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин — частным извозом. В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart» и на время уезжают в Мюнхен (в составе группы их заменяли сессионные Горбатиков и Булкин), но возвращаются в группу в августе. После празднования пятилетнего юбилея и нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом «Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.

В 1994 году была основана своя собственная студия «ARIA Records» и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые пять альбомов группы, включая ранние, неизданные, «Мания величия» и «С кем ты?». Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов. В сентябре был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском хард-рок-кафе.

К концу тура 1994 года в Германии у группы появились разногласия с организаторами, которые отразились на взаимоотношениях внутри команды. После окончания тура Валерий Кипелов фактически покинул группу: перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, и провёл несколько концертов с группой «Мастер». В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии он стал постоянным членом группы. Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп (Slade, Black Sabbath и др.), а также песнями «Арии». Существует бутлег одного из таких концертов. Но проект не увенчался успехом, и в конце 1995 года Кипелов вернулся в «Арию» под угрозой санкций за срыв договора со стороны компании Moroz records. Он записал вокальные партии для нового альбома «Ночь короче дня», выпущенного в сентябре 1995 года. «Ария» провела серию концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера, записав концертный альбом «Сделано в России», ставшим лидером чартов.

В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие и Алик Грановский. Дубинин и Холстинин записали свой собственный, названный «АвАрия», где Виталий принимал участие также и в качестве вокалиста. В 1998 году «Ария» выпустила «Генератор зла», где впервые присутствовали песни Терентьева и впервые не были указаны продюсеры (продюсерами предыдущих альбомов были Дубинин и Холстинин).

До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям. Первым решило включить «Арию» в регулярную ротацию «Наше радио» во главе с Михаилом Козыревым. Уже в 2000 году сингл «Потерянный рай», принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал "MTV Россия". Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.

В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива. В 2001 году «Ария» выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы — Жорик, придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо тебя найдёт» и «Осколок льда», сразу же попадавшие в ротацию радиостанций, повторили успех «Потерянного рая». В поддержку альбома «Ария» провела тур с участием Удо Диркшнайдера в качестве гостя. Группа стала хедлайнером фестиваля «Нашествие-2001», где выступала вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, дирижёра, известного оригинальной внешностью и экспрессивным поведением, подходящими для рок-шоу..

В 2001 году группа совершила тур с «Глобалисом», который получил название «Классическая Ария». В ходе тура напряжение во взаимоотношениях между музыкантами нарастало. По словам Валерия Кипелова, нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где каждый автор записывал и сводил свои песни отдельно. Он предложил Дубинину и Холстинину на время приостановить деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как материал для нового альбома был уже почти готов. Тогда Кипелов отказался от участия в записи альбома. Сергей Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова, выступив против двух лидеров группы и продюсеров Юрия Соколова и Сергея Шуняева. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли — в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с группой.

Возникал также вопрос о правах на название «Ария». Кипелов в интервью заявлял о неком «джентльменском соглашении» о том, что никто не будет использовать его в дальнейшей карьере. Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь последнего альбома. Дубинин и Холстинин категорически отвергали такие намерения, настаивая, что права на название принадлежат им, и что этот вопрос был урегулирован — по словам Дубинина «мы с ним решали какие-то вопросы, касающиеся названия, Валера был в курсе всего». «На переговорах у Шуняева мы предложили Валере стать совладельцем названия.» Группа под названием «Химера» действительно была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и «арийцев», но никто из них никогда не выступал за нее. В то же время, вокалист «Химеры», Андрей Храмов, провёл один концерт с Дубининым, Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.

Последним релизом старого состава был альбом редких треков и каверов «Штиль». В августе прошёл прощальный тур группы «Зелёная миля». После финального концерта 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули «Арию». На следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они объявили о создании новой группы под названием «Кипелов». Холстинин предпринял в сентябре попытку вернуть Кипелова в группу, Валерий приходил в студию на переговоры, но отказался воссоединяться без Терентьева и Манякина, которые не были приглашены.

Несмотря на слухи о прекращении существования группы, в ноябре 2002 года был оглашён новый состав «Арии». Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-"Автограф", экс-"Маврик") был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию» также вернулся барабанщик Максим Удалов. 5 декабря новая Ария выпустила сингл «Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным, песни «Колизей», «Там, высоко» и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах. Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в хит-парадах канала. Однако часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии».

В 2005-06 годах «Ария» отметила свой двадцатилетний юбилей новым концертным туром, совместно с группой «Маврик». Бывшие участники группы были приглашены для участия в праздничном концерте в Лужниках. «Мастер» и Сергей Маврин откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался из-за плотного графика собственного тура. За этот тур в 2007 году «Ария» была удостоена премии журнала Fuzz в номинации «Лучшая Live-группа года». «Юбилейная» версия песни «Воля и разум», записанная с участием Константина Кинчева, братьев Самойловых, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, а также Маврина и автора песни Большакова, добралась до первых строчек в «Чартовой дюжине».

В это же время музыканты подписали долгосрочный контракт с лейблом CD Maximum, который, по их словам, предоставил более выгодные условия чем Moroz records, с которым они сотрудничали последние десять лет. Следующий альбом «Арии», «Армагеддон», вышел в сентябре 2006 года. Для его создания группа пригласила двух новых авторов текстов — Нину Кокореву и Игоря Лобанова (Кэш, вокалист альтернативной группы "Слот"), а Беркут дебютировал как композитор. Песни «Чужой» и «Свет былой любви» возглавили «Чартову дюжину».

В 2007-08 «Ария» провела концертный тур, посвящённый 20-летию альбома «Герой асфальта». На заключительном концерте тура в Москве и Санкт-Петербурге приняли участие Кипелов и Маврин в качестве гостей (в том же году этот концерт был выпущен на DVD и CD).

03.10.08 стартовал тур "Дай жару". Во время тура «Ария» исполняла песни, которые не исполняла давно, либо не исполняла вообще, с момента написания. Тур очень удачно завершён концертом в Москве 22.05.09.

Вклад в музыку

«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной) общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и России. Популярность «Арии» в немалой степени способствовала развитию соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» — одна из немногих российских рок-групп, известных и гастролирующих за пределами бывшего СССР.

Основным жанром «Арии» является традиционный хеви-метал в его «английской» школе: «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам хеви-метала, как Iron Maiden, Black Sabbath, Deep Purple, Judas Priest. Из-за этого критики обвиняли «Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а также заимствовании музыкальных ходов у этих групп. Сами музыканты отвергают подобные обвинения: Владимир Холстинин в интервью Дилану Трою: "Большинство наших музыки-то никакой толком не знают. Услышали один раз — «Iron Maiden», и давай нас склонять. Триольный ритм играли еще «Deep Purple», массу аналогичных моментов можно найти и у «Jethro Tull». Вот хоть бы раз написали, что я содрал что-нибудь у «Jethro Tull». Хоть какое-то разнообразие... Оригинальная логика: а если бы «Ария» играла кондовый рок-н-ролл, то получается, что мы обдираем Чака Берри? Во всем мире дискуссия на эту тему давно закончена".

С конца 90-х стиль группы стал более самостоятельным. Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».

Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии» снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились некоторые элементы пауэр-метала.

На счету «Арии» три изданных кавер-версии песен иностранных исполнителей. Все каверы были исполнены переведёнными на русский язык и носят названия, взятые из текста. Это Manowar — Return of the Warlord ("Пробил час"), Golden Earring — Going to the Run ("Беспечный ангел") и White Lion — Cry for Freedom (Свобода). Все три песни в русском переводе Пушкиной посвящены тематике байкеров. «Пробил час» и «Беспечный ангел» были изначально изданы на первом диске Tribute to Harley-Davidson, «Свобода» — на втором, позднее все три были переизданы на альбоме редких треков «Штиль». Песня «Беспечный ангел» некоторое время возглавляла «Чартову дюжину» и вошла в постоянный репертуар группы.

Кроме того, на нескольких концертах после 2003 года «Ария» исполняла кавер-версию песни группы Iron Maiden "The Trooper". Однако, в записи эта композиция не появлялась.

В свою очередь, песни группы «Ария»становились объектом кавер-версий других групп. В частности, группой Rammstein в 2003 году был выпущен редкий сингл Schtiel, содержащий кавер-версию песни «Штиль», обработанную в индастриал-стиле. Немецкая же хеви-метал группа Solemnity выпустила кавер-версию песни «Воля и разум» под заголовком «Will and Reason». Российская группа «Слот» записала свою версию песни «Улица роз». В 2001 году вышел альбом A Tribute to Aria с записями кавер-версий песен «Арии», записанных российскими метал-группами. «Ария» — излюбленная мишень шуточных кавер-версий группы «Бони НЕМ».

Генетика сегодня позволяет учёным не только создавать генно-модифицированные продукты. Генетика позволяет помимо всего прочего изучать историю народов мира. Это стало возможным благодаря ряду открытий в области биологии.


У всех мужчин и женщин на Земле есть 46 хромосом, 23 хромосомные пары. Они парами организованы, парами и уложены в хромосомную ДНК в ядре каждой клетки человека. В головку сперматозоида уложены только по одной от пары, 23 хромосомы, так и доставляются по назначению. После удачной доставки молекулы ДНК расплетаются и сплетаются, так они копируются. В этом - способ передачи наследственной информации. Так передаются ДНК от родителей детям, именно путем расплетания, копирования, сплетания.

Одна хромосомная пара - половая. Она передает пол ребенку. У мужчины эта пара состоит из Y- и Х-хромосом. У женщин - только из двух Х-хромосом.

Сперматозоид несет только одну хромосому, равновероятно - Х или Y. Проскочила Х-хромосома, сплелась у женщины с ее Х хромосомой (а у женщин другой половой хромосомы нет), получилась хромосомная пара ХХ - родилась девочка. Проскочила Y-хромосома, сплелась опять же с Х, получилась хромосомная пара XY - родился мальчик.

В этом рассказе мы будем говорить в основном о мальчиках. Значит - о Y-хромосоме. Та, которая передает наследственность от отца к сыну. А от сына - к его сыну. И так далее, тысячи и десятки тысяч лет. А хромосома-то одна, та самая исходная Y-хромосома, она и передается сотни и тысячи поколений, через сотни и тысячи женщин. Мать ребенка к ней не имеет отношения, если ребенок — мальчик. Просто принимает в лоно, расплетает, сплетает со своей, и вынашивает мальчика. А Y-хромосома осталась от отца той же, кем бы отец ни был.

С этим разобрались. Мужская Y-хромосома “простреливает” тысячи женщин за десятки тысяч лет, неся наследственную информацию от самых первых людей, своих прямых предков. Женщины ее не в силах изменить. Тот факт, что, например, в еврейском законоуложении, Галахе, еврейство определяется по матери, не имеет ни малейшего отношения к передаче Y-хромосомы. Мальчик мог родиться от римского легионера, но считался по Галахе евреем, воспитывался евреем, нес в себе гены матери-еврейки (а, следовательно, и облик матери в немалой его части), но его Y-хромосома простреливалась из тьмы тысячелетий, от далеких предков римского легионера. И перейдет к детям самого этого мальчика, если у него родятся мальчики.

Кстати, о генах. Их в Y-хромосоме почти нет — всего 27 генов на 50 миллионов нуклеотидов. В остальных 45 хромосомах примерно 30 тысяч генов, в среднем по 670 генов на хромосому. Таким образом, пол на состав генов практически не влияет, и наоборот, во всяком случае количественно. То есть мы здесь говорим о передаче наследственности именно генеалогической, оставляя в стороне передачу генов. Мы говорим о записи “в генеалогической книге учета”, о “записи на манжетах” ДНК.

Но эта запись навсегда определяет наших предков. И потомков по мужской линии.

Более того, по этой записи предков можно найти. Можно определить, где они жили продолжительное время, откуда пришли их племена в древности, в каких направлениях передвигались, мигрировали, можно идентифицировать сами племена. И все это потому, что состав, строение, признаки Y-хромосомы время от времени меняются в ходе тысячелетий. Меняются за счет мутаций. Мутации в данном случае - это ошибки организма при копировании Y-хромосомы. Ферменты, и с ними вся молекулярно-биологическая “машина” при копировании временами ошибаются, дают сбои, и заменяют один нуклеотид в цепи ДНК на другой, допускают пробелы в копируемой цепочке, или делают лишние вставки нуклеотидов и их последовательностей. Если бы это было в зоне генов, то ребенок или бы родился мертвым, или долго бы не прожил, или получил бы наследственную болезнь, ту или другую, в зависимости от того, какой ген испорчен. Либо, наоборот, приобрел бы полезные признаки, вот так, “методом тыка”.

Но в Y-хромосоме генов почти нет, поэтому просто меняются “записи на манжетах”. Но как только изменилось - уже именно в таком виде копируются, передаются сыну и его сыновьям, внукам и так далее. До следующей мутации, когда “записи на манжетах” опять слегка меняются. Но современными методами молекулярной биологии - а именно их использует молекулярная генеалогия, или ДНК-генеалогия - даже малейшие изменения “на манжетах” ДНК легко идентифицируются.

Именно с помощью таких мутаций в Y-хромосомах и выявляется история предков. Эти “записи” в Y-хромосоме сродни истории боевого пути воинской части. Если бы с частью ровным счетом ничего не происходило - не было бы и боевого пути. Именно передвижения воинской части и события, с этими передвижениями связанные, позволяют проследить ее хронологию... .

Согласно заявлению наших учёных, в 2009 году было закончено полное «прочтение» (секвенирование) генома представителя русского этноса .

"Расшифровка была выполнена на базе национального исследовательского центра «Курчатовский институт» по инициативе члена-корреспондента РАН, директора НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука. На закупку специального оборудования институт потратил 20 млн. долларов. Полный генетический портрет русского мужчины — стал восьмым в мире".

Что же выяснилось в ходе этого дорогостоящего научного исследования?

Арии — вовсе не придуманный народ, как считают отдельные историки, а реальный, родившийся в Северном полушарии земли! В силу этого обстоятельства арии от рождения получили белый цвет кожи и голубой (светлый) цвет глаз. И то, и другое — естественная адаптация данного генотипа человека к недостатку солнечного света на прародине — Крайнем Севере. Арии — это самоназвание народа, так они себя назвали, и это зафиксировано в древних индийских «ведах» и иранских сказаниях.

Результаты новейших исследований показали: доля ариев, точнее, их хромосомных меток (гаплогруппы) в мужчинах Литвы 38%, Латвии 41%, Беларуси 40%, Украины от 45% до 54%. В России ариев в среднем 48%, на юге и в центре доля достигает 62% и выше. Около 16-ти процентов индусов тоже имеют подобный гаплотип — это около 100 миллионов человек, проживающих в Индии. Половина высших классов в этой стране! Предковые гаплотипы у индусов и славян практически совпадают, но славянский гаплотип на 500-600 лет старше.

Типичный же базовый западноевропейский гаплотип, обозначаемый буквами R1b, который имеют примерно 60% западно- и центральноевропейцев и до 90% мужчин Британских островов, «отошёл» от индусских гаплотипов и гаплотипов этнических русских на «расстояние» 50 мутаций. Их предков разделяют не менее 30 тысяч лет.

В Индии и Иране гаплотипов гаплогруппы R1b почти нет.

Маршруты движения древних ариев в сторону Индии помечены их Y-хромосомой. Это значительная доля таджиков (64%), киргизов (63%), узбеков (32%), уйгуров (22%), хакасов (енисейских киргизов, они же, по некоторым данным, усуни, гэгуни и динлины), алтайских народов (50%) и далее ряда народов с переходом в Китай. Небольшая народность ишкашим на Памире — на две трети R1a1.

Почему арии с Южного Урала, из Аркаима ушли в Индию примерно 3600 лет назад? Ответ становится ясен, если посмотреть на историю глобальных катастроф. 3600 лет назад произошло одно из самых больших в истории человечества извержений вулкана Санторин, он же Тера, в Эгейском море. Этот взрыв стёр с лица земли минойскую цивилизацию на Крите, выбросил в атмосферу 60 кубических километров пепла, что привело к резкому понижению температуры по всей Земле… В течение долгого времени Солнца практически не было видно.

Балканы, Сербия, Косово, Босния, Македония — ареал самых древних гаплотипов рода R1a1. И время жизни этого «первопредка» — 12-10 тысяч лет назад. ДНК-генеалогия совершенно определенно указывает, что на протяжении почти 6000 лет балканские предки жили в тех краях, никуда особо не передвигаясь. Но примерно 6000 лет назад началось Великое переселение народов. Во все стороны — в том числе и на Запад.

Сейчас обладателей R1a1, уже с мутациями, в Германии в среднем 18%, но в некоторых районах до трети. Примечательно то, что недавно в Германии произвели раскопки, извлекли из сохранившегося костного мозга ДНК и определили, что его носители имели гаплогруппу R1a1 и жили 4600 лет назад. Практически точное совпадение с расчётами по гаплотипам.

В Норвегии доля R1a1 сейчас в среднем от 18 до 25% населения, среди шведов — 17%. В Англии и вообще на британских островах — от 2% до 9%. В Шотландии, на севере, на Шетландских островах, их 27%, и эта численность падает до 2-5% на юге страны. В Польше потомков ариев в среднем — 57%. В Чехии и Словакии около — 40%. В Венгрии до четверти. По европейским странам — 4% в Голландии и Италии (до 19% в Венеции и Калабрии), 10% — в Албании, 8-11% — в Греции (до 25% в Салониках), 12-15% — в Болгарии и Герцоговине, 14-17% — в Дании и Сербии, 15-25% — в Боснии, Македонии и Швейцарии, 20% — в Румынии и Венгрии, 23% — в Исландии, 22-39% — в Молдавии, 29-34% — в Хорватии, 30-37% — в Словении (16% в целом по Балканам), ну и заодно 32-37% — в Эстонии, 34-38% — в Литве, 41% — в Латвии, 40% — в Белоруссии, 45-54% — на Украине; в России, в среднем, — 45%.

Ряд историков, занимавшихся (и занимающихся до сих пор) поиском следов "Гипербореи" считают прародиной ариев вот этот район Кольского полуострова — район Ловозерских тундр с Сейдозером посредине.


Карта кликабельна.

Почему именно этот район считается рядом учёных — прародиной ариев?

Об этом, пожалуй, лучше спросить у евреев. У них особое отношение к ариям аж с библейских времён, а возможно с ещё более ранних. Однако, правду они нам вряд ли скажут. Но один факт выдаёт её, эту правду.

Напомню, что в России в 1917 году случилась революция, а её продолжением стала Гражданская война, длившаяся с 1918 по 1922 год и унёсшая жизни миллионов русских людей. Когда у товарищей коммиссаров появилось хоть какое-то свободное от основной работы время, им захотелось во что бы то ни стало отыскать прародину ариев. Грезившие идеей мировой революции комиссары-большевики полагали, что, если они найдут прародину ариев, описанную в древней литературе как Шамбала, они смогут найти там некое тайное знание а также природный источник магической силы, которые позволят им обрести ещё большую власть над обществом.

Об этом грезили не какие-то пацаны-романтики, но мужи, облачённые высшей властью в советской России. Организацией экспедиции занимался специальный отдел ОГПУ, которым руководил сам комиссар государственной безопасности и один из создателей ГУЛАГа — Глеб Бокий (1879 — 1937). Этот палач больше известен как создатель Соловецкого лагеря — первого коммунистического концлагеря. Курировал поиски прародины ариев начальник ВЧК Феликс Дзержинский. Осуществлялась подготовка к экспедиции не где-нибудь, а в недрах секретной лаборатории нейроэнергетики в здании Московского энергетического института, которую возглавлял нейрофизиолог и писатель Александр Барченко (1881 - 1938). И вот эта сверхсекретная экпедиция, созданная высоким начальством с целью поиска следов древней Гипербореи, направилась именно в район Сейдозера и Ловозерских тундр ...

Что нашла эта экспеция? Этого никто из простых смертных не знает. Известно лишь, что в архивах НКВД хранятся 20 папок, скрывающих тайну экспедиции А. Барченко. Известно и то, что Сталин в 1937 году расстрелял как врага народа сначала Глеба Бокия, начальника НКВД, а в 1938 году и самого Александра Барченко за "масоно-шпионскую деятельность". Феликс Дзержинский, глава ВЧК, как известно, умер сам — по болезни, в 1926 году.

О том, что прародина ариев находится на Крайнем Севере, на земле, где светят северные сияния и живут олени, посвящённые люди знали и до революции 1917 года. Свидетельство тому — книга Эдуарда Шюре "Великие посвящённые", вышедшая в свет в 1914 году.

Что ещё любопытно в истории гиперборейцев, так это признание Эдуарда Шюре, что "арии создали солнечный культ священного огня и внесли в мир тоску по небесной Родине ..." И это правда.

Движение земли относительно Солнца, как суточное так и годовое, арии отметили в своих солярных символах и своих праздниках, которые поныне празднуются народами Севера: Покров — наступление Полярной ночи на Северном полюсе, праздник Солнца — январский праздник окончания Полярной ночи на Кольском Севере, масленница — проводы зимы, и другие...

В продолжение своих работ на тему "АРИИ — РЕАЛЬНЫЙ НАРОД" публикую отрывки из книги "Арктическая родина в Ведах" , Б. Г. Тилака, выдающегося индийского ученого и общественного деятеля, автора книг по исследованию древности Вед и ведической философии.

Истоки Цивилизации
Некоторые ученые убеждены, что изначальную область зарождения человечества нужно усматривать в арктическом регионе, а доктор Уоррен, ректор Бостонского университета, издал научную книгу "Найденный рай, или колыбель человечества на Северном Полюсе". Наукой уже установлено, что начало цивилизации арьев следует отодвинуть вглубь на многие тысячи лет. Поиски и выявление родины изначальных арьев полностью подтверждаются традициями Вед и Авесты, и - что еще более важно - последние выводы археологов не только согласуются с описанным в Авесте разрушением арийского рая, но дают нам возможность отнести его существование ко времени перед последним периодом оледенения.

Доисторические времена
Арьи не жили изначально ни в Европе, ни в Центральной Азии - их исходный регион лежал где-то вблизи Северного полюса в эпоху палеолита. И они мигрировали оттуда в Азию и Европу не под влиянием "неодолимого импульса", а потому что наступили неблагоприятные изменения в климате этого региона.
В Ведах и Авесте сохранились сведения, полностью подтверждающие этот взгляд.
Многие исследователи уже стали считать Северный полюс тем местом, где возникла жизнь растений, животных (и человека). В древнейших книгах арийского народа - Ведах и Авесте - содержится достаточно утверждений, чтобы доказать, что древняя родина арьев лежала где-то вокруг Северного полюса.

Арктический регион
Глубина Арктического океана к северу от Сибири невелика, и этот участок земли, ныне лежащий под водой, мог раньше возвышаться над ней. Это служит достаточным указанием на существование вокруг Северного полюса континента перед последним оледенением. Обращаясь к традициям и верованиям Вед, мы можем увидеть, что они возникли много тысяч лет тому назад и были без изменений переданы нам.
А поэтому вполне возможно, что в этих древних книгах мы можем найти следы изначальной полярной родины арьев. Северные области обладают особыми астрономическими характеристиками, и если в Ведах могут быть открыты указания на это, значит, предки ведических мудрецов - риши, должны были знать эти характеристики, живя в этих областях. Ниже описываются главные характеристики полюса и полярной зоны, которых нет больше нигде на земном шаре. Характеристики полюса и полярных областей:
1. Солнце встает и его видно всегда на юге.
2. Большинство звезд не восходит и не заходит, а вращаются в горизонтальной плоскости.
3. Год состоит из одного долгого дня и одной долгой ночи до 6 месяцев.
4. Восход и заход Солнца длиться от нескольких дней до двух месяцев. Солнце может то появляться, то скрываться, будучи видимо над горизонтом в течение некоторой части суток.
Можно считать эти указания верными проводниками в исследовании данных, приводимых в Ведах. Там, где в Ведах приводятся те или иные нижеуказанные характеристики, то там мы и можем определить место зарождения традиции.

Ночь богов
В ведической литературе мы встречаем четко организованную систему времени ритуалов и обрядов, регулируемую лунно-солнечным календарем. Она указывает на то, что ведические мудрецы того времени достигли глубоких знаний по астрономии. В "Тайттирийя Самхите" и в Брахманах (писаниях, трактующих тексты Вед. главная из которых - Риг Веда) четко упоминается лунный месяц из 50 дней и год из 12 месяцев. Систематически наблюдались также звезды, восходящие и заходящие по Солнцу. В Риг Веде созвездие Большой Медведицы описывается как высокостоящее, что говорит о положении, видимом только в полярной области. Утверждение, что день и ночь богов длятся по 6 месяцев, крайне широко распространено в древних Ведах. Это подтверждается и таким авторитетным источником, как "Законы Ману": "У богов и день, и ночь - (человеческий) год, опять разделенный надвое: день - период движения солнца к северу, ночь - период движения к югу". В "Тайтирийя Брахмане" мы также встречаем четкое определение: "Год - это всего лишь день богов". В Авесте, в священной книге парсов, мы видим аналогичное утверждение, отметающее все сомнения касательно его полярного характера: "Что они считают днем, то есть год". И здесь же Ахура Мазда говорит: "Там звезды, месяц, солнце можно лишь один раз в год видеть восходящими и заходящими, и год кажется только одним днем".

Ведические зори
Богиня зари Ушас, очень заметное в Ведах и любимое божество, восславляется в Риг Веде в 20 гимнах и упоминается в ней более 300 раз. В этих гимнах находится весомое доказательство того, что наиболее древние описания зари явно носят характер, указывающий на Арктику. В Риг Веде кони зари иногда именуются столь медленными, что люди устают ждать, видя как заря медлит на горизонте. О зорях говорится, что они подобны собирающимся в войско воинам или коровам, сходящимся в стадо, и что они не спорят одна с другой, хотя и живут вместе. Это никак не может относиться к 365-ти ежедневным зорям в году. Таким образом, можно прийти к выводу, что в Риг Веде явно говориться о единстве многих зорь, ход которых не прерывается ежедневным появлением Солнца. В "Тайттирийя Самхите", поясняющей мантры Риг Веды, четко говорится, что описания в ней зорь - когда боги видели 30 зорь - является древней традицией.

Долгий день и долгая ночь
Поскольку в ведической литературе выразительно повествуется о долгой 30-дневной заре или о группе в 30 зорь, то ясно, что этому должна была предшествовать долгая ночь, и при таком условии в году должен быть и долгий день.
Многие строфы Риг Веды говорят о долгой и страшной тьме, которая скрывает врагов бога Индры, и которых он должен уничтожить, борясь с демонами. Ведические мудрецы часто молили богов избавить их от мрака, как, например, в Риг Веде и в Атхарва Веде есть гимн, в котором молящиеся просят "Да достигнем мы благополучно другого края ночи" и "того края, который даже не виден". Почему так? Потому ли, что это была ночь зимних суток или долгая арктическая ночь? Ведь обычные ночи зимнего сезона длятся в наши дни столько же времени, сколько они длились здесь и тысячи лет назад, и никто из нас, даже самые не знающие (Веды) люди не испытывают волнения в ожидании зари, которая завершит ночь. Значит, это были не просто зимние ночи, которых боялись ведические мудрецы в древности. Это было нечто другое, нечто длящееся долго, когда хотя и понимали, что это не на век, все же эта продолжительность тьмы утомляла и заставляла с тоской ждать рассвета.

Месяцы, годы и Путь коров
Встречаются ли в Ведах такие же следы условий Арктики касательно сезонов, месяцев и лет?
Наши предки ведического периода, продвигавшиеся к югу в силу наступающего оледенения, встретились с необходимостью воспринять календарь, связанный с географическими условиями новых мест. Но нам следует видеть, что консервативные жрецы стремились сохранить как можно больше черт старого календаря и древних традиций. В ведической литературе есть точные указания на длительность ежегодных церемоний - саттр. Эти указания точны и реалистичны. В число подобных ежегодных саттр входит и "путь коров"... - один из древнейших ведических обрядов. Под этими коровами понимаются Адитьи, т. е., божества солнечных месяцев. В "Айтарейя Брахмане" говорится: "Коровы, желая обрести копыта и рога, проводили некогда церемонию жертвоприношения. На десятый месяц церемонии они обрели рога и копыта". И в Авесте и у других арийских народов выявляются аналогичные подсчеты длительности года. Достаточно лишь указать здесь, что древнеримский год состоял из 10 месяцев и был затем заменен сроком в 12 месяцев. И эту традицию нельзя просто игнорировать, так как сохраняется ведь название "десятый" для последнего месяца календаря: "децембер" (декабрь) - "10-й". Полярная теория бросает свет на эти древние традиции, на реликты того периода, когда предки обеих этих народов жили вместе в полярной области. Эти два "лишних" месяца были временем долгой ночи. Переселившиеся на юг люди просто их добавляли к прежнему году.

Веды об утренних божествах
Подвиги божественных близнецов Ашвинов описаны в ряде гимнов Риг Веды. Их считают утренними звездами, предваряющими появление зари и солнца, и их подвиги соотносят с восстановлением утраченных за зиму сил Солнца. В текстах о правилах обрядов и ритуалов Ашвинов четко связывают с зарей. Возжигание ритуального костра, заря и восход солнца описываются в Риг Веде как совпадающие с появлением Ашвинов, или говорится, что они появляются вместе с разгорающейся зарей, когда "тьма еще таится меж красных коров". Ашвины были помощниками Индры в его битве света с мраком, как врачи богов. А после победы они возглавили ход утренних божеств. Это можно объяснить и ежедневной битвой тьмы и света, так как особый гимн Ашвинам ("Ашвин-шастра") должен быть весь прочитан на протяжении зари. Они должны были омолодить, излечить и спасти ослепших и пострадавших в битве. Солнце сравнивается с пребыванием плода в утробе матери 10 месяцев. Затем солнце было утрачено, родилось там и очутилось в заброшенном краю, где пребывало 2 месяца. Во многих гимнах говорится об этих 10 месяцах и о том, что найденный через два месяца после потери младенец вновь был принесен матери - зарей или Ашвинами. И во всех этих гимнах речь не может идти о средних широтах. И именно арктическая теория говорит не только об ослаблении солнца зимой, но показывает, что природной основой многих подобных гимнов Риг Веды является долгая полярная ночь.

Колесо Солнца
Во многих гимнах Индра описывается как друг Солнца или Сурьи. Но вдруг говорится, что он отнял у него одно из 10 колес его колесницы. Вместе с тем, похоже, что само Солнце именуется в этих случаях колесом, т. е, само Солнце было похищено. Что делал Индра с этим колесом? Он использовал солнечные лучи как оружие для убийства или сжигания демонов. Борьба Индры с демонами нацелена на восхождение света.
В Риг Веде четко указано, что Солнце пребывало во мраке, а значит, Индра мог там использовать его диск в битве с демонами за возгорание утреннего света.
Это совершилось в конце 10 месяцев (или в конце римского года).
Такое объяснение ведических гимнов выявляет истинную картину годового движения Солнца глубокой древности на родине арьев.

Год Вишну
В Риг Веде говорится, что Вишну приводит в движение подобно колесу своих 90 коней, носящих четыре имени. Это явно относится к 360 дням, разделенным на 4 группы, т. е., на сезон по 90 дней. Это говорит о том, что основой всех дел Вишну надо считать годовой ход Солнца. В Риг Веде Вишну воскресил Солнце, зарю и Агни-огонь.

Выводы исследования Вед
Результаты исследования истории изначальной культуры и религии ведических арьев, проблем их родины и свидетельства, приведенные выше, состоящие в основном из отрывков, взятых из Вед и Авесты - безошибочно доказывают, что авторы древних Вед были знакомы с климатическими условиями, свойственными только арктическим областям, и что упомянутые божества являют свое арктическое происхождение. Мы видим, что в литературе ведических арьев есть многое, приводящее к тем же выводам, и это соотносится с древними традициями, легендами Авесты, равно как и с мифами, относящихся к европейским ветвям древних народов. Эти мифы тоже указывают на Северный полюс, как на исходную землю и других народов, кроме арьев, и нельзя утверждать, что только арьи произошли с севера. Напротив, есть основания считать, что пять рас людей (паньча джанах), часто упоминаемые в Риг Веде могли быть теми, кто жил рядом с арьями на общей родине. Уже доказано, что на самом раннем этапе, которым датируются найденные останки человека, раса людей уже была разделена на несколько несходных типов. Конечно же, культура арьев не могла сложиться внезапно в конце последнего межледникового периода, и ее начало следует отодвинуть к более глубоким эпохам.

Перевод с английского Н. Гусевой