Что говорит печорин о дружбе. отношения с обществом


В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отражены судьбы нескольких поколений, в лице одного человека. Взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в очередной раз доказывают, что главному герою не нужны друзья. Он волк-одиночка, кочующий по жизни в поисках приключений. Все, кто в определенные моменты жизни оказывался рядом с ним, оставались несчастными, с разбитой душой и раненым сердцем.

Знакомство

Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина.

Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Печорин придерживался другого мнения на этот счет.

Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен. Максим Максимыч увидел в Печорине человека неординарного и сумасбродного. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового постояльца.

Была ли дружба

Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не способна повлиять на его отношение к нему. В душе он понимал, что Печорин виновен в смерти девушки, но в очередной раз находил ему оправдание. Григорий как-то раз признался в своих недостатках, высказав их вслух. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Старый вояка не оценил исповеди. За годы службы сердце очерствело. Все что он умел и хорошо знал, как выполнять воинские обязанности.

Прошло пять лет

С момента последней встречи прошло пять лет. Максим Максимыч ничуть не изменился. Он обрадовался Печорину искренне, по-детски. Григорий остался холоден, не проявляя эмоций. Максим Максимыч расстроился до слез. Ему было обидно. В этот момент он понял, что дружбы не было. Он ее придумал, выдавая желаемое за действительное. Слишком они разные люди.

Снова Печорин показал себя не с лучшей стороны по отношению к близким людям. Растоптал и забыл. В его жизни нет места ни любви, ни дружбе. Для него люди просто прохожие. Один из них Максим Максимыч.

Любовь и дружба очень важны в жизни человека. Они рисуют его с разных сторон, открывают многие свойства характера.

Так какой же в любви и дружбе Печорин?

Подлинных друзей у эгоиста Печорина нет. Есть приятели, собеседники, соперники. Как же он ведет себя по отношению к ним? Грушницкого - убивает на дуэли, от Максима Максимыча при встрече отворачивается, хотя тот ему помогал в истории с Бэлой. Пожалуй, единственным человеком, которого можно условно назвать другом, является доктор Вернер.

Что же касается любви... На жизненном пути Печорину встречаются разные девушки.


Вот девушка - контрабандистка из повести " Тамань ". Она - романтична. Настроение ее меняется в зависимости от обстоятельств. И ведет она себя странно: то всматривается вдаль, то смеется, то говорит о чем-то своем, то поет песню. Сыпет она пословицами и поговорками, мечтает о воле. Она словно создана для жизни на природе, столь вольна, неугомонна... Ундина легко " уводит" Печорина в свою лодчонку и пытается утопить... Потом таинственно исчезает. Заинтересовала она героя своей внешностью и таинственными поступками. Едва ли он когда-нибудь вспомнит о ней. Ведь все люди для него - повод для нового приключения.

Совсем иная Бэла - дитя гор. Она гармонична. Сначала гордость не позволяет ей сказать Печорину о любви. Потом Бэла всецело отдается своему чувству, нарушая традиции своего народа. Она преданна, тепла, искренна. Бэла погибает, потому что становится игрушкой Печорина, который, добившись своего,оставляет девушку без внимания.

Мэри Лиговская - умна. Получила блестящее образование и воспитание. Умеет сочувствовать, увлекаться (ее заинтересовывает Печорин и его судьба). Мэри первая скажет слово " люблю " и будет отвергнута предметом своей страсти. Она услышит в ответ холодное " нет". Девушка почувствует себя глубоко обиженной. Она получит жестокий урок от любимого ею человека и будет страдать.

Вера - самый таинственный женский образ, показанный только в ее отношении к Печорину. Их любовь взаимна, но герой не хочет брать на себя ответственность за обоих. Вера тяжело больна, она идет на всевозможные жертвы, но при этом понимает, что никогда не станет женой того, в ком не чает души.

Удивительна человеческая жизнь. Трагична судьба Печорина, который, словно топором, разрывает свои связи со всеми, с кем когда-либо встречается. Он - лишний человек, ибо не способен посвятить себя другим и создать свой мир в союзе с женщиной.

Урок развития речи в 9 классе (подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). Цель урока - попытка найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», который является темой классного сочинения;подобрать эпиграф, составить план будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

Просмотр содержимого документа
«урок Смольниковой»

МБОУ «СОШ №112»

Г.Трёхгорный

Урок развития речи в 9 классе

Печорин в системе мужских образов романа.

(Подготовка к написанию сочинения

по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Урок разработан

учителем русского языка и литературы

Смольниковой Ириной Александровной

2013 год

Тема урока: Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

(Подготовка к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи: 1. Дать ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

2. В процессе работы составить план будущего сочинения, собрать рабочие материалы.

3. Развивать коммуникативную компетенцию, навыки работы с текстом.

4. Воспитывать в обучающихся бережное и осознанное отношение к понятию «дружба».

Оборудование:

    Текст произведения.

    Домашние заготовки.

    Презентация.

Ход урока.

Этап урока

Оборудование

    Орг.момент

Создание положительного настроя на работу.

    Проверка домашнего задания

    Вспомните, в чём состоит отличие системы образов романа «Герой нашего времени» от системы образов романа в стихах «Евгений Онегин»? (этот роман моногеройный)

    Что значит «моногеройный»? (в центре только характер Печорина)

    Для чего нужны остальные персонажи? ( В се образы подчинены раскрытию центрального)

    Перечислите мужские образы романа, с которыми тесно взаимодействует главный герой. (Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич)

    Тема урока, целеполагание

    Дома вы рассмотрели систему мужских образов и попытались ответить на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?»

Ответу на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок. Кроме того, эта тема является одной из тем сочинения по роману Лермонтова, поэтому нам предстоит сегодня разработать план вашего будущего сочинения и собрать рабочие материалы.

    Всё, что я буду записывать на доске и что вам понадобится для вашего сочинения, обязательно фиксируйте в тетради.

Записи в тетради «Дружба в жизни Печорина»

    Подбор эпиграфа.

    Как вы считаете, какую цитату из романа мы можем взять в качестве эпиграфа к нашему сочинению? (…Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.)

    Какие ещё эпиграфы вы бы предложили? (обсуждение)

Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба - никогда. Руссо Ж.

В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого - обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами; самая бескорыстная дружба не что иное, как сделка, при которой наше самолюбие всегда рассчитывает что-нибудь выиграть.

Ларошфуко

    Казалось бы, что в высказывании Печорина уже можно найти ответ на проблемный вопрос: «Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?», но мы с вами всё-таки попробуем разобраться. Неужели не было хотя бы одного человека, с которым Печорин дружил?

Записи в тетради

Я к дружбе не способен:из двух друзей всегда один раб другого,хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

    Составление плана, подбор материалов, работа с текстом

1 часть сочинения

    Из каких частей должно состоять сочинение? (1 – вступление, 2 – основная часть, 3- вывод)

    Как вы считаете, с чего можно начать сочинение по этой теме? (с размышления о том,что такое дружба; актуально ли это понятие в современном мире; какими качествами должен обладать настоящий друг)

    К каким источникам информации вы можете обратиться?

Записи в тетради

I .Что такое дружба? (учитель дублирует запись на доске)

2 часть сочинения

    Как озаглавить 2 часть сочинения?

    На примере каких образов вы будете рассматривать понятие «дружба»? Можно ли включить сюда женские образы? Почему?

    В каком порядке вы будете выстраивать этих персонажей?

Записи в тетради

Печорин и Максим Максимыч.

    В каких частях романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину?

    Что Печорин даёт в ответ М.М.? Как проявилось отношение П. к М.М. в сцене их последней встречи? Какими способами автор передаёт взволнованность М.М. и равнодушие П.? (работа с текстом)

    Какова роль М.М. в раскрытии образа Печорина? (описывая поступки и не пытаясь даже объяснить их причин, способствует созданию тайны характера главного героя)

    Почему не находят понимания добрый штабс-капитан и Печорин?

    (противопоставлен Печорину. Проще относится к жизни; не анализирует ни своих чувств и поступков, ни чужих; не размышляет.)

    Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения между этими героями?

    Можно ли эти взаимоотношения назвать дружбой?

Записи в тетради

1.Печорин и Максим Максимыч.

Слайд №4-5

(проектор ставится на тёмный экран)

    Когда мы встречаемся с этим героем?

    Какие качества присущи этому человеку? Как он относится к Печорину? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

    Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня)

    Какова художественная задача образа? (Грушницкий - своеобразная пародия и на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, у Грушницкого -поза, рассчитанная на то, чтобы произвести впечатление на окружающих.)

)Записи в тетради

(проектор ставится на тёмный экран)

Печорин и Вернер.

    (- Сходство: 1) отношения с обществом: ...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,- больные взбеленились, почти все ему отказали. 2) остроумие: У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком... 3) скептицизм: ..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.)

    В чём состоит различие? (1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен: Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.)

    Какова роль Вернера в понимании характера Печорина? (приятель и «двойник» Печорина)

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?( Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»)

Записи в тетради

2. Печорин и Вернер.

Слайд №10

(проектор ставится на тёмный экран)

Слайд №11

Печорин и Вулич.

    В какой части романа мы встречаемся с этим персонажем?

    Какова роль Вулича в романе?

    Можно ли взаимоотношения между этими героями назвать дружбой?

Слайд №12

(проектор ставится на тёмный экран)

3 часть сочинения.

III . Можно ли взаимоотношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?

Слайд №13-14

(проектор ставится на тёмный экран)

Итог урока. Рефлексия.

    Так что же такое дружба в жизни Печорина? Составьте синквейн.

работа в парах// группах//индивидуальная (по желанию)

Задание на дом

  1. П. и девушка-ундина

Слайд №15

Список использованной литературы

    Азарова Н.М. Текст: Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1. - М.: Издательство МПГУ «Прометей», 2000.

Просмотр содержимого презентации
«урок Смольниковой»


  • «Герой нашего времени» - моногеройный роман.
  • В центре характер Печорина.
  • Все другие характеры группируются вокруг главного героя.
  • Образная система подчинена задачам раскрытия проблемы личности.

Дружба в жизни Печорина .


Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени


Печорин и Максим Максимыч

В. Г. Белинский: «...вы от души полюбите простого, доброго, грубого в своих манерах, лаконического в словах Максима Максимыча.»

1.- Доброта, простота:

Мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч, и, пожалуйста,- к чему эта полная форма? приходите ко мне всегда в фуражке.

(Максим Максимыч Печорину).

- Очень предан своему делу, что типично для «маленького человека»

В. Г. Белинский: « Для него «жить» значит «служить», и служить на Кавказе...»

(«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»)

- Прекрасное знание кавказской жизни и местных нравов:

Ужасные бестии эти азиаты!.. Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих... Избаловали мошенников!.. Уж я их знаю, меня не проведут.


Печорин и Максим Максимыч

- Некоторая сентиментальность:

Поверите ли, я, стоя за дверью, также заплакал...

(объяснение Бэлы и Печорина)

- А... ты... а вы? - пробормотал со слезами на глазах старик.

(встреча с Печориным)

- Ощущение своей незначительности:

И вправду молвить: что же я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью? Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!.. Вы молодежь светская, гордая...


Дружба поневоле, отеческая забота

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

РАВНОДУШИЕ

«..из двух друзей

Всегда один раб


  • Как П. относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11,16 мая, 5,6 июня) .
  • Какие чувства вызвал П. у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5,12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

соперничество

ГРУШНИЦКИЙ

Зависть, соперничество, неискренность, злоба, тщеславие

«..из двух друзей

Всегда один раб


Печорин и Вернер

- Сходство:

1) отношения с обществом:

...его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих бо льных,- больные взбеленились, почти все ему отказали.

2) остроумие:

У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком...

3) скептицизм:

..Я убежден только в одном... В том... что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.


Печорин и Вернер

- Различия:

1) Печорин «бешено гоняется за жизнью»; Вернер же пассивен:

Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу...

2) Вернер - натура менее глубокая и менее сложная, чем Печорин. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание.


Взаимоотношения интеллектуалов

Интерес, тяга к интеллектуальному общению


Печорин и Вулич

Отношения противоположностей, ситуативное общение

Чужд сомнений, храбр, но не верит в силу воли и разум

«…из двух друзей всегда один раб другого»



Мужские образы романа- двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души,слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу. Но именно благодаря им образ Печорина раскрывается перед читателем наиболее ярко и полно.


  • П. и Бэла
  • П. и девушка-ундина
  • П. и Мери
  • П и Вера

Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Вернер и Печорин. Отношение Печорина к дружбе.

Орг. Момент

Мы продолжаем работу над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Из каких частей состоит этот роман? Какую часть мы сейчас изучаем?

Актуализация знаний

Где происходят события главы?

Составим план событий повести «Княжна Мери» (краткий пересказ)

1) Печорин приезжает в Пятигорск, где встречает своего давнего приятеля Грушницкого.

2) Печорина и Грушницкого приглашают на бал, где Грушницкий заинтересован княжной Мери, а Печорин к ней относится равнодушно

3) Грушницкий распускает сплетни про Печорина и княжну Мери

4) Печорин хочет отомстить Грушницкому и влюбляет в себя Мери

5) Мери влюбляется в Печорина

6) Грушницкий в гневе, происходит дуэль между Печориным и Грушницким, второй погибает, Печорин выигрывает дуэль

7) На балу Печорин видит Веру, давнюю свою возлюбленную, ухаживает за ней, Мери видит все это, Печорин бросает Мери, она ему скучна, Вера замужем, она уезжает. Печорин расстроен.

Проверка домашнего задания

Подберите описание внешности к действующим лицам

Персонажи

Описание

Грушницкий

Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий — юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем

Их лиц за шляпками я не разглядел, но они одеты были по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего! На второй было закрытое платье gris de perles 1, легкая шелковая косынка вилась вокруг ее гибкой шеи. Ботинки couleur puce 2 стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже не посвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное, ускользающее от определения, но понятное взору. Когда она прошла мимо нас, от нее повеяло тем неизъяснимым ароматом, которым дышит иногда записка милой женщины.

У нее такие бархатные глаза — именно бархатные.

глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят

родственница княгини по мужу, очень хорошенькая, но очень, кажется, больная.

она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка; ее лицо меня поразило своей выразительностью.

Введение в тему

Кто такой Вернер (найдите его описание в тексте)

Что сближает Печорина с Вернером?

Что ценит Печорин в Вернере?

В чем отличие Вернера от Печорина?

Работа с текстом

Почему они не стали друзьями? (найдите подтверждение в тексте)

«Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги»

Как вы понимаете это высказывание?

Что общего у этих героев?

(ум, противоречивый характера, проницательность, эгоизм)

Докажите словами с текста

Ум: «Посмотрите, вот нас двое умных людей»

Противоречивость: «Печальное нам смешно, смешное грустно»

Эгоизм: «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»

Проницательность: «решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга»

Вернер - двойник Печорина

Итог урока

Как по-вашему, можно ли назвать Вернера двойником Печорина?

Григорий Печорин и доктор Вернер становятся приятелями во время их пребывания на Кавказе. Григорий Печорин и доктор Вернер оба умны, образованы и остры на язык. Они оба любят женщин, но не хотят жениться. Их главные различия в том, что доктор Вернер - более добродушный и слабохарактерный человек, чем Печорин.

Вы согласны с мнением Печорина о дружбе?

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей. Дружба - это большой труд и работа над собой. Для Печорина дружба - это утомительный труд.

Домашнее задание: Найти и подготовить пересказ историю отношений Мери и Печорина.

27 Март 2015 - Автор Светлана

Вы говорите, что он — эгоист?

Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это?

Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной?

Нет, это не эгоизм…

В.Г. Белинский

Открытый урок

Литература. 9 класс

Цель урока: воспитывать духовно-нравственного человека на примере ценностей и нравственных и безнравственных поступков, изображённых в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Задачи:

1.осуществить метапредметные связи литературы, основ православной культуры, музыки и киноискусства;

2.раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои романа;

3.формировать отношение к событиям и героям романа, их оценку;

4.выявить роль художественных средств и языка произведения в изображении внутреннего мира героев, раскрытие авторского замысла;

5.развивать речь учащихся за счёт развёрнутых аргументированных ответов, лексический запас слов, умение сопоставлять характеры и поступки героев;

6.воспитывать чувство сострадания, любовь, понимание к ближнему, умение быть внимательным и открытым другим людям.

Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени .

Технология урока : проблемное обучение, групповые технологии, компьютерные информационные технологии обучения.

Методы : эвристическая беседа, работа в группах.

Оборудование урока : оформленная магнитная доска, школьная доска, эпизоды из кинофильма, слайд-презентация, художественный текст- роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», Библия, высказывания великих о доброте и милосердии, музыка Эдуарда Артемьева.

Это 3 урок по роману.

Ход урока .

1.Приветствие.Слово учителя.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление» — так заканчивает своё предисловие к «Журналу Печорина» будто бы рассказчик, который узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер, и очень обрадовался этому известию, так как это дало ему право напечатать «сердечные тайны человека, которого он никогда не знал». Это было в 1838-1840 годах, а нас эта «история души человеческой» интересует до сих пор, мало того, кажется, будто написана про многих из нас.

Почему «история души человеческой, даже мелкой» едва не полезнее истории целого народа? Почему Печорин, такой красивый, богатый, успешный несчастлив? Почему никто не помог ему найти счастье в жизни? В чём дело?

По своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение центростремительное . В центре системы его художественных образов находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин , все остальные герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие пары:

  • Печорин — Максим Максимович («антипод»),
  • Печорин — Грушницкий («пародия»),
  • Печорин — Вулич («фаталист»),
  • Печорин-Вернер («друг).

Давайте вместе разберёмся: ПОЧЕМУ????

2.Работа в группах. “Французские мастерские».4 группы по 6 человек .Учащиеся получают задание и начинают работать, читают вопросы, текст романа, отвечают на вопросы коллективно, письменно в тетрадь под диктовку или организатора или генератора идей в группе, готовят защиту, выступление, поднимают руку, если нужна консультация учителя или готовы к защите.

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

3-я группа. Печорин и Вернер

4-я группа. Печорин и Вулич

4.Защита, выступление групп. Ребята делают выводы по своим двойникам.

Кем являлся Максим Максимыч для Печорина?

Зачем введён образ Грушницкого? Кто он по отношению к Григорию Печорину?

Вернер был ли другом для Печорина?

Что восхищало Печорина в Вуличе? Что оттеняет в Печорине Вулич?

5.Выводы в виде кластера изображены на доске.

Перерисовываем в тетрадь и обсуждаем.

В результате сочетания в романе многих новаторских приемов:

нехронологической композиции,

приема исповеди,

«парного сравнения» героев

перед нами встает фигура трагическая, страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные…»; «…а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!»
Однако мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и личными) Печорин обречен на бездействие. Безусловно, этот персонаж — герой своего времени, времени сомнений и скептицизма. Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а отношения личности и общества — антагонистическими.
Конфликт Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу, превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» — говорит Григорий Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои пороки , и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого: «Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще, в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого бытия — о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли…» Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который «из жизненной бури… вынес только несколько идей — и ни одного чувства». Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым.

Отсутствие цели в жизни — в этом один из главных источников трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая доступна Печорину, — это неприятие обстоятельств, противостояние им и самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется…».
Считается, что Печорин — один из вариантов русского «лишнего человека», уже известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания, рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить потомкам хотя бы этот «горестный анализ».

Григорий Александрович Печорин — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет «роль топора в руках судьбы», «необходимого действующего лица всякого пятого акта». Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж Бог знает!»

Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.

5.Заключение урока. Рефлексия . Почти все время, на протяжении урока, звучит музыка Эдуарда Артемьева из кинофильмов:«Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви».

На что наталкивает нас музыка, куда она проникает, как она помогает?

На какие заповеди мы должны сегодня обратить внимание? На какие ценности в жизни? На магнитной доске вывешены заповеди блаженства, на столе лежит Библия.

6.Домашнее задание Напишите сочинение –размышление на тему «Печорин –герой своего времени или он вне времени?»

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  2. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

1-я группа. Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  1. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  2. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

2-я группа. Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  1. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  2. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

3-я группа. Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  1. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  2. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

4-я группа. Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  1. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вуличвсе-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?

Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?