Бутусов национальность. Вячеслав бутусов и его жена открыли самое сокровенное

Бутусов Вячеслав Геннадьевич (р.1961) – российский рок-музыкант, лидер и вокалист групп «Наутилус Помпилиус» и «Ю-Питер», писатель.

Детство

Слава появился на свет 15 октября 1961 года в пригороде Красноярска – посёлке Бугач. В те годы в Сибири шло грандиозное строительство, и родители Бутусова по комсомольской путёвке отправились туда возводить гидроэлектростанцию, где и произошла их встреча.

На фоне этой гигантской стройки прошло детство Вячеслава. Эти годы он называет красивыми, помнит большой дом барачного типа, посередине двора огромное дерево. Сейчас, когда он пересматривает свои детские фото, музыкант испытывает чувство какой-то беспредельности. Бараки, где они проживали, грязь вокруг и нищета, а лица у всех светятся счастьем.

Бутусов прожил уже больше полувека, но, по его словам, регулярно возвращается в счастливые моменты детства, для него это как короткий отпуск. Только в эти мгновения можно ощущать состояние абсолютной радости и божественного прикосновения.

Нельзя сказать, что Слава был чересчур обласкан, отец с ним никогда не сюсюкался. Но зато у папы такая душеспасительная способность, что сын и в детстве, и уже будучи взрослым, мог снять рядом с ним с себя все доспехи и выдохнуть.

Мальчишкой он мечтал стать индейцем. Для осуществления мечты у него всё было – стрелы и лук, брюки с бахромой, перо для волос, мокасины, томагавк и фотография югославского киноактёра Гойко Митича, который всё время играл в кинофильмах индейцев.

Среди его спортивных детских увлечений главное место занимал хоккей, этот вид спорта очень нравился Вячеславу, и с мальчишками зимой он частенько гонял шайбу. Но мама отвела и записала его в художественную школу. Мальчик воспринял это как должное и особо не сопротивлялся. Он стал заниматься рисованием, и был счастлив от этого, потому что открыл для себя совсем иной мир.

Школьные годы

Вячеслава воспитывали законопослушным ребёнком, так что в школьные годы никакого бунтарского духа он не проявлял. Из-за отцовской профессии семье часто приходилось переезжать из одного города в другой, поэтому Бутусов сменил несколько школ, пока получал среднее образование – в Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске. Для детской психики эти переезды были не слишком полезны, каждый раз мальчику приходилось вливаться в новый коллектив, привыкать к сменившейся обстановке. Но, с другой стороны, это способствовало расширению его кругозора, что стимулировало фантазию.

Ребёнком он рос увлекающимся, и если школьный преподаватель был интересен ему как личность, то и его предмет Слава учил хорошо. Но вот что плохо ему давалось, это заучивание наизусть стихов по литературе. И тогда он начал сочинять сам. С учительницей у юного Бутусова была договорённость, она разрешила ему не учить стихи из школьной программы наизусть в обмен на то, что на уроке Слава будет читать лирику собственного сочинения. Так появились первые, написанные Вячеславом тексты.

Когда Бутусов учился в девятом классе, семья очередной раз переехала, теперь в Свердловск (сейчас это город Екатеринбург). Здесь он окончил школу и получил аттестат. К этому времени Вячеслав уже начал потихоньку увлекаться музыкой, слушал радиостанции «Юность» и «Голос». Его главным пристрастием была группа «Led Zeppelin», записи которой он стал слушать, когда в седьмом классе ему купили магнитофон. А когда в старших классах родители подарили Славе гитару, он понемногу стал сочинять свою музыку и даже сколотил школьную группу «BIGVIRUS».

Развитию музыкальных способностей у Вячеслава способствовало также то, что мама работала в филармонии. У парня была возможность регулярно бывать на концертах популярных советских исполнителей того времени. Первыми отечественными исполнителями рока, которых Бутусов услышал вживую, была группа Александра Градского «Скоморохи». Он до сих пор помнит, какой шок они вызвали у публики, выйдя на сцену с взъерошенными волосами и в помятой одежде.

Институт

Для продолжения дальнейшей учёбы Слава выбрал Свердловский архитектурный институт. Студенческая жизнь началась с поездки на осеннюю уборку картофельного урожая. Каждый трудодень молодёжи заканчивался вечерними сборами у костра, где по очереди играли на гитаре. Вячеслав наигрывал мелодии группы «The Rolling Stones», вот только слов он не знал, поэтому бормотал под нос что-то не совсем вразумительное. Тем не менее ребята слушали его, открыв рты.

Уже в 1979 году, на первом курсе, произошло знакомство Вячеслава с сокурсником Дмитрием Умецким. Ребят объединило увлечение музыкой, они стали неоднократно собираться и вместе играть по вечерам. Оказалось, что у Вячеслава хороший голос, а Дмитрий почти в совершенстве владеет английским языком и имеет целую коллекцию зарубежных пластинок. Парни играли то, что знали и что у них получалось подбирать. Из отечественных групп предпочитали «Машину времени», Константина Нильского и «Воскресенье», из зарубежных ‒ «Led Zeppelin».

Пять студенческих лет, сама атмосфера в творческом ВУЗе стали для Бутусова эйфорией, каким-то блаженством. Институтская аура питала его, он ориентировался в ней, легко жил и дышал. Несмотря на то, что уже после первого курса Бутусов был женат и имел ребёнка, его хватало на всё – на семью и учёбу. При этом он обязательно выкраивал время на творчество, всегда ходил на репетиции с ребятами.

Ближе к получению диплома Бутусов и Умецкий уже стали писать свои песни, что привело в 1983 году к записи любительского альбома «Переезд». В этом же году произошло знаковое знакомство Вячеслава и Дмитрия с поэтом Ильёй Кормильцевым.

Сразу после получения диплома Вячеслав устроился на работу в проектный институт архитектором. Вместе с коллегами он занимался разработкой свердловского метрополитена. А по вечерам они продолжили с Дмитрием репетиции в городском рок-клубе. И тут в голову Бутусову пришла идея о создании своей рок-группы. Для начала нужно было купить хорошую гитару. На её приобретение жена Вячеслава заложила все свои золотые украшения в ломбарде.

«Наутилус Помпилиус»

В 1985 году Бутусов, Умецкий и Кормильцев записали свой первый профессиональный альбом, который назывался «Невидимка». А в следующем 1986 году это же трио записало пластинку с названием «Разлука», с выходом которой началось триумфальное шествие по просторам СССР роковой группы «Наутилус Помпилиус».

Их официальной датой создания считается 1982-1983 годы, когда Бутусов и Умецкий работали над своим первым альбомом «Переезд». С этого времени неоднократно менялся и состав группы, и их музыкальный стиль.

А после того, как пластинка «Разлука» в буквальном смысле слова разлетелась по огромному Советскому Союзу, группа не просто прогремела на всю страну, она накрыла её «наутилусоманией». Теперь музыканты поняли, что заниматься творчеством между делом нельзя, здесь нужен профессиональный подход. Очень тяжело было принять такое решение, но Бутусов всё-таки уволился с работы. С того дня всю свою дальнейшую жизнь он посвятил музыке. Точно также поступил и Дмитрий Умецкий.

У обоих музыкантов в семьях подрастали дети, нужен был стабильный заработок, так началась череда бесконечных гастролей по стране. На сцене они были абсолютно новыми – в квазивоенной форме, с выразительной, но скупой пластикой. Они бросали вызов серым, ущербным и заурядным будням. Среди своих поклонников музыканты распыляли атмосферу пьянящей свободы.

Вряд ли найдётся человек из поколения конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века, которые бы не слышали или сами не напевали «наутилусовские» композиции:

  • «Гороховые зёрна» (хлоп-хлоп);
  • «Доктор твоего тела»;
  • «Я хочу быть с тобой»;
  • «Скованные одной цепью»;
  • «Казанова»;
  • «Шар цвета хаки»;
  • «Князь тишины»;
  • «Апостол Андрей»;
  • «Одинокая птица».

Успех был оглушительным, а в России как раз начиналось рождение шоу-бизнеса, что привело к разногласиям в коллективе. Состав менялся лихорадочно, начались ссоры. Всё это привело к тому, что в 1988 году из группы ушёл Умецкий. Вячеслав предпринял попытку примирения, они даже начали работу над альбомом «Человек без имени», но разногласия продолжились, и в 1989 году было объявлено о распаде группы.

В этом же году Бутусову, Умецкому и Кормильцеву присудили Премию Ленинского комсомола. Кормильцев по идейным соображениям от неё категорически отказался, так как в своё время комсомольская организация доставила рок-музыкантам много неприятных моментов, и получать теперь от неё награду было недопустимо. Бутусов на вручение премии не явился, а перечислил её частично в Советский фонд Мира, а вторую часть свердловскому детскому дому. Умецкий за премией пришёл и деньги забрал.

После этого Вячеслав перебрался в северную столицу Ленинград и сформировал новый состав группы. Поклонники прежнего «Наутилуса Помпилиуса» восприняли это скептически, и первые выступления были провальными. Но вскоре вышли новые альбомы «Наугад» (1990) и «Чужая земля» (1992), тем самым Вячеслав доказал, что новый коллектив творчески состоялся. Новые композиции стали не меньшими хитами, чем песни «Наутилуса Помпилиуса» конца 80-х годов:

  • «Гудбай, Америка»;
  • «На берегу Безымянной реки»;
  • «Прогулки по воде»;
  • «Лабрадор, Гибралтар»;
  • «Чёрные птицы».

В 1996 году группа записала последний альбом «Яблокитай». В июне 1997 года в государственном концертном зале «Россия» состоялся концерт с символическим названием «Последнее плавание», после чего они отправились в прощальный тур по стране и прекратили существование.

«Ю-Питер»

В 2001 году Вячеслав Бутусов и гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян основали новую рок-группу «Ю-Питер». Они исполняли песни групп «Кино», «Наутилиус Помпилиус», а также новый авторский материал.

Группа выпустила несколько альбомов, лучшими хитами стали композиции «Песня идущего домой» и «Девушка по городу», получившая в 2004 году награду «Золотой граммофон».

«Ю-Питер» просуществовал пятнадцать лет, осенью 2016 года отметил свой юбилей большим концертом в Москве. Потом состоялся длительный сибирско-уральский тур, на последнем концерте в Челябинске было объявлено о прекращении музыкальной деятельности коллектива.

Личная жизнь

Свою первую супругу Марину Добровольскую Вячеслав повстречал на первом курсе института. Они вместе первокурсниками поехали в колхоз. Марина любила вечерами слушать, как поёт Бутусов под гитару. Вернувшись из колхоза, они начали встречаться, а в скором времени жить вместе.

Вскоре в семье Марины случилось горе: хулиганы на улице напали на её папу и ударили по голове, возможно, это было связано с его профессиональной деятельностью, так как он работал судьёй. Вячеслав всё это время, пока отец Марины лежал в больнице, был рядом с ней и с её мамой, поддерживал, а потом решал организационные вопросы по похоронам. Через месяц после того, как похоронили папу, Марина поняла, что беременна. В январе 1980 года они с Вячеславом поженились, его родители помогли организовать шикарную свадьбу.

А летом у них родилась дочь. Сначала Бутусов в шутку предлагал назвать девочку Олимпиадой, так как она родилась как раз в разгар Летних Олимпийских игр в Москве. Но потом решили дать дочке имя Анна, а между собой ласково называли Бутусик-маленький.

Однако этим отношениям не суждено было стать долгими. Через тринадцать лет совместного проживания Марина и Вячеслав развелись.

Переехав в Ленинград, Бутусов познакомился со своей второй женой Анжеликой Эстоевой. Они поженились в 1990 году. Этот брак оказался счастливым, супруги уже отметили серебряную свадьбу. Анжелика подарила Вячеславу троих детей:

  • в 1991 году дочь Ксению;
  • в 1999 году дочь Софью;
  • в 2005 году сына Даниила.

Сейчас уже Вячеслав Бутусов – счастливый дедушка. Его дочь Ксения вышла замуж и в конце 2013 года порадовала родителей чудесной внучкой с интересным именем Дивна.

Вячеслав проживает не в самом Санкт-Петербурге, а в его пригороде – Пушкине. Ведёт жизнь спокойного, уравновешенного и мудрого человека. Взялся за перо, написал книги: «Виргостан», «Антидепрессант. Со-Искания», «Архия».

Эстоева, Анжелика
Не просто супруга Вячеслава Бутусова

Супруга Вячеслава Бутусова Анжелика Эстоева вместе с мужем не так давно побывала в Минске, где присутствовала на репетиции спектакля "Овалы", премьера которого должна состояться в конце декабря в столице Беларуси. В подготовке программы (за ее основу взят материал одноименного альбома ВБ), помимо самого Вячеслава Геннадьевича, занят и ряд белорусских музыкантов.

Очаровательная Анжелика, несмотря на кажущуюся некую холодность, отнеслась к просьбе об интервью "Музыкальной газете" с интересом, а потому сегодня перед вами не совсем обычное для "МГ" интервью, в котором главный его герой - не музыкант... А гораздо больше - жена музыканта.

Заранее хочу обратить ваше внимание на то, на что вы и так обратили бы внимание: разговорившись, мы с Анжеликой незаметно перешли на "ты". Вышло это не оттого, что журналист - сама невоспитанность (хотя хватает этого, чего греха таить...), а мне показалось, что какой-то врожденный такт и удивительная интеллигентность Анжелики располагают к себе людей настолько, что спустя несколько минут тебе кажется, что перед тобой человек, которого ты знаешь уже давно, просто не виделись вы длительное время, а потому есть что рассказать каждому...

Банальный вопрос: легко ли быть женой музыканта с Именем?

Думаю, что когда любишь человека, то уже не задаешь себе такой вопрос, не задаешься вопросами внешними, а смотришь на это более... как сказать, с внутренней позиции, что ли, человеческой. Дело ведь не в том, кто есть твой муж, а дело во взаимоотношениях между людьми. То есть, если между людьми существует то, что мы называем любовью, взаимопониманием, дружбой, согласием, тогда будет легко. Для меня как раз внутреннее главенствует, когда нам хорошо вместе, когда есть это единение душевное, а все остальное имеет наименьшее значение.

А кто кого первый отметил для себя: Слава тебя или ты его?

Я тебе совершенно точно могу сказать, что я жила, свободно паря в пространстве, никогда не была фанатом. Я знала о существовании группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, она мне нравилась, я ее слушала. Наше знакомство произошло очень забавно. Я жила целый месяц в Германии, в Западном Берлине. А у меня с детства есть проблема сложная: я боюсь одна оставаться ночью, а друзья, немцы, у которых я жила, каждые выходные уезжали к родителям, и чтобы не было страшно, я спала со светом и играла пластинка. В коллекции друзей была одна приемлемая для меня пластинка - НАУТИЛУС и БРИГАДА С, та самая, где с одной стороны НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, с другой - БРИГАДА С. (Еще была пластинка Sade). И вот эти виртуальные мои друзья меня сопровождали в ночных бдениях, и я уже не чувствовала себя так одиноко, мне не было страшно. И через месяц я вернулась домой в Петербург, где совершенно случайно, на улице мы познакомились со Славой. Он был с человеком, который знал меня визуально, они подошли ко мне и поздоровались. И мы вместе переходили дорогу на зеленый свет, это было днем. Вместе дружно прошли по Невскому, ребята шли покупать билеты на самолет. Беседовали, общались. Вот, собственно, и все... И я как-то взглянула на Славу - и что-то произошло, наверное, возникла какая-то симпатия внутренняя. Я смотрела на него глазами женщины, теми глазами, которыми женщины смотрят на мужчину, когда вдруг возникает внутренняя симпатия. Я себя отношу к категории таких женщин: если я вижу человека, который мне глубоко симпатичен, с ним хочется общаться, и, общаясь с ним, я в нем не разочаровываюсь, то я от этого, безусловно, что-то начинаю испытывать. Но если мне сто человек скажет, что перед тобой великий авторитет, то это не будет поводом для того, чтобы, не дай Бог, пожениться. Должно произойти что-то настоящее.

Я была очень молода, руководствовалась чувствами больше даже, хотя разум, он необходим, но мы в каком-то ритуальном, длительном танце сплелись, общаясь два года. Танец со всеми жертвенными соблюдениями, сжигательными. Всяко было - и сложно, и здорово. Этот период состоял из самого разного: вроде бы все хорошо, мы упиваемся, а потом, имея некий внутренний запас, мы разбегаемся, живем своей жизнью, для того чтобы снова строить путь друг к другу, сложный такой, медленный. Я менее выносливый человек в этом смысле, я не могу долго выдерживать вот таких сложных отношений. И Слава первым пресек вот это все... И мы просто поняли, что не можем друг без друга.

Вячеслав... Какой он человек? Сложный для понимания его тем, кто не очень хорошо его знает?

Да, конечно, он сложный человек. Но я могу тебе сказать - гениев нельзя судить по обывательским меркам...

Извини, что прерываю. Ты считаешь Бутусова гением?

Да, я считаю его очень одаренным человеком, внутри которого огромный потенциал, но это совсем не значит, что он должен суетиться, хотеть все успеть, поскольку у каждого человека есть свой определенный ритм. В этом ритме он должен существовать и не тяготиться этим, а у Славы часто проблемы возникают из-за того, что он считает себя медлительным, как бы инертным. И ему часто не хватает сил что-то сделать. Я ему пытаюсь объяснить, что не нужно этим тяготиться. Два человека даются друг другу для того, чтобы помогать, это безусловно.

А он красивые слова тебе говорит, в любви признается?

Такие слова не нужно говорить часто, он говорит очень просто и очень красиво, как-то у него это получается естественно, свойственно ему... Слова зачастую пусты, мысль, когда она с реальностью соприкасается, очень многое теряет; если люди понимают друг друга, то я могу почувствовать невысказанное. А бывает так, что тебе говорят много, много раз, что тебя любят, но ты ему не веришь. Правда? А бывает, тебе не говорят, но ты уверен, что все нормально - тебя понимают, тебя любят.

О тебе говорят как о человеке, которого трудно в чем-то разубедить. Нужны стодесятипроцентные доводы, чтобы доказать тебе что-то. Говорят, что Слава очень прислушивается к твоему мнению, что ты даже влияешь в чем-то на его творческие изыскания. Это так?

Знаешь что, это не совсем так. Я на самом деле очень мягкий человек, где-то сомневающийся, но в трудные минуты я могу активизироваться и могу сказать, что да, я сильный человек. Но в наших отношениях нет никакого навязывания, то есть я могу Славе что-то говорить, и в том случае, если он принимает это, то, безусловно, он это воспримет. Но все происходит не так, что я что-то ему внушаю активно, ни в коем случае. Я считаю, что любовь, она подразумевает деликатность взаимоотношений, без навязываний. Если я в чем-то убеждена...

На чем тогда зиждется твое убеждение? На том, что ты видела массу концертов, знаешь их изнутри, знаешь, как человек что-то сочиняет, читаешь какие-то специализированные книги?

Нет, я читаю только классическую литературу, духовную. В принципе, я считаю, что этого достаточно, чтобы чувствовать. Потом, если Слава доверяет мне те или иные вещи, значит, он автоматически возлагает на меня право судить, дает мне читать то, что он пишет. Соответственно я высказываюсь. Безусловно, когда люди живут вместе, они влияют друг на друга: я влияю на него, он - на меня. Но мне ни в коем случае никогда не приходило в голову спекулировать отношениями, влияние должно быть позитивным. То влияние, которое он на меня оказывает, оно мне помогает, когда мне трудно в каких-то вещах разобраться. Точно так же, если я что-то хочу ему внушить, то я движима искренними какими-то убеждениями и порывами - чтобы он стал лучше, что ли, чтобы он избавился от своих каких-то тяжелых проблем.

Есть такие люди, музыканты, от которых ты оберегаешь Славу, советуешь, что с ними в силу таких-то причин лучше не работать?

Элемент предостережения, он всегда должен быть. Могу предостеречь, если я что-то чувствую, как человек неравнодушный. Но я думаю, если человек силен, кто на него в состоянии оказать влияние? Также как алкоголь: ты, мол, напоил моего мужа. На что возражают: если бы он не хотел, то не пил бы. Правильно?

Нужно учитывать, что творческие люди очень доверчивые и ранимые, и зачастую есть такие персонажи, будучи нечистыми на душу, которые пытаются использовать эти моменты.

У вас таких людей было много на пути?

Слава Богу, нет. Был один тяжелый период в жизни, но мы его пережили.

Сколько вы уже вместе?

Восемь лет, девять в этом году... Знаешь, для меня наши отношения со Славой имеют такое хорошее развитие, не вниз, а вверх. Такая как бы вертикаль, по которой мы взбираемся... Совершенно искренне могу тебе сказать, честно, что с каждым годом легче становится, а не сложнее. Мы привыкаем друг к другу, мы узнаем друг друга лучше, становимся ближе, раскрываемся как бы больше в себе. Это тоже творчество, пожалуй, даже самое сложное творчество - жить вместе, помогать друг другу, удивляться, не переставать удивляться. Ну и потом все-таки двое детей - это тоже очень сближает.

Интересно, какой Бутусов отец...

Хороший. Не похожий, может быть, на других отцов, у него свои взгляды на воспитание. Поскольку он человек творческий, то не может целыми днями заниматься детьми, находиться с ними, но если он находится с детьми, если он, допустим, с Ксюшей, старшей дочкой, уезжает вместе на прогулку или в мастерскую, я совершенно спокойна, я знаю, что это будет плодотворное общение, им будет вдвоем хорошо... Он не любит сюсюкаться, но он и не жестковат, Слава очень деликатный и осторожный, он считает, что такие какие-то откровенные тисканья не младенцев, а детей, которые уже подрастают, это пошло, например.

А ты как к этому относишься?

Ты знаешь, я ему объясняю, что всегда есть та серединная грань между пошлостью и равнодушием, есть та золотая середина. А Славка несколько человек крайностей, ему сложно определить эту золотую середину, хотя в то же время он самодостаточный человек, гармонично достаточный. Но такие вот внутренние моменты есть у него. Поэтому я говорю Славе, что если ты только приехал, уже поздно, что если у тебя есть там десять минут, но если ты эти десять минут отдал ребенку, спросил о чем-то, чем-то проникся, то этого уже достаточно, для того чтобы ребенок тебя видел и знал, что все в порядке.

Тот период, когда Вячеслав не выступал, был для вас обоих лучшим периодом? Или он все же мучился от безделья?

Нет, он не мучился. Он человек достаточно интимного склада, творчество для него - это таинство, такой сакральный процесс, ему больше нравится, он больше упивается тем, когда он один в своей мастерской, где он может писать музыку, книгу, может рисовать. Вот тогда он и находится в свободном парении, а как раз-таки выход на сцену его даже, я бы сказала, тяготил.

Если обо мне говорить, то я не могу сказать, что в тот период мне стало легче или сложнее. Я видела, что ему стало легче, ему стало хорошо, поэтому меня все устраивало. А с другой стороны, мы привыкли к такой форме существования, когда он уезжал на гастроли, я его ждала, встречала. Потом мы часто вместе ездили, это с рождением второго ребенка мы уже реже выбираемся куда-то вместе.

На тебе забота по дому, верно?

Дом имеет огромное значение. Я в этом смысле очень патриотично настроена. Если ты читал Маркеса "Сто лет одиночества", то вот это ощущение как бы культовости дома есть во мне - создать уютный дом, чтобы всем было хорошо, чтобы чувствовать спокойно, комфортно, чтобы человек хотел возвращаться домой, зная, что там тепло, что его ждут... Я в детстве для себя решила такие вот постулатотивные вещи, что буду дорожить тем, тем и тем; может, это где-то выглядит с перегибом некоторым, но я не вижу, чтобы Славу это тяготило. Я очень люблю обустраиваться, люблю элементы обновления. Когда мы только начинали жить вместе, наш дом был освящен одними красками, сейчас он другой. Мы не тяготимся тем, из чего мы уже выросли, что уже пережили. И для меня дом - это не бытовуха. Это какое-то патологическое измышление, это мы сами придумали, что воспитание детей - это рутина, дом - это бытовуха. Ничего подобного. Это очень все сложно, отнимающее много сил, но ничего более гениального, чем родить ребенка, человечество не придумало. Все, что я делаю, я стараюсь делать творчески.

Что за институт, в котором ты учишься?

После детей это моя вторая гордость. Это санкт-петербургский РХГИ - Русский Христианский Гуманитарный Институт. Он находится в центре города, совершенно замечательное заведение, такой живой организм, в котором работают удивительные преподаватели, они заряжают тебя таким оптимизмом и жизнелюбием.

Моя специализация - это историк искусств, но это не узко специализированное образование, а классическое, когда ты в объеме получаешь совершенно разные вещи. Ты можешь впоследствии заниматься чем угодно. Я стала больше знать, узнавать; в каждом из нас есть масса вопросов, на которые мы хотим получить ответы, в которых ты в свою очередь находишь подтверждение своим мыслям.

Как ты оказалась в Германии?

Дело в том, что, как говорят мои мама и бабушка, я тот самый редкий экземпляр, который, несмотря на мягкость и гибкость, очень сложно подмять под себя. Я с самого раннего детства знала, что могу сделать и как я сделаю, хотя никогда ни над кем не довлела деспотично. Выросла я, можно сказать, в интернате, но нисколько не жалуюсь, а наоборот, с благоговением и любовью вспоминаю эти годы, потому что интернат был особенный, с китайским языком...

О-о-о! Тебе должен нравиться МУМИЙ ТРОЛЛЬ!

Ты знаешь, мы с Ильей знакомы, и мне он показался очень симпатичным человеком.

Он не слишком "играет"?

Ты имеешь в виду образ? Даже если играет, он все равно остается настоящим, а главное - он остается добрым человеком. А слабости есть в каждом, и каждый из нас хочет время от времени как черепашка спрятаться под панцирь.

Мы никак до Германии не доедем...

Я там оказалась благодаря своим друзьям. После окончания школы я долго была в таком подвешенном состоянии. Бремя хиппи какое-то такое, под влияние которого я несколько попала. Я все время оперировала очень высокими материями, как говорили мои мама с бабушкой, - отсутствие прагматизма и умения просчитывать. И как-то в одной компании замечательной, международной, я бы сказала, где были немцы, которые учились у нас (еще как-то всех объединял буддизм, хотя я, безусловно, не была внутри этой веры), я поехала в Чехословакию, а потом чуть не оказалась в Германии. И когда я тебе говорила о том, как мы познакомились со Славой, то в том же нашем с ним разговоре выяснилось, что он недавно вернулся из Германии.

Возвращаясь к дню сегодняшнему. Что ты можешь сказать о проекте "Овалы"?

Мне очень нравится эта идея. Мне нравятся все люди, задействованные в этом проекте, я вижу совершенно талантливых ребят, несущих в себе жизнеутверждающую энергию.

Если все получится, Бутусовы ведь могут вывести на какой-то новый уровень людей, занятых в "Овалах". Я говорю здесь о конкретно белорусских музыкантах...

Конечно. Я буду счастлива, если это кому-то поможет. Но в них есть все для того, чтобы и без нашего участия добиться чего-то.

Так увидим мы, на твой взгляд, до конца года премьеру?

Нисколько не сомневаюсь в этом. Я вижу, я чувствую, что Славе нравится, что он загорелся. Я вижу, что уже образовался общий такой организм. Тот самый "Овал".

«Люди часто уходят от депрессии с помощью алкоголя. Нам в дверь постоянно стучали какие-то мужики, заявляя с порога: «Мы пришли выпить с Бутусовым!» Слава легко давал всем наш адрес, а я разбиралась с нежданными гостями, как могла», - вспоминает бывшая жена известного рок-музыканта Вячеслава Бутусова Марина.

Марина Бутусова:

Первое впечатление от Бутусова - глаза. В колхозе, куда нас отправили на картошку сразу после поступления в институт, Слава носил вязаный «шлем» с узкой прорезью на лице, за что и получил смешное прозвище среди однокурсниц…

«Серая шапочка» только и ходит на утреннюю гимнастику, чтобы на тебя поглядеть», - как-то сказала мне подружка. А я обычно не смотрела по сторонам и многого не замечала. Стала тоже потихоньку приглядываться к Славе… Подойти он решился ко мне только на посвящении в студенты. Мы оба отучились в художественных школах и уже в 16 лет поступили в Свердловский архитектурный институт, но на разные факультеты. И вот когда получили зачетки, Слава вызвался проводить меня до «Уралмаша». Сам он при этом жил на другом конце города, куда потом до глубокой ночи добирался на перекладных.

По характеру мы оба были молчуны - шли рядом, но не разговаривали.

Первые взрослые отношения - вот и мы все из себя серьезные. Замерзли по дороге - зашли погреться в подъезд. Я ставлю под ноги свой новенький портфель, где хранится вся моя «студенческая жизнь»: чистая тетрадка, набор помад, который приобрела у какого-то барыги, и зачетка. По лестнице скатывается шумная компания. А мы все молчим: смотрим в окно, на батарею, друг на друга... Часа через полтора Слава выдает первую фразу: «Как думаешь: ты мне нравишься или я тебя люблю?» От смущения роняю глаза в пол: а портфеля-то моего нет! Вспоминаю, что мимо пробегала какая-то шпана… Пулей вылетаем из подъезда, ловим милицейский «каблучок». Стражи порядка нас же и отчитывают: «Следите за своими вещами!» Это и было единственное признание в любви за всю нашу жизнь… Молчуны!


Фото: из личного архива М. Бутусовой

В следующий раз Слава повел меня в кафе после института - был готов прокутить «трешку». Я ела мороженое, а он все так же молча любовался мной и что-то писал на столе, прикрывая свое творчество ладонью. Пришло время расплачиваться. Официант берет купюру, а трехрублевка испещрена любовной лирикой! И он, конечно, отказывается ее принимать: «Зачем вы испортили деньги?» Уже и не помню, как выкручивались, - наверное, встретили знакомых…

После многочисленных ночных прогулок я набралась смелости познакомить со Славой маму. Она бросила фразу: «Привела какого-то татарина…» - такое было ее первое впечатление. А потом так самозабвенно его полюбила! Ведь Слава был рядом, когда в нашей семье случилось горе…

Мама сорвалась по звонку из больницы: отца нашли на улице истекающим кровью.

Детство

Из-за отцовской специфики работы семья Бутусовых была вынуждена часто переезжать из города в города. В результате Вячеслав постоянно менял не только дома, но школы. До девятого класса будущий музыкант учился в разных сибирских городах, к примеру, Красноярске, Ханты-Мансийске, Сургуте. А вот после окончания девятилетки Бутусов переехал и обосновался в Свердловске (Екатеринбурге). Тут же он поступил в Свердловский архитектурный институт.

Одновременно с этим Вячеслав Бутусов начинает увлекаться музыкой. Впрочем, он слушал все подряд, что крутили на радио «Голос» и «Юность». Но пристрастия сформировались еще в школе, когда в седьмом классе у будущей звезды появился магнитофон. Тогда больше остальных групп на кассетах было «Led Zeppelin».

Первые шаги к славе

Уже на первом курсе Вячеслав Бутусов познакомился с Дмитрием Умецким. Молодой человек оказался сокурсником. Оба были всерьез увлечены музыкой и не один раз собирались и играли. Выяснилось, что у Славы довольно неплохой голос, а вот у Дмитрия недурной английский, да, к тому же, масса дефицитных пластинок. Новоявленные музыканты подбирали мелодии, в фаворе были западные «Лед Зеппелин» и «Криденс Уотер Ривайвал», а также отечественные Константин Никольский и «Воскресенье» и «Машина времени».

На выпускных курсах студенты записали любительский альбом под названием «Переезд». Впрочем, он оказался не очень удачным. Тут же Вячеслав встретился с Ильей Кормильцевым. Вместе с ним Бутусов в 1985 году записал первую профессиональную пластинку. Она получила название «Невидимка».

Всепоглощающее увлечение музыкой не помешало Бутусову окончить институт. А после начались рабочие будни – Вячеслав трудился в проектном институте архитектором. Кстати, музыкант проектировал свердловское метро. И как пояснял позже, «это сказалось на больной внешности интерьера части станций».

Вячеслав Бутусов - Я хочу быть с тобой

Жизнь была рутинная и беспросветная. Каждое утро Слава шел на работу, а вот свободное время проводил вместе с Умецким в Свердловском рок-клубе.

Следующий плод тандема появился год спустя – альбом «Разлука». Он-то и положил начало всероссийской популярности группы «Наутилус Помпилиус». «Разлука» показала музыкантам, в творчество больше нельзя «бежать», им надо заниматься профессионально. Дмитрий Умецкий вспоминал, что обоим выбор давался нелегко. Ведь оба уже воспитывали детей, да, к тому же, рок был в стране чуть ли не нецензурным словом. Однако приоритеты были расставлены, и музыканты написали заявление по собственному желанию об уходе с основной работы.

В 1987 году начался бум вокруг альбома «Разлука». А «Наутилусомания» охватила почти всю страну. Два следующих года продолжался беспрерывный гастрольный марафон. Но в конце 1988 году Бутусов официально расформировывает группу и решается возобновить работу над совместным творчеством с Умецким, который ушел из коллектива несколькими месяцами ранее. Весь 1989 году товарищи работают над проектом «Человек без имени», записывают саундтрек, а потом основатели «Нау» разбегаются второй раз. В это время Бутусов пытается жить на два города – Москву и Санкт-Петербург.

Наутилус Помпилиус

Весь 1990 год Вячеслав посвящает поиску нового коллектива «Нау», выпускает альбом «Родившийся в эту ночь» и отправляется на гастроли. Спустя год Бутусов женится на ленинградке Анжелике и переезжает в Северную столицу. С этого момента начинается «петербуржский» этап музыканта. За это время он написал песни, которые составляют альбомы «Чужая Земля», «Титаник», «Крылья». Именно эти пластинки и определили современный музыкальный облик коллектива.

Интервью Вячеслава Бутусова

Впрочем, эпоха «Наутилуса» заканчивается в 1997 году. Тогда Вячеслав Бутусов начал сольную карьеру и вместе с Юрием Каспаряном (экс-«Кино») записал альбом «Незаконнорожденный», а спустя год пластинку «Овалы». Одновременно Бутусов сыграл эпизодическую роль в культовой картине «Брат» Алексея Балабанова. Для этого фильма был записан и саундтрек. Во вторую часть фильма, «Брат 2» попала композиция «Гибралтар-Лабрадор». Ее Слава записал на стихи Джорджа Гуницкого для «Террариума», проекта Бориса Гребенщикова.

Ю-питер

В 2001 году Бутусов вместе с группой Deadушки записывает «Элизобарра-торр». Этот альбом – уже смесь русского рока и электронной музыки. И в том же году Вячеслав с музыкантами группы «Кино» создал пластинку «Звёздный падл». Альбом, преимущественно, состоял из песен Евгения Головина. Тут же музыкант собрал группу «Ю-Питер». В коллектив, кроме самого Бутусова, попали сплошь звезды - Георгий (Юрий) Каспарян, Евгений Кулаков (бывший музыкант группы «Пойманные муравьеды»), Олег Сакмаров (бывший музыкант группы «Аквариум»). В этом составе коллектив записало сингл под названием «Ударная любовь» в 2001 году, а спустя два года полноценный альбом «Имя рек». После выхода пластинки группу покидает Сакмаров.

В 2004 году «Ю-Питер» записала альбом «Биографика». Два хита с пластинки до сих пор будоражат слух поклонников и крутятся в радиоэфирах. Это «Девушка по городу» и «Песня идущего домой».

В 2005 году творчество Вячеслава Бутусова отметили на высшем уровне. Музыкант получил премию «Муз-ТВ». Наградой певца отблагодарили за вклад в развитие отечественной рок-музыки. В этом же году в прокат вышла картина «Жмурки», музыку к которой отчасти писал Бутусов.

Книги Вячеслава Бутусова

В 2007 году Вячеслав Бутусов стал писателем. На полках книжных магазинов появилась его книга «Виргостан». Она включала в себя две повести, а так же словарь житейских состояний. А через несколько месяцев свет увидела еще одна книга, под названием «Антидепрессант. Со-Искания». Впрочем, это итог творчество Бутусова вместе с Николаем Якимчуком. В 2011 году появилась третья книжка – «Архия».


В 2008 году Бутусов пришел в качестве приглашенного вокалиста для записи песен молодых исполнителей. Продюсером проекта стал Василий Гончаров, лидер группы «Чебоза». Получился альбом «Модель для сборки». Чуть позже появился и альбом «Ю-Питера» «Богомол». Еще одна пластинки появилась в конце 2010 года – «Цветы и тернии» (Изначально «Неохиппи»).

Личная жизнь Вячеслава Бутусова

Вячеслав Бутусов женат во второй раз. У него четверо детей. Старшая, от первого брака, Анна родилась в 1980 году. В 1991 году на свет появилась Ксения, спустя 8 лет Софья, а самым младшим ребенком стал Даниил, он родился в 2005 году. Стоит отметить, что первая и вторая дочки родились обе 31 июля, но с разницей в 11 лет.

Детство Вячеслава проходило в постоянных переездах, связанных с профессиональной деятельностью главы семьи – Геннадия Дмитриевича. Мать мальчика Надежда Константиновна посвятила себя воспитанию сына и домашнему очагу. После окончания девятого класса Вячеслав Бутусов поступил в Свердловский архитектурный институт, где был задействован в проектировании метрополитена.

Первые шаги к всенародной славе

Одним из увлечений Вячеслава была музыка, которая позволяла ему раскрепоститься, дать волю эмоциям. Страсть к искусству свела новоиспеченного студента с сокурсником Дмитрием Умецким, который также как Бутусов увлекался музыкой. В свободное от пар время парни играли на гитаре, пели авторские песни, мечтали о большой сцене.

На последнем курсе института Вячеслав и Дмитрий записали дебютный альбом, получивший название «Переезд». Пластинка оказалась провальной, возможно, из-за отсутствия опыта. В это же время Бутусов познакомился с Ильей Кормильцевым, с которым принялся работать над следующим альбомом. В 1985 году была презентована первая профессиональная пластинка музыканта – «Невидимка».

К сожалению, после окончания ВУЗа Бутусов пошел работать по профессии. Для творческой натуры будущей звезды советского рока это были тяжелые времена, которые сравнимы с каторгой.

Только по выходным Вячеслав давал волю эмоциям в местном рок-клубе, где он выступал вместе с Умецким. Через год парни представили вторую совместную пластинку под названием «Разлука». На этот раз альбом оказался успешным. С первым успехом к музыкантам пришло осознание того, что пора ставить точку в рутинной, бессмысленной работе и переходить на профессиональный уровень в музыке.

Вячеслав и Дмитрий выбрали название для своей группы «Али-Баба и сорок разбойников», но оно оказалось не звучным. Вскоре парни переименовали коллектив в «Наутилус Помпилиус». Всего в группе было четверо участниковк уже известным Бутусову и Умецкому присоединились Андрей Саднов, Игорь Гончаров, Александр Зарубин.

В 1987 году группа «Наутилус Помпилиус» отправилась в гастрольный тур, который растянулся на несколько лет. Во время постоянных переездов и концертов Вячеслав решил расформировать команду музыкантов. За месяц до этого тяжелого решения ушел Умецкий. После недолгих раздумий Бутусов предложил Дмитрию создать новое детище «Человек без имени», на что музыкант согласился. Но воссоединению оказалось краткосрочным, друзья вновь разошлись в разные стороны.

Звездный час легендарной группы

На протяжении 1990 года Бутусов искал новых участников коллектива «Наутилус Помпилиус». Собрав команду талантливых единомышленников, музыкант принялся записывать новые альбомы : «Крылья», «Титаник», «Чужая Земля». В марте 1995 года рок-группа выступила в Дворце Культуры Горбунова, где собралось огромное количество фанатов. Не менее успешным было выступление в киностудии «Леннаучфильм».

В конце 1996 года Бутусов совместно с Кормильцевым записали предпоследнюю пластинку «Яблокитай». В создании альбома принимали участие и англичанин Бил Нельсон. Вслед за этой работой мир услышал сборник «Атлантида», в который вошли песни, лежавшие в архивной папке.

Неожиданной новостью для поклонников творчества «Наутилуса» стало заявление лидера группы Вячеслава о прекращении деятельности проекта. В июне 1997 года состоялся последний концерт легендарного коллектива, проходившего ГЦКЗ «Россия».

Интересные заметки:

После него музыканты отправились в последний гастрольный тур. На этом была поставлена жирная точка в жизни группы «Наутилус Помпилиус». Хиты топового коллектива 90-х звучали в популярной картине «Брат». В этом фильме Бутусов сыграл эпизодическую роль, попробовав себя в качестве актера.

Во второй части легендарной ленты о жизни Данилы Багрова, сыгранного , прозвучала одна из самых популярных песен «Наутилус Помпилиуса» – «Гибралтар – Лабрадор».

Новый виток в творчестве музыканта

В 1997 году Бутусов отправился в одиночное плаванье. Через год музыкант презентовал дуэтный альбом «НезаконНоРожденный…», записанный с экс-участником группы «Кино» Юрием Каспаряном, а также сольную пластинку «Овалы». В начале нулевых Вячеслав начал активное сотрудничество с командой «Deadушки», с которой записал электронно-роковый альбом «Элизобарра-Торра».

Песня «Настасья» из этого альбома за короткое время стала популярной, а клип стремительно набирал рекордное количество просмотров. В 2001 году судьба свела Бутусова с музыкантами погибшего в 90-х Виктора Цоя. Новоиспеченная команда талантливых и уверенных музыкантов презентовала свежий альбом «Звездный падл». Новый проект Вячеслав назвал «Ю-Питер», и в него вошли: Евгений Кулаков, Олег Сакмаров, Георгий Каспарян.

В 2003 году Сакмаров решил покинуть проект, а через год «Ю-Питер» презентовал следующую пластинку «Биографика». В 2005 году Бутусов получил именную тарелку на премии «Муз-ТВ», выиграв в номинации «За вклад в развитие отечественной рок-музыки». Третий альбом группы вышел в 2008 году и получил название «Богомол».

Два года понадобилось Бутусова и парням из «Ю-Питера», чтобы записать четвертую пластинку «Цветы и тернии». Постепенно популярность коллектива сошла на нет,у него остались лишь преданные фанаты, которые верили в расцвет некогда известной группы. Пять лет кропотливой работы и поклонники творчества Вячеслава дождались пятого альбома «Ю-Питера», получившего название «Гудгора».

В феврале 2017 года Вячеслав сообщил о прекращении музыкальной деятельности группы «Ю-Питер». Это произошло в Челябинске, где Бутусов сделал еще одно заявление, признавшись о масштабной подготовке к празднованию юбилея «Наутилуса-Помпилиуса», которому исполняется 35 лет. Для этого ему нужно собрать новых и старых музыкантов, чтобы показать всем мощь легендарного коллектива.

Обретение счастья

С первой супругой Вячеслав познакомился во время учебы в Свердловском институте. Хотя Марина училась на другой специальности, она заметила яркого юношу с архитектурного факультета. Через полгода юные студенты связали себя узами брака. В 1980 году они стали родителями, на свет появилась дочь Анна.

После 13 лет совместной жизни, Бутусов сообщил супруге, что встретил другую девушку, которая изменила его кругозор. Расставание было тяжелым из-за того, что музыкант оставил короткое письмо на тумбочке, где лаконично пояснил ситуацию, а не признался лично. Новую избранницу Вячеслава звали Анжелика Эстоева , молодая девушка понятия не имела о том, кто ее мужчина.

В 1991 году у Вячеслава и Анжелики родилась дочь Ксения. Через восемь лет на свет появилась София, которая родилась в один день со своей сводной старшей сестрой Анной – 31 июля.

В 2005 году Бутусов стал отцом в четвертый раз, теперь у него появился наследник – сын Даниил. В декабре 2013 года Вячеслав примерял новый статус – дедушки, Ксения подарила отцу внучку, которую назвали Дивна.