Голландский натюрморт цветы какие краски используются. Изысканный голландский натюрморт – шедевры тихой жизни

Уникальным культурным явлением XVII века называют голландский цветочный натюрморт, который оказал существенное влияние на все дальнейшее развитие живописи в Европе.

Любовно и бережно художники открывали красоту природы и мира вещей, показывали их богатство и разнообразие. Очаровывают и притягивают взгляд букеты из роз, незабудок и тюльпанов Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником в живописи цветочного натюрморта как независимого направления.

АБРОЗИУС БОСХАРТ СТАРШИЙ 1573-1621

Свою карьеру Босхарт начал в Антверпене в 1588 году. С 1593 по 1613 годы он работал в Мидделбурге, затем в Утрехте (с 1616 года) и в Бреде.

На полотнах Босхарта рядом с букетами цветов зачастую изображены бабочки или ракушки. Во многих случаях цветы тронуты увяданием, что вводит в полотна Босхарта аллегорический мотив бренности бытия (ванитас)

Тюльпаны, розы, белые и розовые гвоздики, незабудки и другие цветы в вазе.

На первый взгляд букеты кажутся написанными с натуры, но при внимательном взгляде становится очевидно, что они составлены из растений, цветущих в разное время. Впечатление естественности и правдоподобия возникает благодаря тому, что изображения отдельных цветов основаны на индивидуальных натурных "штудиях"


Увеличенный фрагмент эскиза Яна Ван Хейсума, который хранится в Метрополитене.


Ян Батист фон Форненбрух. Серед. 17 в.

Это был обычный метод работы живописцев цветочных натюрмортов. Художники выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, в разных ракурсах и при различном освещении, и эти рисунки затем служили им неоднократно — они повторяли их в картинах.


Якоб Моррель. "Два тюльпана".

Как рабочий материал использовались также рисунки других художников, гравюры из печатных сборников и ботанических атласов.

Заказчики, вельможи и бюргеры, ценили в натюрмортах то, что изображенные цветы были "как живые". Но эти изображения не были натуралистическими. Они романтичны, поэтичны. Природа в них преобразована живописью.

Натюрморт с цветами в вазе 1619г

“Портреты” цветов, написанные на пергаменте акварелью и гуашью создавались для флористических альбомов, в которых садоводы стремились увековечить диковинные растения. Особенно многочисленны изображения тюльпанов. Практически в каждом голландском натюрморте присутствуют тюльпаны.

Амброзиус Босхарт "Цветы в вазе".1619. Rijksmuseum, Амстердам.

В 17 в. в Голландии был настоящий тюльпановый бум, иногда за луковицу редкого тюльпана закладывали дом.
В Европу тюльпаны попали в 1554 году. Их прислал в Аугсбург германский посол при турецком дворе Бусбек. Во время своего путешествия по стране он был очарован видом этих нежных цветов.

В скором времени тюльпаны распространили во Францию и Англию, в Германию и Голландию. Владельцами луковиц тюльпанов в те времена являлись поистине богатые люди - особы королевских кровей или приближенные к ним. В Версале в честь выведения новых сортов устраивались специальные торжественные празднования.

Натюрморт с цветами.
Владеть прекрасными натюрмортами могли себе позволить не только голландские вельможи, но и обычные бюргеры.

Количество цветочных голландских натюрмортов огромно, но это не умаляет их художественную ценность. После аукционов, когда экономическое положение Голландии стало не блестящим, живописные собрания из домов бюргеров попало во дворцы европейских вельмож и королей.

Букет цветов 1920г

В центре этого букета мы видим крокус,но он огромного размера.Немного информации об этом знакомом нам цветке.

Крокус - лекарственное растение, афродизиак и краситель. Из его тычинок делают прекрасную пряность - шафран, которую добавляют в восточные сладости. Родина крокуса - Греция и Малая Азия. Так же как гиацинты и лилии, крокус стал героем мифов древних греков, изображался в сюжетах росписей дворцов.

По античной легенде, земля покрылась гиацинтами и крокусами для свадьбы и первой брачной ночи Геры и Зевса.

Еще одна легенда описывает историю юноши по имени Крокус, который своей красотой притягивал внимание одной нимфы, но оставался равнодушным к ее красоте. Тогда богиня Афродита превратила юношу в цветок, а нимфу во вьюнок, тем самым создав неразлучный союз.

Цветы в стеклянной вазе.

Стремление художников разнообразить состав своих букетов, заставляло их ездить в разные города, и делать натурных рисунки в садах любителей цветов Амстердама, Утрехта, Брюсселя, Харлема, Лейдена. Художникам также приходилось ждать смены сезонов, чтобы запечатлеть нужный цветок.


Цветы. 1619г


Цветы в китайской вазе.


Цветы в корзине.

Натюрморт с цветами в нише.

Цветы в нише.

Во фруктовых и цветочных натюрмортах кажущееся произвольно-случайным сочетание внешне не связанных между собой представителей флоры и фауны в опосредованной форме воплощало представления о бренной греховности всего земного и, напротив, нетленности истинной христианской добродетели.

Практически каждый «персонаж» натюрморта сложным языком символов обозначал собой определённую идею: смертность всего земного (например, ящерицы или улитки), глупую греховность и бренность человеческой жизни, которые мог символизировать, в частности, тюльпан.

Цветы в стеклянной вазе.1606

Согласно представлениям фламандцев и голландцев этот нежный цветок был не только зримым воплощением быстро увядающей красоты, но и его культивирование воспринималось многими как одна из самых суетных и корыстных профессий);

Экзотические заморские раковины, бывшие модным предметом коллекционирования, намекали на неразумную трату денег; обезьяна с персиком традиционно считались символом Первородного греха.

Натюрморт с цветами в зелёной стеклянной бутылке.

С другой стороны, муха на том же персике или розе обыкновенно вызывала ассоциации с символикой смерти, зла и греха; виноград и разбитые грецкие орехи — намекали на Грехопадение и, одновременно, искупительную жертву Христа на кресте, Красные ягоды спелой вишни — сим¬вол Божественной любви, в то время как порхающая бабочка — персонифицирует спасённую душу праведника.


Корзина.

Художественное направление Амброзиуса Босхарта продолжили развивать его три сына — Амброзиус Босхарт Младший, Абрахам Босхарт и Иоганнес Босхарт, а также его зять Бальтазар ван дер Аст Их произведения, вообще весьма многочисленные, неизменно пользуются спросом на художественных аукционах.

Источники.

Появление жанра «натюрморт» в Нидерландах - дар протестантизма. В католические времена основным заказчиком для художников была Церковь, и, естественно, живопись ограничивалась религиозными и назидательными сюжетами. Кальвинизм же не признавал икон и вообще церковного искусства. Живописцы искали новый рынок сбыта, и нашли его в домах трактирщиков, торговцев и фермеров.



В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта.
Фокус внимания художников спустился с небес на землю, теперь их интересовали не благочестивые размышления, а пристальное изучение подробностей материального мира. Но в Твари они искали Творца.

«Господь дал нам две книги: книгу Писания и книгу Творения. Из первой мы узнаем о Его милости Спасителя, из второй - о величии Творца», - так писал средневековый философ Алан Лилльский. Творение участвует и в истории спасения: человек пал через яблоко, а через хлеб и вино он вновь обретает спасение. От прежних традиций остался и символизм, заключенный в изображении.

Первые stilleven просты - хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба - символ Иисуса Христа; мясо - бренную плоть; нож - символ жертвы; лимон - символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении; вино или виноград - символ Крови; хлеб - символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают насекомые, человеческие черепа, разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение.

В результате деятельности голландской Ист-Индийской компании, снаряжавшей торговые корабли на Дальний Восток, в голландских лавках продавались специи, китайский фарфор, шелк и другие экзотические товары. Кроме того, были образованы голландские колонии на мысе Доброй Надежды, в Индонезии, Суринаме, на Антильских островах, по всей территории Азии. Колонии обогащали страну, и натюрморты начали заполняться богатством земным: ковровыми скатертями, серебряными кубками, перламутром. Простая снедь заменялась устрицами, ветчиной, экзотическими фруктами. Символизм уступает место наивному любованию творением рук человеческих.

Особенностью голландской живописи была специализация художников по жанрам. В рамках натюрмортного жанра существовало даже разделение по отдельным темам, причем в разных городах были свои излюбленные виды натюрморта, и если живописцу случалось переехать в другой город, он часто резко менял свое искусство и начинал писать те разновидности жанра, что были популярны в этом месте.

Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта - «завтрака». В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Оловянная тарелка, селедка или ветчина, булочка, бокал вина, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы - скупой и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону.

Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей, и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, его образа жизни.

В том же русле, что Клас, работал другой харлемец, Виллем Хеда. Колорит его картин в еще большей степени подчинен тоновому единству, в нем господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. За эту красочную сдержанность картины стали называть «монохромные завтраки».

В Утрехте получил развитие пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители - Ян Давидс де Хем, Юстус ван Хейсум и его сын Ян ван Хейсум, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом.

Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas » (суета сует). В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.

В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Эльста, Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит.

Сегодня мы познакомимся одним из лучших мастеров голландского роскошного натюрморта ВИЛЛЕМОМ КАЛЬФОМ 1619-1693гг

Виллем Кальф был шестым ребёнком в семье состоятельного роттердамского торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец Виллема умер в 1625 г., когда мальчику было 6 лет. Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов.

Не сохранилось данных о том, у кого из художников учился Кальф; возможно, его учителем был Хендрик Пот изХарлема, где проживали родственники Кальфов. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже.

Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам », написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.

На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.

Здесь он создал новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов — золота, серебра, олова или стекла. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «РОСКОШНЫХ НАТЮРМОРТАХ »


Натюрморт с питьевым рогом, принадлежащим гильдии стрелков святого Себастьяна, лобстером и бокалами - Виллем Кальф. Около 1653.

Этот натюрморт один из самых известных.

Он был создан в 1565 году для гильдии амстердамских лучников. Когда художник работал над этим натюрмортом, рог все еще использовался во время собраний гильдии.

Этот чудесный сосуд сделан из рога буйвола, крепление - из серебра, если приглядеться внимательно, то можно увидеть в оформлении рога миниатюрные фигуры людей - это сцена рассказывает нам о страданиях св. Себастьяна, покровителя лучников.

Традиция добавлять в рейнское вино очищенный лимон пошла от того, что голландцы считали этот сорт вина слишком сладким.

Омар, рог для вина со сверкающей оправой из серебра филигранной работы, прозрачные бокалы, лимон и турецкий ковер переданы с такой изумительной тщательностью, что возникает иллюзия, будто они настоящие и их можно коснуться рукой.

Место для размещения каждого предмета выбрано с таким тщанием, что группа в целом образует гармонию цвета, формы и фактуры. Теплый свет, обволакивающий предметы, придает им достоинство драгоценных ювелирных изделий, и их редкостность, великолепие и причудливость отражают утонченные вкусы голландских коллекционеров 17 века - того времени, когда натюрморты были необычайно популярны.

Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660

В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье , дочери протестантского священника.

Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой, дружила с Константином Хёйгенсом, личным секретарём трёх штатгальтеров молодой Голландской республики, уважаемым поэтом и наверное самым опытным знатоком мирового театрального и музыкального искусства своего времени.

В 1653 г. семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.

Натюрморт с чайником.

В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны. Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства, выставлявшего свою зажиточность напоказ.

Натюрморт с наутилусом и китайской чашей.

Голландцы любили и понимали толк в добротном интерьере, в комфортной сервировке стола, где все необходимое под рукой, в удобной посуде - в том материальном мире, который окружает человека.

В центре мы видим изящный кубок- наутилус,изготовленный из ракушки,а также красивую китайскую вазу.Снаружи она украшена восемью рельефными фигурками, олицетворяющими восьмерых бессмертных в даосизме, шишка на крышечке – это очертания буддийского льва.
Этот натюрморт дополнен традиционным для Кальфа персидским ковром и лимоном с тонкой спиралью кожуры.

Пирамида предметов тонет в дымке полумрака, иногда лишь легкие блики обозначают форму вещей. Природа создала ракушку, ремесленник ее превратил в кубок, художник нарисовал натюрморт, а мы всей этой красотой наслаждаемся. Ведь суметь увидеть красоту – тоже талант.


Натюрморт со стеклянным кубком и фруктами.1655г.

Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.

Натюрморт с фруктами и чашкой наутилус.1660г

Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах, начиная с текстуры шерстяных ковров, яркого блеска металлических предметов из золота, серебра или олова, мягкого сияния фарфора и разноцветных раковин и заканчивая таинственным мерцанием граней красивейших бокалов и ваз в венецианском стиле.

Натюрморт с китайской супницей.

Десерт.Эрмитаж.

До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина «Десерт» входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского — большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.

Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.

Художник мастерски передает фактуру каждого предмета: бокала, фаянсовой расписной тарелки, позолоченного кубка, восточного ковра, белоснежной салфетки. В картине ощущается сильное воздействие, которое оказала на Кальфа живопись Рембрандта: предметы показаны на темном фоне, яркий свет как бы оживляет их, обвалакивая теплом золотистых лучей.

Still Life with a Porcelain Vase, Silver-gilt Ewer, and Glasses

Pronk Still Life with Holbein Bowl, Nautilus Cup, Glass Goblet and Fruit Dish

Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.

Ценные предметы — гранёные, часто наполовину наполненные вином кубки, проступают из темноты фона постепенно, через некоторое время. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Абсолютно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи», и кое-где Кальф его превзошёл.


С 1663 г. Кальф писал меньше, он занялся торговлей предметами искусства и стал востребованным экспертом по искусству.

Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет, получив травму вследствие падения по дороге домой, возвращаясь из гостей.

Благодаря своим уникальным изобразительным способностям вкупе с отличным образованием и обширными познаниями в естественных науках он значительно расширил иллюзионистические возможности натюрморта. Его творения являются непревзойдёнными образцами этого искусства.

Вопреки тому, что наименование жанра в переводе с французского означает «мертвая природа». Почему же в устах голландцев композиции из неодушевленных предметов, колоритно выведенные на холсты, обозначали жизнь? Да, изображения эти были столь ярки, достоверны и выразительны, что даже самые неискушенные ценители восхищались реалистичностью, осязаемостью деталей. Но дело не только в этом.

Голландский натюрморт - это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем. Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Вот еще не остывшее от руки поэта перо с поблескивающей капелькой чернил, вот разрезанный гранат, слезящийся рубиновым соком, а вот надкушенная и брошенная на скомканную салфетку булка… И вместе с тем это приглашение зачарованно любоваться и наслаждаться великолепием и многоликостью природы.

Темы и живописные образы

Голландский натюрморт неисчерпаем в обилии тем. Одни живописцы объединились в пристрастии к цветам и фруктам, другие специализировались на грубоватом правдоподобии кусков мяса и рыбы, третьи любовно творили на холстах кухонную утварь, а четвертые посвятили себя теме науки и искусства.

Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. Предметы имеют строго определенное место и значение. Яблоко в центре изображения повествует о грехопадении первого человека, покрывающая его виноградная гроздь рассказывает об искупительной жертве Христа. Опустевшая раковина, служившая когда-то домом для морского моллюска, твердит о бренности жизни, поникшие и засохшие цветы - о смерти, а выпорхнувшая из кокона бабочка возвещает воскресение и обновление. В такой манере пишет Балтазар Аст.

Художники нового поколения предложили уже несколько иной голландский натюрморт. Живопись «дышит» неуловимой прелестью, таящейся в обычных вещах. Наполовину наполненный бокал, рассыпанные по столу предметы сервировки, плоды, разрезанный пирог - достоверность деталей великолепно передают цвет, свет, тени, блики и отражения, убедительно связанные с фактурой ткани, серебра, стекла и еды. Таковы полотна Питера Класа Хеды.

К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей. Здесь царят изящные фарфоровые чаши с позолотой, кубки из причудливо завитых раковин, изысканно разложенные на блюде плоды. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Становится необычайно распространенным голландский запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира.

Пройдя ряд этапов, из которых каждый обладал своей специфической и своеобразной значимостью, голландский натюрморт широко охватил мир вещей и органической природы. От первой стадии в творчестве художников начала века с фиксированием выставленных как бы напоказ вещей живописцы следующего поколения перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами (Клас , Хеда). Эти «завтраки» отличаются простотой изображённых вещей: булочка, оловянные блюда, стеклянные сосуды - вот основные компоненты выдержанных в сероватой красочной гамме изображений. Несколько рыб в картинах Ормеа и Пюттера, кухонный натюрморт роттердамских художников отражают скромные пуританские вкусы демократических слоев в первой половине столетия.

Но по мере утверждения республиканского строя и последующего укрепления власти буржуазного класса, а затем постепенной аристократизации его меняются и требования, предъявляемые к искусству. Натюрморт утрачивает свой скромный, простой характер. «Завтраки» становятся роскошнее и пышнее, поражая богатством колорита. Они теперь строятся на сочетании тёплых тонов ковровых скатертей и разложенных на блюдах дельфтского фаянса или китайского фарфора оранжевых, жёлтых, красных фруктов, оживлённых сверканием золочёных кубков и стеклянных бокалов, на поверхности которых играет свет. Свидетельствующие о полном владении передачей материала и освещения, насыщенные цветом, натюрморты Кальфа , Бейерена , Стрека характеризуют пору наивысшего расцвета натюрморта.

Не только время влияло на тематику и становление натюрморта, но и многое другое: локальные особенности, хозяйственный уклад, типичный для того или иного города, часто определяет тематику и даже трактовку произведения местного художника. Отнюдь не случайно, что в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан раньше всего сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии - Амстердаме - протекала деятельность создателей роскошных десертов Кальфа и Стрека. Близость Схевенингенского побережья вдохновила живущего в Гааге Бейерена на создание натюрморта с рыбами, а в университетском центре - Лейдене - возник глубокомысленный натюрморт с изображением черепа и песочных часов, долженствующих напомнить о бренности земного существования. Тут же были распространены картины с изображением учёного в окружении фолиантов, глобусов и других предметов научного обихода, часто заполняющих весь первый план.»

Строгое разделение натюрмортов на жанры невозможно, так как зачастую в одной картине объединялось несколько мотивов, тем не менее, можно выделить наиболее распространённые жанры.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Голландский натюрморт. Как написать хризантему

    Эрмитаж. Живопись малых голландцев

    Лувр: Самый большой музей мира. 10 Фламандская и Голландская живопись 17 века. Рубенс, Рембрандт

    Голландский натюрморт.

    Эрмитаж. Искусство Фландрии и Голландии

    Субтитры

Цветочный натюрморт

В цветочных натюрмортах художники изображали тюльпаны, розы, гладиолусы, гиацинты, гвоздики, лилии, ирисы, ландыши, незабудки, фиалки, виолы, маргаритки, нигеллы, розмарины, анемоны, календулу, левкои, мальвы и другие цветы.

Одним из первых художников семнадцатого века, писавших вазы с цветами, был Якоб (Жак) де Гейн Младший (1565-1629). Для его творчества характерны вытянутый вертикальный формат картин, многоярусное расположение цветов с чередованием крупных и мелких растений, а также использование приёмов, которые станут весьма популярными среди художников данного жанра: встраивание букета цветов в нишу и изображение рядом с вазой мелких животных.

Появление в цветочных натюрмортах в качестве вспомогательных деталей насекомых, животных и птиц, раковин является отражением традиции использования скрытых значений изображаемых предметов, имеющих символическое значение. Различные символы появляются в натюрмортах всех жанров.

Последователями Якоба де Гейна Младшего являлись Ян Баптист ван Форненбург (1585-1649) и Якоб Ваутерс Восмар (1584-1641).

Форненбург писал букеты из тюльпанов, нарциссов, роз, физалиса, при этом в его картинах встречаются мотивы «суеты сует » и классической «обманки ».

Характерной чертой картин Восмара также является мотив «суеты сует» в виде поникшей розы. Часто он изображал в натюрмортах муху, бабочку-крапивницу, бабочку-капустницу, стрекозу и пчелу.

Основателем целой династии мастеров натюрмортов с цветами и фруктами был Амбросиус Босхарт Старший (1573-1621). В династию входили три сына (Йоханнес, Абрахам и Амбросиус), два шурина (Йоханнес и Балтасар ван дер Асты) и зять (Иеронимус Свертс).

Босхарт писал небольшие натюрморты с букетом в вазе (в ряде случаев это была ваза из китайского фарфора), поставленной в нише или на подоконнике окна. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.

Среди сыновей Босхарта наиболее ярко талант художника проявился у Йоханнеса Босхарта (1610/11 - после 1629). Отличительные черты его творчества - расположение предметов по диагонали картины и матово-металлический колорит.

Амбросиус Босхарт Младший (1609-1645) использовал приемы светотеневой моделировки утрехтских караваджистов .

Абрахам Босхарт (1612/1613 - 1643) копировал приёмы своих братьев.

Продолжателями традиций Босхарта стали братья жены Амбросиуса Босхарта - Йоханнес и Балтасар ван дер Асты.

Известна лишь одна картина Йоханнеса ван дер Аста.

Большое значение для развития натюрморта имело творчество старшего из братьев - Балтасара ван дер Аста (1593/1594 - 1657), оставившего богатое творческое наследие - более 125 картин. Он любил изображать на столе корзину с цветами или блюдо с фруктами, а на переднем плане вдоль кромки стола помещал раковины, плоды и бабочек. В некоторых его картинах изображены попугаи.

К школе Амбросиуса Босхарта Старшего относится Рулант Саверей (1576-1639). Его натюрморты построены по принципу букета цветов, расположенного в нише. Он добавлял в картины мотивы «суеты сует», в качестве антуража использовались жук-могильщик, навозная муха, бабочка мёртвая голова и другие насекомые, а также ящерицы.

Творчество Амбросиуса Босхарта оказало воздействие на таких художников как Антони Клас I (1592-1636), его однофамилец Антони Клас II (1606/1608 - 1652) и зять Амбросиуса Босхарта Старшего - Иеронимус Свертс.

В творчестве Ханса Боллонгиера (около 1600 - после 1670) широко использовались приемы утрехтского караваджизма. С помощью светотени художник выделял цветы на фоне полумрака.

Дальнейшее развитие цветочного натюрморта наблюдалось в творчестве мидделбургских мастеров: Кристоффела ван ден Берге (около 1590 - после 1642), изображавшего в цветочных натюрмортах и элементы «суеты сует»: бутыль с вином, табакерку, курительную трубку, игральные карты и череп; и Йоханнеса Гударта, широко использовавшего в качестве антуража насекомых и птиц.

К школе дордрехтских мастеров цветочного натюрморта относятся Бартоломеус Абрахамс Асстейн (1607(?) - 1667 или позднее), Абрахам ван Калрат (1642-1722), отец знаменитого пейзажиста и анималиста Алберта Кёйпа Якоб Герритс Кёйп (1594 - 1651/1652). Для их творчества характерно широкое использование светотени.

«Сервированные столы» («Завтраки», «Десерты», «Банкеты»)

Родиной и центром «сервированных столов» был Харлем . Предпосылкой создания этого типа натюрморта было широкое распространение ещё в XVI веке портретов участников стрелковых гильдий во время банкета. Постепенно изображение накрытого стола стало самостоятельным жанром.

Набор предметов, образующих натюрморт, первоначально включал традиционные для голландцев продукты: сыр, ветчина, булочки, фрукты, пиво. Однако потом в натюрмортах все больше стало появляться характерных для торжественных случаев или столов зажиточных горожан яств: дичь, вино, пироги (самым дорогим был пирог с ежевикой). Помимо традиционной селёдки появились омары, креветки, устрицы.

Стала использоваться и дорогая посуда из серебра и китайского фарфора, кувшины, таццы. Особым вниманием художников пользовались бокалы: рёмер, беркемайер, пас-бокал, флёйт-бокал, венецианский бокал, акелей-бокал. Наиболее изысканным был кубок-«наутилус».

Частыми атрибутами натюрмортов были солонка и столовый нож. В качестве колоритного пятна нередко использовался наполовину очищенный лимон.

Одним из самых ранних натюрмортов, демонстрирующих сервировку голландского стола, является «Накрытый стол» Николаса Гиллиса (около 1580 - после 1632). Художник в своих картинах использовал повышенную точку зрения.

Для натюрмортов Флориса Герритса ван Схотена (около 1590 - после 1655) характерна многосложность, он использовал большое количество предметов, причем основным предметом часто была горка сыров. В ряде случаев он использовал приём перемещения акцента натюрмортной группы в сторону от геометрического центра картины.

Значительной фигурой этого вида натюрмортной живописи был Флорис ван Дейк (1575-1651). Центром его картин была пирамида из сыров, задний план растворялся в дымке.

В этом же виде натюрморта специализировалась Клара Петерс (1594-1657). Она часто изображала дорогую изысканную посуду, омаров и устриц. В некоторых своих натюрмортах она использовала пониженную точку зрения, чуть ли не на уровне стола.

Близкие Петерс композиции создавал Ханс ван Эссен (1587/1589 - после 1648).

Рулоф Кутс (1592/1593 - 1655) применял прием нарочитой небрежности, тарелка или нож на его картинах наполовину свисали с края стола. Одним из первых он стал создавать полотна, изображающие не накрытый стол, а стол со следами закончившегося завтрака, внося в картины мотивы «суеты сует»: часы, книги, упавшие виноградины.

На раннем этапе своего творчества создавал картины данного жанра и Питер Клас.

Тональный натюрморт

Во главе тонального голландского натюрморта стояли проживавшие в Харлеме Питер Клас и Виллем Клас Хеда.

Сохранилась традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, хотя они всё чаще передвигались на второй план. На первом плане были кухонная посуда и принесённые на кухню мясо, рыба и множество овощей: тыква, репа, брюква, капуста, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа.

Питер Корнелис ван Рейк (1568-1628) писал картины в традициях XVI века, порой с библейскими сценами на втором плане.

Корнелис Якобс Делфф (1571-1643) использовал повышенную точку зрения и на первый план любил размещать кухонную посуду.

Писал кухонные сцены и известный мастер «накрытых столов» Флорис Герритс ван Схотен, иногда в свои натюрморты он включал и жанровые мотивы.

Корнелис Питерс Беги (1631/1632 - 1664) пошёл ещё дальше, включив в натюрморт пришедшего в гости к крестьянам сатира .

Жанрист и портретист Готфрид Схалкен (1643-1706) изображал кладовку с бочками вина и припасами.

Группа мастеров бытового жанра братья Корнелис и Герман Сафтлевены (1607/1608 - 1681 и 1609-1685), Питер де Блот (1601-1658), Хендрик Мартенс Сорг (1611-1670) и Экберт ван дер Пул (1621-1664) также писали «кухонные» натюрморты с жанровыми мотивами, но доминировали в их картинах всё же предметы быта.

Близки к работам роттердамских жанристов и натюрморты известного мастера «крестьянских завтраков» Филипса Ангела.

В отличие от художников, изображавших кухни зажиточного бюргера с его чистотой и порядком, Франсуа Рейкхалс (после 1600 - 1647) писал бедные крестьянские кухни.

Более 60 своих работ посвятил теме кухонного натюрморта известный мастер «роскошных» натюрмортов Виллем Калф.

«Рыбный» натюрморт

Колыбелью натюрморта с рыбами стала Гаага . Близость Схевенингена располагала художников не только к написанию марин , но и к созданию особого вида натюрмортной живописи - картин с изображением рыб и морских животных.

Основоположниками этого вида натюрморта были: Питер де Пюттер, Питер ван Схайенборг и Питер ван Норт.

Питер де Пюттер (1600-1659) избирал высокую точку зрения, с которой хорошо видно стол с рыбой, иногда в натюрморт добавлялась сеть.

Питер ван Схайенборг (? - после 1657) писал рыб на сером или жёлто-коричневом фоне.

Особым колоритом обладали картины Питера ван Норта (около 1600 - ?), красочно передававшего блеск чешуи.

Главным представителем этого направления живописи стал Абрахам ван Бейерен (1620/1621 - 1690), который работал и во многих других жанрах натюрморта, писал и марины. Он изображал рыб и на столе, и на морском берегу.

Возможно, учеником ван Бейерена был Исаак ван Дюйнен (1628 - 1677/1681).

К числу мастеров «рыбного» натюрморта можно причислить и пейзажиста Алберта Кёйпа (1620-1691).

«Рыбным» натюрмортом увлекались утрехтские мастера Виллем Ормеа (1611-1673) и его ученик Якоб Гиллиг (около 1630 - 1701).

«Суета сует» (Vanitas, Memento mori, «учёный» натюрморт)

Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas » («суета сует»).

«В идейных основах этого направления своеобразно переплелись средневековые представления о бренности всего земного, морализующие тенденции кальвинизма и гуманистический идеал мудрого человека, стремящегося к истине и красоте».

Наиболее часто встречающимися символами бренности в натюрмортах «суета сует» были: череп, погасшая свеча, часы, книги, музыкальные инструменты, увядшие цветы, опрокинутая или разбитая посуда, игральные карты и кости, курительные трубки, мыльные пузыри, печати, глобус, и т.д. Порой художник включал в произведение лист пергамента с латинским изречением на тему «суета сует».

Первый дошедший до нас натюрморт XVII века, относящийся к жанру «суета сует», был написан Якобом де Гейном Младшим.

«В верхней части ниши, на капителях фланкирующих ее пилонов, помещены скульптурные изображения женской и мужской фигур, а на замковом камне свода ниши выбита латинская надпись: «HUMANA VANА», которую можно перевести как «человеческая суета - напрасна». Этот девиз позволяет понять символику фигур, из которых первая, словно предупреждая об эфемерности мыльной сферы, указывает на нее пальцем, а вторая, как бы размышляя о тщете человеческих деяний, в раздумье оперлась головой о согнутую в локте руку. Справедливость латинского изречения подтверждается изображением черепа - символа смерти, пресекающей и добрые и злые человеческие деяния, и мыльного пузыря, выражающего трагическую судьбу природной материи, обреченной исчезнуть в водовороте бытия».

Якоб де Гейн Младший проживал в Лейдене, городе, в котором был открыт первый голландский университет и который являлся центром книгопечатанья. Именно Лейден стал центром «учёного» натюрморта.

Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байли и группировавшихся вокруг него мастеров.

Пионером нового вида натюрмортного жанра явился Ян Давидс де Хем (1606-1684). Он пробовал себя в различных жанрах: цветочный, учёный, кухонный натюрморты. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Он стал создавать роскошные натюрморты, перегруженные яркими и красочными фруктами, омарами, попугаями… Цветочные натюрморты тоже имели явный фламандский след, отличаясь барочной симфонией красок.

Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Помимо сына мастера - Корнелиса де Хема, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. В свою очередь Кик воспитал одарённых учеников - Элиаса ван ден Брука и Якоба ван Валскапелле.

Приёмы Яна Давидса де Хема хорошо усвоил его сын Корнелис де Хем (1631-1695). В то же время в его картинах больше воздуха.

Самым даровитым учеником Яна Давидса де Хема был Питер де Ринг (1615-1660). Отличительной особенностью его натюрмортов было непременное присутствие кольца с печаткой, намекавшего на фамилию художника (кольцо по-голландски - ring).

Ещё одним выдающимся учеником Яна Давидса де Хема был Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676), создававший свои натюрморты под влиянием творчества Виллема Калфа.

Более просты и интимны натюрморты последователей Яна Давидса де Хема - Йоханнеса Бормана и Мартинуса Неллиуса (? - после 1706).

Роскошные натюрморты создавал и Симон Люттихёйс (1610 - ?), добавляя в них мотивы «суеты сует».

Еще один ученик Яна Давидса де Хема Корнелис Кик (1631/1632 - 1681) использовал в картинах зарисовки на открытом воздухе. Свои пленэрные приёмы он передал своим ученикам Элиасу ван ден Бруку (1650-1708) и Якобу ван Валскапелле (1644-1727), чьим натюрмортам свойственна тонкая передача световоздушной среды.

Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк, и два мастера позднего цветочного натюрморта, Якоб Ротиус (1644 - 1681/1682) и Абрахам Миньон.

Во время первых «роскошных» натюрмортов Яна Давидса де Хема были написаны и немногочисленные работы на эту тему Франсуа Рейкхалса.

Стремление к красочности характерно для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Непременным атрибутом этих картин были карманные часы.

Один из немногочисленных последователей Бейерена - Абрахам Сусенир любил изображать серебряную посуду.

Большое влияние на художников оказали «роскошные» натюрморты Виллема Калфа (1619-1693). В них Калф часто использовал сосуды из золота, серебра и китайского фарфора. При этом картины снабжались символами «суеты сует»: подсвечником и карманными часами. Калф часто избирал вертикальный формат. Его творчество распадается на периоды пребывания во Франции и возвращения в Амстердам. Для позднего периода характерно уменьшение числа изображаемых на картине предметов и мрачный фон.

Последователями Калфа были Юриан ван Стрек, его сын - Хендрик ван Стрек (1659 - ?) , Кристиан Янс Стрип (1634-1673) и Барент ван дер Мер (1659 - до 1702).

Путём приближения «роскошных» натюрмортов к «обманным» пошел другой последователь Калфа - Питер Герритс Рустратен (1627-1698).

Наряду с Алстом к числу пионеров натюрморта с охотничьими трофеями относится Маттеус Блум.

Ряд картин на данную тему исполнил Николас ван Гелдер (1623/1636 - около 1676).

Охотничьи трофеи изображал и Мелхиор де Хондекутер .

Тему охотничьего натюрморта затронул известный мастер пейзажа Ян Баптист Веникс (1621-1660), изображавший убитых косуль и лебедей. Его сын Ян Веникс создал не менее сотни картин с изображениями битых зайцев на фоне каменной ниши или паркового пейзажа.

Еще одним учеником Яна Баптиста Веникса был Виллем Фредерик ван Ройен (1645/1654 - 1742), который тоже встраивал изображения животных в пейзаж.

Приверженцем парадного охотничьего натюрморта, как Алст и Ройен, был и Дирк де Брай. Он представлял трофеи соколиной охоты, развлечения аристократов и богатого бюргерства.

Наряду с декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. В этом стиле создавали свои произведения Ян Вонк (около 1630 - 1660?), Корнелис Лелиенберг (1626 - после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633 - после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634 - после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618-1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644-1721).

«Камерные» охотничьи натюрморты создавали живописцы, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603 - 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660-1704).

Натюрморт с животными

Основоположниками жанра были Отто Марсеус ван Скрик (1619/1620 - 1678) и Маттиас Витхос (1627-1703).

Скрик завел в своем имении террариум с насекомыми, пауками, змеями и другими животными, которых изображал на своих картинах. Он любил создавать сложные композиции с экзотическими растениями и животными, внося в них философский подтекст. Например, в дрезденской картине «Змея у птичьего гнезда» бабочки собирают нектар с цветов, дрозд ловит бабочек и кормит ими своего птенца, другого птенца заглатывает змея, на которую охотится горностай.

Витхос предпочитал изображать на переднем плане картин чертополох и другие растения, среди которых ползают змеи, ящерицы, пауки и насекомые. В качестве фона он изображал итальянский пейзаж, память о поездке в Италию.

Кристиан Янс Стрип писал чертополох и кротов в манере Скрика.

Абрахам де Хёс очень тщательно и близко к натуре изображал разнообразные виды кротов, ящериц, змей и бабочек.

Несколько полотен, посвящённых изображению животных, есть у Виллема ван Алста. Его ученица Рахел Рёйсх свою творческую карьеру начинала с подражаний Скрику, но затем выработала собственный стиль, для которого характерно изображение мелкой живности на фоне золотистого пейзажа.