Что такое мош. Будь осторожен со спиртным
И других родственных жанров и поджанров. Танец является весьма агрессивным и имеет наивысший разгар во время брейкдаун-моментов в композиции.
Интересно отметить, что обычно мош происходит в самом центре зала (если это закрытое помещение), образуя полупустое пространство в виде круга. На больших фестивалях в открытой местности возможно несколько «очагов» моша.
Как таковой, мош зародился в начале 1980-х годов на Нью-Йоркских и Бостонских хардкор-панк концертах. Предшественником моша является слэм , и даже в нынешнее время эти понятия нередко используются как синонимы. Однако, в отличие от слэма, мош является танцем, так как он выполняется в такт музыке. Для определённых моментов композиции существуют свои вариации движений. Во время быстрых или весёлых моментов принято совершать движение под названием «2-step», которое представляет собой захлёст одной ноги за другую по очереди. Во время этого движения создаётся впечатление, будто танцор шагает, оставаясь на месте. Во время более медленных и агрессивных моментов, так называемых брейкдаунов, выполняются различные удары руками и ногами. Эти удары выполняются с разной скоростью, в зависимости от ритма музыки. Иногда во время танцев имеют место движения юмористического характера, которые являются проявлением веселья, нежели агрессии . Примером может послужить движение «лодочка», в котором группа людей садится на пол друг за другом и совершает махи руками, напоминающие греблю вёслами.
Кроме того, мош подразделяется на незначительные подтипы. Одними из таких разветвлений являются «Ninja pit» и «Guerilla Style», которые содержат в себе элементы акробатики . Также существует вид под названием «Street mosh», в котором танцы производятся не на концертах, а непосредственно на улице под магнитофонную музыку. Однако данный подтип является, в большей степени, тренировкой и способом развлечения, чем полноценным танцем.
Изначально мош являлся подпольным танцем, однако в данный момент мош является неотделимой частью любого хардкор-панк или битдаун -концерта. Многие группы изображают в своих клипах мош-танцы: клип «Step Down» группы Sick of It All выполнен в стиле ознакомления с мош-танцами и их элементами. Также он присутствует в клипах групп Hatebreed - «I Will Be Heard», AFI - «The Leaving Song Pt. II», Comeback Kid - «Wake the Dead», Your Demise - «The Blood Stays On The Blade» и многих других.
Хоть мош и выглядит пугающе, у этого танца есть свои правила:
- Пит (круг) создают посредством слэма, обычного толкания.
- На линии круга, в основном, стоят только участники моша.
- Танцоры держат расстояние, никто не будет выполнять взмахи руками и ногами, если рядом стоит человек.
- Мош может быть контактным и бесконтактным. В контактный мош входят только сами участники, контакт с непричастными к танцу людьми считается невежеством и такого танцора, в основном, наказывают сами танцоры.
- Сёркл-пит, слэм и «лодочка» танцоры игнорируют, но также не мешают выполнять другим участникам концерта.
См. также
Напишите отзыв о статье "Мош"
Ссылки
- на англ.
- на англ.
Отрывок, характеризующий Мош
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.
Ура! Твоя любимая группа наконец-то собирается заглянуть с концертом в твой город, и ты, конечно же, настроен на серьезный отрыв. А чтобы слэм в мош-пите - это пятачок перед сценой на рок-концертах, где слушатели оголтело толкаются и скачут, - не нанес тебе травм, вооружись нашими правилами
1. Изучи репертуар
Опасность слэма зависит от жанра исполняемой музыки. Если ска более позитивный стиль, то метал и панк звучат гораздо жестче и провоцируют слушателей на более агрессивные танцы. Не помешает знать структуру музыкальных композиций: в лирических кусках толпа успокаивается, а на крещендо резко срывается в яростный слэм. Поэтому после концертов к врачам обращаются фанаты с рассеченными бровями и губами. Дмитрий Зубков, травматолог-ортопед, член Президиума РОО «Ассоциация травматологов-ортопедов Москвы» поясняет: «Все прыгают, бьются головами, налетают на выставленные локти, отсюда и переломы носа, и ушибленные травмы губ, бровей, и переломы ребер». В особо энергичном замесе недалеко и до сотрясений мозга и даже закрытых травм живота, что гораздо серьезнее.
2. Подбери правильную одежду
На экстремальные концерты стоит надевать те вещи, которые не жалко «убить»: два часа в диком слэме с толпой взмыленных и порой окровавленных парней не пройдут бесследно для твоего костюма. Кроме того, Дмитрий Зубков предупреждает: «Существует три жестких компонента теплового удара: высокая температура, высокая влажность, недостаток кислорода, и на любом концерте все они присутствуют». Поэтому врач советует периодически выходить на свежий воздух, пить много минералки и надеть просторную одежду из натуральной хлопчатобумажной ткани. Идеальным вариантом будет лен. Убедись, что твоя обувь надежно зашнурована, в противном случае ты рискуешь остаться без нее, да еще и с отдавленными ногами. Что касается, девушек, то им ни в коем случае не следует надевать туфли на каблуках. «Шпильками часто ломают плюсневые кости или пальцы на ногах, когда наступают на стопу соседу», - поясняет Дмитрий. Сними все браслеты с шипами, цепи, серьги и даже пирсинг, так как это может травмировать не только окружающих, но и тебя.
3. Оставь дома телефон и бумажник
Ценных вещей можно лишиться как по неосторожности, так и по злому умыслу. Барабанщик группы «Месть Монтесумы» Владимир Юрченко на концерте Anthrax лично убедился в этом. «Я не сразу понял, что это щипач, просто какой-то странный товарищ очень интенсивно толкал меня в плечо, - вспоминает музыкант. - А в паузе между композициями я понял, что у меня больше нет айфона, но вор уже успел скрыться. В тот день было украдено несколько телефонов, логично предположить, что в мош-питах действует преступная группа». Если ты видишь более-менее хорошо и без очков, иди без них. Опираясь на свой опыт, Дмитрий Зубков объясняет, что очки слетят еще до того, как парень до кого-нибудь долетит, ну а если их владелец успеет воткнуться лицом в чье-то крепкое плечо, то перелома носа или рассечения переносицы ему не избежать.
4. Будь осторожен со спиртным
Дмитрий вздыхает: «Почти все, кого я видел на концертах без сознания, явно налегали на крепкий алкоголь».
5. Не падай и поднимай других
На любом концерте к упавшим бросается сразу несколько человек, чтобы поднять и спасти от тяжелых увечий. Это правило спасло жизнь нашему экс-редактору Дмитрию Быкову.. «Воспоминания начинаются какими-то вспышками. Когда мы оказались у сцены, где уже шло адовое рубилово, я сказал, что нужно скорей попасть в самый центр замеса у сцены, и Сироткин со мной согласился, - рассказывает Дима Быков. - Ну, мы побежали, вломились в самую кашу, какое-то время я еще стоял на ногах, с удовольствием наблюдая, как мимо глаз вертятся маски, все эти рожи, а потом меня куда-то потащило и сбило с ног. По мне, конечно, побежали какие-то ноги. Было сначала неприятно, а потом уже и больно». К счастью, Дмитрия быстро подняли и вытолкнули за пределы мош-пита, да еще и вернули сумку и куртку, которые он успел потерять. Однако не всем так везет. Достаточно вспомнить двух фанатов, которые погибли в чудовищной давке на концерте Guns N’ Roses 20 августа 1988 года в британском Castle Donington.
6. Если падаешь - падай вперед
По словам Дмитрия Зубкова, чтобы не сломать копчик, падать следует вперед - как роллеры и конькобежцы. А девушкам вообще надо быть вдвойне осторожными: «При переломе и смещении копчика может перегородиться выход из таза, через который во время родов выходит плод, это во-первых. Во-вторых, ушибы молочной железы могут привести к гематоме, которая в свою очередь может со временем перейти в узел, уплотнение ткани молочной железы. А тупая травма живота может вызвать проблемы с маткой - она может сместиться относительно своего ложа, что грозит впоследствии рубцовыми процессами в ней и, как результат, бесплодием».
7. Не доводи до драки
Если ты случайно заехал кому-то по лицу, то стоит сразу же пожать руку парню или похлопать по плечу, так как из-за громкой музыки твоих извинений все равно никто не услышит. Получил сам? Терпи и будь внимательнее. Помни: если ты развяжешь драку, то сразу же будешь окружен и повергнут, ведь друзья твоего оппонента всегда готовы прийти к нему на помощь.
8. Не маши руками
По мнению врача-травматолога Дмитрия Зубкова, прыгать лучше всего, прижав локти к бокам - так ты и сам никого не травмируешь, и ребра свои от чужих локтей убережешь.
9. Не позволяй мошу захлопнуться
В особенности на больших концертах существует такая тенденция: окружающая толпа все плотнее охватывает мош-пит, и он постепенно схлопывается. Чтобы этого не произошло, у опытных мошеров есть специальные стратегии:
1) «крэк бэк» - это когда несколько человек с раскинутыми руками бросаются спиной вперед на окружающую толпу,
2) «рогатка» - когда ты используешь инерцию другого человека, чтобы броситься на толпу и оттеснить ее,
3) «сёркл пит» - бег по кругу, который не позволяет толпе задавить мош-пит.
10. И вот с этим поаккуратнее
Стейдждайвинг (ныряние со сцены) Лучший совет человеку, который собирается прыгнуть головой вниз со сцены: не делай этого. Если ты все же решился, убедись, что музыканты не против, а публика готова тебя поймать. Незнание этого правила очень печально обернулось для 19-летнего фаната группы Lamb of God. На одном из концертов группы парень забрался на сцену, вокалист Рэнди Блайт столкнул его обратно в толпу, однако молодой человек упал на бетонный пол и спустя две недели скончался от полученных травм. «Умереть можно и со стула упав, если человек удачлив не в меру, - предупреждает травматолог Зубков, - а падение со сцены может обернуться такими последствиями, как черепно-мозговая травма, влекущая за собой внутричерепную гематому, или тупая травма живота с возможным разрывом капсулы печени или отрывом селезенки или брыжейки». Если уж ты все-таки решил занырнуть со сцены, старайся сделать это не изящно «рыбкой», а «жабкой» - то есть распластавшись в воздухе, чтобы уж точно не провалиться на пол.
Краудсерфинг (скольжение по рукам толпы) Ты можешь осуществить его либо после стейдждайвинга, либо попросив закинуть тебя на руки соседей. И подвергнуть себя тем же опасностям, что и при стейдждайвинге.
Хедбэнгинг (тряска головой в такт музыке) Особенно эффектно это смотрится, если у тебя есть хотя бы челка, не говоря уж о длинных волосах. Но будь осторожен. Пару лет назад 50-летний фанат Motorhead обратился к врачам по поводу головной боли, не прекращающейся после посещения концерта любимой группы. Обследование показало наличие тромба и гематомы в правом полушарии мозга. Меломану пришлось лечь под нож хирурга, а его врач Ариян Пирайеш Исламиан резюмировал: «Мозг во время хедбэнгинга испытывает значительную нагрузку - попросту говоря, бьктся о череп, что для него крайне вредно». В некоторых случаях это может привести к инсульту, что и произошло в 2005 году с гитаристом группы Evanescence Терри Бальзамо. Из-за активного мотания головой у музыканта произошла травма шейной артерии, что повлекло за собой инсульт и паралич всей левой половины тела. Даже играть на гитаре ему пришлось учиться заново. К счастью, как замечают врачи, риск «натрясти» подобную травму ничтожно мал. Но тем не менее.
На стоячие концерты музыкальных групп люди ходят не только послушать любимые треки, увидеть живьем кумиров и помахать включенным на телефоне фонариком в вытянутой руке. Многих привлекает такое специфическое развлечение как слэм. Во время него люди намеренно толкаются и врезаются друг в друга – так они выпускают энергию и добывают адреналин.
Конечно, слэм продолжается не весь концерт, который обычно идет 1-1,5 часа. Для него у каждой группы есть несколько специальных песен, которые вставляются в разных частях выступления.
Как появился слэм
Слэму в его современном представлении предшествовал танец пого, который зародился в 1970-х годах на концертах панк-коллективов. Все начиналось с подпрыгиваний на месте, обычно с прямой спиной и прижатыми к туловищу конечностями. Название танца взято от пого-стика, или «кузнечика», устройства для выполнения прыжков, состоящего из ручки, педалей и пружины.
Говорят, что быстрые и ритмичные подпрыгивания придумал Сид Вишес на одном из концертов Sex Pistols. В тот момент он еще не был приглашен в состав группы. На выступлении Сид оказался далеко от сцены и начал прыгать, чтобы увидеть музыкантов. В 1980-е годы пого трансформировался в слэм, который стали практиковать на концертах хардкор-панков.
Изначально слэм был атрибутом исключительно рок-музыки. Сегодня активно слэмятся и на выступлениях EDM-коллективов, и на драм-н-бейс рейвах. Некоторые пытаются таким образом выплескивать свои эмоции и энергию даже на концертах инди-поп-групп, хотя это и смотрится довольно странно.
Этикет слэма
Слэмящаяся толпа радует большинство музыкантов – это показывает исключительно положительную реакцию на выступление. При этом нужно помнить, что слэм опасен для его участников. У него есть достаточно жесткие приемы и разновидности, участие в которых чревато получением травм. Чтобы минимизировать риски, нужно помнить и соблюдать определенные правила слэма.
- Слэм не надо путать с дракой. Его участники не стараются причинить друг другу вреда. В то же время за случайно нанесенные удары извиняться никто не будет. Если вы не желаете участвовать в слэме, то можно просто отойти в более спокойную часть толпы. Все присутствующие на концерте одновременно слэмиться никогда не будут. Этим занимаются только самые разгоряченные фанаты в местах наибольшего скопления людей – обычно рядом со сценой.
- Упавшего человека все находящиеся рядом стараются немедленно поднять. Сбить участника слэма с ног во время яростного танца несложно, особенно уступающего по комплекции или не рассчитавшего заряд алкоголя. Рядом с лежащим слэмиться никто не будет. Если человек не может встать, то ему помогут добраться до медиков – на организованных концертах всегда дежурит скорая помощь.
- Перед слэмом снимаются все элементы одежды, способные нанести травмы. Металлисты не будут вступать в контактный танец с шипованными наручниками и другими опасными атрибутами. Они оставляются для других моментов, например, для последующей фотосессии с музыкантами или посиделок в баре. Девушкам на высоких каблуках делать в слэмящейся толпе совершенно нечего. Такая обувь опасна и для них, и для всех находящихся рядом. Обувать лучше всего мягкие кеды, которыми не сломаешь кому-нибудь пальцы на ногах или плюсневые кости при приземлении во время особенно удавшегося прыжка. Одежду тоже нужно выбирать практичную. Лучше всего одеться в то, чего не жалко лишиться. Порванные и запачканные кровью вещи после дикого слэма – это вполне рядовое явление.
- Серьги и пирсинг тоже нужно снять. В процессе можно не только сломать или потерять украшения, но и травмировать ими себя и других.
- Мобильник, очки и прочие хрупкие предметы стоит оставить за пределами площадки для слэма. Потерять или сломать их в процессе массовой рубки под музыку ничего не стоит.
- Локти не принято поднимать выше живота и расставлять далеко от туловища. Это нужно для общей безопасности – и вашей, и окружающих. Отечественный рэп-хит 2013 года «Все танцуют локтями» подходит только для той обстановки, которая показана в клипе – когда человек на сцене один или между двигающимися людьми достаточно большое расстояние.
- Во время слэма не курят, чтобы никто не получил ожогов.
- Не все могут сохранять на концерте самообладание, особенно когда двигающуюся толпу перехлестывают волны адреналина. Некоторые в такой момент срываются в жесткий мош – так называется агрессивный танец, который достигает своего пика во время брейкдаунов, то есть в замедленных частях музыкальных композиций. Брейкдауны обязательно присутствуют в треках в жанрах металкор и дэткор. Они нужны для контраста с наиболее интенсивной частью песни.
Перед исполнением жесткого моша, связанного с опасными движениями руками и ногами, нужно предварительно предупредить или отодвинуть окружающих. Толпа в таких случаях создает кольцо свободного пространства – мошпит. В этом кругу сходятся только участники моша, выполняющие разнообразные удары руками и ногами. Мош бывает контактным и бесконтактным. В контактном танце участвуют только те, кто добровольно остался в мошпите. Желающих избежать его трогать не принято.
Слэм нужен далеко не всем, даже многие музыканты не поддерживают его, а организаторы концертов пытаются запретить. Однако остановить решившую слэмиться большую толпу сложно, поэтому желающие всегда смогут дать выход своей энергии, а остальные – понаблюдать за этим со стороны с безопасного расстояния. Главное – уважать людей, с которыми вы слушаете одну музыку и ходите на одни мероприятия.