Все, что нужно знать о дэмиене херсте. Дэмиен Херст - один из самых богатых художников при жизни


Кто-то может не верить в Пегаса или единорога, но они, на самом деле, существуют! И существуют эти мифические непарнокопытные благодаря творческой фантазии знаменитейшего художника современности Дэмьена Херста (Damien Hirst) . Его анатомические скульптуры Legend и Myth выставлены сейчас во дворе английского музея Chatsworth House.




Дэмьен Херст – это главный возмутитель спокойствия в современном искусстве. Некоторые его работы заставляют искренне восхищаться его художественным талантом, а некоторые лишь дают повод пожать в недоумении плечами. На страницах сайта сайт мы рассказывали вам про , про от этого автора и , раскрашенный им вручную в благотворительных целях.



Новые же работы Дэмьена Херста, две скульптуры с названиями Legend (Легенда) и Myth (Миф), так же, как и все остальное творчество этого британца, с одной стороны, поражает своей мощью, с другой, - удивляет и даже немного шокирует.



Скульптура с называнием Legend изображает крылатого коня, Пегаса, а скульптура Myth – единорога. Казалось бы, ничего необычного. Но не тут-то было! Это же Дэмьен Херст! С одного бока каждая из указанных выше скульптур выглядит обычно (белый, гладкий камень), с другого же можно увидеть подробную анатомию мифологических непарнокопытных – кости, мышцы, сухожилия, связки, вены и артерии, внутренние органы.



Сам Херст так поясняет задумку этих двух своих скульптур: «Я хочу показать, что наука опускает религию на землю, разоблачает ее. И, если разрезать мифологических существ, то окажется, что единорог и Пегас ничем не отличаются от самых обычных, смертных лошадей. Но, при этом, миф, как никогда раньше, становится реальностью!»



Скульптуры Дэмьена Херста Legend и Myth выставлены на одной из лужаек парка вокруг музея Chatsworth House в Дербишире – одного из крупнейших в Англии «домов-сокровищниц», где собраны величайшие произведения искусства как прошлых столетий, так и настоящего времени. Простоят эти мифологические непарнокопытные там до 30 октября 2011-го года, после чего переедут под крышу одного из музеев мира.

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста. Среди прочих образцов современного искусства Дэмьена Хернста можно выделить целую серию анатомических скульптур. Творчество скульптора и художника довольно не однозначно и вызывает массу как восторгов, так и критики. Давайте познакомимся поближе с его анатомическими скульптурами.

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Дева-Мать (The Virgin Mother, 2005):

«Дева-Мать» это 10 метровая (33 фута) бронзовая скульптура с окрашенным анатомическим сечением. Поза фигуры напоминает творчество Эдгара Дега «Маленькая танцовщица четырнадцати лет». Со слов Хернста «Дева-Мать» показывает, что беременная фигура выглядит существенно старше, и это проблема. Скульптура находится в частной коллекции в Нью-Йорке.

Фото: Robert McKeever © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Истина (Verity, 2003 — 2012):

Еще одна широко известная работа Дэмьена Херста, 20 метровая (66.43 футов) скульптура «Истина», весом в 25 тонн. «Истина» является аллегорией правды и справедливости. Поза фигуры взята опять же от Эдгара Дега «Маленькая танцовщица четырнадцати лет». Анатомическое сечение головы и туловища открывает ее череп и развивающийся внутри ее чрева плод.

Эдгар Дег «Маленькая танцовщица четырнадцати лет»

«Истина» стоит на постаменте из разрозненных юридических книг и имеет традиционные символы юстиции — меч и весы. Весы скрыты в руке за спиной, в то время как меч фигура держит в уверенно поднятой вверх руке. Скульптура как бы намекает на то, что правосудие может быть опасным без справедливости.

Фото: Steve Russell © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2013

Технически скульптура выполнена из 40 отдельных частей, собранных воедино на стальном каркасе. В процессе проектирования и изготовления скульптура проходила многочисленные испытания, в том числе и в аэродинамической трубе. Теперь «Истина» находится в долгосрочной аренде и установлена в порту Северного Девона (North Devon, Великобритания).

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Бедная война (Wretched War, 2004):

«Бедная война» выполнена в похожей манере, что и предыдущие две скульптуры, и представляет собой фигуру беременной женщины без головы с анатомическим сечением. Голова находится у ног скульптуры. Тело скульптуры покрыто трещинами и сколами, у подножия рядом с головой расположены и другие фрагменты фигуры. «Бедная война» выполнена в бронзе и имеет чуть более полутора метров в высоту.

Фото: Roger Wooldridge © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012

Святой Варфоломей, Изысканная боль (Saint Bartholomew, Exquisite Pain, 2006):

«Святой Варфоломей, Изысканная боль» — бронзовая скульптура выполненная в христианской художественной традиции, изображающая мученическую смерть апостола. Вдохновением к этой работе послужили изображения святого в живописи, знакомые Дэмьену Херсту еще с детства. Херст будучи ребенком воспитывался в католической школе.

Фото: Stephen White © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012

«Святой Варфоломей, Изысканная боль» служит напоминанием, что строгое разграничение между искусством, религией и наукой появилось относительно недавно. Херст объясняет, что исторически, изображениях святого Варфоломея (покровителя врачей и хирургов) часто используется медиками для исследований анатомии. В интерпретации Херста, безмятежный святой стоит на столе, заваленном хирургическими инструментами. Он держит скальпель в руке, в соответствии с традиционными изображениями, но в другой руке у него ножницы. Вдохновленный фильмом Тима Бертона «Эдвард Руки-Ножницы» (1990), Херст считает, что ножницы, добавляют экспозиции и боль, красоту и трагичность.

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Гимн (Hymn, 1999 — 2005):

«Гимн» является окрашенной бронзовой скульптурой 20-и футов, которая весит более шести тонн. Вдохновением к произведению послужила анатомическая модель, принадлежавшая сыну Херста. Получилась точная копия медицинского экспоната, но намного счастливее, дружелюбнее, более красочная и яркая.

Фото: Mike Parsons © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Храм (Temple, 2008):

«Храм» еще одна работа Дэмьена Херста на тему анатомического экспоната. Высота скульптуры составляет 6,6 метров, выполнена она из окрашенной бронзы.

Фото: Prudence Cuming Associates Ltd © Damien Hirst and Science Ltd. All rights reserved, DACS 2012

Анатомические скульптуры Дэмьена Херста — Легенда (Legend, 2011):

«Легенда» скульптура в окрашенной бронзе. Одна сторона скульптуры представляет нам сказочное животное из легенд — коня Пегаса. Другая сторона скульптуры лишена кожи, обнажая строение костей, мышечных тканей и сухожилий.

В Великобритании в курортном городке Ильфракомб на побережье установили 20-метровую статую беременной женщины, автором которой является скандальный британский художник Дэмиен Херст.

25-тонная скульптура из стали и бронзы получила название Верити, что в переводе с английского означает Истина. По словам Херста, она является «современной аллегорией истины и справедливости». В левой руке голая беременная женщина держит меч, в правой — весы правосудия, а стоит она на постаменте из книг по юриспруденции.

(Всего 12 фото + 1 видео)

1. Вчера в городе Илфракомб на юго-западе Англии была установлена 20-метровая анатомическая скульптура беременной женщины, выполненная известным британским художником Дэмьеном Хёрстом (Damien Hirst) из бронзы. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

2. Бронзовый монумент высотой чуть более 20 метров получил название Verity, что в переводе означает «Истина» и олицетворяет собой «современную аллегорию правды и справедливости». (Matt Cardy/Getty Images Europe)

3. Если посмотреть на скульптуру с левой стороны - то это обычный силуэт обнаженной женщины в положении, с правой же она скорее похожа на анатомическое учебное пособие, поскольку автор снял с нее кожу. Поэтому можно разглядеть все внутренности и плод в утробе матери. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

4.Эта неординарная скульптура беременной женщины с высоко поднятым мечом вызвала неоднозначную реакцию у обывателей. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

5. Скульптура уже вызвала шквал критики у местных жителей, которые назвали ее аморальной, возмутительной, непристойной и вульгарной. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

6. В городское управление была даже написана жалоба со 100 подписями от местных жителей. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

7. Впрочем, у неоднозначной статуи нашлись и сторонники среди местных жителей. Так, когда местная власть решала, устанавливать ли современное произведение искусства в приморском викторианском городке, в совет поступило около 100 писем «против» и 177 — «за». (Matt Cardy/Getty Images Europe)

8. Сторонники «Истины» назвали её символом возрождения и трамплином для восстановления туристической привлекательности города. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

9. Местные чиновники также считают шедевр Херста достойным установки. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

10. Чиновники надеются, что работа всемирно известного художника поможет привлечь туристов в город, что будет способствовать экономическому росту. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

11. Статуя «Истина» была временно передана Хёрстом в аренду городу Ильфракомб, где она простоит в течение 20 лет - до 2032 года. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

12. В целях безопасности и защиты от вандалов вокруг монумента также установят дополнительные камеры видеонаблюдения. (Matt Cardy/Getty Images Europe)

Бытует мнение, что художник может быть либо запредельно богатым, либо крайне бедным. Это можно применить к человеку, о котором будет рассказано в этой статье. Его имя - и он является одним из самых богатых живых художников.

Если же верить Sunday Times, то по их оценкам этот художник являлся самым богатым в мире на 2010 год, а его состояние оценивалось в 215 миллионов фунтов стерлингов.

Творчество Дэмиена Херста

В современном искусстве этот человек занимает роль "лица смерти". Отчасти это из-за того, что он использует материалы, которые не привыкли использовать для создания произведений искусства. Среди них стоит отметить картины из мертвых насекомых, части умерших животных в формальдегиде, череп с настоящими зубами и т. д.

Его работы вызывают у людей одновременно шок, отвращение и восторг. За это коллекционеры со всего мира готовы отдать огромнейшие деньги.

Родился художник в 1965 году в городе под названием Бристоль. Его отец был механиком и ушел из семьи, когда его сын пребывал в 12-летнем возрасте. Мать Дэмиана работала в консультационном бюро и была художником-любителем.

Будущее "лицо смерти" в современном искусстве вел асоциальный образ жизни. Его дважды арестовывали за воровство в магазинах. Но несмотря на это, юный творец учился в школе искусств в Лидсе, а после поступил в Лондонский колледж под названием Goldsmith College.

Это заведение было в какой-то степени новаторским. Отличие от других было в том, что остальные школы просто принимали студентов, которым не хватило навыка для того, чтоб поступить в настоящий колледж, а Голдсмитский колледж собрал в себе множество талантливых учеников и преподавателей. У них была своя собственная программа, для которой не нужно было уметь рисовать. В последнее время эта форма обучения только набрала популярность.

В студенческие годы он любил посещать морг и делать там зарисовки. Это место и положило начало для его будущих тем произведений.

С 1990 по 2000 у Дэмиена Херста были проблемы с наркотиками и алкоголем. За это время он успел совершить много различных выходок находясь в нетрезвом состоянии.

Карьерная лестница художника

Заинтересовал публику Херст впервые на выставке под названием "Freeze", которая прошла в 1988 году. На этой выставке, на работы данного художника обратил внимание Чарльз Саатчи. Этот человек являлся знаменитым магнатом, но, кроме того, он был заядлым любителем искусства и коллекционировал его. Коллекционер приобрёл две работы Херста в течение года. После этого Саатчи часто приобретал произведения искусства у Дэмиена. Можно насчитать около 50 работ, которые были куплены этим человеком.

Уже в 1991 году вышеупомянутый художник решил провести и свою собственную выставку, которая называлась In and Out of Love. На этом он не остановился и провел еще несколько выставок, одна из которых была проведена в

В этом же году была произведена самая знаменитая его работа, называлась она "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Созданна она была на средства Саатчи. Работа, которую выполнил Дэмиен Херст, фото её находится немного ниже, представляла собой контейнер с крупной которая погружена в формальдегид.

На фото может показаться, что акула довольно небольшой длины, но на самом деле она составляла 4.3 метра.

Скандалы

В 1994 году, на выставке, которую курировал Демиен Херст, произошел скандал с художником под именем Марк Бриджер. Случился данный инцидент из-за одной из работ, называющейся "Отбилась от стада", представляющей собой овцу, погруженную в формальдегид.

Марк пришел на выставку, где был показ данного произведения искусства и одним движением вылил банку чернил в контейнер и провозгласил новое название этой работы - "Паршивая овца". Дэмиен Херст подал на него в суд за акт вандализма. На суде Марк пытался объяснить присяжным, что он просто хотел дополнить работу Херста, но суд его не понял и признал виновным. Штраф он выплатить не смог, т. к. на то время находился в бедном состоянии, поэтому ему дали лишь 2 года условного срока. Спустя некоторое время он создал собственную "Паршивую овцу".

Заслуги Дэмиена

В 1995 году случилась знаменательная дата в жизни художника - он был номинирован на премию Тернера. Работа под названием "разделённые мать и дитя" послужила тому, что лауреатом этой премии стал Дэмиен Херст. Художник совместил в этой работе 2 контейнера. В одном из них была корова в формальдегиде, а во втором телёнок.

Последняя "громкая" работа

Самой последней работой, которая навела шуму, является на который достаточно много денег затратил Дэмиен Херст. Работы, фото которой уже показывает всю её дороговизну, у Дэмиена Херста еще не было.

Название этой инсталляции - "Ради любви к богу". Она представляет собой человеческий череп, который покрыт бриллиантами. На это творение израсходовалось 8601 бриллиантов. Общий размер камней - 1100 карат. Эта скульптура является самой дорогой из всех существующих у художника. Её цена составляет 50 миллионов фунтов стерлингов. После этого он отлил новый череп. На этот раз это был череп младенца, который получил название "Ради Бога". В качестве материала была использована платина и бриллианты.

В 2009 году, после того как Дэмиан Херст провел свою выставку "Реквием", которая вызвала бурную волну недовольств от критиков, он объявил, что завязал с инсталляциями и впредь будет заниматься опять обычной живописью.

Взгляды на жизнь

Исходя из интервью, художник называет себя панком. Он говорит, что боится смерти, ведь настоящая смерть поистине ужасна. С его слов, хорошо продается не смерть, а лишь страх смерти. Взгляды на религию у него скептические.



Всего на выставке представлено 189 экспонатов, в том числе сотня скульптур (одна из них гигантская) и 21 зал, наполненный предметами небольшого размера. Во сколько обошелся выставочный проект фонду Франсуа Пино, остается загадкой. По данным New York Times , стоимость работ варьируется от $500 тыс. за небольшие произведения до $5 млн за большую скульптуру.

Впрочем, самая дорогая работа пока не продана — за нее, судя по всему, идут заочные торги между коллекционерами. Это бронзовая версия гигантской статуи «Демона с шаром», стоящего в атриуме палаццо Грасси. Она даже не представлена на выставке: из-за слишком высокой стоимости транспортировки было принято решение заменить ее скульптурой, отлитой по той же форме, но из полимера. Как пишет Нэйт Фримен, бронза оценивается в $14 млн, и его источник сообщил, что текущая ставка по ней — $1,3 млн. Кстати, наличие копий — еще один гениальный маркетинговый ход Херста. Все 189 экспонатов выполнены в трех вариантах: в технике, имитирующей объект, заросший кораллами; из ценных материалов (мрамор, бронза и так далее); и «копия» (очевидно, выполненная из полимера). В зависимости от использованного материала отличается и цена на каждый экспонат. По слухам, некоторые коллекционеры покупали сразу три версии полюбившейся им работы.

Несмотря на то что художественная ценность произведений и сама концепция выставки вызывают серьезные споры в арт-сообществе, арт-критики и аналитики рынка искусства признают, что венецианская выставка уже стала триумфальным возвращением Дэмиена Херста на большую художественную сцену после серии творческих и коммерческих неудач последнего десятилетия. Очевидно, что по «сборам» она обойдет его предыдущий рекорд, когда двухдневный аукцион одного художника на Sotheby’s осенью 2008 года принес порядка $200 млн. Интересно, что дилеры Дэмиена Херста Ларри Гагосян и Джей Джоплин из White Cube Gallery отказались комментировать последние продажи художника в Венеции.