Самобытность русской литературы 19 века кратко. Русская литература XX века: общая характеристика

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах

  • Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг Тургенева

    Павлуша сильно выделялся на фоне остальных мальчишек, как внешностью, так и характером. У ребят волосы были светлые, а у него – черные и растрепанные. Крепкий и приземистый, с большой головой он притягивал к себе внимание.

  • Образ и характеристика Дьякв в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

  • Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики

Литература. XIX в. оказался чрезвычайно плодотворным и ярким в области культурного развития России.

В широком смысле понятие «культура» включает все образцы человеческих достижений в различных областях жизни и деятельности. Поэтому вполне оправданно и уместно использование таких определений, как «культура быта», «политическая культура», «индустриальная культура», «сельская культура», «философская культура» и ряда других, обозначающих уровень творческих свершений в тех или иных формах человеческого общежития. И везде культурные сдвиги в XIX в. в России были велики и удивительны.

Вторая половина XIX в. стала временем не просто бурного цветения всех форм и жанров творчества, но и периодом, когда русская культура уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений человечества. Русская живопись, русский театр, русская философия, русская литература утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся соотечественников, творивших во второй половине XIX - начале XX в. Ныне в любой точке мира трудно найти достаточно образованного человека, которому были бы неведомы имена Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, А. П. Павловой, Н. А. Бердяева. Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры, навсегда оставшиеся знаковыми в области русской культуры. Без них культурный багаж человечества был бы заметно беднее.

То же самое касается и конца того века, когда современником Л. Н. Толстого и А. П. Чехова был преподобный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Несмотря на распространение в дворянской среде различных форм вольнодумства, скептицизма и даже атеизма, основная масса населения Российской империи оставалась верна православию. На этой вере, которой русские люди были привержены уже много веков, совершенно не отразились бытовавшие в высшем обществе модные идеологические увлечения. Православие составляло суть того, что современная политология определяет заемным термином «менталитет», но что в русском лексическом обращении соответствует понятию «жизнепонимание».

Православность народной среды так или иначе влияла на все стороны творческой деятельности самых замечательных отечественных мастеров культуры, и без учета христианского импульса нельзя понять, почему же в России, в отличие от других буржуазных стран, так и не возникло сколько-нибудь пиететного отношения ни к самим предпринимателям, ни к роду их занятий. Хотя к началу XX в. торжество капиталистических отношений в стране не подлежало сомнению, никто не создавал литературных или драматических произведений, где бы воспевались и превозносились достоинства и заслуги персонажей из мира капитала. Даже отечественные периодические издания, немалое число которых прямо или косвенно финан­сировались «королями бизнеса», не рисковали публиковать восторженные славословия по их адресу. Такие газеты или журналы сразу же превратились бы в объект гневных поношений, неизбежно начали бы терять читателей, и дни их были бы очень быстро сочтены.

В разговоре о русском культурном процессе учет вышесказанного чрезвычайно важен в двух главных отношениях.

Во-первых, для понимания духовного строя русских людей в целом, его принципиального отличия от общественной среды современной России.

Во-вторых, для понимания того, почему жалость к бедным, сочувствие к «униженным и оскорбленным» являлись стержневым мотивом всей русской художественной и интеллектуальной культуры - от полотен передвижников до сочинений русских писателей и философов.

Эта небуржуазность общественного сознания способствовала в дальнейшем утверждению в стране коммуни­стической власти, идеологией которой было отрицание частной собственности и частных интересов.

Ярчайшим образом этот мотив проявился в творчестве двух самых известных представителей отечественной культуры указанного периода - писателей-пророков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Жизненные пути и творческие приемы Достоевского и Толстого совсем несхожи. Они не являлись единомышленниками, никогда не имели не только близких, но даже приязненных отношений и хотя в различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-общественным группировкам (партиям), но сам масштаб их личностей не укладывался в рамки узких мировоззренческих течений. В переломах их биографий, в их литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные искания, даже метания людей XIX в., живших в эпоху непрестанных социальных новаций и предчувствий грядущих роковых канунов.

Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой небыли лишь «мэтрами изящной словесности», блестящими летописцами времен и нравов. Их мысль простиралась значительно дальше обыденного, глубже очевидного. Их стремление разгадать тайны бытия, суть человека, постичь истинный удел смертных отразило в своем, может быть, высшем проявлении дисгармонию между умом и сердцем человека, трепетными ощущениями его души и холодно-прагматической безнадежностью рассудка. Их искреннее желание разрешить «проклятые русские вопросы» - что есть человек и каково его земное предназначение - превратило обоих писателей в духовных поводырей мятущихся натур, которых в России всегда встречалось немало. Достоевский и Толстой, выразив русское жизнепонимание, стали не только голосами времени, но и его творцами.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) родился в не­богатой семье военного врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 г. - Главное инженерное училище в Петербурге, некоторое время служил полевым инженером в инженерной команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 г., решив целиком посвятить себя литературе. Знакомится с В. Г. Белинским и И. С. Тургеневым, начинает вращаться в столичной литературной среде. Его первое большое произведение, роман Бедные люди (1846), имел шумный успех.

Весной 1847 г. Достоевский становится завсегдатаем собраний кружка В. М. Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том числе и о необходимости свержения существующего строя. В числе прочих начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой. На каторге Ф. М. Достоевский провел около четырех лет (1850-1854). Пребывание в Сибири описал в книге очерков Записки из Мертвого дома, опубликованной и 1861 г.

В 1860-1870-е гг. появились наиболее крупные лите­ратурные произведения - романы, принесшие Достоевскому мировую славу: Униженные и оскорбленные, Игрок, Преступление и наказание, Идиот, Бесы, Братья Карамазовы.

Писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле жизни, о поиске жизненных путей. Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь через веру Христову. Моральному развивались от христианского социализма к славянофильству. Однако славянофилом назвать его можно лишь с большой натяжкой. Он явился одним из родоначальников мировоззренческого течения, именуемого почвенничеством. Оно заявило о себе в 1860-1870-е гг., как раз в то время, когда творчество Ф. М. Достоевского достигло своего расцвета.

В программе журнала «Время», к изданию которого Ф. М. Достоевский приступил в 1861 г., говорилось: Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача — создать себе форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей. Эта позиция полностью соответствовала исходному славянофильскому постулату. Однако вселенский универсализм мышления Достоевского проявился уже в эту пору: Мы предугадываем, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, какие развивает Европа.

Подобный взгляд нашел свое высшее воплощение в известном выступлении писателя на торжествах 1880 г. по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве. Именно в своей Пушкинской речи, вызвавшей восторг слушателей, а затем ставшей предметом ожесточенной полемики в прессе, Ф. М. Достоевский сформулировал свое видение будущего мира. Благополучие его он выводил из исполнения исторической миссии России - объединить людей мира в братском союзе по заветам христианской любви и смирения:

Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел своей родной земли, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей.

Достоевский не являлся философом в точном смысле этого слова, он мыслил как художник, его идеи воплоща­лись в размышлениях и поступках героев литературных произведений. Мировоззрение писателя всегда остава­лось религиозным. Даже в эпоху молодости, когда он увлекался идеями социализма, он оставался в лоне Церкви. Одной из важнейших причин его разрыва с В. Г. Белинским, как позднее признался Ф. М. Достоевский, стало то, что тот ругал Христа. Старец Зосима («Братья Карамазовы») высказал мысль, встречаемую во многих лите­ратурных и публицистических произведениях Ф. М. Достоевского: «Мы не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит только нам захотеть понять, и тотчас же он предстанет перед нами во всей своей красоте». Нежелание и неумение увидеть окружающую красоту проистекает из неспособности человека овладеть этими дарами - «читал Ф. М. Достоевский.

Всю жизнь писателя волновала загадка личности, им владел мучительный интерес к человеку, к заповедной стороне его натуры, глубинам его души. Размышления на эту тему встречаются практически во всех его художественных произведениях. Достоевский с непревзойденным мастерством раскрыл темные стороны души человека, силы разрушения, таящиеся в нем, беспредельный эгоизм, отрицание моральных устоев, укоренившиеся в человеке. Однако, невзирая на отрицательные стороны, в каждом индивидууме писатель видел загадку, каждого, даже в образе самого ничтожного, считал абсолютной ценностью. Не только демоническая стихия в человеке вскрыта Достоевским с небывалой силой; не менее глубоко и выразительно показаны движения правды и добра в душе человеческой, ангельское начало в нем. Вера в человека, торжествующе утверждаемая во всех произведениях писателя, делает Ф. М. Достоевского величайшим мыслителем-гуманистом.

Достоевский уже при жизни удостоился в среде читающей публики звания великого писателя. Однако его общественная позиция, его неприятие всех форм революционного движения, его проповедь христианского смирения вызывали нападки не только в радикальной, но и в либеральной среде.

Расцвет творчества Достоевского пришелся на время «буйства нетерпимости». Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного переустройства общества, клеймились как реакционеры. Именно в 1860-е гг. слово «консерватор» сделалось почти ругательным, а понятие «либерал» - синонимом общественного прогрессиста. Если и раньше любой идеологический диспут в России почти все­гда носил эмоциональный характер, то теперь его непременным атрибутом стала нетерпимость ко всему и ко всем, что не соответствовало плоским схемам «о магистральном пути развития прогресса». Голосов оппонентов не хотели слышать. Как написал известный философ B.C. Соловьев о другом русском выдающемся мыслителе К. Н. Леонтьеве, тот посмел «высказывать свои реакционные мысли» в такое время, «когда это не могло принести ему ничего, кроме осмеяния». Оппонентов третировали, им не возражали по существу, они служили лишь объектом осмеяния.

Достоевский в полной мере испытал на себе моральный террор либеральствующего общественного мнения. Нападки на него, по сути дела, никогда не прекращались. Начало им положил В. Г. Белинский, назвавший ранние литературно-психологические опыты писателя «нервической чепухой». Был лишь один краткий период, когда имя Достоевского пользовалось пиететом среди «жрецов общественного прогресса» - конец 1850-х гг., когда Достоевский сблизился с кружком М. В. Петрашевского и стал «жертвой режима».

Однако по мере того как выяснялось, что в своих произведениях писатель не следует теории острой социальности, отношение либерально-радикальной критики к нему менялось. После же появления в печати в 1871-1872 гг. романа «Бесы», где автор показал духовное убожество и полную аморальность носителей революционных идей, Достоевский превратился в мишень систематических нападок. Столичные газеты и журналы регулярно преподносили публике критические выпады против «общественных заблуждений Достоевского и карикатурного изображения им гуманистического движения шестидесятых годов». Однако творческая монументальность произведений писателя, их небывалая психологическая глубина являлись столь очевидными, что нападки сопровождались множеством де­журных признаний художественных дарований мастера.

Подобное бесконечное третированне имени действовало на писателя угнетающе, и хотя взглядам и своей творческой манере он не изменил, но старался, по мере возможности, не давать новых поводов для нападок. Примечательный в этом отношении эпизод относится к началу 1880-х гг., когда в стране распространялся народнический террор. Случилось как-то, что вместе с журналистом и издателем А.С. Сувориным писатель размышлял на тему: сообщил бы он полиции, если бы вдруг узнал, что Зимний дворец заминировал и скоро произойдет взрыв и все его обитатели по­гибнут. На этот вопрос Достоевский ответил: Нет. И, поясняя свою позицию, заметил: Мне бы либералы не простили. Они измучили бы меня, довели бы до отчаяния.

Достоевский считал такое положение с общественным мнением в стране ненормальным, но изменить утвердившиеся приемы социального поведения был не в силах. Великий писатель, старый, больной человек боялся обвинений в сотрудничестве с властью, был не в силах слышать рев образованной черни.

Граф Л. Н.Толстой (1828-1910) родился в богатой дворянской семье. Получил начальное образование дома, затем некоторое время учился на восточном и юридических факультетах Казанского университета. Курса не кончил, науки его не увлекли.

Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где разворачивалась решающая фаза военных действий с Шамилем. Здесь он провел два года (1851-1853). Служба на Кавказе обогатила Толстого множеством впечатлений, которые он потом отобразил в своих повестях и рассказах.

Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на фронт и принимал участие в обороне Севастополя. После окончания войны вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Там Толстой написал крупнейшие литературные произведения - романы Война и мир, Анна Каренина, Воскресение. Кроме того, его перу принадлежит множество повестей, рассказов, драматических и публицистиче­ских произведений. Писатель создал многообразную панораму русской жизни, изобразил нравы и быт людей несхожего общественного положения, показал сложную борьбу добра со злом в душе человеческой. Роман «Война и мир» до сих пор остается самым выдающимся литературным сочинением о войне 1812 г.

Многие политические и общественные проблемы привлекали внимание писателя, на них он откликался своими статьями. Постепенно тон их де­лался все более нетерпимым, и Толстой превратился в беспощадного критика общепринятых норм морали и общественных устоев. Ему представлялось, что в России и власть не та и Церковь не та. Церковь вообще оказалась объектом его поношения. Писатель не приемлет церковное понимание христианства. Его отталкивают религиозные догматы и то, что Церковь стала частью социального мира. Толстой порвал с Русской Православной Церковью. В ответ на это в 1901 г. Святейший Синод отлучил Толстого от Церкви, но выразил надежду, что он еще покается и вернется в ее лоно. Покаяния не последовало, и писатель умер без церковного обряда.

С юности Толстой испытывал сильное влияние взглядов Руссо и, как писал позднее, в 16 лет разрушил в себе традиционные взгляды и стал носить на шее вместо креста медальон с портретом Руссо. Писатель страстно воспринял идею Руссо о естественной жизни, которая многое определила в последующих исканиях и переоценках Толстого. Подобно многим другим русским мыслителям, Толстой все явления мира и культуры подчинил жесткой критике с позиции субъективной морали.

В 1870-е гг. писатель пережил продолжительный духов­ный кризис. Его сознание завораживает тайна смерти, перед неотвратимостью которой все окружающее приобретает характер незначительного. Желая преодолеть гнетущие сомнения и страхи, Толстой пытается разорвать свои связи с привычной средой и стремится к близкому общению с простыми людьми. Ему кажется, что с ними, нищими, странниками, монахами, мужиками, раскольниками и за­ключенными, он обретет истинную веру, знание, в чем же состоит подлинный смысл человеческой жизни и смерти.

У яснополянского графа начинается период опроще­ния. Он отвергает все проявления современной цивилизации. Его беспощадное и бескомпромиссное неприятие касается не только институтов государства, Церкви, суда, армии, буржуазных экономических отношений.

В своем безбрежном и страстном нигилизме писатель дошел до максималистских пределов. Он отвергает искусство, поэзию, театр, науку. По его представлениям, добро не имеет ничего общего с красотой, эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка. Искусство же вообще является лишь забавой.

Толстой считал кощунством ставить на один уровень с добром искусство и науку. Наука и философия, - писал он, - трактуют о чем хотите, но только не о том. как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше. Со временная наука обладает массой знаний, нам не нужных Но на вопрос о смысле жизни она не может ниче го сказать и даже считает этот вопрос не входящим в ее компетенцию.

Толстой пытался дать собственные ответы на эти жгучие вопросы. Мироустройство людей, по Толстому, долж­но быть основано на любви к ближнему, на непротивлении злу насилием, на милосердии и материальном бескорыстии. Важнейшим условием воцарения света Христова на земле Толстой считал отмену частной собственности вообще и частной собственности на землю в особенности. Обращаясь к Николаю II в 1902 г., Толстой писал: Уничтожение права земельной собственности и есть, по моему мнению, та ближайшая цель, достиже­ние которой должно сделать в наше время своей задачей русское правительство.

Проповеди Л. Н. Толстого не оставались без ответа. В среде так называемой просвещенной публики, где господствовали критические оценки и скептическое отношение к действительности, у графанигилиста появилось не­мало почитателей и последователей, вознамерившихся воплотить социальные идеи Толстого в жизнь. Они создавали небольшие колонии, которые назывались культурными скитами, пытались путем нравственного самосовершенствования и честного труда изменить окружающий мир. Толстовцы отказывались платить налоги, служить в армии, не считали необходимым церковное освящение брака, не крестили детей, не отдавали их в школы. Власти преследовали подобные сообщества, некоторые активные толстовцы даже привлекались к суду. В начале XX в. толстовское движение в России почти сошло на нет. Однако постепенно оно распространилось за пределами России. Толстовские фермы возникли в Канаде, Южной Африке, США, Великобритании.

И. С. Тургеневу (1818-1883) принадлежит заслуга в создании социально-психологических романов, в которых личная судьба героев оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был непревзойденным мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности. Творчество Тургенева оказало огромное влияние на развитие русской и мировой литературы.

И. С. Тургенев происходил из богатой и старинной дворянской семьи. В 1837 г. он окончил филологический факультет Петербургского университета. Продолжил свое образование за границей. Позднее Тургенев вспоминал: Я занимался философией, древними языками, историей и с особенным рвением изучал Гегеля. Два года (1842- 1844) Тургенев служил чиновником в Министерстве внутренних дел, но интереса к служебной карьере не проявил. Его увлекла литература. Свое первое произведение, драматическую поэму Стено, он написал в 1834 г.

В конце 1830-х гг. стихи молодого Тургенева стали появляться в журналах «Современник» и Отечественные записки. Это элегические раздумья о любви, пронизанные мотивами печали и тоски. Большинство из этих стихотворений получило высокое зрительское признание (Баллада, Опять один, один…, Утро туманное, утро седое…). Позднее некоторые стихи Тургенева были положены на музыку и стали популярными романсами.

В 1840-е гг. появились в печати первые драмы и поэмы Тургенева, а сам он стал сотрудником общественно-литературного журнала «Современник».

В середине 1840-х гг. Тургенев сблизился с группой литераторов, деятелей так называемой «натуральной школы» - Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем и др., пытавшихся придать литературе демократический характер. Героями своих произведений эти писатели делали прежде всего крепостных крестьян.

Первый номер обновленного «Современника» вышел в январе 1847 г. Подлинным украшением журнала стал рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», открывший целый цикл произведений под общим названием «Записки охотника.

После их издания в 1847-1852 гг. к писателю пришла всероссийская слава. Русский народ, русские крестьяне показаны в книге с такой любовью и уважением, как еще ни разу не было в русской литературе.

В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим художественным достоинствам романов и повестей - Рудин, Дворянское гнездо, Накануне, Отцы и дети, Дым. В них мастерски изображен уклад жизни дворянства, показано появление новых общественных явлений и деятелей, в частности народников. Имя Тургенева стало одним из самых почитаемых имен в русской литературе. Его произведения отличались острой полемичностью, они поднимали важнейшие вопросы человеческого бытия, в них обозначились глубокий взгляд писателя на сущность происходящих событий, желание понять характер и устремление новых людей (нигилистов), вступавших на арену общественно-политической жизни страны.

Широтой мышления, умением постичь жизненную и историческую перспективу, верой в то, что жизнь человека должна быть исполнена высшего смысла, отмечено творчество одного из самых замечательных русских писателей и драматургов - А. П. Чехова (1860-1904), этого тончайшего психолога и мастера подтекста, так своеобразно сочетавшего в своих произведениях юмор и лиризм.

А. П. Чехов родился в городе Таганроге в купеческой семье. Учился в таганрогской гимназии. Продолжил обучение на медицинском факультете Московского университета, который закончил в 1884 г. Работал врачом в Московской губернии. Литературную деятельность начал с фельетонов и небольших рассказов, публиковавшихся в юмористических журналах.

Крупные и наиболее известные произведения Чехова стали появляться с конца 1880-х гг. Это повести и рассказы Степь, «Огни», Дом с мезонином, Скучная история, Палата Мб, Мужики, В овраге, О любви, Ионыч, Дама с собачкой, Попрыгунья, Дуэль, книги очерков Из Сибири и Острое Сахалин.

Чехов - автор замечательных драматургиче­ских произведений. Его пьесы Иванов, Дядя Ваня, Чайка, Три сестры, Вишневый сад ставятся на сценических площадках всего мира. В рассказах писателя о судьбах отдельных людей скрыт глубокий философский подтекст. Умение Чехова сострадать, его любовь к людям, способность проникнуть в духовное естество человека, интерес к насущным проблемам развития человеческого общества сделали творческое наследие писателя актуальным и в наши дни. Изобразительное искусство. В 1870 г. в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее важную роль в развитии демократической живописи и ее противостоянии салонно-академическому искусству. Это была общественная организация, которую государство не финансировало. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководства Академии. Изображать «вечную красоту», ориентироваться на «классические образцы» европейского искусства они больше не хотели. Отражая общий общественный подъем 1860-х гг., художники стремились выразить сложность современного мира, приблизить искусство к жизни, передать чаяния и настроения широких общественных кругов, показать живых людей, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников творчески были связаны почти все выдающиеся художники России.

На протяжении последующих десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые не просто демонстрировались в каком-то месте, но и перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такого рода выставка состоялась в 1872 г.

Центральной фигурой русского искусства 1860-х гг. стал один из организаторов Товарищества передвижников педагог, писатель В. Г. Перов (1833-1882). Он учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте, его картины отличались острым общественным содержанием. Таковы Проповедь в селе Сельский крестный ход на

Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Проводы покойника, «Тройка. Ученики мастеровые везут воду, «Последний кабак у заставы и др. Живопись художника тонко передала его сострадание к людям, задавленным нуждой, пережившим горе.

Перов - мастер лирических полотен (Птицелов и Охотники на привале) и сказочных образов (Снегурочка). В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга А. Н. Островского, писателя Ф. М. Достоевского, исполненные художником по заказу П. М. Третьякова для задуманной им портретной галереи, представляющей «людей, дорогих нации». Обращался Перов и к историческим темам, его самой известной такой картиной является СудПугачева.

И. Н. Крамской (1837-1887) родился в бедной семье. С 1857 г. учился в Петербургской Академии художеств. В 1863 г. стал возмутителем спокойствия в Академии, возглавив группу из 14 студентов-выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, куда требовалось представить картины только на мифологические темы. Протестующие покинули Академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников.

Крамской был замечательным мастером портрета и запе­чатлел на своих полотнах многих известных людей России, тех, кого обычно называют властителями дум своей эпохи.

Это портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова. П. М. Третьякова, С. П. Боткина, И. И. Шишкина и др. Кисти Крамского принадлежат и портреты простых крестьян.

В 1872 г. на Первой передвижной выставке появилась картина Крамского Христос в пустыне ставшая программной не только для самого художника, но и для всех передвижников. На полотне изображен Иисус Христос, пребывающий в глубоком раздумье. Просветленный, спокойный взгляд Христа приковывает к себе внимание зрителя.

Пристальный интерес к евангельской теме проходит через все творчество еще одного из основателей русского передвижничества - Н.Н.Ге (1831-1894). В картине Тайная вечеря поразительной игрой света и тени достигается противопоставление группы апостолов и находящейся в густой тени фигуры Иуды. Евангельский сюжет позволил художнику изобразить конфликт различных мировоззрений. За этим полотном последовали Что есть истина?. Христос и Пилат, СудСинедриона, Повинен смерти!, Голгофа, Распятие и др.

В портрете Л.Н. Толстого художнику удалось передать работу мысли гениального писателя.

На Первой передвижной выставке Ге экспонировал картину «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Зритель ощущает напряженное молчание отца и сына. Петр уверен в вине царевича. Конфликт царя и наследника престола изображен в минуту наивысшего накала.

Знаменитый художник-баталист BJB. Верещагин (1842-1904) не раз участвовал в военных действиях того времени. На основе впечатлений от событий в Туркестанском крае он создал картину Апофеоз войны. Пирамида черепов, иссеченных саблями, выглядит аллегорией войны. На раме картины - текст: Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим.

Верещагину принадлежит серия больших батальных картин, в которых он выступил подлинным реформатором этого жанра.

Верещагин оказался участником русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. По зарисовкам и этюдам, исполненным на местах событий, была создана его знаменитая «Балканская серия». В одной из картин этой серии («Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой) сцена торжественного приветствия Скобелевым победоносных русских полков отнесена на дальний план. На переднем плане полотна зритель видит заснеженное поле, усеянное убитыми. Это скорбное изображение призвано было напомнить людям о кровавой цене победы.

Одним из самых популярных русских пейзажистов можно назвать И. И. Шишкина (1832-1898). Живописец и замечательный знаток природы, он утвердил в русском искусстве лесной пейзаж - роскошные могучие дубравы и сосновые боры, лесные дали, глухие дебри. Полотнам художника присущи монументальность, величественность. Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья бла­годать, русское богатство - так охарактеризовал художник свое полотно Рожь, в котором особенно четко проявилась масштабность пространственных решений Шишкина. Парадными портретами русской природы стали Сосны, освещенные солнцем, Лесные дали, Утро в сосновом бору, Дубы и др. Самсоном русской живописи называл известный историк искусства В. В. Стасов Я. Е. Репина (1844-1930).

Это один из самых разносторонних художников, которому с равным блеском удавались портреты, жанровые сцены, пейзажи и большие полотна на исторические темы.

И. Б. Репин родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве Харьковской губернии и первые навыки рисования получил у местных украинских иконописцев. В 1863 г. он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где первым наставником Репина В. И. Суриком, оказался И.Н.Крамской. Академию Репин закончил в 1871 г. и как способный выпускник получил стипендию казни для творческой командировки во Францию и Италию.

Уже в 1870-е гг. имя Репина становится в ряд наиболее крупных, популярных русских живописцев. Каждая его новая картина вызывает живейший интерес публики и горячие споры. К числу наиболее знаменитых полотен художника относятся Бурлаки на Волге, Крестный ход в Курской губернии, Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Портрет М. П. Мусоргского, «Торжественное заседание Государственного совета», Портрет К. П. Победоносцева, Не ждали и др. Репин на своих полотнах запечатлел панораму жизни страны, показал яркие народные характеры, могучие силы России.

В. И. Суриков (1848-1916) проявил себя прирожденным историческим живописцем. Сибиряк по происхождению, Суриков учился в Петербурге в Академии художеств, а по окончании Академии поселился в Москве. Его первым большим полотном стало Утрострелецкой казни. Затем последовали Меншиков в Вере зове, Боярыня Морозова, Покорение Сибири Ермаком Переход Суворова через Альпы в 1799 г. и др. Сюжеты и образы этих картин художник черпал из глубин отечественной истории.

В сборник «Современная эротическая проза» вошли эротические произведения писателей Петербурга и Москвы, а также русскоязычных зарубежных прозаиков - произведения традиционные и новаторские, лирические и жесткие, эстетически красивые и шокирующие, смешные и трагические. Но всех их объединяет психологическая достоверность, мастерство авторов, отсутствие какого-либо морализаторства и высокая степень эротической напряженности. В данную книгу вошли повесть «Гуманитарная помощь» и рассказы Лева Куклина. Сборник еще раз подтверждает, что…

Сон в Нефритовом павильоне без автора

«Сон в Нефритовом павильоне» - одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.

Записки на табличках Апронении Авиции Паскаль Киньяр

Паскаль Киньяр - один из наиболее значительных писателей современной Франции. Критики признают, что творчество этого прозаика, по праву увенчанного в 2002 году Гонкуровской премией, едва ли поддается привычной классификации. Для его образов, витающих в волшебном треугольнике между философским эссе, романом и высокой поэзией, не существует готовых выражений, слов привычного словаря. В конце IV века нашей эры пятидесятилетняя патрицианка, живущая в Риме, начинает вести дневник, точнее, нечто вроде ежедневника. На вощеных табличках она записывает…

ТРИ МОНАХА Undefined Undefined

Предлагаемая вниманию читателей повесть «Три монаха» принадлежит к числу наиболее интересных и оригинальных созданий японской повествовательной прозы XV–XVI веков, известной под названием «отогидзоси» - «занимательные книги». Проза отогидзоси отмечена жанровым и стилевым многообразием. Значительное место в ней принадлежит жанру повести-исповеди, призванной не только развлекать читателя, но и воспитывать его, наставляя на путь истинной веры. В повести «Три монаха» отчетливо выражены идеи дзэн-буддизма, под знаком которого развивались многие…

Милый друг Ги Мопассан

Ги де Мопассана нередко называют мастером эротической прозы. Но роман «Милый друг» (1885) выходит за рамки этого жанра. История карьеры заурядного соблазнителя и прожигателя жизни Жоржа Дюруа, развивающаяся в духе авантюрного романа, становится символическим отражением духовного обнищания героя и общества.

Бьянка Игорь Куберский

Двадцать лет спустя Игорь Куберский

Искусность автора в изложении любовной тематики побуждает нас считать его творчество неким эталоном эротической прозы в современной отечественной литературе. И подобно тому, как температуру окружающей среды принято измерять в градусах Цельсия, степень эротизма можно было бы измерять в Куберах.

Портрет Иветты Игорь Куберский

Пробуждение Улитки Игорь Куберский

Произведения известного петербургского прозаика, поэта и переводчика Игоря Куберского, написанные им в последние годы, посвящены теме любви и эротике. Испытание духа и плоти, роковой поединок, из которого не всегда выходят живым - такой предстает любовь в увлекательных текстах этого наследника литературных традиций Ивана Бунина, Владимира Набокова, Юрия Казакова. Искусность автора в изложении любовной тематики побуждает нас считать его творчество неким эталоном эротической прозы в современной отечественной литературе. И подобно тому, как…

Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили Габриэль Маркес

В Европе и США эта книга произвела эффект разорвавшейся бомбы, - а в Чили ее первый тираж был уничтожен по личному приказу Аугусто Пиночета. …В 1985 году высланный из Чили режиссер Мигель Литтин нелегально вернулся, чтобы снять фильм о том, во что превратили страну двенадцать лет военной диктатуры. Невзирая на смертельную опасность, пользуясь скрытой камерой, он создал уникальный фильм «Всеобщая декларация Чили», удостоенный приза на Венецианском кинофестивале. Документальный роман Маркеса - не просто захватывающая история приключений Литтина…

Медея и ее дети Людмила Улицкая

Произведения Людмилы Улицкой можно назвать «прозой нюансов» - и тончайшие проявления человеческой природы, и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим. Повесть «Медея и ее дети» уже завоевала признание читателей у нас в стране и за рубежом. История крымской гречанки Медеи - это история любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет тягостного одиночества, радости единения и горечи измены. Стремление…

Сон в Нефритовом павильоне Undefined Undefined

«Сон в Нефритовом павильоне» – одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.

Страшные любовные истории Милорад Павич

Литературные критики высоко оценили простоту и парадоксальную многомерность текстов Павича, виртуозную эксцентричность формы. Они рассматривают Павича как знаковую фигуру современной прозы – писателя XXI века. "Страшные любовные истории" – сборник новых рассказов М.Павича, где каждая вещь делает нас соучастниками некоей магической игры, затеянной писателем. Излюбленные темы Павича – любовь, смерть, загадочные сны, прошлое – вновь звучат в его прозе.

Русская фантастическая проза XIX - начала XX… Александр Куприн

В настоящий сборник вошли фантастические произведения писателей-классиков: Осипа Сенковского, Николая Полевого, Константина Аксакова, Владимира Одоевского, Александра Куприна, Михаила Михайлова и др. Их фантастические повести явили целую галерею тем, образов, сюжетов, где так или иначе исследуется взаимосвязь двух миров - потустороннего (иррационального, стихийно-чувственного, метафизического) и сущего материального, вещественного. Читатель вынужден постоянно выбирать между рациональным и сверхъестественным, но интересно, что конфликта…

Том 1. Проза Иван Крылов

Настоящее издание Полного собрания сочинений великого русского писателя-баснописца Ивана Андреевича Крылова осуществляется по постановлению Совета Народных Комисаров СССР от 15 июля 1944 г. При жизни И. А. Крылова собрания его сочинений не издавалось. Многие прозаические произведения, пьесы и стихотворения оставались затерянными в периодических изданиях конца XVIII века. Многократно печатались лишь сборники его басен. Было предпринято несколько попыток издать Полное собрание сочинений, однако достигнуть этой полноты не удавалось в силу ряда…

Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги Анатолий Мариенгоф

Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 - 1962), поэт, прозаик, драматург, мемуарист, был яркой фигурой литературной жизни России первой половины нашего столетия. Один из основателей поэтической группы имажинистов, оказавшей определенное влияние на развитие российской поэзии 10-20-х годов. Был связан тесной личной и творческой дружбой с Сергеем Есениным. Автор более десятка пьес, шедших в ведущих театрах страны, многочисленных стихотворных сборников, двух романов - "Циники" и "Екатерина" - и автобиографической трилогии. Его мемуарная проза долгие годы…

Конец нейлонового века Йозеф Шкворецкий

Йозеф Шкворецкий (р. 1924) – классик современной чешской литературы, прозаик, драматург и музыкальный критик, живущий в Канаде. Сборник «Конец нейлонового века» составлен из самых известных и неоднозначных произведений писателя, созданных в странное и жуткое время между гитлеровской оккупацией Чехии и советским вторжением. Короткий роман Шкворецкого «Бас-саксофон» был признан лучшим литературным произведением всех времен и народов о джазе. Музыкальная проза Йозефа Шкворецкого – впервые на русском языке.

Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) – поэт и публицист. Один из лидеров русских славянофилов. Самое известное произведение: сказка «Аленький цветочек».

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) – поэт, литературный критик, лингвист, историк. Вдохновитель и идеолог славянофильства.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – писатель и общественный деятель, литературный и театральный критик. Писал книге о рыбалке и охоте. Отец писателей Константина и Ивана Аксаковых.

Анненский Иннокентий Федорович (1855-1909) – поэт, драматург, литературный критик, лингвист, переводчик. Автор пьес: «Царь Иксион», «Лаодамия», «Меланиппа-философ», «Фамира-кэфаред».

Баратынский Евгений Абрамович (1800-1844) – поэт и переводчик. Автор поэм: «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница» («Цыганка»).

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт. Также автор ряда известных прозаических статей: «О характере Ломоносова», «Вечер у Кантемира» и другие.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – литературный критик. Возглавлял критический отдел в издании «Отечественные записки». Автор многочисленных критических статей. Оказал огромное влияние на русскую литературу.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович (1797-1837) – писатель-байронист, литературный критик. Издавался под псевдонимом Марлинский. Издавал альманах «Полярная звезда». Входил в число декабристов. Автор прозы: «Испытание», «Страшное гадание», «Фрегат Надежда» и другие.

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт, мемуарист, историк, литературный критик. Один из основателей и первый глава Русского исторического общества. Близкий друг Пушкина.

Веневетинов Дмитрий Владимирович (1805-1827) – поэт, прозаик, философ, переводчик, литературный критик Автор 50 стихотворений. Был также известен как художник и музыкант. Организатор тайного философского объединения «Общество любомудрия».

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – писатель, философ, педагог. Самые известные произведения: роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Поврежденный».

Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) – писатель, мемуарист, историк. Идейный вдохновитель консервативного национализма. Автор следующих произведений: «Селим и Роксана», «Добродетели женщин» и других.

Глинка Федор Николаевич (1876-1880) – поэт и писатель. Член общества декабристов. Самые известные произведения: поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель, драматург, поэт, литературный критик. Классик русской литературы. Автор: «Мертвых душ», цикла рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки», повестей «Шинель» и «Вий», пьес «Ревизор» и «Женитьба» и многих других произведений.

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) – писатель, литературный критик. Автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».

Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) – поэт, драматург и композитор. Был дипломатом, погиб на службе в Персии. Самое известное произведение – поэма «Горе от ума», послужившая источником многих крылатых фраз.

Григорович Дмитрий Васильевич (1822-1900) – писатель.

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, мемуарист. Герой Отечественной войны 1812 года. Автор многочисленных стихотворений и военных воспоминаний.

Даль Владимир Иванович (1801-1872) – писатель и этнограф. Будучи военным врачом, попутно собирал фольклор. Самый известный литературный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка». Даль турдился над словарем более 50 лет.

Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) – поэт, издатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик и поэт. Печатался под псевдонимами –бов и Н. Лайбов. Автор многочисленных критических и философских статей.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – писатель и философ. Признанный классик русской литературы. Автор произведений: «Братья Карамазовы», «Идиот», «Преступление и наказание», «Подросток» и многих других.

Жемчужников Александр Михайлович (1826-1896) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) – поэт и сатирик. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова. Автор комедии «Странная ночь» и сборника стихов «Песни старости».

Жемчужников Владимир Михайлович (1830-1884) – поэт. Вместе с братьями и писателем Толстым А.К. создал образ Козьмы Пруткова.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) – поэт, литературный критик, переводчик, основоположник русского романтизма.

Загоскин Михаил Николаевич (1789-1852) – писатель и драматург. Автор первых русских исторических романов. Автор произведений «Проказник», «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Кульма Петрович Мирошев» и других.

Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – историк, писатель и поэт. Автор монументального труда «История государства Российского» в 12 томах. Его перу принадлежат повести: «Бедная Лиза», «Евгений и Юлия» и многие другие.

Киреевский Иван Васильевич (1806-1856) – религиозный философ, литературный критик, славянофил.

Крылов Иван Андреевич (1769-1844) – поэт и баснописец. Автор 236 басен, многие выражения из которых стали крылатыми. Издавал журналы: «Почта духов», «Зритель», «Меркурий».

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846) – поэт. Входил в число декабристов. Близкий друг Пушкина. Автор произведений: «Аргивяне», «Смерть Байрона», «Вечный жид».

Лажечников Иван Иванович (1792-1869) – писатель, один из родоначальников русского исторического романа. Автор романов «Ледяной дом» и «Басурман».

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, писатель, драматург, художник. Классик русской литературы. Самые известные произведения: роман «Герой нашего времени», повесть «Кавказский пленник», поэмы «Мцыри» и «Маскарад».

Лесков Николай Семенович (1831-1895) – писатель. Самые известные произведения: «Левша», «Соборяне», «На ножах», «Праведник».

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт и писатель. Классик русской литературы. Глава журнала «Современник», редактор журнала «Отечественные записки». Самые известные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Мороз, Красный нос».

Огарев Николай Платонович (1813-1877) – поэт. Автор поэм, стихотворений, критических статей.

Одоевский Александр Иванович (1802-1839) – поэт и писатель. Входил в число декабристов. Автор поэмы «Василько», стихотворений «Зосима» и «Старица-пророчица».

Одоевский Владимирович Федорович (1804-1869) – писатель, мыслитель, один из создателей музыкознания. Писал фантастические и утопические произведения. Автор романа «4338-й год», многочисленных рассказов.

Островский Александр Николаевич (1823-1886) – драматург. Классик русской литературы. Автор пьес: «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова» и многих других.

Панаев Иван Иванович (1812-1862) – писатель, литературный критик, журналист. Автор произведений: «Маменькин сынок», «Встреча на станции», «Львы провинции» и других.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – литературный критик-шестидесятник, переводчик. Многие статьи Писарева разобрали на афоризмы.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – поэт, писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор: поэм «Полтава» и «Евгений Онегин», повести «Капитанская дочка», сборника повестей «Повести Белкина» и многочисленных стихотворений. Основал литературный журнал «Современник».

Раевский Владимир Федосеевич (1795-1872) – поэт. Участник Отечественной войны 1812 года. Входил в число декабристов.

Рылеев Кондратий Федорович (1795-1826) – поэт. Входил в число декабристов. Автор исторического поэтического цикла «Думы». Издавал литературный альманах «Полярная звезда».

Салтыков-Щедрин Михаил Ефграфович (1826-1889) – писатель, журналист. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Господа Головлевы», «Премудрый пескарь», «Пошехонская старина». Был редактором журнала «Отечественные записки».

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) – публицист и философ.

Сухово-Кобылин Александр Васильевич (1817-1903) – драматург, философ, переводчик. Автор пьес: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875) – писатель, поэт, драматург. Автор поэм: «Грешница», «Алхимик», пьес «Фантазия», «Царь Федор Иоаннович», повестей «Упырь» и «Волчий приемыш». Вместе с братьями Жемчужниковыми создал образ Козьмы Пруткова.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – писатель, мыслитель, просветитель. Классик русской литературы. Служил в артиллерии. Участвовал в обороне Севастополя. Самые известные произведения: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В 1901 году был отлучен от церкви.

Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) – писатель, поэт, драматург. Классик русской литературы. Самые известные произведения: «Муму», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – поэт. Классик русской литературы.

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – поэт-лирик, мемуарист, переводчик. Классик русской литературы. Автор многочисленных романтических стихотворений. Переводил Ювенала, Гете, Катулла.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – поэт, философ, богослов, художник.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, философ, литературный критик. Автор романов «Что делать?» и «Пролог», а также повестей «Алферьев», «Мелкие рассказы».

Чехов Антон Павлович (1860-1904) – писатель, драматург. Классик русской литературы. Автор пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» и многочисленных рассказов. Проводил перепись населения на острове Сахалин.

ВСЕВОЛОД САХАРОВ

Русская литература 19 (XIX) века

В 19 столетии русская литература достигла небывалых высот, поэтому этот период часто называют «золотым веком»

Одним из самых первых событий стало переиздание САР. Вслед за ним было напечатано 4 тома «Словаря церковнославянского и русского языка». На протяжении столетия мир узнал о самых талантливых прозаиках и поэтах. Их произведения заняли достойное место в мировой культуре и оказали влияние на творчество зарубежных писателей.

Русская литература 18 века характеризовалась очень спокойным развитием. На протяжении всего столетия поэты воспевали чувство человеческого достоинства и старались привить читателю высокие нравственные идеалы. Только в конце 90-х годов начали появляться более смелые произведения, авторы которых делали акцент на психологии личности, переживаниях и эмоциях.

Почему русская литература 19 века достигла такого развития? Это было обусловлено событиями, которые происходили в политической и культурной жизни страны. Это и война с Турцией, и вторжение армии Наполеона, и прилюдная казнь оппозиционеров, и искоренение крепостного права… Все это дало толчок появлению совершенно иных стилистических приемов.

Ярким представителем русской литературы 19 века является Александр Сергеевич Пушкин. Всесторонне развитый и высокообразованный человек смог достичь пика в просвещении. К 37 годам он был известен всему миру. Он стал знаменит благодаря поэме «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» и по сей день ассоциируется с путеводителем по русской жизни. Пушкин стал основателем традиций в написании литературных произведений. Его герои, абсолютно новые и оригинальные для того времени, покорили сердца миллионов современников. Взять хотя бы Татьяну Ларину! Ум, красота и особенности, присущие только русской душе – все это прекрасно сочеталось в ее образе.

Еще одним автором, который навсегда вошел в историю русской литературы 19 века, является М. Лермонтов. Он продолжил лучшие традиции Пушкина. Как и его учитель, он старался понять свое предназначение. Они очень хотели донести свои принципы до власти. Некоторые сравнивали поэтов того времени с пророками. Эти писатели оказали влияние и на развитие русской литературы 20 века. Они придали ей черты публицистичности.

Именно на 19 век приходится утверждение реалистической литературы. Славянофилы и западники постоянно спорили об особенностях исторического становления России. С этого времени начал развиваться реалистический жанр. Писатели стали наделять свои произведения чертами психологии, философии. Развитие поэзии русской литературы 19 века начинает сходить на нет.

В конце века заявили о себе такие писатели, как А.П. Чехов, А.Н. Островский, Н. С. Лесков, М. Горький. В большей части произведений начинают прослеживаться предреволюционные настроения. Реалистическая традиция начинает отходить на второй план. Ее вытеснила декадентская литература. Ее мистицизм и религиозность пришлась по вкусу и критикам, и читателям.

Стилевые направления русской литературы XIX века:

  1. Романтизм . Романтизм известен русской литературе еще со средних веков. Но 19 столетие наделило его абсолютно иными оттенками. Зародился он не в России, а в Германии, но постепенно проник в произведения наших писателей. Русская литература 19 столетия характеризуется романтическими настроениями. Они нашли отображение в стихах Пушкина и прослеживаются в самых первых работах Гоголя.
  2. Сентиментализм . Сентиментализм начал развиваться в самом начале 19 века. Он делает упор на чувственность. В русской литературе 18 века уже прослеживались первые черты этого направления. Карамзину удалось раскрыть его во всех проявлениях. Он вдохновил многих авторов, и они последовали его принципам.
  3. Сатирическая проза . В 19 веке в русской литературе начали появляться сатирические и публицистические произведения, особенно в работах Гоголя. В самом начале своего пути он попытался описать родину. Основными чертами его произведений является неприемлемость отсутствия ума и тунеядства. Он затронул все слои общества – и помещиков, и крестьян, и чиновников. Он старался обратить внимание читателей на бедность духовного мира зажиточных людей.
    1. Реалистический роман . Во второй половине 19 века русская литература признала романтические идеалы абсолютно несостоятельными. Авторы стремились показать настоящие черты общества. Лучшим примером является проза Достоевского. Автор остро реагировал на настроение людей. Изображая прототипы друзей, Достоевский пытался затронуть наиболее острые проблемы социума. Именно в это время появляется образ «лишнего человека». Происходит переоценка ценностей. Судьба народа уже ничего не значит. На первом месте идут представители общества.
  4. Народная поэма . В русской литературе 19 века народная поэзия занимает второстепенное место. Но, несмотря на это, Некрасов не упускает возможности создавать произведения, которые объединяют несколько жанров: революционные, крестьянский и героический. Его голос не дает забыть о значении рифмы. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является лучшим примером настоящей жизни того времени.

Конец 19 века

В конце 19 столетия на пике популярности был Чехов. В самом начале его деятельности критики неоднократно замечали, что он был равнодушен к острым социальным темам. Но его шедевры пользовались огромной популярностью. Он следовал принципам Пушкина. Каждый представитель русской литературы 19 века создал небольшой художественный мир. Их герои хотели добиться большего, боролись, переживали… Одни хотели быть нужными и счастливыми. Другие задавались целью искоренить социальную несостоятельность. Третьи переживали свою собственную трагедию. Но каждое произведение примечательно тем, что отражает реалии века.

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.